9 месяцев развитие ребенка рацион питания. Режим дня, питание

Ребенок в 9 месяцев уже очень самостоятелен, он выражает свое мнение, может сидеть, опираясь на ручки, лучше понимает что «можно», а что «нельзя». Активность возрастает, лучше проводить больше времени на улице, при помощи взрослых малыш может опираться на две подошвы и стоять. Не так тело, как психика ребенка готовиться к тому, что он начнет ходить – нужно тщательно скоординировать все движения и действия, чтоб перевести образ жизни в вертикальное положение.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

Конечно же, каждая мама имеет свой режим дня, исходя из общего семейного режима и характера малыша, но общие правила остаются одинаковы для всех, пока ребенок маленький.

В 9 месяцев кроха уже меньше спит, два раз в день, за это время его организм успевает хорошо отдохнуть и набраться сил. Так как он начинает больше двигаться, режим дневного сна не всегда будет одинаковым, но это не влияет на ночной сон (11-12 часов).

Купание начинает нравиться еще больше, если игрушки не будут тонуть в воде, тогда игра станет увлекательной и вода станет привычной и приятной. Процесс мыться головы можно проводить как игру в дождик и прятки, когда нужно закрывать глаза.

Принятие пищи стает почти таким же как и у взрослых. По этому, время, место и рацион должны этому соответствовать. Стульчик подставляйте ближе к столу и учите ребенка самостоятельно кушать, ложку он уже умеет держать в руках, остается только научить попадать ею в ротик. Конечно же, не обойтись без разбросанной повсюду еды, но результат не заставит долго ждать себя. Когда ребенок видит, как взрослые едят, он сам начинает учиться у них, поэтому важно чтоб малыш был за общим столом, вместе со всеми.

Не забывайте ставить заглушки на розетки, прятать все мелкие предметы, обезопасьте кроху от острых углов мебели. Пространство вокруг должно быть безопасным и интересным для малыша.

Режим дня ребенка в 9 месяцев должен быть таким:

  • 6:00 – пробуждение, утренний туалет;
  • 7:00 – завтрак;
  • 7:30 – активные игры, общение;
  • 9:30 – первый дневной сон;
  • 11:30 – обед;
  • 12:00 – бодрствование. Прогулка на свежем воздухе, игры;
  • 14:30 – второй дневной сон. Можно на свежем воздухе;
  • 16:30 – полдник;
  • 17:00 – общение, прогулка, активные игры;
  • 18:30 – купание;
  • 19:00 – ужин;
  • 20:30 – ночной сон.

Рост и вес ребенка

В 9 месяцев малыш растет еще быстрее, чем в предыдущие месяцы. По нормам ВОЗ вес мальчиков в 9 месяцев – 7-11 кг, девочек – 6,5-10 кг. Рост, мальчики – 67,5-76,5 см, девочки – 65-73 см.

Посетите педиатра, он скажет о норме веса и роста именно для вашего ребенка. И напомнит какие прививки нужно делать в этом возрасте.

Сколько ест ребенок в 9 месяцев

В этом возрасте ребенок уже кушает многое из того, что едят взрослые. Интерес к тому, что вы едите, возрастает, и будьте готовы к тому, что малыш захочет попробовать и то, что у вас в тарелке.

В рацион ребенка в 9 месяцев входят:

  • Сок (80мл);
  • Пюре фруктовое или овощное (180 г);
  • Молочные каши, крупяные или злаковые (180 г);
  • Продукты кисломолочные (50-150 мл);
  • Читайте также

  • Творожная паста, можно с фруктами (30 г);
  • Яичный желток (14);
  • Пюре мясное (50 г);
  • Раз в неделю не жирная рыба (30-50 г);
  • Подсолнечное, сливочное масло (5 г);
  • Сухари, хлеб, печенье (5 г).
  • Если что-то из пищи ребенку не нравится – не заставляйте его есть это, значит, организм еще не привык к такой пище, не торопите события. У малыша еще нет всех зубов, он не может хорошо жевать пищу, разделяйте всю еду на мелкие кусочки.

    Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

    В 9 месяцев малыш очень активен, ему интересно практически все вокруг, и вам нужно много терпения и внимания, чтоб проследить за всем.

    В 9 месяцев ребенок уже должен уметь:

    • Держать игрушки в руках, приближать их к себе;
    • Маленькие предметы берет одной рукой, а большие – двумя;
    • Вращается корпусом в любую сторону;
    • Концентрирует внимание на движущемся предмете, может различить его цвет, размер, расстояние к нему;
    • Может далеко и быстро бегать, при этом держать в руке что-то;
    • Все предметы тянет в рот;
    • Стоит при поддержке взрослых;
    • Запоминает игры, интересуется игрушками старших детей, но не играет с ними;
    • Может копировать поведение других людей;
    • Может говорить по слогам , показывать реакции, эмоции;
    • Исполняет легкую просьбу, инициирует начало игры;
    • Может повторять только что проделанное действие.
    • Развивающие занятия и игры

      Важно проводить развивающие игры с детьми. Это полезно и интересно.

      • Положите в коробку материю разной текстуры, мягкую и жесткую, шерсть, также можно положить пробки, игральную карту. Ребенок на ощупь выбирает материал, тем самым улучшая тактильное восприятие.
      • Переверните игрушки вверх ногами, малыш должен исправить ситуацию.
      • На природе или на улице проведите экскурсию. Показывайте на предметы, животных, рассказывайте про них.
      • Спрячьте игрушку так, чтоб было видно только ее часть. Ребенок должен отыскать ее.
      • Складывайте конструкторы с крупными деталями и пирамидки.
      • Спрячьте предметы в прозрачной коробке. Чтоб их достать, ребенку нужно е открыть. Посмотрите, догадается ли он это сделать. Помогайте ему, если тяжело проделать это сразу.
      • Подай игрушку. Положите три разных игрушки, попросите подать вам одну и назовите ее. Если малыш все сделал правильно, изобразите восторг.
      • Устройте все так, чтобы в каждом уголке дома ребенок имел свою игровую зону. В кухне – кастрюли и тарелки, в ванной – игрушки, которые плавают. Одевание также можно превратить в веселую игру, если проделывать перед зеркалом, например, игры со шляпой. Крохе будет интересно видеть отражение, которое вместе с ним снимает ее с головы.
      • Катайте мячик друг другу по полу.

      Малыш в 9 месяцев уже становится самостоятельным, показывает радость и недовольство, проявляет характер. Еще немного, и малыш будет ходить, разговаривать и родителям нужно запастись еще большим терпением и любовью. Ведь воспитание ребенка – самое главное в нашей жизни.

Питание ребёнка на 10-м месяце жизни должно быть сбалансированным и полезным. В этом возрасте малыш, независимо от типа вскармливания, уже кушает кисломолочные продукты, рыбу, фрукты, мясо и овощи. Что же еще можно кушать крохе и как составить меню на неделю?

Продукты питания и рацион ребенка 9 месяцев

В девять месяцев ребёнок ест практически все продукты со взрослого стола. Меню малыша разнообразно и питательно. На десятом месяце жизни кроха утром и вечером все ещё довольствуется маминым молоком или адаптированной молочной смесью. О том, какие продукты уже есть в меню малыша и какие нужно вводить в прикорм, далее.

  • Овощи. Сейчас малыш уже кушает кабачки, картофель, лук, цветную капусту, морковь, тыкву и зелёный горошек. На десятом месяце жизни ребёнку можно предложить свеклу, если, конечно, у него нет проблем со стулом. Ведь свекла обладает ярко выраженным слабительным эффектом. Кроме того, в меню малыша можно включить капусту брокколи. Это очень полезный продукт, имеющий в своём составе массу полезных веществ, жизненно необходимых растущему организму. Только не стоит варить на основе этого овоща супы. При варке брокколи в бульон выделяются токсичные компоненты. Подавать свеклу и брокколи можно в виде пюре, а также добавлять в супы и мясные блюда. В день малыш должен съедать 200 г овощей.
  • Мясо. В этот период ребёнок уже кушает мясо индейки, кролика и телятину. Если эти виды мяса хорошо переносятся крохой, то в девять месяцев нужно познакомить его с курицей, говядиной, свининой и кониной. Подаётся мясо в виде суфле, добавляется в овощные пюре, супы, на его основе варят бульоны. В день ребёнок должен съедать от 60 до 70 г мяса.
  • Фрукты и сухофрукты. Из фруктов разрешены: слива, зелёное яблоко, груша, персик, абрикос, сухофрукты, банан, смородина чёрная, жёлтая. Если у малыша не наблюдается аллергии, то в этом возрасте его можно познакомить с крыжовником, красной смородиной. Подавать фрукты нужно в виде пюре, добавлять в йогурт, творог. В день кроха должен съедать от 90 до 100 г фруктового пюре.
  • Каши. На десятом месяце жизни, помимо уже знакомых рисовой, кукурузной, гречневой, ячневой, овсяной, малыша знакомят с манной и перловой крупами. Основа для варки каш — вода, мамино молоко или молочная смесь. Крупы развариваются, затем измельчаются с помощью блендера. Кашки подаются с фруктами, вареным яичным желтком и овощами. Оптимальная норма для этого возраста — 200 г.
  • Напитки. На данный момент ребёнок употребляет очищенную или кипячёную воду, соки, приготовленные из овощей и фруктов (наполовину разбавленные водой). Кроме того, малышу предлагаются отвары на основе изюма, кисель, а также компот, сваренный из засушенных фруктов (без добавления сахара). Коровье или на десятом месяце жизни давать ребёнку не нужно, поскольку эти продукты трудно усваиваются детским организмом.

  • Зелень. Зелень – это настоящий кладезь полезных элементов и витаминов. Девятимесячного ребёнка можно познакомить сначала с укропом и петрушкой. В сыром виде эта зелень пока еще не употребляется, а вводится при приготовлении блюда в измельченном виде. Суточная норма – 5 г.
  • Рыба. Если ребёнок все еще кормится маминым молоком, то рыба вводится только сейчас – в девять месяцев. Ребёнок-искусственник начинает кушать этот продукт на один месяц раньше. Знакомство должно происходить с диетическими сортами морской рыбы – хеком, минтаем, пикшей, камбалой. Если аллергии не наблюдается, то можно подать к детскому столу блюда из трески, судака и лосося. Рыбка добавляется в овощное пюре, супы, подаётся в виде суфле и пюре. В день ребёнок должен кушать не более 40 г рыбы. Употреблять блюдо рекомендуется дважды в неделю.
  • Кисломолочная продукция. В девять месяцев ребёнок уже лакомится творожком (норма – 50 г) и натуральным йогуртом или кефиром (200 мл). Для разнообразия и улучшения вкусовых качеств к ним добавляют фрукты и сухофрукты.

Что ещё можно давать малышу в 9 месяцев?

На десятом месяце жизни крохе можно добавлять в блюда:

  • растительное масло (5 мл);
  • сливочное масло (2,5 г);
  • сухарики или печенье (15 г);
  • желток (половинку в неделю);
  • хлеб (10 г).

Ежедневный режим питания на грудном и искусственном вскармливании

Стоит отметить, что рацион питания малышей, кушающих мамино молоко, и питающихся смесью ни чем не отличается. Вот каким должен быть ежедневный режим питания для девятимесячных детей.

Примерное меню на каждый день недели

Готовить крохе можно самые различные блюда. Вот примерное ежедневное меню на одну неделю, при этом первое (завтрак №1) и последнее кормление ребенка (ужин) — грудное молоко или детская молочная смесь.

День недели Прием пищи Что можно предложить малышу
Понедельник Завтрак №2 Манная каша с сухофруктами (150 г), творог с мякотью персика (50 г), пюре груши (50 г).
Обед Капустно-тыквенное пюре (180 г), мусс из мяса индейки (70 г), 1/2 желтка, компот (150 мл), хлеб.
Полдник Йогурт домашний (100 г), каша из гречки (50 г), пюре из зелёного яблока (50 г), детское печенье (5 г).
Вторник Завтрак №2 Каша из гречки с тыквой (100 г), пюре сливы (50 г), детский творожок (50 г).
Обед Картофельный суп с тефтельками с добавлением лука, капусты, моркови, зелени (200 г), пюре груши и персика (50 г), хлеб.
Полдник Детский кефир (100 мл), овсянка (100 г), зелёное яблоко, запечённое в духовом шкафу.
Среда Завтрак №2 Рисовый пудинг (100 г), кисель (50 г), творожное суфле (50 г).
Обед Тыквенный суп (200 г), рыбные котлеты (50 г), фруктовый сок (50 г), хлеб (5 г).
Полдник Йогурт домашний (100 мл), кукурузная каша с грушей и яблоком (100 г) сухарик.
Четверг Завтрак №2 Овсяная каша с ягодами (100 г), детский творожок (50 г), измельчённый чернослив.
Обед Овощное пюре из брокколи и мяса кролика (200 г), пюре персика (50 г), фруктовый сок (80 г), хлеб (5 г).
Полдник Кефир для детей, каша рисовая (100 г), детское печенье (5 г).
Пятница Завтрак №2 Кукурузная каша с грушей (100 г), детский творожок (50 г), грушевое пюре (50 г).
Обед Суп с курицей (200 г), пюре груши (50 г), сок из ягод (70 г), хлеб (5 г).
Полдник Йогурт домашний (150 г), детское печенье (5 г), каша ячневая (100 г).
Суббота Завтрак №2 Каша из гречки с персиком (100 г), творог для детей (50 г) фруктовый сок.
Обед Пюре из кабачка, моркови, мяса индейки (200 г), запеченное яблоко с ягодами, хлеб (5 г).
Полдник Кефир (150 мл), сухарик, каша овсяная (100 г), яблочное пюре (50 г).
Воскресенье Завтрак №2 Ячневая каша с тыквой (100 г), творожок со сливой (50 г), фруктовый кисель.
Обед Суп овощной со свеклой (180 г), рыбное пюре (50 г), фруктовое пюре из персика и груши (50 г), компот (100 г).
Полдник Йогурт с грушевым пюре (150 г), детское печенье, каша из гречки (100 г).

Как составить собственный вариант меню

Овощные, кисломолочные, фруктовые, злаковые, рыбные и мясные блюда обязательно каждый день включаются в рацион крохи. Такое меню укрепит иммунитет ребёнка, насытив организм жизненно необходимыми веществами. Составлять меню для малыша лучше заблаговременно. Это значительно сэкономит время и без того занятой мамы. Вот ещё несколько полезных рекомендаций.

  1. Завтрак должен быть питательным. Максимум энергии и сил малышу дадут каша и творог. Однако, если этих продуктов нет в холодильнике – не беда. Утром можно предложить ребёнку мясо, пюре из овощей, рыбные блюда. После них хорошо подать к столу фруктовое пюре и вкусный напиток – компот, кисель или сок, приготовленные на фруктово-ягодной основе.
  2. На обед подайте мясо (рыбу) и овощи. После этого малыш, возможно, захочет полакомиться сладким. Не стоит отказывать ему в этом удовольствии. Подайте к столу блюда из фруктов.
  3. На полдник предложите творог с фруктами, сухофруктами или ягодами. Обязательно в это время нужно покормить кроху кефиром или натуральным йогуртом. В качестве дополнения отлично подойдут печенье или сухарики.
  4. Продукты, включаемые в дневной рацион, не должны повторяться.

Видео о кормлении ребенка в 9 месяцев

Читайте также статьи по вопросам питания и развития:

Чем кормить ребенка в девять месяцев — рецепты приготовления

Вот самые простые рецепты блюд для девятимесячных малышей.

Кукурузная каша с грушей

  • 1 ст. л. кукурузной крупы;
  • 1 стакан воды;
  • груша.

Отварите кашу до готовности (четверть часа после закипания на малом огне). Промойте и очистите грушу, потрите её на тёрке. Добавьте в готовую кашу.

Гречневая каша с тыквой

  • гречневая крупа – 50 г;
  • вода – 100 мл;
  • тыква – 50 г.

Отварите гречку до готовности – 10-12 минут после закипания. Тыкву очистите и отварите (20 минут), потрите на тёрке, добавьте в кашу. Заправьте блюдо маслом. При необходимости измельчите в блендере.

Запечённое яблоко с ягодами

  • зелёное яблоко;
  • смородина, несколько ягод вишни.

В середине яблока проделайте отверстие, добавьте туда чёрную смородину и вишню. Поставьте яблоко на противень, застеленный фольгой, и поместите его в духовой шкаф на 20 минут (температура 150-160 градусов).

Рисовый пудинг

  • 2 ст. л. риса;
  • 300 мл воды;
  • яйцо;
  • одно зелёное яблоко;
  • сливочное масло.

Отварите рис до готовности (каша должна быть густой). Отделите белок от желтка. Взбейте первый в густую пену. Измельчите яблоко на тёрке (без кожуры). Смешайте рис с желтком и яблоком. Аккуратно введите белок. Влейте смесь в формочку и поставьте в духовку. Готовьте 20 минут.

Суп овощной со свеклой

  • цветная капуста – 2 небольших соцветия;
  • одна картофелина;
  • четвертинка морковки и столько же лука;
  • свекла – 30 г.

Сварите цветную капусту, картофель, морковь, свеклу и лук. Измельчите овощи с помощью терки, добавьте бульон, заправьте суп растительным маслом.

Суп с курицей

  • куриное филе – 70 г;
  • несколько веточек петрушки;
  • морковь – 30 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • картофель – 50 г.

Порежьте на кусочки филе и киньте в закипевшую воду на 10 минут. Туда же добавьте немного петрушки, моркови и лука. По прошествии указанного времени введите порезанный на кусочки картофель. После того как овощи и мясо сварятся, их нужно измельчить и смешать с бульоном.

Творожное суфле

  • 2 ст. л. творожка;
  • 1 яйцо;
  • сливочное масло – 5 г;
  • 2 ч. л. манки;
  • яблочко очищенное.

Все ингредиенты смешайте в блендере. Готовить суфле нужно в духовке (15 минут) или на пару (30 минут).

Рыбные котлетки

  • хек или филе минтая – 70 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • четвертинка моркови;
  • овсянка (крупа) – 1 ст. л.

Измельчите рыбу, лук и морковь в блендере, добавьте 1 ст. л. овсяной крупы, смешайте. Сформируйте котлетки и варите их на пару 20 минут.

Тыквенный супчик

  • тыква – 40-50 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • четвертинка моркови;
  • одна небольшая картофелина;
  • веточка укропа.

Отварите в кипящей воде очищенный картофель, тыкву, лук, морковь. Затем всё измельчите. Добавьте растительное масло и мелко нарезанный укроп.

Правила приготовления блюд детского питания для грудного ребенка

  1. В этом возрасте можно постепенно отучать малыша от перетёртой пищи и знакомить с более грубой. Ведь зубов у крохи уже достаточно, и он уже вполне способен использовать их по назначению.
  2. Сначала вместо блендера можно использовать тёрку с мелкими отверстиями, затем, если всё пойдёт хорошо, и малыш не будет протестовать, разрешается просто разминать пищу вилкой.
  3. Не исключено, что такая пища поначалу может вызвать у ребёнка рвотный рефлекс, однако этого не стоит пугаться – малыш со временем привыкнет.
  4. Важна в данном случае и обработка продуктов. Пища должна готовиться на пару, тушиться или вариться.

Преимущества и недостатки готового прикорма и приготовленного в домашних условиях

Многие врачи рекомендуют кормить малышей именно промышленным питанием. Это обусловлено тем, что такая пища не содержит химикатов, консервантов и красителей. В готовом детском питании нет соли, сахара, приправ. Оно абсолютно безвредно. За питание, в составе которого есть мясо, тоже можно быть спокойным. Содержимое баночек проходит жёсткий контроль качества, оно не содержит посторонних добавок, вредных веществ, гормонов, антибиотиков. Конечно, если вы уверенны в качестве мяса или живёте в экологически чистой области, выращиваете собственные овощи и фрукты, то это без сомнений лучший вариант для кормления ребёнка.

Вконтакте

Девятый месяц жизни несет для грудничка много открытий. Ребенок становится с каждым днем все активней и мобильней, он постоянно ползает и изучает окружающее его пространство. Малыш уже вполне освоился в квартире, но в незнакомых местах чувствует себя не совсем уверенно. Вам нужно помогать младенцу совершенствовать старые и осваивать новые навыки, а для этого важно знать, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

Физическое развитие: умения и навыки

  • грудничок в девять месяцев жизни должен уметь садиться самостоятельно из положения лежа и сидеть долгое время;
  • младенец умеет хорошо ползать по-пластунски или уже передвигаться на четвереньках;
  • может уметь подниматься на ноги, опираясь на руки взрослых, делать с поддержкой несколько шагов, некоторые дети могут передвигаться самостоятельно приставным шагом, придерживаясь за кровать;
  • в девять месяцев ребенок должен уметь выполнять простые просьбы – давать или брать в руки определенные предметы, показывать названные игрушки или части тела на картинках;
  • речь младенца в 9 месяцев жизни все больше начинает походить на осмысленную; малыш уже должен освоить произношение большинства звуков и звукосочетаний с вашей помощью;
  • понимает назначение предметов и игрушек, исходя из их формы и материала, круглые предметы катит, квадратные и прямоугольные ставит друг на друга в башенку, мягкое сжимает, емкости пытается вложить друг в друга;
  • ребенок в девять месяцев должен уметь пить из чашки и постепенно обретает навыки самостоятельного питания;
  • малыш умеет повторять движения за взрослыми – хлопать в ладоши, поднимать руки, махать ими;
  • ребенок продолжает развивать «пинцетный» захват пальцев;
  • младенец в девять месяцев может складывать в емкость мелкие предметы.

Все ваши действия на девятом месяце жизни малыша должны быть направлены на помощь в освоении им процесса вставания на ноги . Для этого нужно укреплять его мышцы с помощью массажа и стимулировать его к активным движениям.

Эмоции и психологическое развитие

Эмоциональное и психическое развитие 9-месячного ребенка также не стоит на месте. Грудничок активно исследует окружающий его мир и доступные ему предметы. Он ищет источник звука в музыкальных игрушках, умеет доставать мелкие предметы из емкостей и искренне не понимает, почему туда не помещаются крупные.

Внимание младенца теперь привлекают не только лица окружающих его людей, но и другие части тела. Он с интересом наблюдает, как движутся ваши руки и ноги, и хочет уметь делать так же. Малыш пытается перенять эти навыки – стремится самостоятельно пить из чашки, надевает на голову в качестве головного убора совершенно не предназначенные для этого вещи.

Боязнь незнакомых людей у одних детей полностью исчезает, и они приветливо встречают гостей, а у других все еще сохраняется. Присматриваясь к новым людям, груднички постепенно налаживают с ними контакт.

Ребенок в девять месяцев жизни начинает очень эмоционально реагировать на результаты своих действий. Если грудничку удалось открыть коробочку или найти какую-то игрушку, он будет бурно радоваться своему успеху, а в случае неудачи — зальется слезами. Вам не нужно пугаться таких проявлений эмоций, это вполне нормальное психическое реагирование детей этого возраста.

Девятимесячные дети привязываются к определенным вещам, – малышу может полюбиться какая-то игрушка, одеяльце или предмет гардероба, и расставание с ними может привести к обиде или даже истерике младенца. Ребенок становится самостоятельным и подсознательно стремится немного отдалиться от матери. Чтобы компенсировать утрату этой связи, он заменяет ее привязанностью к определенным предметам . Если ваш малыш просит класть рядом с ним любимую игрушку – не переживайте, это нормальное явление.

Уход

В девять месяцев ребенок становится с каждым днем все самостоятельней. Купая его в ванной, вы можете предложить малышу намыленную губку, чтобы он сам себя помыл, поверьте, этот процесс доставит ему огромное удовольствие. Если уход грудничка за своей кожей оказался недостаточным, мягко предложите свою помощь. Также вы можете позволить младенцу самому вытираться полотенцем.

Продолжайте на протяжении 9 месяца приучать малыша к горшку, хвалите за успехи и огорчайтесь из-за неудач. Нельзя заставлять грудничка против воли сидеть на горшке, кричать и ругаться, если он не захотел или не успел на горшок, это может напугать младенца и вызвать у него эмоциональное отторжение этого предмета .

Рост и вес

За девятый месяц жизни ребенок подрастает на 1,5-2 см, его вес увеличивается примерно на 400 грамм. Окружности головы и грудной клетки практически равны и в среднем составляют 45 см. Согласно статистическим данным девочка будет иметь меньший вес и рост, чем мальчик.

Питание

Взрослая диетическая пища занимает все больше места в рационе ребенка девяти месяцев. Грудные дети продолжают кушать материнское молоко или смесь 1-2 раза в день, в зависимости от рекомендаций педиатра и потребностей малыша.

Активный рост зубов и развитие челюсти требуют от младенца постоянной нагрузки, поэтому малышу нужно постоянно что-то жевать. Предлагайте грудничку твердые кусочки яблок, груш, моркови, а также печенья и сушки, но не оставляйте ребенка с пищей наедине, поскольку он может подавиться.

Речь

Поскольку младенец уже должен освоить к девяти месяцам практически все звуки языка, вам остается только регулярно заниматься с ним и поддерживать его в стремлении произносить слова. Для стимулирования проведения дальнейших артикуляционных экспериментов, повторяйте за ребенком произнесенные им слова и фразы, подтверждайте, что вы его прекрасно понимаете.

Для общения с грудничком выбирайте знакомые для него выражения, постоянно комментируйте происходящее вокруг и те действия, что вы совершаете. Ребенку нравятся речевые игры, когда нужно то громко, то тихо произносить звуки .

Девятимесячные дети любят подражать звукам, издаваемым животными: мяучат, гавкают, чирикают и мычат. И пусть малыш может иногда не совсем правильно произносить слоги и слова, побуждайте его стараться и повторять за вами.

Игры и занятия с малышом

Ребенок в девять месяцев активно познает окружающий его мир и свойства предметов через занятия с игрушками. Для грудных детей этого возраста будут полезны развивающие центры активности, имеющие в себе звенящие, шуршащие и проигрывающие мелодии элементы. Различные коробочки с интересным содержимым помогут малышу познавать мир, мешочки с крупами разовьют мелкую моторику младенца.

Занятия с мячом, пирамидкой и игрушками, имеющими прорези для вставления деталей разных форм, обеспечат развитие координации у младенца девятого месяца жизни. Некоторые дети уже могут самостоятельно делать башенки из кубиков, а затем с хохотом разрушать их.

Малыша приведут в восторг «ожившие» с вашей помощью игрушки, танцующие и скачущие по кровати, кивающие головой, двигающие конечностями и разговаривающие незнакомыми голосами. Ребенок может пытаться повторять эти манипуляции за вами, – и это положит началу его обучения ролевым играм. Чтобы младенец знал, как нужно пользоваться игрушками, обращайте его внимание на прогулках на то, как едут машины, автобусы и мотоциклы, как бегают собачки и кошечки, как летят самолеты, вертолеты и птички .

В девять месяцев дети начинают понимать, что спрятанный предмет не исчезает, а находится под платочком, что из бутылочки может высыпаться ее содержимое, если емкость перевернуть. Помогайте малышу развивать себя, изучать свойства и взаимодействие объектов посредством игр. Прячьте игрушки и просите ребенка найти их, насыпьте в пластиковую бутылку с широким горлышком крупу и покажите, что содержимое можно высыпать, – малыш обязательно повторит за вами.

Развивайте в своем младенце аккуратность – просите его поставить правильно перевернутые игрушки, а если есть пластмассовый детский набор посуды – сервировать импровизированный стол для мягких любимцев.

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Режим 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Развивающие игры для 9-месячного малыша

В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.

Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.

Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.

В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».

Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.