Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с детьми старшего дошкольного возраста «Как прекрасен этот мир! Конспект занятия по эстетическому воспитанию на тему: "Культура и мы".

Конспект внеурочного занятия по художественно-эстетическому направлению «Радуга творчества».

Тема занятия. Зимняя сказка. Складывание из бумаги (оригами) фигурок зверей.

Цели:

выполнить коллективную работу в технике оригами;

закрепить умения и навыки работы с бумагой;

учить пользоваться схемами;

учить работать самостоятельно в группах;

развивать воображение, мышление, память;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Задачи:

Познавательные:

Продолжить знакомство с рисунками - схемами;

Расширить и углубить знания детей об искусстве оригами;

Обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение;

На основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность, индивидуальные способности, творческую активность.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

Эстетическое воспитание.

Работа направлена на формирование:

Личностных УУД: проявления интереса при работе с бумагой, к поделкам из неё.

Регулятивных УУД: пошагового выполнения задания; внесения соответствующих изменений в результаты своей деятельности под руководством учителя.

Познавательных УУД: выделения общих принципов; понимания символов моделей, приведённых в схемах.

Коммуникативных УУД: представления о правилах общения в группах; умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Ход занятия.

    Оргмомент.

    Техника безопасности при работе с ножницами.

Помни! Ножницы – это орудие труда, а не игрушка.

    Беседа.

а) Из истории оригами.

Когда-то очень-очень давно жил-был лист бумаги. Ещё не было никаких специальных машин, и его сделали вручную китайские мастера. Лист был ужасно дорогой и очень красивый. Потом у него появилось много братьев и сестёр. На бумаге стали писать, из неё делали деньги. Мастера никому не рассказывали, как делают бумагу. Прошло много времени, и один из мастеров всё же раскрыл секрет. Так бумага из Китая перебралась в Японию. И японские мастера стали делать её ещё лучше, больше и красивее, чем китайские.

И вот, наконец, из небольших квадратных кусочков бумаги стали складывать самые разные фигурки: бабочек, журавликов, цветы, коробочки и многое-многое другое. Люди соревновались друг с другом, придумывали всё новые фигурки. Так складывание бумаги превратилось в искусство и стало называться японским словом ОРИГАМИ.

Оригами – это искусство складывания бумаги в виде замысловатых фигурок, в буквальном переводе с японского «оригами» означает «сложенный из бумаги». Оригами – волшебная страна, где каждый найдёт себе по душе модель.

б) Схемы по складыванию.

Фигурки привозили в другие страны, их жители тоже с удовольствием повторяли уже известные и делали всё новые и новые игрушки. Запомнить порядок складывания многих игрушек было трудно, поэтому старались его записать. Но ведь люди разных стран не говорят на одном языке, поэтому записи не мог прочитать каждый. Так появился новый язык – ЯЗЫК ЗНАЧКОВ. Его придумал японец, которого звали Акира Йошизава. С помощью этих значков, понятных всем, можно было на простых рисунках-схемах записать весь путь бумажки от квадратика до фигурки. Мы с вами тоже учимся читать схемы оригами, чтобы делать интересные складные игрушки.

    Проверка готовности к уроку.

Перед работой проверьте своё рабочее место. У вас на столах должно быть: цветная бумага, ножницы, клей, кусочек двойного скотча, шаблоны квадратов, простой карандаш.

5. Сказка.

- В сказочном лесу жила-была Полянка. Тихо в зимнем лесу, грустно, скучно, всё спит.

Снежная Королева засыпала снегом, сёстры: Вьюга и Метель надули сугробы. Батюшка Мороз сковал реки льдом. Матушка Зима одела все деревья в белые шубы и шапки.

Полянка лежала под тёплым снежным одеялом и вспоминала лето, когда было весело, шумно, все звери любили собираться на этой Полянке побегать, попрыгать, поиграть.

Задумалась Полянка, как же сделать, чтобы зверей снова собрать, повеселиться? Да где сейчас найдёшь их? Заскучала Полянка, загрустила.

- Давайте ребята, поможем ей! Поставим ёлочку и соберём зверей!

6. Подготовка к практической работе.

Мы будем работать в группах. Каждая группа собирает определённую фигуру, а какую, узнаем из загадок.

* Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (ель)

    Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

    На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

    Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.(заяц)

    Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(лиса)

    Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(медведь)

7. Практическая работа.

Вы получили схемы, по которым будите складывать свои фигуры. Помните, что складывать нужно аккуратно, чётко. Если возникнут вопросы, поднимите руку, я помогу. Приступаем к работе.

8. Составление картины.

9. Подведение итогов.

КОНСПЕКТ

занятия по эстетическому воспитанию детей

воспитателя ГУ ТО СРЦН №4

Глазунковой М.Ю.

Тема: «Культура и мы»

Цель: Дать детям представление о культурном человеке.

Задачи:

    Знакомить детей с культурой речи, внешним видом, культурой поведения человека.

    Формировать у ребенка потребность в культуре поведения.

    Корректировать навыки общения и внешнего вида.

    Развивать речь, активизировать словарь детей, р азвивать логическое мышление.

    Корректировать мелкую моторику.

Материал : зеркало.

Предварительная работа: наблюдение в зеркало за своими эмоциями и выражением

лица, внешним видом.

Ход занятия.

I . Вступительная беседа.

Воспитатель. Дети! Сегодня мы поговорим о культуре людей. Вы не раз слышали, как кто-то говорил: «Это-культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек некультурный».

Как вы думаете, кого называют культурным человеком?

(Ответы детей).

Воспитатель. Культура человека проявляется во всех сферах жизни: в общении, на улице, дома и в гостях, в общественном транспорте, в общественных местах и т.д. Культурного человека отличают такие черты, как культура речи, внешний вид, культура поведения и т.п.

Как говорил великий русский писатель А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

II . Беседа о чертах культурного человека.

1. Беседа о культуре речи.

Воспитатель. Во время общения используются две формы обращения: «ты» и «вы». Форма обращения «ты» говорит о более близких отношениях с человеком. Те, кто в пылу ссоры переходит с «вы» на «ты», стараясь тем самым унизить противника, только демонстрируют свою невыдержанность и невоспитанность. Многие вполне справедливо полагают, что для перехода на «ты» недостаточно знакомства, нужна особая дружественность и сердечность. Основное правило: переход на «ты» может предложить старший младшему. Между мужчиной и женщиной это правило условно. Разрешить говорить «ты» - право женщины. Молодой человек может попросить близких старших говорить ему «ты», при этом он сам продолжает говорить им «вы».

В нашем Центре много воспитанников и воспитателей. Как вы обращаетесь к воспитателям и почему?

(Ответы детей).

Воспитатель. Культурный человек проявляет себя и во время бесед: как бы ему не было скучно, у него должно хватить терпения, что бы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника. Если ты не расслышал какого-либо вопроса, то не следует спрашивать «что?» или «а?», вежливее будет сказать «извините, я не расслышал», или «прошу прощения, повторите, пожалуйста».

Не следует начинать спор в защиту своего мнения. Младшие должны избегать споров со старшими. В свою очередь старшие должны давать младшим высказаться и не прерывать их.

Как вы поступите, если не расслышали просьбу или вопрос воспитателя?

(Ответы детей).

2. Беседа о внешнем виде человека.

Воспитатель. Так же культурного человека отличает его внешний вид (или внешность). А что это такое?

(Ответы детей).

Воспитатель. Наука этим вопросам занималась и выяснила, что в понятие внешность входит 3 группы элементов.

Первая группа – физический облик (формы и черты лица, пропорции фигуры, цвет кожи, волос, глаз) – все, что человеку дается от природы.

Вторая группа – функциональные признаки (движения, позы, жесты, мимика, интонация голоса) – то, что проявляется в действии.

Третья группа – оформление внешности (одежда, прическа, макияж) – т.е. дело наших рук и нашего вкуса.

Физический облик достается человеку от рождения и у большинства людей нормальные физические данные. В природе бывают худые или полные, низкие или высокие и т.п. Занимаясь физкультурой и спортом, физический облик можно совершенствовать. А если человек рождается с физическим недостатком или получает его из-за болезни, травмы, то тогда помогает медицина. Человек создает себя и свою внешность сам. Как утверждает французская пословица: «Нет людей некрасивых, есть люди ленивые».

Предположим, что у человека от природы хорошая фигура. Но он не стоит как манекен, а все время двигается – меняет позы. Они не менее важны, чем физический облик. Приятно смотреть на человека, который имеет ровную осанку, не жестикулирует руками во время беседы, улыбается, не повышает без надобности голос.

Так же приятно смотреть на человека, одетого со вкусом. Недаром говорят, что «По одежке встречают…». Одежда человека должна быть удобной: не стеснять движения, не мешать работать или играть, подходить по возрасту, быть чистой, опрятной и красивой. Нельзя забывать так же о чистоте тела и аккуратности прически.

3. Беседа о культуре поведения.

Воспитатель. Так же культурного человека отличает его поведение в различных местах и любых ситуациях. Необходимо всегда помнить, что человек живет на свете не один, его окружают другие люди. Нужно постараться сделать так, что бы им было легко и приятно жить рядом. Выходя из дома, помните о том, как себя вести при переходе улицы, в общественном транспорте и общественном месте. Не забывайте быть приветливыми хозяевами и культурными гостями.

III . Игра «Исправь недостатки внешнего вида».

Воспитатель. Посмотрите внимательно друг на друга и найдите недостатки во внешнем виде своего товарища. Что необходимо сделать, что бы их исправить?

Теперь посмотрите на себя внимательно в зеркало. Понравилось ли вам, как изменился ваш внешний вид?

(Ответы детей).

IV . Рефлексия

Воспитатель. А сейчас вспомним правила поведения. Но сначала отгадайте загадки.

Три глаза – три приказа, красный – самый опасный ( светофор ).

Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса ( велосипед ).

Воспитатель. На какой свет нужно переходить улицу?

Где можно кататься на велосипеде?

(Ответы детей).

Воспитатель.

От дома начинается, у дома и кончается ( дорога ).

Что за чудо – желтый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином ( автобус ).
Воспитатель. Как нужно переходить проезжую часть дороги?

Как вести себя в автобусе?

(Ответы детей).

Воспитатель.

Сама не ем, а людей кормлю ( ложка ).

Хожу-брожу не по лесам, а по усам и волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей ( расческа ).

Воспитатель. Какие ложки вы знаете и для чего они предназначены?

Можно ли пользоваться одной расческой всем? Почему?

(Ответы детей).

Воспитатель.

Чем отличается культурный человек от не культурного?

Что включает понятие «внешний вид человека?».

(Ответы детей).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 23 г.о. Орехово-Зуево Московской области

Составил старший воспитатель Милованова Марина Владимировна

Провёл воспитатель Пыжова Марина Геннадьевна на городском методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста г.о. Орехово-Зуево

Программное содержание.

  1. Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщение к родной природе.
  2. Расширять представление детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
  3. Развивать у детей чувство восприятия в общении с окружающем миром и желание отражать мир ощущения в процессе речевой и художественно-творческой деятельности.
  4. Учить понимать, что окружающий мир можно выразить в разнообразных видах искусства.
  5. Развивать у детей образное мышление и продуктивное воображение.
  6. Учить детей принять разнообразные способы изображения предметов и использовать колорит цветов.
  7. Формирование нравственных качеств и поведенческих функций в рамке подготовки детей к школе.

Активизации словаря.

Выставка музыканты, артисты, мир цветов, чувство прекрасного, настроение, картина, музыка, хоровод, жилище.

Материалы и оборудование к занятию.

Стихи Е. Серовой «Наши цветы» , ткань х/б 20x20 см.. листочки, проволочка кисточки № 3, 5 акварельные краски, тряпочки, клееночки, подставки для кисточек, стаканчики с водой.

Картина С. Путикина «Натюрморт с ромашками и васильками» . Открытки с цветами, композиции из цветов, искусственные цветы, цветы на панно, вышивка, живые цветы, шапочки-цветы.

О.П. Радынова «Мы слушаем музыку П.И. Чайковский «Вальс цветов»

Кассета № 7. (тема № 5 «Сказка в музыке» ) . Музыка для релаксации «Волшебство леса» (звуки живой природы и романтические саксофонные баллады) .

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал. (В зале выставка, рассказывающая о мире цветов рисунки, композиции из цветов, искусственные цветы, цветы на панно, картина, живые цветы) .

Воспитатель.

У нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями) . Я приглашаю вас и наших гостей отправится в необычное путешествие - в мир прекрасного! (Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» .

Воспитатель предлагает детям пройти к выставке. Посмотрите сколько цветов. Мы словно попали в небольшой сад! А что в нем растёт?

Воспитатель.

Послушайте меня.
Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на земле.
То-дар её бесценный.

Для всех искусств - цветок
Образчик неизменный.

Вот как пишет о цветах поэт Жак Демилъ.

Так красиво звучат строки. Цветы - это бесценный дар природы, т.е, не

имеющий цены. И действительно, художники и поэты и артисты не раз обращались к красоте цветов. Жизнь цветов продолжается в труде взрослых,

цветы можно засушить, вышить на ткани, сделать аппликацию, панно и

украсить ими жилище.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором расположены подставки с иллюстрациями полевых цветов: ромашка, колокольчик, василёк) .

Какое время года напоминают вам эти цветы.

Эти цветы напоминают нам о лете.

Воспитатель.

Прочтите нам стихи о летних цветах, которые мы учили летом. (Дети

подходят к столу берут иллюстрации цветов и читают стихи).

Нарядные платьица,
Жёлтые брюшки.
Ни пятнышка нет
На красивой одежде.

Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют.
Как дети, в пятнашки.

Василёк:

Как чиста в колхозе рожь -
Василёк едва найдёшь.
Всем бы ты, цветок, хорош.
Да зачем ты портишь рожь?

Приходи-ка лучше в сад.
Вот обрадуешь ребят!

Колокольчик:

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
Колокольчики - цветы
Очень вежливы.

(Дети отвечают: «И мы вежливы» ) .

Воспитатель.

Поставьте картинки и пройдите к детям, встаньте на свои места. Есть

такая поговорка, «Лето красно?

Воспитатель

Пирогами.

Воспитатель.

В след за летом наступает, что?

Воспитатель

Вы любите осень? И чем она вам нравится?

Осень богата урожаем: поспевают в саду фрукты и овощи. Деревья

стоят нарядные разноцветные: жёлтые, оранжевые, багряные.

Только осенью они меняют свой наряд.

Воспитатель.

А ещё прекрасна тем, что цветы продолжают радовать прекрасный

мир, в котором мы живём. И этот прекрасный мир сегодня с нами. Давайте

полюбуемся, Я приглашаю вас в этот мир. (Дети проходят к столу, где в

большой вазе стоит большой букет хризантем). Что это? Как эти цветы называются?

Цветы. Хризантемы.

Воспитатель.

А чем они похожи?

Эти цветы похожи строением стебля, форма - цветка круглая.

Воспитатель.

Не смотря на то, что цветы похожи друг па друга, они имеют и

различия. Назовите их.

Размер цветка, окраска цветов, форма лепестков.

Воспитатель.

Все живые цветы объединяет - запах. У каждого цветка свой запах. Его

легко определят и люди, и пчёлы, которые собирают нектар, из которого получается душистый мёд. Многие талантливые люди видят по своему и своё

чувство и настроение передают по-разному. Художник пишет картину, композитор - музыку, поэт стихи. Воспитатель предлагает пройти к следующему

экспонату.

На подставке стоит картина (С. Пушкина натюрморт «Ваза с ромашками и васильками» .

Дети подходят к картине и встают полукругом.

Послушайте произведение П.И. Чайковского «Вальс цветов» . Это про-

изведение о цветах.

Какая это музыка?

Чтобы вы хотели делать под неё?

Музыка сказочная, радостная, воздушная, танцевальная. Под эту музыку хочется порхать в воздухе, кружиться в хороводе.

Воспитатель.

А мне показалось, что цветы кружась в дружном хороводе, взялись за руки и решили постоять в этой вазе. Один художник который проходил мимо, решил изобразить их на полотне. Запах цветов художник передать не мог но отношение - любовь, радостное настроение он отразил в игре красок.

(Воспитатель обращает внимание на картину и беседует с детьми) .

Что художник изобразил на этой картине?

Художник изобразил на этой картине полевые цветы. Свое отношение и любовь к ним.

Воспитатель.

Какие цвета красок использовал художник в своей картине?

Художник в своей картине использовал жёлтый, коричневый, бежевый. белый, голубой, чёрный, зелёный, и синие цвета красок.

Воспитатель.

А вы хотите быть художниками и изображать цветы, так как вы их чувствуете и видите?

Воспитатель.

Прошу пройти в мастерскую. Дети садятся за столы, на столах весь

необходимый материал дня рисования. Сядьте правильно, спинки прямые,

ноги вместе. И послушайте меня внимательно. У вас на столах лежит необходимый материал для рисования. Работать мы с вами будем необычно. На-

рисуем цветы на ткани разными способами рисования. Закройте глазки, давайте представим цветы, которые мы будем изображать. Подумайте где и как

их изобразить. С помощью чего их можно нарисовать?

Воспитатель.

Как мы будем рисовать цветы?

Цветы можно нарисовать с помощью проволочки. (Дети рассказывают технологию) .

Воспитатель.

А листочки?

Листики мы будем печатать живыми листочками.

Воспитатель.

А стебель и серцевинку

Стебель - кисточкой, а серцевинку - кисточкой, методом тычка.

Воспитатель.

Дети приступаем к работе.

Работать нужно, не торопясь, аккуратно пользоваться красками и во

время работы следить, как правильно получается изображение. Дети

работают под тихую, спокойную музыку. После того как они нарисуют цветы, вводится релаксация.

Воспитатель.

Дети, я приглашаю вас на волшебную поляну, где растут необыкновенные цветы (на ковре стоят шапочки-цветы, дети подходят к шапочкам, и

одевают их на голову).

Представьте цветы это вы. (Звучит музыка, дети под музыку выполняют движения) .

Воспитатель Дети

Цветочки начинают расти, растут, растут - выросли Начинают медленно вставать

Подул ветер, цветы качаются Руки вверх, легкое покачивание

Наступил вечер, цветочки закрываются Приседают, руки на голову

Выглянуло солнышко, цветочки проснулись, головками качают Опять медленно встают, руки вверх,

качаются на месте

Радуются солнышку. Улыбаются

Вот такие весёлые цветы растут на нашей поляне Идут на свои места

Воспитатель.

Дети пройдите на свои места и продолжите работу.

После окончания работы.

Молодцы, все вы постарались выполнить работу.

Возьмите свои работы и разместите их на поляне - ковре, между другими цветами, которые выросли на этой поляне

Каждый из вас старался быть художником и с любовью изобразил цветы. Из них получится разноцветная поляна. Каждый из вас, как и любой художник трудился для того, чтобы его работа доставляла радость всем людям.

Природа всегда прекрасна! Прекрасное побуждает добро! Желание совершать только хорошие поступки и приносить пользу. Давайте полюбуемся!

(Звучит музыка «как прекрасен этот мир!» ) .

Дети рассматривают свои рисунки.

Воспитатель.

Когда работы высохнут, мы из них соберём панно, украсим им детский сад, чтобы им любовались наши родители и гости.

На этом наше путешествие закончилось, спасибо.

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современной гармонически развитой личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.

Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.

Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.

Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы : воспитание эстетической культуры младших школьников.

Цель реализуется через задачи :

Формирование общей культуры учащихся;

Развитие эстетических чувств младших школьников, творческих

Способностей;

Формирование активного интереса к произведениям искусства;

Формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

Воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и

Явлениям окружающего мира.

Название

Количество часов

Форма

I Блок «Радуга природы»

1. Этот загадочный и фантастический мир

Природы

2. Пусть всегда будет солнце

3. Природа и фантазия

Беседа

Экологический утренник

Экскурсия +практическое занятие

II Блок «Музыка стучится в наши сердца»

1. С музыкой навеки

2. Музыкальное путешествие

3. Веселая нотка

Заочное путешествие

Поход в дома-музеи

Танцевально-музыкальный час

III Блок «Ярмарка литературных чудес»

  1. «Мороз и солнце – день чудесный…»
  1. Мой любимый герой

3. Литература и театр

Литературная гостиная А.С.Пушкина

Встреча с литераторами

Поход в театр

IV Блок «Я и мой красивый мир»

  1. У зеркала
  2. Королевство вежливых слов

3. Час игры и игрушки

Беседа

Практическое занятие

Беседа

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

1. Мир моих увлечений

2. Галерея волшебных красок

3. Старый бабушкин сундук

4. Я карандаш с бумагой взял

Беседа + защита проектов

Поход в картинную галерею

Праздник русского костюма

Выставка рисунков

VI Блок «Творческая мастерская»

  1. Город будущего
  2. Снежная сказка

3. Мир прекрасного вокруг нас

Защита проектов

Практическое занятие

Беседа

I Блок «Радуга природы» (4 ч.)

1 Тема: Этот загадочный и фантастический мир природы.

На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки.

Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.

2 Тема: Пусть всегда светит солнце.

Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.

3 Тема: Природа и фантазия.

Главная цель этого занятия - научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.

Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.

В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.

Литература:

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.:АСТ,1996.-480с.
  2. Мазнин О.Е.500 загадок для детей.- М.:ТЦ «Сфера»,2002.-450с.
  3. Левитман М.Х.Экология – предмет: интересно или нет?- СПБ: Лениздат; союз,2001.-236с.
  4. Экологические сказки /Педсовет №11,2004
  5. Есенин С.Стихи и поэмы- М.: Издательство «Художественная литература»,1974
  6. Володина Н.Э. К цветку цветок. - М.,1993
  7. Новлянская З.А. Величие красоты./Искусство в школе.- 2007.- №5

II Блок «Музыка стучится в наши сердца» (4 ч.)

1 Тема: С музыкой навеки.

Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…

В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.

На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.

2 Тема: Музыкальное путешествие.

Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…

Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали:

Дом-музей С.В. Рахманинова;

Музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;

- музей-усадьба композитора М.И. Глинки .

Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.

Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.

3 Тема: Веселая нотка.

Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.

Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.

Литература:

  1. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники- М.,2000
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: музыка/ Под ред. О.Г.Хинн М: АСТ,1996.-480с.
  3. Пушкина С.И. Мы играем и поем – М.,2001
  4. Халина А.И. Музыкальная азбука- М.: Просвещение,1998
  5. Гуртова Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания./Искусство в школе.-2007.-№4
  6. Колосова Н.О.Здравствуй, музыка! - М.,1987

III Блок «Ярмарка литературных чудес» (4 ч.)

1Тема: Мороз и солнце – день чудесный.

На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.

Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.

Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.

2 Тема: Мой любимый герой.

Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным, из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).

В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.

3 Тема: Литература и театр.

На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера. На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.

На втором занятии ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.

Литература:

  1. Пушкин А.С. Стихи и проза- М.: Детская литература,1989
  2. Толстой Л.Н.Сказки, басни и рассказы - М.: Детская литература,1987
  3. Вертаньян Э.А. Путешествие в слово- М.: Просвещение,1992
  4. Светловская Н.Н. Встречи с писателями – М.,1989.-286с.
  5. Снегирев Г.Г. Поэзия познавательности/Учительская газета,1986.-№21
  6. Михайлова А.Я. Ребенок – художник и театр кукол./Начальная школа,1991.-№12
  7. Ушакова А.Л. Еще раз о воспитании искусством./Искусство в школе.-1998.-№7

IV Блок «Я и мой красивый мир» (4 ч.)

1 Тема: У зеркала.

Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».

Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.

Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.

2 Тема: Королевство вежливых слов.

На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.

Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.

3 Тема: Час игры и игрушки.

Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей… Но у игрушек есть еще и особое «звучание» - они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.

В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка». Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.

Литература:

  1. Богуславская Н.Е. Веселый этикет – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1997.-192с.
  2. Шамсутдинова С.С. Учимся говорить по-русски – Л.: Просвещение, 1991.-127с.
  3. Образцова Т.Н. Игры для детей. М.: ООО «Этрол»,2005.-160с.
  4. Егунова Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе.-2007.-№4
  5. Горелов И.Р. Умение общаться./Воспитание школьников.-1994.-№3
  6. Янковская Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение./Искусство в

школе.-2007.-№3

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (5 ч.)

1 Тема: Мир моих увлечений.

В ходе первого занятия выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.

На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.

2 Тема: Галерея волшебных красок.

Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.

На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.

3 Тема: Старый бабушкин сундук.

Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX - начала XX веков».

На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.

Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».

4 Тема: Я карандаш с бумагой взял…

Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.

В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.

Литература:

  1. Бахревский В.В. Ждите нас волшебниками – М.: Детская литература,1991.-126с.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика,1989
  3. Ахмова А.А. Как прекрасен этот мир, посмотри/Искусство в школе.-2001.-№6
  4. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники - М.,2001
  5. Хазанова Е.Л. Радость современной работы./Искусство в школе.-2006.-№2

6. Красный Ю.Д.Читай! Рисуй! Показывай! /Искусство в школе.-2006.-

№4

VI Блок «Творческая мастерская» (3 ч.)

1Тема: Город будущего.

Данное занятие дает возможность выявить интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой помощи родителей.

На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.

2 Тема: Снежная сказка.

Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.

Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.

3 Тема: Мир прекрасного вокруг нас.

Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а так же в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи…- это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.

Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.

Литература:

  1. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве- М.: Просвещение,1987.-183с.
  2. Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?- М.,1989
  3. Защита фантастических проектов/Начальная школа-1992.-№7-8
  4. Красный Ю.Д. Город своими руками./Искусство в школе.-2006.-№6
  5. Неменская Л.А. Искусство и ты. – М.: Просвещение,2002

Конспект занятия по эстетическому воспитанию
«Русский лес как песня для души…»

Конспект занятия по эстетическому воспитанию "Русский лес как песня для души"для детей 13-15 лет с ОВЗ.


Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе, к лесным богатствам, помочь увидеть их красоту
Задачи:
1. Познакомить с многообразием природных богатств России, воспитывать стремление беречь и приумножать красоту природы
2. Повышать заинтересованность детей к природе, развивая их способность любоваться и очаровываться ее красотой.
3. формировать и корректировать имеющиеся навыки внимательно слушать, не перебивая других, формировать связную речь
4. Обогатить и расширить словарный запас(багряный, расписной, лазурь, лиловый, пестрый и т.д.)
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание
6. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход занятия.

Звучит музыка
Широка страна моя родная
Много в ней лесов полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек…
Ребята, всем вам известны эти слова, вы, конечно же, знаете, в какой огромной стране мы живем. Скажите, как она называется?
Россия.
Правильно, наша необъятная страна называется Россия. И ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как наша. На Севере очень холодно, там льды, айсберги и вечные снега,


на юге жаркие пустыни,


в средней полосе природа богата и разнообразна. Одно из богатств нашей природы- это леса. Посмотрите, какие бывают леса.


Хвойные.Какие деревья там растут?(Сосны, ели,)
Лиственные. Липа, клен, береза, дуб
Смешанные.(И то, и другое)
А теперь мы проверим, внимательные ли вы слушатели и распределим названия деревьев по месту их произрастания.
Леса
Лиственные Хвойные
(дети вешают на доску картинки с изображением деревьев)
Видите, какое разнообразие деревьев и красок царит в лесу!
Давайте послушаем стихотворение
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как мышки елочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца
И очень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Вот вы сейчас прослушали такое волшебные стихотворение, а может быть значения некоторых слов вам неизвестны? «Лиловый, золотой, багряный»
Подумайте, что означают эти слова?(Ответы детей)
(За рассуждениями детей следует подсказка на экране.)




В самом начале занятия вы сказали, что у лиственных деревьев листья, у хвойных хвоя, давайте сейчас поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Я называю дерево, а вы говорите правильное название его листка(лист клена- кленовый и т.д.)
Лист дуба- дубовый, хвоя сосны – сосновая, лист ивы- ивовый, шишка кедра -кедровая, лист тополя- тополиный, лист осины- осиновый, лист липы- липовый, шишка ели- еловая, лист березы- березовый.
Правильно, ребята, березовый.


Береза- любимое дерево России, это ее символ. Березку можно встретить и в лесу, и в парке, и в школьном дворе. . Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге встречаются березы огромные, как мачты,


а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.


Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.


Очень много стихотворений посвятил русский народ этому деревцу. - Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув стоит. »


А сейчас мы послушаем отрывок из еще одного стихотворения
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне…
Ребята, только что мы слушали зимнюю березовую сказку..


А весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.


Как он называется? березовый. А сейчас мы с вами попробуем его сами и угостим наших гостей.
Дети пробуют березовый сок и угощают гостей.
Видите, ребята, какие сладкие мгновения может подарить нам русская природа, сколько удовольствия и приятных минут переживает человек, общаясь с ней. Об этом никогда не стоит забывать.
Давайте еще немного поговорим о богатствах леса, его жителях, его звуках и красках.
Весной роняет слезы
Белая…(БЕРЕЗА)
Если дует ветерок
Задрожит ее листок
Ветерок совсем не сильный
Но дрожит листок …(ОСИНЫ).
В каждый дом под Новый год
Это дерево придет.
Зеленое и колкое
Оно зовется…(ЕЛКОЮ)
На дубовых ветках
Вырастают детки
Маленькие озорные
На них шапочки резные(ЖЕЛУДИ)
Так много деревьев в лесу! Каждое дерево звучит по-своему то шелестит, то скрипит. Все это звуки леса.
Стихотворение (Романцова Лиза)
Садись на камень под сосну
Лесную слушай тишину
Журчит лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек
Упала шишка, скрипнул сук
Жужжит, жужжит тяжелый жук
Листва рассказывает сны
Ты слышишь голос тишины…
Давайте и мы с вами, не выходя из класса, тоже послушаем лесную тишину…Какая она? Необычная, чудесная, волшебная.(Релаксация под звуки леса 2 мин)

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Чудесный концерт в лесу дают птицы. Голоса животных – это их разговор. И так важно не помешать этому разговору, ведь если мы будем шуметь в лесу, слушать громкую музыку, мы можем не услышать пения птиц, порхания бабочек, а животные не смогут сообщить друг другу что-то важное, напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Вот поэтому так важно ходить по лесу осторожно и аккуратно, ведь так чудесно насладиться красотой родной природы, зеленой лужайкой на лесной опушке, звонким пением птиц, радужным порханием бабочек и стрекоз. Это же несложно- без беготни, не крича и аукая, а тихо-тихо, спокойно пройтись по лесной тропе. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
Давайте проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Игра на внимание.
Я буду называть вам примеры поведения в лесу, а вы, если вы согласны, будете говорить «Это я, это я, это все мои друзья, а если нет, то промолчите
-По тропинке кто шагает, на жуков не наступает?
-Веточки мы не ломаем когда по лесу гуляем
-Магнитофон мы взяли в лесок, и заглушили птичек голосок
-Муравейник мы найдем, понаблюдаем и уйдем.
-Мухомор увидел я, мимо прохожу, друзья
-В лес собачек мы возьмем, спокойней птичкам будет в нем.
-Кто бруснику собирает, с корнем кустик вырывает?
Молодцы, ребята. Есть ли в нашей группе лесные хулиганы? Нет, и это хорошо. Человек должен бережно относиться к лесным богатствам, потому что это не только красота и отдых для души, но и огромная польза. В лесу растут деревья, из которых производят бумагу для книг, альбомов, тетрадей. А еще в лесу растут грибы и ягоды, живут многочисленные звери и насекомые.
Давайте поговорим об этом. Какие грибы растут в лесу?
СЪЕДОБНЫЕ и НЕСЪЕДОБНЫЕ
Белые мухоморы
Подберезовики, бледная поганка
ложные опята
Лисички,
Сыроежки
Вам нужно правильно с помощью стрелок распределить названия грибов по группам
А какие лесные ягоды вы знаете?
Земляника, малина, клюква, черника, брусника
Ребята, а как используют лесные ягоды?
Сушат, замораживают, варят варенье, соки, компоты.
А какое варенье вы любите?
Вот видите, ребята, сколько радости и наслаждения доставляет нам природа!
Лес- это главное богатство России. Он дает человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес- это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц. А каких лесных жителей вы знаете?
(ЛИСА,ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ВОЛК, БЕЛКА, ЕЖ)
Отгадайте, о ком пойдет речь сейчас.
По лесу бежит петляет
К лету шубу он меняет
На снегу его невидно
Волку и лисе обидно…. (Заяц)
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко
Не пустая никогда
У меня кладовка… (Белка)
Трав колючками касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко…. (Лось)
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком…. (Волк)
Без тропинки без дорог
Серый катится клубок
Он в иголках острых сплошь
Потому что это…. (Ёж)
Зимой спит, летом ульи ворошит(Медведь);
Меньше тигра, больше кошки, над ушами- кисти-рожки, с виду кроток, но не верь, страшен в гневе этот зверь(Рысь);
Водяные мастера строят дом без топора, дом из хвороста и тины и добротные плотины (бобры);
Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.(Олень);
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый -краса! Как зовут ее…(Лиса);
возле дуба острым рылом деловито землю рыл он(Кабан);
Немытое в рот ни за что не возьмет и ты будь таким, как крошка…(Енот);
Роскошный полосатый мех имеет это хищный зверь, он ходит тихо, словно ветер, живет в природе, словно царь(Тигр)
Да, ребята, действительно, лес- это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой дом. А как называются дома лесных жителей? Кто где живет? Давайте попытаемся дать правильные названия домикам лесных жителей.
Белка – в дупле


медведь- в берлоге,


лиса -в норе,


волк -в логове,


птица -в гнезде


муравей -в муравейнике,


Давайте послушаем стихотворение «Есть у каждого свой дом».
1. У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нём.
В лесу у каждого есть свой дом, А для человека таким домом является природа, она для нас считается родным домом. И от нас с вами зависит, в каком доме будем жить мы и наши дети дети.
Человек- он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход.
Деревья, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек-венец природы
И без природы нам конец?

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Красоту ее не губить