Проект на тему: Куклы наших бабушек. Проект (средняя группа) на тему: Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

ГБОУ 2120 ДС-4

Г. МОСКВА

Подготовили:

Ибрагимова З.Р

Гусейнова Г.Р

Проект «Куклы наших бабушек»

Проект «Куклы наших бабушек»

Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.

Вид проекта : краткосрочный (1 месяц) .

Участники проекта : девочки старше-подготовительной группы (8 человек, родители детей, воспитатель.

Цель : воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле .

Задачи :

Образовательная : закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле (обрядовая, обереговая и игровая) ; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивающая : развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами , дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки , они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы и небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему : народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект « Куклы наших бабушек » .

Я считаю, что данный проект актуален , потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный

На этом этапе проведены следующие мероприятия :

Уточнение знаний родителей детей по теме проекта ;

Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды) ;

Расширение образовательного пространства в группе : пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичной куклы ;

Изучение истории народной тряпичной игрушки.

2. Практический

Были проведены занятия :

Изготовление куклы-закрутки ;

Изготовление куклы-оберега ;

Изготовление куклы-пеленашки ;

Беседы : « Куклы наших бабушек » , истории создания обрядовых кукол.

3. Заключительный

Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта , и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол « Куклы наших бабушек » ; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек » и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки» . Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток. Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта .

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.


вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами. И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук. А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек». Я считаю, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - народная мудрость

Проблема

Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Актуальность проекта.

В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность» , «бездуховность» , мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре, традициям, промыслам, обычаям является сегодня актуальной темой.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа - как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. «Куклы из бабушкиного сундучка» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. На дне бабушкиного сундука можно найти куклу, изготовленную своими руками. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она остается вечно юной и любимой игрушкой человечества. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Делали и делают кукол из различных материалов: дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня интерес к народному творчеству, народной культуре, к своим корням необычайно велик.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях в использовании кукол, выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цель исследования:

Цель проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы; изучить историю кукол своей семьи.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить представления детей о разнообразии и назначении народной куклы, видах кукол.

Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами. Изучить корни возникновения куклы. Собрать материал о куклах наших бабушек. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки. Сделать фотографии.

Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками, самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Привлечь родителей к совместной творческо – исследовательской деятельности с детьми и педагогами.

Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки.

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Участники:

Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный

Тип проекта

информационный, поисково-исследовательский, познавательно-творческий.

  • информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников)

Творческий (дети рисуют, составляют рассказы)

Исследовательский (исследуют «Бабушкин сундучок» )

Подготовительный этап:

Планирование совместной работы с детьми и родителями.

Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.

Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек.

Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол.

Изготовление воспитателем образцов народных кукол.

Подбор природного, бросового и др. материала.

Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр; подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Информация в родительском уголке. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в жизни ребенка”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
  • Выпуск раскладушки для родителей «Роль куклы в жизни ребёнка» .
  • Привлечение родителей к сбору материала – Выставка “Куклы наших мам и бабушек”: «Куклы нашей семьи» (фотографии из семейных архивов) .
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность; Проведение консультаций и мастер-классов для родителей. Мастер класс - Русская народная кукла «Мотанка» .
  • Оформление наглядной информации: альбомы и т.д.

Заключительный этап

  • Выставка «Куклы наших мам и бабушек»
  • Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями.
  • Фотографии из семейных архивов «Куклы нашей семьи»
  • Оформление альбома «Куклы русского народа» для группы.
  • Оформление собранной информации в папки.

Литература: интернет – ресурсы

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как: – Познавательное;

– Социально - коммуникативное

– Речевое;

– Художественное – эстетическое; – Физическое развитие; – Труд.

«Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции»

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, какие куклы сохранились в семьях наших детей. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы «Мотанка» , мы провели мастер-класс по её изготовлению с родителями. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие предметы и мы придерживались этого правила - куколки делали без иголок. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Некоторые детки захотели нарисовать своим куклам глазки

В группе оформили альбом «Куклы русского народа» ; провели Анкетирование среди родителей « «Куклы моего детства» ; совместно с родителями создали выставку “Куклы наших мам”; с детьми изготовили куклы из ниток (детям очень понравилось) и игровую куклу “Пеленашка” по схеме; оформили выставку детских работ. Всю информацию о куклах поместили в папки.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Народная тряпичная кукла»


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Ожидаемый результат:

1. Создание картотеки детской и методической литературы
2. Разработка перспективного плана по теме» народная тряпичная кукла»
3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
4. Обновление эстетического пространства группы
5. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

План реализации проекта.I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации.II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
6.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
7. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»


8. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»


9. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"


10. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Отдарок на подарок»


11. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Птичка»


12. Мастер-класс для педагогов « Девичьи посиделки» (кукла Вербница)


13. Изготовление альбома « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы»
14. Изготовление картотеки « Стихи о народной кукле»
15. Изготовление альбома « Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»
16. Альбом «Правила создания традиционной народной куклы»
17. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр
18. Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
19. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
20. Экскурсия в краеведческий музей


План реализации проекта.III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Разработка плана детского проекта в средней группе

«Куклы наших бабушек»

Выполнила

Ф.И.О.

Илюшина Татьяна Владимировна

Г.о. Тольятти

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Куклы наших бабушек»

3. Руководитель проекта (Ф. И. О): Илюшина Татьяна Владимировна

4. Кадры: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

5. Район, город, представивший проект: г.о. Тольятти, Автозаводский район.

6. Адрес организации: Бульвар Гая дом 8

7. Телефон: 306-306

8. Вид, тип проекта: исследовательско - творческий, краткосрочный.

9. Цель, направление деятельности проекта: Знакомить с традиционной народной игрушкой- куклой, формировать у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа.

10. Краткое содержание проекта:

1. Беседа «Какие бывают куклы».

2. Рассматривание иллюстраций готовых кукол.

3. Загадывание загадок о куклах.

4. Стихи о куклах.

5. Создание картотеки загадок о куклах.

6.Лепка «Девочка в сарафане».

7.Аппликация «Сарафан для куклы».

8. Место проведения: группа, территория детского сада, дом.

11. Сроки проведения: 1 месяц - краткосрочный.

12. Количество участников проекта: 20 дошкольников, их родители, узкие специалисты, 2 воспитателя средней группы детского сада.

13. Возраст детей: с 4 до 5 лет (средняя группа)

14. Форма проведения: фронтальный .

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Проблема педагогическая: Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса дошкольников к изучению народной тряпичной куклы, как к историческому и культурному наследию России.

Проблема детская: Как можно сделать куклу своими руками?

Задачи педагогические:

1 . Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Задачи детские:

1. Выяснить, как создавали кукол своими руками.

Форма презентации:

Художественно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы(с наименованием)

Задачи

Сроки реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап

Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы».

Чтение сказки

« Василиса Прекрасная».

Выяснить знания детей о куклах (современных, старинных)

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках: видео, интернет ресурсы, книги, энциклопедии.

1 неделя

Первый день

1 неделя

Третий день

1 половина дня

2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

2 этап

Посещение выставки «Старинные куклы».

Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки).

НОД:

« Путешествие в прошлое куклы».

НОД:

«Тряпичная кукла-оберег».

Чтение и стихотворений о куклах.

Аппликация: «Сарафан для куклы».

Лепка « Девочка в сарафане».

Обогащать представление детей о русских народных куклах.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народной куклы.

Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Развивать творческие способности детей.

Развивать творческое воображение, интерес к изобразительной деятельности

2 неделя

Второй день.

2 неделя

Второй день

2 неделя

Третий день.

2 неделя

Третий день .

2 неделя.

Пятый день.

3 неделя первый день.

3 неделя.

третий день

1 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

1 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

3 этап

Создание коллекции материалов для изготовления тряпичных кукол.

Создание картотеки загадок о куклах.

Изготовление куклы -пеленашки с детьми.

Выставка детских работ: «Кукла своими руками».

Обогащать знания детей о материалах из которых изготавливали одежду, развивать тактильные ощущения.

Закреплять знания детей о куклах

Научить детей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани.

4 неделя

второй и третий день

4 неделя третий день

4 неделя четвёртый день

4 неделя пятый день

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 и 2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Конспект занятия в средней группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»

Цель: Формировать представления детей о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.
Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
Подготовительная работа . Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Ход занятия:

Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

Вот мы и познакомились с нашими гостями.

Сколько кукол у нас в гостях?

Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

Почему посуда лишняя?

Для чего нам посуда?

Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

Чья кукла самая высокая?

Чья кукла самая низкая?

А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

Из чего ее делали?

Как с ней можно играть?

Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Беседа по содержанию:

Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

Скажите, дети, из чего она сделана?

А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

Эта кукла будет жить в нашей группе.

Как называется такая кукла?

От чего она будет нас оберегать?

А как вы к ней будете относиться?

Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

(Дети играют с куклами)

Занятие в средней группе.

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».

Программное содержание .

1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.

3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.

4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.

5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.

Предварительная работа : знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.

Оборудование и материалы : сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.

Ход занятия.

1 часть . История создания.

(Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?

Как вы думаете? (предположения детей).

Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.

Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.

Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю ) куклой

Как вы думаете, из чего она сделана?

Интересно с ней играть? Почему?

Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.

Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).

А ты, Ира как думаешь?

А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).

Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?

Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).

Чем интересны эти куклы?

Вот человек и придумал другую куклу.

Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?

Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.

Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.

Игра «Выложи и расскажи».

- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)

В наше время мы играем такими игрушками?

Какую же игрушку придумали потом?

Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).

Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

Ребята, это тряпичная кукла.

Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

Чем она отличается от предыдущих кукол?

А вам интересно узнать, как её шили?

Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).

А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами .

Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

А ты, Диана, как считаешь?

А ты как думаешь, Саша?

А как можно играть с современными куклами?

У кого из вас есть такие куклы?

Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

Ребята, а это что за кукла?

Как с ней можно играть?

У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.

2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».

– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.

(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).

А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

А теперь, Аня?

(Деревянная - глиняная - соломенная - тряпичная – пластмассовая).

Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

Сейчас поиграем в игру «Да - нет».

- Вы уже эту игру играли с другими предметами.

Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).

3 часть. Заключительная

Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).

Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.

Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).

Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.

Загадки о куклах

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

Волосы льняные

Глазки голубые

И обуты ножки

В синие сапожки

На красавице-пальто

Догадались? Это кто?

У меня есть дочь Алёнка-

Вот послушная девчонка!

Она маму слушает-

Всё, что надо, кушает.

Маленькая дочка,

Слушается молча.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка

Стихи о куклах

Елена Благинина

«Голышок-малышок».

Голышку-малышку
Сшила понемножку
Малышку-голышку
Новую одёжку.
Синюю рубашку,
Алые штаны
Видишь по кармашку
С каждой стороны?
Сшила жёлтый кожушок

М. А. Пожарова

Не отыщешь краше: руки-словно лапки,

Галина Заславская

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Стихотворение А. Барто

«Резиновая Зина»

Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзинке принесли
Она была разиней, резиновая Зина
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Резиновая Зина, не будь такой разиней,
А то отправим Зину обратно в магазин.

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки- словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Елена Григорьева
СТАРАЯ КУКЛА

Нет у куклы носа,
Растрепались косы,
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
"Баю-баю, баюшки", -
Песенку спою.
"Спи, моя красавица,
Спи моя хорошая,

Т. Днепровская
КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…

Валентин Берестов

БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.