Как четырехлетнему ребенку привить уверенность смелость. Как развить в ребенке уверенность в себе

Уверенные люди, в отличие от стеснительных добиваются больших удач, поэтому перед многими родителями стоит вопрос о том, как развить в ребенке уверенность в себе. Неуверенные в себе люди боятся сложностей и трудностей. Воспитание ответственных, уверенных, волевых и решительных детей является главной задачей родителей.

Как общаться с детьми

Чтобы не развить наглость и самовлюбленность, не хвалите ребенка, будто он бог и король. За какие действия можно хвалить детей: за уборку квартиры, завязывание шнурочков или за получения медали на олимпиаде, построения скворечника?

Не надо праздновать тот факт, что ребенок сам умывается. Это вполне нормальное явление, поскольку детей необходимо научить таким элементарным вещам. Желанию развиваться отбивает чрезмерная и безмерная похвала родителей. Хвалить малышей нужно за его личные достижения. Со стороны родителей всегда нужна поддержка и понимание.

Перед тем, как сказать какое у вас прелестное дитя, подумайте о том, так ли это? Нельзя путать уверенность с самоуверенностью и высокомерием.

Важным является научить детей самостоятельному решению вопросов. Поскольку только так ребята научатся быть ответственными. Взрослые должны доверять детям. Сначала, детки могут ошибаться и делать не то, что полагается. Но на ошибках же учатся и становятся самостоятельным.

На заметку родителям

  1. Мама и папа должны научить малыша пользоваться своими ресурсами и не выполнять работу за него. Так детка сможет развить за себя ответственность. Важно детям знать, что все поступки (и хорошие, и плохие) приводят к соответствующим последствиям. Поэтому им необходимо объяснить, что нужно делать хорошие действия, а если что-то не получается, ободрите ребенка. Покажите им пример на практике. Ошибки необходимы для правильных выводов и нахождения лучших вариантов.
  2. Пример родителей является образцом для подражания. При неуверенности самих родителей, ребенок не может узнать ничего об уверенности. Поэтому необходимо взрослым следить за собой и совершенствоваться. Малыш должен гордиться родителями и стать похожими на них.
  3. Общение с ребенком, доверие к нему – обязательное условие для деток. Выслушайте его, станьте другом. При возникновении трудностей у малыша важна поддержка, а не критика родителей. Тогда дети станут уверенными. С ранних лет научите деткам верить в себя и в свою силу. Если малыш выражает инициативу и делает что-то самостоятельно, нужно радоваться, поскольку у вас будет расти уверенный малыш. Если же он задуманное не смог выполнить, посоветуйте, как сделать, чтобы в следующий раз было лучше.

Возрастные особенности у детей и развитие психики

Психика у детей до пяти лет податливая, у них хорошая память. Поэтому считается очень важным, помочь детям раскрыть свои способности и резервы. При исполнении 7 лет формируются память, волевые процессы. Ребенок начинает оценивать себя и планировать действия. С малышами от 3 до 7 лет считается важным делать разные упражнения. Это поможет воспитать человека, знающего себя, умеющего действовать и добиваться удачи во всех жизненных сферах.

Навыки коммуникации и его развитие

Убежденность и уверенность развивается при общении с людьми. В этом случае задача родителей состоит в том, чтобы научить детей выражать свои желания и чувства. Стеснительность содействует тому, что ребята будут держаться чужого мнения, поскольку не могут озвучивать свои требования. Их необходимо обучать коммуникационным навыкам с помощью сюжетно-ролевых игр, где каждый из ребят сможет быть в главной роли.

Малышу можно привить комплекс неполноценности, если сравнивать людей, к тому же не в его пользу. Кроху нужно всегда поддерживать и малыш должен знать, что мама или папа придут на помощь в трудной ситуации, если это будет необходимо.

Ребенок должен иметь право быть собой. Немало родителей, которые хотят, чтобы их детки были лидерами, смелыми и хотят навязать свое мнение. Это неправильно, поскольку такое воспитание чревато отрицательными последствиями. Уважайте выбор ребенка, понимайте его потребности, поскольку он самостоятельная личность.

Развивайте те задатки, которые имеет малыш. И не делайте это принудительно. В противном случае это не принесет никакой пользы и никакого удовольствия. Проявляйте любовь, говорите с ними и показывайте своими действиями, что вы заботитесь о нем, и малютка полюбит себя, ощутит надежность и безопасность.

Советы родителям

  • Будьте терпеливы. У ребенка не все сразу правильно получается. Поддерживайте его, но не критикуйте. Он должен понять, что есть поддержка со стороны родителей. Тогда ему легче будет решать задачи и проблемы. Говорите им ласковые слова и обнимайте их.
  • Если ребенок что-то сломал, прежде чем поругать его, поинтересуйтесь, что он хотел сделать. Если он не врет, а преподносит логические доводы, тогда помогите разобраться и объясните ему, почему вы расстроены: эта вещь очень нужная в быту и при покупке новой, необходимо время пойти в магазин.

Ребенок хочет экспериментировать? Прекрасно, поддержите его. Игрушки – это его вещи. Он вправе делать, с ними что угодно. Нельзя за это критиковать. Вы только спросите, зачем он, например, сломал и объясните, почему делать этого нельзя.

Индивидуальные границы

Взрослея, ребенок становится все более самостоятельным. Не запрещайте, но следите за элементарными правилами, которые он должны выполнять, например, когда идет дождь нужно брать с собой зонт, а когда ветер на улице и холодно, надевать шапку. Устанавливайте четкую систему с правилами о том, что он может делать, а что ему нельзя. Например, вечером можно гулять с мамой или папой, а днем — играть со сверстниками около дома, а не у дороги.

Такие четкие правила будут содействовать всестороннему и полноценному психическому развитию малышей. Они станут уверенными в своих силах.

Развитие уверенности с помощью упражнений и игр

  • Запишите достижения и положительные качества.
  • Подумайте, что хотели бы сделать и чего бы желали достичь.
  • Делайте каждый день действия по движению к намерению, цели.
  1. Посмотрите себя со стороны. Детки и родители рисуют себя так, чтобы никому не было известно, где находится тот или иной рисунок. Затем картинки перемешиваются, и каждый из них получая изображение, рассказывает, чего нет на рисунке. Правильный вывод о нынешнем эмоциональном состоянии малыша позволяют выявить элементы рассказа.
  2. Развитие силы воли, веры. На листке напишите все, что сделали сегодня. Подумайте, а сколько вы умеете и можете научиться? Познание своих дарований способствует повышению личностного роста. Поэтому помогите деткам рассказать о своих мечтах.
  3. Вера в свои силы. Ребенку предложите себя изобразить в будущем. Если он видит себя в положительном свете, результат порадует, а если ребенок видит отрицательные стороны, обратитесь к психологу за корректированием.
  4. Быстрое решение конфликтных ситуаций. Это упражнение выработает быструю реакцию. Упражняйтесь всей семьей. Один придумывает конфликт, второй говорит, как он на него реагирует. Все очень быстро происходит. После записи наблюдателем мысли участников, проанализируйте результаты с супругом.
  5. Укрепление веры в себя. Научитесь ценить свои достоинства и положительные стороны людей. Участниками в этой игре являются родители с детьми. Все стоят в кругу и начинают говорить 3 любезных слов другому человеку по кругу. Вспомните, что вам нравится друг в друге: характер, поведение или внешность?

Регулярно выполняя такие упражнения и игры, детки могут научиться правильно, быстро выражать мысли, ощущения, чувства и станут уверенными.
Посмотрите эти видео. Они помогут развить уверенность в себе не только у ребенка, но и у вас самих:

От того, насколько прочно вы усвоите правила касательно того, как воспитать уверенного в себе ребенка, будет зависеть его будущая успешность. Это касается и профессионального поприща, и личной жизни. Истоки заниженной самооценки всегда нужно искать в самом раннем детстве. Если родителям удастся победить детские комплексы, развить в малыше самостоятельность и внушить ему уверенность в собственных силах как можно раньше, многих проблем в дальнейшем удастся избежать.

Строгих правил по поводу того, как воспитать мальчика или девочку уверенным человеком, конечно, нет. Каждый родитель интуитивно подбирает для своего малыша «тактику и стратегию» воспитания. Кто-то пользуется советами из глянцевых журналов, кто-то прислушивается к словам мамы и бабушки. И все же усилиями многих психологов и педагогов были собраны основные рекомендации по поводу того, как повысить уверенность и самооценку ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Чтобы вселить в ребенка уверенность как можно раньше, он должен не сомневаться в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства. Для воспитания уверенного в себе ребенка не забывайте говорить ему о своей любви почаще. И никогда никому не говорите о малыше плохо! Верьте в него, и у ребенка все получится.

Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Для формирования у ребенка уверенности в себе будьте всегда открытыми и доступными для него. Малыш должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи. И постарайтесь создать дома атмосферу душевного тепла - это пока единственное убежище для малыша от любых житейских бурь.

Чтобы воспитать в ребенке уверенность в себе, как советуют психологи, малыш должен иметь право на ошибку и возможность ее исправить, не получив за это оскорбление, незаслуженное наказание. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить, и предупредить. Можно заметить, что и мама, и папа, и вообще любой человек иногда ошибается, нет «идеальных» людей.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку

А как воспитать счастливого и уверенного в себе ребенка, не превратившись для малыша в строго цензора? Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи. При этом постарайтесь служить малышу образцом для подражания. Ведь не зря англичане говорят: «Не воспитывайте своих детей, все равно они вырастут похожими на вас». Есть и другой вариант этой пословицы: «Не воспитывайте ребенка - воспитывайте себя».

Чтобы развить в ребенке уверенность в себе как можно раньше, позволяйте ему решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встревать в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, я тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, и не их решение. Но если малыш просит помощи, обязательно помогите. Вместе разберитесь с проблемой, наметьте способы ее преодоления, а какой именно способ выбрать, пусть решит ребенок.

Чтобы ребенку стать уверенным в себе, как того желают все родители, никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите его оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что, если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна. Сравнивать можно «себя вчерашнего» с «собой сегодняшним» - вчера еще что-то не получалось, а сегодня смог. Да и «себя завтрашнего» можно увидеть: сегодня не смог решить задачу, но вечером потренируюсь и обязательно справлюсь.

Сделать ребенка уверенным в себе, как показывает практика, совсем не сложно, главное – любовь и терпение.

Что делать, если ребенок не уверен в себе: как воспитать мальчика и девочку уверенными в своих силах

Когда ребенок маленький, избегайте в его оценке слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, причиняющие боль или неприятности, от которых он может пострадать. Даже когда ругаете малыша, подчеркивайте, что он сам хороший ивы его любите, но огорчены неправильным поступком ребенка. Используйте выражения без «не», например, лучше не говорить малышу: «не можешь», «не сделал», «не выполнил». Воспитать девочку или мальчика как можно более уверенными в себе помогут позитивные чувства. Всегда говорите: «С этим ты обязательно справишься», «Тебе это по плечу», «Ты способен еще лучше сделать».

Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но, если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии; поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор. Хорошая возможность показать ребенку, что вы ему доверяете и надеетесь на его помощь, - с раннего детства давать малышу разные мелкие поручения по дому, потом постепенно приучать выполнять постоянные (ежедневные, рутинные) обязанности.

А как помочь ребенку стать уверенным в себе, если он только начинает вливаться в детский коллектив? Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся его жизнь с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортивная школа, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция, особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше, и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе и повысить самооценку

Всегда поддерживайте малыша, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ, как добавить ребенку уверенности и повысить его популярность в группе - это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

А что делать, если ребенок не уверен в себе и не имеет адекватной самооценки? Уважайте своего малыша и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку). Чтобы воспитать в мальчике или девочке уверенность, как показывает практика, не надо бояться позволять малышу спорить с вами - а вдруг он вас переубедит? Заодно поучится аргументировать свои действия - это очень важное качество.

Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала - вовремя и по делу. Даже небольшие достижения достойны похвалы, если малыш приложил усилия и чего-то добился (пусть незначительного, на ваш взгляд, успеха). Чтобы вырастить уверенную в себе девочку или мальчика, как рекомендуют психологи, нужно всегда радоваться вместе с ними, ведь ваши дети – самые лучшие и любимые, цените и принимайте малышей такими, какие они есть!

Как придать ребенку уверенности в себе: воспитание через игру

Развитию в ребенке уверенности в своих силах всегда помогут игры и игровые упражнения. Ниже предложены примеры самых эффективных из них.

«Мое красивое имя»

Имя малышу вы выбирали с любовью, пусть он носит его уверенно, гордится им. Если ребенок уже знает буквы, пусть напишет свое имя крупными буквами на альбомном листе (поверните лист, словно это страница в книге), если еще не освоил чтение, напишите вы. И расшифруйте каждую букву, напишите хорошие качества характера малыша. Вам ведь известно выражение «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»?

Например, так:

  • А - активный
  • Л - любознательный
  • Е - естественный
  • К - красноречивый
  • С - справедливый
  • А - аккуратный
  • Н - настойчивый
  • Д - добрый
  • Р - решительный

А малыш пусть украсит этот листок, как захочет и повесит над своей кроваткой. Каждое утро «расшифрованное имя» будет напоминать крохе, какой он замечательный.

Если ребенок уже учится в школе, «подбросьте» ему этимологический словарь имен или найдите в Интернете и распечатайте рассказ о значении его имени, истории об известных людях, которых звали так же. Пусть малыш гордится своим именем!

«Плакат уверенности»

Такое «наглядное пособие» совершенно необходимо ребенку, который сомневается в своих силах. Возьмите большой лист бумаги, поделите его на две части. Первый «столбик» назовите «Уже могу!», второй «пока еще не умею». Вместе с малышом обсудите, и запишите на плакате все умения, которые вы считаете важными, распределив их по столбикам. Время от времени проверяйте, не пора ли вычеркнуть что-нибудь из второго столбика и записать в первый. Почаще говорите ребенку, что он молодец, быстро учится что-то делать и у него получается: «Видишь, ты не мог зашнуровать ботинки, а теперь сам справляешься! Пора записать твое умение в первый столбик!» И дайте в руки малышу красный карандаш, чтобы он вычеркнул из «неумелого столбика» освоенное действие. Эта игра поможет вырастить уверенного в себе ребенка, ведь, как показывает практика, осваивая новые навыки, у малыша очень повышается самооценка.

Как ещё можно научить ребенка быть уверенным в себе

«Пока… Зато!»

Если малыш не уверен в своих силах, играйте с ним в игру, похожую на «Плакат уверенности». На любое высказывание «Я пока не умею… (аккуратно складывать одежду, рисовать тигра, писать букву «Д», водить машину, чинить водопровод…) ребенок должен ответить: «Зато я могу… (чистить зубы, раскрашивать картинки, кататься на роликах, помогать маме убирать в комнате, прыгать через лужи…).

«Закончи фразу»

Попросите малыша закончить фразу, например: «Я могу…». «Я умею…», «Я добьюсь…», «Я смогу…»

«Что говорят о тебе?..»

Чтобы научить ребенка быть уверенным в себе как можно раньше и развить его фантазию, попробуйте поиграть в следующую игру. Малыша окружают различные предметы. Попросите ребенка представить себе, что все они умеют разговаривать и могут что-то рассказать о нем. Например, велосипед: «Какой ты молодец! Так быстро научился управлять мной! Скорее садись, покатаемся!» Примерные «рассказчики»: кровать, ботинки, мячик, зеркало, мыло, тарелка, расческа и другие предметы, которыми пользуется малыш. Найти их не составит труда, просто оглянитесь вокруг.

Следующее упражнение не только поможет ребенку быть уверенным в себе, но и научит, как общаться со сверстниками. Его можно провести с группой детей - во дворе, летом на даче с соседскими ребятишками, на детской площадке.

«Каждый сам!»

Это замечательная тренировка «личной ответственности». В игре каждый действует самостоятельно, рассчитывает на свою смекалку, свои силы, но в результате задание должна выполнить группа детей. Правила простые. Дети свободно ходят по комнате (или по детской площадке). По команде они должны выстроиться так, как скажет ведущий. Все действуют молча, никто никем не «руководит», никаких подсказок и «подталкиваний». Для деток постарше можно даже ввести запретна «контакт», «дотрагивания». Следующая команда - можно разойтись. И вновь перестроиться, когда скажет ведущий.

Примерные команды:

  • построиться в колонну по росту;
  • образовать круг;
  • построиться в шеренгу «через один»: девочка - мальчик - девочка - мальчик;
  • образовать треугольник и т. д.

Как привить ребенку уверенность в себе: игра «Трон умельца»

Игра «Трон умельца» – отличный способ, как поднять самооценку и уверенность ребенку младшего возраста. Поставьте посередине обычный стульчик и предложите малышам сыграть: «Сегодня каждый из вас сможет посидеть на «троне умельца». Когда кто-то сядет на трон, все должны вспомнить три дела, которые очень хорошо получаются у этого малыша». Пусть дети говорят по очереди. Такое упражнение во многих вселяет уверенность. Ведь ребенок чувствует себя настоящим умельцем, и даже не в одном, а в трех делах! Только это действительно должны быть дела, а не «красивое Платьице» или «кудрявые волосы». Если дети затрудняются, подскажите им.

Это могут быть:

  • пение: «Даша замечательно поет песню про елочку!»;
  • танцы: «Сережа сплясал на празднике танец медвежонка, все ему так хлопали!»;
  • физкультурные упражнения: «Игорек вчера на занятии прыгнул выше всех!»;
  • рисование: «На рисунке Анечки море получилось как настоящее!» - и другие занятия.

Да, и не забудьте предварительно вспомнить три умения самых робких и стеснительных ребят. Так как они «тихие», друзья могут не сразу сообразить, какие дела у них получаются очень хорошо. Тут-то и пригодятся ваши подсказки.

Как вырастить уверенного в себе ребенка: проигрывание ситуаций

Проигрывание различных ситуаций – ещё один отличный способ, как поднять уверенность в ребенке с самого раннего возраста. Играйте с малышом «в случаи». Их можно придумывать или брать из жизни вашей семьи, главное, чтобы ребенок мог в игре «становиться» кем-то из главных героев. Задача игры - научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, находить выход из затруднительных положений. Вот примеры некоторых «случаев», а вы, конечно, можете предложить ребенку свои варианты игры.

  • В конкурсе стихов ты занял первое место, а твой друг не попал в число призеров. Он очень расстроился. Как ты мог бы его успокоить?
  • Ты вышел во двор, а там ребята играют в интересную игру. Как ты попросишь, чтобы тебя приняли? Представь, что ребята отказались тебя принять, что ты будешь делать?
  • Мама принесла три апельсина тебе и сестре (брату). Как ты их поделишь? Почему?

Как помочь ребенку стать уверенным в себе: говорите и слушайте

Чтобы придать ребенку уверенности в себе и своих силах как можно раньше, побольше говорите с ним и обязательно слушайте, что малыш говорит вам.

Говорите своему ребенку:

  1. Я люблю тебя.
  2. Люблю тебя, несмотря ни на что.
  3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
  4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
  5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
  6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
  7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
  8. Спасибо.
  9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
  10. Мое любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.

Слушайте:

  • Вашего ребенка в машине.
  • Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
  • Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается в вашей помощи.
  • На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
  • Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.

Как вселить уверенность в своего ребенка: рассказывайте и спрашивайте

Не знаете, как привить ребенку уверенность в себе? Рассказывайте и спрашивайте!

Рассказывайте:

  • Историю его рождения или усыновления.
  • О том, как вы «нежничали» с ним. когда он был маленький."
  • Историю о том, как вы выбирали ему имя.
  • О себе в его возрасте.
  • О том, как встретились его бабушки и дедушки.
  • Какие ваши любимые цвета.
  • Что иногда вам тоже сложно.
  • Что когда вы держите его за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает «люблю тебя».
  • Какой у вас план.
  • Чем вы сейчас занимаетесь.

Спрашивайте:

  • Почему, ты думаешь, это случилось?
  • Как думаешь, что будет если…?
  • Как нам это выяснить?
  • О чем ты думаешь?
  • Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
  • Как думаешь, какое «оно» на вкус?

Как добавить уверенности ребенку: показывайте и находите время

Есть ещё несколько отличных способов, как ребенку внушить уверенность в себе и своих силах.

Показывайте:

  • Как сделать что-то, вместо того чтобы запрещать это делать.
  • Как свистеть в травинки.
  • Как тасовать карты, сделать веер/домик…
  • Как резать еду.
  • Как складывать белье.
  • Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
  • Привязанность к вашему супругу.
  • Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.

Находите время:

  • Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
  • Чтобы посмотреть на птиц.
  • Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
  • Ходить в какие-то места вместе.
  • Копаться вместе в грязи.
  • Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
  • Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.

Как ещё можно ребенку внушить уверенность в себе

Чтобы ребенок обрел уверенность в собственных силах как можно раньше, обязательно радуйте малыша.

Порадуйте своего ребенка:

  • Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
  • Положите шоколад в блины.
  • Выложите еду или закуску в форме смайлика.
  • Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете ему что-то делать.
  • Играйте с ним на полу.

Отпускайте:

  • Чувство вины.
  • Ваши мысли о том, как должно было быть.
  • Вашу потребность быть правым.

Отдавайте:

  • Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
  • Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
  • Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
  • Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
  • Давайте вашему ребенку возможность справиться со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
  • Делайте ванну в конце длинного дня.
  • Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

Статья прочитана 15 561 раз(a).

В рубрике «Мы вам поможем», на страницах сайт мы разберем проблему - «Как воспитать в детях уверенность в себе?» Какими методами должны родители пользоваться, чтобы не закомплексовывать свое чадо еще больше.

Как выработать в ребенке уверенность в себе? Мальчику 12 лет.

Родители оберегают своих детей сызмальства, сопровождая каждый шаг малыша всевозможными «ой». «Ой, осторожно, ой, не трогай. Не бери, возьми, не клади, не упади - ой, ой, ой». Все эти ограничения (с «да» и «нет») лишают ребенка инициативы, пусть даже детской, развивается неуверенность (ведь без оглядки на родителей он уже ничего не может сделать), взращиваются комплексы.

В каждом ребенке заложен талант, и родители должны уметь разглядеть эти способности, помочь ребенку в развитии их. Многие родители не хотят мириться с тем, что их чадо - самый обычный, среднестатистический ребенок. Каждый считает, что его ребенок какой-то особенный, и с этим никто и не спорит. Возникает неуемное желание сделать из ребенка вундеркинда - стремление к заниманию первых мест. В гонке за показателями родители нагружают ребенка всевозможными занятиями (музыка, спорт, языки, кружки, танцы). Ребенок носится, как угорелый, не может нигде до конца проявиться, достичь каких-то высот.

В итоге получается, что истинная сущность ребенка никогда не удовлетворит родителей, которые заранее решили, что их дети обязательно будут самыми замечательными и выдающимися. Дети, которые видят к себе такое отношение, никогда не смогут быть довольны собой и своими успехами, и достижениями. Поэтому неудивительно, что дети с такой судьбой, как правило, предпочитают скрываться за маской, и всю жизнь страдают от неуверенности в себе и заниженной самооценки.

К сожалению, мы хвалим своих детей за высокие показатели и чаще ругаем даже за малые провинности. На самом деле родители, конечно же, любят своих детей независимо от внешних факторов, но не всегда считают уместным говорить им об этом, опасаясь своим отношением развить в ребенке вседозволенность.

Питая к ребенку с самого рождения безумную любовь, родители, со временем, по мере взросления его, начинают оценивать ребенка по его достижениям. И только когда он ведет себя так, как хочется родителям, добиваясь определенных успехов, они готовы похвалить его и приласкать, проявляя, таким образом, свою любовь. Пользуясь механизмами любви, мы не осознаем, что ребенок воспринимает это проявление чувства, как условность - родителе его любят за определенные достижения. Чтобы ребенок не стал замыкаться и отчуждаться, а это в дальнейшем может вырасти в проблему, нужно время от времени анализировать характер своей любви к ребенку, чтобы он чувствовал, что вы любите его независимо от внешних обстоятельств.

Невозможно расслабиться и полностью сконцентрироваться на конкретной задаче, если постоянно думать о том, что любое наше дело будет пристально разбираться и оцениваться. А именно это вы и предлагаете своим детям.

Все дети разные. У каждого ребенка существует своя эмоциональная реакция на отношение, людей, событие, и многое другое. Если мы не научимся, не только ожидать, но и поощрять, то вырастим закомплексованного, неуверенного человечка, который не сможет противостоять трудностям и преодолевать их. Нам нужно критично относиться к своим ожиданиям. Насколько они реалистичны? Может быть слишком завышены? Может мы переоцениваем своих детей, примеряя к ним такие же критерии, как и ко взрослому, требуя невозможного?

Но чаще у нас происходит крен в другую сторону, когда мы предъявляем слишком заниженные требования к ребенку, обращаемся с ним как с маленьким, несмотря на то, что он уже вырос.

Мы не раз слышали, как дети одергивают родителей, когда они с ними носятся, как с писаной торбой: «Хватит, я уже не маленький». Если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя независимо, научился сам отвечать за свои поступки, то нужно предоставлять ему право выбора. Детское стремление к независимости должно быть поддержано, но в рамках допустимого. Вместе со свободой поведения приходит и доверие, а также удовлетворение от правильности поступков, и ответственность за неправильные решения.

Неверием в способности и возможности ребенка мы подрываем его веру в себя. Ребенок начинает считать, что он неспособен выполнить даже какие-то простые вещи. Поэтому если мы, родители, уверены, да еще и озвучиваем, что ребенок не в силах справиться с поставленной задачей, то и ребенок, независимо от того по плечу ли ему это задание, станет точно так же придерживаться этого мнения. Ребенка нужно поддерживать и в маленьких победах и в больших неудачах, для того чтобы он умел справляться с преградами, особенно это касается мальчиков. Мы не должны к нашему взрослому представлению о чем-то (гипотетически) притягивать за уши детское представление об этом же.

Нужно позволять ребенку совершать ошибки в праве выбора, побуждать к принятию решения и развивать независимость и ответственность. А это возможно только тогда, когда вы помогаете, а не мешаете, ребенку самому делать выбор, а затем при любом раскладе вместе разбираетесь в результатах его разрешения. В этом разборе главное подтолкнуть ребенку к выражению собственных оценок своих действий.

Все родители хотят видеть своих детей уверенными, способными отстаивать свое мнение, ответственными, но и естественно воспитанными. Но при этом боятся своё ненаглядное чадо нагружать. Лишний раз мы не отправим ребенка в магазин за покупками, особенно, если недостаточно благоприятные погодные условия, только бы ножки не промочил. А потом удивляемся тому, как ребенок отмахивается от нашей просьбы, предлагая самим нам это выполнять.

С ребенком необходимо всегда проводить одну линию поведения. Какие бы мы обязанности ни поручали ребенку, и какой бы метод их исполнения ни избирали, всегда нужно помнить одно, - не стоит менять своего решение «на скаку» в зависимости от каприза ребенка. Это не означает, что мы взрослые должны сразу же бросаться в атаку и тем самым отбивать охоту у детей к последующим обязанностям. Ребенок ждет от нас реакции. В такой момент родителям необходимо взять себя в руки и скрыть свое недовольство.

Спокойно выслушать аргументы ребенка и в следующий раз, когда ребенок что-то попросит, точно также спокойно пройти мимо этого (его просьбы), при этом, конечно же, не ссылаться на него самого (не припоминать отказ), а просто объяснить, что и в вас «неуемный порыв» к исполнению желаний не всегда присутствует. Но… Есть чувство ответственности и желание помочь.

Все эти механизмы, я уверена, родители давно знают, но не всегда прибегают к ним. Задерганные жизнью и каждодневными проблемами у нас не хватает времени и терпения, и мы, родители, махнув рукой на все рекомендации, а чаще выплеснув определенную порцию эмоций, беремся за дело сами…

Если мы хотим вырастить уверенных в себе детей, то надо с раннего детства приучать их к ответственности не только за свои поступки, но и к ответственности за других людей. Помимо всех других преимуществ ответственность за кого-то является защитой от излишней застенчивости. Очень хорошо, если в семье имеются еще дети. Поручите ребенку заботу о младших. В такой защите и опеке за детьми младшего возраста у вашего ребенка не останется времени думать о какой-то неуверенности в себе. Ребенок научиться отстаивать права младшего, а значит и свои права…

Любой родитель своим вмешательством в конфликты детей подрывает его авторитет, уверенность в себе и умение постоять за себя. Я сама бросалась, как и каждая мать, на защиту своего ребенка в случае «недопонимания» с другими детьми. А потом увидела, как у ребенка формируется подсознательная уверенность в том, что он не способен справляться с ситуациями без родительской помощи. Понятно, что ни один родитель не будет спокойно стоять и смотреть, как обижают его ребенка.

Прежде чем бежать на выручку, убедитесь в том, что ребенка несправедливо обидели. Если такой уверенности не существует, то дайте своему ребенку самому разбираться в проблеме. Иначе он свыкнется с мыслью о своей неспособности постоять за себя. Самый эффективным способом борьбы с детской застенчивостью, касается мальчиков, хотя и девочки не остаются в стороне, - найти ребенку компенсирующее занятие, которое способствовало бы повышению его уверенности в себе. Через успех можно многого добиться…

В 12 лет дети еще не подростки, у них слишком много, пока, инстинктов, в какой-то мере жестокости, которую они еще не научены контролировать. Они не приучены давать отчет своим поступкам, анализировать их. В них не выработано чувство вины или прощения. А потому очень часто «слабые» духом дети зависят от более сильных сверстников, не только физически, но и психологически.

Застенчивость, неуверенность в себе можно преодолеть. Застенчивость обычно проявляется, когда человек боится, что не сможет добиться результата, которого ожидают, боится рисковать. Хорошо было бы поощрять детей иногда предпринимать рискованные предприятия. Подпитывать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться, добиться цели. В это время правильнее было бы направить энергию ребенка в нужное русло. Спорт может сыграть немаловажную роль.

Единоборства, командные игры. Дайте ребенку информацию, подбросьте фильмы о тех или иных видах спорта. Поинтересуйтесь мнением ребенка, что ему нравится, чего он опасается. Постарайтесь дать оценку тем преградам и страхам, которые видятся вашему ребенку в том или другом предложенном вами занятии. Мне кажется, командные игры хотя и вырабатывают командный дух, чувство плеча, коммуникабельность, но в них не всегда может проявиться индивидуальность ребенка.

Традиционно мужскими занятиями считаются боевые искусства (дзюдо, карате и т.д.). В них ребенок развивает характер, учится отвечать конкретно за свои удачи или промахи, закаливает характер, развивает выносливость, уверенность. Мальчик учится стойкости, К тому же для мальчика важно уметь за себя постоять. Здесь главное правильно выбрать наставника…

Выясните, каким единоборством хотел бы заниматься ребенок, что он ждет от этих занятий. Не навязывайте свое желание ультимативно. Человек не может быть успешным в навязанном ему деле. Если вы знаете свое чадо, то найдите нужные слова и аргументы, чтобы он поверил вам и не зацикливался на своем нежелании. Попробуйте выяснить, даже если он и знает, как это делается, почему он не хочет, или наоборот желает заниматься определенным видом спорта…

Что такое уверенность в себе? Когда мы говорим уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка, гордость - все это означает понимание себя. А этому нужно учиться.

Если вы, как многие родители пытаетесь в детях воплотить свои несбывшиеся мечты, то забудьте об этой затее. Давайте детям возможность заниматься тем, чем они действительно хотят заниматься, что будет давать им удовольствие, что будет способствовать росту их уверенности в себе.

Не старайтесь, чтобы ваши дети сразу же преодолели свои пока еще детские комплексы. Ведь даже взрослому человеку этот первый шаг бывает очень труден. Застенчивому, неуверенному в своих силах малышу этот первый шаг дается слишком тяжело, безумно сложно пересилить себя. Но как только он проделает это, полный беспокойства и волнений шаг, его страхи улетучатся, и ему станет интересен процесс. Исчезнет страх перед очередной стадией борьбы, так как ничего страшного не происходит. Вот тут задача родителей не оставлять без награды каждую попытку ребенка хоть чуть-чуть продвинуться в выбранном направлении. Радуйтесь и поощряйте его…

Всегда нужно с пониманием относиться к детским страхам, к их видению ситуации. Никогда не насмехайтесь над ребенком и не приводите ему в противовес других детей. Такими параллелями мы только еще больше развиваем и укрепляем в ребенке комплексы, так как даже в глазах самых близких людей он хуже всех …

Мы хотим, чтобы наши дети стали менее робкими, уверенными в себе. А помогаем ли мы им в этом? Многие дети испытывают дикий страх, просто какой-то стопор, когда нужно предстать перед большой аудиторией. И это состояние оправдано детской неуверенностью в себе, страхом неудачи. Мы, родители, видя явную неготовность ребенка к данному действу, не считаемся с этим состоянием ребенка, подталкиваем его, тем самым облекаем на явный провал, который будет иметь самые не радужные для психики последствия. В такой момент следует остановиться и подумать, чего мы больше жаждем. Хотим, чтобы ребенок это сделал для нас, или все же ради себя.

Когда же мы убеждаемся, что наш ребенок созрел для выступления, то надо обязательно объяснять, что на пути к успеху неудачи возможны. Неудача - это ступень для движения вверх, а вот страх перед неудачей, нежелание испробовать свои силы, сделать хоть какое-то движение, чтобы преодолеть свою неуверенность и робость - вот это неудача и провал. Ребенок должен понимать, что успех - это готовность идти на риск, готовность попробовать сделать…

И еще... Очень часто мы сами отбивает у наших детей всякое желание проявить себя, стремлением продемонстрировать всем талант своего ребенка - или свое представление о таланте его. Заставляем детей выступать перед своими друзьями. Ребенок воспринимает это как насилие, хнычет, вырывается. Мы нервничаем в своем бессилии справиться с ситуацией, выплескиваем недовольство, еще больше загоняя ребенка в его нежелание. Всем этим мы вырабатываем у ребенка еще больший страх и стеснительность. Действия под принуждением делают ребенка менее уверенным в себе. Такими же методами мы заставляем ребенка проявлять эмоцию, которая нереальна для него…

Если вы считаете, что ваш ребенок не коммуникабельный, то не существует такого критерия развития этих способностей (коммуникабельности). Ребенок относится к общению с позиции - нравится ему бывать с другими людьми, испытывает ли он удовольствие от общения. Когда вы видите, что ваш ребенок испытывает трудность в общение, то здесь важно, чтобы вы были открыты ребенку, чтобы ему было легко с вами обсуждать свое поведение...

Один из наиболее действенных способов воспитания уверенности в ребенке - научить его методу компенсации. Когда можно сбалансировать потери, вызванные недостаточными способностями ребенка, или его физическими данными, за счет его сильных сторон.

Например. Ребенок физически слабенький, но зато в интеллектуальном плане намного опережает своих сверстников. Или же - нет склонности к точным наукам, зато гуманитарные даются легко. Родители должны помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, чтобы они приносили удовлетворение.

Проблемы, связанные с неуверенностью в себе, могут возникнуть у любого человека. Неуверенность - это незнание. Уверенность - это понимание.

Сейчас многие психологи рекомендуют родителям игнорировать нежелательное поведение детей и фиксировать свое внимание на положительном поведении ребенка. Считается, что ребенок за счет своего плохого поведения старается получить недостающее ему родительское внимание, пусть даже и в негативной форме. Наказывая и ругая детей за проступки, мы тем самым подкрепляем их нежелательное поведение…

Любите ребенка за то, что он есть, а не за то, что он сделал. Воспитывая, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и внимательно присматриваться к его увлечениям, чтобы в дальнейшем помочь наметить сферу будущей деятельности.

На страницах сайт мы опять будем обращаться к письмам читателей. Обсуждать все то, что волнует читателя в данный момент.

Заниматься развитием личности вашего ребенка необходимо еще на раннем этапе воспитания, ведь, как говорится - что посеешь, то и пожнешь.

Наверное, каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был уверенным в себе. Но в чем это проявляется? В умении постоять за себя? Или в желании везде и во всем доказывать свою правоту?

Когда ребенок смелый, когда он не боится чувствовать и вести себя как самодостаточная личность - вот истинный показатель уверенности в себе.

Зачастую, если ребенок закомплексован - виноваты в этом родители. Если малыша с детства подвергали критике и внушали ему чувство вины, есть большая вероятность, что он вырастет с кучей страхов и проблем.

Начало

Взрослые, сами не зная того, манипулируют ребенком, когда навязывают ему свою волю. Вспомните: вы не раз слышали что-то вроде: «Почему у всех дети, как дети, а у меня такой ребенок? Почему Машенька такая умница, а ты нет?».Мы думаем, что таким поведением мотивируем на лучшие и правильные поступки. Но мы заблуждаемся.

Помимо семьи, в формировании самооценки ребенка участвует школа. Некоторые ребята терпят унижения и издевательства от детей и учителей.

При этом важную роль играет и психологическое состояние родителей. Детям свойственно «записывать» жизненную модель поведения своих мам и пап. Если родители постоянно жалуются на жизнь, занимаются самобичеванием, обвиняют всех в своих неудачах, то не стоит удивляться, если их ребенок вырастет таким же.

Признаки проблем

Часто родители не распознают признаки неуверенного в себе ребенка, так как малыш ведет себя раздражительно, замкнуто или беспокойно. К примеру, в школе он может быть застенчивым и робким, а дома - проявлять агрессию к близким или животным.

Как определить что он не уверен в себе?

    он тихо говорит;

    он не смотрит в глаза собеседнику;

    он боится трудностей;

    его мучают страхи;

    он паникует перед выполнением новых дел;

    он подстраивается под мнение большинства;

    он испытывает страх перед новыми знакомствами;

    часто сердится и бывает агрессивным.

Как себя вести?

Очень важно научиться устанавливать контакт с ребенком, уважать его и считаться с его мнением вне зависимости от его возраста. И вот несколько советов, которые помогут вам воспитать в нем уверенную и самодостаточную личность.

1. Интересуйтесь его мнением. Дайте ему понять, что он имеет право на свою точку зрения. Не подавляйте его и не навязывайте ему свои взгляды.

2. Не сравнивайте ребенка ни с кем из ваших знакомых детей! Каждый таков, какой он есть! Вы не подталкиваете малыша к развитию, а лишь занижаете его самооценку.

3. Учите коммуникации в обществе. Ваша задача рассказать и показать ребенку, как нужно правильно общаться, будь то незнакомые люди или друзья.

4. Хвалите. Почаще хвалите за успехи. Если родитель воспринимает достижения ребенка как должное и никак не реагирует на них - есть риск, что ребенок вырастет недолюбленным и неуверенным в себе.

5. Не навязывайте ему комплекс вины! Многие родители обвиняют детей в своих неудачах. Лучше почаще говорите ему, что вы любите его и поддержите в любом деле.

Чему нужно учить?

Обратите внимание на то, как ваш ребенок ведет себя в обществе. Если вы понимаете, что самооценка вашего ребенка страдает, и он неуверен в себе - учите его следующему:

  • уметь твердо говорить «нет»;
  • спокойно отстаивать свое мнение;
  • находить язык с незнакомыми людьми;
  • не бояться новых дел.

И очень важно...

Верить в него. Иногда нам кажется, что масштаб детских проблем - совсем незначительный. Но мы даже не догадываемся, что для ребенка эти переживания могут быть целой вселенной.

Чаще говорите ребенку, что он справится со всеми проблемами, что вы верите в него. А чтобы помочь ему преодолеть свою скованность, запишите его в кружок, к примеру, в театральную студию. Там он избавится от своей застенчивости и обретет веру в себя.

Говорите с ним. Научите ребенка самому принимать решения и нести за них ответственность. Интересуйтесь, что он любит и чем хотел бы заниматься.

Если вы считаете, что ему нужно подтянуть математику, а его совсем не интересуют точные науки, узнайте у него, что ему по душе и чем бы он хотел заняться.

Не стоит акцентировать внимание при посторонних на неуверенности и стеснительности ребенка. Фраза: «Он у нас такой неуверенный…» может травмировать ребенка, и этим вы только усугубите ситуацию.
Также не следует подшучивать над ребенком на эту тему. Возможно, для вас его стеснительность - повод для юмора, а для ребенка обернется комплексом.

Оценивайте его по достоинству. Для детей очень важно признание родителей. Они всегда будут ждать от вас похвалы. Если ребенок не получает от родителя оценку его успеха, он закрывается и теряет в себе уверенность.

Но не стоит лукавить или перебарщивать. Если вы понимаете, что нужно еще доделать или потренироваться, то скажите ребенку об этом прямо. Ведь солгав ему, вы рискуете утратить его доверие.

Наделите его ответственностью. Дайте ему понять, что он самостоятельная личность. Что вы можете ему доверить важное дело. Выбор дела, конечно, за вами. Вы можете поручить ему помыть посуду или посидеть с младшей сестрой. Все зависит от его возраста и умений.

Почаще говорите, что любите. Ваш ребенок нуждается в вашей защите и заботе. А еще, ему просто необходимо знать, что вы его любите.

Даже если вам не свойственно проявлять эмоции, и при фразе «я тебе люблю» вы испытываете неловкость, все равно научитесь говорить ему об этом. Ведь ничто так не придает уверенности в себе, как ощущение, что тебя принимают и ценят таким, какой ты есть.

Без самоутверждения

Важно знать, что все проблемы в поведении ребенка начинаются из-за воспитания и сложившейся атмосферы в семье. К примеру, излишняя уверенность матери может привести к тому, что ребенок не будет способен сам принимать решения.

Поэтому прежде чем решать проблемы неуверенности ваших детей, обратите внимание на свое поведение. Возможно, вам самим следует в чем-то измениться.

Проблема воспитания интересует многих родителей еще задолго до появления детей. Когда ребенку исполнилось 3-4 года, многие родители начинают задаваться вопросом о том, как привить и развить в ребенке уверенность в себе.

Как вырастить уверенного в себе ребенка

На этот вопрос нет абсолютно правильного ответа, ведь не бывает одинаковых людей, характеров и личностей. Одно остаётся неизменным – это родительская любовь. Прежде всего, самим родителям необходимо быть уверенными в силах и возможностях своего ребенка. Модель воспитания будет брать истоки из примера семьи, в которой родился человек, из воспоминаний о собственном детстве. Малыш должен чувствовать заботу и поддержку со стороны взрослых, и, тогда вероятность низкой самооценки существенно снизится. Каждый родитель выбирает формы воспитания, исходя из своих ощущений правильности и необходимости.

Подходы воспитания правильной самооценки детей

Все мамы и папы хотели бы научить ребенка быть уверенным, чтобы он чувствовал себя комфортно в общении со сверстниками и взрослыми, и, в итоге, нашел свое место в жизни. Однако жизнь подкидывает определенные трудности, с которыми приходится встречаться на любом этапе взросления.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период чтобы воспитать в ребенке такие качества личности, как стойкость характера и уверенность.

Ребенок не рождается с чувством уверенности в себе. Этому его должны научить родители. Задача родителей – научить ребенка преодолевать жизненные трудности. Именно родители своим общением и доверительными взаимоотношениями в семье подают ребенку неоценимый пример становления уверенного в себе человека, умеющего справляться с любыми жизненными трудностями.

Мальчики Девочки
Легче решают новые задачи, сложнее типичные. Объём кратковременной памяти больше чем у мальчиков в 6-7 лет.
Реагируют на оценку своей деятельности адекватно. Не воспринимают похвалу, как мотивацию к дальнейшим действиям. Для них это итог деятельности, конец цикла.
В условиях дефицита времени быстрее находят правильные решения. Важней для девочек не оценка, а её эмоциональное оформление.
Аналитическое мышление, легко усваивают сложные сюжеты рассказов. Гораздо лучше решают стереотипные задания, чем новые.
Эффективней усваивают информацию о действии. Развит пассивный глагольный словарь. Схватывают полученную информацию быстрее, но сложнее соотносят с имеющейся.

В дошкольном возрасте, на протяжении всех этапов взросления ребенка эти жизненные трудности могут проявляться в таких моментах как:

1. Боязни оставаться одному в комнате, нежелании спать без мамы.

Большую роль здесь играет привычка совместного сна. Она берет начало еще в , когда маме не очень хочется вставать ночью, чтобы успокоить или покормить малыша. Лучшим решением здесь является положить ребёночка рядом с собой в кровать. Но со временем совместный сон необходимо заменить на самостоятельный, так как чем дальше оттягивается это решение, тем сложнее будет всё исправить в последствии. По мнению психологов, дети должны если не с рождения, то с максимально раннего возраста. Формирование собственного “я”, отдельного от родителей, складывается как раз-таки из таких, казалось бы, небольших моментов! Сон без мамы формирует самостоятельность в ребенке, индивидуальность, уверенность в своих силах.

2. Неумении ребенка находить контакт со своими сверстниками, нежелание проигрывать и признавать себя побежденным.

Этот вопрос касается почти всех детей. Для каждого становится неприятной неожиданностью победа другого ребенка. Некоторые дети справляются с ней легко, спокойно, а для некоторых это настоящая трагедия. Родители обязательно должны подготавливать своих деток к таким моментам в жизни. Для любой мамы её малыш самый лучший, умный, красивый ребенок в мире! Для того, чтобы ребенок не был разочарован, ему с раннего возраста необходимо объяснять, что не всегда будет победителем именно он! Если вы хвалите ребенка, то необходимо уточнять, за что конкретно похвалили.

Например, “Ты такой аккуратный! Покушал, и совсем не испачкался!” или “Ты моя умница! Одела сама, без моей помощи кофточку!”. Главное хвалить не личность ребенка, а действие, которое он выполняет. Это способствует формированию правильной, не завышенной самооценки.

3. Фанатичной опеке и контроле родителями своего ребенка.

Родители, бабушки должны предоставлять ребенку условия, в которых он мог бы проявлять самостоятельность. Все понимают, что, попав в коллектив детского сада или школы, ребенок оказывается в социуме и должен функционировать как личностная единица, отдельно от любящей мамы или бабушки. Для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, и не было повода для формирования заниженной самооценки, взрослым необходимо развивать самостоятельность в ребенке с раннего возраста.

4. Нежелании родителей давать ребенку возможность самостоятельно принимать какие-либо решения.

Каждый ребенок моделирует будущую взрослую жизнь на своих детских поступках. Очень важно позволять ему участвовать в каком-либо выборе. Пусть это будет не действительно серьёзный момент, может быть спланированный специально для ребенка. Малыш уже тогда начнёт на подсознательном уровне чувствовать значимость и ответственность за свои поступки.

5. Сравнении родителями своего ребенка с каким-либо более успешным ребенком.

Подчас каждый родитель когда-либо говорил своему ребенку: “Вот дочка моей подруги уже читает и пишет, а тебя ничего не интересует”. Конечно, кажется, что такие слова мотивируют ребенка к более упорной деятельности, но на психику малыша они откладывают совершенно другой отпечаток. У детей еще не так развито чувство соперничества, как у взрослых. Для них такие слова разовьют лишь неуверенность в себе и нежелание стремиться к чему-то новому. Известный факт: ребенка можно сравнивать лишь с его собственными достижениями, не привлекая третьих лиц. Тем более, не вспоминать себя в этом возрасте.

Все это и многое другое способствует развитию неуверенности ребенка.

Важные условия формирования уверенной в себе личности

  • Не допустить порочный круг. В первую очередь начните с себя. У неуверенных в себе родителей не может быть уверенных в себе детей.
  • Не формировать у ребенка негативное отношение к себе выражениями, типа: «Горе ты мое, луковое», «Не ребенок, а 33 несчастья!» и т.д.
  • Формировать навыки самообслуживания и самостоятельности. Чем более самостоятелен ребенок, тем более уверен он в своих силах.
  • Развивать творческие способности ребенка. Помочь определиться с тем видом деятельности, который больше всего нравится. Это поможет малышу поднять свою самооценку.
  • Видеть в своем ребенке личность, достойную уважения. Принимать ребенка таким, каким он есть, не сравнивая его ни с кем.
  • Поддерживать и хвалить ребенка в его начинаниях. Ребенок должен видеть эту поддержку и заинтересованность в его деятельности.

Проблема уверенности в себе - основа гармоничного развития личности ребенка, причём формирование личностных качеств девочек и мальчиков отличаются на различных этапах их развития.

Развитие уверенности у девочек

Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является необходимость воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.

  • Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  • Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  • С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
  • Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У каждого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны помочь родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих силах, так как укрепляются черты характера;
  • В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего возраста необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче справиться со сложившейся ситуацией.

Развития уверенности у мальчиков

В развитии уверенности в себе у мальчиков очень важна роль отца семейства, который должен воспитать в сыне настоящего мужчину, не боящегося трудностей, умеющего исполнять любую мужскую работу, знающего такие понятия как совесть, честь. Умеющего дружить и любить, с уважением относиться к женщине.

Когда взрослые относятся к своим детям с любовью, то дети уверены, что их любят. И, наоборот, если взрослые обращаются с ними плохо, унижают, высмеивают, оскорбляют, то и дети чувствуют себя плохими. Они будут озлобленными, затравленными и неуверенными в себе. А это недопустимо. Необходимо помнить, что самооценка ребенка, т.е. осознание своих достоинств и недостатков зависит от отношения родителей к своим детям. В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:

  1. Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставлены вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
  2. Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
  3. Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.

Как понять, что ребенок не уверен в себе

На это могут указать косвенные признаки, такие как:

  • малыш не смотрит в глаза при разговоре;
  • сутулится;
  • раздражителен в общении с другими людьми, недоверчив;
  • имеет фобии и ряд страхов;
  • рисует и пишет очень мелко, сильно надавливая на карандаш;
  • не может познакомиться первым, стеснителен;
  • испытывает страх перед начинанием новых дел;
  • не имеет своего мнения;
  • часто сердится при посторонних людях.

Что делать, чтобы помочь ребенку

Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.

  1. Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
  2. Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
  3. Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая…а какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.

В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Способны к анализу своих действий.

Все проблемы самооценки ребенка идут из детства, если вовремя выявить, предупредить и выбрать правильный путь формирования личностных качеств детей, можно избежать множества вторичных проблем, вытекающих из недопонимания и помочь ребенку стать уверенным и иметь друзей.