В лондоне проходит чемпионат мира по запоминанию. Чемпионат по запоминанию различных типов информации

Он провел для читателей «ВН» свой мастер-класс, рассказав о том, как запомнить сложные цифры и незнакомые слова.

- Константин, вы занимаетесь развитием памяти с 15 лет. Работаете по чужим методикам или изобрели свою?

Мнемотехника - это система, придуманная еще 2500 лет назад, и суть ее заключается в правильной постановке предмета запоминания.

Есть три базовых принципа мнемотехники – образы, ассоциации и связки. Задача заключается в том, чтобы ассоциациями упростить себе запоминание. На первых порах людям кажется, что для того, чтобы составить кодировку, нужно еще больше времени. Внутренняя обезьянка в голове твердит: «Лучше так зазубрю это слово». Но зазубришь 30 слов - и через неделю из них будешь помнить в лучшем случае 10. Ведь 70% слов пропадает, если их не повторять. А обучившись системам мнемотехники и построению ассоциаций, мы, создав кодировки, даже через месяц вспомним слово через ассоциацию.

Так, на сцене канала «Россия» я должен был выполнить : запомнить число, состоящее из 21 цифры, меньше чем за минуту, а потом воспроизвести от первой цифры до последней и в обратном порядке, называя любую цифру из строчки. Я могу хоть сейчас воспроизвести все это число, которое запомнил меньше чем за минуту, не повторяя.

- Где это можно применить? Зачем нам держать в голове редко используемые слова и даты?

Мнемотехника применяется абсолютно в любой отрасли - в повседневной жизни приходится запоминать номера телефонов и список покупок в магазине, учить математические формулы или стихотворения, не забывать выключить утюг, газ, свет, воду. Школьникам, например, сложнее всего запоминать исторические даты. Запоминание чисел базируется на системе, которая называется «буквенно-числовой код». Мы идем по образам. Например, дата вхождения Башкирии в состав Российского государства - 1557 год. Как это запомнить? Башкир созвучно со словом башка. Опускаем единичку в начале даты - и так понятно, что это событие произошло в минувшем тысячелетии. Остается 557. Проговариваем вслух несколько раз пять-пять-семь. Отчетливо слышатся звуки ППС. Для меня это созвучно со словом «ПеПСи». Представляю себе, как на голову кому-то выливают бутылку «пепси». Все, ассоциация 557-башкиры надежно засела в голове. Меня спросят: захват Астраханского ханства? В голове промелькнет - «астры привез ПаПаШа» это пять-пять-шесть, 1556 год. И это будет куда действеннее, быстрее и эффективнее, чем стандартная зубрежка.

Формулы тоже легко запоминаются, это лишь процесс понимания образов. Простой пример: синус - синий, косинус - коса, тангенс - Таня, котангенс - котенок, интеграл будет выглядеть в виде змеи. Когда я рассказываю это детям, они в восторге!

- Какие еще школьные и не только школьные предметы помогает изучать мнемотехника?

Мнемотехника применяется в изучении иностранных языков. В первую очередь это словарный запас, необходимый минимум нужных слов. Однажды ко мне пришел ученик и пожаловался, что ему никак не дается китайский. По сути, все китайские иероглифы видятся нам с первого взгляда нелогичными закорючками, но человек, владеющий китайским, как-то их читает. То есть в них заложен смысл, а это определенная кодировка. Я начал думать, как же можно применить в изучении иероглифов мнемотехнику, и выяснил, что принцип базируется на визуальном соответствии иероглифа с чем-либо знакомым. Например, цифра 6 на китайском выглядит вот так: 六. Мысленно пририсовываю к ней фары, черточка сверху похожа на трещину на лобовом стекле или на дворник, а нижние палочки - на грязь под капотом. Получился старый разбитый автомобиль, похожий на ВАЗ 2106, именуемый в народе «шестеркой». Проделав такой простой путь, вы очень упростите себе процесс запоминания без нудной зубрежки. А самое интересное, что потом мы не вспомним, что это ВАЗ 2106: видя иероглиф, мы просто понимаем его смысл.

- Мнемотехника сейчас не менее популярна, чем ментальная арифметика. Ее вы тоже преподаете?

Как человек, который занимался иллюзионом, могу сказать, что ментальная арифметика - это такой же фокус. Фокус, который показывают родителям и за который родители платят деньги, не более. В жизни ментальная арифметика применяется редко, разве что при покупках в магазине и решении небольших задачек, а практического применения нет. Это хорошая логическая задачка, как решение судоку или сканвордов, чтение или игра в шахматы - в общем, любая умственная нагрузка. Я сторонник практического применения своих навыков. Мне ближе школа устного счета, или, как ее называли в советское время, занимательная математика. На чемпионате в 2011 году в финале нам дали задание - запомнить два трехзначных числа, умножить их, запомнить ответ, сложить между собой, запомнить ответ, вычесть из большего меньшее, запомнить ответ, поднять руку и записать все эти три числа. Вот такие задачки решаем мы для тренировки, но опять же, повторюсь, просто арифметика практической пользы не имеет. Некоторые утверждают, что она развивает память, но… Пусть утверждают!

- Интересно, а в быту вам помогают ваши навыки? Вы, наверное, идеальный муж - вам не нужно 10 раз напоминать о том, что нужно вынести мусор?

На этот вопрос должен отвечать не я. С вашего позволения, переформулирую ваш вопрос: «Все ли вы запоминаете, и все ли нужно запоминать?» Сам себе задал вопрос, сам на него и отвечу: не нужно грузить свой мозг тем, чем он грузит сам себя. Поэтому я категорически против запоминания списка дел на день и всех задач и идей, которые приходят в наш мозг. Бывает такая ситуация - вы сидите, думаете: «Сегодня нужно сделать отчет, заехать в магазин за хлебом, позвонить начальнику и отвезти документы, а еще нужно заехать в магазин за хлебом, стоп, я же уже думал об этом». А потом приходишь домой, ложишься спать и, находясь в состоянии между сном и бодрствованием, вдруг понимаешь: «Елки-палки, я же не позвонил!» Ввиду того, что я знаю, как мозг нагружается, я понимаю, как его разгружать. Записывайте! Записывая задачи, вы снимаете нагрузку со своего мозга и даете ему спокойно думать, ведь помнить и думать одновременно очень сложно.

Но на выходных я стараюсь очищать свою память, чтобы напрасно не захламлять свой мозг. В моей голове это выглядит так: я беру тряпочку, мочу ее водой и в прямом смысле стираю ненужную информацию. Это кажется смешным, но, чтобы стереть образ, нужно показать мозгу, что мы совершили процесс. Иногда меня спрашивают: «Константин, а можно ли убрать из головы то, что очень сильно волнует?» С точки зрения мнемотехники я говорю - нет. С точки зрения психо­анализа - возможно. Если у вас есть негативные воспоминания, которые вы хотите стереть из своей памяти, это к психологу, я занимаюсь запоминанием.

Досье

Константин Дудин , двухкратный рекордсмен мира по запоминанию, победитель чемпионатов по запоминанию 2010 и 2011 годов. Победитель проекта «Сверхспособности» на телеканале «Наука 2.0», участник шоу «Удивительные люди» на телеканале «Россия 1»

2 декабря 23-летний Йонас Вон Эссен из Швеции одержал сокрушительную победу, получив 8534 очка - столько очков не зарабатывал никто за всю историю "Международного чемпионата памяти". Эссен поразил болельщиков, запомнив колоду с игровыми картами всего лишь за 30 секунд. Свою победу чемпион отпраздновал веганским кексом.

Столь острая память у человека, который питается одними растениями? В этом нет ничего удивительного. Исследования показывают, что диета без мяса улучшает память. Также - что продукты с высоким содержанием витамина Е - такие как миндаль, грецкие орехи и даже брокколи - уменьшают риск деменции на 70%.

Если хотите чего-нибудь сладкого и заодно полезного для памяти - съешьте горсть голубики или черники. Эта пища чемпионов содержит весьма полезные для деятельности головного мозго антоцианиды.

Йонас дал интервью корреспонденту PETA ("Люди за этичное обращение с животными"):

Почему ты решил стать веганом?

Потому что не хотел быть соучастником в убийстве и страданиях других живых существ. К сожалению, моему неповоротливому человеческому разуму потребовалось целых 20 лет жизни на этой планете, прежде чем он протрезвел и решил стать вегетарианцем. И еще полтора года нужно было, чтобы понять, что если хочешь действительно отойти от участия в убийстве животных, то нужно стать веганом.

Может быть, на твое решение стать веганом повлиялие какие-то книги, музыкальные группы, знаменитости или спортсмены?

Да. Меня вдохновила Стеф Дэвис - американская альпинистка и вингсьютер. Я прочел ее книгу "Обучаясь полетам" во время своего перехода от вегетарианства к веганству (как раз в это время я начал заниматься парашютным спортом). Ее книга облегчила мой переход.

Какие твои предпочтения в пище?

Я очень люблю азиатскую кухню - например, жареный тофу со специями. Еще люблю веганский сыр - например, из орехов и трав, кладу его в веганскую лазанью и макароны.

Какие перемены к лучшему после отказа от молочного ты заметил?

Пожалуй, самая заметная перемена - я теперь ощущаю, что делаю (именно делаю, а не стою в стороне) нечто, что поможет миру стать лучше. И с тех пор, как я стал веганом, я победил в шести из семи международных соревнований, последний из них - Международный чемпионат памяти, с наибольшим количеством очков в истории этого чемпионата. Что также означает - столько очков еще не сделал ни один мясоед.

Становитесь веганами! - говорит Йонас. - Я считаю, что это единственный и самый легкий способ изменить положение вещей. Вы не только перестанете участвовать в издевательствах и убийстве животных, но и перестанете способствовать разрушению окружающей среды. Этот вовсе не так трудно, как кажется! Для меня этот переход вовсе не был жертвой - потому что теперь вся еда по вкусу гораздо лучше, чем во время мясоедения. И кто знает, - может, и у вас память станет самой острой в мире! :)

Как стать чемпионом мира по запоминанию!

Для приятного чтения можете включить своё любимое радио ниже:

Действительно, существует такая штука, как чемпионат мира по запоминанию. В Лондоне собираются самые тренированные мозги, чтобы сразиться за титул чемпиона мира. Доминик О’Брайен -один из основных претендентов, много раз побеждавший в таких состязаниях.

Чемпионаты по запоминанию?

Чемпионат в столице Великобритании - один из серии «мозговых» соревнований, а начались они в 1991 г. В самом первом чемпионате участвовали всего семь человек, теперь же тысячи мужчин и женщин от Малайзии до Коста:Рики борются за то, чтобы попасть на такой престижный чемпионат.

Чтобы пробиться на чемпионат по запоминанию, нужно обладать поистине колдовскими способностями. Мастер международного класса, к примеру, может запомнить порядок расположения карт в колоде за три минуты, а в семи колодах - за час, или... 700 написанных цифр (большинство обычных людей может запомнить только семь цифр).

Во время чемпионата участники должны выполнить ряд различных заданий, в том числе назвать в нужном порядке двузначные числа, положение игральных карт, колод карт, повторить стихотворение и правильно назвать имена людей. Каждое задание соревнований начинается со слов судьи: «Нейроны готовы... Начали».

Соревнуются самые разные возрастные группы - от 13 до 60 лет -самых разных слоев населения - от домохозяек до инженеров. Известно, что самый юный из участников едва достиг 12 лет, хотя говорят, что на одном из чемпионатов был заявлен восьмилетний мальчик из Индонезии. А двое 15-летних получили титул гроссмейстеров.

Все участники разбиты на несколько категорий: юноши, девушки, мужчины, женщины, пожилые мужчины (от 60 лет) и пожилые женщины. Абсолютным чемпионом может стать представитель любой категории и ему присваивается звание чемпиона мира по запоминанию.

Тони Базан - основатель чемпионата - широко известен в мире интеллектуальных игр и обучения. Он написал большое количество книг, включая книгу «Пользуйтесь своей памятью», придумал «карту мозга» как учебное пособие. Тони решил заняться устройством чемпионата после многочисленных просьб любителей-интеллектуалов. «Мне приходилось встречаться со многими людьми, которые увлекались умственными играми, -рассказывает Тони. - Я провел анализ атлетики и понял, что существуют соревнования в каждом виде физической активности, какую только можно себе представить, и решил придумать что-то подобное для мозгов».

Он говорит о соревнованиях, как о «спорте и играх», добавляя: «Многие участвуют в соревнованиях, чтобы получить удовольствие». Тони уверен, что любой может натренировать свой мозг до уровня гроссмейстера: «Мне приходилось тренировать людей, которые утверждали, что у них ужасная память, а потом они достигали невероятных успехов. Их мозг словно избавлялся от темноты».

Доминик О’Брайен, кто он?

1. Крейтон Карвелло (слева) помогает Доминику О’Брайену тренировать мозг.

2. О`Брайен очень серьезно относится к званию гроссмейстера запоминания.

Во время прошлогоднего чемпионата мира по запоминанию внимание всех знатоков было приковано к многократному чемпиону Доминику О’Брайену. Он установил новый мировой рекорд, запомнив 54 колоды перетасованных карт, причем на каждую карту чемпион взглянул только один раз. В сумме рекордсмен вспомнил и назвал 2808 карт.

44-летний О’Брайен родом из Гуилдфорда в Сюррее, и его никак нельзя назвать счастливчиком. В школе ему поставили диагноз «дилексия», и будущему чемпиону по запоминанию совсем не просто давалась учеба. Его память в то время можно было назвать средненькой, а учителя характеризовали его как «заторможенный, с плохой концентрацией». А один из них даже заметил: «Его голова не способна что-либо удерживать продолжительное время».

После окончания школы О’Брайен работает в конторе по переработке вторсырья. Но тут жизнь его круто меняется: он увидел по телевизору программу Крейтона Карвелло «Шоу рекордсменов». Помощник психиатра Карвелло показывал, как можно легко запоминать довольно много карт. Шел 1987 г., и 30-летний О’Брайен увлекся идеей запоминания

«Мне было ужасно интересно: то ли мозги Крейтона из другого теста, то ли такие же способности можно выработать тренировкой», - рассказывает О’Брайен. Он начал тренировать свою память и через три месяца мог уже запоминать и называть шесть колод карт после одного взгляда на них.

Скоро он стал широко известен не только у себя дома. В 1994 г. О’Брайен был назван «Мозгом года», а несколько позже он получает звание гроссмейстера запоминания от британской «Брейн Траст». Работа во вторсырье вскоре была забыта окончательно О’Брайен появляется на телевидении с циклом лекций и проводит дневные презентации. Он пишет множество книг о памяти, среди которых самая известная - «Учись запоминать», и параллельно отрабатывает новые техники запоминания.

О’Брайен мог бы неплохо заработать, играя в тотализатор: он помнил множество игроков, судей, голкиперов, жокеев дерби и рекорды, начиная с 1952 г.

В доказательство того, что память многократного чемпиона мира по запоминанию может приносить не только звания, но и материальное благополучие, о нем был снят документальный фильм «Риск и деньги Лас-Вегаса», где О’Брайен, играя в блэкджэк, из 20 ООО долларов сделал 30 ООО.

Как он это делает?

Тренировка для памяти!

Перед соревнованиями О’Брайен тренируется как обычный спортсмен. Два месяца до состязаний он не пьет спиртных напитков, накачивает свои мозги кислородом, делая пробежки и играя в гольф, а также принимает витамины. Ежедневно О’Брайен тренирует память с помощью пяти колод карт, 1000 случайно выбранных чисел, 500 наугад подобранных слов (по выбору компьютера), произносимых вслух тренером, 100 случайных слов и нескольких стихотворений.

Надо заметить, что у чемпиона не всегда была четкая схема тренировок. В начале карьеры ему пришлось долго искать систему улучшения своей памяти. В конце концов, он остановился на использовании ассоциаций, методе размещений и включил воображение - все это стало инструментами работы с памятью. О’Брайен говорит, что каждый может тренировать свою память, например, ежедневно запоминая список того, что нужно купить в магазинах. «Я постоянно совершаю прогулки, вспоминая разные места, где бывал раньше, людей, с которыми встречался, дома. Полезно также детально вспоминать свой собственный дом. Попробуйте представить, как вы выходите из дома, идете по улице, а потом вспоминайте разные предметы мебели, звуки, запахи, причем глаза держите закрытыми, -советует Доминик О’Брайен. - Сделайте список покупок из 15 наименований и по дороге в магазин просматривайте этот список. Потом проверьте, сколько вещей из списка вам удалось запомнить»
Методы О’Брайена схожи с теми, которые применяет «мозговой гуру» Тони Базан, использующий воображение и творческую мысль как инструменты работы с памятью. Если нетренированный человек пытается запоминать числа без каких-либо ассоциаций, связанных с ними, то Базан и О’Брайен запоминают, создавая ассоциативные цепочки в уме и не занимаясь простой зубрежкой. В результате запоминание перестает быть сухим и монотонным.

«Запоминание превращается в приятную игру, когда вы используете не только аналитическое мышление, но и воображение, музыкальные способности и юмор. Вместо того, чтобы запоминать серию чисел знатоки запоминания запоминают серии историй, связанных с ними», - говорит Базан.

О’Брайен считает, что для развития хорошей памяти человеку необходимо использовать оба полушария мозга. Левое - это порядок, ассоциации, логика, причинность, числа, слова и речь, а правое - воображение, цвет, фантазии, ритм, эмоции и пространственное воображение. «При каких-либо повреждениях мозга путем тренировок можно достичь нужного уровня памяти», - говорит О’Брайен.

Что знает о памяти наука?

Память человека подразделяется на следующие виды: мгновенная память, которая позволяет нам сохранять информацию и выдает ее для выполнения каких-либо заданий; кратковременная память - это промежуточное звено между новой информацией и долговременной памятью; долговременная память позволяет нам сохранять информацию, накопленную за месяцы, а порой, и целую жизнь.

Память формируется путем химического обмена между нервными клетками и корой головного мозга, таламусом, гирокампусом. Мы постоянно узнаем что-то новое. Химические изменения определяют новые связи памяти между нейронами. Эти связи могут в любое время быть активизированы и выдать нам нужную информацию.

Действие банка памяти головного мозга связано с эмоциями. Во время эмоционального стресса в теле вырабатываются стероидные гормоны, которые могут увеличить защитную реакцию. Сильная эмоция оставляет отпечаток в памяти. С другой стороны, сильный стресс разрушает запасы памяти. Существует теория, согласно которой во время сна память освобождается от информации (быстрое движение глаз человека во сне), переходит из кратковременной в долговременную. Во время травмы этот процесс нарушается, и память становится в основном кратковременной. Это приводит к непроизвольным движениям.

Ученых интересует также связь памяти с продолжительностью жизни: вероятно, что, используя теорию памяти, можно будет побороть возрастные недуги. У специалиста по вопросам памяти доктора психологии Дебры Бекериан (Университет в Лондоне) есть своя философия, которую можно сформулировать как «иметь или не иметь». Она исследовала работу мозга 75-летней японки и 30-летнего фермера, который, в отличие от японки, редко занимался ментальными упражнениями. «Очень важно понимать, что память можно улучшить, работая с “ментальными мускулами”, - подчеркивает исследователь-психолог.

Первый чемпионат по запоминанию различных типов информации пройдет 29 апреля 2018 года в Петербурге

Первое в России соревнование по брейн-фитнесу, направленное на популяризацию интеллектуального спорта. Чемпионат ищет интеллектуальных энтузиастов, которые готовы побороться за главный приз - 100 тысяч рублей!

Формат проведения во многом повторяет американский USA Memory Championship, в его основе - серия заданий на запоминание данных из различных областей: математики, литературы, филологии, карточной игры. В отборочном туре, состоящем из четырёх этапов, выявятся восемь сильнейших интеллектуальных спортсменов. Чемпион и призёры по запоминанию определятся в полуфинале и финале, зрители смогут наблюдать за ними в очном или онлайн-формате.

Призовой фонд:

1 место – 100 000 ₽

2 место – 65 000 ₽

3 место – 35 000 ₽

Правила проведения чемпионата

Утром состоится отборочный тур, состоящий из четырёх этапов, которые завершатся выявлением восьми самых сильных интеллектуальных спортсменов (ИС). После пройдёт полуфинал, а затем и финал чемпионата, в ходе которого определится чемпион России по запоминанию.

Этапы отборочного тура:

  • Запоминание имён и лиц – 15 минут на запоминание имени и фамилии людей со 100 фотографий;
  • Скоростное запоминание чисел – 5 минут, чтобы запомнить список чисел, сгенерированный компьютером: 25 рядов по 20 чисел;
  • Скоростное запоминание карточек – 5 минут на запоминание порядка 52 карт в колоде;
  • Поэзия – 15 минут, чтобы запомнить неопубликованное или малоизвестное стихотворение из 50 строк.

Пожалуйста, обратите внимание, что все ИС будут состязаться во всех четырёх этапах. Предварительные оценки для каждого этапа будут подсчитаны в очках чемпионата с применением кривой нормального распределения, а также будут округлены до двух десятичных знаков. После всех четырех этапов восемь ИС, набравшие наибольшее количество баллов, продолжат участие в полуфинале чемпионата.

Задания полуфинала :

  • Произносимые слова – 15 минут, чтобы запомнить 120 слов по порядку в шести колонках;
  • Три ошибки и вылет – 15 минут, чтобы запомнить факты о 6 разных людях: ФИО, дату рождения, место проживания, телефон, домашнее животное, три любимых хобби, любимую машину и три любимых продукта. Информация будет представлена как в устной, так и в письменной форме. Каждому ИС разрешено дать не более двух неверных или незавершенных ответов.

Каждое из двух заданий проводится в виде кругового турнира с 8 ИС. Трое ИС будут исключены после первого задания и ещё двое - после второго. Трое оставшихся ИС выходят в финал.

Финальное задание

  • Двойная колода – трое ИС получают 5 минут для запоминания 2-х колод по 52 игральные карты каждая. Рубашки колод – разные, порядок запоминания и воспроизведения - сверху вниз.

Финальное задание выявляет чемпиона.

Начисление баллов

На каждом этапе ИС с самыми высокими баллами получает 100 баллов чемпионата (в таблице - Champ Pts). Все предварительные результаты будут посчитаны в баллах чемпионата с помощью кривой нормального распределения. Величина имеет два знака после запятой.

Подсчёт баллов для скоростного запоминания карт немного отличается от остальных этапов, поскольку необходимо учитывать ещё и разное время на запоминание (по требованию участников).

После этого лучший результат оцениваем 100 баллами чемпионата, а остальные - в соответствии с кривой нормального распределения. Бонус за время доступен только тем ИС, которые запомнили 52 карты.

Форс-мажор

В случае большого наплыва участников оргкомитет оставляет за собой право незначительно корректировать условия отборочного тура.

Писатель Джошуа Фор (Joshua Foer) 10 лет назад побывал на чемпионате по запоминанию в качестве журналиста, а спустя год уже стал его победителем. Свое исследование памяти он подробно описал в книге «Прогулки по Луне с Эйнштейном». Публикуем стенограмму лекции Фора с конференции TED , в которой он утверждает, что запомнить порядок карт в колоде может любой человек.

Представьте, что вы стоите перед дверью своего дома. Обратите внимание, какого она цвета и из какого сделана материала. Теперь представьте себе группу тучных нудистов на велосипедах. Они участвуют в велопробеге нудистов и несутся прямо к вашей двери. Очень важно, чтобы вы это всё действительно представили. Они изо всех сил крутят педали, с них льётся пот, их качает из стороны в сторону. Они врезаются аккурат в дверь вашего дома. Велосипеды и колеса разлетаются в разные стороны, спицы втыкаются где надо и где не надо. Переступите порог вашего дома. Войдите в прихожую или холл, что там у вас с другой стороны, и обратите внимание на качество освещения вокруг. Свет падает сверху прямо на Коржика. Коржик машет вам рукой, взгромоздившись на лошадь гнедой масти. Это говорящая лошадь. Вы почти чувствуете, как его синий мех щекочет вам ноздри. Вы слышите запах овсяного печенья с изюмом, которое он вот-вот запихнёт себе в рот. Пройдите мимо него и зайдите в вашу гостиную. Там во всей её красе представьте себе Бритни Спирс. Едва прикрытая одеждой, она танцует на журнальном столике и распевает «Ещё разок, детка». Теперь пойдёмте за мной на кухню. У вас на кухне вместо пола мощёная жёлтая дорога, по которой из вашей духовки к вам направляются Дороти, Жестяной Дровосек, Страшила и Трусливый Лев из «Волшебника из Страны Оз». Они держатся за руки и вприпрыжку направляются к вам.

Представили? Теперь открывайте глаза.

Я хочу рассказать вам об очень странном соревновании, проводящемся каждую весну в Нью-Йорке. Оно называется Чемпионат США по запоминанию. Я ездил туда несколько лет назад в качестве научного журналиста, ожидая, видимо, что это будет чем-то вроде Суперкубка учёных. Участниками были кучка парней и несколько девушек разных возрастов и разной степени чистоплотности.

Они соревновались в запоминании произвольных чисел после всего одного просмотра. Они запоминали имена десятков незнакомцев. Они за несколько минут заучивали целые стихотворения. Они соревновались, чтобы узнать, кто быстрее всех запомнит порядок карт в перетасованной колоде. Я втихомолку восхищался: «Вот это да! Да это же просто какие-то уродцы».

Я решил поговорить с некоторыми участниками. Вот этого парня зовут Эд Кук и он приехал из Англии, где он известен, как обладатель самой натренированной памяти. Я спросил его: «Эд, а когда ты понял, что у тебя есть столь незаурядные способности?» Эд ответил: «Да нет у меня никаких способностей. У меня совершенно заурядная память. Любой участник этих соревнований тебе скажет, что у него средние способности к запоминанию. Мы натренировали себя, чтобы демонстрировать такое сверхъестественное мастерство запоминания. Для этого мы использовали древние приёмы, изобретённые ещё в Греции 2500 лет назад. Те же приёмы, которыми пользовался Цицерон, когда заучивал свои речи, или средневековые учёные, которые заучивали книги целиком». Я ответил: «Вот это да! А почему я никогда про такое не слышал?»

Мы стояли за дверями зала, где проходили соревнования, и Эд - такой замечательный умница англичанин, хоть и малость эксцентричный, вдруг говорит: «Джош, вот ты - американский журналист. А ты знаком с Бритни Спирс?» Я удивился: «Что? Нет, не знаком. А тебе это зачем?» «А затем, что уж очень хочется научить Бритни Спирс запоминать порядок карт в перетасованной колоде и показать это всё по телевизору. И все увидят, что любой человек способен этому научиться».

Я ему ответил: «Я, конечно, не Бритни Спирс, но, может быть, ты меня научишь? Надо же с чего-то начинать». Так началось моё очень своеобразное приключение.

Большую часть следующего года я посвятил тому, чтобы не просто тренировать память, а ещё и изучать её особенности, пытаться понять, как она работает, почему иногда она отказывается работать, и какие у неё есть скрытые резервы.

Я познакомился с кучей потрясающе интересных людей. Вот этого мужика зовут И.П. У него проблемы с памятью. Может даже у него самая плохая в мире память. Дела его настолько плохи, что он даже не помнит, что у него проблемы с памятью. Это просто потрясающе. То есть перед вами этакая необычайно трагическая личность, но в то же время он - живое доказательство того, насколько наши воспоминания определяют нашу личность.

А на другом конце спектра был вот этот мужик. Его зовут Ким Пик. Он был прообразом героя Дастина Хоффмана в «Человеке дождя». Мы провели вместе полдня в библиотеке в Солт-Лейк-Сити, заучивая наизусть телефонный справочник - увлекательнейшее занятие.

Потом ещё я прочёл кучу трактатов, посвящённых проблемам памяти, написанных две с лишним тысячи лет назад на латыни в античные времена и позже в средневековье. Я узнал много интересного и полезного. Вот, например, такой факт, что когда-то мысль о том, что память нужно тренировать и развивать, никому не была столь чужда, как это кажется сегодня. Было время, когда люди тратили время на свою память, заботливо наполняя её содержимым.

На протяжении нескольких последних столетий мы изобрели целый набор приёмов - от алфавита до свитков и манускриптов, рукописных книг, печатного станка, фотографии, компьютеров и коммуникаторов - всего того, что постепенно всё больше облегчало нашу задачу сохранения и передачи воспоминаний. Вплоть до того, что мы полностью сложили с себя эти обязанности, бывшие когда-то неотъемлемой частью нашего сознания. Эти технологии сделали возможным наш современный мир, но они и нас изменили. Они изменили наши культурные традиции. Я даже не побоюсь утверждать, что они изменили нашу способность мыслить. У нас пропала необходимость что-либо запоминать и иногда кажется, что мы забыли как это делается.

Одним из последних мест на Земле, где вы ещё найдёте людей, увлечённых этой проблемой тренировки и развития памяти, как раз и является вот это уникальное состязание по запоминанию. В нём нет даже ничего уникального - такие соревнования проводятся по всему миру. Я был покорён. Мне хотелось узнать, как эти парни такого добились.

Несколько лет назад исследовательская группа Университетского колледжа Лондона собрала таких чемпионов по запоминанию вместе в одну лабораторию. Им хотелось узнать: неужели у этих людей мозги как-то иначе устроены, чем у нас с вами? Ответ получился отрицательный. Может быть тогда они умнее нас с вами? Они устроили им тесты на определение умственных способностей. Оказалось, что нет - не умнее они.

Впрочем, одна разница всё же была замечена между умственными способностями этих чемпионов и людей из контрольной группы, с которыми производили сравнение. Чемпионов протестировали на томографе и сканировали их мозг в процессе запоминания чисел, лиц людей и фотографий снежинок. Сканирование показало, что у чемпионов по запоминанию активизировались другие участки мозга, нежели чем у остальных людей. Было замечено, что они использовали, или казалось, что использовали, часть мозга, отвечающую за пространственную память и перемещения. Почему? И можем ли мы извлечь что-то полезное из этой информации?

Соревнования по запоминанию очень похожи на своего рода гонку вооружений, когда из года в год кто-нибудь придумывает всё новые и новые способы быстрейшего запоминания, а остальные конкуренты вынуждены его догонять.

Это мой друг Бэн Придмор - трёхкратный чемпион мира по запоминанию. Здесь перед ним на столе лежат 36 колод перетасованных игральных карт, порядок которых он будет пытаться запомнить в отведённый час, используя отточенные приёмы собственного изобретения. Он использовал похожую технику, чтобы запомнить точный порядок 4140 произвольных двоичных чисел за полчаса. Да.

И несмотря на то, что существует множество приёмов запоминания для участия в таких соревнованиях, все эти различные техники сводятся к тому, что психологи называют развивающим кодированием.

Этот приём можно легко продемонстрировать с помощью забавного парадокса, известного под названием парадокс Булочкина/булочника. Вот в чём его суть. Если я попрошу двух людей запомнить одно и то же слово, и скажу одному: «Запомни, что этого человека зовут Булочкин». Фамилия у него такая. А другому человеку я скажу: «Запомни, что этот человек - булочник». А позже я пойду и спрошу этих людей: «Помните то слово, что я просил вас запомнить? Вы помните, что это было за слово?» Вероятность того, что тот, кому я сказал, что фамилия человека была Булочкин, вспомнит это слово меньше, чем у того, кому я сказал, что он булочник по профессии. Одно и то же слово, но странно, что запоминается по-разному. В чём тут дело?

Фамилия Булочкин для вас ничего не значит. Она абсолютно оторвана от любых воспоминаний, роящихся у вас в голове. А вот известное всем слово булочник. Мы знаем булочников. Булочники носят забавные белые колпаки. У булочников руки испачканы в муке. Булочники вкусно пахнут, приходя с работы. Возможно, вы даже знакомы с каким-нибудь булочником. И когда мы впервые слышим это слово, мы сразу начинаем оставлять ассоциативные зацепки, которые позже помогут нам выудить эту информацию. Искусство запоминания, на котором построены все эти соревнования, как и искусство запоминания фактов в повседневной жизни, заключается в том, чтобы превратить Булочкиных в булочников. Вы берёте информацию, оторванную от контекста, не несущую для вас никакой смысловой или значимой нагрузки, и превращаете её во что-то, что имеет для вас смысл, что как-то соотносится с другой информацией у вас в голове.

Одна из наиболее детальных методик такого запоминания была изобретена 2500 лет назад в Древней Греции. Она называется дворец памяти . Вот история её создания. Когда-то раз поэт по имени Симонид отправился на банкет. Вообще-то его пригласили для развлечения, потому что в те времена, если вы хотели закатить супер-дупер вечеринку, вы не приглашали диджея, а приглашали поэта. Он вышел на сцену, прочёл наизусть стихотворение, потом вышел из зала, и в этот самый момент банкетный зал рухнул и все, кто находился внутри, погибли. И они не просто погибли, а их тела были искалечены до неузнаваемости. Никто не знал, кто конкретно находился внутри, никто не мог указать, где кто сидел. Тела невозможно было должным образом похоронить. Горе на горе сидит и горем погоняет. Симонид стоит рядом с развалинами, единственный оставшийся в живых среди руин, закрывает глаза и вдруг понимает, что перед его мысленным взором предстают все гости, присутствовавшие на банкете, и то, где они сидели. И он стал брать родственников за руки и проводить их через руины к их любимым.

В этот момент Симонид осознал одну вещь, которая, я думаю, нам всем интуитивно знакома. Несмотря на то, что у всех у нас дела обстоят неважно с запоминанием имён, телефонных номеров и подробных инструкций от коллег по работе, у нас замечательная зрительная и пространственная память. Если бы я попросил вас повторить первые 10 слов истории про Симонида, которую я вам только что рассказал, вам скорее всего пришлось бы туго. Но я могу поспорить, что если я попрошу вас вспомнить, кто сидит верхом на говорящей гнедой лошади у вас в гостиной в этот самый момент, вы это себе представите.

Весь смысл дворца памяти заключается в том, чтобы создать эту воображаемую конструкцию перед вашим мысленным взором и заполнить её образами тех вещей, которые вы хотите запомнить. И чем более сумасшедшее, странное, причудливое, забавное, похабное или противное изображение у вас получится, тем больше оно вам запомнится. Этому совету уже более 2000 лет и он встречается в самых ранних латинских работах, посвящённых запоминанию.

Так как же это работает? Представьте себе, что вас пригласили выступить на главной сцене конференции TED, и вы хотите выступать без бумажки и выучить своё выступление так, как это сделал бы Цицерон, если бы его пригласили на TEDxRome 2000 лет назад. Вы можете начать с представления себя стоящим перед дверью вашего дома. Вы придумываете какую-нибудь совершенно сумасшедшую, дурацкую, незабываемую историю, которая напомнит вам, что в первую очередь вы хотели рассказать про это странное соревнование. Потом вы зайдёте в дом и перед вами предстанет образ Коржика, сидящего верхом на Мистере Эде. И это напомнит вам, что вы собирались представить вашего друга Эда Кука. А затем перед вами возникнет образ Бритни Спирс, чтобы напомнить смешную историю, которую вы хотели рассказать. Потом вы идёте на кухню, и четвёртая тема вашего выступления о том, в какое удивительное приключение вы попали за последний год, и каких друзей встретили на своём пути.

Именно так римские ораторы заучивали свои выступления: не слово в слово, потому что так только ещё больше запутаешься, а от одной темы к другой. Даже само словосочетани «вводное предложение» происходит от греческого слова «topos», что в переводе означает «место». Этакий осколок прошлого, напоминающий о временах, когда говоря об ораторском искусстве и искусстве риторики, люди мыслили такими пространственными категориями. Выражение «в первую очередь» относится к тому, что в вашей памяти занимает первое место.

Мне всё это казалось просто удивительным и я очень этим увлёкся. Я съездил на ещё несколько соревнований по запоминанию. У меня появилась идея написать больше, чем просто статью, об этом сообществе участников таких соревнований. Но была одна проблема. И проблема эта в том, что эти соревнования патологически скучны. (Смех) Я не шучу. Всё это напоминает группу людей, сдающих ЕГЭ. Самый драматичный момент состязания - когда один из участников начинает массировать свои виски. Но я же журналист, мне же нужно о чём-то писать. Я знаю, что в головах у всех этих людей происходят потрясающие вещи, но у меня нет к ним доступа.

И я понял, что если я хочу рассказать эту историю, мне надо немного побыть в их шкуре. Я начал понемногу тренироваться. Сначала по 15-20 минут каждое утро, прежде чем взять в руки Нью-Йорк Таймс, я пытался что-нибудь запомнить или заучить. Это могло быть стихотворение. Это могли быть имена из старого школьного альбома, купленного на толкучке. И меня всё это увлекло с невероятной силой. Кто бы мог подумать. Привлекательность была не в том, что я тренировал память. Вы постоянно улучшаете вашу способность к творчеству, к придумыванию этих абсолютно идиотских, похабных, смешных, а главное незабываемых образов, которые будут представать вашему мысленному взору. Я очень этим увлёкся.

Вот я в полной экипировке участника соревнований. Шумопоглощающие наушники и полностью изолированные защитные очки: оставлены только две малюсенькие дырочки, потому что отвлечение внимания - самый большой враг соревнующихся.

Я вернулся на тот же турнир, о котором писал годом раньше. И решил, что я могу попробовать поучаствовать - в качестве социального журналистского эксперимента. Может получиться хороший эпилог к моему расследованию. Проблема в том, что эксперимент встал с ног на голову. Я выиграл этот турнир, тогда как такого просто не должно было случиться.

Это, конечно, приятно уметь заучивать наизусть речи, запоминать номера телефонов и списки необходимых покупок, но дело в общем-то не в этом. Это всё просто уловки. Приёмы, которые работают, потому что они основаны на очень простых принципах работы мозга. И вам совсем не обязательно строить дворцы памяти или запоминать порядок карт в колоде, чтобы воспользоваться этим простым пониманием того, как устроен и работает ваш мозг.

Мы часто говорим о людях с феноменальной памятью как будто у них есть некий природный дар, но это не так. Великолепную память можно развить. На самом элементарном уровне мы запоминаем, когда мы концентрируемся. Мы запоминаем, когда мы чем-то очень увлечены. Мы запоминаем, когда нам понятно, почему та или иная информация или опыт важны для нас, что в них особенного, в чём их яркость. Когда мы можем преобразить их таким образом, что они приобретут смысл в свете всей остальной информации, которой занят наш мозг. Когда мы сможем превратить Булочкиных в булочников.

Дворец памяти и другие приёмы запоминания - это всего лишь мелкие хитрости. Да по сути это даже и не хитрости никакие. Эти приёмы работают, потому что они заставляют вас работать. Они заставляют вас обращаться к глубинам подсознания, вызывая тем самым состояние полноты сознания, которое мы обычно не практикуем в повседневной жизни. Но никаких хитростей не существует. Только так и можно что-то запомнить.

Я хотел бы, чтобы вы запомнили из моего выступления то, что мне самому запомнилось при встрече с И.П. - человеком, потерявшим память настолько, что он даже не помнит, что у него есть проблемы с памятью. Наша жизнь - это собрание наших воспоминаний. Сколько мы готовы ещё потерять из нашей и без того короткой жизни на проверку сообщений в Blackberry или iPhone, не обращая внимания на живых людей, сидящих напротив, разговаривающих с нами, продолжая быть настолько ленивыми, что оказаться неспособными к глубокому мышлению?

Я на собственном опыте убедился, что в каждом из нас дремлют необычайные способности к запоминанию. И если мы хотим прожить запоминающуюся жизнь, нам нужно быть людьми, которые помнят о том, что нужно помнить.