«Куклы наших бабушек». Материал подготовлен воспитателем ДОУ Кассихиной О.А

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Народная тряпичная кукла»


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Ожидаемый результат:

1. Создание картотеки детской и методической литературы
2. Разработка перспективного плана по теме» народная тряпичная кукла»
3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
4. Обновление эстетического пространства группы
5. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

План реализации проекта.I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации.II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
6.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
7. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»


8. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»


9. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"


10. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Отдарок на подарок»


11. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Птичка»


12. Мастер-класс для педагогов « Девичьи посиделки» (кукла Вербница)


13. Изготовление альбома « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы»
14. Изготовление картотеки « Стихи о народной кукле»
15. Изготовление альбома « Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»
16. Альбом «Правила создания традиционной народной куклы»
17. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр
18. Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
19. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
20. Экскурсия в краеведческий музей


План реализации проекта.III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития. Темой проекта послужила кукла-пеленашка, сделанная мной после прохождения курсов. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; « Как можно самим сделать такую куклу?».

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Основополагающим в данном проекте является формирование у детей знаний о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Для этого были поставлены задачи:

Ø обогатить знания дошкольников информацией возникновения кукол;

Ø формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

Ø учить детей изготавливать кукол своими руками;

Ø закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

Ø воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

Ø совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Был составлен перспективный план работы, определены этапы и последовательность выполнения проектной деятельности педагогами, детьми и родителями, подготовлена развивающая предметно-пространственная среда.

Вся деятельность была разделена на этапы.

Первый этап (подготовительный) включал:

Ø беседы о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети;

Ø рассматривание иллюстраций об игрушках;

Ø составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;

Ø чтение сказок, заучивание потешек, небылиц;

Ø беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства;

Ø оформление уголка самостоятельной деятельности «сделай сам».

На втором этапе (практическом) дети посетили выставку «Куклы в национальных костюмах», кукольный театр, составляли творческие рассказы «Моя любимая игрушка», иллюстрировали книгу рассказов «Куклы моей бабушки», делали кукол «Обереги», «Пеленашки», «Закрутки», «Стригушки».

Для реализации проекта были привлечены родители. С ними была проведено

анкетирование по теме; подготовлены и проведены консультации для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”; оформлена наглядная информация: папки-передвижки, альбомы и т.д. Родителей приняли активное участие в совместной познавательно-творческой деятельности.

Хочется обратить внимание на выдержки из книги «Кукла моей бабушки».

«В детстве моей бабушки не было возможности приобрести игрушки, они жили в глухой деревне и семья была большая. Старшие сёстры, когда подросли, шили из лоскутков ткани, пуговиц и ваты кукол, собачек, кошек…» (Настя Ч.);

«….самодельная кукла из капронового чулка – Катя. Её мама этот чулок набивала опилками, расстригала нижнюю часть, делая ножки, всё сшивала, пришивала ручки. На голову кукле пришивала расстриженный чулок, это получались волосы. Вместо глазок пришивала пуговицы, а ротик и носик вышивала нитками. Бабушка повсюду куклу брала с собой в гости, шила ей платьица, играла с другими девочками. Засыпала тоже с куклой Катей в обнимку.» (Игорь М.)

«.Любимая игрушка моей бабушки была гипсовая кукла. Она была лёгкая и красивая. А ещё у бабушки был мячик из шерсти овцы или козы. Но больше всего было игрушек из бумаги, которые бабушка делала сама – фонарики и различные фигурки…» (Вика К.).

В результате большой и очень интересной исследовательской деятельности, проведённой совместно с детьми и родителями, пополнился мини-музей “Куклы из бабушкиного сундука ”, составлены альбомы «История куклы», «Моя любимая игрушка», «Кукла моей мечты», организована выставка игрушек, сделанных руками детей и родителей. С большим интересом наш мини-музей посещают и дети других групп ДОУ.


Региональный конкурс

«Руководство детскими исследовательскими проектами в ДОО и семьи»

Познавательно-творческий проект

«Куклы моей бабушки»

Приходько София, 6 лет

Воспитанница

Подготовительной группы

МАДОУ «Золушка»

Г. Когалыма ХМАО-Югра

Руководитель:

Семенищева Ульяна

Валерьевна

воспитатель

г. Когалым, 2017

Познавательно-творческий проект «Куклы моей бабушки»

Актуальность проекта:

К нам в гости приехала мамина мама, моя бабушка. Я очень люблю проводить с ней время, потому что она рассказывает разные истории, учит выпекать вкусные пироги, поет песни, с бабушкой очень интересно.

Скоро у меня день рождения, я у родителей прошу в подарок куклу. Но мама сказала, что вместо куклы они купили другой подарок. Я очень расстроилась, бабушка стала меня успокаивать, и рассказал, что в её детстве были самодельные куклы. Мне стало интересно, как можно самому сделать куклу? С этим вопросом я обратилась к бабушке, она с удовольствием стала рассказывать, из чего можно сделать куклу.

На следующий день мы с бабушкой нашли у мамы разную ткань, тесьму, нитки, и принялись за работу. Бабушка рассказывала, какие куклы были в старину, и для чего их делали. Оказывается, раньше не только играли в куклы, они были как оберег.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель данного проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами.
  2. Изучить корни возникновения куклы.
  3. Собрать материал о куклах наших бабушек.
  4. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки.
  5. Как с ними играли.
  6. Почему раньше у кукол на лице не было глаз и рта.
  7. Сделать фотографии.

Задачи педагогические:

Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах;

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки;

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность;

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям;

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Задачи работы с родителями:

  1. Привлечь родителей к совместной творческо–исследовательской деятельности с детьми и педагогами.
  2. Организовать работу с родителями по развитию творческой деятельности дошкольников.
  3. Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.
  4. С помощью родителей совершенствовать уровень творческо-исследовательской деятельности детей.
  5. Формирование партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.

Проект : познавательно-творческий

Сроки реализации проекта: 2 месяца (5декабря по 10 февраля 2017г.)

Постановка проблемы

Современных детей играют игрушками, куклами которые, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

Определение предстоящей деятельности: как найти ответы на вопросы.

Планирование деятельности детей совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Подбор методической литературы (узнать из чего делали кукол);

Собрать материал о куклах (картинки, иллюстрации, презентации);

Подобрать настольно – печатные игры;

Подготовить материал для художественного творчества;

Подобрать детскую литературу по тематике проекта;

Разработать консультации по проекту для родителей.

Основной

(Домашнее задание)

Совместно с педагогом

Беседы с детьми «Куклы наших бабушек»; «Как появились куклы»; «Моя любимая кукла»;

Чтение художественной литературы, загадывание загадок; (Приложение 1)

Продуктивная деятельность: изготовление кукол из ниток.

Узнать из разных источников:

Как появились куклы?

Из какого материала раньше делали кукол?

Всеми куклами можно было играть?

Совместно с родителями, изготовить кукол.

Заключительный

Определение новых знаний о куклах:

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые, обрядовые и игровые. Безликими были обрядовые и куклы – обереги. Обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь эти традиционные тряпичные куклы без лица. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным . Например: кукла «Крупеничка» делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой (чаще всего гречкой), наряжали и ставили в Красный угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куколки. Она отвечает за достаток в семье, следит, чтобы в доме было сыто и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра. Изготовлены куклы-пеленашки. Люди считали что эта кукла оберегает ребенка от злых духов. Такую куклу изготавливали перед рождением младенца и подкладывали её в колыбельку.

Также мы изготовили современные куклы, тоже из ткани, только их мы шили.

Оформление материала материалов по проекту, презентация. Мини-музей тряпичных кукол.

Результаты проектной деятельности

Сформированы устойчивые знания и интерес к творческо-исследовательской деятельности.

Расширили свои знания о происхождении куклы.

Попробовали изготовить разные куклы из ткани, бумаги;

Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Продукт проектной деятельности

Сшиты куклы: «Крупеничка», Пеленашки, «Колокольчик», современные куклы, бумажные куклы.

Изготовление альбома с загадками, стихами. Презентация по проекту.

Обеспечение проекта

1.Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г.

2.Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г.

3.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.

4.Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.

Системная паутинка исследовательского проекта «Загадочные снежинки»

Образовательная область

Непосредственно образовательная область

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры «Наряди матрешку», «Угадай, из чего матрешка сделана», «Одень Машеньку».

Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке».

Словарные игры «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот».

Речевое развитие

Альбом «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

Составление творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка»

Произведения малых форм в виде загадок.

Подбор русских народных сказок.

Познавательное развитие

Беседа «Как появились куклы?»

«Куклы наших бабушек»

«Какие куклы бывают»

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление кукол, создание моделей изготовления.

Украшение для куклы.

Физическое развитие

Подвижная игра «Плетень»; «Волк во рву»; «Горелки с платочком»; «Заря»; «Солнышко».

Приложение № 1

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран и овца)

Не прядет и не ткёт, а людей одевает. (Овца)

В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Плод с семенами)

Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Игла)

Еду, еду-нету следу. (Лодка)

Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)

Стоит копна среди двора, спереди-вила, сзади-метла. (Корова)

Что за шустрый старичок, восьмидесят восьми ног. Все по полу шаркает за работой жаркою? (Веник)

Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. (Глаза)

Маленькое, круглое, а за хвост не поднять. (Клубок)

Есть голова, да нет волос.

Есть глаза, да нет бровей.

Есть крылья, да не летает. (Рыба)

Растет, да не цветок.

Висит, да не фартук.

Похож на нитку, но живой.

Один выпадает, другой тут же вырастает. (Волос)

Бежала-шумела,

Заснула-заблестела. (Река)

Что на всех языках мира звучит одинаково? (Смех и плач)

Разработка плана детского проекта в средней группе

«Куклы наших бабушек»

Выполнила

Ф.И.О.

Илюшина Татьяна Владимировна

Г.о. Тольятти

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Куклы наших бабушек»

3. Руководитель проекта (Ф. И. О): Илюшина Татьяна Владимировна

4. Кадры: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

5. Район, город, представивший проект: г.о. Тольятти, Автозаводский район.

6. Адрес организации: Бульвар Гая дом 8

7. Телефон: 306-306

8. Вид, тип проекта: исследовательско - творческий, краткосрочный.

9. Цель, направление деятельности проекта: Знакомить с традиционной народной игрушкой- куклой, формировать у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа.

10. Краткое содержание проекта:

1. Беседа «Какие бывают куклы».

2. Рассматривание иллюстраций готовых кукол.

3. Загадывание загадок о куклах.

4. Стихи о куклах.

5. Создание картотеки загадок о куклах.

6.Лепка «Девочка в сарафане».

7.Аппликация «Сарафан для куклы».

8. Место проведения: группа, территория детского сада, дом.

11. Сроки проведения: 1 месяц - краткосрочный.

12. Количество участников проекта: 20 дошкольников, их родители, узкие специалисты, 2 воспитателя средней группы детского сада.

13. Возраст детей: с 4 до 5 лет (средняя группа)

14. Форма проведения: фронтальный .

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Проблема педагогическая: Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса дошкольников к изучению народной тряпичной куклы, как к историческому и культурному наследию России.

Проблема детская: Как можно сделать куклу своими руками?

Задачи педагогические:

1 . Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Задачи детские:

1. Выяснить, как создавали кукол своими руками.

Форма презентации:

Художественно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы(с наименованием)

Задачи

Сроки реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап

Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы».

Чтение сказки

« Василиса Прекрасная».

Выяснить знания детей о куклах (современных, старинных)

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках: видео, интернет ресурсы, книги, энциклопедии.

1 неделя

Первый день

1 неделя

Третий день

1 половина дня

2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

2 этап

Посещение выставки «Старинные куклы».

Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки).

НОД:

« Путешествие в прошлое куклы».

НОД:

«Тряпичная кукла-оберег».

Чтение и стихотворений о куклах.

Аппликация: «Сарафан для куклы».

Лепка « Девочка в сарафане».

Обогащать представление детей о русских народных куклах.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народной куклы.

Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Развивать творческие способности детей.

Развивать творческое воображение, интерес к изобразительной деятельности

2 неделя

Второй день.

2 неделя

Второй день

2 неделя

Третий день.

2 неделя

Третий день .

2 неделя.

Пятый день.

3 неделя первый день.

3 неделя.

третий день

1 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

1 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

3 этап

Создание коллекции материалов для изготовления тряпичных кукол.

Создание картотеки загадок о куклах.

Изготовление куклы -пеленашки с детьми.

Выставка детских работ: «Кукла своими руками».

Обогащать знания детей о материалах из которых изготавливали одежду, развивать тактильные ощущения.

Закреплять знания детей о куклах

Научить детей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани.

4 неделя

второй и третий день

4 неделя третий день

4 неделя четвёртый день

4 неделя пятый день

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 и 2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Конспект занятия в средней группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»

Цель: Формировать представления детей о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.
Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
Подготовительная работа . Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Ход занятия:

Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

Вот мы и познакомились с нашими гостями.

Сколько кукол у нас в гостях?

Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

Почему посуда лишняя?

Для чего нам посуда?

Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

Чья кукла самая высокая?

Чья кукла самая низкая?

А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

Из чего ее делали?

Как с ней можно играть?

Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Беседа по содержанию:

Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

Скажите, дети, из чего она сделана?

А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

Эта кукла будет жить в нашей группе.

Как называется такая кукла?

От чего она будет нас оберегать?

А как вы к ней будете относиться?

Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

(Дети играют с куклами)

Занятие в средней группе.

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».

Программное содержание .

1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.

3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.

4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.

5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.

Предварительная работа : знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.

Оборудование и материалы : сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.

Ход занятия.

1 часть . История создания.

(Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?

Как вы думаете? (предположения детей).

Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.

Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.

Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю ) куклой

Как вы думаете, из чего она сделана?

Интересно с ней играть? Почему?

Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.

Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).

А ты, Ира как думаешь?

А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).

Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?

Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).

Чем интересны эти куклы?

Вот человек и придумал другую куклу.

Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?

Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.

Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.

Игра «Выложи и расскажи».

- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)

В наше время мы играем такими игрушками?

Какую же игрушку придумали потом?

Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).

Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

Ребята, это тряпичная кукла.

Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

Чем она отличается от предыдущих кукол?

А вам интересно узнать, как её шили?

Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).

А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами .

Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

А ты, Диана, как считаешь?

А ты как думаешь, Саша?

А как можно играть с современными куклами?

У кого из вас есть такие куклы?

Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

Ребята, а это что за кукла?

Как с ней можно играть?

У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.

2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».

– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.

(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).

А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

А теперь, Аня?

(Деревянная - глиняная - соломенная - тряпичная – пластмассовая).

Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

Сейчас поиграем в игру «Да - нет».

- Вы уже эту игру играли с другими предметами.

Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).

3 часть. Заключительная

Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).

Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.

Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).

Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.

Загадки о куклах

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

Волосы льняные

Глазки голубые

И обуты ножки

В синие сапожки

На красавице-пальто

Догадались? Это кто?

У меня есть дочь Алёнка-

Вот послушная девчонка!

Она маму слушает-

Всё, что надо, кушает.

Маленькая дочка,

Слушается молча.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка

Стихи о куклах

Елена Благинина

«Голышок-малышок».

Голышку-малышку
Сшила понемножку
Малышку-голышку
Новую одёжку.
Синюю рубашку,
Алые штаны
Видишь по кармашку
С каждой стороны?
Сшила жёлтый кожушок

М. А. Пожарова

Не отыщешь краше: руки-словно лапки,

Галина Заславская

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Стихотворение А. Барто

«Резиновая Зина»

Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзинке принесли
Она была разиней, резиновая Зина
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Резиновая Зина, не будь такой разиней,
А то отправим Зину обратно в магазин.

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки- словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Елена Григорьева
СТАРАЯ КУКЛА

Нет у куклы носа,
Растрепались косы,
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
"Баю-баю, баюшки", -
Песенку спою.
"Спи, моя красавица,
Спи моя хорошая,

Т. Днепровская
КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…

Валентин Берестов

БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.


Проект "Куклы моей бабушки"

Вид проекта: Творческий

Цель проекта: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Длительность: Средней продолжительности

Образовательные области:

Социализация;

Познание;

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Актуальность

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Задачи:

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3. Учить детей изготавливать кукол своими руками

4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа

5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

Результаты проекта

Создание мини-музея кукол в дошкольном учреждении

Составление альбома «История куклы»

Музыкальный альбом (рисунки под музыку)

Книга совместных рассказов родителей с детьми «Моя любимая игрушка»

Альбом «Кукла моей мечты» (рисунки детей)

Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

Презентация проекта для педагогов и родителей

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Описание проекта «Куклы наших бабушек».

Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития. Темой нашего проекта послужила принесенная Катей С. кукла-колокольчик, которую ей привезли из Ярославля. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; « Как можно самим сделать такую куклу?».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Программные

Развивающая среда

Деятельность

Работа с родителями

самостоятельная

совместно с родителями

Экскурсия

Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей.

Подбор русских народных сказок

Энциклопедия для детей «Чудо всюду»,

Подбор природного и бросового материала

Подбор дидактических игр

Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

Статьи на тему «Где появились куклы», «Все о народной кукле», «История тряпичной куклы», «История куклы в России»

Изготовление кукол из ткани, ниток, глины

Игрушка своими руками.

Ответы на вопросы детей. Консультации» Русская игрушка в эстетическом воспитании детей, «Народные узоры».

Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала.

Посещение музея «Куклы».

Расширять представление детей о разнообразии русского народного декоративно-прикладного искусства. Сообщить исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству.

Иллюстрации Создание уголка «Сделай сам»

Открытки

Сувениры

Видеофильм «Все о куклах»

Рассматривание иллюстраций.

Ответы на вопросы.

Посещениемузея «Народные промыслы »

Составление творческих рассказов

Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны.

Воспитывать бережное отношениек окружающим предметам.

Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке.

Иллюстрации в книгах.

Рассматривание тематических альбомов

Составление рассказов.

Помощь в составлении рассказов по плану.

Ответы на вопросы детей.

Запись составленных детьми творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование. Лепка.

Учить отображать увиденное в рисунке, развивать наблюдательность и воображение детей.

Бумага белая, цветная, цветной картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти акварельные

Рисование «Кукла моей мечты», «Игрушки моей бабушки».

Оформление выставки детских работ.

Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе.

Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначение предметов и их строении, а так же материалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Выставка народных игрушек. Иллюстрация «Ярмарка». Чтение сказки «Василиса Прекрасная». Рассматривание книги Н.Курбатовой«Игрушки».

Уголок «Сделай сам».

Ответы на вопросы детей в изготовлении обереговой куклы.

Помощь в изготовлении куклы. Подбор материала для изготовления. Обогащение словаря ребенка«Кукла-оберег», «умелец», «мастер»,

«ремесло»,

«промысел».

Выставка детских работ.

Практикум «Делаем куклы своими

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Литература, наглядный материал

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Методическая литература

Методическая литература

Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

Детская литература

А. Толстой «Буратино»

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»

Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»

Стихи о матрешке, куклах В.Приходько,

Г. Ладонщиков

Наглядный материал

Иллюстрации к русским народным сказкам

Показ слайдов и фильмов о куклах

Набор открыток, сувениров

Экскурсии в музей «Куклы»

Экскурсии в музей «Куклы»

Д/и «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку»

Беседа о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети

Рассматривание иллюстраций о жизни детей

Чтение сказок, заучивание потешек, небылиц

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства

Оформить уголок самостоятельной деятельности «сделай сам»

Экскурсия по мини-музею «Игрушка, подаренная природой»

Изготовление кукол, создание моделей изготовления

Анкетирование по теме

Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала

Консультация с практическим показом. Вовлечение в совместную творческую деятельность

Совместные праздники «Праздники народного календаря»

Наглядная агитация, фотогазеты, папки-передвижки, альбомы

Экскурсии

Посетить выездную выставку «Куклы в национальных костюмах»

Посещение городского музея «Куклы»

Виды кукол

Куклы наших бабушек

Моя любимая кукла

Просмотр видеокассеты о декоративно-прикладном искусстве

Рассказ о празднике «Свистунья»

Как появились куклы

Как родилась тряпичная кукла

Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»

Чтение сказки «Василиса Прекрасная»

Изготовление кукол «Обереги», «Пеленашки», «Закрутки», «Стригушки»

Досуг «День рождения куклы»

Связь с другими видами деятельности:

Изодеятельность : украшение для куклы.

Констуирование:

«Дом для куклы»

Игровая ситуация:

«Модница»

Музыка:

«Композиторы о куклах».

Социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»

Создание мини-музея «Куклы в детском саду»

Экскурсия по мини-музею (экскурсоводы – дети)

Выставка семейных работ «Игрушка своими руками»

Материалы и средства : иллюстрации и фотографии старинных кукол; куклы в русских-народных костюмах, книги по технологиям изготовления тряпичных кукол

Методическая литература по народному костюму, тряпичные куклы, ткани, фурнитура, музыкальные произведения –«Детский альбом» П.И.Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла»)