Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF PUPILS" EDUCATION

Т.Ю. Артюхова, Т.И. Петрова

Воспитание, воспитательная работа, театрализованная деятельность, системно-деятельностный подход. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования особое место занимает внеучебная работа со школьниками. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся рассматривается через призму системно-деятельностного подхода. Обсуждаются возможности театрализованной деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов. Сформированные личностные новообразования позволяют школьникам осознать свою значимость и неповторимость и, как следствие, приводят к новому качеству общественной и повседневной жизни.

T.Yu. Artyukhova, T.I. Petrova

Education, educational work, theatrical activity, system-activity approach. As part of the implementation of the federal state educational standards of general education extracurricular activities with pupils hold a specific place. Theatrical activity as a means of pupils" education is considered in terms of the system-activity approach. The possibilities of theatrical activity in the formation of personal and metasubject results are described. Formed personal growths allow pupils to realize their importance and originality, and, as a result, lead to a new quality of social and everyday life.

Все прогрессивные теории обучения были направлены на осознание проблем детства и формирование целостной личности (IIIА Амонашвили,В.А. Сухомлинский,К.Д. Ушинс-кий, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци и др.).

Не является исключением и XXI век.

В рамках реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС) большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая в различных формах организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [ФГОС].

В то же время остро стоит вопрос о том, какими педагогическими средствами, формами воспитательной работы могут оперировать педагоги и другие специалисты образовательных организаций для достижения поставленных целей и реализации указанного содержания, ведь жизнь современного ребенка наполнена многими событиями, большим количеством информационных источников, порою расписана по минутам, или, напротив, свободное время детей никак не

организовано, школьники после занятий бесцельно проводят время у телевизора, компьютера, во дворе и т. п. Как отмечают В.А. Ковалевский, O.A. Карлова, среди множества проблем детей Красноярского края выделяются, в частности, «неподготовленность детей и подростков к самостоятельной жизни, отсутствие благоприятных эмоциональных связей с близкими людьми, привлекательность ухода от реальных проблем, от необходимости выстраивать диалог с окружающими в виртуальное пространство социальных сетей или в суицидальные попытки; несфор-мированность социально направленной активной жизненной позиции юного поколения, отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной и повседневной жизни, особенно в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно» [Ковалевский, Карлова, 2014, с. 11].

В подобных условиях необходимо выявить такие средства воспитания, которые интегрируют личностные потенциальные возможности с возрастными особенностями детей. Опираясь на имеющийся опыт, мы предлагаем рассмо-

треть театрализованную деятельность как средство внеучебной работы со школьниками.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей различного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, H.A. Островский, К.Д. Ушинский и др. В советское время: A.B. Луначарский, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, К.С. Станиславский и др.

Применительно к школьному возрасту целесообразно применять термин «театрализованная игра», «театрализованная деятельность». Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность (Л.Я. Дорфман, A.B. Запорожец, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Не-верович и др.). В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И. Борисович, A.B. Запорожец, Я.З. Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя, экстерацептивная, картина мира, с другой - интерацептивный компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

В рамках театрализованной деятельности важное место занимают образы, которые неразрывно связаны с эмоциями. Как отмечает Л.Е. Смирнова, познавательный образ включен в сложный процесс духовного овладения действительностью, а эмоции представляют собой одну из форм существования личностного смысла [Смирнова, 2011, с. 50]. Следовательно, в процессе работы над постановкой «включаются» образно-эмоциональные механизмы открытия личностных смыслов. Эта образно-эмоциональная ситуация способствует возникновению и раскрытию личностного смысла, что впоследствии приводит к творчеству. Возникновение этого смысла подчинено сформулирован-

ному Л.С. Выготским закону развития высших психических функций, которые возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. По мысли Л.С. Выготского, искусство «работает» с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются [Выготский, 1986, с. 8].

Театрализованная деятельность в общей структуре театрального искусства определяется специфической особенностью - синтетичностью, объединяя в себе различные виды искусства. Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, который включает пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие целепола-гания, планирование решения, решение задач, рефлексивно-оценочные действия.

Деятельность, связанная с подготовкой театрализованного представления, включает именно эти компоненты.

Работа над театральной постановкой всегда начинается с выбора и изучения материала, затем произведение обсуждается, анализируется. Когда «рабочий» материал подобран, происходит осознание смыслов. Выбор произведения -важный момент, сточки зрения создания воспитательной ситуации он должен быть связан с реальными жизненными ситуациями.

Организация постановки связана с различными обслуживающими театральными процессами: костюмерным, звуковым, декорационным, осветительным и др. В школьном театральном коллективе эти обязанности выполняют все участники: подготавливаются костюмы и реквизит, выставляется декорация для спектакля, настраиваются свет и звук, а потом они выходят на сцену в качестве актеров. Поэтому театрализованная деятельность становится доступной формой самовыражения, развития фантазии и на-

блюдателы-юсти, творческого потенциала, развития и совершенствования правильной речи, снятия психологических и мышечных зажимов, умения взаимодействовать в коллективе.

Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок открывает более широкие возможности знакомства с окружающим миром, используя свою фантазию, образы, знакомясь с новой литературой, музыкой, учится наблюдать, анализировать, делать выводы и обобщать информацию.

Работа над полученной ролью дополняет словарный запас ребенка, совершенствует его речь, неизбежно ставит его перед необходимостью говорить понятно, четко, интонационно разнообразно.

Театрализованная деятельность - одна из самых доступных для детей разного возраста видов деятельности, в ходе которой учащиеся знакомятся с миром прекрасного, пробуждается способность к состраданию, сопереживанию, активизируется мышление, воображение, она способствует социализации - процессу формирования личности в определенных социальных условиях, процессу усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе.

В рамках театрализованной деятельности складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающей его социальной действительности, как отмечает Л.С. Выготский [Выготский, 1997]. Процесс подготовки к постановке и собственно ее осуществления связан у учащегося любого возраста с «рождением» индивидуализации. Используя терминологию A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского, через поиск средств, способов обозначения своей индивидуальности, непохожести ребенок вырабатывает собственные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью. Воедино сливается процесс «интериоризации-экстериоризации» собственного опыта. Рождаются новое понимание своей значимости, осознание возможности инте-

грации личности в общество. Собственно, все это представляет собой механизмы личностного развития [Петровский, Ярошевский, 1998].

В процессе театрализованной деятельности учащемуся приходится увидеть, «примерить» и проиграть различные роли. По мнению А. Бандуры, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого, которое выступает способом регуляции поведения ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образам.

Автор констатирует, что для усиления и сохранения поведения, сформированного благодаря подражанию, важно подкрепление. В нашем случае подкреплением выступят слова учителя о качестве сыгранной роли, аплодисменты, восторженные отклики зрителей.

Отечественными психологами П.Ф. Каптере-вым, И.М. Сеченовым, К.Д. Ушинским, а также зарубежными исследователями Дж. Болдуином, А. Валлоном, Ж. Пиаже, 3. Фрейдом было установлено, что подражание - такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни.

Неотъемлемым компонентом театрализованной деятельности является эстетическое восприятие детей. Восприятие театра не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. В онтогенезе уже ребенку дошкольного возраста доступны внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стремкова и др.). Начиная с младшего дошкольного возраста возникает способность понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П. Бочкарева, А.И. Берлычева, Л.Г. Стрелкова), и это позволяет рассматривать театрализованную игру как механизм нравственного воспитания. Разнополяр-ные эталоны становятся для ребенка значимыми при соотнесении себя как с положительными персонажами, так и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, С.Г. Якобсон).

Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (A.A. Бо-далев, Я.З. Неверович), это, собственно, эмпа-тия или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И. Божович, Т. Рибо, Л.Г. Стрелкова) [Мухина, 1999]. Далее эти особенности усложняются, окультуриваются и становятся личностными образованиями.

Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия (К. Изард) и эмоциональные действия (Я. Рейковский), которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса (Л.Я. Дорфман, К.С. Станиславский). Причем выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его (С.Л. Рубинштейн).

Театрализованная игра-деятельность привлекательна для детей ввиду ее эмоциональной насыщенности. Участие в театрализованной деятельности приносит ребенку радость и удивление, в ней заложены истоки творчества, охвачены психические процессы и личностные особенности; происходят процесс перевоплощения и возникновение веры в себя, совершенствуется психомоторика и т. д. В процессе со-деятельности учащиеся принимают руководство взрослого, не замечая его. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

«...Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка, к его душе» (Л.С. Выготский). Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, в ней самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Театр позволяет ребенку использовать навыки общения по своему усмотрению, в то же время корректирует

линию поведения, межличностные отношения рамками роли.

Воспитательные и развивающие возможности театра в процессе социализации детей огромны: его тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, учатся анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться [Эстетическое воспитание и развитие, 2002].

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии, которая проявляется в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Театральное представление, включающее народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи-«вредители», аккумулирует в себе богатый материал, на основе которого дети способны усвоить типичные образы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией (Иванушку посылают за Жар-птицей, Василису Прекрасную похищает Кощей, Баба Яга помогает царевичу и т. д.), но и характером персонажа. В жизни человеку приходится несколько раз за день менять свои социальные роли сообразно с теми ролями, которые берут на себя другие люди. Среди многообразных форм взаимодействия модели типа «хищник-жертва», «вредитель-герой» не редкость. Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекват-

ный способ общения и взаимодействия с другим ребенком-персонажем. Театральная игра предлагает творческую свободу ребенка, его как бы «отстранение» от роли: ребенок понимает, что он не Иванушка, а Саша, который в Иванушку только играет и волен выйти из роли в любой момент, чтобы, например, принять роль Кощея [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].

Учитель активно включается в такую деятельность как партнер, но чтобы организовать подобное действо, недостаточно выбрать сказку и смоделировать сюжет по желанию детей. Этим можно достичь лишь поверхностного усвоения фабулы, без проникновения в суть конфликта и без поиска оптимального поведения персонажей в игре-драматизации. Опыт показывает, что продуктивный процесс воспитания в целях социализации ребенка должен начинаться с его комплексного включения в мир фольклора. Под этим имеется в виду систематическая работа над какой-либо темой в подготовке непосредственно театрализованного представления.

Кроме того, театр привлекателен потому, что в работе можно часто обращаться к сказке. Если рассмотреть сказку с различных точек зрения, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуаций - так и останется в пассиве. И очень важно, чтобы дети осознавали смысл сказочных событий и их взаимосвязь с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас научила сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробо-

вать-я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам -на этом и основывается высокая педагогическая эффективность театрализованной деятельности школьников.

Вовлечение (включение) ребенка в театрализованную деятельность способствует развитию когнитивных процессов, его эмоциональному, психомоторному, коммуникативному, художественному и нравственному становлению, что отражается в личностных и метапредмет-ных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования, с одной стороны, и с другой - создаются эффективные условия для осознания своей значимости, неповторимости, «рождения» новых социальных контактов и пр. Эти личностные новообразования позволят школьникам качественно проявить себя в общественной и повседневной жизни.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкоте-рапии. СПб.: Речь, 2007. 176 с.

4. Ковалевский В.А., Карлова O.A. Направления развития доступности качественного обучения и воспитания детей Красноярского края // Вестник К ГПУ. 2014. № 2(28). С. 6-18.

5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 1999. 456 с.

6. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. 528 с.

7. Смирнова Л.Е. Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой // Aima mater. 2011. № 6. С. 49-54.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: http:// мин-обрнауки.рф/документы/2365 (открытый доступ).

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Дубровской. М.: Академия, 2002.

о ^ о о ^ h О Й

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему прежде всего «организация», а не «содержание»? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

В советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С. Л. Рубеншнейна. Эти виды деятельности рассматриваются им как этапы индивидуального развития человека, формирования и развития сознания. Эти виды деятельности стали рассматриваться всеми нами как фундаментальные формы психологического развития человека, формирования его сознания и личности от рождения до зрелости.

Многие специалисты в области детской психологии превратили игру в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребёнка с первого года жизни до начала систематического учения. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни.

Основное различие между игровой театральной деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нём обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей театрализованной деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. В психологической и педагогической литературе получило распространение понятия театрализованной деятельности именно как деятельности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста. Но включение театрализованной деятельности в деятельность человека любого возраста будет сопровождаться теми же особенностями. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать характеристики театрализованной деятельности, основанные, в первую очередь, на характеристиках театрализованной деятельности ребёнка.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

· с художественным образованием и воспитанием;

· формированием эстетического вкуса;

· нравственным воспитанием;

· развитием коммуникативных качеств личности;

· воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;

· созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает в становлении самооценки.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного развития:

· развитие разносторонних представлений о действительности

· наблюдение за явлениями природы, поведением животных

· обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы

· развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;

В сфере социального развития:

· формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

· воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

· развитие эмоций;

В сфере эстетического развития:

· развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа

· приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

· создание выразительного художественного образа

· развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата

· организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций

· обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов;

В сфере развития движений:

· согласование действий и сопровождающей их речи

· развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

· поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

Театрализованная деятельность есть ни что иное как наличие в концерте единого художественного сценического образа, для создания которого используются присущие театру, театральному действию, выразительные средства. А именно:

· Сценическое действие. Введение в номер сценического действия, когда жанр номера его не предполагает. (Например, выступление академического хора);

· Мизансцена. Введение в номер различных сочетаний поз, движений исполнителей, когда жанру номера присуще статичное расположение артистов на сцене. Введенные позы и движения внешне выражают сущность происходящих в данный момент на сцене событий и отношения между исполнителями.

· Сценическая атмосфера. Для создания которой используется: игровой свет, фоновая музыка, шумы и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие концерта.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта будущего актёра: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Художественная деятельность, в свою очередь, это деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается какое-либо произведение искусства. Она включает различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту .

Театрализованная деятельность является сегментом художественной деятельности, одной из ветвей развития. Существуют две стороны театрализованной деятельности:

1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

2. Режиссёрская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Исходя из основных характеристик театрализованной деятельности, мы можем выделить следующие её виды:

1). Театрализованная деятельность компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2). Театрализованная деятельность оригинального вида - создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

3). Театрализованная деятельность смешанного вида - использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.

Исходя из представленных видов театрализованной деятельности, мы можем заявить, что в работе со студентами университета возможно использование всех этих видов, в той или иной степени. Но, при этом, необходимо осознавать, что театрализованная деятельность предполагает определённые условия, как со стороны материальной базы, так и со стороны участников этой деятельности.

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26"

Мастер класс

тема:

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и креативного мышления дошкольников"

Музыкальный руководитель

Малыхина Светлана Васильевна

2018 г.

Театр – это волшебный мир .

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения, все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко запоминается на долгие годы. Лучшим условием в развитии творческой активности детей является театрально-творческая деятельность.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях:как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. И обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка , воспитания творческой направленности личности .

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств , глубоких переживаний и открытий ребенка , приобщает его к духовным ценностям. Таким образом,театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей креативности .

Креативность – сложный процесс , связанный с характером, интересами, способностями личности, с условиями окружающего мира . Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности .

Эрих Фромм (немецкий психолог) трактует понятие креативности , как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру : отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх , дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело серьезное, но и веселое. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории» .

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте :

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка ».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка , воспитание творческой направленности личности .

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность ребенка, выделяю и поощряю необычные импровизации, которые порой для ребенка становятся неким открытием для его возможностей, что влечет за собой более активному движению раскрепощения ребенка, становление его на путь - «Я могу!». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Для полноценного раскрытия образа я использую музыку , которая помогает передать характер персонажей.

Прежде чем поговорить об этапах практической деятельности в рамках детской театрализации, рассмотрим вопрос о видах детских театров и кукол, используемых в ДОУ.

    настольный театр;

    стендовый;

    верховой;

    наручный;

    напольный;

    театр живой куклы

Настольный театр:

Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале - нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами - персонажами какой-либо сказки. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Стендовый театр:

Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

Теневой театр в садах - самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Верховой театр

Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Наручный театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки - «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

    пальчиковый;

    перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).Рассмотрим одну из разновидностей таких Кукол - "Варежковые говорунчики". Они надеваются на кисть руки, словно зимняя варежка - отсюда и пошло их название, а "говорунчиками" они названы потому, что они «разговаривают», открывая и закрывая рот (пасть, клюв) за счет активных движений пальцев и кистей рук кукловода, что способствует развитию не только гибкости и подвижности локтевых суставов, кистей и пальцев рук, но и дикции, выразительности и сила речи ребенка.

В процессе игры с "Варежковыми говорунчиками" дети получают эмоциональный заряд, развивают фантазию и умение импровизировать, эффективно тренируя при этом мелкую моторику и риторику что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Продолжая тему перчаточных говорунов мне бы хотелось остановиться на куклах, одну из которых вы имели возможность видеть на занятии. Это парные варежковые говоруны. Данный вид варежковых говорунов управляется парой кукловодов. Один управляет головой и клювом, другой - лапами.
В процессе игры с "Парными варежковыми говорунами" дети развивают не только гибкость суставов, кистей и пальцев рук, координацию движений, дикцию, выразительность и силу речи ребёнка, но и умение работать в паре, способность понимать и чувствовать партнёра.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников. Но мы люди творческие, креативным мышлением, поэтому границ фантазии для нас не существует. На занятии вы имели возможность увидеть один из простых вариантов изготовления куклы-марионетки «Капитошки» из воздушного шарика.

Театр «Живой куклы».

Этот вид театра чаще других организуется в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

    театр кукол-великанов;

    театр масок;

    театр ростовых кукол;

Театр кукол-великанов проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют взрослые. Дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.

Предлагаю остановится на разновидности театра «Живой куклы» -это ростовые куклы. Так же она была представлена в моей непосредственной образовательной деятельности – это кукла «Зайчик». Такой вид кукол очень удобен в использовании на простом занятии, где необходимо быстрое, неожиданное перевоплощение в какого - либо героя, так и является удобным средством костюмного элемента на утренниках, развлечениях и.д,.

Театр ростовой куклы может быть представлен и в другом аспекте, где важную роль будет играть не кукла, а ширма. Это разновидности театра «Тамтамареска» . Это изначально был стенд для фотосъёмки с отверстием для лица. При помощи тантамарески детьми отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений. Это яркая картинка, интересный образ, несколько образов. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя. Театр тантаморесок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, а так же самое важное тренируют и выстраивать диалог.

Уже начиная с первой младшей группы, формирую у детей простейшие образно-выразительные умения, например, имитировать движения сказочных животных. И в этом мне очень помогают различные виды кукол, которыми управляют взрослые во время занятий. Видя перед собой куклу, которая призывает детей выполнить с ней те или иные действия, дети как по волшебству начинают танцевать, петь и т.д. Очень удобны в проведении праздников и досуговой деятельности использование кукольной театрализации.

Чуть повзрослев, во второй младшей группе, дети не перестают любить, приходящих к ним кукол, но некоторые дети могут уже сами изображать героев сказок, с использованием костюмов и масок.

В среднем возрасте дети обучаются элементам образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомиме) . В работе пока используются отдельно взятые миниатюры, небольшие сценки, где героями уже могут быть куклы, которыми начинают управлять сами воспитанники.

И сейчас, я вам предлагаю изобразить одну из театрально-музыкальных миниатюр, которая называется «Музыкальные червячки». Помощниками нам послужат носочные говоруны.

Исполняется театрально-музыкальная миниатюра «Музыкальные червячки»

Далее в старшей и подготовительной группах совершенствую образные исполнительские умения, развиваю творческую самостоятельность при подготовке инсценировок и спектаклей, как самостоятельно играющих актеров, так и с использование нескольких разновидностей кукол. Эти игровые моменты я часто вставляю в сюжет праздников, развлечений, досугов. И чтоб не быть голословными, я вам предлагаю посмотреть инсценировку сценки «Весну встречаем», которая была исполнена детьми старшего возраста на празднике 8 марта.

Исполняется сценка «Весну встречаем» воспитанники старшего возраста.

Исполняется отрывок из сценария «По следам Снежной королевы» воспитанники подготовительного возраста.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка . Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально - игровой деятельности . Своё выступление хотелось бы закончить словами русского театрального режиссёра , актёра, педагога и реформатора театра К . С. Станиславского:«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище , быть может и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».