Воспитательное значение. Феномен фольклора и его воспитательное значение

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

Доц. В.П.Михайлов

Профилактика и лечение

Послеоперационных осложнений

Для преподавателей)

Утверждено на заседании кафедры

Марта 2012 года

Заведующий кафедрой

Проф. А.Б.Ларичев

Ярославль

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Научить студентов ухаживать за больными с постельным режимом после операции, основным мерам профилактики и лечения послеоперационных осложнений.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· основы патофизиологии послеоперационного периода;

· виды послеоперационных осложнений;

· причины возникновения послеоперационных осложнений;

· пути профилактики послеоперационных осложнений;

· методы лечения послеоперационных осложнений;

· профилактика лёгочных осложнений;

· профилактика тромбоэмболических осложнений

· разновидности положений больного с постельным режимом;

· способы смены постельного и нательного белья у тяжелых больных;

· понятие раны, основы раневого процесса;

· возможные осложнения со стороны раны и методы их профилактики;

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· придать больному в постели функционально выгодное положение;

· менять постельное и нательное белье у тяжелого больного;

· осуществлять профилактику лёгочных осложнений;

· проводить дыхательную гимнастику с больным;

· проводить бинтование нижних конечностей эластическим бинтом;

· ухаживать за кожей больного и осуществлять профилактику пролежней;

· производить уход за полостью рта у тяжелого больного;

· вести наблюдение и уход за послеоперационной раной;

· ухаживать за дренажами раны.

ОСНАЩЕНИЕ

Принадлежности для ухода за больными, ситуационные задачи, тест.

ПЛАН-ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия Время (мин) Место отработки этапа Содержание самостоятельной работы
1. Организационный Учебная комната
2. Контроль исходного уровня знаний Учебная комната Тест
3. Семинар Учебная комната Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.
5. Практическая часть 4 часа .Помещения хирургического и реанимационного отделения. Освоение практических навыков по уходу за больными после операции.
6. Заключительный контроль Учебная комната Дневник производственной практики
7. Общий итог Учебная комната Самооценка

Воспитательное значение


Возникновение послеоперационных осложнений может свести на нет результат, проделанной операции, подчас выполненной путём громадных усилий со стороны хирурга, а иногда поставить под угрозу даже жизнь больного. В послеоперационном периоде пациент хирургического отделения наиболее уязвим для развития осложнений, и в то же время он наименее способен к самообслуживанию, выполнению норм личной гигиены. Все это накладывает большую ответственность на врача за организацию и осуществление ухода за пациентом в этот решающий для успеха всего хирургического лечения момент.

ТЕМЫ УИРС и НИРС

1. Комплексная профилактика нагноений послеоперационных ран.

2. Причины развития и профилактика восходящей уроинфекции.

3. Причины и частота возникновения лёгочных осложнений.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

ü Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. М. ГЭОТАР-Медиа, 2010,-191с.

ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т.Уход за хирургическими больными: учебник. М. ГЭОТАР-Медиа, 2012,-284с.

ü Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

ü Вебер В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для медучилищ. – М.: Медицина. –2001. –496 с.

ü Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции (пер. с англ.) – М.: Медицина. –1990.

ü Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. – М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

ü Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. – Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

ü Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

ü Садикова Н.Б. Тысяча советов медсестре по уходу за больными. –Минск: Современный литератор. –2002. –832 с.

ü Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. – М: МИА. –2007. –496 с.

ü Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. (Пер. с венгер.) – Будапешт. – Издательство Академии наук Венгрии. –1988.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие о хирургической операции и о послеоперационном периоде.

2. Какие бывают виды послеоперационных осложнений?

3. Что способствует возникновению послеоперационных осложнений?

4. Как проводится профилактика послеоперационных осложнений?

5. Что такое функционально выгодное положение?

6. Как осуществляется профилактика лёгочных осложнений у больных?

7. Что такое пролежни? Как осуществляется их профилактика?

8. Каковы причины паротита?

9. Как проводится профилактика и лечение паротита?

10. Какие существуют способы смены постельного белья у тяжелых больных? Как часто она производится?

11. Как производится профилактика и лечение тромбоэмболических осложнений у больных?

12. Правила бинтования эластическим бинтом нижних конечностей?

13. Как проводится лечение метеоризма (вздутие живота) у больных?

14. Какие осложнения возможны со стороны послеоперационной раны?

15. Какие признаки воспаления раны вы знаете?

16. Какое положение конечности называется среднефизиологическим?

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. У пациента П. 35 лет, перенесшего аппендэктомию 6 суток назад, выявлен выраженный отек в области раны, покраснение кожи, боль, лихорадка до 38,5 градусов. Врач сразу после утреннего обхода взял больного в чистую перевязочную и снял швы. Из раны стал поступать гной. Частично эвакуировав гной, врач наложил повязку, отправил больного обратно в палату, помыл руки проточной водой с мылом и продолжил работу.

Какие ошибки были допущены? Как следовало работать в данном случае? Как осуществлять уход за пациентом?

2. У больного Р. 62 лет, страдающего ожирением, ишемической болезнью сердца, недостаточностью кровообращения и находящегося на постельном режиме после выполнения ампутации правого бедра в связи с сахарным диабетом возникло покраснение кожи в области крестца. Температура тела 37 градусов, имеется ощущение «мурашек» на пораженном участке кожи.

Какое осложнение возникло? Каковы возможные пути его развития? Какие факторы способствовали его развитию? Как осуществлять предупреждение усугубления процесса?

3.У пациента А. 56 лет после операции на органах груди не восстановилось спонтанное дыхание, что потребовало проведения продленной искусственной вентиляции легких.

Какие осложнения со стороны легких возможны у данного больного? Какие мероприятия по их профилактике следует предпринять на фоне ИВЛ и после восстановления спонтанного дыхания?

Расстановка ударений: ВОСПИТА`ТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕ`НИЕ ЛИТЕРАТУ`РЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная лит-ра - могучее средство идейно-политического и нравственного воспитания народа в духе передовых общественных идеалов. Иск-во художественного слова сближает людей во имя достижения общих целей, приносит им радость познания, развивает благородные чувства, воспитывает любовь и стремление к прекрасному, творческое отношение к жизни. Вопреки реакционной теории "искусства для искусства" (см.) художественная лит-ра теснейшим образом связана с общественно-политической идеологией и служит средством идейной борьбы. Русская и зарубежная прогрессивная лит-ра и критика рассматривали творчество писателя как долг гражданина.

Эту благородную традицию дооктябрьской классики развивают и углубляют советская лит-ра и иск-во, к-рые "...призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания" ("Программа КПСС", 1971, с. 131).

В. з. л. непосредственно связано с ее познавательной ролью. Содержание художественной лит-ры - "общеинтересное" в жизни (Чернышевский) - широко и дает читателям огромный материал для наблюдений и размышлений. Художественные образы отражают жизнь не механически; писатель отбирает наиболее характерные явления, обобщая, типизируя, перерабатывая их в своей творческой фантазии, стремясь отразить жизнь в ее движении, развитии, раскрывая ее закономерности и высказывая свое отношение к изображаемому. Писатель оценивает изображаемые им явления жизни в свете своих нравственных, социально-политических и эстетических идеалов (см. Идеал эстетический). Эстетический идеал находит выражение в содержании и форме художественного произведения; писатель утверждает эстетический идеал в образах положительных и отрицательных героев и во всем строе произведения. Так, напр., в истории русской лит-ры образ автора в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева, образы Чацкого, Рахметова, Павла Власова, Павла Корчагина и др. отразили идеал передового деятеля различных эпох русского освободительного движения. Высокохудожественные образы положительных героев художественных произведений оказывают непосредственное активное воздействие на читателей, особенно молодых, нередко служат для них образцом, примером Человека, каким они стремятся стать, мерилом их нравственных оценок. Воспитательное значение отрицательных персонажей Рабле, Свифта, Мольера, М. Твена, Гашека, Гоголя, Щедрина, Некрасова, Горького, Маяковского и др. писателей заключается в том, что они даны как резкое несоответствие эстетическому и нравственному идеалу писателей той или иной эпохи. Идеалы писателя выражаются не только в положительных или отрицательных героях, но и во всех, персонажах, в их взаимодействии, борьбе, в том, как писатель понимает развитие жизни, ее прогрессивные тенденции, в совокупности всех компонентов произведения, в творческом методе и стиле писателя, к-рый стремится убедить читателя в верности и справедливости того, что он показал ему, возбудить в читателе желание бороться за те идеалы, к-рые отражены в произведении. Именно воспитание в духе передовых общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов является основной и важнейшей воспитательной функцией художественной литературы. Имея в виду то, что писатель не только отображает жизнь, но и дает ей оценку, произносит "приговор" тем или иным явлениям жизни, учит читателя глубже и основательнее понимать развитие общества, его ближайшие задачи и свое место в общественной борьбе, Чернышевский назвал иск-во, художественную лит-ру "учебником жизни". Как и другие формы идеологии, художественное творчество имеет классовый, партийный характер; однако в силу специфических особенностей художественного мышления художественный образ не сводится к тем или иным политическим или нравственным суждениям, и классовая природа его принимает своеобразную форму. "Образ шире идеи" (М. Горький), он многозначен, отражает сложные жизненные явления в конкретно-чувственной форме, в форме самой жизни и несет в себе комплекс самых разнообразных социально-политических и нравственных идей, причем читатель художественного произведения может быть удовлетворен тем, что и как изображает автор, но не согласен с авторской трактовкой нарисованных им картин жизни, с его нравственными или эстетическими идеалами. При этом воспитательное воздействие произведений тем эффективнее, чем более глубок и основателен конкретно-исторический подход читателя к произведениям художественной лит-ры. Этот основной аспект - оценка произведения в свете исторических условий эпохи его создания и в свете задач современности - обеспечивает объективно правильное понимание идейно-художественного содержания, а следовательно, и наиболее эффективное воспитательное влияние произведения на читателя.

Сила влияния художественного образа обусловлена тем, что он воздействует не только на мысль, но и на чувства, на волю, на всю личность человека. Образная мысль поэта - это, по выражению Белинского, "живая страсть, это пафос". В соответствии с природой художественного образа его познавательная и воспитательная сила тем выше, чем - более восприимчив читатель, чем больше развиты его наблюдательность, воображение, образное мышление и культура переживаний. Художественная лит-ра, как и другие виды иск-ва, стимулируя эти способности человека, содействуют их развитию. А развитое воображение, фантазия играют важную роль не только при восприятии произведений иск-ва, но и в научном творчестве, и в технической области, и во всякой практической трудовой деятельности человека. Т. о., иск-во, художественная лит-ра, развивая различные способности человека, оказывают косвенное влияние на все виды его деятельности.

В. з. л. заключается также в том, что она оказывает положительное влияние не только на идеологию, но и на психологию человека, всесторонне способствуя формированию его характера. Уже первое ознакомление с высокохудожественным произведением оказывает на читателя большее положительное влияние. Однако воспитательный эффект тем больше, чем глубже и основательнее читатель вдумывается в художественные образы, изучает их. "Изучить поэта - значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их" (Белинский). Однако увлечение поэтом - лишь первая стадия изучения его произведений. Следующий этап, по Белинскому, "переход из восторженного увлечения к хладнокровно-спокойному созерцанию". Это "созерцание" связано с глубокими раздумьями над содержанием и формой произведения, над теми проблемами, к-рые поставлены в нем.

Художественная лит-ра отражает и выражает широкие идейные течения в философии, социологии, политике. Так, напр., французская лит-ра 18 в. в тесной связи с философией осуществляла подготовку Великой французской революции 1789 - 94 гг. Это также характерно для русской художественной лит-ры, к-рая тесно связана с русским освободительным движением, с его идейной подготовкой. История лит-ры - это, в значительной мере, история философии, этики и эстетики. Поэтому глубокое изучение художественной лит-ры и критики вводит читателя в мир больших философских и этических проблем, способствуя выработке стройного мировоззрения ("Гамлет", "Фауст", "Дон Кихот", "Красное и черное", "Евгений Онегин", "Мертвые души", "Преступление и наказание", "Война и мир", "Жизнь Клима Самгина", "Тихий Дон" и др.). Художественная лит-ра - иск-во слова, она сокровищница не только духовных богатств народа, но и его языка. Чтение художественных произведений поэтому оказывает благотворное влияние на культуру речи читателей, обогащая и совершенствуя ее, развивая понимание эстетической сущности родного языка, что является необходимым условием всестороннего эстетического воспитания.

Воспитательное влияние художественного творчества на жизнь народа безгранично, и его трудно переоценить. Буквально с первых лет жизни человека иск-во художественного слова оказывает благотворное влияние на формирование его личности. Песни и сказки, загадки, пословицы и поговорки, созданные народом, вводят ребенка в мир поэтических образов. Детей привлекают и поэтичность родной речи, и любимые герои сказок, благородные качества к-рых закладывают основы нравственных и эстетических понятий детей. В фантазии и мечтах, в играх они переносят на себя лучшие качества любимых героев. По мере роста детей художественная лит-ра открывает им все более широко мир человеческих отношений и переживаний, раскрывая и теневые стороны жизни, и трудности ее, готовя детей к жизненной борьбе, развивая мир чувств и больших мыслей. Правильная, с учетом возрастных интересов детей, организация чтения в семье, в детском саду, в школе способствует быстрому развитию культуры чтения и литературных способностей учащихся.

Чтение лучших произведений иноязычной лит-ры расширяет кругозор читателя, дает возможность ближе узнать быт, историю и культуру других народов, способствует интернациональному воспитанию; идея мира и дружбы между народами приобретает более конкретное воплощение в глубоком понимании того, что каждый народ вносит свой вклад в общую сокровищницу мировой культуры.

Воспитательное влияние изучения художественной лит-ры в школе обусловлено не только отбором высокохудожественных произведений, но и сообщением учащимся систематических знаний по теории и истории лит-ры, упорной и настойчивой работой над развитием литературных способностей учащихся - их наблюдательности, воображения, образного мышления, культуры эстетических переживаний, чувства языка. Литературное образование и развитие учащихся достигает наилучших результатов при организованном систематическом чтении художественной лит-ры, сочетающемся с серьезными самостоятельными занятиями и с творческими опытами самих учащихся в доступных им жанрах - художественных, пли критических, или исполнительских. Активное усвоение произведений иск-ва и художественная самодеятельность будут в дальнейшем охватывать все большие массы населения и тем самым усиливать и расширять воспитательное влияние высокоидейной и жизнеутверждающей художественной лит-ры на широкие массы народа.

См. Лит. к ст. Методика преподавания литературы.

Н. Кудряшев.


Источники:

  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., "Просвещение", 1974. 509 с.

Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие ребенка
Игра, как отмечает П.А.Чумаков, это сознательная деятельность,
направленная на достижение условно поставленной цели.
Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом
руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх
воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер,
привычки, организаторские способности, творческие возможности, что
позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из
детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми,
помогают установить с ними более тесный контакт.
Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную
деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается
сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил
справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и
объективно оценивать поступки других.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные,
музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по­
своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе.
Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали
специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят
в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные
игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода -
гиподинамии.
Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из
поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр,
наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры

создается множество усложненных
обогащаются,
вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее
совершенствуются,
достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по
существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных
движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю,
упражнения с предметами - и потому являются самым универсальным и
незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и
разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых
ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и
творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный
характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и
умственных сил, необходимого для достижения успеха. Игра должна
органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с
другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети
устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо
успокоить, если надо сделать интересным какое­то задание, трудовой процесс
- в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым
помощником педагога.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.

Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, -- это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию».

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр -- развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А.П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.