Воспитательная значимость внутрисемейных отношений. Карта обследования семьи ученика

Ведущую роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста играет общение ребенка со взрослыми . Это доминирующее место отношений ребенка среди других его межличностных отношений.

Семья является тем социальным институтом , в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки социального поведения. Семья формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, которая в значительной мере сохраняется в течение жизни, а так же оказывает модифицирующее влияние на поведение в каждый определенный период времени.

Семья не является изолированным институтом , она делит сферу влияния с другими педагогическими системами (ясли, детский сад, школа), однако остается главной .

Роль семьи неодинакова на разных стадиях . Наиболее важную роль семья играет в жизни ребенка в период его первичной или ранней социализации. В это период у него создается тот “базис”, та первооснова характера, на которой может быть построена структура позитивно социализированного индивида.

Семья неоднородная, а дифференцированная социальная группа по возрасту, полу, а подчас и профессии участников группы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.

Семья благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций и т. д. У семьи есть ответственность перед государством за воспитание детей . Эта ответственность закреплена нормативно.

Типы семей:

    Патриархально-модернизированный – характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти. Этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность.

    Детоцентрическая семья – обладает сильно развитой системой моральной, материальной, психологической опеки старшим поколением младшего. Родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителями и детьми и т. д.). Семья ориентирована на малодетность.

    Супружеский тип семьи – основная ось отношений определяется не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов. Взаимная поддержка и заинтересованность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи. Отношения родители - дети опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.

    Материнская семья – как безбрачная форма семьи характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

    Неполная семья – как осколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.

Любые серьезные социальные изменения (политические, экономические) всегда приводят к изменениям семейных структур и функций :

1. Расслоение общества , активно происходящее последние два десятилетия, привело к появлению разных моделей воспитания.

2. В последние годы возросло влияние церкви на семейное воспитание. Оказывают влияние на духовные, нравственные ориентиры, детско-родительские отношения.

3. Высокий процент разводов , большое число неполных семей.

Факторы семейной жизни в воспитании молодого поколения: материальные и бытовые условия в семье; численность и структура семьи, социально-экономический статус членов семьи, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых, эмоционально-психологический климат, психологическая зрелость и уровень педагогической культуры родителей.

Ведущим фактором признаются внутрисемейные отношения - являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения.

Факторы влияния на взаимоотношения в семье , на формирование и становление личности ребенка:

● состав семьи и ее структура;

● скоординированность семейных ролей и поддержка членами семьи в доме порядка и сложившихся норм;

● образовательный уровень родителей, его совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;

● отношение к детям матери и отца, их влияние.

Внутрисемейные отношения обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих духовный потенциал ребенка:

1. непосредственность контактов членов семьи, где в большей степени удовлетворяется первостепенная потребность в общении ребенка;

2. общение в семье строится на основе родственных отношений, порождающих глубоко личные, сокровенные и задушевные связи, опирающиеся на супружескую, родительскую любовь и привязанность.

3. семья содействует формированию личности человека в течение всей его жизни, тогда как влияние других институтов носит только временный характер.

4. для детей раннего и дошкольного возраста, когда общение затруднено из-за особенностей и возможностей ребенка, общение с членами семьи является главным каналом, по которому среда оказывает влияние на развитие детей.

В семьях с авторитарным стилем взаимоотношений формирование названных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным. На ребенка оказывают патогенное воздействие не только разные формы негативных межличностных отношений в семье, но и такой тип взаимоотношений, при котором родители игнорируют духовный мир ребенка.

Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходим высокий уровень взаимной информированности между ними, доверчивость друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит к многим отклонениям в развитии личности (неуспеваемость, низкая социальная активность, негативные формы поведения, высокая раздражительность, подавленное настроение).

Большое значение для становления таких социальных качеств личности , как ответственность, внимание к другим членам семьи, готовность к взаимопомощи, коллективная направленность, отзывчивость, имеет совместная деятельность родителей и детей в семье. Такое сотрудничество способствует духовному сближению членов семьи за счет многочисленных контактов, неизбежно возникающих по ходу данной деятельности.

Поведение ребенка определяется его положением в семье, его статуса в семейном коллективе. У детей с чрезмерно высоким статусом, которые с ранних лет привыкли быть в центре внимания семьи, наблюдается задержка в развитии таких важных моментов саморегуляции, как рефлексия, самооценка, склонность к самоконтролю, ориентация на интересы окружающих.

Тип семейного воспитания определяет не только особенности нравственных представлений, социального поведения ребенка, но и успешность формирования у него новых этических норм с помощью целенаправленных воздействий.

При демократическом воспитании дети не только проявляют сочувствие и сопереживание, инициативно оказывают помощь другим, но и способны осознать мотивы нравственных поступков.

При авторитарном типе высокая степень покорности, тенденция к безусловному послушанию, эгоистичная направленность поведения и низкий уровень усвоения нравственных норм, воспитание основывается на требованиях слепого подчинения взрослым.

Семейные отношения оказывают воздействие и на другие ее стороны: волевую, мотивационную сферу, процесс половой идентификации, успеваемость в учебной деятельности, установку на жизненные перспективы, успех и результативность воспитательных усилий родителей и других взрослых на ребенка. В общении со взрослыми ребенок больше всего усваивает свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет его психический склад и способствует завершению формирования свойств его личности.

Если между членами семьи складываются теплые, доброжелательные отношения, эмоциональная привязанность и взрослые единогласны в вопросе воспитания ребенка, интересуются его проблемами, постоянно занимаются им и привлекают его к совместной деятельности, то кроме хорошего умственного развития, трудолюбия, высокой социальной активности, ребенку присущи интимно-близкие отношения со всеми другими взрослыми и благоприятные отношения со сверстниками. Он быстро налаживает контакты с товарищами, проявляет сочувствие и содействие по собственной инициативе, умеет контролировать свое поведение.

Родители слишком опекают своего ребенка, либо проявляют к нему деловые, холодные, пренебрежительные отношения. В этом случае у ребенка складывается стойкая отчужденность, недоверие и не расположенность к взрослым (в том числе к родным), негативизм и замкнутость.

От женской роли матери зависит развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье мать удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает ребенка к семейным традициям. Роль отца представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину, отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости, источником безопасности. Колоссальное значение для развития ребенка имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, которые становятся для него моделью.

Выбор и применение методов семейного воспитания опирается на ряд общих условий: знание родителями своих детей, личный опыт родителей и их педагогическая культура. Воспитание в семье имеет те же направления, что и общественное воспитание (нравственное, физическое, интеллектуальное, трудовое, эстетическое), но отличается большей спонтанностью, субъективизмом и эмоциональностью.

Изучение и коррекция семейной микросреды ребенка дошкольного возраста.

Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни.

Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

Выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

Уверенность в своих силах и самодостаточность;

Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Изучение. Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с выявления неблагополучных детей. Эффективным в этой связи является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются тестирование родителей и посещение неблагополучных семей на дому.

Коррекция. Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако именно она наиболее эффективна в работе с родителями. Педагогу необходимо обратить внимание на форму обращения к ребёнку, употребление уменьшительно-ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, а также на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику), телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). Эффективным средством педагогического и правового общения является наглядная агитация;семинары, проводимые заведующими или старшим воспитателем. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов.

    Методы коррекционной работы психолога в ДОУ.

    Значение развивающе-коррекционной работы психолога в ДОУ.

Психологическое консультирование и психологическая коррекция в деятельности психолога образования неразрывно взаимосвязаны. Психолог наблюдает ребенка в развитии на протяжении всего периода его пребывания в ДОУ и своевременно выявляет все его недостатки и трудности.

Коррекционная работа начинается всегда с проведения индивидуальной консультации – родителей или самого ребенка (в зависимости от его возраста).

В психо­логической практике существует определенная мо­дель консультации:

1. установление контакта – структурирование, достижение взаимопонимания;

2. сбор информации о клиенте – выявление сути его проблемы;

3. определение темы – выход на желаемый результат, осознание результа­та;

4. принятие решения – выработка решений, обсуждение разных вариан­тов;

5. резюме психолога – обобщение результатов, переход от обучения к действию.

В процессе консультации с родителями вырабатывается план коррекционной работы психолога с ребенком.

Психологическая коррекция – одно из основных направлений практической деятельности психолога, это деятель­ность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.

Коррекционная работа осуществляется с группой детей или индивидуально с ребенком при активном содействии родителей, воспитателей, учителей.

Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:

1) коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка;

2) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

В зависимости от характера коррекции различают две ее формы:

    симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии;

    этиологическую – направленную на источники и причины отклонений в развитии.

Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различную природу, причины и психологическую структуру и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Наиболее эффективной является взаимосвязь двух форм коррекционной работы – симптоматической и этиологической.

Психолог осуществляет коррекцию развития в случае его временной задержки, со­циально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогически­ми причинами. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схе­ме: что есть – что должно быть – что надо сделать, чтобы было должное.

Психолог должен определить норму психического развития, учитывая три уровня анализа этой категории:

    на нейропсихологическом уровне анализа – психолог делает заключе­ние о мозговой организации исследуемого явления.

    общепсихологический анализ содержания нормы психи­ческого развития – предполагает использование данных об ос­новных закономерностях и механизмах функционирования психики.

    возрастно-психологический анализ – позволяет кон­кретизировать полученные данные применительно к возра­сту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Коррекционная работа определяется следующими основными принци­пами:

1) принцип единства диагностики и коррекции развития: задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики;

2) принцип нормативности развития : существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона воз­раста;

3) принцип коррекции «сверху вниз»: основным содержанием коррекционной работы является создание зоны ближайшего развития личности; коррекция должна носить опережающий, предвосхищающий характер;

4) принцип коррекции «снизу вверх»: тренировка уже имеющихся психологических способностей человека;

5) принцип системности развития психи­ческой деятельности: необходимость учета сложного системного характера психи­ческого развития в онтогенезе;

6) деятельностный принцип коррекции : организация активной деятельности клиента, формирование обобщенных способов ориентирования в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий.

Среди наиболее типичных трудностей можно вы­делить следующие: несоответствие уровня развития ребенка возрастной норме; неготовность к школьному обучению; низкий уровень про­извольной регуляции; негативные тенденции личностного развития; комму­никативные проблемы, проблемы поведения, эмоциональные нарушения; дезадаптация в детском саду; неуспеваемость; проблемы взаимоотношений в семье. Каждому возрастному периоду сопутствуют определенные психологические трудности и проблемы.

В зависимости от характера трудностей предлагаются следующие пути психокоррекции:

1. Коррекция умственного развития – развитие сенсорных способностей, мышления, внимания, памяти, речи; развитие познавательной мотивации.

2. Коррекция готовности ребенка к обучению – коррекция внутренней позиции ребенка; формирование положительной мо­тивации, адекватной само­оценки; развитие мелкой моторики, пространственной ори­ентации, представлений о количестве, вели­чине и др.

Страница 15 из 19

Воспитательная значимость внутрисемейных отношений

Понятие «потенциальность» (латинское ро tentia скрытая сила) определяется в Логическом словаре как возможность, наличные силы, которые могут быть пущены в ход и использованные. Потенциал – внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и само-развития в качестве определенной целостности, системы. Это, можно сказать, измеритель степени мощи, силы того или иного явления, его влияния на окружающие предметы, процессы и т.д.

Понятие «потенциал» применимо к характеристике каждого конкретного общества и его отдельных сторон: говорят об экономическом, политическом, нравственном, техническом, научном потенциале и т.д. Применительно к семье также можно говорить о ее потенциале в целом, а вместе с тем и о ее экономическом, культурном, нравственном, рекреативном, репродуктивном и о воспитательном потенциале.

Воспитательный потенциал внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно. Они изменяются вместе с изменением функциональной деятельности семьи, прекращением или ослаблением одних функций и возникновением или усилением других. Конкретно-исторический характер воспитательных возможностей семьи, в конечном счете, детерминирован конкретно-историческим характером общественных и прежде всего производственно-экономических отношений.

Воспитательный потенциал семьи обусловленная общественными отношениями степень развитости ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

Формирование личности процесс становления и развития человека как общественного существа. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в плане духовно-практической деятельности родителей, направленной на привитие детям определенных качеств, но и те, которыми обладает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Диалектико-материалистический подход к формированию личности требует учитывать их воздействие в единстве и взаимной связи. Всякая недооценка микросредовых условий приводит к педагогическому волюнтаризму, к идеалистической, в конечном счете, точке зрения, что все зависит от воспитания. Опасен, однако, и вульгарный социологизм, находящий выражение в абсолютизации микросредовых условий и недооценке воспитательной деятельности взрослых. Поэтому определение возможных направлений совершенствования процесса формирования личности в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих состояние как семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны родителей.

Выделение основных факторов воспитательного потенциала семьи имеет свои сложности и свою историю. Уже в первых исследованиях 20-30-х гг. XX в. мы находим требование всестороннего, комплексного подхода к изучению воспитательных возможностей семьи. Так, по мнению А.С. Дурново, такой подход должен включать исследования: 1) уровня производственно-трудового окружения; 2) материальной обеспеченности; 3) жилищных условий; 4) обеспечен-ности питанием; 5) санитарно-гигиенических условий; 6) режима; 7) характера взаимоотношений взрослых и детей; 8) культурного уровня; 9) общей направленности жизни семьи.

Несколько иной подход наблюдается у исследователей в наше время. Если ранее на первый план выдвигались факторы материального порядка, что было вполне естественно в те трудные для страны годы, то теперь акценты делаются на факторы духовного порядка (нравственный и эмоционально-психологический климат семьи, педагогическая культура взрослых, их образование и т.д.).

Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, Е.В. Бондаревская, например, считает «личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат; разумную организацию свободного времени и досуга семьи».

С подробным перечислением компонентов воспитательного потенциала семьи мы встречаемся у И.В. Гребенникова. К ним он относит: «материальные и бытовые условия; численность и структуру семьи, ее нравственный и эмоционально-психологический климат; уровень развитости семейного коллектива; характер отношений между его членами; трудовую атмосферу семьи; жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи; наличие свободного времени и характер организации семейного досуга; личный пример родителей; возможность использования средств массовой информации и культуры; систему и характер внутрисемейного общения и общении семьи с окружающей средой; уровень педагогической культуры взрослых членов семьи (в первую очередь матери и отца); распределение педагогических сил в семье; семейные традиции; особенности профессионального опыта родителей.

Несомненно, все перечисленные факторы, как и целый ряд других, влияют на воспитательный потенциал семьи и требуют внимания исследователей. Столь же очевидно, однако, что не все они сопоставимы по своей сложности, содержанию, а главное – по актуальной значимости (например, характер отношений между членами семьи и материально-бытовые условия, личный пример родителей и особенности их профессионального опыта).

Наиболее существенным в современных условиях (и в перспективе) становится выделение и анализ наиболее значимых факторов, по отношению к которым воспитательный потенциал семьи оказывается наиболее чутким.

Представляется, что каждый из выделенных факторов должен обладать относительной самостоятельностью, проявляющейся в его специфических особенностях, в выполнении своей особой функции. Выделяемые факторы должны также быть сопоставимы по своей сложности и актуальной значимости. Не только отсутствие, но и ущербность любого из них существенным образом сказываются как на функционировании других, так и на воспитательных возможностях семьи в целом, ведет к заметным качественным изменениям ее воспитательных возможностей, а в ряде случаев делает семью и вовсе несостоятельной в воспитательном плане. И наоборот, наличие и органическое единство всех факторов, их необходимая развитость способны обеспечивать адекватность воспитательного потенциала семьи условиям формирования личности ребенка в духе, отвечающем общественным требованиям. К числу таких наиболее важных факторов относятся: а) внутрисемейные отношения (между супругами, родителями и детьми);
б) нравственный пример родителей; в) организация жизнедеятельности семьи; г) численность и состав семьи; д) уровень педагогической культуры родителей и их образования; е) степень ответственности старших за воспитание детей.

С выделением этих факторов, анализом тех специфических воспитательных возможностей и механизмов, которыми каждый из них обладает, прежде всего, связана выработка педагогически рациональной социальной тактики и стратегии, направленной на активизацию процесса формирования личности в семье.

Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает выделение его ведущего компо-нента. Им, несомненно, являются внутрисемейные отношения, ибо семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с классовыми, национальными и бытовыми отношениями.
В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В первую очередь это относится к отношениям между супругами и между родителями и детьми. Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению особенностей их влияния на формирование личности, следует остановиться на характеристике воспитательного потенциала внутрисемейных отношений вообще.

Внутрисемейные отношения первый специфический образец общественных отношений,
с которыми сталкивается человек с момента рождения. В них как бы фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей.

Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание (разумеется, в рамках нравственно здоровой семьи) наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Одна из особенностей внутрисемейных отношений состоит, как известно, в том, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными интервалами.

Таким образом, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и, как отмечают психологи, является одной из самых фундаментальных высших социальных потребностей личности.

Только на основе общения возможно становление самосознания личности, осознание собственного «я». Потребность в общении появляется у ребенка едва ли не с самого момента рождения. Психологи утверждают, что без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Обращает на себя внимание при этом отмеченная многими психологами, педагогами и детскими врачами любопытная деталь: нормальное социальное и психическое развитие ребенка в возрасте от
4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается, кроме того, в постоянном и личном контакте с одним лицом. Прекращение данного контакта на продолжительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Поэтому все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его психического и нравственного развития, а всякая искусственная изоляция от взрослых – тормозом его.

Жесткая изоляция ребенка от мира взрослых и общения с ними чревата торможением, а
нередко и затуханием той программы человеческих качеств, которая заложена в нем с момента рождения. Об этом ярко свидетельствуют известные науке факты, когда в силу тех или иных трагических обстоятельств малолетние дети оказывались «воспитанниками» диких зверей: волков, медведей и даже самки леопарда. Все они, как известно, не только не обладали какими-либо человеческими умениями (бегали на четвереньках, питались сырым мясом, не
обнаруживали никаких навыков к труду и т.д.), но и оказывались неспособными овладеть житейским опытом, несмотря на тщательные усилия воспитателей. Попытки вернуть их в общество людей заканчивались неудачей. Вымышленный Киплингом образ Маугли всего лишь занимательная сказка, ничего общего не имеющая с действительностью.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья – как посредством его постоянного общения с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, которые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.д.).

Важно также и то, что «семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым являются родители, поскольку они разного пола, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации детских воспитательных учреждений и, следовательно, одностороннего, только женского влияния на психику детей, т.е. ни одно детское воспитательное учреждение не в силах, как нам представляется, воспроизвести семейное общение даже в том идеальном случае, если в будущем, на каждые 8-10 детей будет приходиться по одному воспитателю.

Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения, а следовательно, и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. Однако наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития
ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, т.е. глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органического слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, сердечность, отзывчивость, солидарность, искренность, доверие, взаимное понимание, чуткость и забота друг о друге. Совокупность этих духовных ценностей, лежащих в основе взаимоотношений между членами семьи, и составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность семейных отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и которая играет незаменимую роль в формировании личности.

Близость уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми). Уникальна и неповторима она потому, что окрашена той любовью и привязанностью, которые свойственны только отношениям родных и дорогих друг другу людей. Будучи характеристикой семейных отношений, близость в то же время и совершенная воспитательная ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, сердечность, взаимное понимание, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям, поступкам окружающих и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств. О том, что детям больше всего нужна любовь преданных родителей, говорит известный американский врач Бенджамин Спок.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

Атмосфера семьи – та арена, где у ребенка формируется способность к сопереживанию, способность чувствовать как огорчение и боль, так и радость другого будто свои собственные. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека,– писал в этой связи В.А. Сухомлинский,– все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными. Тут нужно искать эмоционально-эстетический корень благородной духовной потребности в человеке». Социальная значимость этих качеств состоит в том, что их проявление не ограничивается рамками семьи, взаимоотношениями с родителями. Он переносит их не только на родных и близких, но и на других людей.

Интимно-эмоциональная атмосфера семьи, ее уникально-неповторимый микроклимат, характеризующийся нравственно-задушевной выразительностью, полноценностью человеческих отношений, играют немаловажную роль в формировании таких качеств, как верность своему долгу, высокая ответственность человека, справедливость, мужество, смелость, без которых невозможно становление активной жизненной позиции.

Нравственно-эмоциональная полноценность семейных отношений, их теплота позволяют говорить о семье как о той среде, где дети учатся чувствовать, а затем сознавать такие понятия, как верность, преданность своему идеалу, непримиримость к измене, вероломству, предательству. Переживание ребенком уже в раннем возрасте своей причастности к семье, к своему дому является хорошей школой патриотического воспитания.

Особую роль в эмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка, как убедительно показали психологические исследования, играет его близость с матерью, материнская забота о нем в первые годы жизни.

Материнская любовь и забота наиболее желательные источники удовлетворения чувств ребенка, стимулятор его психосоциального и даже физического развития. Именно в этом заключается одно из самых важных преимуществ семейного воспитания перед другими воспитательными институтами. Такой вывод вытекает из ряда сравнительных исследований детей, воспитываемых матерями, и детей, лишенных материнского влияния и заботы. Среди них, пожалуй, наиболее впечатляют исследования, зафиксировавшие результаты материнского влияния не в обычных, а в экстремальных условиях.

Отсутствие материнской заботы либо ее длительное лишение ведет к тому состоянию ребенка, которое обозначается понятием «психическая депривация».

Психическая депривация отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы либо ее длительным лишением.

Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшие из которых – интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец и другие члены семьи), родительская и прежде всего материнская любовь, внимание и забота. Это естественные, имманентно присущие ей стимуляторы, наиболее полно отвечающие потребностям развития ребенка, его эмоционального мира и культуры, богатейшего спектра высших человеческих чувств. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности»,– подчеркивал В.А. Сухомлинский. Личность с разносторонними чувствами глубже переживает происходящее, искренне выражает свое отношение к положительному или отрицательному, активно борется за достижение избранных идеалов. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши,– писал К.Д. Ушинский,– не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Богатство эмоционального мира ребенка, закладываемого семьей, – важнейшая предпосылка глубокого и прочного освоения нравственных нормативов. Давно доказана односторонность нравственного интеллектуализма, согласно которому знание нравственных норм способно
обеспечить поведение человека. Нравственное убеждение как основа реального нравственного
поведения – продукт не просто воспринятых и понятых принципов и норм морали; оно является одновременно обобщением эмоционального опыта, образующего систему нравственных чувств.

Нравственные чувства – необходимый компонент такого сложного психологического феномена, как нравственное отношение, представляющее «образование, в котором налицо слияние мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию)...».

Формируя у ребенка определенное эмоционально-психическое состояние, семья тем самым закладывает необходимую основу его нравственного развития, во многом определяет будущую моральную позицию личности, подготавливая процесс интеграции социальных образцов поведения.

Обладая особыми возможностями в формировании эмоциональной культуры личности, семья тем самым создает предпосылки для развития ее индивидуальности, ибо ничто в такой мере не выражает ее субъективный мир, как чувство.

Иными словами, вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности уникален. Он становится особенно ощутимым в настоящее время, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисе-мейные отношения таким образом – важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.

Воссоздание таких семейных связей, а следовательно, соответствующих стимуляторов развития в полном объеме в детском учреждении невозможно потому, что взаимодействие «мать – ребенок» уникально и, кроме того, для него необходима не только мать, но и отец. Иными словами, можно говорить о той или иной форме компенсации материнского влияния в отношении отдельных детей или их групп, но не о его замене, тем более в масштабах всего общества, даже при самой высокой форме его организации.

Всякая попытка полностью передать воспитательную функцию семьи детским воспитательным учреждениям – акт противоестественный. Если бы общество решилось на этот шаг, оно помимо всего прочего поставило бы себя перед риском угасания самого родительского чувства. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что потребность в «витаминах любви» легче всего утолить в системе учреждений общественного воспитания и что достаточно для этой цели лишь привлечь к обслуживанию детворы и шефству над такими учреждениями самих матерей и ласковых бабушек, располагающих необходимым свободным временем и влечением к малым детям. Прав был В.А. Сухомлинский, когда писал: «Чувства нельзя заменить никакими материальными благами, никаким, даже самым разумным, распорядком или режимом. Кроме хорошего коллектива у ребенка должен быть самый дорогой человек, для которого рождение, развитие, каждый шаг духовной жизни ребенка – высшая радость».

Действительно, трудно назвать детство полным и радостным даже тогда, когда ребенок находится в идеальных материальных условиях, но не имеет своей семьи и той теплоты, внимания и заботы, которые способна дать только она. Совершенно естественна и вместе с тем показательна та повсеместно наблюдаемая тяга детей, потерявших родителей, к семейной среде. И совсем не случайно возникают поощряемые и санкционируемые обществом различные формы добровольного шефства отдельных лиц и семей над воспитанниками детских домов и интернатов, которые в какой-то мере компенсируют ребенку отсутствие родителей. Более того, в различных странах идет настойчивый поиск воспитательных форм, которые смогли бы в какой-то мере дать тепло семейного очага детям, которые в силу каких-то причин оказались лишенными его.

Таким образом, нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений – уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего эквивалента. Поэтому трудно согласиться с теми представителями общественной мысли, которые допускают возможность замены репродуктивной функции семьи биогенетическими способами продолжения человеческого рода, а воспитательной функции семьи – платными профессиональными родителями. Недооценка семейного воспитания либо взгляд на него как на явление преходящего характера имеют место, к сожалению, и в нашей стране.

Таким образом, каждая семья имеет как общее, касающееся всех семей, так и свой, только ей присущий уровень нравственно-эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от индивидуальных свойств и особенностей членов семейной группы, их нравственной и духовной культуры, а в классовом обществе – и от их классовой принадлежности. Поэтому воздействие семьи на ребенка специфично в каждом отдельном случае.



Внутрисемейные отношения являются основным элементом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи.

Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.

Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации отношений.

Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им свойственно более адекватное осознание «Я – образа» (самого себя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.

Содержание Типы внутрисемейных отношений Типы внутрисемейных отношений Типы внутрисемейных отношений Типы внутрисемейных отношений Воспитание в неполных семьях Воспитание в неполных семьях Воспитание в неполных семьях Воспитание в неполных семьях Единственный ребёнок в семье Единственный ребёнок в семье Единственный ребёнок в семье Единственный ребёнок в семье Воспитание в многодетной семье Воспитание в многодетной семье Воспитание в многодетной семье Воспитание в многодетной семье



Диктат Проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, Происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это гарантия неудачного формирования личности.


Опека в семье Система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой.


Сотрудничество Предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.


Авторитарный стиль Желание родителя закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний Желание родителя закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов.


Демократичный стиль Является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; Является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним.


Попустительский стиль Родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих Родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.



Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им. Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.


Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. …У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным. Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. …У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным.


Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях.


Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны.



Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. «Быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе…» «Быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе…» С. Холл. С. Холл.


Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.






Такие дети не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Такие дети не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.


Потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных, отражается и в их рисунках семьи. Они очень часто включают в состав семьи двоюродных сестер или дополняют семью разными живыми существами: кошками, собаками, птицами и т. п.
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.


Положительные стороны здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе. дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.


Отрицательные стороны процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив; процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив; в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание; в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание; Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований; Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований; в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать.

Внутрисемейные отношения

На сегодня в психологии достаточно распространенной является позиция, с которой семья рассматривается как система. При таком подходе проблема одного из членов семьи - уже не его личная проблема, а проблема семейной системы. В ней можно выделить ряд подсистем, которые желательно различать.

В качестве основных подсистем в семье следует различать супружеские отношения (муж - жена), родительские (родитель - ребенок), детские (старшие дети - младшие дети), а также отношения между семьями родителей супругов и их собственной. Неразличение супругами этих подсистем также является причиной ухудшения брачно-семейных отношений. Какие же основные отличия можно выделить при сравнении этих подсистем? Рассмотрим некоторые из них. Кроме собственных разработок, я буду использовать некоторые положения Б. Хеллингера.

Супружеская и родительская подсистемы

А) Супружеские отношения - это отношения непосредствен но между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком (рис. 6).

Рис. 6. Схема семейной системы

Если бы не было ребенка, то не было бы и родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что в супружеских отношениях муж и жена сами решают, согласно их договоренностям, кто из них «хороший», а кто «плохой». Муж может сказать жене: «Ты плохая жена». На родительском же уровне сказать: «Ты плохая мать» - может только сам ребенок. Поэтому здесь критика супругами друг друга как родителей, возможно, не имеет оснований.

Важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым из родителей. Если мать начинает говорить отцу о том, как воспитывать ребенка, то она начинает образовывать отдельное «Мы» с ребенком и вставать между ним и отцом. Поведение каждого из родителей - это вопрос личной ответственности. В родительских отношениях каждый занимается собой как родителем. После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя.

Другая крайность - когда родитель постоянно сообщает ребенку, например, дочери, какой она должна быть, чтобы ее «взяли замуж». В этом случае, если отец (или мать) знает, какой должна быть «настоящая жена» и воспитывает дочь соответствен но этому («Иначе тебя никто замуж не возьмет»), происходит усиление супружеских отношений между отцом (матерью) и дочерью. Если в этом случае критерии супружеского поведения задает мать, то именно она и является для дочери образцом «настоящего мужа».

Если же мать говорит дочери, какого мужа она достойна, то значит, мать неосознанно ищет другого мужа для себя. В этом случае, чтобы отдать «должное» матери, девушки иногда выбирают мужа согласно ее характеристике. У такого мужа будут очень хорошие отношения с тещей, но сама девушка в браке будет чувствовать себя свободной.

Б) Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Происходящее между супругами не должно касаться детей. Тем более нельзя рассказывать об абортах или о том, что «папа тебя не хотел». Не надо спрашивать ребенка о том, надо ли выходить замуж или разводиться. Надо поступать так, как считаете нужным.

Серьезные проблемы возникают, когда кто-либо из родите лей начинает вовлекать ребенка в свой конфликт с супругом. Например, мать рассказывает дочери, какой папа плохой муж (рис. 7).

Рис. 7. Схема процесса нарушения границ семейных подсистем

Такую вовлеченность часто приходится замечать на консультации. Например, девушка утверждает, что ее папа был «плохой». Спрашиваю, почему. - «Он постоянно пил, маме денег не давал, гулял направо и налево и т. д.», - уверенно отвечает она. Если вслушаться, то это речь не дочери, а ее матери как жены. Оказавшись вовлеченной в конфликт, дочь взяла на себя сторону матери. Теперь она смотрит на отца не своими глазами, а глаза ми своей матери. За счет того, что супружеские и родительские уровни оказались смешаны, отрицание дочерью роли «мужа» у родителя приводит к отрицанию его в роли «отца». Плата за смешение отношений состоит в том, что девочка психологически осталась без отца. Ее неудовлетворенное детское состояние будет приводить к тому, что, даже став взрослой, она под видом мужчины неосознанно будет искать себе нового, «хорошего» отца.

Приведу другой пример смешения. Женщина на консультации вспомнила, как в детстве мать периодически посылала ее утихомиривать пьяного отца. Дочь служила своего рода буфером в их отношениях. Она успокаивала отца, укладывала его спать и сама иногда спала рядом с ним. Это привело к тому, что в ее детском сознании она стала воспринимать себя как младшая жена. Естественно, в ее собственной семейной жизни это повлекло за собой серьезные последствия.

Если происходит смешение супружеских и родительских отношений, то у ребенка возникает впечатление, что это его семья, и он равноправный, наряду с супругами, член семьи. Подобный вариант может быть усугублен, когда, например, жена отдает предпочтение ребенку, а не мужу. Ребенок, в этом случае, считает себя не на равных, а даже выше мужа. Например, критика при детях пьющего мужа может сформировать у ребенка чувство превосходства над отцом, которое усиливается наблюдением за его беспомощным состоянием. Все это приводит к повышению ответственности ребенка («Я теперь за папу») и, как следствие, усилению «супружеских» отношений с матерью (рис. 8).

Рис. 8. Схема процесса обесценивания отца

Это не зависит от пола ребенка, более того, часто такое переплетение вызывает формирование мужественной установки у девочки. Она тоже может выполнять роль «функционального» мужа. Но так как сексуальные отношения с родителем куль турой запрещены, то дочь под видом замужества находит мужчину-«донора». После рождения ребенка, как правило, происходит развод, и дочь приносит его (ребенка) своим родителям.

В) Развод возможен только на супружеском уровне, но не на родительском. Наглядным примером смешивания двух под систем является такая фраза, как: «Когда мои папа и мама раз велись…» Я долгое время на консультациях не обращал внимания на эту фразу, но однажды она меня здорово зацепила. Я задумался и понял, что развод возможен только у мужа и жены, а не между родителями. Страх детей при разводе взрослых заключается, прежде всего, в опасении потери одного из родите лей, потому что детям трудно разделять супружеский и родительский уровень. Ребенку важно объяснить, что развод про исходит у мужа и жены, а как папа и мама они с ним не расстанутся.

Путаница этих отношений создает проблему и у супругов. Это выражается в словах: «Я бы давно от нее ушел, но у нас же дети!» Приходится объяснять клиентам, что развод - это изменение отношений только на супружеском уровне, а родителями они остаются навсегда.

Г) Супружеские отношения имеют приоритет над родительскими. Сточки зрения системной теории, если в ней появляется новый элемент, то он должен считаться с теми, которые были до него. Появившийся раньше имеет преимущества перед тем, кто приходит позже.

Из этого следует, что любовь к ребенку должна идти через любовь к партнеру, то есть партнерские отношения имеют приоритет перед родительскими. Ошибкой бывает то, что если в партнере что-то не ладится, родитель начинает искать недостающее в ребенке. Происходит путаница: отец ищет в ребенке то, что не соответствует отношениям с супругой - ребенок приходит в замешательство. Самое приемлемое, это когда отец любит в ребенке свою жену, также и у жены - любовь к сыну идет через мужа. Отец должен показывать дочери, что он жену ценит больше, чем ее: «Вырастешь, станешь такой же красивой, как мама». Партнерские отношения должны давать силы на родительские.

Нередко на вопрос, кто вам дороже: муж или ребенок, очень многие женщины отвечают: «Конечно, ребенок. Он ведь род ной, а муж - чужой». Так и выстраивается вся система: на первом месте ребенок, на втором - муж, а себя женщина помещает на третье место. Для здоровых отношений такая «лестница» должна быть перевернута с точностью до наоборот: на первом месте женщина, на втором - муж, а ребенок только на третьем месте. Может быть, это жестоко, но самопожертвование родителей для блага детей приводит к формированию у последних деструктивной позиции, способствующей даже самоубийству. Потому что при самопожертвовании от родителей к детям передается скрытое послание: «Если бы не ты…», которое считается наиболее опасным для жизни. «Если бы не ты, то мы бы с твоим папой давно развелись, я бы получила высшее образование, я бы продвинулась в карьере и т. п.» - в основе таких сообщений лежит главное: «Если ты умрешь, то мне станет легче». Дети любят своих родителей и ради этой любви готовы даже умереть. Послание «Если бы не ты…» закладывает бессознательную программу умереть как можно скорее, и тогда родителям станет хорошо.

Достаточно распространена ситуация, когда при появлении ребенка, на котором жена концентрирует все свое внимание, у мужа начинают возникать романы «на стороне». Жена возмущена изменой мужа, но она сама первая «изменила» мужу с ребенком.

Д) Возникновение инцеста связано с проблемами между мужем и женой. Если на супружеском уровне у мужа и жены возникает отторжение друг друга, то в качестве компромисса дочь неосознанно предлагает себя, либо жена предоставляет дочь мужу.

Детско-родительские подсистемы

Долги наши: долг родителей перед детьми

Одна из проблем, с которой обращаются достаточно час то, - чувство вины у родителей перед детьми и чувство долга у детей перед родителями.

Рассмотрим сначала первую ситуацию. Она обычно выражается в таких жалобах, как: «Я не могу обеспечить детям все, что им необходимо. Мало уделяю им внимания, редко с ними играю и т. п. Я - плохая мать (плохой отец)». На самом деле плохих родителей не бывает. Но чтобы прийти к такому выводу, необходимо предварительное исследование этого вопроса. Начинаю с того, что обращаю внимание клиента на очевидное. Родители дают детям две вещи: во-первых, они дают им жизнь и, во-вторых, создают условия для жизни.

Затем с согласия клиента я задаю диагностический вопрос: «Как вы считаете, что важнее - жизнь или условия жизни?» Для многих этот вопрос оказывается совсем не простым.

Есть два варианта ответа. Первый - детский: «Конечно, условия». Детский, потому что ребенок не может оценить ценность жизни, а вот то, что не купили мороженого, - это ужасно. Если у человека остается детский взгляд, то он как раз и формирует чувство вины перед своим ребенком, которое отрицательно влияет не только на него, но и на ребенка. Здесь происходит смена психологических ролей: ребенок становится «родителем», а родитель - «ребенком». То есть ребенок начинает оценивать своего родителя, а оценочный механизм относится к родительской инстанции. Получается, что статус родителя надо еще заслужить: «Не тот родитель, кто родил, а тот, кто воспитал». В этом случае рождение ребенка является наказанием для родителей и позволяет ребенку встать в позу: «Вы меня родили, а я вас не просил. Так что давайте теперь обслуживайте меня». Иногда эта позиция проявляется и у родителей: «Мы его родили для себя, значит, должны теперь за это отвечать».

На более глубинном уровне чувство вины перед детьми является отражением критической позиции по отношению к собственным родителям и скрытой обиды на них. Механизм формирования такого перехода следующий. Критичность по отношению к родителям свидетельствует о том, что у ребенка сформирован некоторый идеал родителей, так как любая оценка-это всегда сравнение. Затем, когда ребенок вырастает и сам становится родителем, он попадает в ловушку собственного идеала. Теперь он сам должен соответствовать своим детским требованиям, для того чтобы стать «хорошим» родителем. По этому чувство вины перед детьми является следствием скрытой критики своих родителей.

Самое неприятное не только в том, что происходит смена ролей, - оценивание условий жизни выше, чем самой жизни, формирует психологию самоубийцы. Если подходить с позиции взрослого человека, жизнь, несомненно, более ценна, чем условия жизни. Не будет жизни - не будет и условий. В этом случае я предлагаю клиентам эксперимент: «Представьте, что Вы собираетесь родиться и Вам говорят, что условия жизни будут не очень хорошие. Может быть, Вас даже отдадут в детский дом. Поэтому, может, лучше сразу Вас убить? Что Вы выберете?» Конечно, все выбирают жизнь: «Дайте родиться, там уж я сам разберусь, в конце концов, условия жизни можно создать или получить от других». Этика заключается как раз в том, что сам по себе факт жизни является, безусловно, высшей ценностью. То есть, нет ничего такого, ради чего можно было бы пожертвовать жизнью (своей или другого человека). А психология самоубийцы строится на ценности условий жизни, поэтому он рассуждает следующим образом: «Если такие плохие условия жизни, зачем тогда жить?»

Если клиент согласен, что жизнь приоритетна в любом случае, тогда я предлагаю оценить ее, хотя бы и в рублях. Абсурдность этого предложения очевидна, сумма получается колоссальная. Получается, что сразу после рождения ребенок получает этот «миллион рублей». По сравнению с этой суммой, с жизнью, все остальное уже второстепенно. О каком родительском долге может идти речь? Поэтому плохих родителей не бывает по определению.

Я думаю, что в этой ситуации также присутствует элемент смешивания роли родителя и роли воспитателя. Плохих родителей не бывает, но бывают плохие воспитатели. Воспитатель - это профессия, которую надо где-то осваивать. Желательно, чтобы эти роли исполняли разные люди, так как родители любят, а воспитатели - воспитывают.

Иногда складываются драматические обстоятельства. На пример, ко мне обратился мужчина, находящийся в предразводной ситуации. У него были достаточно сложные отношения с женой, но от развода его удерживала мысль о детях. Мы с ним подробно рассмотрели семейную систему, выяснили, что раз вод - это расставание супругов, а не родителей и детей. Но его чувство вины перед детьми по-прежнему оставалось. В дальнейшем разговоре выяснилось, что, оказывается, у него было, как он выразился, «два отца». Первый отец (он назвал его «биологическим») ушел сразу после того, как он родился. Потом появился другой мужчина, взял на себя роль отца и выполнял ее хорошо. Его он называл «настоящий отец» и высоко оценивал его положительное влияние на свое развитие.

Мужчина упрямо не соглашался с тем, что отец должен быть всего один, и тот, кого он называл «биологическим», и есть его настоящий отец. Эта двойственность в восприятии роли отца и стала причиной его проблемы, связанной с трудностью принять решение о разводе. Развод символически походил на повторение ситуации ухода его отца. Обида на отца проецировалась на ситуацию в его собственной семье. Путь к изменению ситуации лежал в принятии «биологического» отца как отца настоящего, а второго «отца» - всего лишь как воспитателя.

Долги наши: долг детей перед родителями?

Вторая ситуация связана с чувством долга перед родителя ми. Когда начинаешь выяснять, откуда появилось осознание этого долга, обычно отвечают: «Родители дали мне жизнь», «Они меня любили», «Они меня воспитали» и т. п. При такой установке оказывается, что жизнь человека делится на две части. В первой ребенок «получает» от родителей, а во второй должен «отдавать». Получается, что ребенок - это «полезное домашнее животное». Сначала его выращивают и откармливают, а потом используют для себя.

Наличие в сознании такой установки существенно осложняет возможности ребенка в построении отношений с внешним миром, противоположным полом, в создании своей семьи. Если я должник, то для того, чтобы создать семью, я должен, как честный человек, сначала расплатиться с родительской. Долг ребенка слишком большой! Туда входят как материальные, так и душевные затраты. Но это еще как-то можно подсчитать. А как расплатиться за данную жизнь? Тут уж остаешься должником до самой смерти родителей. Иногда сами родители усиливают чувство вины напоминанием о том, насколько дети обязаны им за все, что они для них сделали.

Еще один драматический пример. Молодая женщина жила вдвоем с матерью. Как только у нее завязывались отношения с мужчинами, мать тут же заболевала. В итоге отношения с молодыми людьми заканчивались, так как мать нуждалась в заботе. В итоге эта женщина смогла выйти замуж только после смерти своей матери. Ей к тому времени было уже за пятьдесят, и сама она уже не могла стать матерью.

При таком подходе отношения «родители - дети» представляют собой замкнутую систему, которая сама себя изживает (рис. 9)

Рис. 9. Ложная модель детско-родительских отношений

Но можно посмотреть на эту проблему шире. Тогда мы увидим, что у наших родителей тоже были родители. Они дали им и жизнь, и любовь, и материальное обеспечение. Получается, что наши родители все уже давно получили от своих родителей, и их требования от нас предполагают уже двойную оплату. По этому долг перед родителями, в принципе, остается, но он передается не им обратно, а вперед, своим детям. В этом случае, образно говоря, вместо болота мы получаем все усиливающийся поток реки. А река не должна идти вспять (рис. 10).

Рис. 10. Схема развивающих детско-родительских отношений

Обычно ситуация воспитания ребенка как должника связана с тем, что родители считают, будто их родители чего-то им не додали. Поэтому формирование у ребенка желания восполнить долг перед родителями является включением его в конфликт родителей со своими родителями.

Родитель как «ребенок» и ребенок как «родитель»

Основное отличие во взаимоотношениях ребенка и родителя, на что указывал Б. Хеллингер, заключается в том, что родитель - это дающая сторона, а ребенок - берущая. Если их роли путаются, это становится вредным как для родителя, так и для ребенка. Например, однажды ко мне обратилась молодая девушка по поводу взаимоотношений с матерью и сыном. Я предложил ей не рассказывать об этом, а показать, как она общается с матерью. Использовался метод «двух стульев» (Ф. Перле) - диалога с собой, когда на одном стуле клиентка была в своей роли, а на другом стуле - в роли матери. Оказалось, что в роли своей матери девушка жаловалась на то, что дочь уделяет ей мало внимания, забывает сообщить, где она задерживается вечером, обижалась на то, что дочь ей мало рассказывает о своих делах. В роли дочери она стала успокаивать мать, обещать заботиться о ней, не волновать и т. д. Мать демонстрировала детский вариант поведения - «Не оставляй меня!» (роль берущего), а дочь - родительский (роль дающего). Можно сказать, что это был диалог родителя в роли ребенка и ребенка в роли роди теля. Не случайно, что такая «вывернутая» ситуация для дочери казалась неразрешимой. Чтобы ее изменить, ей потребовалось осознать эту «вывернутость» и вернуться к роли ребенка. Поэтому у нее были проблемы в отношениях и со своим сыном: там эта перевернутость сохранялась, но только в другую сторону. Сын оказался в роли родителя, она пыталась сохранить его любовь к себе, ориентировалась на его ожидания, испытывая чувство вины перед ним.

Межсемейные подсистемы

Подсистемы «личная семья - семья родителей»

С точки зрения системных законов, новая система приоритет на относительно предыдущей. Когда человек вырастает и женится, его новая семья должна быть для него более важной, чем родительская. Логично, что при конфликте между матерью и женой муж должен выбрать и поддерживать позицию жены. Нарушение этих системных законов может привести к большому количеству недоразумений в семейной жизни. Как оговорил К. Витакер, «чтобы жениться, надо сначала развестись со своей семьей».

Сложность дифференцирования своей семьи от родительской связана с особенностями воспитания, когда в первой семье присутствует смешение супружеских и родительских отношений. Поэтому попытка создания своей семьи нередко оказывается неуспешной, так как остается притяжение семьи родителей.

В моей практике был случай, когда молодая женщина пришла с жалобой на мужа. Хотя он живет с ней, но продолжает поддерживать тесные отношения с матерью. Это выражается в том, что семейный бюджет он строит с учетом потребностей не только их семьи, но и материнской. Например, если он купил телевизор в свою семью, то считает, что и матери тоже надо купить. Также он распоряжается и зарплатой: половину в дом, половину матери. Если учитывать то, что у этого мужчины имеет место «брак» с мамой, то его поведение вполне логично. Две семьи для него «слились» в одну. Жена является «второй женой», так как первой является мама.

Решение этой ситуации лежит в рассмотрении супругами брака не как увеличения одной системы (материнской семьи), а как создание другой системы (своей семьи). В этом случае приоритетной становится своя семья. Тогда у молодого человека не две жены (старая и II молодая), а есть и мама, и жена. Еще один пример. Ко мне обратилась молодая девушка, родители которой являются крупными предпринимателями: - Мне купили машину. Но я на ней постоянно вожу маму, а сама не могу пользоваться. Кроме этого, мама укоряет меня тем, что папа на меня потратился.

Может, Вам прямо спросить маму: «Чья же это машина?» - предложил я.

Не могу, - ответила она.

Потом девушка стала жаловаться, что родители заставляют ее постоянно приезжать домой, чтобы кормить собаку. Я спросил, чья это собака. Она ответила, что не знает, может, и ее.

А если Вы уедете от родителей, то собаку заберете? - спросил я.

Она ответила, что, конечно же, нет.

Получается, что собака не Ваша, - сделал вывод я.

У вас все «как бы». Как бы моя машина. Как бы моя собака. Может, и жизнь как бы Ваша?

Она помолчала, а потом вздохнула:

Да, родителей. Мне всегда говорили, наша семья - это святое. Родители в ответе за меня, а я в ответе за родителей.

ВАША семья? Это не Ваша семья. Вы член этой семьи, но она принадлежит родителям.

Как это так?! Это же моя семья! - воскликнула она с удивлением.

Попробую объяснить на примере. Рабочий трудится на заводе. Но он же не может сказать, что это его завод. Предприятие принадлежит директору, он за него отвечает, а не рабочий. Если завод встанет, то рабочий может уйти на другой завод или основать собственный завод.

То есть я могу создать собственную семью? - задумалась она.

Приоритет супружеских отношений над родительскими не обходим для того, чтобы у ребенка был стимул создать свою семью.

Из книги Диалог с читателями автора Лазарев Сергей Николаевич

ОТНОШЕНИЯ Как жить с нелюбимым супругом. Вы везде говорите только о любимых?- У многих народов раньше девушка выходила замуж, не зная своего супруга или имея мимолетное знакомство. Она знала, что его нельзя осуждать, нужно ему подчиняться. Нужно завоевывать его любовь и

Из книги Пособие по выживанию автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Внутрисемейные контакты БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯПризнаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общения -

Из книги Очерк психологии личности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

Отношения Устойчивые отношения являются другим важным элементом внутреннего мира. Отношения характеризуют как раз тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Если число ценностей, значимых для отдельного человека,

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Отношения Знаете, кого можно назвать благополучным человеком? Того, кто имеет теплые и близкие отношения в семье и с друзьями. Значимость дружбы и семьи переоценить невозможно - они занимают центральное место в жизни, наполняют ее смыслом и содержанием. Великое

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Общественные отношения - отношения межличностные Общественные отношения есть прежде всего отношения межличностные. Значит, набор моделей поведения одной личности (установочное поведение) обязательно встречается с набором моделей поведения (установочным поведением)

Из книги Что же со мной такое? автора Кучера Илзе

Отношения Отношения в семейной системеВо все времена отношения были и остаются очень важной темой. Естественная наука находит все больше подтверждений того, что все связано со всем: в природе, в человеке, между природой и человеком. Наше существование возможно только

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

Терапевтические отношения Использование гипноза во многом меняет характер и качество отношений между пациентом и психотерапевтом. Природа отношений, развивающихся в ходе гипнотической работы, будет явно зависеть от отношения и ожидания психотерапевта. Отношение

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Отношения Для семейных отношений идеально подходят партнеры с одинаковой структурой волос. При сильных различиях сложно избежать разногласий и оскорбленных чувств. Пары часто прощают друг другу определенные особенности на стадии ухаживания, но потом терпеть подобные

Из книги Бог никогда не моргает. 50 уроков, которые изменят твою жизнь автора Бретт Регина

Отношения Как-то раз, проводя выходные в Иосемитском национальном парке, мы с мужем и друзьями решили покорить пик Хэф-Доум, высота которого составляет 2700 метров. Не прошли мы и двух километров, как наши друзья решили, что с них хватит, и пожелали вернуться вниз. Это немного

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Отношения Выстраивая взаимоотношения, мы ищем в другом человеке черты, схожие с нашими собственными. Это вовсе не означает, что так мы избавляем себя от всевозможных проблем и трений в будущем, однако близкие черты увеличивают совместимость. У всех нас есть сильные и

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

УРОК 14 Если ваши отношения должны храниться в секрете, тебе не нужны такие отношения Был в моей жизни период - лет с двадцати и чуть ли не до сорока, - когда мужчины проходили через меня, как хлебные крошки сквозь гуся. На самом деле я встречалась с одним и тем же мужчиной,

Из книги Половое воспитание детей и подростков автора Котенёва Анна Николаевна

Отношения Что стоит за этими словами? Давайте по отдельности рассмотрим три основные фразы приведенной выше гипотезы и выявим смысл, который они для меня имеют. Какой тип отношений я собираюсь создавать? Я обнаружил, что чем более я искренен в отношениях с клиентом, тем

Из книги Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. автора Фромм Эрих Зелигманн

Отношения с людьми = отношения с жизнью С людьми я _______________Я чувствую себя уязвимой, когда _______________Что постоянно присутствует во мне и никогда меня не покидает _______________Когда я чувствую себя независимой и сильной, я склонна _______________Что я держу в резерве, спрятав

Из книги автора

Отношения Анастасия, 16 лет. Если девушка быстро и сильно возбуждаются, не вызвано ли это перевозбуждение началом какой-нибудь болезни?Быстрое возбуждение - редкое качество девушки, обусловленное её половой конституцией и наличием высокого уровня сексуального

Из книги автора

Отношения с женщинами В отношениях с женщинами Гитлер обнаруживал такое же отсутствие любви, нежности или сострадания, как и в отношениях с мужчинами. Это утверждение как будто противоречит факту привязанности Гитлера к матери. Однако, если предположить, что