Проект по экологии в первой младшей группе. Экологический проект в первой младшей группе "наш участок"

детский сад №83 г. Россоши

Проект

«Наш участок»

(первая младшая группа)

Подготовил

воспитатель

Прядиева Т.В.

2016-2017 уч.г.

«Любовь к Родине начинается через любовь к природе»

Актуальность проекта:

Все мероприятия данного проекта направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте .

Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Цель проекта :

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры , экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи проекта:

Систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами проекта ;

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;

Воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;

Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей среды экологического содержания;

Повысить экологическое просвещение родителей.

Участники проекта:

дети 1-ой младшей группы , воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта:

краткосрочный, познавательный, творчески - исследовательский.

Длительность проекта: 2 недели (14.11.16г. - 25.11.16г.) .

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжетов, тематические картинки, репродукции картин по теме. Составление презентаций по теме.

2. Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, минирассказы, загадки по теме, сказки.

3. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.

II. Основной этап реализации проекта

Деятельность

Формы и методы работы

«Социально-коммуникативная»

Трудовая, игровая, коммуникативная, продуктивная

С/р игра «Наведем порядок на нашем участке».

Цель: обучать детей соблюдать порядок на участке. Приучать детей не мусорить, убирать за собой, воспитывать эстетичность и красоту.

С/р игра «Покажем мишке, что растет у нас на участке»

Цель: формировать у детей знания о растениях на участке, умение их называть и отличать (трава, дерево куст), воспитывать бережное отношение к природе.

Коммуникативная, чтение

Беседа «Правила поведения на участке»

Цель: знакомить детей с элементарными правилами поведения на участке.

«Познание»

Познавательно-исследовательская и продуктивная

Д/и «Что за птица?», «Кто найдет дерево?»

Цель: познакомить с названиями птиц, прилетающих на участок, рассмотреть их и запомнить. Познакомить с названиями деревьев на участке, рассмотреть и понаблюдать за ними.

Д/и «Построим домик для птички», «Построим заборчик на участке»

Цель: формировать умение сооружать постройки по собственному замыслу, умение обыгрывать постройки.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение, игровая

Беседы «Покажем зайке, что находится на нашем участке», «Расскажем ёжику, как мы бережем природу: растения, птичек и др.»

Цель: формировать представление о пространстве участка, что на нем находится, умение ориентироваться в этом пространстве, воспитывать бережное отношение к окружающей природе на участке и не только.

«Развитие речи»

Игровая, коммуникативная, познавательная

Рассматривание игрушек, предметов и построек на участке

Д/и «Назови, что покажу», «Какое небо?»

Цель: способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, предметов окружения и др.

Чтение, коммуникативная, познавательная

Чтение потешки «Кто что делает»

Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»

Заучивание наизусть пальчиковых игр

Цель: поощрять попытки прочесть стихотворение целиком с помощью взрослого.

Чтение сказок «Репка», «Колобок», «Козлятки и волк»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении.

Инсценировка сказок «Репка» и «Колобок»

Цель: помогать играть в хорошо знакомую сказку.

«Художественно-эстетическая»

Продуктивная, игровая, чтение, коммуникативная

Лепка-экспериментирование «Тяп-ляп-и готово»

Рисование «Вот ежик – ни головы, ни ножек!», «Рисуем дождик»

Цель: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развивать детское творчество.

Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная

Танцевальные движения под веселую музыку, танцы в кругу

Исполнение песенки «Маленький ёжик»

Цель: развивать чувство прекрасного через музыку; приобщать детей к искусству исполнения песен и танца; учить передавать красоту песни окружающим; развивать память, мышление, внимание.

«Физическая культура»

Игровая, коммуникативная, продуктивная

Игры «Солнышко и дождик», «Мы ногами топ-топ-топ», «Кто попадет?», «Прячем ручки», Дых.упр. «Подуй на листок»

Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни; развивать память, внимание.

Работа с родителями

    Папка-передвижка «Наблюдения за природой на прогулках с детьми»

    Консультация «Ознакомление малышей с природой»

III . Заключительный этап.

    Развлечение «Вот как весело у нас!"

    Выставка детских работ.

Ожидаемые результаты .

Дети :

Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители:

Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги :

Обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами экологического содержания .


ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: познавательно-поисковый. Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели Александрова Н.Н., Шишкина И.В. Сроки реализации проекта: 5 ноября – 19 ноября 2012 года. Цель проекта: 1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде. 2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. 3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний. Задачи проекта: 1. Подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду); в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роли воды в жизни человека, растений, животных. 2. Закрепить представления детей: вода бывает холодная, теплая, горячая; вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать. 3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.


ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Во время умывания чтение потешек о воде. Вопросы: 1. Что делают дети? 2. Чем умываются? 3. Какая вода? 4. Что вода делает? (течет из крана) 5. Для чего мы умываемся? Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя. Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Вопросы: 1. Что делаю? 2. Чем поливаю? 3. Какая вода? 4. Для чего поливают комнатные растения? Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.


Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса». Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха. Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода». Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками). Дидактические игры: «Купание куклы», «Моем посуду(игрушки)» Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода.


Поисковая деятельность: «Прозрачная вода». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная. Игра «Прятки». Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал. Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной), камешки, салфетка из ткани. Ход занятия. Воспитатель. Что вы видите в баночках? (Ответы.) Какого цвета вода? (Ответы.) Хотите поиграть с камешками в прятки? Дети. Да! Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная. Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная. Дети подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.


Поисковая деятельность: «Что плавает в воде». Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки (пластмассовые), деревянные предметы в воде плавают, а тяжелые (железные) тонут. Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья. Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.


Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем. Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Чтение художественной литературы: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка»; словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»,рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», сказки «Лиса и заяц». Беседы: «Кто живёт в воде», «Кому и зачем нужна вода». Цели: расширить знания детей о животных, которые живут в воде; показать, что без воды они погибнут. В грязной воде животные могут заболеть и погибнуть. Побуждать бережно относиться к воде, не засорять водоёмы. Учить любить окружающую природу.


Наблюдения на прогулках «Лед на лужах» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым. Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. Поисковая деятельность «Лед – это вода» (семья Спириной Ксюши). Цель: показать, что в тепле лед становится водой.


Коллективная работа «Ладошки- осьминожки» Цели: вызвать радостное настроение от совместного творчества; показать детям, что вода на рисунке изображается голубой или синей краской; учить детей самостоятельно находить способы изображения (нетрадиционным способом- ладошкой, пальчиками) морских обитателей- осьминогов; развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, мелкую моторику, коммуникативные навыки. Воспитывать наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим.



ГБДОУ Детский Сад №108 Невского района Санкт-Петербурга

Времена года.

(Проект по экологии в первой младшей группе)

Воспитатель:

Столярова С.В.

2015г.

Актуальность

Анализ внешней среды

Родители уделяют недостаточно внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы

Родители не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы

Родители не привлекают детей к совместному труду в природе

Некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры

Целесообразность реализации проекта

Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый

Развитие эстетического восприятия окружающего

Развитие нравственности

Развитие продуктивной деятельности

Анализ внутренней среды

Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания

К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений

Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой

Цель проекта : Формирование начальных представлений о временах года

Задачи:

Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года

Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы

Формировать представления о труде взрослых в природе

Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (сентябрь)

Создание развивающей среды

Анкетирование родителей

Дидактические игры

Наглядный материал

Подбор художественной литературы

Картотека пальчиковых и подвижных игр

Материалы для экспериментирования

Организация деятельности детей

Определение результата практической деятельности с детьми

Формы работы:

НОД

Дидактические игры

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Речевые игры

Наблюдения в природе

Труд в природе

Экспериментальная деятельность

Продуктивная деятельность

Схема реализации проекта

Осень

Выставка «Дары осени»

Праздник осени

Зима

Выставка детского творчества «Белоснежная зима»

Развлечение «Зимушка – зима»

Весна

Оформление выставки «Огород на окне»

Развлечение «Веснянка»

Лето

Выставка детского творчества «Разноцветное лето»

Развлечение «Праздник лета»

Ожидаемые результаты

Дети

Сформированы элементарные представления о временах года

Сформировано представление о труде взрослых в разное время года

Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы

Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

Родители

Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания

Повысился уровень экологической воспитанности родителей

Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы

Привлекают детей к совместному труду в природе

Педагоги

Ведут активную работу по экологическому воспитанию с первой младшей группы

Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей

Используют современные педагогические технологии

Распространяют и обобщают опыт

Осень

Игровая деятельность

Игры- манипуляции с муляжами овощей, фруктов

Театрализованная игра «Репка»

С/р игры:«Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», "Чудесная корзинка»,

«Зайкин огород», «Кукла идет гулять»

Коммуникативная деятельность

Словесно-речевые игры:«Огород», Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла»

Дидактические игры: «Что растет в саду? », «Что растет в огороде? », «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью? », «Чего не стало? »

Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка – погодушка в сентябре, октябре, ноябре»

Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше? »

Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)

Игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки»

Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды»

Дидактические игры: «Сколько- листочков? », «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой- маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам», лото «Осень»

Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой

Двигательная деятельность

П/И: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»

Хороводные игры «Огород», «Овощи»

Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осенью»

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария

Сбор семян

Уборка территории

Чтение художественной литературы

«Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В Мирович, «Огуречик- огуречик», «Дождик- дождик», «Репка»

Слушание: «Осенью» муз. С. Майкопара

Пение «Дождик» рус. нар. мел., обр. В Фере

Музыкально - ритмические движения «Дождик» муз. и сл Е. Макшанцевой, пляска с листочками

Продуктивная деятельность

Рисование\лепка «Дождик», «Яблоки», «Мухомор», «Листопад»

Зима

Игровая деятельность

Игры-манипуляции с фигурками диких животных

Театральная игра «Зимовье зверей»

С/Р игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят»

Коммуникативная деятельность

Словесно-речевые игры: «В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», «Что слепил Дед Мороз? », «Снегурочка со снежками», «Какие снежки? », «Нарядим елочку»

Д/И: «Найди картинку», «Что зимой бывает? », «Кто спрятался в снегу», «Одень куклу на прогулку»

Пальчиковые игры: «Зима», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем», «Бабушка -погодушка в декабре, январе, феврале»

Дыхательные упражнения: «Снежинки», «Пузырь»

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с песком: «Следы», «Печем печенье»

Игры с водой: «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем»,

«Цветные льдинки»

Д/И: «» Сложи картинку», «Сколько снежинок? », «Большие- маленькие снежинки», «Какой снежок? », «Собери снеговика», Лото «Зима»,

«Что бывает белым? »

Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника

Двигательная деятельность

П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку»

Хороводные игры «Елочка», «Дед Мороз»

Речевые подвижные игры «Выпал беленький снежок… », «Снежинки»,

«На дворе Мороз и ветер… », «Мороз»

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц

Чтение художественной литературы

М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол

«Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », О. Высотская

«Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»

Музыкально – художественная деятельность

Слушание Чайковский «Зима»

Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи

Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Музыкально- ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок… »

Продуктивная деятельность

Рисование «Снег идет», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик»

Лепка «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек», «Украсим елочку»

Весна

Игровая деятельность

Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

С/Р игры «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела»

Коммуникативная деятельность

Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки? », «Кап-кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови», «Что изменилось? »

Дидактические игры «Что сначала, что потом? », «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка? »

Пальчиковые игры «Весна», «Первые цветы»,

«Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»

Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Плыви, кораблик»

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с водой «Тонет- плавает», «Теплый- холодный», «Как тают сосульки»

Игры с песком «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек»

Дидактические игры «Сколько лодочек в луже? »,

«Большие- маленькие сосульки», лото «Весна», «Сложи картинку»

Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лужу»«Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два! »

Хороводные игры «Вейся венок», «Колпачок»

Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

Закличка «Солнышко» с движениями

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

Чтение художественной литературы

А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка

«Дождик», сказка «Заюшкина избушка»

Музыкально – художественная деятельность

Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной

Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена

Музыкально – ритмические движения «Веснянка», «Полянка» р. н. м.

Продуктивная деятельность

Рисование/лепка «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет», «Одуванчики"

Лето

Игровая деятельность

Игры с природным материалом (шишками, камешками, косточками и т. п.)

Театрализованные игры «Теремок», «Колобок»

С/Р игры «Кукла идет гулять», «Путешествие в летний лес», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку»

Коммуникативная деятельность

Словесно- речевые игры «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками? », «Принесла я вам цветок», «Кап –кап –кап»

Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Ковер из цветов», «Что бывает летом? »

Пальчиковые игры «Лето», «Насекомые», «Бабушка – погодушка в июне, июле, августе»

Дыхательные упражнения «Ветерок»», «Бабочка, лети! »

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с водой «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка»,

«Достань камешек»

Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки», «Зоопарк из песка»

Дидактические игры «Лото», «Сложи картинку», «Найди цветок для бабочки», «С какого дерева листик? », «Сколько цветочков? »

Наблюдения на прогулке за: деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору»

Хороводные игры «Вейся венок», «Веселый хоровод»

Речевые подвижные игры «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идем», «Два жука»

Трудовая деятельность

Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

Чтение художественной литературы

Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка»

Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский

Музыкально – художественная деятельность

Пение «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой

Слушание «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой, «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н, Френкель

Музыкально –ритмические движения «Пляска с платочками», «Пляска с цветами»

Продуктивная деятельность

Рисование/лепка «Цветы», «Божья коровка», «Мухомор»,

«Украсим бабочке крылышки»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №43

Паспорт педагогического проекта по экологии

Тема: « Наши маленькие соседи»

Воспитатели: Безрукова Т. А.

Участники проекта: Воспитатели, дети младшего возраста, родители.

Март 2017

Паспорт педагогического проекта

Проект Тема: «Наши маленькие соседи»

Срок реализации: 1 неделя.

Вид проекта - познавательно - исследовательский

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 2-3 лет, родители.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:

подбор наглядного материала (иллюстрации);

дидактические игры;

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность детей и родителей

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта.

Задачи:

Познакомить детей с внешним видом некоторых насекомых, учить различать их;

Обогащать словарь, развивать речь детей, учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них;

Развитие зрительной памяти;

Воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым.

Актуальность проекта

«Не обижайте лесных насекомых! »

В лесу летают мотыльки.

Ползут козявки и жучки…

Природа-мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути -

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой.

Хотелось бы отметить, что реакция ребят на насекомых неоднозначна. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - пугаются. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк и т.д.);

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет

Находить сходства и различия;

Задачи по работе с родителями:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Предполагаемый продукт проекта:

Использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;

Выставка творческих работ детей;

Сотворчество детей и родителей - книжки-малышки о насекомых;

1 этап - подготовительный (01.03.17.по 10.12.16..). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Задачи: вызвать интерес к решению поставленной задачи

Формы организации работы 1 этапа:

планирование проектной деятельности по теме « Наши маленькие соседи»

опираясь на методическую литературу;

подбор методической и художественной литературы;

подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;

составление плана взаимодействия с родителями и детьми;

2 этап - практический. Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.

Формы организации работы 2 этапа:

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Тематическая беседа:

Чтение художественной литературы

Дидактические игры

Разучивание пальчиковых игр:

Подвижные игры:

Знакомство родителей с задачами проекта.

Памятка для родителей «Осторожно насекомые»

«Если ребенок боится насекомых»

Коллективная работа по теме « Божья коровка»

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями (художественной литературой).

3 этап - обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К концу работы будут приобщены фотоматериалы и итоговое мероприятие недели.

Задачи:

Развивать творческие способности;

Вовлекать родителей в образовательный процесс

В ходе проекта: « Наши маленькие соседи» предполагаемые результаты были достигнуты:

мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов;

пополнили словарный запас детей;

способствовали формированию у детей стремления к познанию. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с насекомыми, расширили знания о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

Итоговое мероприятие: Коллективная работа по теме «Божья коровка»

Образовательные

области

Виды детской деятельности

Физическое развитие.

Подвижные игры «Жуки »

«Поймай комара»

«Превращение»

«Пчелы и мед»

Гимнастика для пальчиков по теме

«Насекомые»,

Социально- коммуникативное развитие.

Беседа по теме «Насекомые»

Художественно- эстетическое развитие

Рисование губками « Гусеница»

Рисование « Божья коровка»

Лепка « Улитка»

Речевое развитие

Потешка « Божья коровка»

Чтение:А. Барто «Комары»,

Б. Заходер «Муха-чистюха»,

И. Мордовина «Кузнечик»,

Познавательное развитие

«Угадай про кого я говорю»

Беседы: «Кто приносит мёд?»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подвижная игра «Поймай комара»

Количество игроков: любое.

Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек.

Хо игры:

К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями. Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

Подвижная игра «Превращения»

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два — вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

П/и «Жуки»

Цель: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети-жуки сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж». По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.

«Пчелки и медведь.»

Пчелка-ребенок (или дети) «летает» по полянке-комнате, размахивает руками (крылышками), жужжат. Появляется медведь-папа. Мама: «Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки, домой!». Пчелки возвращаются в улей (определенное место в комнате). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети с мамой произносят вместе: «Этот улей - домик наш.

Уходи медведь от нас

Ж-ж-ж-ж!»

Пчелки машут крылышками, жужжат. Медведь-папа уходит, пчелки опять летают по комнате.

Пальчиковые игры на тему: «НАСЕКОМЫЕ»

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

***

На ромашке - две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике - жучок,

В колокольчике - кузнечик,

На гвоздике - паучок.

А на маке-то - пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца - пчела жужжит)

Собирает мед она.

***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород - бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес - ягоды, грибы,

В родник - водицу,

В поле - пшеницу.

***

Беседа на тему «Насекомые» (I младшая группа)

Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает отправиться в лес, на поезде. — Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов и насекомых. Что мы видим вокруг? — Назовите цветы, которые вы знаете. Кого вы видите рядом с цветами? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Сейчас я вам расскажу, по каким признакам можно определить, что это насекомое. Их тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики. Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое и о каждом зачитывает стишок.

«Божия коровка,

улети на небо,

принеси нам хлеба;

черного и белого,

только не горелого! Муравей

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. Пчела Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее пчела.

Бабочка Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Жук

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

К онспект по

по теме «Гусеница»

Цель : Научить детей рисовать поролоновой палочкой (тычком) гусеницу .

Образовательные задачи : Учить в сотворчестве с воспитателем, создавать образ гусеницы , закреплять знание о зеленом цвете, развивать умение располагать рисунок по всему листу.

Речевые задачи : Развивать речевую активность : зайка, гусеница , ползает.

Воспитательные задачи : Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым и игровым персонажам.

Оборудование и материалы : разведенная гуашь желтого цвета, тычки, салфетки, непроливайки с водой, игрушка-зайка.

Ход образовательной деятельности:

А сегодня в гости к нам пришел зайка, он никогда не видел гусениц и очень хотел бы на них полюбоваться. Посмотрите, он принес нам из леса много зеленых листочков, а вот гусениц на них нет . Давайте все вместе нарисуем гусениц и покажем зайке .

Дети садятся за столы, воспитатель объясняет и показывает приемы рисования .

Опускаем тычок в краску, снимаем лишнюю о край баночки и ставим на листочек где нарисована голова гусеницы зеленый кружок , еще раз опускаем тычок в краску и поставим рядом с первым кружком еще один кружок и так мы с вами будем ставить много зеленых кружочков пока не кончится листочек. А теперь посмотрите, какие у нас получились гусеницы .

3 Воспитатель : Посмотри зайка, какие красивые гусеницы зеленого цвета ползут по твоим листочкам.

Воспитатель дорисовывает на детских работах глазки у гусениц .

Зайка благодарит детей, что они ему показали гусениц , которых он никогда не видел. Оставшись очень довольный, зайка уходит в лес.

Воспитатель : Сейчас мы идем мыть руки, а на прогулке мы с вами рассмотрим живую гусеницу .

В дальнейшем дети рассматривают рисунки на стенде куда их вывешивает воспитатель.

К онспект по художественной деятельности 1младшая группа

по теме «Божья коровка»

Цель : продолжать учить рисовать пальчиками, вызвать интерес к окружающему миру.

Обучающие задачи: развитие зрительного восприятия (цвета, форма, размера предметов, развитие внимания, речи и воображения; учить аккуратно пользоваться изо материалами.

Речевые задачи: развивать активный словарь по теме.

Воспитательные задачи: создание положительного эмоционального настроения; развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Образовательные задачи: развитие координации движения, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

Материалы:

игрушечная божья коровка;

черная гуашь

лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка);

влажные салфетки.

Ход занятия

1. Приветствие.

Воспитатель показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки.

2. Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями.
Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кистями рук
Принеси нам хлеба, Машут кистями рук к себе.
Черного и белого, Ритмично хлопают в ладоши.
Только не горелого! Грозят указательными пальцами.

3. Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки.

Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдыхают через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под струйки воздуха ладошки.

4. - А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились. Кружатся.
Божьи коровки, покажите мне ваши
Головки, носики, ротики,
Показывают названные части тела.
Ручки- крылышки, ножки, животики.

- Замечательно!

5. - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети садятся за столы. (На столе подготовленные краски и листы с изображением божьих коровок.)

- Посмотрите ребята, божьи коровки, только у них чего-то не хватает. Нет точек на спине. Давайте, их нарисуем. Рисовать будем черной краской, пальчиками. Я приготовила вам краску только она не обычная. Это гуашь, смешанная с зубной пастой, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась.

Дети ставят точки на спинах божьих коровок.

6. Итог занятия. Выставка детских рисунков. (Посадим наших божьих коровок на полянку с цветами.)

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Улитка»

Образовательные задачи: Учить лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.

Развивающие задачи: Развитие мелкой моторики рук и кистей;

Речевые задачи : развивать речь детей.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Раздаточный материал : Пластилин, дощечки, салфетка (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Воспитатель показывает игрушку «улитку» .

Ребята! Кто это?

(Ответы детей).

А давай для нашей улитки споем песенку и поиграем в игру.

Пальчиковая гимнастика:

Улитка, улитка! (кулачок в кулачке, поменять руки)

Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога (поднять рожки к голове)-

Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки),

Пышки (шарик из ладошек), ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки),

Сдобной лепешки (прихлопываем левую ладошку сверху правой,затем меняем руки),

Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки! (поднять рожки к голове)

Дети 2 раза играют в эту игру.

Ребята! Посмотрите на улитку. Она одна, ей не с кем поиграть. Давайте для неё слепим подружек.

Воспитатель показывает приемы лепки, объясняет, что вначале комок пластилина раскатывают прямыми движениями рук в длинный столбик, затем один конец столбика сворачивают, а из оставшейся части путем сплющивания делаются головка и, способом оттягивания или защипывания, маленькие рожки. По желанию каждый ребенок может вылепить несколько улиток (больших и маленьких).

Воспитатель хвалит детей, поселяет улиток жить на зеленую лужайку.

СТИХОТВОРЕНИЕ А.БАРТО «КОМАРЫ»

Всех разморило от жары.

В саду сейчас прохлада,

Но так кусают комары,

Что хоть беги из сада!

Марина, младшая сестра,

Воюет с комарами.

Упрямый нрав у комара,

Но у нее упрямей!

Она отгонит их рукой,

Они кружатся снова.

Она кричит: — Позор какой,

Напали на грудного!

И видит мама из окна,

Как храбрая Марина

В саду сражается одна

С отрядом комариным.

Опять сидят два комара

У малыша на пальце!

Марина, храбрая сестра,

Хлоп по одеяльцу!

Она убила комаров —

Забудут, как кусаться!..

Но раздается громкий рев

Испуганного братца.

СТИХОТВОРЕНИЕ Б. ЗАХОДЕР «МУХА-ЧИСТЮХА»

Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник -
В вишневой наливке.
Во вторник -
В томатной подливке.
В среду -
В лимонном желе.
В четверг -
В киселе и в смоле.
В пятницу -
В простокваше,
В компоте
И в манной каше...
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
- Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище
Не стала!

Стихи про насекомых «Кузнечик (И. Мордовина)»

Живёт в лесу кузнечик
Зелёненький скрипач.
Всех будит на рассвете
И ходит только вскач.
Он скачет по цветочкам,
По травке и кустам.
На скрипочке играет:

- Парам-пам-пам-пам-пам.
Найдёт усами ноты,

Чтобы начать концерт.
Звучат кадриль, гавоты,

Он в музыке поэт.
Лишь вечер наступает,

Спешат все танцевать:
Кузнечик вальс играет.

Пора, друзья, плясать!
Все звери веселятся,

И птицы, и жуки.
За лето истоптали

На танцах башмаки.
На солнечной полянке,

Под дубом и ольхой
Кузнечиковы трели

Звучат на лад любой.
Без них жить невозможно:
Затихнет белый свет.
Ведь лучше этих песен

На целом свете нет.

Рассматривание иллюстраций с насекомыми.

Конспект занятия «Кто приносит мед»

Образовательные задачи : Уточнить представления детей о меде, о его пользе. Познакомить детей с пчелой (внешний вид)

Развивающие задачи: Развивать речь детей, обогащать их словарь, коммуникативные навыки во время беседы, во время игры.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к природе. Бережное отношение ко всему живому на Земле. Вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики.

Материал. Картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы) ; банка с медом


Ход занятия.

Приветствие.

Здравствуй, утро весеннее.

Здравствуй, солнце золотое.

Доброе утро, легкий ветерок.

Доброе утро, день наступающий.

Доброе утро детям и гостям.

А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем»Привет!»

Ребята! Посмотрите, что это стоит на столе? Давайте посмотрим. Кто-то принес нам подарок. Давайте сядем на стульчики и заглянем.

(Открывает банку, нюхаем) .

Это же мед. Самый настоящий мед. Кто принес? Ребята, а вы, хотите узнать откуда берется мед .

Да хотим.

Я предлагаю отправиться вместе со мной в «медовое путешествие» по сказочной тропинке и узнать, откуда берется мед .

Вот, мы уже на красивой цветочной поляне. Как красиво тут!

Ребята, так откуда же берется мед ?

Его дают пчелы!

Правильно его делают пчелы. А как выглядит пчела? Найдите ее на картинке.

(Показываю картинку с изображением насекомых : муха, кузнечик, стрекоза и пчела).

Вот она! Желтая, в черную полоску.

Это так! Давайте подробно рассмотрим построение пчелы. У пчелы голова, грудь, полосатое брюшко и ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. У пчелки большие глаза, с помощью глаз они быстро находят нужный цветок со вкусным нектаром.

Ребята, посмотрите на эти красивые цветы. Пчелы собирают нектар со цветка (сладкую жидкость, которую вырабатывают цветущие растения. Потом специальным хоботком собирают нектар, наполняют им свой медовый желудочек.

Ребята, а вы, любите цветы? Давайте поиграем, в цветочки превратимся.

(Физминутка)

Вот волшебные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ребята, посмотрите вот сюда. Потом пчелы возвращаются с медовым нектаром в ульи, находят свободную восковую ячейку-соты и откладывают в нее каплю нектара.

Ребята! Нельзя дразнить пчел. Их нельзя ловить и уничтожать!

Прилетели пчелки на полянку к цветочкам. Давайте следим и понаблюдаем глазами, как пчелка перелетает с одного цветочка на другой.

(К концу палочки прикреплена маленькая игрушечная пчела, дети следят за движением руки глазами как -будто пчела перелетает с одного цветочка на другой).

Скажите, ребята тяжело трудно ли быть пчелой?

Да трудно.

Им очень трудно. Они целый день, перелетая, с одного цветочка на другой нектар добывают.

Мед очень вкусный и полезный продукт.

Мед используют в области медицины, в косметологии, в кулинарии.

Ребята, теперь мы все знаем, откуда берется мед .

« Угадай про кого я говорю»

Памятка для родителей «Осторожно, насекомые!»

Свежий воздух и теплое солнце очень полезно для детского организма, но окружающий нас мир полон опасностей. Одной из этих опасностей, являются укусы насекомых.

Общие сведения

Насекомыми называются живые организмы из отряда членистоногих, населяют они практически все континенты. Из всех живых существ нашей планеты именно насекомые являются самыми многочисленными.
Нет человека, ни разу в жизни не испытавшего укус насекомого. Последствия укуса зависят в первую очередь от вида насекомого и, во вторую очередь, от индивидуальных особенностей организма. Для некоторых детей укус самого обычного комара может быть смертельно опасным.
Реакцию человеческого организма вызывает не сам факт прокола кожи, а вещества, которые насекомые впрыскивают во время укуса. Цель укусов может быть как оборонительной, так и пищевой (кровососущие ).

Какие насекомые могут быть опасны?

Основную опасность для взрослых и детей представляют укусы перепончатокрылых насекомых: пчел, ос, шмелей, шершней, красных муравьев. Эти насекомые жалят исключительно в целях самообороны. Во время укуса в организм человека попадает яд, состоящий из активных белков и иных компонентов, часто являющихся сильными аллергенами. Организм отвечает на внедрение этих веществ покраснением, болью и припухлостью тканей. По статистике от укусов пчел и ос погибает в четыре раза больше людей, чем от укусов змей.

Различные насекомые наносят поражение разными методами. Так, осы и пчелы жалят жалом, при этом вторые погибают, так как жало вместе с жалящим аппаратом остается в ранке. Муравьи впрыскивают яд, кусая челюстями, причем они могут кусать сколько угодно раз. При укусе кровососущих (комары, блохи, клещи, клопы ) человек испытывает неприятные ощущения. Но при этом некоторые из них еще и являются переносчиками опасных инфекций.

Первая помощь при укусе комара

Жало комара само по себе не опасно для человеческого организма. Однако комар является переносчиком различных заболеваний. Человеческая кровь является пищей для этого насекомого. После комариного укуса, вместе с ядом, в тело человека попадает вещество, которое не позволяет крови свертываться, что в свою очередь позволяет комару без каких-либо препятствий принимать пищу. В результате небольшой аллергической реакции, на месте укуса может появиться волдырь и покраснение.

Что делать после укуса?
1. Сделать крепкий раствор пищевой соды и периодически обрабатывать зудящее место.
2. Смазывать укусы спиртовой настойкой календулы, борным спиртом, томатным соком.
3. Сделать холодную примочку.
4. При множественных укусах принять антигистаминное средство.
5. В походной аптечке или на даче непременно следует держать антигистаминный препарат, фенистил или фукорцин (снимают зуд и даже устраняют ожоги крапивы).

Народные методы при укусах комаров
1. Обработать сметаной или кефиром.
2. Приложить к месту укуса лист черемухи или подорожника.
3. Смазать пораженное место бальзамом «Звездочка».

Укусы ос, пчел и шмелей

Как уже было сказано, жалящие насекомые кусают в целях самообороны. При этом осы могут жалить множество раз. У пчел и шмелей жало покрыто зазубринками, которые тормозят его в теле. Вместе с жалом из тела насекомого вырывается и жалящий аппарат. Из него еще на протяжении 3 - 5 минут выпрыскивается яд, поэтому жало следует тут же изъять из ранки. В месте укуса тело краснеет, припухает, болит и становится горячим. При индивидуальной чувствительности к яду пчел может подняться температура тела, тошнить, болеть голова, нарушиться координация и появиться вялость и лихорадка. В особо тяжелых случаях даже одного укуса достаточно, чтобы начался приступ астмы и даже анафилактический шок.

Что делать после укуса?

1.Первым делом, если жало осталось в месте укуса, его нужно извлечь. Для этого лучше всего подойдет пинцет, но можно воспользоваться и подручными средствами, предварительно продезинфицировав их спиртом или водкой.

2. Затем к месту укуса следует приложить холод, можно сделать примочку со слабым раствором марганцовки (светло-сиреневого цвета).

3. Выпить антигистаминный препарат. Например «Зиртек», «Супрастин», «Фенистил», или «Кларитин». Дозировку и возрастные ограничения смотрите в инструкции.
Единичные укусы, как правило, проходят за 2-3 дня. При множественных укусах, в случае если ребенок ужален в рот или зев (что чревато отеком гортани и удушьем), а также при появлении общетоксических симптомов следует обратиться к врачу.

Народные методы лечения укусов пчел, ос, и шмелей

1. Разжевать и прилепить на пораженное место листик подорожника.
2. Привязать к месту укуса листик одуванчика, предварительно помятый.
3. Прикрепить к пораженному месту листочки петрушки. Это устранит боль и припухлость. 4. Разрезать сырую луковицу и срезом прикрепить к месту укуса. Оставить на ночь.

Если ребенок боится насекомых?

«Мой сын в последние дни панически боится мух. Март не самое «мушиное» время, летом не представляю, как бы мы пережили эти дни. Мухи ему чудятся всюду и везде. Сегодня отказался есть блины у бабушки, потому что ему показалось, что между блинами попала мошка. Вчера в кафе устроил истерику: «Мамочка, здесь точно мух нет? Мама, пойдем домой скорее отсюда!». Хотя обычно оставить в кафе хоть что-то несъеденным для него практически невозможно. Как реагировать на истерики? Что отвечать на вопросы? Я ведь не могу быть на 100% уверена,что мух в кафе нет... Нормально ли вообще для трехлетнего ребенка иметь такие страхи, непонятно откуда взявшиеся?» (Вопрос психологу.)

Начну с последнего вопроса. В общем-то, для трехлетнего ребенка энтомофобия (боязнь различных насекомых) - явление не свойственное. Дети лет до пяти с большим интересом относятся ко всякому живому существу, не испытывая брезгливости или чувства страха, особенно если никто из взрослых этих чувств не прививает. Поэтому если ребенок младшего возраста испытывает страхи, связанные с насекомыми, то скорее всего речь идет о фобии, спровоцированной кем-то из взрослых. Либо кто-то из членов семьи имеет такую фобию и демонстративно в присутствии ребенка боится насекомых, либо не менее демонстративно борется с насекомыми: «Таракан! Дави его! Дави его! Муха! Бей ее!».

То, что вызывает такую азартную агрессию взрослого, наверняка очень опасно - к такому выводу может прийти малыш, начиная бояться этих мелких, но таких страшных существ. На наш человеческий взгляд, даже такие милые и красивые насекомые, как бабочки, при ближайшем рассмотрении оказываются довольно неприглядными и пугающими.

Есть еще один, к сожалению, довольно распространенный вариант обретения такой фобии: когда кто-то более старший, чем малыш, не обязательно взрослый, сознательно пугает маленького ребенка: «Не соберешь игрушки, придет Тараканище, украдет тебя и съест!» Не стоит удивляться, что после пары-тройки повторений подобных фраз, ребенок начнет панически бояться тараканов.

Конечно, не стоит обманывать ребенка, говоря ему, что насекомых рядом стопроцентно нет. Если насекомое все-таки обнаружится, будет истерика, скорее всего, и доверие к родителю, обманувшему в таком важном вопросе, будет подорвано. Лучше акцентировать внимание ребенка на том, что родитель может защитить малыша: «Я смогу защитить тебя».

Начать можно с подобной фразы, чтобы ребенку стало спокойнее под защитой взрослого. Сам он не ощущает в моменты страха способности постоять за себя перед пугающим до дрожи животным. Уверенность в силах взрослого успокаивает ребенка. Затем можно перейти к фразам типа: «Когда мы вместе - мы справимся с любым насекомым». В этом случае ребенок так же, как и взрослый, наделяется силой и уверенностью справиться с ситуацией, пусть пока не самостоятельно, а в команде с родителем, но это уже возможность помочь ему ощутить себя иначе перед лицом возможной опасности. Это промежуточный шаг на пути к: «Ты справишься - насекомые тебе не страшны!».

Если ребенок после успокаивающих слов взрослого продолжает тревожиться, можно взять его за руку и обойти помещение вместе, чтобы проверить, как обстоят дела с насекомыми и убедиться, что ничего не угрожает. Это не блажь ребенка, ему в самом деле такое действие поможет обрести спокойствие.

Человеку, как правило, свойственно бояться того, чего он не понимает, или того, о чем мало знает. Поэтому, если рассматривать с ребенком атлас или энциклопедию, соответствующую возрасту, разделы, посвященные насекомым, можно получить хороший терапевтический эффект. Ребенок знакомится с мухой, видит, как она устроена, чем питается, как живет - муха становится близкой и понятной, она теряет пугающий ореол загадочности и неизвестности, ребенок успокаивается.

сказка о «Мухе-Цокотухе», но кроме нее, есть ряд сказок у В. Сутеева с его же замечательными иллюстрациями. Может быть, малыш сначала просто послушает сказку, не пожелав взглянуть на картинки, или даже вовсе откажется слушать. Ничего страшного, к этому предложению можно вернуться позже.

Когда ребенок уже без трепета слушает сказку о насекомых, можно предложить ему слепить из пластилина того, кто ему понравился. Хорошо, если взрослый также принимает участие в лепке, а не просто наблюдает. Когда пластилиновых героев накопится достаточное количество, можно организовать пластилиновый театр, в котором главным кукловодом, управляющим когда-то пугающими животными, будет сам ребенок, теперь их совсем не боящийся.

Немного фантазии и творческой увлеченности помогут взрослому избавить малыша от тревог и опасений, связанных с насекомыми.