Наполнение центров развития в доу по фгос. Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

Грамотно составленный бизнес–план – это высокоэффективный инструмент маркетинга. У каждой фирмы, независимо от ее размера, должен быть этот документ. Привлекать к разработке бизнес–плана нужно высококвалифицированных экономистов, статистов и системщиков. Мелкая фирма может воспользоваться услугами специалистов из консалтинговых компаний.

Какое значение имеет бизнес–план детского развивающего центра?

Бизнес–план – это комплексные меры по развитию предприятия на ближайшие годы. Во время разработки деталей, у предпринимателя появляется возможность выработать эффективную рыночную стратегию. Подробный анализ и планирование – именно с этого стоит начинать любое дело. Основная задача бизнес–плана – дать руководству компании возможность проанализировать статью доходов и расходов новой фирмы и откорректировать все возможные расходы и риски. Только этот документ поможет вам привести в порядок всю информацию.

В расчетах не допускается больших расхождений, иначе эффекта от таких вычислений не будет. Подробный бизнес-план детского развлекательного центра/развивающего центра нужен для получения финансовой помощи. Проанализировав документ, владельцы капитала могут по достоинству оценить степень риска вложения денег в то или иное предприятие. Полученная информация дает возможность руководителю компании показать достоверность и основательность проекта.

Составленный документ на начальном этапе работы дает возможность избежать многих проблем, связанных с нехваткой финансирования для процветания предприятия и исключает вероятность появления отрицательного баланса фирмы.

Только с помощью грамотно составленного бизнес–плана детского центра можно вести контроль над бесперебойным функционированием организации. На основе полученных данных появляется шанс отследить динамику развития предприятия, сопоставлять имеющиеся результаты с планируемыми.

Большое значение новый бизнес-план детского центра развития может иметь в случае, если требуется провести мероприятия по «оздоровлению» предприятия. Расчеты помогут вывести компанию из тупиковой ситуации.

Детский развивающий центр – это перспективный вид бизнеса. Очень часто молодые родители нарекают на то, что не хватает хороших детских дошкольных учреждений, где бы ребенок мог общаться со сверстниками и при этом учиться чему-то новому и интересному.

Чем отличается детский развивающий центр от детского сада?

В последние годы все чаще стали появляться детские центры и клубы, которые выполняют на первый взгляд функцию обычного садика, но между ними имеется существенное различие. В саду детей учат по общепринятой образовательной программе государственного стандарта. А центры развития работают по повышенным нормативам во всех направлениях.

Кроме того, центр может предоставлять дополнительные услуги, а именно: лекции для родителей, продажа товаров для творчества и детских развивающих игрушек, организация и проведение праздников для самых маленьких.

В садике ребенок, как правило, находится целый день, а в центре можно посещать отдельные занятия по тому направлению, которое вам кажется наиболее значимым для развития вашего малыша.

В центре развития ребенка в обязательном порядке должно быть следующее :

  • игровой комплекс,
  • спорткомплекс,
  • студия изобразительного искусства,
  • кукольный театр,
  • компьютерный класс,
  • бассейн.

Главное отличительная черта развивающего центра для детей дошкольного возраста – ответственный подход воспитателей к своему делу. В обычном саду работники исполняют роль обычной сиделки, которая просто присматривает за малышами целый день. А в развивающем центре для малышей проводят различные интерактивные игры, конкурсы и другие мероприятия, основанные на современных методах воспитания.

Многие родители готовы платить немалые деньги за качественно новый подход к воспитанию их детей. Очень часто в программу воспитательного центра заложена методика, предусматривающая присутствие родителей на некоторых из занятий. Это позволяет учиться и развиваться не только детям, но и их родителям. Каждая из применяемых методологий имеет определенные цели и задачи, определяемые профессиональными экспертами.

В развивающем центре к воспитанию малышей применяется комплексный подход: физическое и психологическое развитие умело сочетается с культурным, художественно–эстетическим и интеллектуальным развитием.

Особенности центров детского развития

Главная особенность таких заведений — не только комплексный, как указано выше, но и индивидуальный подход к каждому ребенку. Длительность каждого занятия – индивидуальная. Она меняется от возрастных групп детей. Обычно занятия длятся от 1 часа до 2. Дети учатся в игровой форме. На уроках он рисуют, поют, играют, раскрашивают, учат иностранные языки.

Ежемесячный доход:

  • Развивающие занятия – 35 тысяч руб.
  • Организация и проведение различных мероприятий – 50 тысяч руб.
  • Кружки – 40 тысяч руб.
  • Занятия со специалистами – от 50 тысяч руб.
  • Итого: 175 тысяч руб.

Один абонемент на 8 посещений должен стоит не менее 2 000 рублей. Стоимость может меняться в зависимости от города, где вы живете, целевой аудитории и проводимых программ. Расчеты могут быть разными — это зависит от многих факторов, поэтому рентабельность и сроки окупаемости во всех регионах будут другими.

Резюме

Минимальный срок окупаемости составляет 2–2,5 года. Некоторым этот срок может показаться большим. Но, поверьте, нет ничего прекраснее счастливых, улыбающихся лиц детей. Сознание того, что вы причастны к культурному становлению нации, несравнимо ни с чем.

Детский развлекательный центр – это возможность устроить детям яркое, незабываемое детство.

Работать с маленькими детьми – задача не из легких. Но стоит увидеть горящие от восторга глаза и неподдельный интерес к происходящему — начинаешь верить, что ты на правильном пути. Поверьте, все тревоги и волнения, связанные с открытием детского центра, окупятся сполна. Главное — не сворачивать с намеченного пути и уверенно идти к своей цели.

Лилия Бонарь

Хочу познакомить Вас с нашей группой !

Вот так мы оформили её к новому учебному году.

Организуя развивающую предметно - пространственную среду в группе , мы старались учитывать все, что будет способствовать развитию всех сторон личности ребёнка.

Ведь детский сад - это второй дом для детей. Поэтому мы постарались сделать его по - домашнему уютным и красивым.

Всё это сделано руками воспитателей, также нам оказывали помощь родители, большое им за это спасибо!

Мы постоянно фантазируем, каждый год придумываем что - то новое, делаем перестановку в группе , словом, создаём уют. Очень хочется, чтобы наши дети шли в детский сад с радостью и удовольствием!

Всё групповое пространство распределено на развивающие центры , игровые зоны , уголки, которые доступны детям.

Приёмная или раздевалка - лицо группы . Здесь всегда чисто, светло, необходимая информация доступна для родителей и имеет эстетический вид.




Спортивный уголок, в котором размещено оборудование для индивидуальных занятий, разных видов гимнастики, атрибуты к подвижным играм и т. д.


Уголок природы, в котором размещены растения,оборудование для ухода за ними, также бросовый материал, материал для ручного труда.


Центр экспериментирования "Следопыты", где находятся различных материалы (дерево, железо, пластмасса, а также - песок, ракушки, крупа, камни, магниты, различные виды бумаги и другое оборудование для экспериментирования.


Уголок ПДД и безопасности.

Центр музыкального воспитания детей "Весёлые нотки".


Театральный уголок "Сказка".


Изобразительный центр "Волшебная палитра".


Уголок коллекционирования.

Уголок книги, также библиотека, книгоиздательство и уголок патриотического воспитания.


Центр математики и логики (игры и развивающий материал ) .


Центр развития речи и социально - эмоциональный центр .


Сюжетно - ролевая игра "Школа".


Игровая зона , уголок для мальчиков и различные с/р игры.




Добро пожаловать к нам в группу !

Публикации по теме:

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Цели и задачи развивающих центров в ДОУ Центр активности ЗОЖ и ОБЖ Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

Оформление группы к Новому году Здравствуйте! К встрече Нового года мы с ребятами начали готовится заранее. Вот так ребята активно вырезали.

Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: - развивать.

Ирина Путивцова
Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия :

Предметно -пространственная развивающая среда в детском саду должна :

Иметь привлекательный вид;

Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

Снимать утомляемость;

Положительно влиять на эмоциональное состояние;

Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

Давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности : все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом

ФГОС

1) Социально-коммуникативное развитие :

Центр ППД

Центр пожарной безопасности

Уголок дежурств

Центр сюжетно- ролевых игр

2) Познавательное развитие :

Центр «Мы познам мир»

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

3) Речевое развитие :

Центр «Говори правильно"

Центр книги

4) Художественно-эстетическое развитие :

Уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально- театрализованной деятельности

Центр ряжения

5) Физическое развитие :

Центр физического развития

Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы , поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу , объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу .

Примерное оснащение театрального уголка группы :

1. Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок .

4. Разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона) . Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня : для воспитателя и для детей.

В музыкальных уголках должны находиться :

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки

Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Музыкально дидактические игры :

Иллюстрации -пособия типа «Лото» : карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

- Всевозможные картинки : книжки-малютки «Мы поем» , музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года» , иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате . Его наличие обязательно во всех возрастных группах , а содержание зависит от возраста детей.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем , срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Что мы помещаем в книжный уголок?

Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2-3-х экземплярах : это поможет избежать конфликтных ситуаций.

Познавательная и детская энциклопедическая литература.

Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

Детские журналы.

Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе .

Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

Наборы открыток (тематические, сюжетные) .

Настольно-печатные, речевые игры.

Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах ) .

Исходя из требований ФГОС , отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться :

Гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей ) ;

Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

Периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды .

Теоретический материал физкультурного уголка.

В младших группах :

Картотека подвижных игр;

Картотека малоподвижных игр;

Картотека физкультминуток;

Картотека утренних гимнастик;

Картотека считалок;

Иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

Символика и материалы по истории Олимпийского движения;

В старших группах к данному материалу добавляется :

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;

Практический игровой материал и оборудование :

Материал для подвижных игр;

Дидактические игры о спорте;

Пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук :

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

Пособия для игр и упражнений с прыжками : скакалки, обручи, ленты с кольцами.

Пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием : мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных .

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени :

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе .

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие

Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда , в которой проходит воспитательный процесс.

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»

1.Растения должны быть:

Разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);

С различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);

Разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

С выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока, фикус – хороший очиститель воздуха.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

Зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;

Весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т.п.;

Летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и др.; водными насекомыми, головастиками, молюсками.

4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года, суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.