Обследование речи ребенка 4 лет. Построй из кубиков

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Учитель-логопед:

Назарова Т.Н.

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Экспрессия педагога.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

Первичным (перед началом коррекционной работы),

Промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

Итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

!!!

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов - выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

!!!

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

!!!

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы - 1,5-3 мес. Гуление - 2-4 мес.

Умение ползать - 5-7 мес. Лепет - 5-6 мес.

Умение сидеть - 6-8 мес. Первые слова - 1 год

Умение стоять - 8-9 мес. Фраза - 1,5-2 года

Умение ходить - 10-13 мес. Связная речь - 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

«Где большой, где маленький?»

«Назови цвет предмета»

«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

Повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

Отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения : - поднять брови,

Нахмурить брови,

Прищурить сначала правый глаз, затем левый,

Надуть щечки,

Втянуть щечки.

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки) , согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

С кем ты живешь?

Как зовут маму, папу?

Кто тебя приводит в детский сад?

С кем ты играешь в детском саду?

Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Использованные источники:

Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».

М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».

Комплекс игр для организации логопедического обследования «безречевых» детей.

Макаревич Наталья Юрьевна, учитель-логопед ОГКУ «ЦСПСиД «Огонёк» г. Томска»
Описание материала: материал носит практический характер, предназначен для учителей-логопедов и дефектологов, занимающихся с «безречевыми» детьми младшего дошкольного возраста.
* * *
Особую проблему в плане логопедического обследования представляют так называемые «безречевые» дети – это полиморфная группа, в которую входят дети с различными нарушениями развития комплексного органического характера: собственно речевыми (алалия, задержка речевого развития, анартрия), эмоционально-личностными (расстройства аутичного спектра, мутизм), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), нарушениями слуха и интеллекта, а также комплексными нарушениями развития. Сравнительно недавно стали также выделять детей с дисфункцией сенсорной интеграции.
Традиционные приёмы проведения полноценного логопедического обследования данных детей неэффективны, кроме того, часто необходимо длительное время для установления с ними положительного эмоционального контакта. Поэтому нами был разработан специальный комплекс диагностических игр с использованием «живого» песка и фитбола, который позволяет проводить логопедическое обследование «безречевых» детей комплексно с минимальными временными и энергетическими затратами, одновременно решая вопрос установления положительного эмоционального контакта с ребёнком.
Все подобранные игры направлены на одновременное обследование целого ряда параметров. Так, каждая игра с «живым» песком позволяет одновременно выявить степень сформированности и специфику как речевых, так и неречевых функций, имеющихся в структуре дефекта.
Например, игры по поиску в песке игрушек, подобранных по лексическим темам в соответствии с возрастной нормой, которые позволяют обследовать состояние импрессивного словаря ребёнка, в том числе понимание грамматических категорий, состояние слухового внимания и фонематического слуха, а также сформированность ВПФ (внимания, памяти, мышления).
Гармоничным дополнением является включение в процесс логопедического обследования подвижных игр с фитболом. Они не только позволяют переключить внимание ребёнка, предотвратить утомляемость, повышая его работоспособность, но и выявить у него сформированность моторной сферы (качество движений, их координированность, объём и силу, ритмичность, умение выполнять основные движения в соответствии с возрастом), а также выявить наличие/отсутствие дисфункции сенсорной интеграции (состояние и взаимодействие, прежде всего, вестибулярной и проприоцептивной систем).

Базовые игры с «живым» песком.
Оборудование: «живой» песок, мелкие игрушки/картинки по лексическим темам, су-джок, массажные мячики, геометрические фигуры и другое.
Игра 1. «Ладошки»: оставить отпечаток ладони на песке, нарисовать глаза, нос, улыбку.
Игра 2. «Прятки» (игрушки по лексическим темам): найти спрятанные игрушки/картинки в песке. Затем прятать определённые игрушки/картинки по инструкции.
Игра 3. «Сказка»: разыгрывание простой сказки с игрушками по выбору логопеда («Теремок», «Колобок» и другие), либо разыгрывается сюжет с любыми из понравившихся ребёнку игрушек (простая сюжетно-ролевая игра).

Базовые игры с фитболом.
Оборудование: фитбол, музыкальное сопровождение, предметы по лексическим темам, коробка.
1.Перекатывание фитбола друг другу с максимально кратким речевым сопровождением (лови, кати, ап, поймал).
2.Прыжки на фитболе, сидя или стоя, под стихотворные тексты (например, «По кочкам») или логоритмические песни (например, «Три медвежонка», «Лягушата»).
3.Удары руками в заданном ритме по фитболу (под счёт, ритм стихотворений и песен).
4.Раскачивания на фитболе:
- ребёнок лежит на фитболе на животе, педагог держит его за ноги; впереди лежит в соответствии с интересами ребёнка игрушка, например, машинка, ребёнок должен дотянуться до неё и схватить; затем игрушка располагается на более далёкое расстояние;
- перед ребёнком несколько однотипных игрушек (например, мячиков), и коробка – нужно брать предметы по одному и бросать в ящик, если возможно, то считая;
- перед ребёнком на выбор различные (по форме, цвету, величине, обобщающему признаку) предметы на классификацию, начиная с двух, – нужно выбрать предметы по инструкции педагога;
- при выявлении высокого уровня понимания речи ребёнком – выбор предмета/объекта по описанию или после отгадывания загадки.

Таким образом, использование представленного комплекса игр для организации логопедического обследования «безречевых» детей значительно повышает его эффективность, экономит трудо- и энергозатраты, одновременно позволяя установить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и мотивировать его на совместную деятельность.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Обследование детей проводилось по программе под редакцией М.А. Васильевой, авторы - составители С.С. Дреер, А.Н. Потыкан (3)

Было обследовано 9 детей в возрасте 3-4 лет

Для обследования правильному звукопроизношению детей мы поставили перед собой ряд задач:

1. Изучить особенности произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах

2. Оценить уровень отчетливого произношения фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

1. Дидактическая игра «Назови предметы»

Материал: картинки с изображением шара, шубы, жука, зайца, рыбы, трамвая, лампы, лопаты.

Ребенку показывают картинки с изображением предметов, он их называет - взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит или искажает.

Критерии оценки:

3 балла - ребенок произносит все звуки

2 балла - не произносит сложные звуки или шипящие

1 балл - не произносит и сонорные, и шипящие

Ф.И. ребенка

Звонкие согласные (в, б, д, г)

Свистящие (с, с, з, з, ц)

Шипящие ш, ж, ч, щ

Сонорные

Ангелина П.

Мунарбек Р.

Мухаммед С.

Высокий уровень - 12-9 баллов, средний уровень - 8-6 баллов, низкий уровень - 5-3 балла.

От сюда следует, что трое детей имеют высокий уровень развития, 5 детей имеют средний уровень развития и 1 ребенок имеет низкий уровень развития. Детям сложно произносить сложные звуки и шипящие, а ток же сонорные

2. Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота»

Педагог предлагает ребенку послушать русскую народную потешку «Как у нашего кота», затем произносит потешку повторно вместе с ребенком.

Критерии оценки:

3 балла - ребенок отчетливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения, регулирует силу голоса, темп речи.

2 балла - ребенок затрудняется произнести некоторые фразы, но использует правильную интонацию, регулирует силу и темп речи.

1 балл - речь ребенка не отчетлива, интонацию не использует, силу голоса и темп речи не регулирует

Высокий уровень - 12-9 баллов, средний уровень - 8-6 баллов, низкий уровень - 5-3 балла

В итоге высшего балла нет ни у одного ребенка, средний уровень имеют 3 детей и низкий уровень имеют 6 детей. Дети затрудняются произносить некоторые фразы, не все дети используют правильную интонацию. Регулируют силу и темп речи. 6 детей не регулируют силу голоса, 4 ребенка темп речи не регулируют.

Таким образом, в процессе изучения произношения звуков родного языка и четкого артикулирования их в звукосочетаниях и словах, а так же в определении уровня отчетливого произношения фраз, при использовании интонации целого предложения и в умении регулировать силу голоса и темп речи, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по обучению детей правильному звукопроизношению с детьми 3-4 лет

Мы наметили этапы по формированию правильного звукопроизношения:

1 этап. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата - в игровой форме уточнение с детьми определенных движений и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения

Игра «Кормление птенцов»

Упражнение «Кто лучше сделает дудочку»

Игра «Кто умеет улыбаться»

Упражнение «Губы круглые, как бублик»

Игра «Посидим в тишине»

Игра «Построим заборчик» и т.д.

2 этап. Уточнение звука или его вызывание по подражанию - использовать способность ребенка к подражанию. Закреплять произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывать по подражанию у тех детей, которые еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

Игра «Успокоим куклу»

Ирга «Поезд»

Игра «лошадки»

Игра «Хороша кукла Маша, только зубы болят у куклы нашей»

Игра «Кто как кричит»

Игра «Накормим телят»

Игра «Снежинка»

Игра «Пузырь»

Упражнение «Волк воет» ит.д.

3 этап. Уточнение правильного произношении звука - звук уточняется в словах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Кто как кричит»

Игра «Покажи и назови»

Игра «Чего не хватает»

Игра «Волшебный сундучок»

Игра «Найди пару»

Игра «Лото»

Игра «Магазин»

Игра «Отгадай» и т.д.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Подготовил

педагог-психолог МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

    Понимание речи.

    Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года )

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый результат : ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).

    Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года )

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

    Активная речь

    Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат : хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

    Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)

Методика обследования : педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат : ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

    Сенсорное развитие

    Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат : ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

    Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования

Ожидаемый результат : ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

    Ребенок классифицирует 2 группы предметов.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

    Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый) . (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат : ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

    Игра и действия с предметами

    У ребенка появляются элементы ролевой игры. (3 года )

Материал : руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2. Методика обследования : провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат : ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

    Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.

Методика обследования : наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.

Ожидаемый результат : ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.

    Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей . (4 года)

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат : ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

    Движения

    Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)

Материал : палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат : ребенок перешагивает через палку без поддержки.

    Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат : ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

    Навыки

    Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого . (3 года)

Методика обследования : ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.

    Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года )

Методика обследования : естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат : если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

    Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования : ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.

    Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года) .

Методика обследования : естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

    Конструктивная деятельность

    Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года) .

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат : ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

    Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал : сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.

    Изобразительная деятельность

Рисование .

    Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их .(3 года)

Материал

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат

    Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их .(4 года)

Материал : лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат : ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка .

    Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их .(3 года) .

Материал

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат : ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

    Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их .(4 года) .

Материал : кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат : ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

    Социальное развитие

    Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат : ребенок проявляет самостоятельность.

    Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года) .

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат : ребенок ставит перед собой цели.

Литература:

    Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

    Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

Обследование ребёнка в 4 года - процедура необходимая. Ведь ранняя диагностика нарушений развития очень важна. Остановить прогрессирование болезни и начать лечение возможно лишь при своевременном её выявлении.

Развитие - процесс непостоянный, он подвержен ускорению и замедлению в определённые временные периоды. Плановый осмотр ребёнка в 4 года даёт возможность исследовать: развитие речи, моторику, состояние органов, параметры тела, показатели давления. Внимательный врач должен спросить, как кушает и спит ребёнок, как опорожняется, какими навыками владеет. Мама может получить необходимые сведения о том, как сделать клизму ребёнку, которому 4 года. Или узнать, какие прививки делают четырёхлетнему ребёнку. Календарь прививок показывает, что в этом возрасте прививки ставить нет необходимости.
Врачу нужно взвесить и измерить рост ребёнка. Показателями нормы для ребёнка 4 лет является: рост - до 112 см, вес - до 20 кг. Если вес и рост ребёнка значительно больше, чем показатели нормы, возможно, всему виной генетическая предрасположенность или неправильное питание.
Врач должен выслушать работу сердца и лёгких, пальпировать печень и другие органы. В этом возрасте показана сдача общего анализа крови и мочи. Как собрать мочу у девочки и мальчика в 4 года - вопрос уже не актуальный. Хотя некоторая трудность всё ещё присутствует. Если сбор анализа является проблемой, нужно приобрести специальные мочесборники, которые продаются в аптеке. Анализ мочи позволит определить состояние почек и всей мочеполовой системы. Анализ крови основывается на нормативных показателях эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, эозинофилов. Нарушение показателей любого из компонентов свидетельствует о возможных нарушениях в организме.
Четырёхлетний возраст - переходной период, когда детская психика подвергается напряжению. Это обусловлено тем, что малыш начинает чувствовать разнообразные эмоции: стыд, печаль, обиду, гнев. Поэтому психологическое состояние крохи особенно важно контролировать именно сейчас. Обратитесь за помощью к психологу, если настроение ребёнка угнетённое и подавленное.
Развитие речи у четырёхлетнего ребёнка происходит стремительно. Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, необходима консультация логопеда. Развитие речи обусловлено развитием мелкой моторики. Для мелкой моторики нужно лепить, рисовать, собирать мозаику.
Физическая активность в этом возрасте важна, как никогда. Потому что в четырёхлетнем возрасте ребёнок становится менее подвижным. Спокойность, усидчивость, сосредоточенность занимают лидирующую позицию. Двигательная активность отступает на второй план. Поэтому ребёнка нужно постоянно настраивать на активные игры. Хорошим вариантом будет посещение спортивного кружка с развивающими играми. Тогда его энергия будет направлена в нужное русло. Осмотр хирурга и ортопеда для ребёнка четырёх лет не будет лишним.