Современные методы изготовления татарских тюбетеек. Тюбетейки – национальная татарская одежда

Все лето президент Татарстана щеголял в своеобразном головном уборе. Предполагали, что это подарок из Малайзии или Индонезии. Оказалось, это классическая татарская тюбетейка - такыя. «БИЗНЕС Online» разыскал автора тюбетейки - профессионального художника Луизу Фасхутдинову и разузнал у нее секреты мастерства.

Луиза Фасхутдинова: «Я художник, я не индивидуальный предприниматель, не фабрика по производству, у меня все индивидуально, я делаю музейные вещи»

«ПОСЛЕ МИННИХАНОВА ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ФАРИД МУХАМЕТШИН, АСГАТ САФАРОВ. ЭТО БЫЛА ХОРОШАЯ РЕКЛАМА»

- Луиза, давайте начнем с самого интересного: как ваши тюбетейки попали к Рустаму Минниханову?

Я участвовала в выставке ремесленников во время форума «Деловые партнеры Татарстана». И когда президент обходил выставку, остановился около моего стола и взял золотистую тюбетейку, она ему понравилась. Он ее померил, и она ему сразу подошла.

- То есть он сам выбрал именно эту золотистую тюбетейку?

Да, сам выбрал, она ему понравилась. Он померил и сказал: «Ой, она мне подходит». Я только успела сказать, что это традиционная татарская технология, что все сделано вручную. Он ко мне почему-то сразу по-татарски обратился, сказал: «Әйе, әйе, бик җиңел, бик уңайлы» («Да, да, очень легкая, очень удобная» ). Для лета очень хорошая. Я сказала: «Если она вам нравится, я ее вам дарю». Он ответил: «Спасибо». И пошел дальше.

Кажется, да. Потом прибежали его помощники, стали интересоваться, взяли визитку. Но это была уже моя вторая встреча с президентом. В первый раз мне не удалось подарить ему тюбетейку, просто потому, что у меня не было их с собой - в прошлом году мы участвовали в «Изге Болгар жыены», сидели в юрте в городке ремесленников. Именно в эту юрту зашли Шаймиев, директор Института археологии и Минниханов. Но тогда они не обратили особого внимания на нас, вышивальщиц, их больше интересовала юрта. Они разговаривали между собой: можно ли еще привезти такие юрты (это была киргизская юрта, так как булгарских не сохранилось), а мы пытались показать свои вышивки. Правда, потом сфотографировались на память все вместе.

Луиза Фасхутдинова – Рустаму Минниханову: «Если она вам нравится, я ее вам дарю»

В этом году также на «Изге Болгар жыены» президент снова подошел к моему столу, но, видимо, уже забыл, что именно я подарила ему тюбетейку. У него на голове была моя тюбетейка и на столе лежали похожие. И он спросил: «А почему у вас тюбетейки такие же, как моя?» Я говорю: «Так у вас на голове моя тюбетейка» (смеется ). Он вспомнил, начал благодарить, пожал руку.

И на этом фоне ко мне подошло очень много высокопоставленных лиц - Фарид Мухаметшин, Асгат Сафаров. Они тоже заинтересовались, посмотрели, взяли визитки. Это была очень хорошая реклама. Сафаров заказал себе две тюбетейки - одну с вышивкой, вторую - без.

Кто-то любит, чтобы орнамент выделялся несильно. У президента на тюбетейке цвет орнамента и цвет фона сглаживается, и она смотрится в общем как золотая. Кому-то нравится контрастная - на темном фоне золотой орнамент. Сафаров выбрал темно-зеленую.

- Черная тюбетейка, в которой Минниханов был в мечети на Курбан-байрам, тоже ваша.

Да, он заказал мне через своих помощников еще шесть тюбетеек: три однотонные (черную, белую и зеленую) и еще три такого же цвета, но с орнаментом.

Рустам Минниханов: «Ой, она мне подходит. Спасибо»

- Можно сказать, что у вас появился постоянный клиент?

Да нет. Думаю, вот эти шесть доделаю, и этого будет достаточно. Но, по крайней мере, обо мне теперь знают.

- Кто-то еще из VIP"ов заказывал?

Телефоны взяли многие... Бывший руководитель аппарата муфтията Ришат Хамидуллин тут же купил одну из тюбетеек, надел и пошел в ней дальше. Он сказал, что иногда им нужны элитные подарки и он будет обращаться ко мне. Но пока так и не обратился, может быть, потерял мою визитку... Муфтият еще несколько штук взял именно таких простеганных. Для них я сделала, наверное, штук 10 уже.

«В этом году на «Изге Болгар жыены» президент был уже в моей тюбетейке»

«НАКОНЕЦ-ТО ДО ЛЮДЕЙ СТАЛО ДОХОДИТЬ, ЧТО ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА МУЖСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА ТАТАРСКОГО ИМЕННО ТАКАЯ, А НЕ В ВИДЕ КАСТРЮЛИ»

- То есть Минниханов задает такой хороший тон, моду?

Я надеюсь, что он задаст! Может, он интуитивно почувствовал, что это наше. Когда он ее примерял, я обратила его внимание на то, что именно это татарская форма и что она сделана от начала до конца «чын татарча» (по-настоящему по-татарски ). Он сказал, что понял, и обратил внимание на то, что она удобная и легкая, ходил в ней все лето.

Наконец-то до людей стало потихоньку доходить, что традиционная форма головного убора татарского именно такая, а не в виде кастрюли - твердая, сделанная по современным технологиям, не соответствующим традиционным татарским. Мои же головные уборы от и до - начиная с тканей, материалов и заканчивая орнаментом - все традиционное, никаких нововведений нет, все - ручная работа.

Та, золотистая, что у Минниханова, называется такыя. Из всех названий головных уборов только слово «такыя» исконно татарское. Названия «каляпуш» и «тюбетей» тоже не совсем татарские. Хотя названий бытовало очень много, в различных регионах один и тот же головной убор мог называться по-своему. Где-то такыя называли только девичьи головные уборы, а где-то - только мужской.

«У президента на тюбетейке цвет орнамента и цвет фона сглаживается, и она смотрится в общем как золотая»

Может, Рустам Нургалиевич и не придает этому такого смысла, и другие тоже, но я считаю, что головной убор - это вещь сакральная, она имеет смысл, это связь с космосом. И человек, который изготавливает этот предмет одежды, вкладывает в него свою душу. Тем более я стараюсь, чтобы она действительно была татарская, никаких влияний там нет. Кто-то сказал, что она напоминает индонезийскую. Нет. Я была во многих арабских странах, есть похожие головные уборы. Но, поверьте мне, я как специалист, который более 20 лет занимается татарской вышивкой, утверждаю, что это настоящая татарская тюбетейка, один из ее видов. Были еще более древние виды - четырехклинки, но такие еще нужно внедрять и популяризировать, так как люди их пока не понимают. Хотя в советское время многие носили такие бумажные квадратные узбекские тюбетейки. Они тоже не понимали, что это не наше, а узбекское. Просто они были легкие и легко складывались. Людей, которые не верят, что это татарская, я хочу призвать сходить в Национальный музей РТ или музей ИЗО - там в экспозициях представлены тюбетейки такой же формы, с таким же орнаментом.

«Президент проходил в моей тюбетейке все лето»

«ТЮБЕТЕЙКА ТАКЫЯ ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ, ПРОИЗОШЛА ИЗ ПОДШЛЕМНИКА»

- А у Минниханова какой орнамент?

Там цветочно-растительный орнамент. Это практически копия со старинного образца. Единственное, что я изменила - взяла орнамент с одной тюбетейки, а цвет бархата, светло-бежевый, - с другой.

Мои тюбетейки очень любит директор фонда «Марджани» Рустам Раисович Сулейманов. Он мне первым предложил: «Луиза, давай завалим всех настоящими татарскими тюбетейками!» Заказал 20 штук, чтобы дарить их элите, раз они покупать не хотят. И начал их дарить. У Рустама Батрова, например, теперь есть такая тюбетейка, ему как раз подарил Сулейманов. Еще Рустам Раисович через помощников несколько штук подарил Шаймиеву, но он их не носит. Может, ему не нравится, у всех же разные вкусы...

Фарид Мухаметшин, например, засомневался, что это классическая татарская тюбетейка. У меня на столе лежала тюбетейка с кисточкой, он ее взял, повертел в руках и говорит, что это кавказская... И ему я порекомендовала сходить в музей посмотреть. Он посмеялся и все равно не поверил, что это татарское.

- А где вы взяли образцы?

Они есть в Национальном музее РТ. В начале XX века появилась мода на тюбетейки в виде фески. Только сейчас их почему-то еще выше стали делать. Они высокие, твердые и толстые, как шапка. Они сделаны так, чтобы были менее затратными, там ручного труда вообще нет, только компьютерная вышивка. Все, что было до того у наших высокопоставленных людей на головах, это фирма «Салават», кажется. У них отработано производство, и тюбетейки сделаны по современной технологии, которая позволяет и быстро изготовить тюбетейку, и выглядит она более-менее солидно.

«В первый раз мне не удалось подарить президенту тюбетейку, просто потому, что у меня не было их с собой, зато сфотографировались на память»

- Но они тоже не особо дешевые...

Да. Изготовители пишут, что это ручная работа, хотя 90 процентов там выполнено на компьютере и машине. Людям ведь трудно объяснить, что традиционная форма мужского головного убора была полусферическая, и тюбетейка такыя очень древняя, произошла из подшлемника. Под шлем воины надевали мягкую шапочку, чтобы она амортизировала металлический шлем и собирала пот, поэтому она простегана тонкими полосками. В древности в эти полоски продевался конский волос - наиболее практичный материал, который никогда не сгниет, пропускает воздух. Как-то так наши мудрые предки придумали эту технологию, потому что конский волос эластичный, не гниет, влага на него не действует. И такая тюбетейка могла спокойно складываться, раскладываться, не теряя формы. Со временем она принимала форму головы - полусферическую.

Татары начала ХХ века. На мужчине – черный фескообразный головной убор, на женщине – маленький калфачок как часть прически

«В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЭВОЛЮЦИЯ ТАТАРСКОГО КОСТЮМА ОСТАНОВИЛАСЬ, А ПОТОМ ОН И ВОВСЕ ИСЧЕЗ»

- Сколько лет татарской тюбетейке?

Я считаю, что тюбетейка такыя - это средневековый головной убор, он был общетюркским. Если посмотреть древние миниатюры - среднеазиатские, турецкие, иранские, - там тюрки изображаются как раз в подобных головных уборах. Этот вид головного убора очень древний, у него бытовало много названий. В средневековом и более позднем тюркском мире они были очень широко распространены. На огромной территории Золотой Орды существовал общекультурный стиль, а он наложился на уже существующую у тюркских народов форму головных уборов.

- А каляпуш, который нам предъявляют как классический мужской татарский головной убор?

Каляпуш - это уже конец XIX века, это турецкое влияние. Форма фески пришла к нам из Турции, хотя название «каляпуш» иранское. И этот турецкий фес позже так слился с нашим местным колоритом, наша классическая стеганая технология слилась с формой фески, что получился каляпуш. Тем не менее когда эта стеганая тюбетейка (каляпуш) долго носилась, она приобретала полукруглую форму. Но, видимо, существовали еще жесткие фески (скорее всего, они были привозные), которые носили во времена Тукая, в начале XX века, в эпоху модерна. В то время сложился городской буржуазный татарский костюм. Мужской ансамбль - это длинный сюртук, узкие брюки европейского кроя, а на голове - черный фескообразный головной убор.

И на женский костюм повлиял стиль модерн. Татарское женское платье стало узким, чуть приталенным, а на голове - маленький калфачок как часть прически. И на этом эволюция татарских костюмов остановилась, а потом, после революции, татарский городской костюм вообще вышел из употребления, до этого он активно развивался. К примеру, в средневековом или булгарском костюме, который плавно перешел в татарский, силуэт был мешкообразным, туникообразным, это была очень свободная одежда. Мужская одежда довольно долго практически не менялась, но к концу XIX века - началу XX века на татарский костюм стала влиять европейская мода. Одежда приобрела приталенный силуэт. Мужской костюм вообще практически стал европейским, кроме головного убора. Это, конечно, я говорю о городском казанско-татарском костюме.

Если мы сегодня хотим возрождать, восстанавливать татарский костюм, на какой период целесообразнее ориентироваться?

Это уже каждый выбирает сам. Лишь бы только не уходили в сторону арабского, особенно сейчас, когда усилилась мода на арабский хиджаб, чувствуется арабское влияние. Я была во многих арабских странах и вижу, что это все-таки не наше.

Эскиз костюма знатной дамы XVI века

- А татарский способ завязывания платка какой?

Кстати, татарки лицо не закрывали, только в очень редких случаях. Когда выходили на улицу, могли накинуть жилэн с шнурочками, которые женщины держали зубами, чтобы он с головы не слетал. А жилэн - это просто верхняя одежда, который они на голову как капюшон накидывали, и все. А ходить с закрытым лицом с щелочками для глаз - такого у татар не было. У нас стиль был такой мягкий, европеизированный. Были, конечно, периоды в истории, когда татарское мусульманское сообщество консолидировалось внутри России, стало таким более кондовым, укрепился фундаментализм. А потом, позднее, особенно когда появилось течение джадидизма, у нас все стало более европейским. У нас и ислам мягче стал.

«ТАТАРСКОМУ КОСТЮМУ НЕ ПОВЕЗЛО, ТАК ЖЕ КАК И РУССКОМУ С КОКОШНИКОМ...»

- Вы все эти выводы делаете на основании одежды?

Одежды, история культуры - я же истфак закончила. Достаточно долго занимаюсь костюмами и, конечно, делаю свои выводы. Моим научным руководителем в аспирантуре Института истории была Светлана Владимировна Суслова, она всю жизнь занимается татарскими костюмами и считается мэтром в этой сфере этнографии. Гузель Фоатовна Валеева очень часто меня консультирует, мы с ней все время об этом разговариваем, участвуем в круглых столах. Эта тема постоянно обсуждается, но мы не можем прийти к тому, что же делать с современным татарским костюмом, почему он запопсен до такой степени...

У казанских татар остался цветочно-растительный орнамент в его чисто декоративном варианте

- Он даже не запопсен, а опошлен этими атласными платьями сумасшедших цветов!

Да, блестящими золотыми деталями. Нашему костюму не повезло, так же как и русскому с кокошником... Почему чувашский костюм, удмуртский так не запопсен? Потому что в них золота нет. В них преобладает ручная вышивка - красная, белая, черная. И, видимо, в этих рамках невозможно что-то пошлое сделать, а у нас в костюмах присутствовало золото. И в советские времена откуда-то появился этот штамп, что на голове у девушки должна быть такая штучка, а сзади белая фата. Это бред! Такого никогда в татарском костюме не было. Это скорее похоже на костюм крымских татар. Не знаю, откуда появился этот штамп.

У татарских костюмов столько вариантов! На основе каждой этнорегиональной группы можно вывести еще несколько костюмов. Допустим, мишарский костюм немного перекликается с касимовским. Тема моей диссертации «Золотное шитье волго-уральских татар XIX - XX вв.», но она построена по группам - там у меня отдельно по главам: вышивка мишарей, кряшен, казанских татар, чуть-чуть астраханских и сибирских для сравнительного анализа. И когда долго в этом варишься, видишь такое разнообразие, то думаешь: почему это все куда-то ушло? Хотя в музеях все это еще сохранилось. Во время Универсиады в Национальном музее прошла крупная выставка, посвященная татарскому костюму. Там собрали очень большую выставку татарского костюма из различных региональных музеев. Выставка была задумана очень правильно, но специалисты не увидели концепции, критиковали за то, что привезенный материал был выставлен неправильно. Тем не менее люди смогли увидеть экспонаты из разных музеев - из Ульяновска, Уфы, Москвы, Петербурга, ведь собрали все, что могли. И сразу стало видно, какой он разнообразный, татарский костюм. В основном, конечно, была представлена одежда конца ХIХ - начала ХХ веков, древних сохранилось очень мало. Хотя, например, русский костюм можно найти даже XIII и XVI веков. Если вы пойдете в Государственный исторический музей в Москве или Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, то сможете найти там очень интересные экземпляры. Почему у них сохранилось, а у нас - нет...

- В «БИЗНЕС Online» выходила о частной коллекции, где, возможно, хранится шапка Сююмбике. Это правда?

Очень-очень сомнительно. Я этого человека не знаю, он ссылается на нашего известного этнографа Мухамедову, как будто бы он с ней консультировался и якобы она сказала да. Может, он ей что-то и показал, может, она что-то и сказала, но там нет ничего конкретного, там не сказано, что она точно подтвердила: «Да, это действительно татарский костюм XVI века». Я могу только сказать, судя по фото, что этот костюм очень похож на каракалпакский и достаточно современный, но совсем не татарский.


- Существует мнение, что кряшены сохранили традиционный татарский костюм.

Больше всего подвергся изменениям наш регион - Казань и так называемое Заказанье. Здесь очень быстро развивались промышленность и торговые связи, здешние татары почему-то были падкими на что-то модное, оказывались под влиянием какой-то моды. Да, мода тогда менялась не так интенсивно, как сейчас, она устанавливалась годами, но тем не менее. У казанских татар женский и мужской костюмы развивались динамичнее, и в итоге татарский костюм пришел к некоему минимализму. Как я уже говорила, мужской татарский костюм превратился практически в европейский - это глухой длинный сюртук, европейские брюки, головной убор - феска. Кстати, вот этот комплект, который образовался к началу XIX века, принято считать общенациональным, присущим татарам различных регионов. Эта мода постепенно распространилась как на волго-уральских татар (мишари, астраханские, зауральские), позже дошла до сибирского региона. Потом свершилась революция, и все практически прервалось - национальное стало неценным, рабочие и крестьянки надели красные платки, и все...

Реконструкция костюма городской татарки середины XIX века

- Может быть, оттуда и пошел костюм с фартуком, который пытаются навязать нам как традиционный татарский?

Костюм с фартуком был, и это тоже древнее одеяние. Но он был деревенским вариантом, крестьянским, он более низкого уровня. То есть всегда существовала так называемая высокая культура и деревенская. Например, высокий литературный татарский язык тоже приблизительно в это же время оформился (на рубеже XX - XIX веков), над этим работали писатели, конкретные люди. Позднее сформировалась музыкальная городская культура и городской буржуазный костюм. Соответственно, был городской и деревенский костюмы, которые всегда отличались.

Также надо сказать, что было несколько городских центров - Казань, Уфа, Касимов, Астрахань. Городская татарская культура тут существовала еще со Средневековья, но они отличались друг от друга. Одежда касимовских татар была близка к мишарской, сформировалась под русским влиянием. Казанские татары вообще ушли далеко от остальных в своем буржуазном развитии, они отмели все древнее, и поэтому считается, что если ищешь что-то древнее, надо искать либо у крещеных татар, либо у мишарей. У них в орнаменте языческих элементов больше сохранилось, чем у казанских татар, например, солярные знаки, зооморфные мотивы, а у казанских татар остался цветочно-растительный орнамент в его чисто декоративном варианте.


- Получается, нам этот деревенский стиль навязали как общенациональный?

Да, в советское время.

«ИЛЬЯСОВ, ВОЗРОЖДАЯ ТАТАРСКИЕ ТРАДИЦИИ НА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, РАЗОРИЛСЯ И ВЕРНУЛСЯ ОБРАТНО В ПЕТЕРБУРГ»

- Расскажите немного о себе: где вы родились, где учились?

Я казанская, хотя почему-то многие думают, что я откуда-то из Средней Азии. Я настоящая казанская татарка, родилась в Казани. Мама у меня из Атнинского района, а папа - из Апастовского. Он был художником-скульптором, Фагим Фасхутдинов. Сама я художник, у меня художественное образование и историческое.

«Мои головные уборы от и до - начиная с тканей, материалов и заканчивая орнаментом - все традиционное, никаких нововведений нет, все - ручная работа»

- А как у вас появился интерес к такому ремеслу?

В начале 1990-х, когда началась волна возрождения татарской культуры, появились такие деятели, которые хотели этому способствовать. Самые первые деятели, меценаты. И один из них - предприниматель из Санкт-Петербурга Яхья Идрисович Ильясов. У него был кооператив, и он хотел возродить татарскую вышивку и ювелирное искусство. Набрал молодых людей, таких как я, с художественным образованием, и отправил учиться девушек в Бухару, а парней - в Душанбе на свои деньги, чтобы обучить их ремеслам. Считалось, что Средняя Азия более близка нам по культуре.

Сначала он пытался возродить это все на базе Арской кожевенной фабрики, где делали традиционную татарскую обувь. От них мы и поехали учиться. Нас формально приняли на фабрику на работу и командировали в Бухару. Взяли еще двух девушек - рядовых сотрудниц фабрики. Я и Резеда Мадьярова были с художественным образованием, остальные две - сотрудницы фабрики. Они быстро вернулись домой, у них не было интереса к такому виду деятельности. Нас взяли ученицами на Бухарскую золотошвейную фабрику, Ильясов нас туда привез, устроил. Мы должны были обучаться три месяца, но мы освоили все за месяц, нам дали квалификацию «золотошвейка высшего разряда», и мы вернулись домой.


- А где сейчас Ильясов?

Уехал обратно в Питер. У меня была задача по приезде из Бухары набрать учеников и как художник-технолог их обучить. Мы набрали людей, обучили, стали вышивать. Но у людей не было постоянной занятости, заказов не было. Плюс не было своего помещения, мы переезжали из одного помещения в другое. Вроде начали работать, все шло, но он не мог сбыть товар и получить заказы. И пока он все это делал на свои деньги, он разорился. И сколько бы я народу ни обучила с тех времен, никто не продолжает этим заниматься, потому что тяжело найти заказчиков. К тому же я обучала не художников. Это я сама себе могу и нарисовать, и вышить, потому что у меня есть художественное образование, я член союза художников, мне не нужно покупать патент, оформлять ЧП, ИП. Я как член союза художников России работаю свободно. В то же время я считаю, что «Палата ремесел» не мой уровень. Я туда вступила и поняла, что это не для меня. Я не ремесленник, я получила историческое образование как этнограф, и мне хотелось развивать это дело с научной точки зрения, чтобы это все было не поверхностно, а обоснованно.

- Эта работа приносит доход? На какие средства вы живете?

Раньше я могла только на это жить, сейчас спрос гораздо меньше, чем, например, 10 лет назад.

- Сейчас разве спрос не растет?

Как-то все поменялось. Раньше у меня были заказы из министерства культуры или Национальной библиотеки. У них была такая статья расходов «На подарки гостям». Потом это все резко пропало. То ли на Китай все перешли, то ли руководство везде поменялось. У меня этот период совпал с рождением ребенка. Я ушла в декрет, а когда вышла из него, всех этих людей, с кем я работала, уже нет. Я никогда не делала себе рекламу, они сами меня находили, и я не успевала делать заказы. А сейчас спрос упал.

«МНОГИЕ ПОЛУЧИЛИ ГРАНТЫ ЯКОБЫ НА НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА И НА КОМПЬЮТЕРНЫХ МАШИНКАХ ЛЕПЯТ ЧТО ПОПАЛО - ЧАПАНЫ ЭТИ...»

- Кто еще в республике занимается подобным?

Галерея «Эбиволь» самая достойная. Много разных частных ателье, которые шьют национальные костюмы безо всякого научного обоснования, что хотят, то и лепят. От «Палаты ремесел» очень многие получили гранты якобы на народные промыслы, и они на компьютерных машинах лепят, что попало - чапаны как будто татарские. Дело в том, что компьютерная вышивальная машина поставляется вместе с диском, на котором есть какие-то базовые орнаменты. При этом они не имеют ничего общего с татарскими, потому что разрабатывать свой орнамент трудно - нужно в специальной программе рисунок отработать, потом его запустить... Но над этим никто не задумывается.

- Почему министерство культуры не берет это под контроль? Или это не нужно контролировать?

Почему нельзя придумать грант для художников? Например, я художник, я не индивидуальный предприниматель, не фабрика по производству, у меня все индивидуально, я делаю музейные вещи. Почему мне нельзя помочь? Раздали столько грантов...

- Сколько? Суммы не знаете?

Разные были. Сначала давали по миллиону рублей или по два. Такие предприятия, как фонд «Туран», могли получить, потому что у них есть производственное помещение, а это было необходимым условием. И этот грант давался на необходимое оборудование для производства. А у меня ручная вышивка, зачем мне оборудование? Мне просто помощь нужна какая-то подъемная, чтобы я хотя бы с голоду не умерла. Могу создавать вещи, которые действительно составляют гордость нашей культуры. Я ответственна за то, что я делаю. Я могу сказать: вот это татарское, приходите посмотреть. И мне не стыдно показать это ни в Аммане, ни в Арабских Эмиратах, ни в Европе.

Я не бизнесвумен, я художник и просто пытаюсь делать высокохудожественные вещи. Это не бизнес. Таких людей в бывших советских республиках поддерживают на государственном уровне. Я общаюсь на различных фестивалях с казахами, узбеками. Узбеки очень хорошо живут. У них даже был свой очень богатый фонд для поддержки национального искусства, который создала дочь Ислама Каримова Гульнара Каримова. У них шикарные мастера - это резьба по дереву, миниатюристы, вышивка. У них самое разнообразное прикладное искусство, потому что их мощно поддерживают, и у них не один мастер. У нас в республике миниатюрой занимается пара человек. Рушан Шамсутдинов и я еще чуть-чуть занимаюсь, и то у него авторская миниатюра, а не традиционная восточная. Если бы я отошла от вышивки, я бы больше этим занималась. У меня просто не остается времени на все остальное, хотя я хочу возродить миниатюру татарскую, потому что у нас тоже существовало искусство миниатюры при Ханском дворе, просто все сгорело, библиотека Сююмбике сгорела или разграблена была... Наверняка здесь были мастера, привезенные откуда-то, сохранялись традиции еще со времен Золотой Орды. Наше Казанское ханство было наследником Золотой Орды - это одно из государств, образовавшихся после распада Орды. У нас вся эта культура была, и она утрачена, к сожалению.


- Сколько времени уходит на изготовление одной тюбетейки?

Дней 10, если ни на что не отвлекаться. Если отвлекаюсь, две недели, может, три.

- И сколько стоит одна тюбетейка?

Самая дорогая стоит у меня 6 тысяч рублей. Я считаю, что это еще дешево. К примеру, в одном из интернет-магазинов, например, я видела, что тюбетейка, расшитая бисером и подписанная «Ручная работа» стоит 7 с лишним тысяч рублей.

«КОГДА ГОВОРИШЬ «КАЗАНЬ, «РУБИН», ВСЕ ВОСКЛИЦАЮТ: «О, «РУБИН», КАЗАН! ЗНАЕМ-ЗНАЕМ!»

- Кроме тюбетеек что вы еще делаете?

Намазлыки, шамаили, тугры.

- Тоже вышитые?

Да. Я сама пишу, вышиваю. Изучала немного арабский язык. Одна из тугр, сделанных на заказ, демонстрировалась на конкурсе «Шамаиль моей семьи».

Зимой этого года в галерее «Хазинэ» прошла ваша персональная выставка. Нет больше в планах проведения еще одной выставки, выездной, может быть?

Меня давно приглашают в галерею «Эбиволь». Возможно, осенью там пройдет. А так я почти каждый год куда-то езжу. Год назад была в Иране, участвовала в международной исламской выставке, недавно вернулась из Турции. Это международные выставки ремесленников из разных стран, которые что-то своими руками делают, мастер-классы показывают. До этого была в Омане, Пакистане.

- А как на этих выставках воспринимают татарские вещи?

Очень хорошо. Мы туда ездим не как из России, у нас всегда висит татарский флаг, написано «Татарстан». Некоторые удивленно спрашивают: «А где такая страна Татарстан находится?» Мы им объясняем, у меня уже даже текст заготовлен: Russian Federation состоит из республик, Республика Татарстан находится в центре России - тут Москва, вот тут Татарстан. А когда говоришь «Казань, «Рубин», все восклицают: «О, «Рубин», Казан! Знаем-знаем!» Вот их почему-то знают везде. Они нас - татар - очень уважают, особенно в Иране. Ко мне подходили тюркоязычные иранцы - этнические азербайджанцы, я разговаривала с ними на турецком, и они говорили, что мы вас так уважаем за то, что в центре России вы сохраняете свою идентичность. Спрашивают, почему мы не отделяемся от России. Я отвечаю: «Представляете, огромная Россия, и в ее центре Татарстан, попробуйте отделитесь оттуда. Мы не можем». Они спрашивают: «А вы там мусульмане?» Я говорю, что да, мы представляем самый северный ислам. Они очень удивляются, потому что мы выглядим по-европейски.

Луиза Фагимовна Фасхутдинова - одна из ведущих художников в области декоративно-прикладного искусства, член союза художников России (2002), член правления и председатель секции декоративно-прикладного искусства ОВТОО СХ России в Татарстане.

Родилась 31 декабря 1968 года в Казани. Продолжает творческую преемственность в семье как дочь заслуженного деятеля искусств Татарстана, скульптора Фагима Нурутдиновича Фасхутдинова. Окончила Казанское художественное училище в 1988 году, исторический факультет Казанского государственного университета в 1998 году, где выполнила дипломную работу на тему «Татарское золотное шитье». Окончила аспирантуру Института истории им. Марджани АН РТ. В 1991 году прошла учебу в Бухаре на золотошвейной фабрике.

Творческая деятельность Фасхутдиновой связана с возрождением и развитием традиций татарского золотошвейного и вышивального искусства, освоением технологии татарской ручной вышивки (тамбурный и ковровый швы, вышивка гладью) и аппликации (чәмчә - ушковая техника). Она успешно применяет традиционную вышивку и золотное шитье в изделиях, входящих в комплекс национального костюма (платья, камзолы, калфаки, тюбетейки и др.), ритуально-обрядовых и бытовых предметах - полотенца, скатерти и др., предметах, выступающих религиозно-духовными символами татарской культуры - ләүхә (тканевые шамаили), намазлыки.

Авторские произведения Фасхутдиновой являются оригинальными и уникальными. Руками талантливого мастера отражается огромный потенциал и богатство орнаментального наследия татар, которое она не просто сохраняет, но и вдохновенно преображает, включая традиционные мотивы и образы в стилистику современных произведений. Автор исполняет также копии и реплики старинных изделий, что позволяет ей быть глубоко погруженной в традицию и совершенствовать свое умение и мастерство. Произведения Фасхутдиновой выставлялись на международных (Турция, Пакистан, Ирак, Иран, ОАЭ, Германия, Венгрия, Франция и др.), всероссийских, региональных и республиканских выставках. Они хранятся в музеях Татарстана (Национальный Музей РТ, Государственный музей изобразительных искусств, НКЦ «Казань»), фонде «Туран», фонде им. Марджани (Москва), в частных коллекциях.

Одним из непременных атрибутов татарской национальной одежды являются головные уборы. Тюбетейка – это старинный национальный татарский головной убор . Название тюбетейка произошло от тюркского слова «тюбе», что обозначает «вершина». По внешнему виду тюбетейка представляет собой небольшую, расшитую узорами шапочку.

Первые упоминания о существовании тюбетеек можно найти еще в глубокой древности. Они встречаются в настенной живописи, в скульптуре, терракотовых статуэтках, в восточной миниатюре 15-16 веков.

Есть мнение, что в Азии тюбетейки появились задолго до возникновения там Ислама. В те давние времена на тюбетейках использовали специальную символику. С приходом же Ислама, роль тюбетейки существенно изменилась. В средние века правоверный мусульманин не мог находиться в общественном месте без головного убора. Именно в то время тюбетейка превратилась в атрибут мужского религиозного костюма, впоследствии получив статус одного из главных его украшений.

Рассматривая образцы древних тюбетеек, относящихся к середине 19 века, нельзя не отметить сохранение старинных художественных традиций и некоторые отличия в вышивке, наличие мелкой архаики.

К середине 19 века тюбетейки получили в Средней Азии довольно широкое распространение и были представлены огромным разнообразием фасонов. Можно было встретить конусообразные тюбетейки, полусферические, плоские и квадратные. В то время правоверные мусульмане накрывали тюбетейку чалмой таким образом, что разглядеть ее можно было лишь наполовину.

В 19 веке женщины также носили тюбетейки, при этом изначально обычай, по которому все женщины должны были носить тюбетейки, был воспринят отрицательно. Существовали также и детские тюбетейки. Ими накрывали головы младенцев в качестве оберега. Детские головные уборы имели конусообразную форму со свисающей тесемочкой и кисочкой на ее конце.
Начиная с середины 20 века прослеживается тенденция изменения формы тюбетейки. Они становятся более разнообразными, а орнамент, украшающий головной убор – выражает местный колорит и фантазии мастериц. Тюбетейки могли быть островерхими и конусообразными, круглыми, полусферическими, четырехгранными, с низким или высоким бортиком, отделанными шелковой или бархатной каймой.

Изготавливались тюбетейки, в основном, из мягких материалов, при этом верхний слой и подкладка прикреплялись мелкими стежками. Тюбетейку часто украшали национальными узорами, выполняя их при помощи бисера, блесток или золотой вышивкой. Некоторые головные уборы не имели дополнительного украшения, так как были изготовлены из бархата. По узору на тюбетейке определяли возраст владельца – молодые предпочитали яркие и сочные оттенки, а люди старшего поколения носили более скромные вышивки.

История появления и развития тюбетейки покрыта многими тайнами, и сегодня дает богатую пищу для развития фантазии исследователей. С тюбетейками связаны различные предания и поверья , но сегодня все чаще забывается истинное значение языка узоров на тюбетейках. Тем не менее, до наших дней сохранились и древние вышивки, которые позволяют старинному татарскому убору радовать глаз современников.

KazanFirst продолжает публиковать материалы о людях, которые занимаются национальным ремеслом

Таисия Усманова (MaçəT) участвует в выставке международного фестиваля дизайнеров мусульманской одежды Татарстана

В Казани много мастеров по пошиву тюбетеек, но не все хотят или готовы общаться с журналистами. Одни боятся рассказывать о масштабах своего ремесла, другие отказались говорить об относительно небольшом месячном доходе. Третьи посчитали, что не нуждаются в лишней рекламе и упоминании в СМИ. Мол, кому надо, они и так известны.

Однако национальные ремёсла, изготовление национальной одежды, обуви, музыкальных инструментов и кукол, тем более, если все это успешно развивается, является важным критерием для самочувствия народа. Это также придает уверенности его представителям. Поэтому говорить и писать о национальных ремёслах, об идейных мастерах надо, и как можно подробнее.

Таисия Усманова - мастер пошива тюбетеек вручную. По образованию она ветеринар. Что же потянуло ее шить именно татарские тюбетейки? Об этом и самом ремесле Таисия рассказала в интервью KazanFirst.

- Как вам пришла идея изготавливать тюбетейки?

Я с детства очень любила шить, со швейной машинкой всегда на «ты». В свободное от работы время всегда что-нибудь делала руками, так как это очень хороший отдых и помощь при стрессах.

Мы с мужем после свадьбы переехали в Казань, а до этого оба работали в Москве. Муж работал, я сидела дома, было много свободного времени, чтобы что-то творить. Мы купили швейную машинку, и я шила в своё удовольствие. Муж, заметив мой талант, предложил сшить ему тюбетейку на никах. Он у меня татарин.

- Как долго вы ее шили?

Эта тюбетейка создавалась целый год! По хорошей традиции тюбетейку жениху шьет невеста или доверенное лицо. Я не знала, как шьется такой головной убор, так как источников в интернете и в книгах нет, ведь производство тюбетеек - это секрет каждого мастера. Поэтому я сама стала разрабатывать способы шитья.

- Какая у вас технология изготовления тюбетеек?

Тюбетейка состоит из двух основных частей: бортика и верхушки. По форме лекала нарезаем ткани для этих частей, собираем их послойно, простегиваем. Потом делаем вышивку, если это предусмотрено дизайном, пришиваем к заготовке изнаночную ткань. Дальше идет сборка изделия. Верхушка вручную пришивается к бортику, потом тюбетейку выворачиваем на изнаночную сторону, соединяем края изнанки красивым швом-невидимкой, выворачиваем на лицевую сторону, расправляем - готово!

- Все ваши работы - именные. Вы дали какое-нибудь имя вашей первой тюбетейке?

Мы дали ей имя «Лето», потому что в этом узоре и солнце, и плодородные пшеничные поля, и вода, и ветер.

Тюбетейка «Лето»

Как раз во время создания этой тюбетейки родилась идея шить их в качестве ремесла.

Хотелось шить вручную. Конечно, вряд ли бы нашлись желающие ждать тюбетейку год, поэтому для помощи в моем труде мы взяли вышивальную машину.

- У вас есть определенный шаблон тюбетеек?

Да. Довольно просто сшить тюбетейку с прямыми бортами. Получается такая «таблетка», которая не на каждой голове будет хорошо смотреться. Передо мной стояла задача - сшить такую тюбетейку, чтобы идеально сидела на голове и форма была не прямая, а усечённый конус.

На сегодняшний день у нас есть три типа шаблонов для тюбетеек: усеченный конус, прямая тюбетейка и полупрямая. Какую я буду шить заказчику, зависит от формы его головы и даже от его возраста. Да, у нас есть возможность сшить и молодежную тюбетейку, у неё будет короткий бортик, и тюбетейку для мужчины уважаемого возраста, с более высоким бортиком.

- Тюбетейка на какую форму головы чаще всего покупается?

Головы у всех в основном двух типов: с плоским затылком и с вытянутым затылком. Не могу сказать, что на какую-то из них спрос больше.

Конус считаю более универсальным вариантом, поэтому именно эту форму делаю для сувенирного магазина «Баракат» при Московской соборной мечети.

- Ваши тюбетейки покупают женщины для своих мужчин?

К нам обращаются как сами будущие хозяева своих тюбетеек, так и, допустим, невесты, которые хотят подарить своему жениху тюбетейку на Никах.

Самый распространенный размер тюбетейки - 58, если делаю заказ для магазина.

- Как вам больше нравится шить: для магазина или для индивидуального покупателя?

Я люблю работать с человеком лично: так тюбетейка интереснее получается, более одухотворенной, что ли. Просто хочется убеждаться каждый раз, что изделие попадет в хорошие, заботливые руки.

- Можно ли у вас самим поучаствовать в создании тюбетейки?

Можно. Мы даем возможность каждому заказчику поучаствовать в создании их тюбетейки, поэтому каждое изделие отличается от другого.

Абсолютно одинаковых нет. Заказчик сам выбирает цвет ткани, материал, цвет бисера, пайеток и даже собственный дизайн может предложить. Наша задача - воплотить эти пожелания в жизнь.

- Как происходит пошив индивидуальной тюбетейки?

Первым этапом мы обговариваем дизайн головного убора с заказчиком, собираем все пожелания, делаем необходимые замеры. Если на изделии присутствует вышивка, то я рисую дизайн в специальной программе для вышивальной машины, подбираю необходимые цвета ниток, потом переношу вышивку на ткань.

После этого, если предусмотрено дизайном, дополняю вышивку бисером и другими украшениями. На этом машинный этап заканчивается. Вся остальная работа выполняется вручную. Соединение всех деталей, потайные швы - только ручная работа дает гарантию износостойкости изделия и идеальную посадку на голове.

Тюбетейка «Ночь»

- Какие вы берете материалы?

Материалы для наших изделий используются качественные и натуральные. Для нас важно, чтобы тюбетейка приносила комфорт голове, не была тяжелой и давящей. Традиционно берем бархат, изнаночную часть и основу тюбетейки делаем только из натуральных материалов: хлопка и льна. Так как объем производства у нас небольшой, то ткани мы закупаем в розницу в специализированных магазинах Казани.

- В каком количестве и по какой цене закупаете ткани?

Закупаем их в небольших количествах, потому что производство пока ещё носит характер хобби. В основном у нас по два или три метра бархата разных ходовых цветов. Если какого-то цвета нет, то покупаем непосредственно под заказчика. Сейчас метр бархата в розницу стоит минимум 830 рублей, поэтому закупаться в больших количествах выходит дорого.

Бархат покупаем корейского производства, всегда выбираем хорошего качества.

Для изнанки мы закупаем пару рулонов турецкого штапеля из стопроцентного хлопка. На оптовом складе, ещё до роста курса доллара, цена его была 250 рублей за метр.

Наполнитель тюбетейки состоит изо льна и распушенного хлопка, их мы тоже закупаем рулонами, потому что это основа тюбетейки, в каждом изделии она одинаковая. Лён, который в тюбетейке, стоит 100 рублей за метр, распушенный хлопок - 80 рублей за метр.

Фурнитуру закупаю через интернет, иногда часами ищу подходящего продавца с редкими видами бисера, пайеток, ниток и стразов. Хороший бисер найти довольно непросто, особенно редких цветов: под золото и серебро. Я люблю работать с чешским бисером, его цена начинается от 200 рублей за 50 грамм. Так, на некоторые модели тюбетеек требуется до 30 грамм бисера, а это несколько сотен мелких бусинок, которые надо пришить вручную.

Очень важно найти хорошие нитки для вышивки. Я использую в работе немецкие, цена одной катушки 1 000 метров - от 350 рублей. На некоторые модели уходит вся катушка, как, например, в нашей новинке - тюбетейке «Крымская».

Тюбетейка «Крымская»

- Сколько по времени занимает производство одной тюбетейки?

В зависимости от сложности изделия на пошив одной тюбетейки требуется от одного до четырех дней. Если тюбетейка простая, без вышивки, для совершения религиозных обязанностей, то шьем такую примерно один день.

- Что отличает ваши тюбетейки от других, изготовленных вручную?

Тюбетейки каждого производителя по-своему уникальны. Те, кто действительно болеет за свое детище, делают по-настоящему великолепные головные уборы. Мы не считаем их нашими конкурентами, даже сотрудничаем с некоторыми.

Например, иногда совместно с дизайнером Миляушой Мусиной мы создаем образ на Никах. Шьем тюбетейку для жениха, а Миляуша вышивает свой узор, который будет сочетаться с нарядом невесты.

Основное отличие наших тюбетеек от других - это максимум ручной работы, никакого клея и желатина для удержания формы изделия. Если обратить внимание на подавляющее большинство продаваемых в городе тюбетеек, то они достаточно жесткие и не всегда аккуратно пошиты.

Многие производители шьют прямую тюбетейку (таблетку), а для создания конусообразной формы смачивают её в растворе желатина, надевают на болванку нужных формы и размера, высушивают. В итоге получается такая жесткая хрустящая тюбетейка, которая даже сломаться может, если нечаянно её согнуть.

Наши тюбетейки настолько мягкие, что их можно легко вывернуть наизнанку и обратно, форму при этом они не потеряют за счет уникальной стежки аналогом конского волоса.

- Ваш основной способ продажи?

У нас есть группа «Вконтакте», страница в Facebook и Instagram. Мы принципиально не представлены в местных сувенирных магазинах, потому что предпочитаем индивидуальный подход к заказчику. Когда я как мастер вижу, для кого шью, изделие быстрее обретает душу.

Самое интересное, что каждая тюбетейка ведет себя по-разному при шитье. Если заказчик с интересным характером, то и тюбетейка может капризничать немного. Если человек спокойный, то и тюбетейка шьется даже быстрее.

- Каков ваш средний доход в месяц от бизнеса?

Наше ремесло пока сложно назвать бизнесом, ведь мастер пока один. Спрос на наши изделия хороший, что очень радует, но возможности всех радовать нашими тюбетейками пока нет. Я мама в декрете, поэтому не успеваю ответить всем желающим.

В мечтах и планах стоит расширение производства: возьму себе в подмастерья человека, который будет так же болеть душой за ремесло, как и я.

Цена наших тюбетеек честная, с минимальной накруткой. Например, стоимость тюбетейки без вышивки - 990 рублей, а её себестоимость - 500 рублей. В месяц я зарабатываю 10 000-15 000 рублей, если это сезон продаж. Зимой, например, тюбетейки почти не продаются, поэтому и заработка нет.

- Какой смысл вы вкладываете в ваши тюбетейки ? С охранение традиций татарского народа, мода, вдохновляетес ь фольклором?

Вообще мы занялись шитьем тюбетеек ради поддержания ремесла. Мы с мужем часто ходим в казанские музеи, на различные выставки, где часто бывают представлены предметы одежды, национального костюма. Именно оттуда я черпаю вдохновение, приступая к созданию новых тюбетеек.

Меня очень впечатлило, что в некоторых экспозициях были представлены тюбетейки возрастом 150-200 лет, при этом они отлично сохранились. Я мечтаю о том, что когда-нибудь, лет так через 100, одна из моих тюбетеек тоже бы оказалась в музее и вдохновила мастерицу будущего.

Поэтому можно сказать, что мы больше за идею, бизнес -это уже второе. Для нас важно развивать и поддерживать данное ремесло, чтобы потом можно было передать наши знания и мастерство будущим поколениям.

- Если вы русская по национальности, то почему вы начали шить тюбетейки?

В моем свидетельстве о рождении мама записана как русская, а папа - как украинец. Но по национальности я не совсем русская. Мой дедушка по материнской линии - татарин, бабушка - турецких кровей. Поэтому, наверное, я с детства любила восточные наряды и украшения и шитье тюбетеек мне очень нравится.

- Почему вы начали шить именно тюбетейки, а не кокошники?

Живу-то я в Казани, кокошник тут не очень актуален. Хотя я кокошники в детстве делала, и получалось очень симпатично. Тут территориальная привязка. Казань - это тюбетейка и чак-чак, Тула - это самовар и пряник.

- Изготовление тюбетеек - ваше основное ремесло?

Я занимаюсь пока только тюбетейками, и достигла в этой области определенного совершенства. Планирую пройти курсы кройки и шитья, заняться пошивом современной адаптации национального костюма.

- Кто вы по образованию?

По образованию я ветеринарный врач, закончила Оренбургский государственный аграрный университет. После окончания не оказалось возможности устроиться по специальности.

Оренбург - город небольшой, ветеринарных клиник было несколько, но на всех выпускников не хватило. Устроилась в торговлю, проработала в этой сфере несколько лет и поняла в итоге, что это не мое.

Только сейчас я по-настоящему счастлива, потому что занимаюсь тем, что очень нравится и приносит удовольствие от работы. Я очень радуюсь, когда заказчик доволен, ведь каждая тюбетейка заряжена теплом моих рук.

- Почему вы отошли от работы по специальности?

Каждый человек обычно всю жизнь находится в поиске себя и своего места в мире. От этого зависит его душевное состояние. Можно сказать, что сейчас я нашла это место. Ремесло делает счастливой меня и окружающих людей, которые приобретают мои работы. Мне нравится созидать, видеть результаты своего труда. Поэтому возвращаться в торговлю нет никакого желания.

ОТВЕТИТЬ

Ты это читал? Ты что гей?) или воображаешь себя Ив СенЛораном?)

Шамиль хорошо разбирается в семиклассницах?

Согласен с Шамилем, если честно, раньше было интересно читать кзф, а сейчас либо сельские вести пишете в статьях либо пресс-релизы с прессух какие-то, очень редко что-то интересное бывает, чем-то татар-информ напоминаете. Ну много же интересных тем, ну кому нужны клубы елабужские, тюбетейки татарские, любительские «Зари» и прочее?

ОТВЕТИТЬ

Вам может и не интересно, а нам очень даже! Не нравится — идите мимо! Кто заставляет читать?

Не нравится — не читайте! Очень годная статья, полезная для общего понимания.

Читатель

Слабый текст, язык, как школьное сочинение… Автор, может, журналистика это не ваше?..

ОТВЕТИТЬ

троллингом балуетесь? а слабо усечь разницу между интервью и статьёй? и правом интервьюируемого на защиту ПВ?

не, ребят, вы конечно тут все в комментариях эксперты журналистики, но мне одному кажется странным придираться к тексту и языку автора в интервью? Где основная масса текста — слова спикера?? умники екарный бабай…

Очень талантливо!

ОТВЕТИТЬ

Интересная статья, и очень красивые тюбетейки, многим я думаю очень даже интересно будет почитать.

ОТВЕТИТЬ

А ты кто, товарищ?

Согласен с Веселухой, печально, что на кзф все меньше талантливых журналистов.

ОТВЕТИТЬ

еще печальнее, что комменты заказные!

ОТВЕТИТЬ

Алевтина

А почему крымская?

ОТВЕТИТЬ

На создание этой тюбетейки нас с мужем вдохновила выставка предметов быта крымских татар. Рисунок взят с орнамента блюда для фруктов.

средний брат

Что тут в комментариях устроили, журналисты других изданий так решили покуражиться?) а своими именами тогда слабо?) Даже если автор только учится, то надо сразу так резко критиковать? Сами профи родились? А по факту — статья на легкую тему получилась, не все же про скандалы читать!

ОТВЕТИТЬ

Класс! Всегда было интересно узнать про тюбетейки? Ещё про калфак.

ОТВЕТИТЬ

Жаль картинок мало(((

ОТВЕТИТЬ

Почему-то модераторы вредничают и удаляют ссылки. Нас можно найти в соцсетях, набрав в поиске tyubecat. Добро пожаловать!

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ

В Татарстане откроют не имеющий аналогов в стране детский технопарк с химическим уклоном: в попечительский совет войдет топ-менеджмент крупного бизнеса

В «Кванториуме» намерены выращивать настоящую инженерную элиту, а «фишкой» проекта станет, что дети смогут предлагать стартапы для крупных нефтехимических предприятий

В конце февраля в Нижнекамске откроется не имеющий аналогов в России детский технопарк «Кванториум», в создании которого заинтересованы крупнейшие предприятия отрасли: «Нижнекамскнефтехим», «Танеко», «Нижнекамскшина» и «Аммоний». На его оборудование в здании Инжинирингового центра КНИТУ-КХТИ ушло почти 110 млн рублей (половину суммы выделил по гранту российский Минобр). В технопарке проходимостью около 1 000 человек, создание которого курирует КХТИ, будут работать шесть «квантов». Об этом в преддверии открытия технопарка в интервью KazanFirst рассказывает проректор вуза по непрерывному образованию, бывший замминистра образования РТ Любовь Освиенко . По ее мнению, школьникам, натаскиваемым на ЕГЭ и «ушибленным» такой формой сдачи экзамена, необходимы надпредметные знания, которые школа не дает.

- Готовящийся к открытию технопарк будет из сети «Кванториум», запущенной в Челнах в 2015 году?

Совершенно верно. В конце февраля параллельно откроются еще два «Кванториума» (в Альметьевске и Нижнекамске), у каждого будет своя специфика. Уникальность нашего проекта заключается в том, что параллельно с технопарком в школах Нижнекамска и района мы создадим целую сеть технических кружков нового типа. В них дети, начиная буквально с первого класса, начнут заниматься техническим творчеством обновленного формата. Кружки будут действовать на базе школ, но под методическим руководством технопарка. Это огромный массив детей, которых мы будем вовлекать в данное движение.

- О каком количестве идет речь?

7 000-8 000 детей, начиная с первого класса. Лучшие из них потом смогут прийти в технопарк, пропускная мощность которого составит 1 000 детей в год. В технопарк будут приходить дети, которые в школе уже начали изучать химию и физику, то есть учащиеся, начиная с седьмого класса.

- Какие задачи будете решать с детьми?

Мы будем пытаться ввести их в мир профессий, связанных с Нижнекамском, развитием нефтехимии и нефтепереработки. Это будут профессиональные пробы, экспедиции на предприятия, участие в движении WorldSkills Junior. Сейчас в нем есть две компетенции, связанные с химтехнологиями: лаборант химического анализа и переработка пластмасс.

Мы также будем давать детям надпредметные знания: не физику и химию в чистом виде, а знания о процессах, явлениях. Образовательный процесс будут вести преподаватели нашего университета и нижнекамского филиала. Мы будем подключать также аспирантов, устраивать студенческие десанты. У нас будет много игроков на этом поле с точки зрения науки. Они станут проводить лекции, мастер-классы, публичные выступления: очень много того, что выходит за рамки школьного курса. Конечно, все обучение будет вестись нескучно: в виде конкурсов, квестов, бесконечных событий, конференций.

Параллельно дети будут заниматься основами наук, делать собственные доклады, готовить научные сообщения. Мы намерены приобщать детей к работе в проектах по проблематике предприятий. То есть проекты, которые мы предложим реализовать детям, будут совершенно точно ориентированы на проблематику наших предприятий.

- Какие-то предварительные договоренности с предприятиями есть?

Конечно. С «Нижнекамскнефтехимом», «Танеко», «Нижнекамскшиной» и «Аммонием». Есть проблема прочности каучука. У нас будет отдельное направление, чтобы дети попытались по заявкам «Нижнекамскшины» заняться этой проблематикой.

- Неужели великие взрослые умы не могут решить эти вопросы, а дети смогут?

В таких проблемных вопросах всегда есть масса составляющих. Мы обязательно должны ввести детей в эти процессы и начать работать пошагово, чтобы они понимали, в чем состоит проблема, как она может решаться, и где-то предлагали свои собственные решения. В конечном итоге мы должны сформировать серьезную группу детей, которые будут готовы к проектной инженерной деятельности.

Если у ребенка получится проект на уровне стартапа, в нем будет рациональное звено, он сможет перейти в Инжиниринговый центр в 10-11 классах. Детский технопарк как раз вписан в его структуру. В Инжиниринговом центре, который откроется параллельно с технопарком, создаются две сертификационные лаборатории, которые будут сопровождать основные процессы «Нижнекамскнефтехима» и «Нижнекамскшины». Одна будет заниматься сертификацией пластмасс. Сегодня нижнекамские производители вынуждены отправлять образцы продукции для сертификации за рубеж и платить за это очень большие деньги. С открытием лаборатории в Нижнекамске все издержки станут в десятки раз меньше. Кроме того, появится возможность сделать новые виды продукции и сразу их сертифицировать.

- По каким направлениям будет работать «Кванториум» в Нижнекамске?

Он включает в свой состав шесть «квантов» - направлений. Самый большой и мощный - это «Наноквантум», в него вписаны университетские направления в области химических технологий. Другие - это «Робоквантум», «Энерджиквантум», «Нейроквантум», «Геоквантум» и «Промышленный дизайн».

В «Нейро» мы будем пытаться заниматься процессами, связанными с биохимией, попытками создать искусственный интеллект, привнести свои наработки. С другой стороны - это улучшение процесса реабилитации организма, например, адресная доставка лекарственного препарата к пораженному органу. Также будет вестись работа с медицинской техникой в плане ее модернизации, улучшения и попыток создать новые образцы. В «Энерджи» мы будем заниматься альтернативными источниками энергии. А это биотопливо, переход на возобновляемые источники, солнечная и ветровая энергии и много чего еще. Квант «Робо» будет ориентирован на возможности внедрения робототехники в химическое производство. На «Нижнекамскшине», к слову, уже есть роботы. Квант «Гео» - тема, связанная с разработками новых шельфов, исследованиями структуры почв, она больше интересна нефтяникам. «Нано» - это полностью химтехнологии, будет вестись очень много работы с наноматериалами. «Промышленный дизайн» - серьезное направление, интересное нам потому, что в составе университета есть «Союзхимпромпроект», который проектирует новые предприятия для химической и нефтехимической промышленности. Так что в технопарке по этому направлению будет вестись работа по проектированию помещений, мебели, приспособлений, целых производств.

- Где размещается «Кванториум»?

На одном из этажей Инжинирингового центра площадью около 1 000 кв. м. Он размещен в здании бывшего филиала КНИТУ-КАИ, переданного нам год назад мэрией Нижнекамска.

- В нем будет состоять специфика технопарка в Нижнекамске?

Здесь очень серьезно будет представлено направление, связанное с химическими технологиями и биотехнологиями. Все это перспективно в плане практического спроса. Помимо основных компетенций у детей мы будем формировать softskills - мягкие компетенции. А это умение работать в команде, коммуникативные навыки, хорошее знание технического английского языка, работа с информационными технологиями, повышение самооценки. Мы задумали там одно движение - «скаутинг». Условно говоря, я взялась за тему «критические явления». Скаутинг подразумевает, что мне для начала надо выяснить, кто в мире занимается этой темой и в какой части может появиться наше конкурентное преимущество. Это серьезная аналитическая работа, которую мало кто делает. Многие предприятия заказали бы такой скаутинг, но делать это было некому.

Вы говорите, что предприятия заказывают проекты. А если они в должной степени будут проработаны, предприятия готовы за них платить?

Мы договорились с мэром Нижнекамска Айдаром Метшиным , что в технопарке будет серьезный попечительский совет, в который войдут практически все «генералы» - руководители крупнейших предприятий. Он будет принимать соответствующие решения. Кроме того, станет работать и экспертный совет в составе ученых. Если экспертный совет скажет, что это серьезное исследование и имеет практическую ценность, а потом рекомендует его к внедрению, то заинтересованное предприятие будет заниматься этими вещами. Судьба стартапов, возникших в стенах технопарка, будет предопределена. Здесь все четко и завязано в единое кольцо, одну цепь событий. В этом заключается уникальность технопарка. Но все, о чем я говорю, нам предстоит сделать. Мы прошли большую дорогу, но пройти надо не меньшую. Если мы претворим в жизнь все запланированное, а я в этом не сомневаюсь, это будет прецедент для Российской Федерации. Все предыдущие удачные модели технопарков были связаны с робототехникой или IT-технологиями. Но это не российская тема, а переделы. Если же мы реализуем свой проект, то сможем стать центром притяжения сначала для Татарстана, а потом и для всей России.

- А с чего началась реализация проекта?

С визита в Казань замминистра образования России Вениамина Каганова летом 2016 года. Тогда он сказал, что если в республике есть вуз, который так заинтересован в развитии детского технопарка, то наш проект получит приоритетную поддержку. В итоге Татарстан подал заявку на федеральный грант в Минобрнауки и выиграл его.

- О каком финансировании идет речь при создании технопарка «Кванториум»?

Минобр выделил 48 млн рублей, 30 млн дала республика, и почти 30 млн дали предприятия Нижнекамска. Мы думаем, что это еще не предел. Если мы будем двигаться дальше, появятся новые запросы.

- На что в основном были направлены эти деньги? На приобретение оборудования?

На ремонт помещения и на оборудование самих квантов. Небольшая часть была направлена на обучение педагогов (в технопарке есть свой штат из 12 педагогов). Закуплена робототехника, очень много лабораторного оборудования, 3D-принтеры, плоттеры, резаки. В промышленном дизайне будут печатать модели на 3D-принтерах и сканерах. Кванты оборудованы так, что в них можно проводить лабораторные исследования, пробовать реализовать научные идеи.

- Для детей посещение «Кванториума» будет бесплатным?

Конечно. Все это будет бесплатно. Кроме того, при «Кванториуме» будут работать пять клубов. Один из них - «Самостоятельные дети». Здесь ребенок будет учиться делать все то, что должен уметь делать нормальный человек дома: для мальчиков это починить розетку, вкрутить лампочку, вбить гвоздь, пользоваться шуруповертом; для девочек - шить, вязать, вышивать, поставить заплатку. Кроме того, у нас будут работать родительский клуб, клуб «Ключевые компетенции», «Информационный» для тех, кто хочет делать сайты, работать в соцсетях, пиарить события, и клуб, условно названный «Отложенные инженерные решения», для суперинтеллектуалов.

На странице: 16 32 64 100

Сортировка: По умолчанию Наименование (А -> Я) Наименование (Я -> А) Цена (по возрастанию) Цена (по убыванию) Рейтинг (по убыванию) Рейтинг (по возрастанию) Модель (А -> Я) Модель (Я -> А)

Показано с 1 по 1 из 1 (всего 1 страниц)

Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом и чем занимается, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки. Есть много разновидностей тюбетеек: тюбетейки татарские, тюбетейки таджикские, тюбетейки узбекские и другие. Они отличаются друг от друга не только орнаментом, но высотой, составом, качеством материала и качеством изготовления. Тюбетейки появились в Средней Азии задолго до возникновения там исламской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках раньше вышивали символ древних ариев.

Само название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов. В России тюбетейка появилась в следствии монголо-татарского влияния.

Какую практичную функцию несет в себе тюбетейка? Известно, что климат в Средней Азии довольно жаркий и тюбетейки из хлопчатобумажной ткани замечательно защищают голову от солнца, и эта функция была единственной до того времени, когда в Средней Азии наступило время ислама, и именно тогда предназначение тюбетейки немного изменилось. Теперь, по священному писанию, мусульманину стало запрещаться появление в общественных местах без тюбетейки. Таким образом, она превратилась в часть мужского религиозного костюма. Поэтому если спросить старцев "Зачем носить тюбетейку", то можно услышать от них ответ: "Чтобы шайтан в голову не залез". Орнамент отличается многообразием, а также служит своеобразным выражением местного колорита, рисунок на рюбетейке часто может рассказать историю определенного времени.

Тюбетейки надевали и примеряли многие Российские политические деятели среди них: Сталин, Ельцин, Путин и Медведев. Посмотрите фотографии на которых главы России сфотографированы в тюбетейках на голове.

Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях. До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнат бадахшанские тюбетейки. На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных. А в соседних с Таджикистаном странах самым популярным является белый миндаль, вышитый на черной тюбетейке. Татарские тюбетейки чаще всего делают из бархатной ткани.

Не все мусульмане носят тюбетейки, но бывают моменты когда она для истинно верующего человека является обязательной, например: на похоронах, во время молитвы в мечети и дома, в дни священных праздников. Этот мусульманский головной убор могут носить как мужчины так и женщины.

Сувениры

Сувенирные бренды. Казань
Подарки, которые нужно везти из Казани

Россия - страна большая не только по территории, но и по национальному составу. И в каждом уголке нашей огромной страны есть свои традиции, обычаи и обряды, аналогов которым невозможно подобрать. Например, серебряные ножи из Кубачей, янтарные матрешки или подарочные наборы с особым сибирским напитком - настойкой на кедровых шишках. Мы собрали сувениры из всех регионов страны, чтобы.
В Казань каждый год приезжает всё больше туристов, и никто не покидает город с пустыми руками. Особое внимание гостей Казани привлекают сувениры и поделки, свойственные татарской культуре, - это элементы национального костюма, блюда традиционной кухни и изделия из кожи. Тюбетейка

Тюбетейка (или по-татарски «тубэтэй») - это самый известный сувенир, который привозят туристы из Татарстана, традиционный татарский головной убор, упоминания о котором существуют со времен татаро-монгольского ига. Это круглая или квадратная, в основном плоская, реже - островерхая легкая шапка, надеваемая на макушку. В Татарстане тюбетейку сегодня носят в основном религиозные мужчины, прежде ее надевали и женщины под платок. Шьется она из мягкой материи, в основном из бархата, при этом у татар существует особый способ прикрепления подкладки и верха мелкими стежками вручную. Существовала традиция между стежками закладывать конский волос.

Справка

Тюбетейка получила название от тюркского слова «тобе» («тюбе»), означающего макушку головы или верхушку горы. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV–XVI столетий. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке». Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и надевали тюбетейку.



Как правило, тюбетейка украшается бисером. На нее наносят национальные узоры, выполненные блестками, а иногда и золотой вышивкой. Молодые люди предпочитали яркие и разноцветные вышивки, а более скромные положено было носить старикам. Купить тюбетейку в Казани можно в любой сувенирной лавочке и у уличных торговцев на центральных улицах города. Самые простые и дешевые китайские тюбетейки стоят от 70 рублей. Тюбетейки от местных производителей, бархатные, вручную расшитые бисером, золотыми нитями или тесьмой, обойдутся примерно в 660 рублей.

Богато украшенные тюбетейки принято дарить известным гостям.

— Большинство тюбетеек в Татарстане производят в Арске, там работают надомники-ремесленники, которые шьют вручную. Получается очень красиво и недорого, их перекупают местные сувенирные лавки. Элитные тюбетейки стоят от 1,5 до 3 тыс. рублей, их обычно дарят большим гостям города. Покупают у нас тюбетейки зачастую как экзотический восточный головной убор, но иногда приезжают мусульмане, которые надевают их на никах (мусульманский обряд венчания. - Ред.), во время религиозных праздников и постов.
Артур Мустаев , председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при Торгово-промышленной палате Татарстана


Татарские шамаили

Шамаиль - это вид татарского мусульманского изобразительного искусства, основанный на арабской каллиграфии и оформленный в виде станковой картины. Суры из Корана традиционно вышиваются на ткани, рисуются тушью, печатаются на бумаге или на холсте.

Татары-мусульмане вешают подобные шамаили на стенах мечетей, квартир или над входом в жилище в качестве своеобразного оберега, который ограждает дом от разных напастей. При этом татарский шамаиль нельзя считать равноценным аналогом иконы, как и языческого амулета. Скорее, это искусство.


Справка

«Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». Татарские шамаили - особенное явление, возникшее в XIX веке и распространившееся только на территории Среднего Поволжья. Пришли они сюда из Турции. В конце XIX века ими очень увлекались в городах, а потом и в деревнях Казанской губернии, где шамаили служили украшением жилища. Первое время их писали только масляными красками на оборотной стороне стекла, а для красоты на незакрашенные участки накладывалась фольга. Потом широкое хождение получили отпечатанные типографским способом шамаили. Многие печатные шамаили середины XIX - начала XX века сопровождались дополнительными текстами на татарском языке.


Как правило, в шамаилях отражаются мудрые выдержки из Корана на арабском языке, иногда стихи, поговорки, песни. Впервые светские тексты появились на шамаилях с подачи известного татарского скульптора Баки Урманче во второй половине ХХ века. Тогда это делалось, чтобы не раздражать арабской каллиграфией советскую цензуру, а сегодня уже стало традицией.

Изысканная арабская вязь на шамаилях дополняется красивой орнаментальной композицией, натюрмортом или архитектурными пейзажами. И сама фраза может быть представлена в виде, например, ковчега, ладьи, дерева. Но ни на одном татарском шамаиле не увидеть изображения людей и животных. По народным татарским поверьям, дом, в котором есть изображение человека, обходят стороной ангелы.

— В республике есть союз художников шамаилей, который находится в Казанском кремле, в музее исламской культуры в мечети Кул Шариф. Очень много художников занимаются этим искусством, причем не только татар. Ни в каком другом регионе России нет так много шамаилистов. Один из самых старейших - Владимир Попов. Интересные работы делает Рустам Шамсутов. Искусство каллиграфии очень красивое. Многие люди даже не знают смысла, не знают арабского языка, но признают красоту исполнения работы. И наши художники отличаются от художников других стран этого жанра. Чаще всего у нас в сувенирных лавках продают китайские шамаили. Просто они дешевле и, как правило, копируют в плохом варианте известные работы. Наши же шамаилисты работают вручную, это всегда авторское исполнение, раритет, и стоит недешево.
Зуфар Гимаев , председатель Союза художников РТ, художник-живописец, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая


Покупают татарские шамаили не только религиозные люди, но и просто туристы, которым интересен этот вид национального искусства. В Казани шамаили продаются практически во всех сувенирных лавках. Пластмассовые шамаили турецкого и китайского производства обойдутся в 300–400 рублей. Шамаили на бархате стоят 300 рублей. Шамаили, вышитые золотой нитью по ткани, продаются за 2–15 тыс. рублей.
Чак-чак

Чак-чак - традиционное национальное блюдо, настоящая гордость кулинарии Татарстана. Без него не обходится ни одно праздничное застолье, чак-чак дарят гостям из других городов, его покупают туристы. Чак-чак готовится из традиционных продуктов - муки, молока, яиц, масла и меда. Проще говоря, это тесто, нарезанное соломкой или скатанное в шарики, обжаренное в кипящем масле и залитое медом. В конце приготовления блюду придается нужная форма (часто в виде горки). Едят чак-чак, порезав его на маленькие кусочки, или просто руками.

Сегодня чак-чак продается не только в Татарстане, но и в других регионах России - это лакомство стало популярным среди россиян, хотя еще 30 лет назад о нем не помнили даже татары. Возродил это традиционное татарское блюдо легендарный казанский повар Юнус Ахметзянов - в 80-е годы прошлого века он ездил по татарским деревням и собирал старинные рецепты, а когда стал поваром Дома татарской кулинарии (существующего и в наши дни ресторана в Казани), воплотил собранные рецепты в жизнь. Чак-чак быстро завоевал народную любовь, правда сначала многие спрашивали: «Что это за кукуруза?»

Справка

Раньше чак-чак не был повседневным угощением. Его готовили только к большим праздникам, дарили во время свадеб. Родители молодых, навещая друг друга, приносили в качестве гостинца пироги и непременно чак-чак. Готовили его особенно: все девушки на выданье катают тесто, другие его режут, замужние девушки - жарят, а самое старшее поколение занимается медовой заливкой и формированием праздничного готового блюда.



Медовый чак-чак можно купить практически во всех продуктовых магазинах Казани - его производят все хлебозаводы республики. Его можно купить в обычной или подарочной упаковке за 100–500 рублей. Есть также чак-чак в шоколаде, с орехами и сухофруктами. А можно и самостоятельно научиться готовить это национальное татарское кушанье.

— Практически никто из туристов не уезжает из Казани без чак-чака. Это традиционное блюдо, каким гостей в Татарстане встречают, - точно так же, как в русских традициях встречать с хлебом и солью. И это просто вкусно! Сегодня чак-чак уже ассоциируется с Татарстаном. Хотя на самом деле чак-чак - это не чисто татарское блюдо, его готовят и казахи, и в Средней Азии, у нас чуть-чуть другая манера приготовления.
Наталия Фирова , экскурсовод


Сказочные казанские сапожки

Татарский народ в прошлом был кочевым. Поэтому им традиционно вручную изготавливались различные изделия из кусочков разноцветной кожи с национальной символикой, узорами: это и обувь, и сумки, и браслеты, и украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки. Важное место в мировой культуре занимают татарские сапоги ичиги - вид легкой обуви с мягким носком и внутренним жестким задником, которые шились уникальным татарским швом. И до сих пор их делают вручную.


«Татарский шитый серебряный сапожок» был очень популярен в XIX веке. В ичиги был обут старый князь Болконский в романе «Война и мир». А Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: ее нога была «в сказочном казанском сапожке». В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену Императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Дикарка» в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках - ичигах.

Стоят татарские сапожки недешево (около 10 тыс. рублей или больше), но подарок будет по-настоящему эксклюзивным. Вместо сапог можно купить тапочки с загнутыми кверху носами (в прошлые века татары считали, что нельзя носком сапога царапать землю), тоже сделанные из мягкой кожи, - они стоят около 3 тыс. рублей.

— Все тюркские народы делают такие сапожки. Кожа у кочевников была единственным материалом, из которого делали аксессуары и обувь. Поэтому и казахи, и башкиры, и узбеки делали такие сапоги. Но во многих местах эта традиция утрачена, у нас же очень хорошо сохранилась. Обувь недешевая, но люди покупают. Многие впервые видят такие сапоги в Казани, удивляются. Покупают, конечно же, для того, чтобы носить, потому что просто для сувенира покупать в самом дешевом варианте сапоги за 8 тыс. рублей… Есть у нас и за 40 тыс. высокохудожественно выполненные сапоги.
Наталия Фирова , экскурсовод


Кстати, ичиги не просто сувенир из прошлого, их можно увидеть на казанских модницах и сегодня.

Казанские модницы предпочитают ичиги


— Этно-обувь - то, что разбило мое сердце раз и навсегда. в Кремле есть просто чумачечий магазин с сапогами, тапками, туфлями… стоят они как пароход, конечно… но такие красивые…
Прокофья Татьяновна , kazan.flamp.ru


Сувениры со спортивной символикой

Фанаты футбола и хоккея могут купить в сувенирных лавках Казани различную сувенирную атрибутику с эмблемами «Рубина» или «Ак Барса». Как известно, казанские футбольный клуб «Рубин» и хоккейный клуб «Ак Барс» неоднократно становились чемпионами России и за них болеют уже не только в Казани.

Купить такие сувениры в Казани можно практически везде - в сувенирных магазинах, в уличных палатках. Для тех, кто боится приобрести не очень качественный товар, в конце прошлого года открылся первый официальный клубный магазин «Рубина», где можно купить спортивный инвентарь и экипировку с логотипами команды. Например, футболки там стоят от 1,3 до 2,5 тыс. рублей, а гетры - 600 рублей. Расположен магазин на Центральном стадионе Казани. А у клуба «Ак Барс» официально существует только интернет-магазин. Толстовки там стоят 2 тыс. рублей, куртки - 3,5 тыс. рублей, брелоки - от 100 до 300 рублей, значки - от 50 до 150 рублей, шапки-шлемы - 900 рублей, а вязаные шарфы - около 500 рублей.

Бальзамы

Популярностью среди туристов пользуется продающийся в Казани бальзам «Бугульма» - напиток слегка жгучий, пряный, приготовленный по классической технологии из 24 видов трав, кореньев, ягод и цветов, собранных в экологически чистых районах Татарстана. Сочетание компонентов облегчает простудные, желудочно-кишечные заболевания, укрепляет нервную систему. Бальзам хорош в чистом виде, его можно добавить в чай, кофе, водку и даже в минеральную воду. Производят бальзам на местном заводе «Татспиртпром». Пол-литра этого напитка стоят примерно 200 рублей.


— Как я люблю Казань. Я оттуда привозила бальзамы десятками! Они на травах. Вкус обалденный и очень недорого. Я привозила себе, в подарок начальству, друзьям. Лучше подарка не придумаешь. Причем объем их разный. Есть 0,5, 0,2 и др.
Лиственница , woman.ru
-------

— Очень легко пьется, приятный на вкус. Похмелье, если выпить лишку, отсутствует. Замечено, что помогает от больного горла и насморка. И за такую цену! Чем-то напоминает по вкусу Jagermeister, но без аниса. Пейте на здоровье. «Татспиртпром» всегда славился хорошим качеством продукции и оригинальностью, но бальзам Бугульма, я скажу, их очередной шедевр. Это отличный напиток!
Stanislav Viktorovich , irecommend.ru
-------

— Самый главный сувенир, привозимый из Казани - великолепное настроение и добрые воспоминания об этом красивом городе, о его улыбчивых доброжелательных людях. Хотя если кому-то понравится тюбетейка или ичиги, берите и носите на здоровье. А вот с бугульминским бальзамом нужно соблюдать меру. Он целебный, но много и часто пить его не советую.
Рафаєль В. Макаров , врач-реаниматолог


Наталия Фёдорова, Нелли Шестопалова,
Рафаєль В. Макаров, Мария Шантиева

SmartNews, 9 марта 2014