Ребенок в 7 месяцев не говорит слоги. Ребенок не говорит слоги

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Почему ребенок не говорит?

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  4. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Почему так важно своевременное развитие речи?

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

Задержка речевого развития: когда идти к врачу?

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить , пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);

с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Возраст Голосовые реакции и развитие речи

Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

5 месяцев

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

6 месяцев

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

7 месяцев

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.

8 месяцев

Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

9 месяцев

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

10 месяцев

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

11 месяцев

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

12-18 месяцев

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.

18-20 месяцев

Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).

20-22 месяца

Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

22-24 месяца

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

Мамочки, у меня начинается тихая паника...

Дочке скоро 8 месяцев, а она у меня МОЛЧУНЬЯ!
Мы до сих пор не говорим никаких слогов вообще, да и по большому счету мы почти вообще ничего не говорим. Пару недель назад, как мне казалось, у нас был прорыв, не то, чтобы слоги появились, но она стала много болтать, что-то там распевать прямо-таки, иногда мне, да и мужу казалось, что даже наподобие "ма","на" проскакивало, но невнятно как-то. Но в целом она тогда целый день почти что-то ворковала, разговаривала с игрухами, с моей ногой, с бортиками в кроватке...я так этому радовалась, а потом вообще замолчала.
10 дней назад мы прививку сделали, и как то примерно в это же время доча перестала болтать Может, конечно, это и не связано, просто совпало так...
Сейчас вообще ОЧЕНЬ мало звуков выдает, и очень редко, просто какие-то ааа, эээ иногда бывают, пару раз мы услышали "нда" и все, собственно. Бывают дни, когда вообще молчит почти весь день.
Как мы только не пытаемся ее "разболтать" - бесполезно.
Я понимаю, что все дети развиваются индивидуально, но видя, как на улице наши сверстники уже вовсю мамкают и бабкают и тому подобное, я каждый раз расстраиваюсь...
Я стала дня три назад ей делать логопедический массаж, нашла на русмедсервере, постоянно с ней болтаю, и конкретно "мама"-"папа" талдычу, в ладушки играю, правда она в ответ только ручками хлопает по столу или по какой-либо поверхности, не любит, когда я ее ручки беру и начинаю ими хлопать, сороку всякую делаю, разминаю пальчики на руках-ногах...
В целом могу сказать, что ребенок общительный, эмоции умеет проявлять, смеется если с ней весело играют и дурачатся, особенно папа у нас на это мастер, улыбается, еще стала недавно бурно радость проявлять при виде любимых игрушек - широко открывает рот, как будто улыбается, только еще шире и при этом такое ощущение, что сказать прям что-то хочет, но тишина... да, и еще она в основном "болтает" (без слогов, чаще какие-то звуки неопределенные, хотя иногда и слоги какие-то неявные проскакивают), когда в рот берет игрушку. И вот она ее жует, сосет, мусолит и в это время разговаривает.
С моторикой, мне кажется, у нее все в порядке. Игрушки хватает, бросает, перекладывает туда-сюда, бусы на резинке растягивает, на кнопочки на телефонах-пультах нажимает и т.д.
Со слухом тоже проблем точно нет, во-первых, нам его проверяли в рд, а во-вторых, на звуки она прекрасно реагирует!
И везде ведь пишут, что уже ПОРА нам слогами разговаривать, а мы и не думаем даже...

Я очень сильно переживаю!

По неврологии у нас как и многих современных детей гидроцефальный синдром, на глазном дне периодически расширены сосудики, лечимся...

Когда же моя малышка заговорит???

анонимно , Мужчина, 7 лет

Здравствуйте! Ребенку 7,5 месяцев- не говорит слоги. Тянет гласные давно, может сказать нечто вроде "бу", "да" и просто что-то непонятное, но четких слогов нет. Я начала говорить слоги и слова очень рано, папа малыша тоже. Ребенок практически здоров физически, встает, немного ходит у опоры, быстро ползает на четвереньках. Врачи ставят рахит 1 степени, родничок большой, зубов нет, даю аквадетрим 4 капли, подскажите, пожалуйста, рано беспокоиться насчет речи или необходимо обратиться за консультацией к врачу лично?

Здравствуйте.Вы слышите в лепете сочетания двух звуков типа «эу-у», «ау-у» и трех звуков типа «ауэ», «эаы» и др. Малыш «играет» гласными фонемами и, как бы экспериментируя, исполняет свой неповторимый вокал. Так ребенок поэтапно готовится к овладению способностью говорить.Далее малыш начинает пробовать произносить гласные в сочетании с согласными звуками. Вначале слышатся: «а-ам», «у-у-ва», а затем «меме», «бабе», «баба», «няня» и т.д. Так возникает который становится «звездным» достижением 7 месяца жизни. Следует заметить, что смыслового содержания в детском лепете нет, но он становится интонационно более выразительным.В этот период следует продолжать практику речевого общения взрослого с ребенком на основе звукосочетаний, встречающихся в лепете малыша.Вы так играете?Наряду с вопросом «Где?» вводится речевая конструкция утверждения: «Это петушок Кука, а это - собачка Авва». Затем следует вопрос: «Где Кука, а где Авва?» Малыш уже способен выбрать названный предмет из двух.Ставя задачу развития понимания речи, вы расширяете познание ребенка об окружающем мире, организуя наблюдения на прогулке.Вы так делаете? Если нет, пора уже начинать! Если у ребенка нет слогов по вашему, это не значит,что их нет вообще. Они есть, просто ребенок произносит их не так четко, как вы хотите. А может ребенок сразу заговорит словами. Бывает,что ребенок не ползал, а сразу пошел..это конечно, не очень хорошо с точки зрения , но такое бывает. Я это к чему? К тому,что все нормы развития приблизительны и нельзя всех детей равнять по этим нормам.

Консультация врача-логопеда на тему «Ребенок не говорит слоги» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Логопед-дефектолог. Окончила Московский Педагогический Государственный Университет, дефектологический факультет, Олигофренопедагог, учитель-логопед. Преподавательский стаж - c 2003 года. Автор книги «Речевая гимнастика для малышей» с практическим курсом на CD. Автор ряда статей по вопросам логопедии, член Российской ассоциации дислексии.

Сфера профессиональной деятельности: диагностика речевого развития детей, профилактика и коррекция звукопроизношения, общего недоразвития речи, нарушений письма и чтения, нормализация темпа и ритма речи, устранения расстройств голоса, подготовка детей к школе. Проводит коррекционную работу с детьми (с 3,5 лет) и взрослыми,направленную на формирование правильной речи.

«Ребенку 2 года 7 месяцев, не говорит», «Моей дочке 3 года. Говорит первыми слогами», «Как «разговорить» ребенка 2 лет?» - эти и многие другие вопросы часто встречаются на форуме Мамы.ру. Мамы переживают, ищут поддержки и готовы на все, лишь бы малыш заговорил. Что же делать в такой ситуации?

Попробуем ненадолго остановиться, успокоиться и разложить все по полочкам вместе с Анной Маковей, логопедом-дефектологом, экспертом Курса по развитию речи по методике Тепляковой и мамой 2-летнего сынишки.

Почему ребенок не говорит?

Для начала давайте разберемся в возможных причинах. Из-за чего же малыш может начать разговаривать позже сверстников?
Перемены в жизни ребенка. У малыша режутся зубки или он приболел? Пошел в детский садик? А может, вы отправились в путешествие или даже переехали на постоянное место жительства в другую страну? Что ж, крохе нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации, и освоение речи пока откладывается.
Отсутствие потребности в речи. Такое может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда с малышом почти не разговаривают, и он много времени проводит перед телевизором или компьютером - общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам - и тогда ему просто незачем вступать в общение.
Отклонения в развитии. Есть ли они, может определить только врач на очном осмотре. И если все-таки нашлись отклонения, которые сейчас мешают ребенку заговорить, это не повод впадать в панику. От вас с малышом просто потребуется больше усилий, времени и терпения, чтобы освоить речь.
Особые случаи. Могут быть и другие причины. Например, небольшая задержка развития речи нередко наблюдается у детей-билингвов, ведь они пытаются параллельно освоить сразу 2 языка. А близнецы часто изобретают свой язык, которого им достаточно для общения между собой. Им ни к чему торопиться осваивать «взрослую» речь.
И наконец, могут быть созданы все благоприятные условия для развития, малыш здоров, но по-прежнему не торопится разговаривать, это индивидуальная особенность его развития .

План действий

Что же стоит сделать в первую очередь, если вам кажется, что ребенок мало разговаривает?

Ознакомиться с нормами развития речи

Они помогут вам сориентироваться, действительно ли есть причины для беспокойства и малыш говорит маловато для своего возраста. А может, это только субъективное мнение бабушки или вы переживаете, что дочка подруги говорит больше. Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание и которые должны вас насторожить.

Малыш в 1 год – 1 год 6 месяцев:
не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете;
не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ;
общается только с помощью жестов и отдельных возгласов.

1 год 6 месяцев – 2 года:
не начал хорошо понимать обращенную к нему речь;
плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из 2 слов;
продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача;
перестал говорить те слова, которые произносил раньше.

Более 2 лет:
не использует предложение;
продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова;
не чувствует ритм, мелодию, не запоминает короткие стихи.

Что же делать, если вы обнаружили, что малыш говорит значительно меньше, чем положено но нормам?

Обратиться к врачу

При любых подозрениях на задержку развития речи, первым делом стоит сходить на прием к специалистам: невропатологу, психологу и логопеду. Это поможет убедиться, что все в порядке, а при наличии проблем как можно скорее начать работать над причиной задержки речи под контролем врача. Разумеется, здесь очень важно найти квалифицированного специалиста, которому вы доверяете, и со здравым смыслом подходить ко всем его рекомендациям.

Регулярно заниматься и играть

А также много и с удовольствием общаться с ребенком, рассказывать обо всем, что вы видите и делаете. Не стоит только говорить без умолку, оставляйте ребенку возможность вставить словечко, даже если он пока в ответ молчит. В этом случае можно ему аккуратно помочь и озвучить ответ как бы от его имени: «Нравится тебе суп?», «Да, очень вкусно, спасибо!». Главное, чтобы диалог с ребенком не превращался в ваш монолог.

Выберите несколько любимых игр, где есть песенки, диалоги, где тренируются пальчики, и играйте время от времени. Даже если занятия не приносят быстрого результата, вы вносите очень полезный вклад в развитие ребенка. И ваши усилия обязательно принесут свои плоды.

Запрещенные методы

А вот чего делать не стоит.

Сравнивать с другими детьми

Мамы любят хвастаться друг другу успехами своих деток, и очень сложно удержаться и не сравнивать малыша со сверстниками (а также с братьями и сестрами в его возрасте). Занятие это не благодарное по многим причинам. Например, по наблюдениям педагогов, девочки начинают активно разговаривать в среднем раньше мальчиков, поэтому глупо было бы сравнивать их между собой. Помните и о том, что родители часто невольно приукрашивают достижения своих чад. Например, ребенок сказал первое слово в 10 месяцев, а родным и друзьям спустя какое-то время рассказывается, что он уже вовсю говорил в полгода. А главное, сравнение с другими детьми мешает вам любить и принимать малыша безусловно, отнимает много нервов и сил.

Попробуйте сказать себе «стоп». Ваш малыш уникален, он развивается в своем темпе, вы же можете немного помочь ему и просто любоваться тем, как он растет и взрослеет. Обязательно отмечайте успехи: «А вот этого слова неделю назад еще не было!» Можете вести дневник занятий, тогда прогресс будет для вас более наглядным.

Пускать на самотек

Если вы заметили отклонения в развитии речи малыша, пожалуйста, не откладывайте консультацию! Можно сколько угодно успокаивать себя, читать сообщения других мам на форумах и слушать советы из категории «надо просто подождать». Психика ребенка до 3 лет очень пластична. При своевременном начале занятий (до 3 лет) вы и ваш малыш достигнете гораздо больших результатов.

Зацикливаться

Когда ребенок подолгу не начинает ходить или говорить, мамы часто не могут ни о чем другом думать. Но как бы это ни было трудно, постарайтесь успокоиться и принять ситуацию. Ведь малыш очень чутко перенимает все ваши настроения, а постоянно напряженная обстановка в доме не способствует развитию. Ни в коем случае не ругайте, не попрекайте молчуна, не стоит часто приставать к ребенку «Ну скажи!». Просто с материнской мудростью и спокойствием продолжайте заниматься и выполнять указания врачей. Это драгоценное время вашей с малышом жизни не повторится, не стоит тратить его на переживания и слезы!

Ну что, удалось немножко разобраться в ситуации, своих переживаниях и определить план действий? И это уже немало, ведь мамино спокойствие и уверенность в успехе создают очень благоприятные условия для развития малыша. Помните: вы самая лучшая, заботливая и внимательная мама для своего малыша, и у вас все обязательно получится!

Анна Маковей, Полина Кондратюк

Благодарим проект «Галка-Игралка» за предоставленный материал