Десятый месяц. Развиваемся во время повседневных дел! Развитие на десятом месяце жизни

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом. По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме “я - тебе, ты - мне”. Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры “с общением”, такие, как “прятки” или “идет коза рогатая”, а также “совместное пение”; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Нейро-психомоторное развитие

1. Становление на ноги. Новый заметный прогресс выражается в том, что ребенок стоит на ножках. У одних детей это получается лучше, у других хуже. Ему ребенку удается зацепиться за перекладины манежа или кроватки и подняться, то он стоит на ножках ровно. Это наиболее важное завоевание в моторном развитии ребенка. И эту победу он чувствует сам: у него веселое лицо, он с гордостью смотрит вокруг себя. Едва встав на ноги, он пытается подпрыгивать, поднимать руки вверх. Радость от движения превосходит моторные возможности малыша. Его голени еще слабы и не могут выдержать тяжести тела. Ребенок, поддерживаемый подмышки, а к началу 11-го месяца только за ручки, пытается шагать. Стояние на ножках и пробы передвижения дают ребенку понятие о пространстве.

2. Схватывание. Только в этом возрасте у малыша получается схватывать предметы между большим и указательным пальцами. Благодаря этому он хватает легкие предметы легко и ловко. Ребенку доставляет удовольствие схватить предмет и бросить. Эти движения он проделывает многократно.
Этот маневр становится осознанной игрой малыша.

Память

В этом возрасте начинает развиваться память. Ребенок продолжает узнавать знакомые лица и предметы.

Практический ум

В этом возрасте можно заметить первые проявления практического мышления. Это проявляется в том, что малыш может открывать коробку, может выполнить простые указания (”Дай мне игрушку!”). Он по команде умеет открывать рот, протягивать игрушку.

Речь

Ребенок произносит цепи парных слогов: “ма-ма”, “па-па”, “та-та” без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет. Малыш имитирует звуки, которые он слышит или издает сам, модулирует свой голос: громко, тихо, пытается шептать. Играет языком, слюной, чтобы производить шум.

Социальный контакт

Ребенок начинает понимать, когда его бранят или хвалят; он выдумывает разные трюки, реагирует согласно своему характеру на малые “приказания” взрослых. К посторонним малыш относится селективно (сдержанно). Он громко смеется или улыбается, выражает удовольствие или неудовольствие, но взрослые могут отвлекать его внимание. Ребенок начинает играть со взрослыми. Он хочет играть в той комнате, где находятся взрослые. Ждет, чтобы с ним разговаривали. Если его оставляют одного, то он реагирует плачем.

Необходимо обратить внимание, если ребенок:

– к концу 10-го месяца не сбрасывает игрушки со стола;
– к концу 10-го месяца не повторяет или не имитирует движения, которые показывают ему взрослые или которые вызывают смех окружающих.

Вышеперечисленное может свидетельствовать о нарушениях темпа развития вашего малыша.

Практические советы

Десятимесячный-ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка. К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и “организованными”, поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время кормления. Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия. Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.

Сидение для малыша. Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)

Время купания. Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.

Команды. В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. “Вымой животик!”, “Вымой ножки!” - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в “тучку”, нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: “Смотри, какой сильный дождь!”

Сюрпризы. Заверните в “купальную” тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

На десятом месяце жизни малыш взрослеет на глазах. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки, которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать. Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить. Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему.

В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза - его мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук. Поясним это.

В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с более ранними периодами детства. Орган зрения выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует «слепок» предмета в мозге.

Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда «глаз учит руку, а «рука учит глаз», специалисты называют сенсомоторной активностью.

Среди других двигательных функции особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые были не свойственны его лепету. Так активно формируются речевые навыки малютки.

Многие родители, узнавая особенности психической жизни маленького ребенка, удивляются тонкостям в его развитии. Пожалуй, теперь дитя не кажется взрослым чересчур простым: раннее детство таит в себе много такого, чего родители не учитывают, если не имеют специальной информации. Педагогика младенчества - такая же наука, как и любая другая область гуманитарных знаний, и которой следует учиться.

Теперь, понимая, что занятия с дидактическими игрушками имеют огромное значение для развертывающейся психической жизни ребенка, остановимся на предметной деятельности малыша. Прежде всего, подчеркнем следующее: новым в занятиях с предметами появится у малыша «созидательная» форма действий. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, - кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь малыш способен «синтезировать». ОH НАдевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама. По её просьбе малыш собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку - кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. При этом радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, малыш уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением «целого продукта»: пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.

Какие еще: действия может выполнять малыш? Это нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости), рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей, открывание матрешки или бочат (с помощью ленты приемом подтягивания), открывание коробок, снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами, выполнение двухактных взаимоисключающих действий: выкладывание - вкладывание; снятие - нанизывание; разъединение - соединение и др.

Конечно, эти действия с игрушками можно назвать разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно, без помощи родителей. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.

Особо следует остановиться на выборе цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, так как основное направление заданий - это обогащение его чувственного опыта, накапливание впечатлений. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Однако целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного-трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, белый.

У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.

Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх с сыном или дочерью постарайтесь какое-то время, примерно 3-5 минут, заниматься одной игрушкой, удерживая к ней внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в его отверстие, прокатите его. Показывая предмет с разного ракурса, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Для поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы.

Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, - звенящий колокольчик; в мешочек - выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочата - цветные платочки. Такая «цепь» игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и т.д. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.

10-месячный ребенок - неутомимый "исследователь", любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Правда, первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Например, малыш идет вперед, держась за обе руки взрослого. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни малыш начинает хорошо ориентироваться в пространстве. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем. Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

Развитие и воспитание ребенка: 10-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий рук

Мини-программа 10-го месяца жизни

1. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий, протекающих в форме ознакомительной игры с предметами.

2. Развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением руки при выполнении различных двигательных заданий с игрушками и предметами разных конструкций.

3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Постепенно расширять социальные контакты ребенка со взрослыми и детьми, находящимися в его ближайшем окружении.

Продолжать развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослым и детьми.

1. Развивать двигательные навыки, способствующие формированию самостоятельной ходьбы.

2. В процессе развития действий с предметами продолжать совершенствовать ручные умения и мелкую моторику пальцев.

Задачи

1. Учить выполнять более сложные ручные операции (анализ в действии): разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т.п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки и т.п.).

2. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на конструктивные свойства игрушек и предметов, специально подобранных для занятий (например, коробочки, бочонки, матрешки и т.п.).

3. С помощью взрослого выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т.е. присоединение по одному однородных и разнородных предметов. Например, составление матрешки из двух частей; складывание яичка из двух частей и т.п.

4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При действиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца.

1. Поддерживать ситуации общения не только с близкими родными, но и другими знакомыми и незнакомыми взрослыми.

2. Поддерживать интерес ребенка к другим детям. Использовать ситуации случайных встреч или специальных контактов в его ближайшем окружении (на детской площадке во дворе, песочнице и т.п.).

3. Учить ребенка играть рядом с другими малышами.

1. Расширять понимание речи взрослого, обращенной к ребенку в режимных ситуациях и игре.

2. В процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формировать активную речь:

1) Побуждать ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка;

2) побуждать ребенка к первым лепетным словам: «ма-ма»; «ба-ба», «па-па» и т.п.

Общие движения

1. Использовать игровые ситуации и специальные пособия, побуждающие ребенка к элементам самостоятельной ходьбы (подъем на горку-манеж, мостик и т.п. с переходом от ползания к подъему у опоры, передвижение вдоль опоры и т.п.)

2. Учить ходить с поддержкой за обе руки.

Действия рук

Учить выполнять целенаправленные действия со специально подобранными сборно-разборными дидактическими игрушками (пирамидка, матрешка, бочата, кубики на тележке и т.п.)

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый подбирает для ребенка игровые задания с предметами (игрушками) двигательного характера, представляющие интерес для малыша возможностью различных манипуляции, а главное, их результативностью.

Занятие 1.

Цель . Учить выполнять цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.

Материал . Шнур (длиной 50-70 см, толщиной 0,8-1 см; на который нанизано 7—10 шаров (диаметром 3—5 см.), имеющим сквозное отверстие по оси симметрии).

Ход занятия .

Мама завязывает шнур с шарами с одного конца на стойку (можно использовать стержень от обыкновенной пирамидки).

Мама показывает, как можно снять шарик со шнура, с другого конца.

Затем малыш действует самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, катушки, кольца и т.п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, подобрать разноцветные шары или использовать несколько шнуров). На каждый шнур нанизать шары (кольца) какого-то одного цвета или подобрать их по цветам спектра. Можно взять шары (кольца), различные по величине и т.п.

Занятие 2.

Цель. Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции при действии с предметами, издающими мелодичные и немелодичные звуки. Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения на звучащий предмет (игрушку).

Материал. Бубен и барабанчик.

Ход занятия.

В разных концах комнаты (на ковре) мама кладет бубен и барабанчик. Привлекает внимание ребенка к звучанию бубна: напевает мелодию (плясовую или хороводную) и ударяет в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней. Мама показывает звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, просит малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем делает паузу (10-15 сек.). Во второй части занятия мама опускает бубен на уровень детских рук. Предлагает ребенку ударить по бубну. Вначале мама берет его ручку и показывает траекторию движения, ударяя его ручкой по бубну. Действия сопровождаются пением. В третьей части занятия мама знакомит ребенка со звуком барабана. Малыш (возможным для него способом) дотягивается до барабана и ударяет по нему. Первая часть занятия повторяется.

Занятие 3.

Цель. Учить выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о пустом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая).

Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки.

Материал . Коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.). Мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. в каждой коробочке.

Ход занятия. Мама привлекает внимание малыша к коробочке, встряхивает ее, побуждает повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, взрослый не должен спешить сразу открывать ему способ действия.

Взрослому нужно добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку. Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими. В следующей части занятия взрослый привлекает внимание малыша к другой коробочке. Желательно, чтобы ребенок «поработал» с 2--3 коробочками разной формы: открыл-закрыл, выложил-вложил игрушки, т.е. выполнил двухактные, взаимосвязанные действия.

На 10-м месяце ярко проявляется система аффективно-личностных связей ребенка с близкими взрослыми на основе потребности в «деловом» общении.

Общение с матерью.

Мама практикует в общении с ребенком спокойное, эмоционально-радостное отношение к окружающему миру. Малыш должен чувствовать силу, уверенность матери, ее защищающее начало. Мама выступает как берегиня своего маленького ребенка. Постепенно знакомя с новыми предметами и явлениями окружающего мира, мама формирует у ребенка основополагающее доверие к окружающему миру.

Главной особенностью является то, что эти контакты проходят через нее и с ее непосредственным участием. Мама выступает как посредник между ребенком и социальным окружением. Она дает образец для подражания, невольно и специально демонстрируя ребенку форму общения со взрослыми и детьми.

Общение с отцом.

Отец, приходя вечером с работы и в выходные дни, должен пополнять общение с ребенком в совместных играх, используя различные игрушки и создавая забавные игровые ситуации. При этом замечено, что общение с отцом привносит в жизнь малыша, особенно мальчика, элементы мужского воспитания. Мальчик подражает отцу. Речь, обращенная к ребенку в устах отца, звучит более мужественно, сохраняя заботливость и интерес к ребенку. Именно общение с отцом чрезвычайно значимо для расширения социальных контактов малыша, в частности с новыми для него людьми.

Общение со старшими членами семьи.

Бабушка и дедушка привносят в общение с ребенком элементы фольклорного, игрового взаимодействия - пестования («коза-рогатая», «ладушки», «по кочкам-по кочкам» и т.п.). Это важно, т.к. эмоциональное общение наряду с «деловым» необходимо малышу.

Общение с другими детьми.

Взрослые позволяют ребенку наблюдать действия других малышей. Объединять детей в совместной игре не рекомендуется: младенцы не умеют играть вместе. Присутствие рядом достаточно на данном этапе.

Общение с посторонними.

Взрослые поощряют контакты малыша с незнакомыми людьми. Однако, если дитя отстраняется, боится, родные не должны настаивать на общении.

Речевое общение - это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.

Для развития такого понимания очень важно, чтобы взрослый сопровождал все свои действия по уходу за малышом, словами (во время кормления, одевания, игры, мытья и пр.) При этом взрослый называет свои действия и используемые предметы (ложка, чашка, тарелка; мыло, полотенце, или платье; платочек, шапочка).

Все предметы должны быть названы и неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы. Рекомендации:

1) необходимо разговаривать с малышом во,время режимных моментов и во время игр;

2) в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;

3) называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.

4) важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;

5) не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов

теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Предпосылки активной речи.

10-й месяц привносит в развитии речи новое:

у малыша появляется способность произносить за взрослыми новые звукосочетания, которых не было в его лепете. Это высокий уровень речевого подражания.

В развитии активных речевых навыков необходимы специальные занятия, которые строятся примерно по следующей схеме.

1) Взрослый заранее намечает, какой новый слог будет разучиваться с малышом. Например, «га-га» (уточка).

2) Вначале занятия мама стремится вызвать у малыша сосредоточение на себе: ласкает, называет малыша по имени.

3) Сконцентрировав внимание ребенка, показывает игрушку знакомую, например, матрешку («ба-ба»). «Где ба-ба?».

4) Показывает новую игрушку- уточку. Вводит новый слог «га-га».

5) Повторяет. Пауза. Желательно дождаться «ответа» ребенка: «га-га».

Движения ребенка становятся более совершенными, четкими.

В связи с этим усложняется и гимнастический комплекс: некоторые упражнения делаются из исходного вертикального положения. Малыш может выполнять их, ориентируясь на слова мамы: «сядь», «встань», «ляг» и т.п.

В комплексе для большей эффективности применяются простейшие пособия (кольца, палочки).

Общие движения

Примерный комплекс упражнений

К упражнениям, которые ребенок усвоил к девяти месяцам, необходимо добавить следующие.

1. Круговые движения рук, которыми малыш держится за кольца.

Цель - укрепление мышц рук.

Исходное положение - лежа на спине или сидя.

Ребенок держится за кольца, которые одновременно держит взрослый.

Выполнение - выполнять круговые вращения руками попеременно или двумя руками одновременно.

Повторить 4-6 раз.

2. Вставание на ноги (упражнение активное).

Цель - укрепление мышц ног.

Исходное положение - лежа на животе.

Ребенок держится за кольца, которые держит и взрослый.

Выполнение - подтягивая кольца, мама побуждает ребенка встать на колени, а потом на ноги.

Повторить 1-2 раза.

3. Наклон и выпрямление туловища.

Цель - укрепление мышц ног и брюшного пресса.

Исходное положение - ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У его ног на столе игрушки, которые можно легко взять. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его под живот.

Выполнение - взрослый побуждает ребенка к наклону вперед (достать игрушку и выпрямиться).

Повторить 2-3 раза.

Примечание: всю систему упражнений от 1,5 мес. до 1 года смотрите в книге «365 дней и ночей из жизни младенца». Автор. коллек., сост. Л.Н.Павлова. 2002.

Игровые упражнения, развивающие навык ходьбы

Взрослый использует фольклорные тексты, побуждая малыша переступать. Активность малыша поддерживается ритмом читаемой потешки или песенки.

Цель . Учить идти вперед с поддержкой за обе руки.

Выполнение. Взрослый стоит перед малышом, удерживает его за обе руки, побуждая переступать. Читает потешку:

«Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки».

Аналогично.

«Токи-токи-тошки,

Кую, кую, ножки.

Ножки у Антошки (имя ребенка)

Ножки у Антошки

Идут по дорожке:

Топ-топ, топ-топ».

Ручные двигательные навыки.

Выполняется петлеобразные, опускающие, накладывающие, придвигающие, проталкивающие и др. действия с игрушками.

Показатели развития ребенка к концу 10-го месяца

1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и «разученные» действия: например, разъединяет целый предмет на части (анализ в действии); с помощью взрослого выполняет противоположные операции (синтез в действии). Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широким отверстием; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.

2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 10 мин. Устойчивость действий возрастает в 2—2.5 раза. «Разученные» действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать всю посуду, попадающую ему в руки.

3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное - накладывание ладони на предмет сверху; скользящее - приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

1. Радуется приходу близкого человека.

2. По-разному реагирует на похвалу или порицание с его стороны: недоволен, при слове «нельзя»; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает мимике взрослого.

2. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).

3. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

4. Способен действовать рядом с другим ребенком.

1.Понимание речи.

При просьбе «дай» малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки - три или две из трех.

Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): «Достань из бидончика катушечку», «Положи в коробочку ленточку» и т.п.

Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

2.Активная речь.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Ребенок вслушивается, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить. Повторяет.

Развитие общих движений

1. Входит на невысокую поверхность (мостик) или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Держась двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался или по скату.

12 месяц

Развитие ребенка от 9 до 10 месяцев

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста. На этом этапе показатели веса детей следующие: мальчики могут весить от 8 до 11,8 кг, а девочки от 7,7 до 11,3 кг. Рост мальчиков и девочек обычно составляет 68,8 - 78,8 см и 67,7 - 77,1 см соответственно. Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений. Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Большинство малышей в этом возрасте – неутомимые исследователи. Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными. Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами – первые шаги!

В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно – хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений – он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность детей в этом возрасте все же может иметь индивидуальные отличия. Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания – поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных – он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу. Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней. Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель. Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, – он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

В этом возрасте малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя. Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Какова степень доверия ребенка маме? Интересным вариантом эксперимента с обрывом является ситуация, когда дети смело ползут вперед через «видимую» пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице мамы страх, то ребенок замирает на месте. Резюме: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Ребенок получает информацию о том, как вести себя, «считывая» ее с лица матери или схватывая мамино отношение к своим сигналам. Дети читают на наших лицах абсолютно все и особенно то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое ребенок увидит на вашем лице, он, вероятно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваше чадо, также запомнится ему на всю жизнь.

9-10-месячный ребенок - это неутомимый "исследователь", любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Такой интересный окружающий мир манит малютку, побуждает к движению. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни ребенок начинает хорошо ориентироваться в пространстве . Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить.

Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем . Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.
Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность (манипулирование предметами). Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки , которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать.
В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев .

Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза - а это, в свою очередь способствует развитию интеллекта . В этом возрасте мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук.
Среди других двигательных функций особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи . Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках ребенка появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым звуки, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые ранее не были свойственны его лепету.

У 8-10-месячных малышей так же меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких игрушек : интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь.

Комплексное развитие ребенка на 10 месяце первого года жизни

Игрушки для ребенка

В играх с ребенком этого возраста можно использовать:
. резиновый мяч и другие ,
. игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка "Верстачок"),
. (сортеры),
. небольшого размера,
. кубики разнообразных форм,
. музыкальные и игровые центры и игрушки (способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием - нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом),
. игрушки для игры в ванне и др.
. привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
. фигурки кукол и куклы из мягких материалов - (ткани, мягких пластмасс, резины), в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
. игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
. заводные, забавные игрушки ().
. для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
. технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукоятко й.
. в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал .

Малыш не играет в игрушки?

Ребенку очень важно заниматься тем же, чем занимается взрослый. Покажите малышу - что играть вместе - это весело и интересно. Выбирайте игрушки в магазине не по красоте, а по возрасту вашего малыша, по рекомендациям детских психологов. Тогда занятия с такими игрушками будут приносить конкретную пользу. В нашей статье мы напишем - какие ребенку нужны сейчас игрушки, и дадим ссылки на их подробное описание и признаки правильного отбора и "употребления" - то есть как правильно в них играть.

Как завлечь малыша игрушкой

Все детки по-разному реагируют на новую игрушку, но даже если ребенку новинка “не понравилась”, не нужно заострять на этом внимание, уберите пока - пригодится позже. Вообще, нужно стараться не вручать малышу игрушку - они настороженно относятся к новому, иногда - сразу негативно. Правильнее будет сесть рядом с ребенком, заняться самой этой игрушкой, тогда ребенка обязательно заинтересует (природа берет своё), чем именно там занимается с таким интересом мама.

Как играть?

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Кубик с сюрпризом»

Эта игра прекрасно развивает память. Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Игра «Мой ящик»

Наполните ящик или коробку разными предметами и вещами. Малыш будет опустошать его, доставая их, а вам придется складывать предметы обратно. Также можно применять ящики с крышками и отделениями, с прорезями для фигур.

Игра «Прячем игрушку»

Мы уже рассказывали, как можно играть с ребенком пряча его игрушку под платком или одеялом - высовывая ее часть. Постепенно усложняйте задачу: на глазах у ребенка спрячьте его любимую машинку под кастрюльку, затем накройте их коробкой, а сверху накройте все это пеленкой. Для начала «ищите» игрушку вместе, а при повторе дайте малышу возможность найти машинку самому.

Игра «Палочки и камешки»

Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики, шишки, листья. Не бойтесь, что малыш запачкает ручки - с собой всегда нужно иметь влажные салфетки - тогда эта неприятность будет легко исправима. Нужно приобщать малыша к использованию в игре природного материала.

Игра «Игрушка на шнурке»

Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Для разнообразия игры можно привязать также воздушный шарик, который поднимется к потолку, его тоже интересно будет подтягивать за веревочку.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Игра «Просунь пальчик»

Как Вы, наверное, уже заметили, детям в этом возрасте нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия. Сделайте ему специальную "игрушку: возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой.
Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. А вы можете сунуть свой палец в другую дырку. Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Игра «Открой коробочку»

Для этой игры Вам пригодятся коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.) и мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. (их нужно разложить в каждую из коробочек).
Привлеките внимание малыша к первой коробочке, встряхните ее, побуждая повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, но не спешите сразу открывать ему способ действия с коробочкой. Необходимо добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку.
Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими.
А теперь привлеките внимание малыша к другой коробочке. Будет очень хорошо, если ребенок «поработает» с 2-3 коробочками разной формы: откроет-закроет, выложит-вложит игрушки.

Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Речевое общение - это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.
Несколько советов:
. необходимо разговаривать с малышом всегда - как во время режимных моментов по уходу за малышом, так и во время игр;
. в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;
. называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.
. все предметы должны быть неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы.
. важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;
. не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Игра на узнавание лиц и понимание речи

Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (например, его бабушки и сестры). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни - читайте в разделе . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.

Музыкальный час

  1. разных концах комнаты (на ковре) положите бубен и барабанчик. Привлеките внимание ребенка к звучанию бубна: напевайте мелодию и ударяйте в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней.
  2. Покажите крохе звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, попросите малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем сделайте паузу (10-15 сек.). Затем опустите бубен на уровень детских рук. Пусть малыш ударит по бубну. Помогите ему это сделать: вначале возьмите его ручку и покажите движение, ударяя его ручкой по бубну. Всю эту игру можно сопровождать пением.
  3. В третьей части занятия познакомьте ребенка со звуком барабана. Пусть малыш (возможным для него способом) сам до него доберется, дотянется и ударяет по нему.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Воспитание любовью...

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как сказать ребенку «нет»

Как правильно похвалить ребенка

Когда начинать приучение к горшку?

Многие матери начинают приучать детей к горшку, начиная с 10-месячного возраста. Более того, 40% матерей приступают к этому процессу по достижении ребенком возраста 6-8 месяцев. Проведенные в России исследования показывают, что 95% матерей начинают приучать своих детей к туалету слишком рано, неправильно определяя готовность младенца к обучению.
Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.

О физическом развитии

Физическое развитие

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте в разделе: «Закаливание детей на 1 году жизни » Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Развивайте своего малыша с удовольствием и растите вместе с ним!