Декоративная пластилинография. Пластилинография: особенности проведения занятий в разных группах, реализация проектной деятельности и кружковой работы

С пластилином с самого раннего детства знаком каждый из нас. Пластилин — мягкий и податливый материал, притягивающий к себе каждого малыша.

Из пластилина лепятся самые различные штучки — от простых колбасок и шариков до более сложных деталей.

Видя, как чудно можно изменять форму с помощью пластилина, малыши приходят в восторг и готовы заниматься длительное время, в то время, как родители могут делать свои повседневные дела по дому.

Однако не всем известно, что с помощью пластилина можно не только лепить разные фигурки, но и создавать самые настоящие картины. Изображения на таких картинах получаются выпуклыми и невероятно красивыми.

Такая техника создания получила название пластилинография. Занятие пластилинографией очень увлекательно не только для детей, но также и их родителей или просто взрослых людей, которые не безразличны к творчеству из пластилина.

Для детей же пластилинография полезна еще и для развития у них интеллектуальных способностей, творчества и воображения, моторики рук.

Только ли в этом мы видим пользу для дошкольников от занятий Пластилинография?

Пластилинография и ее роль в развитии дошкольника

В момент изготовления пластилиновой картины мальчишки и девчонки обретают полезные навыки:

  • ориентировка в горизонтальной плоскости;
  • познание с окружающим пространством;
  • умение работать с пластилином;
  • интерес к занятию лепкой и творческой деятельностью;
  • формируется эмоциональное восприятие и развивается фантазия;
  • появляется и усовершенствуется художественно-эстетический вкус;
  • и, наконец, развиваются творческие способности и пространственно-образное мышление.

У дошколят раннего дошкольного возраста формируется самостоятельность в процессе пластилинографией. А дошкольники постарше получают значительный социальный опыт, что очень важно для социализации и адаптации в детском коллективе.

Можно также отметить, что пластилинография является эффективным средством для снятия эмоционального напряжения.

Составляющие пластилина

Пластилин для лепки изготавливают из сухой глины и парафина. Сначала парафин растапливается, и затем в него добавляется глина, а также вещество озокерит, который помогает полученной массе высохнуть.

Озокерит — это что-то, напоминающее пчелиный воск. Иногда добавляют езерин, который получают из озокерита. Либо добавляют животный жир, вазелин или другие подобные вещества.

Чтобы пластилин получался разноцветным также добавляют пигменты.

История появления пластилина

О пластилине было известно еще в средневековье. Наши прародители лепили сначала из обычной глины или воска. Но глина приставала к рукам, а воск расплавлялся, лепить из них было очень неудобно.

Но люди догадались, что эти два вещества можно соединить, и тогда получится материал, который не будет прилипать к рукам, но будет мягким при повышенных температурах.

Таким образом появился первый настоящий пластилин.

Какой пластилин сегодня?

Сегодняшний пластилин не намного отличается от первого изобретения. Он остается мягким, не засыхает и не становится твердым, а также имеет разные цвета. И хотя в коробочке может быть всего 6 или 8 цветов пластилина, но его можно искусно соединять друг с другом, получая интересные цвета и оттенки.

В настоящее время изготавливается два вида пластилина. Пластилин с добавлением воска, и пластилин парафиновый.

Пластилин бывает твердый, средней твердости и мягкий. Твердый пластилин плох для работы, так как его очень трудно размять даже взрослому, не говоря уже о ребенке. И такой пластилин очень крошится.

Средней твердости пластилин легко разминается при температуры помещения, хорошо держит форму. С этим пластилином работают чаще всего, когда делают фигурки.

Мягкий пластилин удобнее для малышей, так как он легко лепится, детальки без труда формируются и долго держатся.

В настоящее время для самых маленьких «лепунов» можно приобрести пластилин — тесто. В его состав входят только натуральные компоненты: мука пшеничная, красители. Он с приятным запахом, не прилипает к рукам, не пачкает одежду, оставляя жирные следы. Вот только хранить его долго не рекомендуется, потому что фигурки, изготовленные из пластилина теста, очень быстро высыхают и становятся хрупкими, крошатся.

Как выбирается пластилин подходящего качества?

Качественный материал:

  • режется пластмассовым стеком без усилий;
  • при длительном держании в ладошках делается мягким и податливым;
  • не крошится и не плавится;
  • легко скатывается между ладошками, не прилипая;
  • если нужно снять с какой-либо плоскости, то легко удаляется стеком;
  • одним кусочком без труда прилепляется к разным материалам и не отпадает;
  • при нахождении на воздухе не теряет свои свойства;
  • не марает руки и хорошо отмывается теплой водой.

Разновозрастные особенности пластилинографии у детей

Для детей разного возраста используются разные шаблоны для пластилинографии. И они очень отличаются.

Например, малышам 3-4 лет под силу лишь размазывать пластилин по поверхности, скатывать из него маленькие колбаски и шарики. Если потребуется, то они могут сплющить из шариков лепешечки. В силу своих возрастных особенностей они уже способны научиться крепить пластилиновые детальки между собой.

Для того чтобы малыш мог самостоятельно выполнить что-то из пластилина, шаблон для него подбирается попроще. К примеру, это может быть лужайка и солнце с лучиками. Малыш легко справится с таким сюжетом.

Сначала он размажет травку по нижнему краю поверхности, затем голубое небо. А затем скатает шарик, расплющит его, и получится солнышка. А тоненькие колбаски он прикрепит к желтой лепешечке, и получится солнышко с лучиками.

Шаблон можно усложнить немного и предложить дошкольнику сделать цветочки, скатывая шарики и колбаски, прикрепить их на травке.

В среднем дошкольном возрасте можно предлагать шаблоны пластилинографии с изображением времени года. Здесь уже можно пофантазировать с дошкольниками, провести наблюдение. Что и в какое время года можно изобразить на картине.

Например, зимой можно сделать снежинки, зеленые елочки, покрытые белым снегом. В другое время года также можно изобразить деревья. Только осенние деревья можно покрыть не зелеными, а разноцветными листочками.

Дошкольникам 5-6 лет уже можно предлагать шаблоны пластилинографии с усложненными композициями, обилием различных элементов. Можно уже обучать детей делать оттенки. Пластилиновые картины детей старшего дошкольного возраста представляют собой сюжетные линии с одним или несколькими персонажами.

Что можно использовать в процессе пластилинографии?

Для выполнения пластилинографии можно использовать разные мелкие предметы: нитки, бисер, крупа, семена и даже макаронные изделия.

Попробуем изготовить вместе с детьми пластилиновую картину своими руками Это будет веселый процесс, позволит отлично провести время с детьми. Ну а сами дети познакомятся с новой техникой использования пластилина.

Отмечу, что на сегодняшний день существует две техники пластилинографии.

Картины из пластилина для детей: способ №1

Приготовим следующие материалы:

  • коробочку пластилина;
  • лист картона, который станет основой для картины;
  • место для пластилинографии — прямоугольный лист фанеры без острых углов, чтобы избежать поцарапывания ребенка;
  • карандаш.

Изготовление картины будет поэтапным:

Из картона нужно вырезать основу квадратной или прямоугольной формы (как вы желаете).

Нарисуйте на подготовленной основе картины из пластилина контур рисунка простым карандашом. Рисунок должен зависеть от возраста ребенка. Трехлетнему ребенку достаточно яблочка или груши. Старшим детям задания можно усложнить благодаря различным деталям.

Ну а теперь приступим к лепке из пластилина картины. Разомните хорошенько пластилин и, отщипывая небольшие кусочки, наносите его на основу и растирайте, как будто закрашиваете контуры рисунка.

Покрывайте пластилином всю поверхность основы, соблюдая при этом контуры элементов. Выравнивать контуры можно ножичком, лучше, если это сделает взрослый.

Для придания объемности можно использовать один интересный прием: скатайте небольшой шарик из пластилина и, придавив его подушечками большого и указательного пальца, положите полученный плоский кружок сверху на рисунок. Украсьте таким образом грушу. Затем в центре каждого кружочка можно сделать точку зубочисткой.

Используйте для украшения картины и скрученный в трубочку пластилин. Интересный звездообразный эффект получается, если в пластилин вдавливать колпачок от фломастера.

Вот так легко получаются очень нарядные детские картины из пластилина.

Объемные картины из пластилина: способ №2

Для изготовления этой поделки понадобятся те же материалы, что и в предыдущем мастер-классе картины из пластилина. Но у нас будет использована другая техника — аппликация.

Нарисуйте на основе контур выбранного рисунка, например, как у нас жираф, солнце с облаком и цветок.

Начинается самый кропотливый момент: из пластилина разного цвета нужно слепить немалое количество маленьких шариков. Выбирайте те цвета, которые характерны для предметов, составляющих будущую картину.

По контуру изображенных предметов начните вместе с ребенком выкладывать шарики соответствующих цветов.

Например, солнышко вырисовывается шариками из желтого пластилина, тучка — белого, жираф — коричневого, оранжевого и кирпичного, цветок — из фиолетового, желтого, салатового и зеленого пластилина. Кстати, если нужного оттенка пластилина нет, смешивая несколько цветов, вы получите желаемый цвет.

Лариса Савчук

В своих предыдущих двух постах я описывала, как осваивала новую для меня технику "пластилинография". А сейчас, предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги небольшой опыт обучения детей этой технике. Может кто-то из Вас найдёт для себя, что-то новое и интересное.

МАСТЕР-КЛАСС "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе.

1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую) основу.



3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем заполняется фон.

Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.




5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем в рамочку. Вот такие первые работы у воспитанников пятого года жизни получились.



Пластилинография на пластиковых крышечках.


Пластилинография на цветном картоне.



Рисунки на пластилине.


1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, ножом или пальцами.


2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или стеком, как в технике граттаж.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Этапы обучения "пластилинографии"

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Спасибо за внимание!

Пластилинография – источник творческого развития ребенка.

« Истоки способностей и дарования

детей на кончиках их пальцев.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения пальцами и руками,

посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы. Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти рук и поэтому развитие мелкой моторики ладоней и рук напрямую связано формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления. Развитие мелкой моторики необходимо еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будут требоваться тонкие, координированные движения кистей и пальцев для того, чтобы писать и рисовать, а также выполнять множество различных бытовых, учебных и производственных действий.

Одним из способов развития и тренировки моторики является изобразительная деятельность. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Внедрение новых методов работы дает толчок развитию как личности ребенка в целом, так и развитию его творческого потенциала.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки. Таким образом, творчество – создание на основе того что есть, того, чего еще не было. Творчество – это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это относится работы с пластилином, ведь каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребенка. Именно поэтому наибольшие возможности для развития творческих способностей дошкольников предоставляют нам занятия пластилинографией. Данная техника хороша и тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее увлекательной и интересной.

Пластилинография («графия» - создавать, изображать; «пластилин» - материал, используемый в работе) – это создание лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно. Освоение технике «пластилинография» предполагает реализацию трех этапов:

1 этап – подготовительный, на котором педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности пластилина. В младшем дошкольном возрасте вводится рисование пластилином. Взрослый знакомит детей с простыми приемами изображения: нажим, размазывание (ягодки, снег, бусы и т д.).

2 этап – основной, продолжение освоения доступных приемов; создание условий для самостоятельного применения накопленного опыта. В средней группе обогащаем рисование пластилином как оригинальный способ рисования, сочетающий цветовые и рельефные возможности. На этом этапе знакомим детей с приемами лепки круговыми и прямыми движениями, сплющивание. Знакомим пластинографией шариковым способом (грибы, цветы, листья).

3 этап – обобщение полученных знаний, умений и навыков. На этом этапе дети комбинируют известные способы деятельности с новыми, ищут альтернативные решения.

В старшем дошкольном возрасте дети всеми доступными для них нетрадиционными приемами изображения, составляют более сложные рельефные композиции, используют в работе засушенные плоды, цветы, травинки. Для придания объема и фактурности – ракушки, бусинки, камешки и др. Детей знакомят с витражным способом обратной пластилинографии, учат получать «эффект мраморности», «мерцание цвета», делать пластилиновый фон. На этом этапе широко применяются модели, схемы алгоритмы, а показ взрослого в основном отсутствует. Детям предлагаются следующие темы: «Пейзаж», «Натюрморт», «Любимый мультфильм» и другие.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания труда игры и отдыха. Опыт совместной работы помогает устанавливать взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Очень важно проводить занятия в игровой форме, так как это обеспечивает динамичность процессу обучения и максимально удовлетворяет потребность детей в поведенческой и речевой самостоятельности. Занятия составляются с учетом возрастных, психологических и познавательных особенностей ребенка. На каждом занятии педагог решает не только практические, но воспитательные и образовательные задачи, что позволяет развивать личность ребенка. Дети учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает 3 части: вводную, основную и заключительная.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются разные приемы: чтение художественной литературы, обыгрывание персонажей, подвижные или пальчиковые игры.

В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом или провести индивидуальную работу. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Детям это нравится и позволяет ребенку осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветного колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, ярко и богато.

Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы надо использовать не тонкую бумагу, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых объектов. Фоном для работы может служить подмалевок, выполненный акварелью или гуашью. В этом случае, чтобы выглядело аккуратно и со временем не появились жирные пятна от пластилина, надо покрыть лист прозрачным оракалом. А можно затонировать лист тем же пластилиновым тонким слоем. Можно в качестве фона использовать глянцевый цветной картон. Для того, чтобы работу долго сохранить ее покрывают лаком. Для обратной пластилинографии используют любую прозрачную основу: оргстекло, пластик, крышки от пластиковых контейнеров, упаковок и др. Ребенку нужно объяснить, что работу начинают с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков.

Занятия пластилинографией способствуют не только овладению практическими навыками, но и учат любоваться природой, бережному к ней отношению, помогают проникнуться любовью к самому неприметному цветочку. Дети уже никогда равнодушно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда всему живому сами, но и остановят от неразумного шага других.

Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, который открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н.Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  2. Доронина Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
  3. Казакова Т.С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под редакцией Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись.- «ТЦ СФЕРА», 2010.

Лариса Савчук

Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.

Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.

Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.

Итак, приступаем.

"Оленёнок"

1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).

2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.

От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.

3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.

4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.

6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.

Готовую работу оформляем в рамку.

Аналогичным образом делаются и другие работы.

"Подводное царство"

1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.


2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.


3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.


"Божья коровка на ромашке"

1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.

2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.


3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.

4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.


Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.

Одной из любимых техник декоративно-прикладного искусства у дошкольников является пластилинография. Большинство малышей вообще очень любят рисовать, а рисование пластилином привлекает их вдвойне. Ведь, это очень просто, и, кроме того, подобные изображения легко корректировать. Педагоги детских садов также ценят пластилинографию: такие занятия не требуют специальной предварительной подготовки и оказывает благотворное воздействие на нервную систему детей.

Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей - бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию - это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография - достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику - происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант - пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста - для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем - так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

Прямая пластилинография

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками - получится подобие рамки.

Обратная пластилинография (на стекле)

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Модульная пластилинография

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь - красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

Мозаичная пластилинография

При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Контурная пластилинография

Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций - изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков - получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Многослойная пластилинография

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Фактурная пластилинография (барельеф)

Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте - начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы - скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант - ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.

Вторая младшая группа вторая младшая группа пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)

Средняя группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

Средняя группа

Средняя группа

,

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы - коллективные композиции.

подготовительная группа

подготовительная группа

Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» - золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)

Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).

Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).

В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.

Хохломские узоры Мозаичная техника Модульная техника с эффектом объема Пластилинография с использованием дополнительных материалов (фольга) Совместная работа Барельеф Подарок маме (модульная техника) Барельеф Барельеф Барельеф Пейзажная композиция Натюрморт Портрет Пластилинография с использованием природных материалов Модульная техника Модульная техника Мозаичная техника Подарок папе пластилинография Подарок папе

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон

Видеоролики по теме «Пластилинография»

Видеоурок для дошкольников - пластилинография «Снегирь»

Мастер-класс в детском саду по пластилинографии «Рыбки в аквариуме»

Мастер-класс по изготовлению панно с лилиями в технике пластилинографии

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Бехтерева Л.Н., Суровикова А.Г. «Яблонька»
(средняя группа)
Образовательные задачи : учить создавать образ дерева с помощью пластилинографии, включать в композицию дополнительный природный материал (горошины),
Развивающие задачи : закрепить знания о строении дерева, развивать мелкую моторику, оттачивать навыки работы с пластилином.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: листы цветного картона, пластилин, горох, салфетки, досточки для лепки.
Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулки, чтение сказок, в которых фигурирует яблоня или яблоки («Гуси- лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Яблоко»), занятие по аппликации на тему «Яблоня», дидактические игры подобной тематики.
Ход занятия
Загадка про яблоко.
Сюрпризный момент - появление вороны Каркуши, которая сидит на нарисованной яблоне. Она беседует с детьми о строении дерева.
Педагог предлагает дидактическую игру «Найди такое же» (сортировать бумажные яблоки по размеру).
Мотивация - показать Каркуше, что яблоньку можно нарисовать пластилином.
Воспитатель демонстрирует этапы выполнения поделки. Ствол формируется из пластилинового жгутика коричневого цвета. Крона - расплющенный зеленый шар, который нужно размазать пальцами на картоне в разные стороны. Травка внизу композиции - мелкие кусочки зеленого пластилина. В качестве яблок используются горошины, которые вдавливаются в крону дерева.
Перед продуктивной деятельностью дети самостоятельно делают массаж рук с помощью шишки.
В конце занятия ребята показывают свои работы Каркуше, и она угощает их настоящими яблоками.
Дрынкова А.
(младшая группа)
На прогулке накануне занятия педагог с детьми рассматривает солнышко.
Занятие начинается с чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», малыши делятся своими впечатлениями.
Мотивация - бедным зверюшкам из сказки не хватает солнышка, нужно нарисовать его для них. Интересный момент: воспитатель сообщает детям, что у них закончились краски, а остался только пластилин.
Демонстрация приемов изображения: контур солнышка заполняется маленькими кружочками (мозаичный способ), лучики солнца формируются из колбасок.
Перед продуктивной деятельностью детей проводится подвижная игра «Солнце вышло из-за туч…»
Триллер Р.Н. «Подарки цветочным феям»
(рисование пластилином на стекле, подготовительная группа)
Вначале занятия проводится мини-беседа о том, что дети раньше мастерили из пластилина. Педагог закрепляет знание цветов, спрашивает что будет, если смешать определенные цвета пластилина.
Необычная мотивация: воспитатель рассказывает дошкольникам сказочную историю. В волшебном лесу на полянке росли самые прекрасные в мире цветы, за ними ухаживали цветочные феи. Но однажды появилась злая колдунья, которая заколдовала фей - цветы стали гибнуть, так как нуждались в уходе. Задача детей - изготовить для фей волшебные цветы, чтобы их расколдовать.
Работа выполняется на стекле, дети смешивают пластилин разных цветов для получения интересных оттенков.

Проект по пластилинографии: цели, задачи, планирование, отчетность. «Подарки осени» как пример проекта - тематика и фото работ

Пластилинография, одно из любимых детских занятий, предоставляет большие возможности для проектной деятельности.

Проект должен иметь подробную теоретическую основу. Прежде всего, воспитатель должен придумать для него запоминающееся название, например, «Творим волшебство!» или «Пластилиновая сказка».

Педагог должен кратко сформулировать основную идею работы, например «Волшебство с ребёнком вместе сотворим - в этом поможет нам пластилин!»

Сироткина Татьяна Владимировна

http://tutmama.ru/obshhee-razvitie/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html

Подробно обосновывается актуальность проекта (польза пластилинографии для всестороннего развития детей). Намечается основная цель деятельности и составляющие ее задачи. Воспитатель четко обозначает возрастную категорию детей, задействованных в проекте, а также его срок (краткосрочный либо долгосрочный). В документации педагог четко расписывает пути и этапы реализации проекта (подготовительный, основной и итоговый), а также предполагаемые результаты деятельности.

По окончании проекта педагог в обязательном порядке составляет отчет: указывает, были ли достигнуты поставленные задачи. Организуется фотовыставка по тематике проекта.

Если рассматривать конкретные примеры, то очень интересная тема для проекта – «Подарки осени» (может проводиться в любой возрастной группе, изменяется только сложность заданий). В рамках данной темы педагог может предложить дошкольникам следующие работы: «Осенние березы», «Лукошко с грибами», «Листья клена», «Чудо-плоды» (овощи и фрукты), «Астры».

Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени»

Кружок по пластилинографии

ресурсы для самообразования воспитателя

Пластилинография вполне может стать областью для отдельной кружковой работы. Такая деятельность обычно проводится с детьми, начиная со средней группы.

Конечно же, педагог сам должен быть увлечен данной техникой художественного творчества, изучать необходимую методическую литературу, тема его самообразования должна соответствовать этому направлению. Желательно посещение семинаров именно по пластилинографии.

Для создания кружка необходимо позаботиться о необходимых материалах и инструментах (в данном случае это не потребует особых затрат). Педагог заранее продумывает, какие игрушки и наглядные пособия понадобятся для занятий.

В процессе работы кружка педагог делится своими знаниями с родителями, предлагает им консультации, проводит беседы, дает рекомендации по домашним занятиям с детьми.

Перед началом деятельности кружка по пластилинографии будет уместно провести анкетирование среди родителей по изучению интересов и потребностей детей.

Программа кружка. Фрагмент программы для старшей группы

Перед началом работы кружка педагог составляет программу, в которой обосновывает теоретические аспекты темы: ее актуальность, новизна, основные цели и задачи. Воспитатель намечает формы и методы работы. Четко обозначается возраст детей, которые будут посещать кружок, и срок реализации (как правило, программа составляется на один год). К программе прилагается также список детей.

Основная часть программы - это тематическое планирование с описанием цели каждого занятия. В качестве примера приведем фрагмент программы кружка по пластилинографии для старшей группы (автор Бабакехян А.Г.):

Месяц Тема Цели
Октябрь Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки. Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.
Грибы-грибочки выросли в лесочке Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.
Мой сад и огород Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь - дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.
Совушка - сова. Большая голова Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики).
Ноябрь Золотая рыбка Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).
Червячок в яблочке Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
Кашалотик - кашалот Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
Осьминог Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда

Мониторинг по пластилинографии, особенности

Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.

Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности - помогает более эффективно организовать занятия.

Педагог оценивает следующие параметры.

1.Творческая активность
а) Повышенный интерес,творческая активность - высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог - средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски - средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами - средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер - низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание

-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень

Пластилинография заключает в себе массу возможностей для раскрытия творческого потенциала дошкольников, а также для самообразования воспитателя. Эта техника - прекрасная база для проектной деятельности и кружковой работы. Малыши любят заниматься с пластилином, а когда находят этому материалу оригинальное применение, получают истинное удовольствие и способны творить настоящие шедевры.