Зачем и как прививать детям трудолюбие. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник — потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда (как показали Я.Л. Коломинский, Л.В.Финькевич). В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З.Неверович) наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам, например уборке снега с веранды. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности. Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца.

Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сформулировал С.Михалков в стихотворении «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Заметим, что знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности (В.И.Логинова).

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние дети отказываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не представляют, что же от них требуется. В такой ситуации необходимо пояснение: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опыта трудовой деятельности задание может формулироваться более обобщенно: «Наведи порядок в игрушечном уголке».

Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели, То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Приведем пример того, как ребенок планирует свою трудовую деятельность.

Протокол беседы с Настей Е. (6 лет). Настя Е. надевает фартук.

Воспитатель : Что ты будешь делать?

Настя : Другим кушать давать.

Воспитатель : Как ты будешь это делать?

Настя : Ну, буду всем другим стол накрывать.(Обращается к Жене.) Женя, я буду тарелки носить.

Воспитатель : С чего ты начнешь свою работу?

Настя : Сначала блюдца раздам, потом чашки, потом вилки и ложки (сопровождает речь жестами).

Воспитатель : Чем ты закончишь свою работу?

Настя : Тарелки поставлю.

Воспитатель : Настя, что ты будешь делать, если тебе понадобится помощь?

Настя (задумывается): Кого-нибудь позову.

Воспитатель : Кого ты попросишь помочь, если у тебя не получится?

Настя : Женю, Катю, Свету, Олю, Лену.

Воспитатель : Когда ты будешь проверять свою работу?

Настя : А зачем проверять?

Воспитатель : А вдруг ты кому-нибудь забудешь поставить тарелку?

Настя : Ну, я когда все раздам, посмотрю везде.

Воспитатель : Что ты будешь делать, если заметишь, что сделала работу неправильно?

Настя : А я сделаю все правильно.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

На протяжении дошкольного возраста усложняются осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более точными, быстрыми и координированными. Однако ограниченность возможностей ребенка, особенности его психического развития приводят к тому, что трудовые задания он обычно выполняет долго, не всегда качественно (ломается веник, бьются тарелки). Поэтому так важно давать ребенку посильные задания, научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда. Критерием оценки трудовой деятельности малыша должно выступать не только достижение результата как такового, но главным образом его качество. Вспомним слова А.С.Макаренко: «Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества надо требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию».

Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если он знает, как трудно помыть пол или посуду, скольких усилий это требует, то постарается не пачкать пол, аккуратно обращаться с посудой. И тогда качество трудовой деятельности становится основным критерием в оценке действий своих и сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.

Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающим, возрастание его физических и психических возможностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них — труд по самообслуживанию-ребенок осваивает в раннем детстве. Выполнение этого вида труда направлено на самого себя (и совершение изменений в самом себе): причесался, вымыл руки. Постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого, и тогда на основе самообслуживания возникает бытовой труд, где объектом преобразования становятся предметы, включенные в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь. В хозяйственно-бытовом труде важную роль играют внешние его атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают малыша. Результат хозяйственно-бытового труда становится интересным для дошкольника, если взрослый формирует у ребенка потребность поддерживать порядок, эстетически привлекательно организовать свой быт, постоянно указывает на важность и значимость такого труда для других людей и тем самым формирует его общественные мотивы. Следует подчеркнуть два вида направленности этого вида труда. Во-первых, направленность на организацию собственной бытовой деятельности: почистил одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы, чтобы было приятно обедать. Во-вторых, направленность на облегчение труда другого человека: помог маме постирать белье, чтобы она меньше устала.

Труд ребенка в природе направлен на растения и животных — объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Малыш видит, что если забыл полить цветок, то он засох; если не напоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней.

Поскольку ручной труд требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой, молотком, лобзиком и прочее), дошкольники осваивают его примерно с пяти лет. Своеобразие ручного труда состоит в том, что он приобретает собственно продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт в виде вышивки, поделки. Мотивы этого труда разнообразны: игровые (сделать атрибуты для игры); общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме); эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). Поэтому в ручном труде складывается позиция ребенка — позиция созидателя.

Можно сделать вывод, что в основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь, выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Усложнение проявлений самостоятельности связано с усложнением форм организации трудовой деятельности. Рассмотрим эти формы, описанные Д.В.Сергеевой. Генетически первой и наиболее приемлемой из них для детей раннего и младшего дошкольного возраста выступает совместный со взрослым труд. Взрослый не только учит ребенка трудовым умениям, но постоянно контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

Следующая форма — поручение — характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат и способы его достижения. Но поручение малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Проиллюстрируем эту форму труда на примере.

Протокол беседы с Женей А. (4 года 1 мес.).

Воспитатель, обращаясь к Жене: Ты дежурный. Что нужно прежде всего сделать?

Женя: А что, я сегодня один буду дежурить?

Воспитатель: Пока один. Смотри, кто из детей сегодня в группе, и раскладывай посуду.

Женя раскладывает блюдца и вилки. Задумался: Елена Александровна, кто здесь сидит?

Воспитатель: Здесь сидят Саша, Сережа и Руслан. Четвертое место свободно.

Женя убирает лишнее блюдце. Раскладывает блюдца на третьем столе, обращаясь к воспитателю: А Даши нет сегодня?

Воспитатель: Поставь блюдце, Даша придет.

Женя ставит блюдце и уходит к играющим детям.

Воспитатель: Женя, посмотри ты еще не все сделал.

Женя подходит к столам: А, вилки! Раскладывает вилки и уходит играть.

Обязанность как форма организации труда дошкольника возможна в случае, если он понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формы труда первоначально определяет взрослый. А затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Данная форма труда возможна в дошкольном возрасте лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

Наиболее высокий уровень самостоятельности проявляют дошкольники в труде по собственной инициативе. Ребенок не только организует собственный труд, но и замечает, когда необходимо потрудиться. Подчеркнем, что на протяжении всего дошкольного возраста совместный труд со взрослым, протекая как сотрудничество, остается привлекательным для ребенка.

В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Сначала взаимоотношения в труде возникают на основе общего места или предмета труда, например когда дети «нот стульчики. Это пока еще не совместная деятельность, так как одни дети активно действуют, а другие им пассивно подражают. Возникновение направленности на организацию общей деятельности побуждает детей сообщать друг другу о своих намерениях, мотивах и целях. Дошкольники оценивают свою работу, но безотносительно к ее результату. Готовый результат обсуждается ими только с точки зрения количества или принадлежности исполнителя: «Это я вымыл». Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее соде, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качественному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Приведем пример.

Протокол наблюдения за хозяйственно-бытовым трудом. Воспитатель: Вова, иди сюда! (Вова — 5 лет 4 мес. — подходит.) Давай, ты будешь помогать ребятам мыть кирпичики.

Вова кивает головой, берет у воспитателя фартук, идет в умывальную комнату вместе с Лешей (5 лет 6 мес.), приносит тазик с водой. Мальчики ставят таз на пол. Вова садится на ковер рядом с Петей (5 лет 4 мес.), берет тряпку, опускает ее в таз с водой, отжимает, опять опускает в таз, намыливает, отжимает, берет кирпич и протирает его.

Петя: Давай ты будешь мыть, а я протирать.

Вова поднимает голову: Ага! (Протягивает тот же кирпич, кладет его на пол.)

Петя берет этот кирпич и протирает его. Вова: Петька! Я же этот вымыл уже!

Петя: Ну, я еще раз. Я же только протру, чтобы лучше было (протирает кирпич).

Вова: Ну, ладно (берет другой кирпич, протирает его). Петя кладет кирпич на пол: Эти уже, наверное, высохли (подкидывает). Давай в шкаф складывать (обращаясь к Вове).

Вова дотрагивается до кирпичей: Вот эти высохли (показывает). Мальчики встают, берут кирпичи и относят в шкаф. Вова подходит к воспитателю: Светлана Сергеевна, мы вымыли! Воспитатель: Молодцы!

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняются требованиям. Организатор распределяет материал, дает оценку результата труда, указывает на ошибки и небрежность в работе, служит посредником между детьми и взрослым в тех случаях, когда требуется вмешательство педагога. Эту роль берут на себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и организаторскими навыками, хорошо освоившие техническую и мотивационную сторону трудовой деятельности.

Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного выполнения им трудовых действий, а также положительной оценки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств.

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых — это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

«Радость труда — могучая воспитательная сила», — писал ВА.Сухомлинский. Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, - важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.

Укажем особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

— складываются общественные мотивы труда;

— расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

— формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

— расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;

— складывается совместный со сверстниками труд;

— появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;

— формируется представление о труде взрослых.

Литература

Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда //Дошкольное воспитание. -1972. — №1. — С. 13-17.

Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых //Дошкольное воспитание. — 1970. — №10. — С. 56-63.

Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста /Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. -М.,1965.-С. 158-189.

Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л.Коломинского. — Минск, 1987. — С. 5-76.

Сенъко Т. Шестилетки: труд и признание в группе //Дошкольное воспитание. — 1986. — №7. — С. 47-50.

Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. — М., 1987.

ПЛАН

1. Понятие о труде как деятельности, его структура.

2. Виды профессий.

3. Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

4. Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте:

а) специфика труда детей дошкольного возраста;

б) компоненты труда дошкольников;

в) освоение новых видов и форм труда;

г) ознакомление с трудом взрослых и формирование интереса к нему;

д) влияние трудовой деятельности на психическое развитие ребёнка.

5. Бытовая деятельность дошкольника.

Понятие о труде как деятельности, его структура.

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей .

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы своё существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность - специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание.

Благодаря труду человек построил:

Современное общество;

Создал предметы материальной и духовной культуры;

Преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития;

С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые в свою очередь являются фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Трудовая деятельность является по своей природе общественной:

1. Производимый человек продукт может быть направлен не только для удовлетворения личных потребностей, но, главным образом, для нужд общества в целом.

2. По характеру - ни один человек не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца, а получает от общества в обмен на свой труд.

Действияв трудовой деятельности определяются не биологическими потребностями, а поставленной производственной целью и отношениями человека к другим людям в процессе осуществления этой цели. Решающей чертой труда является изготовление и применение орудий, т.е. использование воздействий одних вещей на другие.

Коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях - речи. Она учит направлять свои действия идеальным целям и определять их общественным опытом. Трудовая деятельность является условием развития и формирования личности.

Виды профессий. Хороший компас в мире профессий предлагает психолог Е.А. Климов. В книге «Путь в профессию» он выделяет пять основных типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира.


1. Человек - природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы. Например, биолог, географ, геолог, математик, физик, химик, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством (полевод, животновод, пчеловод, лесовод, агроном, ветеринар и т.д.) и др. профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

2. Человек - техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием (профессия инженера, оператора, машиниста, слесари, швеи, шофёры и т.п., т.е. все технические профессии).

3. Человек - человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, их обслуживание и общение (политик, религия, педагогика , психология , медицина, право и т.п.).

4. Человек - знаковая система . В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (имеют дело с условными знаками, кодами, формулами, языками и пр.). Связаны с обсчётом, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Например, лингвистика, языки математического программирования , способы географического представления результатов наблюдений и т.п.

5. Человек - художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда. Например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство, т.е. творческие специальности (маляры, копировальщики рисунков, художники-оформители, живописцы и т.д.).

Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

Источником трудовой деятельности преддошкольника являются: потребность выполнять совместно со взрослыми общую деятельность, действовать как взрослый (мыть посуду, стирать платочки). Однако, смыслтрудовых действий, их назначение ещё не всегда понятны ребёнку. Качество труда зачастую остаётся очень низким. Главное - ребёнок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважение к любому труду взрослого.

Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности ребёнка и связаны с развитием самосознания, личности.

1. Овладение предметной деятельностью, первыми орудийными действиями .

Первые трудовые умения формируются благодаря возникновения устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность - главная характеристика труда. Ребёнка привлекает процесс использования орудия и, как правило, он не выделяет результата своих усилий. Часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудия труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его;не вымыть посуду, а мыть её.

2. Отделение себя от своих действий и действий от предмета .

Во второй половине 3-го года жизни начинает складываться новообразование - «гордость за свои достижения». Теперь ребёнок выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Отделение действий от предмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяет ребёнку уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий.

3. Возникновение стремления к самостоятельности, первых направленных действий .

Действия с орудиями труда помогают ребёнку реализовать себя и проявить всё возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого появляется возможность сориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Именно ориентация собственных действий и их результата на другого человека - предпосылка становления общественных мотивов труда.

4. Проявление произвольности в поведении .

Представление ребёнка о конечном результате (конец раннего детства) начинает руководить действием, планировать и контролировать его. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат («Подмёл, помыл»). К концу 3- го года жизни с помощью речи ребенок начинает предварять своё действие («Буду подметать. Буду мыть.»).

5. Развитие зрительно - двигательной координации .

Наряду с результативными действиями (преобразование предметов) появляются предпосылки продуктивных действий (создание чего-то нового). Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребёнок ещё не может.

Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте.

Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности: игровой, продуктивной, учебной. В игровой деятельности ребенок воспроизводит труд взрослых, отношения в труде; приобретает представления о необходимости труда, об его общественной значимости, коллективном характере труда. В продуктивных видах деятельности учится ставить цели, затрачивает усилия для получения результата. Учебная деятельность способствует пониманию общественной значимости труда, учит планировать деятельность, достигать результата, дети знакомятся с трудом взрослых.

Детский труд значительно отличается от труда взрослых. Взрослый труд - получение объективно значимого продукта, осязаемого, детский труд имеет большое значение для психического развития самого ребёнка. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника проявляется в том, что он связан с игрой, не имеет общественно-значимого результата, служит средством для развития личности.

Взаимосвязь труда детей с игрой заключается в общем источнике - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности; происходит освоение сферы социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Различия проявляются в следующем: в игре ребенок действует в воображаемом плане, не возможность получения конкретного результата. Труд же предполагает получения осязаемого продукта, ребенок может устанавливать более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослого, чем в игре.

Чем младше ребёнок, тем быстрее их труд превращается в игру (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте). Это происходит чаще всего, когда поручение непосильно для ребёнка, ребёнок не понимает, что от него требуют, не знает, как нужно выполнять, взрослый не контролирует деятельность ребёнка. Старшие дошкольники (6 лет) уже осознают различия: в игре выделяют игрушки или предметы-заместители; выполняя роли, понимают, что эта деятельность для удовольствия; в трудовой же деятельности уже могут выделять орудия труда, выполняют ряд трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы было чисто, порядок надо навести»), осознают полезную направленность труда, считают, что это важная работа.

На протяжении всего дошкольного возраста связь игры и труда сохраняется , т.к. необходимо изготовить атрибуты для игровых действий (например, вертушки); продукты детского труда помогают создать воображаемую ситуацию (например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру). Благодаря игре дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений, через игру улучшается качество работы, стремление довести её до конца, формируется положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам (например, уборка снега с веранды).

Таким образом, преемственность между трудом и игрой заключается в том, что ребёнок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, происходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, т.е. знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, появляются первые профессиональные предпочтения , намечаются профессиональные интересы.

По данным исследований (А.Н. Белоус) старшие дошкольники знают от 4 до 15 профессий; выбор профессии обусловлен половыми различиями: мальчики - вождение различных видов транспорта, сельхозмашин, строительство (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности; девочки - профессии воспитателя, учителя, медсестра, врач, парикмахер, музыкальный работник, продавец.

Сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда многих профессий; описывают процесс труда; выделяют качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»); постигает смысл профессиональной деятельности; понимает необходимость каждой профессии (С. Михалков «А что у вас?» - «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»); складывается уважительное отношение к труду взрослых.

Таким образом, знание о труде взрослых выступает как центральное звено представлений о социальной действительности.

Основными направлениями развития трудовой деятельности дошкольника являются: усложнение компонентов трудовой деятельности, освоение новых видов и форм труда.

Компоненты труда дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста идёт совершенствование следующих компонентов трудовой деятельности дошкольника: целеполагания; планирования; мотивов труда; трудовых навыков и умений; социально-психологической готовности к совместной трудовой деятельности; самоконтроля и самооценки результатов труда; основ культуры труда.

Целеполагание . В младшем дошкольном возрасте цели определяются удовлетворением собственных потребностей. В 2-4 года действия подчиняются цели, если эта цель ребёнком чувственно воспринимается, а задание понятно. В 3-4 года дети отказываются убирать игрушки, т.к. хорошо не понимают, что от них требуется. Поэтому в работе с малышами необходимо пояснение: сначала конкретно: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке»; затем более обобщённо: «Наведи порядок в игрушечном уголке». Старшие дошкольники принимают и ставят цель на основе сформированных представлений; действуют по словесной инструкции взрослых, которая предполагает выполнение сложных действий на протяжении длительного времени; цели становятся более устойчивыми; опираются на оценку ребёнком своих реальных возможностей и умений.

Планирование с вязано с выделением условий, средств и способов достижения цели.Это позволяет значительно повысить качество работы. Старшие дошкольники планируют как свою (собственную), так и совместную трудовую деятельность: определяют план работы; находят общее мнение по поводу способов достижения цели. Значение коллективного планирования заключается в возникновении стремления к самоконтролю; дети самостоятельно совершенствуют приёмов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана; повышается чувство ответственности. В итоге - высокое качество полученного результата трудовой деятельности.

Мотивы труда . В младшем дошкольном возрасте преобладают интересребёнка к самому процессу или его оборудованию, а также игровыемотивы. Мотивыпоощрения и порицания проявляются на протяжении всего дошкольного возраста. Чаще всего они появляются, если ребенок не понимает смысла труда, в результате не формируется потребность трудиться («Чтобы мама не ругала»; «Чтобы мама похвалила»; «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают»), а также при выполнении требований взрослых («Тружусь, потому что мама сказала»). Эти две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер и свидетельствуют об ошибках в трудовом воспитаниидетей.

Особое значение в формировании трудовой деятельности имеют общественные мотивы труда, которые появляются достаточно рано. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети еще не осознают их, но руководствуются ими, то старший дошкольник видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»).

На протяжении дошкольного возраста идёт усложнение трудовых навыков и умений: становятся более точными, быстрыми, координированными; трудовые задания обычно выполняет долго, не всегда качественно, т.к. ограниченность возможностей ребёнка, особенно его психического развития (ломается веник, бьётся посуда). Поэтому нужно давать посильные задания, научить правильно обращаться с орудиями и предметами труда.

Критериями оценки трудовой деятельности являются достижение результата и его качество. От качества зависит отношение к другим людям и их труду. Следовательно, качество станет основным критерием в оценке действий своих и сверстников (чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился).

Самоконтроль и самооценка результатов труда зависит от успешности достижения цели. В 3-4 года ребенок не замечает ошибок в своей работе, считает её хорошей, независимо от достигнутого результата, однако критически относится к труду сверстников. В 5-7 лет дети стараются правильно оценить свою работу; замечают не все ошибки, а только грубые; их интересует качество труда; обращаются к взрослым о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Освоение новых видов и форм труда.

Выделяют следующие виды труда дошкольников :

1. Труд по самообслуживанию (зарождается уже в раннем возрасте). Сначала направлен на себя (причесался, вымыл руки), затем - на другого, что является предпосылкой для становления бытового труда.

2. Бытовой труд . Объектом преобразования являются предметы, включённые в бытовой процесс (посуда, одежда, обувь). Важную роль играют внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щётка и т.д. (привлекают очень ребёнка). Результатбудет интересен, если взрослый формирует потребность поддерживать порядок, труд организован эстетически привлекательно, постоянно указывать на возможность и значимость такого труда для других людей формировать общественные мотивы.

Основными направлениями бытового труда являются: организация собственной бытовой деятельности (почистить одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы - приятно обедать), а также на облегчение труда другого человека (помог маме постирать бельё, чтобы она меньше устала).

3. Труд в природе . Объектами здесь будут являться растения и животные (слабее самого ребёнка, поэтому их благополучие зависит от ребёнка в определённой мере: забыл полить цветок - засох; не поил щенка - страдает от жажды). Таким образом, у ребёнка формируется ответственностьза тех, кто беззащитнее ребёнка (ребёнок ощущает себя большим, взрослым, сильным, испытывает яркие положительные эмоции, ощущает причастность к природе).

4. Ручной труд - требует сложных действий (умение пользоваться иглой, мотком и пр.). Осваивает данный вид труда ребенок примерно с 5 лет. Своеобразие - труд приобретает собственный продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт (вышивка, поделка). Основными мотивами ручного труда в дошкольном возрасте могут быть следующие: игровые (атрибуты для игры), общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме), эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). В результате складывается позиция созидателя.

Таким образом, в освоении разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции: возрастает самостоятельность ребенка в пределах сформированных у него умений и постепенно ребенок включается в совместную со взрослыми жизнь, выполняет вместе с ними обычные повседневные обязанности.

Формы организации детей зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений детей и содержания трудовых заданий.

Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника :

1. Совместный со взрослыми труд (наиболее распространен в раннем и младшем дошкольном возрасте). Взрослый учит трудовым умениям, контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

2. Поручение. Взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат, способы достижения цели. Ребенок может выполнить поручение, если трудовые действия ему хорошо знакомы.

3. Обязанность возникает тогда, если ребенок понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержаниеопределяет взрослый, затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Это возможно лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

4. Труд по собственной инициативе - как проявление наиболее высокого уровня самостоятельности. Ребенок не только сам организует труд, но замечает, когда необходимо потрудиться.

Совместный труд со сверстниками.

Этапы становления:

1. Общее место или предмет труда (дети моют стульчики). Это еще не совместная деятельность, т.к. одни дети активно действуют, а другие им активно подражают.

2. Сообщение друг другу о своих намерениях, мотивах, целях.

Дети оценивают свою работу, но не ее результаты. Готовый результат обсуждается только с точки зрения количества или принадлежности исполнителя («Это я вымыл»).

3. Руководствование правилами организации совместного труда (только в 5-6 лет):

Уточняется общая цель;

Раскрывается ее содержание;

Определяют участников;

Договариваются о плане действий;

Распределение обязанностей;

Помощь сверстников в процессе достижения цели;

Уступают часть материала в интересах дела;

Стремление к качественному результату, осознавая его ценность и важность как общего труда.

Высокий уровень организации совместного труда достигается, если он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор , с которым все считаются (обращаются с вопросами, подчиняются требованиям:

Распределяет материал;

Дает оценку результатам труда;

Указывает на ошибки и небрежность в работе;

Служит посредником между детьми и взрослыми, когда требуется вмешательство педагога.

Организатор должен обладать такими личностными качествами как инициативность, обладание коммуникативными и организаторскими навыками, знание технической и мотивационных стороны трудовой деятельности.

Выбор партнеров проходит на основе симпатий. Учитывается:

Наличие трудовых умений и навыков;

Качественное и аккуратное выполнение трудовых действий;

Положительная оценка свойств личности как самими детьми, так и взрослым.

Дошкольный возраст - период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому необходимо приучать детей к труду.

Задача для взрослых - организовать труд так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Необходимо:

1. Поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых.

2. Предоставлять возможность проявить свою самостоятельность.

3. Научить техническим умениям и навыкам.

4. Дать понятие общественной значимости труда, важность для других людей.

5. Помочь усвоить правила, которые помогут ребенку организовать собственную работу.

Следовательно, при правильной организации трудовой деятельности у старших дошкольников складываются:

Привычка к регулярному труду;

Потребность трудиться по собственному желанию;

Проявляется инициатива и творчество;

Положительные эмоции;

Понимание общественной значимости результатов труда;

Помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека.

Особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

1. Складываются общественные мотивы труда.

2. Расширяются и усложняются трудовые умения и навыки.

3. Формируется целеполагание, планирование и самоконтроль.

4. Расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнить формы трудовой деятельности.

5. Складывается совместный со сверстниками труду.

6. Появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие.

7. Формируется представление о труде взрослых.

Юлия Кондакова
Виды труда дошкольников

Тема : «Виды труда дошкольника » .

Воспитатель Кондакова Юлия Ивановна

1. Введение

2. Виды труда дошкольников

2.1 Самообслуживание

2.2 Хозяйственно-бытовой труд

2.3 Труд в природе

2.4 Ручной труд

3. Художественное слово о труде

3.1 Стихи, пословицы, поговорки

Заключение

Список литературы

1. Введение

Трудовое воспитание : это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности передаче трудовых навыков и умений , воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности .

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения .

2. Многообразен труд детей в детском саду. Отношение детей к труду во многом определяются методической его руководства. «Нет ленивых детей, а есть только наше неправильное руководство детским трудом ».

Можно найти подход к каждому ребенку, при правильном руководстве и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться с удовольствием и с удовольствием выполняли любые трудовые задания

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида труда :

1) Самообслуживание

2) Хозяйственно-бытовой труд

3) Труд в природе

4) Ручной труд

Эти вида труда не только доступны , значимы для дошкольников , но и привлекательны, могут иметь место в каждом детском саду, в любой семье, не требуют создания особых условий. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием но и своим назначением.

2.1 Генетическим первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом . Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием - умение обслужить себя. На необходимость этого вида для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становиться самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию .

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желание к посильному труду .

Со средней группы объем задач по трудовому воспитанию нарастает. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в самообслуживание .

В старшей группе объем задач по трудовому воспитанию достигает максиму и делается большой акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в самообслуживании. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности , умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются.

2.2 Хозяйственно-бытовой труд -предлагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность-удовлетворение потребностей других детей или взрослых.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки : помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей : «Кирилл и Верочка хорошо помогали нашей няне, какие молодцы!» «Ксюша – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда значительно расширяется : дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, воспитатель приучает детей к тому, что в периоде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей, инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно – бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно – бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его : подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

2.3 Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений,протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д. Этот вид труда характерен тем , что с одной стороны он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д) участия добиваются результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующим перерастает в один из видов производительного труда . В этом его особое значение.

В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей , воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия , это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется . Дети сами поливают растения учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай) . Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений.

Для старшей группы в уголке природы помещают растения, пробующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда . Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде, и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц) . В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, различать по характерным признакам, листьям, семенам.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах : они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, украшают групповую комнату.

2.4 Ручной труд появляется в старшей группе. Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов : бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.

Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, молотком… Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых . По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка

3. Художественное слово в самых разнообразных формах – стихотворение, пословица, поговорка и т. д – издавна используется как одно из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста как в семье так и в детском саду. Среди сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, стихи занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать нарицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы поговорки стихи стали верными помощниками в формировании трудолюбия .

Большое значение имеют пословицы поговорки стихи в воспитании трудолюбия у детей . Их можно использовать в различных ситуациях. Например, дети играют, рассматривают книги, Леня и Кирилл, не найдя себе занятия, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки» - говорит воспитатель и предлагает протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалит мальчиков и спрашивает : «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?» Дети правильно объясняют : нужно заниматься делом, тогда не будет скуки, время проходит быстрее и с пользой.

Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Например, ребята стирали кукольное белье. Сделали все быстро, но белье оказалось не очень чистым. Надо обратить внимание на это. «Стирала – не устала, выстирала – не узнала» - и тут же задать вопрос : «Почему так говорят?» Дети не сразу поймут смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто Выстирали или белье осталось грязным) помочь им осмыслить пословицу, а также и результат своего труда . Дети сами должны понять и попросить разрешения перестирать белье. Работа с пословицами поговорками и стихами способствуют воспитанию трудолюбия .

3.1 Пословицы поговорки стихи о труде

«Тот труда не боится , кто умеет трудиться ».

«Поспешишь – людей насмешишь» .

«Много трудиться , а толку не добился» .

«Каков мастер, такова и работа» .

«Долг день до вечера, коли делать нечего» .

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда» .

«Что посеешь, то и пожнешь» .

«Труд земледельца велик и почетен» .

«Весенний день – год кормит» .

«Нет хлеба, так нет обеда» .

«Труд – всему отец » .

«Работа трудна , да трудовой хлеб слаще меда ».

«Кто работает, тот и хлеба поест» .

Веселая работа

Папа для мамы сажает цветок.

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит Катины платья.

Катя стирает панамки для братьев.

Братья для всех мастерят самолет.

Весело в доме работа идет.

А почему? Это дело понятное :

Весело делать.

Друг другу приятное. Б. Белова.

Помощник

Мама усталой с работы придет,

Маме и дома хватает забот.

Веник возьму я и пол подмету

Дров наколю и сложу под плиту.

Свежей воды принесу два ведра

Ну а теперь за уроки пора!

Мама сегодня с работы придет.

Будет у мамы по меньше хлопот. П. Жанэ

И мы будем трудиться

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож.

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каравай хлеба –

Все это создано трудом ,

А не свалилось с неба!

За все, что сделано для нас,

Мы благодарим людей,

Придет пора, придет час,

И мы трудиться будем ! В. Ливмиц

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать

Я водицы притащу

Из колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте!

Не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поживайте огород

Он ведь тоже воду пьет!

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто

Вырос он, под синим небом

И пришел на стол он. (Хлеб)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном. (Колос)

Не лошадь, не вол,

Да плуг повел. (Трактор)

В огороде у дорожки стоит

Солнышко на ножке

Только желтые лучи

У него горячи. (Подсолнух)

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его. (Зерно)

Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра - на столе. (Хлеб)

Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, хлеб)

Заключение

На протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : Самообслуживание, хозяйственно – бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретенные в детском саду, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

Список литературы

1. В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде »

2. Дошкольное воспитание №4 1984г


Книга приведена с некоторыми сокращениями

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка.
Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности - овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия. Первое отличие труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.
Второе отличие состоит в том, что процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.
Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива и при определенных условиях снова переходит в игру. Эта тенденция сохраняется и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте. Например, при расчистке участка от снега воспитатель вводит элемент игры - перевозку снега на санях осуществляют шоферы. Интерес к выполнению роли шофера приводит к тому, что дети теряют цель труда - расчистить участок, отвезти снег в нужное место: они просто водят свои машины, играют в шоферов.
В подобных случаях, когда направленность труда детей на результат снижается или теряется вообще, труд поглощается игрой.
К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями), трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Но и у детей этого возраста связь игры и труда не порывается. Труд начинает обслуживать игру: дети сами по своему почину ставят цель и в соответствии с ней изготовляют недостающие для игры предметы: бинокли, сумку для почтальона и т. д.
Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат - снова к игре. Эти тенденции особенно ярко проявляются в подготовительной к школе группе при условии овладения детьми трудовыми процессами, всеми их компонентами.
Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность обособляется от игры. Это обособление можно рассматривать как следствие становления компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами.
Трудовая деятельность - широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс - своеобразная единица трудовой деятельности,- в структуре которого отчетливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели; мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью - это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.
Постановка цели. Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребенка еще в раннем возрасте. В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает связывать свои действия с результатом, что способствует появлению целенаправленных результативных действий. Однако целевая установка в труде на первых порах неустойчива. Развитие ее идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели; от близких целей (например, полить растения) - к отдаленным во времени (например, вырастить цветы и т. п.). Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результата во времени, посильность его достижения.
При более далекой цели необходимо выделение промежуточных: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п.Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.
Результат - главный компонент трудовой деятельности. Общественная направленность результата труда, которая осознается уже к среднему дошкольному возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда и трудящемуся человеку.
Результат выступает как овеществленная цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий.
Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого.
Осознаванию детьми результата труда способствуют: а) установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В этом случае результат ожидается детьми, а его получение осознается как завершение труда, как его главнейший компонент. Например, необходимость в ходе игры накормить мишку определяет цель - сделать для мишки чашку. Сделанная чашка - ожидаемый результат труда, который позволяет связать его с целью и осознать этот результат как достигнутую цель;
б) использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности: выстирать платье для куклы и нарядить ее к празднику; сделать фонарики и украсить ими елку для кукол; накрыть стол к завтраку, чтоб всем детям было удобно и приятно, и т. п. Необходимость же достичь определенный результат побуждает ребенка к овладению трудовыми умениями.
Овладение трудовыми умениями и навыками - один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что в свою очередь обеспечивает ребенку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи.
Однако овладение отдельными приемами, отдельными трудовыми действиями еще не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определенной последовательности. Отсюда важно, чтобы ребенок освоил весь набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.
Становление умения планировать трудовой процесс (определить цель, в соответствии с ней подобрать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т. д.) зависит от того, насколько отчетливы и диффе-ренцированны у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребенку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и, наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребенок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата.
В начале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся ее выполнить, не планируя предварительно свою деятельность, последовательность ее, не готовят необходимые материалы и трудовое оборудование, поэтому деятельность их хаотична, неэкономна по затрате сил и времени. Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата. В этих случаях задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать планирование деятельности в соответствии с целью труда: отобрать необходимые материалы, представить последовательность операций, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т. е. то, ради чего ребенок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте. Однако ведущими они становятся не сразу. Для младших дошкольников характерным является интерес к внешней стороне деятельности: к трудовым действиям, к орудиям труда, затем к результату. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий: 1) знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей; 2) общественного использования в детском саду и семье (например, в коллективной игре) результатов труда, достигнутых детьми; 3) организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям; 4) оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей (помощь няне в смене полотенец, поделка для малышей игрушек или ремонт книг и т. п.).
Дети уже младшего и среднего дошкольного возраста, начиная руководствоваться общественными мотивами, пытаются выразить их в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанием сделать нужное для других: «помыть чашки, чтоб было детям приятно пить из чистых чашек и не заболеть» или «помочь няне сменить полотенца, чтоб у всех детей были чистые полотенца, чтоб им было руки вытирать приятно» и т. п. Но для детей этого возраста сильным побудителем к труду является и отношение взрослого к тем или иным поступкам. Дети часто объясняют свое стремление трудиться тем, что им: «велели» взрослые, желанием получить похвалу, одобрение воспитателя или родителей. Старшие дети все чаще объясняют свои побуждения трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребенка.
Таким образом, овладение трудовыми процессами, их компонентами в единстве есть начало становления трудовой деятельности. Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда, например: процессы одевания, раздевания, мытья рук и т. п.- в самообслуживание; процессы накрывания стола, мытья посуды, мытья игрушек, обтирания мебели и т. п. составляют хозяйственно-бытовой труд и т. д.
Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием - умение обслужить себя. На необходимость этого вида труда для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становится самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.
Второй вид труда - хозяйственно-бытовой - предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д.). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность - удовлетворение потребностей других детей или взрослых.
Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т. п. Этот вид труда характерен тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой - на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д.), учатся добиваться результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующем перерастает в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.
Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам; дети учатся отбирать материалы и инструменты с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.
Учебный труд, имеющий целью овладение систематизированными знаниями, формирование коммунистического мировоззрения, еще не приобретает в дошкольном возрасте самостоятельного значения, но он начинает складываться в отдельный вид труда, что важно для подготовки детей к школе.
Таким образом, ребенок по мере освоения трудовых процессов постепенно овладевает различными видами труда, и они последовательно вводятся в практику работы детского сада с учетом их сложности (цели, результата, трудовых действий, физической нагрузки и т. д.). Но в разных возрастных группах перечисленные виды труда имеют разный удельный вес. Так, в младших и средней группах особое значение имеют самообслуживание, простейший хозяйственно-бытовой труд. В старших группах больший удельный вес начинают занимать труд в природе и ручной труд. В школе значимость этих видов труда возрастает еще больше, но ведущее положение имеет учебный труд.
Становление трудовой деятельности у детей осуществляется благодаря целенаправленному воспитательному воздействию взрослого.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта . Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте . Мотивы труда имеют общественный характер . Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда . Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий.

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Ребенок хочет выполнять трудовые действия , они для него интересны и привлекательны . Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда. Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка становления общественных мотивов труда .

К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Установление связи между действием и его результатом позволяет предположить будущий результат . Появляются предпосылки планирования и контроля . В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающим, возрастание его физических и психических возможностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них - труд по самообслуживанию, затем бытовой труд. два вида направленности этого вида труда. Во-первых, направленность на организацию собственной бытовой деятельности. Во-вторых, направленность на облегчение труда другого человека. Труд ребенка в природе. Ручной труд требует сложных орудийных действий, дошкольники осваивают его примерно с пяти лет - продуктивный характер. Можно сделать вывод, что в основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции , обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь , выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Усложнение проявлений самостоятельности связано с усложнением форм организации трудовой деятельности: совместный со взрослым труд . Поручение, Обязанность, труд по собственной инициативе .

Трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой . В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда , выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда , его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия , а труд как важная работа . По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий.

Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности , понимает необходимость каждой профессии, складывается уважительное отношение к труду взрослых.

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях .

Во-первых , происходит усложнение ее компонентов .

Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда .

На протяжении дошкольного возраста усложняются осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более точными, быстрыми и координированными. В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений. «Радость труда - могучая воспитательная сила», - писал В.А.Сухомлинский.

Трудолюбие, формируемое у дошкольника, важнейшее личностное качество . Укажем особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

Складываются общественные мотивы труда;

Расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

Формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

Расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;

Складывается совместный со сверстниками труд;

Появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;

Формируется представление о труде взрослых.