Сколько стоит вальдорфский детский сад. Использование многофункциональных игр

Вальдорфский детский сад

Основной задачей вальдорфской педагогики было стремление преодолеть царящие в традиционной педагогике антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для детей с различными способностями и социальным происхождением. Подход к человеку как к единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.

Педагоги и теоретики вальдорфской педагогики считают, что основная форма научения в первые семь лет жизни ребенка – сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

Цель вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Основные положения вальдорфской педагогики заключаются в том, что вся жизнь человека пронизана ритмами : ритм дыхания, суточный ритм, годовой ритм. Каждый ритм ставит перед процессом воспитания свои требования.

Следующее положение вальдорфской педагогики основано на том, что одной из особенностей детства является подражание . Р.Штейнер особо отмечал роль подражания, которое необычайно сильно в дошкольнике.

Еще один принцип вальдорфской школы – принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.

Следующий принцип вальдорфской школы – принцип свободы . Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. В школе и детском саду нет оценок.

В детский сад принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 4-5 часов. По мнению Р.Штейнера, более длительное пребывания ребенка в обществе других детей и в отрыве от матери чрезвычайно утомляет его.

Занятия и игры постоянно сменяют друг друга. Основная идея заключается в том, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий .

Занятия, которые проводятся со всей группой:

1. Рисование. От детей не требуется рисовать что-то определенное, ребенок просто возится с красками. Р.Штейнер считает, что рисование является важным событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства. После рисования работы не обсуждаются. Воспитатель вместе с детьми радуется тому, «что могут краски». Листочки высыхают на столах, их собирают и развешивают.

2. Лепка. Так же как и на рисовании, вместо каких-либо объяснений детям дается возможность получить непосредственной впечатление, наблюдая работу взрослого. Вслед за взрослым они воспроизводят то, что их вдохновило. Готовые работы ставятся на полку.



3. Игра на музыкальных инструментах. Взрослый сначала рассказывает какую-нибудь историю или стихотворение о каких-либо звуках, а потом «воспроизводит» эти звуки на простейших музыкальных инструментах. Затем детям раздают инструменты. Вновь повторяется история о звуках, и теперь уже дети играют на инструментах, имитируя то, что показывал взрослый.

4. Пение. Напевая что-нибудь детям, участвуя вместе с ними в хоровом пении или слушая, как они поют хором в сопровождении музыкального инструмента или без сопровождения, взрослые выбираю те песни, которые дети готовы часто слушать или напевать. Одна и та же мелодия многократно спетая или услышанная, как отмечает Р.Штейнер, развивает в ребенке чувство ритма.

5. Эвритмия. Проводится один раз в неделю в вальдорфском детском саду. Это особый вид художественных занятий, разработанный Р.Штейнером. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике.

Главное событие дня в вальдорфском детском саду – сказка или история , которая рассказывается детям утром или перед уходом детей домой. Она должна быть именно рассказана, так как во время повествования дети находятся в духовном контакте с рассказчиком. Такой контакт позволяет зримо наблюдать процесс развития ребенка.

Независимо от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий в детском саду является свободная игра . Штейнер считал, что свободная игра в детском саду должна быть организована таким образом, что бы в зависимости от погоды и времени года дети постоянно имели в своем распоряжении на свежем воздухе или в помещении разнообразные игрушки и материалы. Вмешательство взрослого в игру должно быть сведено к минимуму.

Педагог должен постоянно иметь в поле зрения всю группу, но при этом найти себе какое-нибудь дело, полезное для детского сада и одновременно способное заинтересовать детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Взгляд М.Монтессори на природу ребенка. Сущность воспитания, роль и функции педагога.

2. Дидактический материал М.Монтессори.

3. Вальдорфский детский сад. Основные принципы воспитания дошкольников.

4. Планирование и оборудование вальдорфского детского сада. Организация его работы.

Задание для самостоятельной работы:

Найти познавательную информацию и подготовить выступление об истории какого-либо дошкольного учреждения, работающего по альтернативной системе М.Монтессори.

Литература:

1. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность Центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. – М.: АРКТИ, 2002. – с. 103.

2. Вальдорфская педагогика // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6, 8, 9.

3. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста. – М.,1992.

4. Линденберг К. Рудольф Штейнер. Биография /Пер. с нем. – М., 1995.

5. Любина Г.А. Письма о Монтессори-педагогике. – Минск, 1998.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М.: Карапуз, 2000. – 272с.

7. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10.

8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

10. Соловьева В. Беседы о Вальдорфской педагогике //Дошкольное воспитание, 1993. – №3, 4, 6, 11; 1994. – №6.

11. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.

12. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки //Дошкольное воспитание. 1994. – №1,2.

13. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. – М., 1995.

вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. в этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

историческая справка

вальдорфская педагогика была основана рудольфом штайнером. в 1907 году он издал книгу «образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. а 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «вальдорф-астория» в штутгарте (германия). именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах германии, а также сша, великобритании, швейцарии, голландии, норвегии, австрии и венгрии и др. на данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. в россии первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

биография

рудольф штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

ближайшей соратницей рудольфа штейнера была его жена - мария фон сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

о вальдорфской методике

у рудольфа штейнера был свой взгляд на развитие детей. он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

основные принципы организации детских садов и школ

дети-дошкольники. в вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. наполняемость групп - до 20 человек.

организация пространства. индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Воспитатель. в вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. а всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

Подражание. первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. при этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

всему своё время. вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. с детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. а со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

ритм и повторения. вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). и наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. у последователей штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. при избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. в вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Родители. в вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. родители здесь - частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.

последователи штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. у них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

Если его действия могут повредить другим.

Если могут пострадать какие-либо вещи.

при этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

будние дни

как же проходит день в вальдорфском саду?

о приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

день начинается общим приветствием - «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. с детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.


воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

после свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

затем «вдох» - интенсивная музыкально – ритмическая игра. после нее – снова расслабление - прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. а можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» - заняться огородничеством.
после возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» - воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.п. причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «жил был зайчонок (которого слепила катя). он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. - разыгрывается целое театральное представление.

потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. еда подается в красивых глиняных мисочках.

после обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п.
за "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

праздники в вальдорфском саду

праздники в вальдорфском саду занимают особое место. ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. они проводятся в духе народных традиций. детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

в вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (нового года, женского дня), существуют и другие праздники. например, день урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. а в ноябре - праздник фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. на рождество – спектакль о чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. после нового года – - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. на иван – купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его день рождения. малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. затем поздравления с днем рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.

отрицательные моменты вальдорфской системы

Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. ведь принципы штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.

Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

Сам рудольф штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.

Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! но прогресс-то не стоял на месте. получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (пушкина, барто, михалкова, носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). а если ребенок итак слишком и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

о вальдорфских куклах:


Материал к занятию.

Вы сразу сможете, как говорят в народе, найти 10 отличий обычного детского сада от вальдорфского.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного даже внешне. Он очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани, практически нет ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комнаты освещаются более ярко (это часть «ритма жизни»). Уже при входе заметно, что здесь не совсем привычная для детского сада обстановка: на окнах зимой — рождественские витражи, осенью — словно случайно залетевшие разноцветные листья, весной — пробивающиеся к солнцу зеленые ростки. Не висят на стенах плакаты с буквами и цифрами, призванные стимулировать ранее интеллектуальное развитие ребенка. Часто в спальне под цветным пологом летят- кружатся или маленькие ангелы, или эльфы, принося малышам самые чудесные сны.

Вальдорфская группа — разновозрастная, в ней есть дети от трех до семи лет. Вы совершенно обоснованно можете задать вопрос: «Почему вальдорфский детский сад дети могут посещать только с трех лет?» А потому что приверженцы вальдорфской педагогики утверждают, что в первые три года жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить и для этого самая благоприятная обстановка — домашняя. После того как около трех лет ребенок начинает говорить о себе «я», то есть появляется и укрепляется осознание «я», наступают изменения в его поведении и он овладевает навыками ролевой игры, малыша можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте, согласно вальдорфской педагогике, отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

В детском саду маленькие дети легко и естественно учатся одеваться, убирать за собой, рисовать, лепить, как в семье, по-дражая старшим. Всем детям, вне зависимости от возраста и длительности пребывания в садике, уделяется особое внимание индивидуально, к ним не обращаются по фамилии, а только по имени. Это же практикуется и в отношении воспитателей.

Воспитатели никогда не кричат на детей, и это тоже часть вальдорфской философии. К каждому ребенку прислушиваются, его мнение ценят, а самых маленьких даже носят на руках. В буквальном смысле слова.

С каждым ребенком, пришедшим в группу, воспитатель здоровается за руку, а потом все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Вот так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.

Как правило, дети любят такой садик и ходят в него с огромным удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики — отсутствие любого принуждения. Личность ребенка здесь — главная ценность. Поэтому дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организовывает общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле. Но, как правило, все с радостью присоединяются к воспитательнице.

Главное ощущение в вальдорфском саду — нет того самого, въевшегося в душу «совка», когда детям все нужно делать строем: есть, спать, гулять, заниматься. В то же время здесь принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет бо-лее «активное») — чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием.

Воспитатели описывают эту систему с помощью понятий «выдох» и «вдох ». Самостоятельные формы детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя, — это выдох. Занятия с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое, — вдох.

Гостям не позволено сидеть в садике сложа руки и смотреть на детей — это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым или играют в разные ролевые игры.

Психологи уже давно доказали, что поведение и деятельность взрослых глубоко воздействуют на волю детей, закладывают в них привычку трудиться. Творчески подражая взрослым, дети учатся таким повседневным делам, как приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещения, работа в саду и т. п. Поэтому очень важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребятишек.

В вальдорфском детском саду не обычные воспитатели. Воспитательница исполняет роль мамы, которая занимается по-вседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежду и игрушки, шьет и т. п., а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Для этого в игровой комнате у воспитателя есть стол, за которым он выполняет разные работы на глазах у детей. Любой ребе-нок может присоединиться к воспитателю, а может остаться в детской компании.

Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек: кукол Барби, покемонов, пластиковых игрушек, пистолетов и т. п. Здесь под запретом даже обычные классические куклы, машинки и конструкторы. Зато много забавных самодельных игрушек — соломенные мобили, куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева, глины и т. д. Все они хранят тепло человеческих рук.

Часто в группе стоит «домик» под легким пологом — в этом кукольном царстве обитают самодельные куклы, у них есть де-ревянная мебель и почти настоящая (только очень крохотная!) фарфоровая посуда. А еще многочисленный гардероб.

Рядышком с кукольным домом — магазин. В нем найдутся деревянные весы и множество «сокровищ» — шишки, желуди, ракушки (каждое — в своей особой корзинке). При необходимости они могут превратиться во все, что угодно, — овощи, фрукты, конфеты (да мало ли что может продаваться в магазине!).

Есть и настоящие пеньки, коряги, множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков — словом, все для того, чтобы дети проявляли в играх фантазию. И это вовсе не мусор, как некоторые думают, а многофункциональные игрушки. В отличие от пластмассовых грузовиков, которые можно использовать только для перевозки кубиков, «неоформленные» деревянные игрушки годятся для чего угодно.

Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества — считают педагоги-вальдорфцы.

Нет в вальдорфском детском садике компьютеров (хотя в старших классах вальдорфской школы дети изучают компьютер), магнитофонов и телевизоров. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах.

Когда время свободной игры подходит к концу, воспитатель звонит в колокольчик и начинает убирать на рабочем столе. Заслышав колокольчик, дети заканчивают игру и подбегают к воспитателю для того, чтобы сделать «вдох»: дети помогают готовить еду (обычно натуральную, основанную на крупах), убирать.

Пища готовится прямо в группе при детях, которые ее с удовольствием едят, и их не нужно заставлять скушать ложечку «за маму», «за папу» или «за котика Мурчика», поскольку дети участвуют в самом процессе приготовления еды — режут овощи, помогают накрывать на стол. Также учитываются вкусы детей: если воспитатель знает, что ребенок не любит рисовую кашу, то накладывает ему меньше. Если ребенок захочет добавки — он сам возьмет себе еще одну порцию. Как правило, уже после недели посещения детского садика воспитатель имеет представление об аппетите каждого ребенка и в соответствии с этим раскладывает пищу, чтобы как можно меньше продуктов шло в отходы.

Вальдорфские воспитатели придерживаются следующего принципа : любой ребенок обязательно должен знать, что за каждой вещью, за каждым блюдом стоит труд очень многих людей, и нужно учить детей ценить труд.

Любая трапеза в группе происходит за общим столом, где все видят друг друга. Чтобы дети до еды не хватали сразу ложки, их раздают только тогда, когда еда уже разложена по тарел-кам. Чтобы дети успокоились и сосредоточились на процессе принятия пищи, все поют короткую благодарственную песню, после чего дети, пожелав друг другу приятного аппетита, принимаются за еду. Момент благодарения, по вальдорфской педагогике, очень важен, потому что маленький ребенок сам еще не в состоянии сказать «спасибо», следовательно, эту привычку необходимо формировать.

Дети едят вместе с воспитателем, глядя на взрослого, учатся есть неторопливо, аккуратно, не жадничая. Рядом с обеденным столом всегда стоит столик, на который дети после еды убирают за собой посуду, складывают салфетки.

Во время фазы «выдоха» главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выра-жает себя. Поведение воспитательницы и оборудование детского сада способствуют свободной игровой деятельности.

Дети вальдорфского детского сада, как уже отмечалось выше, практически не смотрят телевизор, предпочитая ему подвижные игры на свежем воздухе или простые ролевые игры, которым уделяется большое внимание. Также не проводятся специальные учебные занятия, только развивающие игры. В вальдорфском детском саду еще огромное внимание уделяют ручному труду: все дети — и мальчики и девочки — учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке. Малышей не учат считать и писать, зато они вышивают и шьют, мастерят что-то своими руками. В канун праздника они мастерят подарки мамам и папам.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей.

Основными занятиями по вальдорфской методике считаются занятия по изобразительному искусству и музыке, театрализованные представления: драматические и кукольные спектакли. Эти занятия совсем не похожи на обычные детсадовские занятия с набором дидактических материалов.

❧ Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных. Дети никогда не рисуют и не лепят по заданному сюжету, они творят то, что в данный момент им подсказывают сердце и интуиция.

❧ Специальных «музыкальных занятий» в детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рас-сказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, устраивают огород, где каждый может попробовать вырастить не только картофель, свеклу или редис, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

❧ Еще в садике приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери - Земле. И это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.

Даже на прогулке всегда можно отличить группу из «обыкновенного» детского садика и вальдорфского. Дело в том, что в вальдорфском детском саду воспитатели на прогулке не собираются стайками и не щебечут о чем-то своем, время от времени покрикивая на детей командным тоном. Они постоянно находятся возле детей, «проживают» прогулку с детьми: осенью открывая для них красоту рябиновой веточки, зимой вылепливая вместе снеговика, весной сажая цветы на собственной клумбе. Когда позволяет погода, вся группа отправляется в лес, если он недалеко.

После прогулки все возвращаются в группу, раздеваются (старшие при этом с удовольствием помогают раздеться млад-шим) и садятся обедать. А после обеда, как водится, сон. Под разноцветными лоскутными одеялами, под тихую песенку, которую напевает воспитатель, присаживаясь ненадолго на каждую кроватку. Полдник, снова игры, а там и родители уже на подходе.

❧ Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действен-ным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Поэтому в вальдорфском детском саду безоговорочно действует негласный закон, что следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

Если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

Если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Казалось бы, такой детский сад — идеальная среда для раз-вития ребенка. Но не все так просто:

Антропософия — учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерикой, и все равно исподволь влияет на формирование личности ребенка;

Запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение: в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире, то есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играя, мог бы научиться и читать, и писать, и считать;

В вальдорфских детских садах не приветствуется, если их воспитанники дополнительно посещают занятия в музыкальной или спортивной школе, в изостудии;

При огромном внимании к чтению круг чтения в вальдорфском детском саду очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, отрывки из Библии; к литературной сказке, рассказам о жизни детей и т. д. вальдорфские педагоги относятся негативно;

Малыш может выпасть из детского (несадовского) социума, так как дворовые приятели с сомнением отнесутся к идее, что самодельные игрушки из чурочек и тряпочек лучше радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым;

Запрет на всякую оценку ребенка может сформировать очень завышенную самооценку.

➨ Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, вам, уважаемые родители, стоит взвесить все «за» и «против». И если вы склонны к тому, чтобы сказать «нет», не стоит бездумно отвергать уникальные положительные возможности вальдорфской педагогики:

❀ совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки; ❀ научиться вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски;

❀ устраивать для ребенка и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе;

Прочитав все вышесказанное, вы убедились, что из имеющихся нынче вариантов детских садиков вальдорфский сад — одно из самых мягких и демократичных мест для малыша - дошкольника. Но теперь перед вами встал второй вопрос: «А что потом?»

Вальдорфская педагогика - чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет.

Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925).

Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская педагогика - чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер попытался создать в своем учении о человеке такую педагогическую антропологию, которая не оставалась бы системой абстрактных понятий, а могла бы превратиться в «педагогическую интуицию».

Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания - помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок самодостаточен и полон жизненных сил, и сам может и должен определять путь своего развития. Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, необходимо отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных «запретов», существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.

Первый из них - это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики - это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом - не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает всеобщего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви к ребенку - главный принцип вальдорфской педагогики. Только любовь к ребенку, принятие его индивидуальности позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться понять ребенка и позволить реализоваться его собственным силам и способностям. Для этого необходимо отказаться от методов авторитарного воспитания. Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики - это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию.

Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества. Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей. Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д.

Одно из наиболее распространенных занятий в вальдорфском детском саду - рисование. При этом воспитатель не ставит задачи - научить детей рисовать что-то определенное.

Он просто предоставляет детям возможность повозиться с красками, а сам показывает образец хорошего рисования. Наблюдая увлеченность взрослого и способы его рисования, дети тоже включаются в художественную деятельность, не спрашивая, что и как им рисовать. После рисования работы детей не обсуждаются и не оцениваются. Воспитатель радуется вместе с детьми и любуется тому, что могут краски. То же самое относится и к лепке. Лепить рекомендуется из естественных материалов - мягкой глины, воска, теста.

Еще одно традиционное занятие детей - пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях - в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него. Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются. Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах - колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.

Специфическое для вальдорфской педагогики занятие - эвритмия (или ритмика). Эвритмия - это искусство движения, созданное Штайнером. Это слово означает «правильный ритм»: ребенок посредством движений и жестов пытается выразить настроение и гармонию музыки. Исполняя какое-либо стихотворение или мелодию, ребенок пытается жестами передать значение и настроение произведения. Поэтому эвритмию называют зримой речью или зримым пением. Занятия эвритмией проводятся на основе подражания воспитателю. Материалом для его работы служат стихи, сказочные сюжеты, детские песенки. Один и тот же сюжет повторяется на протяжении пяти – восьми занятий.

К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.

Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.

Однако самая важная и главная деятельность детей - это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.

Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой - палочка с условной головой; кубиками - брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.

Помимо свободной сюжетно-ролевой или режиссерской игры в детском саду используются особые игры, характерные только для вальдорфской педагогики. Так, следует отметить музыкально-ритмические игры-хороводы, которые называются немецким словом «райгены». Райген - это ежедневная общая ритмическая игра-действие, когда дети вместе с воспитательницей проигрывают какой-либо игровой сюжет. Дети вслед за воспитательницей выполняют характерные движения-жесты, иллюстрирующие содержание сюжета и демонстрирующие в движениях соответствующие образы. Например, встав на цыпочки и высоко поднимая руки, они изображают восход солнца. Присев на корточки, дети показывают, как гномики собирают сокровища в мешочки. Громко топая ногами, они демонстрируют шаги великанов. Дети перевоплощаются во всевозможные существа и своими движениями показывают, как растет и распускается цветок, как качаются деревья на ветру, как двигаются разные животные, как работают люди разных профессий и т. д. В таких действиях сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение, благодаря чему, как считают вальдорфские педагоги, достигается гармоничное взаимодействие, взаимопроникновение духа, души и тела.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.

Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.

Организация жизни в вальдорфском детском саду

Ритм дня представляет собой чередование «выдоха и вдоха», т. е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя («выдох»), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое («вдох»).

Первая фаза дня - «выдох» - свободные занятия или игра. Когда дети приходят в группу, воспитательница уже занимается какой-либо работой: что-то мастерит, рисует или готовит завтрак. Дети могут присоединиться к ней и начать делать что-то вместе. Те, кто предпочитает свободную игру, могут играть. На игру отводится не менее 1,5-2 ч, чтобы ребенок мог «переработать» свой опыт и раскрыть свои творческие возможности.

Вторая фаза дня - «вдох» - утренний «Круг» (райген). Дети образуют хоровод и воспроизводят движения, позы, слова и песни воспитательницы. Никакого давления, оценивания или коррекции не происходит: каждый делает, как получается. Раз в неделю может быть небольшой урок эвритмии. Затем дети идут в туалет, моют руки и готовятся к завтраку. Все переходные моменты сопровождаются определенными ритуалами, которые придумывает каждая воспитательница. Это может быть песенка, звонок колокольчика, зажигание свечки и пр. Важно, что это не инструкции или указания взрослого, а знакомые и понятные каждому ребенку символы, обозначающие следующий шаг их дня.

Прием пищи - важная часть в жизни группы. Дети видят, как готовится еда, и многие сами участвуют в этом процессе, поэтому проблем с приемом пищи, столь характерных для обычных детских садов, здесь как правило, не возникает. Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания. Атмосфера благодарности за все, что дается человеку, есть, по мнению вальдорфских педагогов, основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают несложную молитву, в которой выражается благодарность за «хлеб насущный». Выражение благодарности может принимать самые разные формы. Важно только, чтобы предлагаемые варианты имели одновременно наглядно-чувственный и духовный характер.

Третья фаза дня - «выдох» - игры и прогулка на свежем воздухе. Основное занятие на свежем воздухе - свободная подвижная игра. Воспитательница ненавязчиво обращает внимание детей на природные явления, на деятельность людей и пр.

Четвертая фаза дня - «вдох» - сказка. Сказки подбираются в соответствии с временем года или в связи с праздником. Ритмичное чередование занятий в разных группах может варьироваться в зависимости от внешних условий и характера воспитательницы, но после установления определенного режима его необходимо поддерживать.

Помимо ритма дня соблюдаются ритм недели и ритм года. На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, - день генеральной уборки.

Годичный ритм - это прежде всего праздники, которым в вальдорфском детском саду уделяется большое внимание. В проведении праздников педагоги ориентируются на обычаи и национальные традиции своего народа. Особое внимание на каждом этапе жизни в детском саду уделяется организации детских взаимоотношений. Детские группы в вальдорфских детских садах разновозрастные (от трех до шести лет). Дети в таких смешанных группах живут, как в большой семье: маленькие стремятся участвовать во всем, что делают старшие, а старшие чувствуют свою «взрослость», помогают маленьким и всячески опекают их. В таких садах отсутствуют соревновательные игры или занятия, детей не сравнивают друг с другом и не оценивают. Здесь нет лучших или худших - все уникальны и бесценны! Дети не конкурируют друг с другом и не демонстрируют друг перед другом свою силу. Все это, безусловно, формирует здоровое нравственное начало и способствует гуманным отношениям между детьми.

Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.


Широко известная по всему миру вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.

Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или — возможно ли это? — полный отказ от так называемых "развивающих" занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.

Раннее детство — это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?

В вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в "магазин", "больницу", "дочки- матери". Только игрушки не совсем традиционные: в вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.

Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и "деньги" в "магазине", и "лекарства" в "больнице", и "машины" в "гараже".

Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.

Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.

Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница — ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.

Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут "настоящей" взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.

Как и многое другое, песни у вальдорфцев "живые", как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.

Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.

Нередко сторонние люди обвиняют вальдорфскую педагогику в чрезмерной "религиозности" и даже "сектанстве". Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасху, нередко зажигаются свечи.

Как "вальдорфская" мама могу с уверенностью сказать, что ни дети, ни родители не испытывают никакого психологического давления и детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.

Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.

Если вы спросите мам "вальдорфских" детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей. О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня. Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.

И наконец о том, что в вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели — это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

Обсуждение

Интересный материал. Раньше только название слышала, но не знала подробностей. Мне кажется, что любая методика имеет место быть, но вот что выберет для своего малыша родитель - это отдельная тема. Мы ходим в обычный детсад, нам повезло, там работают хорошие воспитатели, внимательно относятся к деткам, занимаются с ними. Недавно Макс (сын) принес такую поделку из обычных веток, что мы с мужем пришли в восторг))) Приятно, что он такой способный растет.

Весь этот отзыв составляет только моё личное мнение, прошу это учесть в дальнейшем.

Статья "вальдорфской мамы" написана довольно сложным, специализированным языком. Статья без подписи, на сайте-источнике информации ещё меньше (http://www.detskiysad.ru/articles/003.html). Создаётся впечатление, что это чистой воды маркетинг.

Я сам никакого отношения к последователям Штайнера не имею, но видел и слышал, что детки получаются какие-то немного грустно-мрачные и не очень образованные. Так что восторгам в статье по поводу "прекрасных педагогических приёмов" я бы так сразу не доверял. В конце концов, главное - люди. А люди там встречаются разные, как и везде, впрочем.

Комментировать статью "Вальдорфский детский сад. Что это такое?"

Недавно нашли в непосредственной близости Вальдорфский детский сад. Прочила, заинтересовалась, но не уверена, что нам это Цитата: Получается, что все остальные методики, направленные на интеллектуальное развитие ребенка, просто остаются «в стороне».

Обсуждение

Оптимальный вариант, на мой взгляд, для ребенка с вашими вводными данными. В таких ДС очень доброжелательно относятся к детям, что поможет сберечь нервную систему ребенку. Но к логопеду ходить придется дополнительно, логопед же может и коррекцией ЗПР заниматься,на это закладывайте дополнительные деньги. Или, как вариант, просите направление в детсад для детей с ЗПР, там и логопед, и дефектолог, и 12 детей в группе, и всё забесплатно, включая питание. Но... Со специалистами как повезет - заниматься могут без фанатизма, в то же время, ребенок будет среди таких же, как она, никто не будет негативно реагировать на какие-то проблемы ребенка.

Найти попробуйте Юлю Ставрову-Скрипник. Известная приемная мама, хозяйка двух Монтессори детсадов. Сейчас делают началку даже, спрос огромный. Она тоже приемная мама.

Вальдовская методика. Есть поклоники?. Методики. Раннее развитие. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

Обсуждение

Я смотрела интервью с режиссером сериала "Школа" Валерией Гай Германикой. В интервью она рассказала, что училась именно в такой школе, а когда родители перевели ее в обычную школу, то оказалось, что она ничего не знает из того, что знают сверстники. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. С детьми разучивают то, что нужно продемонстрировать родителям. Система это не только опасна для детей, но и для родителей, так как направлена на выкачивание денег.

Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

вальдорфский детсад. Детские сады. вальдорфский детсад. Девчат, кто-нибудь водит деток в Вальдорфские сады? Мне не нравится в методике Васильевой работа по образцу, а не в творческой форме, не нравится приказной режим, мешающий развитию творческих...

Обсуждение

У меня ребенок ходит в вальдорфскую группу неполного дня. И еще у меня психологическое образование, и для того, чтобы занять позицию относительно вальдорфского образования, я проштудировала кучу научной литературы:) Я Вам настоятельно рекомендую вальдорфский садик. Очень продуманная система, ориентированная на гармоничное развитие ребенка в соответствии с возрастными потребностями. Нет сейчас времени подробно расписывать все плюсы, но если хотите могу. Обратите внимание, отрицательные отзывы обычно от тех, кто в вальдорфский садик не ходил:) Насчет мозга Вам тоже смешно сказали... Фишка как раз в том, что структуры мозга, необходимые для обучения чтению, созревают только к 6-7 годам, и раннее обучение чтению закрепляет неправильные алгоритмы. Это вредно!

Мы ходили 6 месяцев. Я была большой сторонницей (сказывается наличие соседки - идейного вдохновителя и работника их семинаров на Тульской).
Все хорошие стороны Вы и сами знаете: мягкая адаптация, сезонность, режим и проч. - это все очень хорошо для малышей (правда без фанатизма: почему нельзя лицо у куклы нарисовать я до сих пор не понимаю).
Но есть момент, который Вы должны четко понимать: не важно какая система или методика, важно КТО воспитатель. И в простых садах есть чудесные, мягкие женщины, с которыми Вы сможете найти контакт, и кот. будут окружать Вашего ребенка не меньшей заботой и пониманием.
И в Вальдорфской попадаются случайные люди, прошедшие семинар, устраивающиеся в такие сады, но абсолютно чужие. Смотрите на воспитателя!
И еще важно понимать, в какую школу ребенок потом пойдет. Если в простую, не забудьте наряду с вальдорфским садом поводить его на подготовительные лет с 6.
В Вальдорфскую школу не рекоммендую: внук все той же моей соседки в 12 лет в школе получает домашним заданием связать шапку...

Мы пошли с 3,5 лет в муниципальный центр развития-д/с. Ни минуты не сожалею. Пришли в январе, когда основная группа уже была набрана. Нам разрешили приводить позже, после завтрака,я ждала ее там же, после занятий, до сна, забирала. Никаких криков "мам, не уходи" вообще не было. Была проблема дома "не хочу в сад, там нужно будет кушать". Поговорила с воспитателями, их зазыв на обед стал звучать как "все, кроме Вики, мойте руки". Через неделю ребенок возмутился, почему его не зовут, начала сама присаживаться за стол, брать хлеб, и так потихоньку вошла.

Пишу это все для того, чтобы проиллюстрировать известную истину - ищите контакт с воспитателем, и любая система станет для Вашего ребенка мягкой и адаптивной.

А в жизни в некоторых вопросах я до сих пор руководствуюсь принципами Вальдорфской системы (или просто здравого смысла?): в быту (минимум телевизора,никаких комп.игр пока что, максимум натуральных материалов вокруг, максимум ролевых игр), в медицине (без антибиотиками, не сбиваем сразу температуру, не пресекаем болезнь, даем ей "созреть").

Так что одно другому не мешает:)

Раздел: Методики раннего развития (какие существуют методики по развитию детей в детском саду). Анализ методик раннего развития и соотв С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его...

Обсуждение

Из известных имен Вы забыли Монтессори и Лупан.
По поводу результатов - зарегистрируйтесь на сайте Лены Даниловой и почитайте дневнички (многие в закрытом доступе, поэтому нужна регистрация, а не гостевой визит). Там мамы смесь из методик устраивают - из какой что больше подходит ребенку и не боятся сами экспериментировать.
Про своего ребенка скажу, что на данный момент в ходу практически все перечисленное (кроме Лупан) - и Данилова, и Никитины, и Монтессори, и Зайцев, и Доман, и мои собственные идеи:-). Вот только Тюленева нет, но как-то я не очень прониклась его громкими лозунгами.

Вы затронули очень актуальную тему. Сейчас моему ребенку 2, 3. В свое время с 9м до 1 г посещали Монтессори. Потом школу раннего развития (лека, рисование, танцы) Сейчас опять вернулись к Монтессори. Надо сказать что эффект «скачок» в развитии ощутим, сравнивая с детишками которые ни куда не ходят. Купили кубики Зайцева (но большого интереса пока нет, и сложно самой без помощи внедрять эту методику).
Я думаю так все должно быть своевременно, не насильственно и умеренно (также ни кто не отменяет игры, чтение и т.д. дома). Большинство родителей отводят в школы развития, что бы не заниматься самому, лень как бы это не странно звучало!
Мне кажется до 3 лет наиболее приемлема (в разумных пределах) методика М. Монтессори (2-3 раза в неделю по 2 часа)

Вальдорфская педагогика. Методики раннего развития. Раннее развитие. Не очень далеко есть вальдорфская ясли-студия, там же сад и школа. Сначала хотела отдать на год в ясли-студию, теперь заинтересовалась и школой (придерживаться одной методики).

Обсуждение

Десять лет тому назад в Москве был шум, что выпускники вальдорфских школ не смогли сдать экзамены за среднюю школу. Особенно математика у них просто отсутствовала. Целые трагедии разыгрались... Где-то в Интернете был даже официльный отчет об эксперименте.
Основатель этого направления Штайнер - сторонник мистики, эзотерики, верит в ауру и вообще всё воспитание строит на этих потусторонних гипотезах и теориях. Воспитание для богатых бездельников. В итоге получаются типа богемные, ничего не понимающие в реальной жизни и ни на что не способные люди... Если конечно, их вовремя где-то в приличном дорогостоящем заведении не исправят хотя бы частично. Такое впечатление от вальдорфской педагогики.

03.06.2008 12:07:22, ВиталийКК

прежде всего почитайте на тему, что такое настоящая вальдорфовская педагогика со всеми причиндалами. с тем, что всякий прохожий может быть учителем, что концепция о сотворении божьем и дарвиновская теория - фигня, а их теория создания мира - правильная, что барби и телевизор - это табу, что книги читать до N лет вредно, а тем более в яслях, и т.д. Следующим шагом аккуратно выясните, проповедует ли это все ваша школа и сад, или у них просто вывеска с модным словом и нетрадиционный подход. Если первое - то см. п1. и решайте, входит ли все это в систему ваших жизненных ценностей.

детсад - очень хорошо; школа - ужасно. Вальдорфская методика полагает, что человек в 35 лет только заканчивает формироваться, так что Школы и детские сады есть в 45 странах мира (примерно 750 школ и 1500 детских садов) В сети на русском языке о вальдорфском...

Обсуждение

Мы в этогом году поступили, т е пойдем в сентябре в 1 кл, школа 1060. Имеет государственную аккредитацию,именно из вальдорфовской педагогики там не много осталось, мне напоминает скоре авторскую школу, именно эвритмия- больше походит на занятия в театральной студии, оказывается есть даже лечебные группы эвритмистов:) У меня девочка, мальчика бы не отдала наверно. с первого класса 2 языка, с 4 класса дети начинают выезжать в грецию, затем в Англию и Германию, для совершенсвования языка и посмотреть жизнь.
Мы выбрали, в первую очередь, из за среды, т к в школе одна параллель, все друг друга знают, т е такие явления как дедовщина, крик учителя на ребенка, продажа наркотиков в туалетах- исключен. кроме того много времени уделяется исскуствам- дети рисуют, ставят спектакли, учатся играть на муз инструментах. При поступлении учителя сразу предупреждают, что результатов можно добиться только при значительном участии родителей в школьной жизни ребенка, т к система безоценочная. В этом году на 25 мест было 80 заявлений.

27.04.2007 17:37:19, Олия_Я