Система воспитания и обучения в современной Индии. Возрождение национального культурного наследия через воспитание в области танца и музыки

Индия – страна большая, с многовековой историей, красивой и своеобразной культурой. При этом небогатая, густонаселенная, аграрная, с сильными традиционными и религиозными устоями. Как все эти особенности влияют на систему воспитания и обучения детей?

Прежде всего, нужно отметить огромное влияние семьи на воспитание ребенка. В индийской семье принято жить вместе сразу нескольким поколениям: родителям, их женатым/замужним детям и младшим незамужним/неженатым братьям и сестрам. Взаимное уважение, нравственные отношения, послушание и сдержанность – ценные качества большой индийской семьи.

В Индии детей воспитывают добрыми советами и личным примером. Главное качество, которое взращивают в них почти с самого рождения – доброта, доброжелательность. Не только к людям, а ко всему живому: собаке, муравью, цветку. При этом главным примером для детей служат сами родители – они не наказывают, не кричат и не бьют даже проказников. Вообще, сдержанность в эмоциях считается в Индии добродетелью, а неумение погасить свой гнев и раздражительность – пороком. «Не можешь думать хорошо – думай об этом реже» - гласит один из индийских принципов отношения к жизни.

Несмотря на развитый культ материнства, Индия имеет патриархальный уклад с главенствованием мужчины. В стране по сей день сохраняется различное отношение к детям женского и мужского пола. Дочка – гостья в доме, которая вырастет и уйдет в другую семью. Девочку с юных лет готовят к главной задаче ее жизни – быть послушной женой и хорошей матерью. А еще родители дочки с самого ее рождения начинают откладывать деньги на свадьбу и приданое, ведь девочка – это еще и дополнительный финансовый груз, которому в индийских семьях не всегда рады.

Мальчик – награда для семьи, будущая опора престарелых родителей, продолжатель рода и наследник имущества. Поэтому для матери исполнять желания сына, терпеть и прощать его проделки также естественно, как во всем слушаться отца и мужа. В то же время, влияние на сына – единственная возможность для индийских матерей проявить свою власть в семье, и они ею широко пользуются. Согласно исследованиям, большинство взрослых мужчин в Индии испытывают очень сильную привязанность к матери, признают ее сильный авторитет, ищут у нее утешения и совета.

До года или двух ребенок находится на грудном вскармливании, спит с мамой, а днем она или другие женщины семьи всюду носят его с собой на боку. В 2-3 года детей отдают в детский сад. Садики в Индии частные (платные), как и большинство школ. Воспитатели и педагоги много внимания уделяют развитию духовности и творческих навыков, саморазвитию (нравственному и физическому). Учиться здесь не заставляют. Занятия проходят в форме дискуссий, которые стимулируют детей думать. «Уроки памяти», «уроки медитации», «уроки улыбки» - обычная практика в индийских школах. Общепринят индивидуальный подход к детям без поощрения соревновательности между ними. Важно не то, каких успехов достиг ребенок по сравнению с другими учениками, а насколько он улучшил собственные результаты. Лучших учеников награждают «карточками успеха». О неудачах не говорят, а родителям принято сообщать только хорошие оценки, чтобы не расстраивать их.

Несомненно, система воспитания и образования Индии уникальна и в большей степени подходит именно для этой своеобразной страны. Однако и европейцы могут почерпнуть в ней много полезного. Искренняя доброжелательность, высокая нравственность, взаимное уважение, терпение и отсутствие любых форм насилия – вот что привлекает в ней больше всего.

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э.

Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. Школьное образование в долине Инда скорее всего по­явилось в доарийский период в городах Хараппской культуры (3-2-е тысячелетия до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен. Фактически древнейшими документами об образования в Индии являются ведийские упанишады - священные наставления, - относящиеся к VIII-VII вв. до н. э.

В течение 2-1-го тысячелетий до н. э. территория Индии осваивалась арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудра (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии - профессиональные воины - в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, у них были одни лишь обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов - так называемые парии.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания, и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, каким должно быть воспитание и обучение.

Эти представления основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьи - трудолюбие и терпение, у шудры - покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на такое воспитание могли лишь высшие касты). Согласно этому взгляду человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древних сказаниях и эпосе. Так, в сказании индоарийцев "Бхагавата пурана" дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных с ними играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды и сделался знатоком всяческих разнообразных умений и искусств, и овладел людской премудростью. ,

Носителем идеального воспитания служил также Рама.-герой другого древнеиндийского эпоса - "Махабхараты". Вот каким был этот образец человеческого совершенства:" Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также "Бхагавадгита" (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. "Бхагавадгита" написана в форме бесед мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит так: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий сопровождается рассмотрением конкретных примеров.

Суть обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека.

Порядок упанаямы и содержание дальнейшего обучения для представителей высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3-4 года. Ученичество счита­лось отдельным важным периодом в жизни человека. Хотя формально все высшие касты имели право на полноценное (брахманское) образование, на практике вайшьи купцы и ремесленники в силу своей занятости обычно не пользова­лись этим правом. Военачальникам и царям (кшатриям) тоже было недосуг, поскольку свое свободное время они посвящали развлечениям.

Фундаментальное образование, следовательно, получали брахманы. Ученики именовались брахмачаринами, учителя - гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью тайных наставлений - упанишад брахман мог овладеть высшим знанием - брахмавидъя, постичь абсолютную истину и реальность - брахману. Брах­манское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие "подсобные науки": правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносил как откровение свыше. Срок Брахм обучения составлял 12 лет.

Программа обычного образования, прежде всего, включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование приобретали, как правило, немногие юноши. В его программу входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи, и помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Местом обучения служил обычно дом учителя - гуру кула.

Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические тексты - упанишады. Обучение, следовательно, было словесно-звуковым. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в Древней Индии записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго. Во-вторых (что еще более существенно), устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи знаний. Основная часть вед звучала на архаическом языке. Вот почему среди предметов образования на особом месте стояла грамматика - веда вед, а также фонетика и этимология.

Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать по дому, предаваться аскезе, т.е. поститься и усмирять плоть. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши либо продолжали посещать известного своими познаниями учителя-гуру, либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей.

Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

В середине 1-го тысячелетия н.э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который в свою очередь оказал воздействие на весь уклад жизни древней Индии.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманизма и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру собирались ученики, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился с отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс Самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательного усвоения.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. В школах вед акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии.

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.

В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

Воспитание рассматривается, как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела".

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали Чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования. Среди подобных центров получили известность, например, комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара). В Такшашиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в. н, э.), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в. до н. э.) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития"

Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся соци­альный круг учащихся.

Дошкольное образование в Индии Подготовила воспитатель МБДОУ №74 Валиева Альфия Вализановна

Главное - доброта Система воспитания в современной стране взяла всё самое лучшее и получила сильнейший сплав индуистской, мусульманской и буддийской педагогики. Воспитывать, учить и развивать своих детей индийские родители начинают буквально с первых дней жизни. И главное качество, которое они стремятся привить с детства – это доброта. Причём доброта не только по отношению к людям, но и ко всему окружающему миру: животным, растениям, насекомым. Не менее важной чертой, которая воспитывается у маленьких индусов, является умение проявлять мягкость, приветливость, сдерживать себя, не показывать свои эмоции, раздражение, гнев. В индийских семьях дети растут в атмосфере доброжелательности. Какими бы уставшими и раздражёнными ни были родители, никто и никогда не увидит, чтобы они ругались, кричали, шлёпали своих чад или даже просто сердились на них. Терпеливость, которая царит в индийских семьях по отношению к детям, просто поражает!

Долгое время, столетия, индианки сидели дома и занимались хозяйством, дети были при них же, т.ч. необходимости в садиках для малышей на полный день не было. Сейчас же, все больше семей, где работают оба родителя, и встает вопрос «куда пристроить ребенка?» По крайней мере, нет детсадов в нашем понимании и тем более бесплатных. Спрос порождает предложение, так стали появляться особые группы « day care », где ребенка можно оставить на полный день. Все они, как правило, работают при « pre-school » («подготовительная школа», англ.) В самих « pre-school », которые посещать перед поступлением в школу нужно обязательно, есть следующие группы, если сравнивать с нашей системой, то разделяются они так: 1.Play group или «игровая группа» - это что-то типа яслей - группы для самых маленьких, сюда детей отдают уже с 2-летнего возраста. Здесь дети находятся и играют до трёх часов в день, и посещение этой группы не обязательно; занятия начиются в июне (это начало учебного года в Индии). Изучают алфавит, разучивают песенки на английском, запоминают названия фигур, считают, ну и так далее, все в игровой форме.

Примерный план на август: - Празднование особого праздника Rakshabandhan . - День матери, присутствие мам обязательно. - Зеленый день, одеваемся только в зеленое. - День семьи, будут делать семейное дерево(принести семейные фотографии). - Праздник в честь Бога Кришны, ребенка нужно будет одеть в костюм. - День головных уборов, нужно прийти в какой-нибудь шапочке, кепке,… - Праздник Дня Независимости Индии, одеть ребенка нужно будет в белое. - День джинсовой одежды, одеваться соответственно. - Родительское собрание. - День мороженого, будут кормить им детей прямо в школе. - День отца, присутствие папы в детсаду пару часов.

2.Nursery в переводе «ясельная группа», но это больше похоже на нашу среднюю, это группа уже обязательна для посещения. Здесь дети уже гораздо больше учатся, чем играют, хотя практически половина обучения проходит в игровой форме. Очень тяжело заставить трехлетнего ребёнка учиться. Именно здесь дети получают свои первые домашние задания, которые обязательны к выполнению. Выходит, что у детей в 3-4 года уже имеются свои маленькие обязанности; 3. LKG (Lower Kinder Garten) – привычная нам старшая группа. Дети в 5 лет уже обязаны знать и писать весь английский алфавит, читают и пишут первые несколько букв главного языка Индии - хинди, изучают счет до 100; 4.UKG (Upper Kinder Garten) – подготовительная группа. После окончания этой ступени обучения, в 6 лет, ребенок знает и может полностью рассказать и написать алфавит на языке хинди, свободно пишут и читают слова на английском из 5-7 букв, умеют писать любое число до 100, решать простой математический пример (сложение, вычитание, определение большего или меньшего). После этой группы ребенок поступает в школу. ребенку дают настоящие домашние задания, дополнительно дают книги для чтения. В первые две группы малышей приводят на 2, максимум 3 часа в день, в последующих дети учатся по 3 часа. Детки каждый день в школе кушают принесенную из дома еду.

Бедное население Индии чаще принуждают своих детей работать, нежели отдавать их учиться. Хотя в стране давно существуют бесплатные школы и принят закон, по которому родители обязаны обеспечить ребенка возможностью посещать школу. Бесплатная школа Использование детского труда

Есть такой известный древнеиндийский афоризм: «До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом».

«Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда» — эти заповеди прочно закрепляется в сознании маленьких индусов.

Рассказ о воспитании девочки в Индии начнем издалека, с момента когда воспитывать еще некого, когда очередная индийская мама еще только подыскивает своей красавице дочке достойного жениха - разузнает из какой он семьи, касты, какого будет благосостояния и знака зодиака, и еще много много других вещей предстоит вызнать индийским родителям прежде, чем их драгоценное чадо выйдет замуж.

В индийской семье родилась девочка, будущая жена, мама, хранительница домашнего очага. Что делают родители? Они тут же начинают откладывать деньги на приданое, которое в Индии надо сказать немаленькое и может достигать 15-20 тысяч долларов в зависимости от статуса жениха. Если раньше звонкие рупии копились в течение 14 лет (в этом возрасте обычно индийские девушки выходили замуж), то сейчас время пополнения казны увеличилось до 18-20 лет.

Были в Индии времена, когда браки заключались и между детьми. Закон, принятый в 1931 году подобные браки запретил, а закон 1955-ого установил возрастной минимум вступления в брак, который для девушек составил пятнадцать лет, а для юношей - восемнадцать.

Однако вопреки каким бы то ни было предписаниям в 1972 г, в одной из индийских деревень состоялась таки свадьба девятилетнего жениха с годовалой невестой. Молодая не совсем уверенно держалась на ногах, поэтому на церемонию ее нес на руках отец. Когда же юную супругу увозили из родной деревни к жениху, драгоценная ноша перешла в руки свёкра.

Часто в Индии браки совершаются между людьми, которые до свадьбы даже ни разу не видели друг друга. Для индийских молодых людей и девушек это вовсе не трагедия и не "ужас, ужас", ведь с раннего детства они воспитываются в полной уверенности, что муж и жена предназначаются друг другу Богом, а родители, исполняя волю всевышнего, подбирают им пару. "Вы, европейцы, любите и женитесь, а мы, индийцы, женимся и любим" - любят говорить индусы.

Как родители ищут жениха или невесту? О... в Индии это отдельная тема.

Ищут по старинке с помощью "сарафанного радио", не брезгуют и современными средствами массовой информации, такими как газета или интернет. Объявления о поиске жениха или невесты нередко можно увидеть на английском языке в газете Times of India или на хинди в "Хиндустан". В объявлении указывается религиозная, кастовая принадлежность, образование жениха, возраст, оклад, рост, а иногда и некоторые дополнительные сведения, вроде - "владелец двух домов, хорошего телосложения, красивый, со светлой кожей". Здесь же говорится, какой должна быть невеста: возраст, каста, рост, образование, специальность. Отдельной графой указывают - "той же касты" или "каста безразлична".

После того как невеста или жених подобраны, родитель идет к астрологу, который тщательно сверяет гороскопы будущих супругов, высчитывает наиболее благоприятный день для свадьбы. К предсказаниям астролога индусы относятся очень серьезно, если он сказал, что молодые не подходят друг другу, то такой союз вряд ли состоится.

После свадьбы молодожены обычно поселяются в доме мужа, причем под одной крышей подчас мирно сосуществуют сразу несколько поколений - тут вам и женатые сыновья с женами и детьми, неженатые сыновья, незамужние дочери, дяди и тети.

Традиционно женщина в Индии не работает, а занимается домом и детьми. Если нет прислуги, то женщина поднимается рано - около 4 часов утра, готовит еду на весь день еще до восхода солнца, пока не стало жарко. Если замужняя женщина захочет чем-либо заниматься (танцами, музыкой), то - только с разрешения мужа и только для мужа.

Наряду с патриархальными обществами в Индии есть две общины, одна в южной части страны, а другая в северо-восточной штата Мегалайи, где до сих пор существует матриархат: муж поселяется в доме жены, дети носят фамилию матери, а наследует все младшая дочь, с которой живут старики родители.


Воспитание ребенка

В Индии существует анекдот о женщине, которую упрекнули в том, что та опоздала с воспитанием своего двухнедельного малыша ровно на две недели. Воспитывать индийские родители начинают буквально с первых дней жизни. Главное качество, что стараются привить детям, это доброта, причем доброта не только к людям, но и к животным, насекомым, цветам. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" - эти заповеди прочно закрепляются в сознании маленьких индусов.

"Идеальное воспитание", на которое в древней Индии мог претендовать ребенок исключительно из высшей касты, предусматривает гармонию умственного развития (ясность суждений и рассудочное поведение), духовности (способности к самопознанию), физического совершенства (закаливание, владение собственным телом), любви к природе и прекрасному, самообладания, сдержанности.

Красной нитью в воспитании детей проходит умение обуздать свои эмоции. Одним из самых больших пороков считается неумение сдерживать свое раздражение, гнев, неумение проявлять мягкость в манерах, приветливость в обращении. Вы никогда не увидите, чтобы детей шлепали, кричали на них или даже просто сердились. Каким бы усталым ни чувствовал себя родитель, в каком бы негативном состоянии не пребывал, он никогда не покажет этого детям. Дети растут в атмосфере доброжелательности - терпеливость, которую проявляют в индийских семьях по отношению к детям просто поразительна!


Учиться по-индийски

Учиться индийские дети начинают в совсем раннем возрастем. В два-три года малыш идет в детский сад или подготовительную группу, а вскоре и в саму школу. Начинается учебный год в июне, после самого жаркого апрельско-майского сезона. Хотя надо сказать, что и июнь прямо скажем не радует прохладой, как говорят в Индии - три погоды - жарко, очень жарко и невыносимо жарко.

Образование в основном платное, бесплатные государственные школы в принципе существуют, но репутацией пользуются не очень положительной. До 14 лет дети учатся в средней школе, потом два года в колледже и затем по желанию и возможности - университет.


Интересно описывает процесс обучения в Бангалорской школе один российский журналист:

"Мы сидим с директрисой в тенечке в углу просторного внутреннего двора. На другом его конце, достаточно далеко от нас, нескончаемой струйкой вливаются в классы веселые отдохнувшие дети. И почти каждый, заметив издали нас, специально делает крюк и, подбежав, радостно здоровается с директрисой. А та, улыбаясь, говорит каждому ласковые напутственные слова. Можете вы представить что-либо подобное в какой-либо из наших школ? Чтобы детям доставляла радость встреча с директором? Чтобы специально подойти и поздороваться, хотя для этого надо пробежать под палящим солнцем не один десяток метров?"

Раскрытие личности, построение характера - вот цель школы.

Не просто дать знания, а научить учиться. Научить думать, приучить размышлять. Проводятся уроки медитации, уроки памяти. Один час в день советуют проводить в молчании, говоря лишь самое необходимое. Советы учителей иногда бывают неожиданными, как например: не хочется учить по учебнику — возьми сугубо научную книгу на ту же тему и заставь себя прочесть хотя бы половину; после этого учебник будет читаться легко и с интересом. Наряду с общеобразовательными предметами учат йоге, учат терпению и терпимости, учат даже улыбаться. Не стыдятся проявлять свою любовь к детям, обнимают их, гладят, шутят - при этом нет ни чувства превосходства над учениками, ни избирательности и любимчиков.

Дети постарше изучают такие непривычные для нас тексты, как "Дисциплина", "Отношение к еде", "Как учиться?", "Как развивать свое тело" - а рядом с ними и совсем уже серьезные темы: "Идеал", "Смерть" и т.д. Учитель не тратит время урока на изложение темы, его дело — завязать и направить дискуссию, вовлечь в нее всех — и разве не учится при этом педагог у своих собственных учеников? Дискуссии и споры заканчиваются жесткими экзаменами два раза в учебном году, кроме того, в конце месяца проводятся тесты. Ежемесячно на общем собрании выдают сертификат лучшим ученикам и особые "карточки успехов" тем, кто улучшил за этот месяц свои отметки.

И вот здесь необходимо остановиться на одном моменте, который имеет принципиальное значение. "Карточка успехов" выдается (под аплодисменты всей школы) не тому, кто обошел других, а тому, кто превзошел свои собственные результаты прошлого раза. Не тому, кто "лучше всех", а тому, кто стал лучше самого себя. Каждый ребенок соревнуется не с зубрилой - соседом по парте, а с самим собой прошлого месяца. И пусть другой ученик получил две "карточки успеха", а ваш ребенок только одну, но он поднялся над самим собой вчерашним!"

Школьная форма в Индии
Школьная форма обязательна с младших ступеней образования вплоть до старшей школы. Школьная форма для мальчиков состоит из светлой рубашки и темных или синих брюк, девочки же носят рубашку и юбку или платье. В ряде школ обязателен галстук.

В некоторых школах Индии принято носить сари (единого цвета и кроя) или так называемый shalwar qameez - традиционная одежда как для мужчин, так и для женщин в Южной и Центральной Азии, состоящая из широких брюк, сужающихся книзу и длинной рубашки.

P.S.Рецепт "Чапати" от настоящей индийской свекрови (очень вкусно, мы проверяли)

Чапати - лепешки из муки, воды и масла, которые в Индии подаются практически к любому блюду. Чапати используют в качестве своеобразных съедобных ложек, зачерпывая ими острые соусы или приправы. Для приготовления лепешек потребуется - 1 чашка пшеничной муки, 1/2-3/4 чашки теплой воды, 1 ст. ложка топленого масла.

Из муки и воды замешивается упругое тесто, которое нужно разделить на 6 шариков. Подсыпая муку, раскатываем каждый шарик в тонкий блинчик. Когда на поверхности чапати начнут появляться небольшие белые пузырьки, а края начнут заворачиваться наверх, переверните их плоскими щипцами на другую сторону и держите на сковородке, пока вся поверхность чапати не покроется пузырьками.

Возьмите чапати щипцами и поднесите к огню, поворачивая обеими сторонами над огнем несколько секунд, пока оно не вздуется, как шар. Готовое чапати должно быть полностью пропечено - на нем не должно оставаться влажных участков, и покрыто с обеих сторон коричневыми пятнышками. Прихлопните чапати руками, чтобы из него вышел весь воздух, и смажьте одну сторону растопленным маслом. Подавайте чапати горячими или заверните в ткань, чтобы они сохранили тепло и остались мягкими.

В этой экзотической стране к детям существует особый подход: его нельзя сравнить с европейски или китайским стилем воспитания. Здесь на первый план выходит не закалка характера и не стремление стать первым среди лучших. Малышам прививают совершенно иные ценности, отличные от привычных нам.

Традиционная многодетность

В индийских семьях обычно много детей. Много - это не трое, а, скажем, шестеро-семеро. И быть матерью в Индии считается очень престижно и почетно. На форумах и в блогах туристки пишут, что если им встречалась женщина, у которой один ребенок, и которая по тем или иным причинам больше не может иметь детей, они были поражены глубиной ее горя. Воспитывать одного ребенка в Индии практически сопоставимо с невозможностью забеременеть для европейки.

Семейные трудности

В то же время индийским женщинами приходится ой как непросто. Обычно они сидят дома - ну естественно, с таким количеством детей на работу не выйдешь! На их хрупкие плечи ложится воспитание этой веселой компании, а также вся работа по дому. Индия - не самая богатая страна, а уровень жизни большинства ее граждан далек от высокого, денег на нянек у среднестатистической семьи нет. Не такая уж редкость для этой страны женские самоубийства. Не каждая способна выдержать такой темп и такую нагрузку.

Поскольку мама не работает, а детей нужно кормить, добытчиком выступает отец семейства. Зачастую мужчины трудятся на нескольких работах, времени и сил уделить внимание малышам у них не остается. Многие индийские женщины зачастую сетуют на нехватку общения с отцами в детстве. Вот и растут эти трое-пятеро-семеро (а порой и одиннадцать) детей фактически без пап. А учитывая количество дел и число забот у мам, общения и с ними чадам явно не хватает.

В обеспеченных семьях, конечно, все происходит иначе. Мама спокойно сидит дома, руководит отрядом нянь, домработниц и кухарок и растит детей в свое удовольствие. Эти малыши не обделены вниманием матери, а вот сколько времени посвящает деткам папа - все еще остается большим вопросом, поскольку отцы с утра и до ночи пропадают на работе.

Особенности педагогики

Обучение в школах происходит тоже не так, как в европейских учебных заведениях. Детям не только дают знания по привычным предметам, но и занимаются развитием личности каждого ученика. К примеру, первое, что пытаются привить школьнику, - это доброта. Причем в широком смысле этого слова: не обидь ближнего, не ударь собаку, не срывай цветы…

Второе - это умение рассуждать и развивать свою духовность уже с детства иметь представление о таких вещах, как смерть и идеал. Причем представления эти не навязываются педагогами, а формируются в голове у ребенка сами по себе. Ведь часто уроки проходят в форме дискуссий о подобных вещах и явлениях, где каждый может выразить свою точку зрения и, выслушав остальных, возможно, несколько изменить свое мнение.

Впрочем, занятия в индийских школах проходят не только в философском ключе. У учеников есть и обыкновенные уроки с обыкновенными тестами и контрольными. В конце года им выдают табели (правда, тут несколько иная система оценивания, но суть от этого не меняется). Интересно, что бурные аплодисменты класса срывают не отличники, а тем, кому удалось подтянуть оценки по сравнению с прошлым годом. Это значит, что такие ученики смогли побороть себя, стать лучше, чем они были ранее, а не чем кто-то другой.

Кроме того, у индийских детей есть уроки медитации, йоги и памяти. Им прививают терпимость и терпение.

Интересно и отношение учителей к школьникам. Я бы сказала, что в Индии оно более неформальное. Педагог может приобнять ребенка, погладить его по голове, сказать что-то ласковое. При этом ни в коем случае не показывая, что у него есть свои любимчики. То, что на Западе приравнивают к сексуальному домагательству, в Индии воспринимается как проявление отечекой любви и заботы.