Свадебный каравай — символ благополучия. Свадебный каравай: традиции и современность

Это лишь в последнее время свадебный каравай стал не более чем данью старинным традициям. А ведь некогда хлеб был не просто символом обеспеченной, достойной жизни, он был самой жизнью, и без него никакой праздник просто невозможно было себе представить. А белый, да еще празднично украшенный, хлеб считался настоящим знаком благополучия и занимал центральное место на праздничном столе.

В каждом регионе свадебный каравай украшали по-своему, везде были свои обряды и традиции, связанные с приготовлением хлеба. Но всегда и везде его старались приготовить с душой, с самыми положительными эмоциями и украсить настолько торжественно и красиво, насколько только получится! Символом счастливой семейной жизни везде считался абсолютно круглый, как солнце, пухлый, ароматный, украшенный непременно парными фигурками каравай.

Для замешивания теста на каравай приглашались специальные каравайницы, а управляла всем старшая каравайница – женщина непременно замужняя, живущая со своим мужем в любви и достатке, имеющая богатый дом и много детей. Считалось, что через каравай она как бы делится с молодоженами своим семейным счастьем. Перед началом замешивания теста, женщины должны были непременно умыться, вымыть руки, повязать головы платками, надеть нательный крест и помолиться. В соответствии с разными традициями, замешивание и выпекание теста сопровождалось молитвами или песнями. Очень важным считалось, чтобы в хате, в которой пекли хлеб, никто не ругался, не кричал громко и не злился – весь процесс должен был проходить в доброй, спокойной атмосфере. Горницу украшали ветками и ягодами калины, дубовыми ветвями, рушниками. Сажал каравай в печь только женатый мужчина.

Хорошей приметой считался большой, высокий каравай. Частенько он удавался настолько большим, что приходилось сначала вынимать из печи несколько кирпичей, а уже потом можно было вынуть сам каравай! Каравай должен был равномерно подрумяниться со всех сторон и быть красочно украшен. Плохой приметой считалось, если на каравае появлялась трещина и именно поэтому хорошие каравайницы, которые выпекали самые лучшие хлебы, всегда были нарасхват!

Подавали каравай молодым после венчания, перед тем, как они садились за стол. Традиционно это делали родители жениха, а каравай должен был лежать на нарядном вышитом рушнике. Существует традиция, что молодые должны откусить по куску каравая и кто сможет откусить больший кусок, тот и будет главой в семье. Обязательно нужно было угостить караваем каждого гостя и родственника. Также обязательно небольшие кусочки каравая после свадьбы заворачивали в чистую тряпицу и сохраняли на всю жизнь, как символ достатка и семейного благополучия.

Сейчас очень мало кто печет караваи на свадьбу самостоятельно – в основном их заказывают в пекарнях и кондитерских. К сожалению, обряды, связанные с приготовлением и подачей свадебного каравая практически утратили свое значение и сохраняются только в редких селах.

Для современных молодоженов и придают ли ему такое же значение, как в былые времена? Отнюдь, довольно часто его попросту заменяют свадебным тортом, не задумываясь над тем, что каравай, рецепт которого передается из поколения в поколение - это не просто хлеб. Свадебный каравай - это целый ритуал, своеобразное таинство, которое вершится до торжественного бракосочетания. И принимать участие в его выпечке может далеко не каждый. Как знать, не является ли стремительно растущее число распадающихся браков следствием несоблюдения вековых традиций, заложенных нашими мудрыми, все замечающими предками, которые с благоговением относились к хлебу, считая его щедрейшим из даров матушки-земли.

По славянской традиции еще с языческих времен которого свято хранился - обязательный атрибут на каждом праздничном застолье по поводу бракосочетания (венчания). Каравай в форме круга - символ небесного светила, которое пытались таким образом задобрить, чтобы бог-Солнце был милостив, взял под свой покров и благословил новобрачных. Наличие каравая на свадебном застолье прочило долговременную, счастливую и состоятельную жизнь молодым.

Готовили праздничный хлеб каравайницы - непременно замужние, причем, обязательно счастливые в браке, женщины. Бездетные и вдовы к таинству выпекания обрядового каравая не допускались. Число принимающих участие должно было быть нечетным (3, 5, 7). Назначалась старшая каравайница - женщина, живущая в ладу с мужем, имеющая отзывчивых и трудолюбивых детей. Бытовало поверье, что каравай - рецепт не только выпечки. Считалось, что счастье, любовь и согласие передаются от каравайницы молодоженам.

Итак, таинственный ритуал выпечки свадебного каравая заключался в нескольких обязательно выполняющихся условиях.

  • право замешивать тесто получала счастливая женщина (каравайница), которая предварительно покрывала голову платком, умывалась и надевала нательный крест;
  • женатый мужчина ставил каравай в печь;
  • Во время приготовления читались молитвы «Отче наш» и «Богородица», пелись приговоры: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового»;
  • готовый каравай, рецепт украшения которого предусматривал наличие калины - символа крепкой и сильной любви, пшеницы - достатка и благосостояния, берегли от чужих глаз, накрывали его вышитым рушником до наступления торжества.

Примета означала, что чем больше и выше получится каравай, тем богаче и счастливее будет жизнь новобрачных, поэтому старались печь караваи больших размеров.

Свадебный каравай. Рецепт

Ингредиенты:

  • мука - восемь стаканов;
  • сахар - 7-8 ложек;
  • яйца - 10 шт.;
  • молоко - в пределах одного-двух стаканов;
  • масло (растительное или сливочное) - 100 г;
  • дрожжи - 25 г;
  • соль - пару чайных ложек.

Рецепт каравая на свадьбу . Приготовление

  1. Дрожжи разводят в теплом молоке, смешивают с желтками и сахаром.
  2. Белки взбивают отдельно.
  3. Муку высыпают в сосуд для замешивания теста. Добавляют смесь из дрожжей с желтками и сахаром. Перемешивают и выкладывают соль и масло.
  4. Тесто вымешивают долго и тщательно (приблизительно полчаса), выложив его на стол, предварительно посыпанный мукой. Приблизительный выход готового теста - около 2,4 кг.
  5. Полкилограмма теста оставляют для украшения.
  6. Основной кусок, скатанный в форме шара, выкладывают на противень, украшая его листочками, цветами, косами и др.
  7. Оставляют подходить, пока изделие не увеличится в объеме в три раза. Перед отправкой в духовой шкаф, каравай смазывают взбитым желтком, чтобы он получился румяным и блестящим.
  8. Выпекают в разогретой до 250-300ºС духовке около получаса, убавляя в конце температуру до 180ºС.
  9. После выпекания готовый каравай накрывают салфеткой, так он не засохнет, а будет продолжительное время мягким и пышным.

Еще с давних времен на территории нашей страны существовало очень много примет и обычаев, связанных с хлебом. Наши предки дорожили им, как зеницей ока, берегли и поклонялись ему… Именно из такого вот культа и родился свадебный каравай, а также ряд традиций, связанных непосредственно с ним.

В те далекие времена хлеб считался даром, причем щедрым, которым награждала матушка-земля за труд, старание и терпение. Каравай как символ наивысшего плодородия и богатства присутствовал на различных славянских праздниках, ему уделяли большое значение. Но на свадьбах, неважно каких - богатых, бедных – большой и круглый каравай обязательно должен был присутствовать.

Круглый свадебный каравай символизировал собой Солнце, это пришло еще с язычества, где бог-Солнце должен был смиловаться и взять под свой покров и благословение брачующихся. Самим наличием каравая на свадьбе молодых нарекали на долгую и зажиточную жизнь.

Для приготовления каравая определялись каравайницы – все уже замужние женщины, но ни в коем случае не вдовы и не бездетные. Каравайниц могло быть 3, 5 или 7, среди них определялась главная или старшая каравайница, которая руководила процессами растворения и замеса теста, выпечкой каравая. Старшей каравайницей становилась женщина, живущая с мужем в добре и согласии, любви и счастье, у которой были трудолюбивые и отзывчивые дети.. Бытовало поверье, что так лад и счастливая семейная жизнь передастся от каравайницы и жениху с невестой. Иногда данную роль брала на себя крестная мама с одной из сторон.

Во время приготовления каравая женщины пели песни: так были песни-приговоры, оставшиеся с языческих времен: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового», а также читали молитвы, как бы прося Божьего благословения для молодых.

Поскольку каравай как бы отображал статус будущей семейной пары, то его пытались сделать не только вкусным, но и побольше, потолще повыше – так, порой, он выпекался размером в свадебный стол. Бывали случаи, когда каравай поднимался так высоко и запекался таким толстым, что его невозможно было вытащить из печи и приходилось вынимать по несколько рядов кирпичей из печи. После того, как каравай был готов, его украшали калиной, пшеничными колосками. Это было традиционным украшением: во-первых, в те времена свадьбы чаще проводились именно осенью в пору, урожая, как раз, когда и калина поспевала и пшеница стояла золотистыми колосками; во-вторых, калина была символом сильной и крепкой любви, а пшеница – благосостояния и достатка.

После каравай накрывали рушником и берегли подальше от посторонних людских глаз.

Накануне свадьбы выпекались и маленькие «каравайчики», их разносили вместо приглашений на торжество.

На купеческих и царских свадьбах караваи были невиданных размеров. Помимо каравайниц нанимались и каравайники, которые на носилках, обитых богатыми материями, чаще бархатом, доставляли каравай на стол.

И вот молодых встречали караваем, причем чаще им предстояло вкусить свадебный хлеб именно с середины, что означало зарождение новой жизни. Само по себе деление свадебного каравая символизировало потерю девственности невесты. После того, как караваем благословляли молодых, ему отводилась непосредственная роль и в церемонии одаривания, о ней даже говорили так: «на каравай покласть». То есть родственнику, гостю предлагалось отведать, принять каравай, а взамен что-то дать, одарить молодых. Разрезали, делили каравай крестные родители, а разносили кусочки – дети. Гостям негоже было уйти со свадьбы домой без кусочка свадебного каравая, а уже дома в семье его делили между всеми семейными, даже теми, кто не побывал на свадьбе. Считалось, что тому, кто отведает свадебный каравай, будет сопутствовать удача, особенно, если впереди предстояло какое-то новое дело или дорога.

Украшения с каравая раздавали присутствовавшим незамужним девушкам, словно пожелание также обрести счастье в семейной жизни и вскоре почувствовать на себе, что такое свадьба.

Данная традиция настолько крепко вошла в нашу славянскую культуру, течет в нашей крови, что мы до сих пор встречаем, уже скрепивших узы брака, молодых караваем с традиционными узорами-украшениями, благословляющими на богатую семейную жизнь в любви и согласии.

Сценарий праздника

Ховдей З.И., учитель биологии Макеевской ОШ I-III ступеней №2

Катозова Г.В. учитель географии Макеевской ОШ I-III ступеней №2

Макеевка 2015

Аннотация

Мы выбрали эту тему потому, что хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух.

Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов.

Исходя из выше сказанного, мы стараемся чаще говорить об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет хлеб в жизни человека, как люди страдали во время войны, когда хлеба практически не было. И думаем, что

сможем увлечь детей любовью к хлебу, так как уже сейчас видны результаты

нашей работы по этому проекту.

Сценарий праздника

«Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!»

Ховдей З.И., учитель биологии Макеевской ОШ I - III ступеней №2

Катозова Г.В. учител ь географии Макеевской ОШ I - III ступеней №2

Тема: «Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!»

Цель: расширить знания об истории возникновения хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба.

Добиться сознательного понимания учащимися цены хлеба.

Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду, хлебороба, любовь к родной земле.

Оформление зала.

Важное значение для успешного проведения праздника имеет оформление помещения. На сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Многим ли, действительно приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного хлеба, - составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» (К. Тимирязев).

В зале выставка рисунков и плакатов о хлебе, которые подготовили учащиеся 1-11 классов.
Команды оформили столы с приготовленными хлебобулочными изделиями. в центре – каравай хлеба на рушнике.

Структура вечера.

1. Слово ведущих.

2. Приветствие команд (защита и объяснение названия и эмблемы команды).

3. Конкурс историков «История возникновения хлеба».

4. Конкурс названий хлебобулочных изделий.

5. Конкурс- игра «Полей всходы».

6. Конкурс пословиц о хлебе «Продолжи пословицу», «Собери пословицу о хлебе из предложенных слов».

7. Конкурс любознательных «Знаете ли вы что…»

8. Конкурс - презентация блюд и рецептов «Что можно сделать из черствого хлеба».

9.Слово гостю – работнику городского хлебозавода.

10. Конкурс «Кто назовет больше профессий хлебороба?»

10. Конкурс «Песня о хлебе».

11.Награждение команд «Лучший плакат или рисунок о хлебе».

12. Подведение итогов конкурса (жюри) и награждение команд – победителей.

Ведущие в костюмах.

Ведущий1. Вот он теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол.

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведущий 2. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой.

Ведущий 1. Хлебом-солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

Ведущий 2. Пришло время: слово предоставить командам.

Конкурс 1. Представление команд. Защита и объяснение названия команды и эмблемы.

(Предлагаем следующие названия команд: «Колосок», «Калач», «Кренделек», «Плюшка», «Каравай».)

Ведущий 1.

Родословная хлеба, ее предистоки

Затерялись в седой непроглядной дали.

Мы не знаем, где жил наш пращур далекий,

Первый пахарь кормилицы нашей Земли.

Ведущий 2.

Нам не ведома тайна являнья народу

Первых всходов пшеницы в студеной росе.

Как они пробивались, в какую погоду,

На каких контитентах, в какой полосе?

Ведущий 1. На каком языке?

Ведущий 2. В чьей эпохе?

Ведущий 1. В чьем веке?

Ведущий 2. Кем великим придумана формула – Хлеб!

Ведущий 1. Объявляем конкурс «История возникновения хлеба».

Команды выступают с сообщениями (приложение 1).

Ведущий 1. Слово жюри. Итоги двух конкурсов.

Ведущий 2.

Каравай земли и неба на твоем столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

Ведущий 1. Конкурс названий названий хлебобулочных изделий.

Конкурс- игра «Полей всходы».

На середине зала стоит емкость с водой. Это – пруд. Надо ложкой зачерпнуть воду и перенести ее в стакан. Около стакана находятся ветры-суховеи, которые ложкой возвращают воду в пруд. Через 3 минуты игра закончена. Сравниваем в стакане какой команды окажется больше воды.

Ведущий 2. Спасибо, ребята, вы спасли посевы от засухи.

5. Конкурс пословиц о хлебе «Продолжи пословицу», «Собери пословицу о хлебе из предложенных слов».

Ведуший 1. У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые изречения, пословицы. Сейчас мы проведём игру. Ведущий читает начало пословицы, а участники команд должны сказать концовку.

Горька работа - … (да хлеб сладок)

Пироги не растут… (на кустах)

В землю не положишь-… (с земли не возьмёшь)

На чужой каравай…. (рта не разевай)

Доплясались…. (что без хлеба остались) .

Земля – матушка, а …(хлеб батюшка).

Ведущий 2. Молодцы, порадовали вы нас своими знаниями.

А теперь вы должны из предложенного набора слов собрать как можно больше пословиц (приложение 2).

Ведущий 1. Жюри, просим Вас подвести итоги конкурса.

Ведущий 2.

Хлеб кормилец, - пища наша,

Хлеб насущный - сила наша.

Молодецкая еда – говорил народ всегда.

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова».

Ведущий 1. Конкурс любознательных «Знаете ли вы что…» (Приложении3)

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб.

Ведущий 2. Конкурс - презентация блюд и рецептов «Что можно сделать из черствого хлеба».

Выступление команд.

Ведущий 1. Слово гостю – работнику хлебозавода.

У многих народов есть старинный обычай: в праздничный хлеб запекают боб или монетку. Тот, в чьем куске оказывается сюрприз, провозглашается королем праздника. Мои помощники угощают вас кусочками свежевыпеченного каравая. И очень скоро мы узнаем: кто король нашего праздника и увенчаем его венком из колосков.

Ведущий 1.

Не сама собой природа хлеб на блюдце подает.

Сколько требует ухода мать-земля за целый год.

Так-то, друг, у хлеба свойство замечательно есть:

Проверяют им геройство, силу, мужество и честь.

Ведущий 2. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Ведущий 1. Конкурс «Кто больше назовет профессий хлебороба?»

Ведущий 2. Конкурс «Песня о хлебе».

Представитель хлебозавода. Приглашаем на сцену того, кто нашел монету.

Коронование короля праздника.

Жюри. Подведение итогов конкурсов.

Награждение победителей

Ведущий 1.

Так повелось на нашей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Ведущий 2. Вырастить хлеб – святое дело. С детства учитесь ценить труд хлебороба и бережно относиться к хлебу.

Людям – хлеб,

Детям – мир!

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть нам сейчас пора:

Все вместе: Хлебу - дружное «Ура»!

Вот и подошел к концу наш праздник.

Приложение 1.

Из истории возникновения хлеба

По мнению ученых, открытие хлеба состоялось 16 тысяч лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки.

Злаки – пшеница, рожь, ячмень. Правда, вначале, он ел зерна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в древнем Египте. А потог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, избежать взбучки лепешки все-таки испек. Каково же было его удивление, когда вместонаказания он заслужил похвалу. Лепешки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше.

В богатых городах Греции пекари начали появляться в V веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX X вв., пекари пользовались большим почетом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве.

Хлеб, испеченный 6 тысяч лет назад - в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад.

Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением. Свежеиспеченный хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки – ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными 2 дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства; большей давности – монахи и школьники. Самым черствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.

На Руси выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмерь, просо. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Секретом приготовления дрожжевого теста русичи владели с незапамятных времен. Пекли хдеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад появилась профессия – хлебных дел мастер: хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, где выпекали хлеб в больших количествах.

Приложение 2.

На черной земле белый хлеб родится.

Без соли, без хлеба, нет обеда.

Много снега, много – хлеба.

Пот не спине – так и хлеб на столе.

Хлеб – всему голова.

Приложение 3.

обычай просить у хлеба прощения: если взрослый или ребенок по неосторожности уронят кусок хлеба, то нужно поднять его, сдуть, поклониться хлебу или поцеловать его, а затем положить на стол.

для того, чтобы «освежить» зачествелый хлеб, нужно сбрызнуть его водой или укрыть влажной тканью и поместить на 2-3 минуты в духовку.

хлеб долго не черствеет, если в емкость, где его хранят, положить нарезанные ку сочки яблока или сырого картофеля, или поставить солонку с солью.

хлеб дольше не черствеет, если его хранить в полиэтиленовом мешочке, но этот мешочек нужно менять, чтобы хлеб «не задохнулся».

черный и белый хлеб нужно хранить отдельно.

что из 1 зернышка получается приблизительно 20 миллиграммов муки. Для выпечки 1 батона потребуется мука о ромола 10 тысяч зерен.

у русских, поляков, шведов, немцев был такой обычай: из остатка теста после выпечки хлеба морякам и рыбакам, надолго уходившим в море, лепили кораблики. Кораблик выпекали и подвешивали в Красном углу. По тому, как испечется, гадали об улове рыбы и благополучии плавани

у древних славян первым главным богом был хозяин урожая, бог рлодородия, покровитель семян – Род. Его имя и сейчас звучит в русских словах: Родина, родители, урожай. А древние славяне рожь называли еще точнее «жито», от слова «»жизнь.

Приложение4.

В труде хлебороба

Все колосья поют,

Значит, это особый,

Замечательный труд.

И живут неслучайно,

Среди наших родных

Капитаны комбайнов,

Адмиралы полей

Профессии хлебороба:

    Тракторист агроном пекарь

    Автомеханик полевод мукомол

    Механизатор селекционер кондитер

    Комбайнер водитель булочник и т.д.

Хлебороб – это специалист в сфере сельского хозяйства, который занимается посадкой, выращиваем, сбором сырья для изготовления хлеба – пшеницы. В наши дни все профессии, связанные с сельским хозяйством и землей, чрезвычайно важны, ведь именно от этих людей напрямую зависит качество жизни целой страны. Хлебороб – это даже не профессия, это настоящее искусство, которому уготовано бессмертие и вечность. Профессия хлебороба, как и, например, профессия врача, признана служить здоровью и жизни человека. Она чрезвычайно сложна и многогранна, но вместе с этим интересна и увлекательна. Хлебороб чаще всего работает в различных организациях в сельском хозяйстве, контрольно-семенных инспекциях и так далее.

Труд хлебороба состоит в том, чтобы распознать все тайны и характер земли с пользой для себя. И для этого необходимы такие качества, как знание и опыт, терпение и, естественно, талант. Нелёгок и необычен труд хлебороба, своеобразна и интересна его жизнь. Профессии, которые связаны с работой на земле, во все времена будут важными и актуальными. В своей практической работе хлеборобы умело опираются на опыт своих предшественников. Хлеборобов можно назвать своеобразными технологами, работающими в области земледелия, они выступают главными проводниками передового опыта и науки на государственные и частные поля. Хлебороб должен быть физически выносливым, педантичным, организованным, обладать аналитическим складом ума и любить своё дело

Хлебороб – это очень древняя профессия, тянущаяся своими корнями в самые глубины истории Руси. В давние времена этим словом называли людей, стараниями которых получалось вырастить зерно. Они пахали землю, затем сеяли в нее семена и в конце сезона собирали урожай. Именно благодаря хлеборобам пекари получали муку, из которой впоследствии делали для людей хлеб. - Читайте подробнее на

Быстротечность времени

Но шли года, на смену коням с деревянным плугом пришли тракторы, а женщин с серпами заменили комбайны. Труд хлебороба стал механизированным, но его роль в обществе от этого не изменилась, ведь, как и раньше, хлеб остается одним из первостепенных продуктов на столе. И пока это не изменится, профессия хлебороба не утратит своего величия. Но все же нельзя не упомянуть о тех переменах, что произошли в этой сфере с приходом XXI века. Ведь если раньше работа хлебороба выполнялась одной семьей или небольшой группой людей, то сейчас это хорошо налаженное производство.

Нелегкий путь от вспахивания до сбора урожая

С приходом весны жизнь на полях кипит. Первым делом приходит агроном, осматривает землю и решает, где лучше пшеницу посадить, а где рожь примется быстрее. Дальше за работу берется тракторист: он вспахивает поле, давая земле вдохнуть свежего воздуха и влаги. Затем, сменив плуг на сеялку, он высаживает зерна пшеницы. И с момента, когда прорастет первый росток, и покуда не соберут урожай, за пшеницей следит агроном. Ведь стоит немного проглядеть, и на зерно может напасть болезнь, или жучок появится. Поэтому эти специалисты всегда стоят на страже урожая. Нужно помнить, что хлебороб – это человек, который не работает в одиночку. И следующим в команде идет комбайнер. К слову, именно их сейчас чаще всего называют хлеборобами, ведь от труда комбайнеров зависит очень многое. Например, сколько пшеницы возьмут с поля, успеют ли собрать урожай до сезона дождей и так далее. Помимо этого не следует забывать и про механизаторов, которые следят за исправностью тракторов, комбайнов и агрегатов. А еще есть мастера полива, нередко спасающие посев во время длительных засух

Как стать хлеборобом?

Те времена, когда знания о поле и зерне передавались от отца к сыну, давно прошли. Теперь образование можно получить в техникуме или институте, правда, такой специальности, как хлебороб там нет. Но ближе всего к ней находятся тракторист или комбайнер. Хлебороб – это очень сложная профессия, и про это нельзя забывать. И дело даже не в том, что придется запомнить все тонкости конструкции трактора и освоить езду на комбайне. Нет, сложность профессии в том, что у немногих получается понять землю, а ведь без этого хорошим хлеборобом не стать. Также не каждый выдержит столь плотный график работы, как у комбайнера в сезон сбора урожая. Когда с раннего утра и до позднего вечера приходится выкладываться на все сто, иначе не выйдет успеть в срок. Поэтому будущий хлебороб должен иметь хорошее здоровье и очень много терпения.

Актуальность на рынке труда

Хороших комбайнеров и трактористов, обладающих опытом и любовью к земледелию, сейчас ценят на вес золота. Поэтому найти работу не составит особого труда, особенно в тех регионах, где хорошо развит аграрный сектор. Что касается заработной платы, то здесь все относительно. В большинстве случаев она зависит от размеров предприятия, количества проделанной работы и того, насколько хорошим выдался урожай. Хлебороб – это уже почти забытое название как на рынке труда, так и в самом обществе в целом. Аграрным организациям нужны трактористы, комбайнеры, агрономы или механизаторы, но объявлений о приеме на работу хлеборобов уже не увидишь, разве что изредка, и то на старом предприятии. Это немного печалит, но все же для тех, кто хочет освоить профессию, связанную с возделыванием земли или сбором урожая, всегда есть альтернатива. Ведь неважно, как называется специальность в трудовой книжке. Главное, чтобы она приносила радость.

Приложение 5.

Черствый белый хлеб (без корки) нарезать ломтиками толщиной в один сантиметр; яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать ломтиками и пересыпать сахаром. В смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму положить слой белого хлеба, залить смесью яиц с молоком, уложить слой яблок, посыпать корицей, сверху уложить ломтики белого хлеба, снова залить смесью яиц с молоком и запечь в духовом шкафу.

Батон-1 шт., яблоки - 4 шт., сахар - 0,5 стакана, яйца - 2 шт., молоко-1 стакан, масло сливочное-1 ст. ложка, сухари молотые - 1 ст. ложка, корица.

Замочить в молоке черствый пшеничный хлеб и выдержать в течение часа, добавить яичные желтки, сахар, перебранную малину, перемешать. Ввести, осторожно помешивая, взбитые яичные белки, выложить в смазанную маслом и посыпанную молотыми сухарями форму. Варить на водяной бане 40- 50 минут. Готовый пудинг выложить из формы на блюдо, посыпать сахарной пудрой или полить фруктовым сиропом.

Хлеб пшеничный - 0,5 булки, молоко - 1,5 стакана, яйца - 3 шт., малина свежая- 1 стакан, сахар - 2 ст. ложки, сухари молотые - 1 ст. ложка, масло сливочное- 1 ст. ложка, сахарная пудра - 1 ст. ложка или фруктовый сироп - 2 ст. ложки.

Нарезать черствый ржаной хлеб, подсушить, смолоть. Курагу промыть в теплой воде два-три раза, залить холодной водой, настоять 3-4 часа, проварить до готовности, протереть. В протертое пюре с отваром добавить молотые ржаные сухари, сахар, лимонную кислоту и хорошо перемешать до однородной массы. Разложить в вазочки и украсить взбитыми сливками, смешанными с сахарной пудрой.

Хлеб ржаной - 0,4 булки, курага - 1 стакан, сахар-1,5 ст. ложки, сливки - 0,5 стакана, сахарная пудра - 1 ст. ложка, вода - 1,5 стакана, лимонная кислота.

Мякиш черствого белого хлеба натереть на мелкой терке, залить кипящим молоком на 40-50 минут. Хорошо размешать, добавить растертые с сахаром яичные желтки, сливочное масло, взбитые в пену белки и все снова размешать. Выложить в форму, смазанную маслом и обсыпанную молотыми сухарями, и выпекать в жарочном шкафу при температуре 180°С 30-40 минут. Посыпать сахарной пудрой.

Хлеб - 0,5 булки, яйца - 3 шт., молоко - 1,5 стакана, масло сливочное - 3 ст. ложки, сухари молотые - 1 ст. ложка, пудра сахарная - 1 ст. ложка, сахар - 3 ст. ложки, сахар ванильный.

Ржаной черствый хлеб нарезать тонкими ломтиками, подсушить в жарочном шкафу и слегка поджарить на маргарине. Затем залить кипящей водой и дать постоять полтора часа, процедить, протереть сухари и развести полученным хлебным настоем. Добавить сахар, корицу, очищенные от кожи и семян и нарезанные ломтиками яблоки, перебранный и промытый изюм. Проварить 10-15 минут, ввести клюквенный сок и охладить. Подать с взбитыми с сахарной пудрой сливками.

Хлеб ржаной - 0,5 булки, изюм - 1,5 ст. ложки, сахар - 2 ст. ложки, яблоки - 1 шт., маргарин - 2 ст. ложки, клюквенный сок - 2 ст. ложки, сливки - 0,5 стакана, сахарная пудра - 1 ст. ложка.

Сухофрукты замочить, помыть, добавить су хари из белого хлеба, залить водой, сварить до размягчения и процедить. Затем всыпать сахар, влить растворенный в холодной кипяченой воде крахмал, довести до кипения. Разлить в креманки и посыпать сахаром

Хлеб пшеничный черствый - 0,3 булки, сухофрукты - 0,5 банки или 2 стакана, сахар - 3 ст. ложки крахмал картофельный - 4 ч. ложки, водя-6 стаканов

Черствый ржаной хлеб нарезать небольшими кусочками, подсушить, смолоть, просеять на сито. Смазать форму сливочным маслом, насыпать молотые сухари (слоем в один палец), сверху уложить нарезанные ломтиками яблоки (очищенные от кожицы и сердцевины), посыпать их сахаром Затем насыпать слой сухарей, на них опять уложить слой яблок, посыпать их сахаром. Снова насыпать слой сухарей и посыпать их сахаром. Выпекать пирог в не очень горячем жарочном шкафу Готовый пирог сверху смазать яблочным повидлом. Пирог будет гораздо вкуснее, если молотые сухари предварительно растереть со сливочным маслом.

Хлеб ржаной (молотый)-2 стакана, яблоки- 5 шт., сахар - 5 ст. ложек, масло сливочное - 2 ст. ложки, повидло - 2 ст. ложки.

Нарезать ломтиками белый черствый хлеб (без корки), смочить в смеси из яиц, сахара и молока и обжарить на маргарине с обеих сторон до румяной корочки. Затем на поджаренные ломтики хлеба положить прогретые в сиропе фрукты и сразу же подать, полив соусом. Для приготовления соуса: сироп из фруктов вскипятить, всыпать сахар, влить разведенный в холодной кипяченой воде крахмал и, помешивая, довести до кипения.

Хлеб белый - 0,4 булки, яйца - 1 шт., сахар- 1,5 ст. ложки, молоко - 0,5 стакана, маргарин - 2 ст. ложки, фрукты консервированные- 1 стакан; для соуса: сироп из фруктов - 0,5 стакана, сахар - 1,5 ст. ложки, крахмал картофельный - 1 ч. ложка.

Мякиш черствого белого хлеба подсушить, измельчить и залить молоком на 30-40 минут. Размешать в однородную массу, добавить растертые с сахаром яичные желтки, муку, питьевую соду, погашенную кислотой, взбитые в пышную пену белки, растопленный маргарин, изюм и снова все перемешать. Разложить в формочки, смазанные маргарином и посыпанные молотыми сухарями. Выпекать при температуре 200 °С.

Хлеб белый (молотый) - 2 стакана, изюм - 2 ст. ложки, мука пшеничная - 1 ст. ложка, молоко-1,5 стакана, яйца - 2 шт., маргарин - 3 ст. ложки, сухари молотые- 1 ст. ложка, сахар - 2,5 ст. ложки, сода питьевая, соль.

Поджарить на масле натертый на терке пшеничный черствый хлеб Сливки взбить в пышную массу с добавлением сахарной пудры. Разложить в вазочки поджаренный хлеб, на него - взбитые сливки, полить вареньем.

Хлеб пшеничный - 0,5 булки, масло сливочное- 2,5 ст. ложки, сахарная пудра - 1,5 ст. ложки, сливки-1 стакан, варенье - 4 ст. ложки.

Литература

    Б. Алмазов. Наш хлеб.Ленинград, «Детская литература», 1998г.

    О.Д. Гончар, И.В. Мороз. Формы и методические приемы обучения биологии. Киев, «Генеза», 2003

    Н.Г.Кувашова, составитель. Праздники в школе – 2. Волгоград, «Учитель», 2000г.

    М. А. Володарская. Часы общения, Харьков, «Ранок» 2010г.

    Сборник «Мой школьный праздник», Донецк, 2006г.

    http://muo56.ucoz.ru/news/prezentacija_proekta_khleb_vsemu_golova/2012-11-29-115

    http :// blog . dohcolonoc . ru / entry / proekty / khleb - vsemu - golova . html

Хлеб всегда имел особое значение на Руси. Именно с большим круглым хлебом - караваем, который зачастую выпекали к праздникам и важным событиям, связано множество обрядов и ритуалов. Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах.

История происхождения каравая на Руси

Обычай подавать особую выпечку на свадьбах зародилась еще у древних славян. В Древней Руси хлеб считался великим даром кормилицы земли, а солнце было главным покровителем. Поэтому предшественник праздничного каравая был круглым как солнце и символизировал плодородие, изобилие и достаток.

Происхождение слова «Каравай»

Существует несколько предположений о происхождении названия ритуального хлеба на Руси. Наиболее распространенное их них сводится к тому, что слово «каравай» произошло от слова «корова», что в славянских диалектах означает «невеста». А суффикс «ай» в слове выступает символом быка, то есть мужчины. Таким образом, каравай олицетворял собой плодовитость, единство женского и мужского начала.

Традиции печь каравай на Руси

Выпекание каравая сопровождалось определенной последовательностью обрядов. Для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы - женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей. Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина. Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы, чтобы получить божье благословение молодым.

Большое значение имел и размер каравая, так как олицетворял собой статус зародившейся семьи. Стремление приготовить самый большой и высокий обрядовый хлеб зачастую оборачивалось тем, что приходилось вынимать из печи несколько рядов кирпичей, чтобы достать испеченный каравай. Готовое угощение помимо разнообразных узоров из теста украшали колосьями пшеницы и гроздьями калины. Такой декор был символичным и означал семейное благополучие, гармонию и любовь.

Традиционно выпечке каравая на Руси предшествовало какое-либо событие. Этот хлеб пекли только по особому поводу, чаще всего на свадьбы или на встречу долгожданных гостей. Гостеприимные хозяева всегда встречали дорогих гостей хлебом и солью. Зачастую это был ржаной каравай с солью, который преподносили на рушнике.