Проект адаптации ребенка к доу. Проект (младшая группа) на тему: Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.
Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня
Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу
Марина Корыстина
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Легкое перышко»
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова Е. В. воспитатель
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад . Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть :
К отсутствию близких, родных людей;
К соблюдению режим дня;
К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям , а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период .
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия . Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия , соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад .
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова , и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду . С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений : строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно . Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Лёгкое пёрышко»
Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи :
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду .
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ;
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ;
Развитие внимания, восприятия, речи, воображение;
Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей
План мероприятий реализации проекта с детьми
месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь - игры : «Ласковое имя» , «Ладонь на ладонь»
Сказкотерапия
«Я люблю сказки»
Беседа о группе
«Вместе весело шагать»
Телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковая ига «Сороконожка»
«Мыльные пузыри»
Музыкатерапия
«Вот как мы умеем»
Телесная терапия «Обними меня»
Пальчиковые игры «Семья»
Сказкатерапия
«Я люблю сказки»
Театрализованные игры «Колобок»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»
«Музыканты»
Упражнения на дыхание
«Греем ручки»
Телесная терапия «Обними меня»
октябрь - театрализован игры «Веселый петрушка»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Упражнения на дыхание
«Рубим дрова»
Телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек» «Чебурашка»
Музыкатерапия
Телесная терапия «Обними меня» - игры
«Матрешка» «Котята»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игры
«Дружная семейка» «Собери пирамидку»
Музыка терапия
«Чебурашка»
Телесная терапия «Обними меня»
ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»
Сказка терапия
«Я люблю сказки»
Рисуем пальцем «Дождик»
Телесная терапия «Обними меня» - рисуем пальцем «Котенок»
Игры с водой «Переливание»
Музыка терапия «Антошка»
Телесная терапия «Обними меня» - игры
«Непослушные мышата» «Солнце и дождик»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку»
Телесная терапия «Обними меня» - пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.» «Пальчики» пальчиковая игра
Музыкатерапия «Антошка»
Телесная терапия «Обними меня»
декабрь - пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»
Игра с водой. «Мельница»
Музыкатерапия
«В лесу родилась ёлочка» - сказкатерапия.
Р. Н. С. «Колобок» - упражнения на дыхания
«Каша кипит»
Игры «Поиграем в кубики» , «Мячик»
Сказка терапия «Курочка ряба» - пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»
Музыкатерапия
«В лесу родилась елочка»
Сказкатерапия
«Заюшкина избушка» - упражнение на дыхание «Часики идут»
Пальчиковые игры «Колючий ёж» , «Идет Коза рогатая»
Театрализация
«Репка»
январь - игра «Носик»
Игра с водой «Паровозик»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра
«Сорока – белобока»
Игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
Сказка терапия
«Я люблю сказку
Упражнение на дыхание.
«Веселый паровозик в пути»
Игра с водой «Наливаем, выливаем»
Сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Раз, два, три.»
Игра на дыхание «Носик»
Сказкатерапия. «Я люблю сказку»
февраль - подвижная игра
«Зайка»
Игра на дыхание «Носик»
Рисуем пальцами «Снег»
Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»
Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
Игры со строительным материалом.
А. Барто «Игрушки» - подвижная игра «Зайка»
Пальчиковая игра «Мы играем на рояле»
Игры с конструктором «Лего»
Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - игра .
Упражнение на дыхание.
«Звонкий петушок»
Игры с конструктором «Лего»
Чтение художественной литературы
А. Барто «Игрушки»
март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
игра с водой.
- «Наливаем, переливаем
Упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»
Сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра. «Сомни платочек»
Игры «Чудесный мешочек» , игры с камушками.
Сказкатерапия
«Я люблю сказку» - игра
Игра с водой «Кораблик»
Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Коза»
Упражнения на дыхание.
«Часики идут»
«Чудесный мешочек»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»
Театрализованная деятельность
«Кукольный театр»
Игры «Мячики»
Сказка терапия.
«Почитай мне сказку» -Игры с ракушками в уголке экспериментирования
Игры на дыхание «Рубим дрова»
игры со строительным материалом.
Сказка терапия.
«Я люблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»
Игры с конструктором «Лего»
Пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» - Игра
«Колючий ёж» .
- «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревянным театром.
Игры с водой.
«Плывет, тонет»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
май -Игра «Собери пирамидку»
Упражнение на дыхания.
«Веселый паровозик в пути»
Игра в уголке экспериментирования
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей»
Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»
Игра со строительным материалом.
Сказка терапия. «Я люблю сказку» . -пальчиковая игры «Мячики» , «Веер»
Игра с конструктором «Лего»
Сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»
«Дождик, дождик веселей.»
Упражнения на дыхание.
«Вырасти большой»
Сказка терапия. «Я люблю сказку»
Работа с родителями в период адаптации детей направлена на :
Оказание консультативной помощи по вопросам адаптации , воспитания детей раннего возраста
Решение проблем адаптационного характера
Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
Она включает в себя следующие задачи :
Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;
Подготовить ребенка к посещению детского сада .
Мероприятия :
Родительские собрания;
Анкетирования;
Консультации;
Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;
Демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах
И предполагает результат : безболезненная адаптация детей к условиям детского сада .
Результаты работы по проекту :
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ , но и в дальнейшем воспитании и развитии детей . Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.
Собраны материалы родительских собраний (фото альбомы «Я и моя семья» ; «Наши успехи» ; анкеты); консультации, памятки, буклеты для родителей.
Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу : у 81 % детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19 % средняя степень адаптации .
Наталья Шиловская
Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
Вид проекта краткосрочный
Тип проекта педагогический .
Участники проекта : воспитатели, педагог психолог , муз. руководитель, методист, заведующая, родители.
Сроки проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь) .
Проблема
Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей . Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей . Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста , является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Поэтому в период адаптации к детскому саду , важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Актуальность
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста .
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений :
Строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
Новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками;
Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
Другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться . Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей , - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель проекта : - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи :
1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами адаптации к условиям ДОУ .
2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ .
3. Обеспечить включнность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности , направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ .
4. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .
Гипотеза : если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста вести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации , то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.
Этапы проекта :
1 этап Подготовительный этап
Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
Заключение договора с родителями;
Организационное родительское собрание по теме «Адаптация детей в ДОУ » ;
Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» ;
Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» ;
Создание методического обеспечения;
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
Разработка анкет для родителей;
Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
Помещение информации в родительский уголок.
На данном этапе ожидается сформировать доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.
Сентябрь
Сентябрь
Воспитатели
Методист
Заведующая
Воспитатели
Педагог психолог
Воспитатели
Воспитатели
методист
2этап Основной :
Знакомство с семьей;
Ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- информационная деятельность :
Организованные тематические встречи;
Беседы с родителями.
Индивидуальные беседы и консультации с родителями :
- практическая деятельность :
Совместные праздники, развлечения;
Работа с родителями :
педагогической .
педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.
адаптации
возраста
Работа с педагогами :
адаптации детей к ДОУ .
3. Информирование педагогов технологий
педагогов с вновь поступающими детьми.
возраста ; обучение педагогов
На данном этапе ожидается Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Воспитатели
Заведующая
Методист
Педагог психолог .
Муз. руководитель
Педагог психолог
Воспитатели
Воспитатели
Педагог психолог
Методист
Методист
Педагог психолог
Методист
Педагог психолог
3 этап Заключительный
Задачи работы с родителями :
1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.
2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.
3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.
Задачи работы с педагогами :
1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей .
2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально - личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.
На данном этапе ожидается :
Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с родителями.
Воспитатели
Методист
Педагог психолог
Методист
Педагог психолог
Предполагаемый продукт проекта .
Работа с родителями.
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .
2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.
3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.
4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.
6. Презентация по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ » .
Работа с педагогами .
2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ .
3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.
6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста ; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.
Ожидаемый результат :
1. Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.
2. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей .
3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .
4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
5. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .
На сроки проекта могут повлиять следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка, и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость, посещаемость, недостаточная заинтересованность, и активность родителей в педагогическом процессе ; невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из за сильной загруженности.
Сопровождение адаптации детей к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при обязательной поддержке родителей и включает следующие направления деятельности : психологическую и педагогическую диагностику , консультирование, методическую и организационную работу. По моему мнению, педагог – профессионал должен владеть целым арсеналом приемов, позволяющих тормозить негативные эмоции малыша в период адаптации , педагог должен уметь проектировать взаимодействие с родителями своих воспитанников, давать необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование (см. приложение, папки-передвижки, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога , который, несомненно, должен любить детей , быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ : родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода , показателями адаптации и т . д. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша и активно взаимодействовать с детским садом, помогая сделать адаптацию ребенка максимально безболезненной.
От того, как прошло детство, кто вл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».
Лев Толстой.
Участники проекта:
Зам. Заведующего по О.В. –
Методист ДОУ –
Педагог-психолог –
Воспитатели младших групп
Музыкальный руководитель –
Медицинский работник
Родители детей младших групп №2,№3,№4,№6
Целевая группа : Дети младших групп и их родители.
Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2013г.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи , решаемые проектом:
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие» , отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
Повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года)
Организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План проекта
период |
|
ответственные |
Сентябрь |
Заключение договора с родителями; Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; Организационное родительское собрание; Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; Анкета для родителей (социальная); Индивидуальный журнал ребенка; Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация. - «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень); Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» |
Заведующая Зам.зав. по О.В. администрация воспитатели воспитатели воспитатели педагог-психолог, воспитатели педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог Методист педагог-психолог Воспитатели |
Октябрь |
Консультация «Растим малыша здоровым»; Мини-лекция «Детская истерика»; Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; Занятие «Листопад» 1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Стихотворение «Листопад, листопад» 5. Потешка «по ровненькой дорожке» 6. Релаксация Занятие «Мячики» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»; Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» |
инструктор по ФИЗО педагог-психолог муз. Руководитель воспитатели педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог Педагог-психолог воспитатели |
Ноябрь |
Консультация «Где моя большая ложка?»; Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; Занятие «Мыльные пузыри» 1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре» Занятие «Непослушные мышата» 1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот» 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки» 4. Игра «Мышки и часы» 5. Упражнение «Это- папа – мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»; Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» |
Мед.работник Педагог-психолог Педагог-психолог Муз.руководитель Педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатели |
Декабрь |
Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; Занятие «Зайка» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком» 3. Потешка «Зайка серенький сидит» 4. Игра «Лиса и заяц» 5. Игра «Найди морковку» 6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза. 2. Рифмовка «В нашей группе» 3. Стихотворение «Ель» 4. Игра «Заморозь» 5. Потешка «Пальчики у нас попляшут» 6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»; Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» Диагностика адаптации к ДОУ. |
Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Педагог-психолог воспитатели воспитатели Педагог-психолог воспитатели Муз.руководитель Воспитатели Педагог-психолог Воспитатели методист |
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
Проект: «Успешная адаптация»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «партнёрство» и"сотрудничество".
Практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей раннего дошкольного возраста.
Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание партнёрских отношений с семьями воспитанников.
С августа по декабрь 2013 года я работала над проектом «Успешная адаптация».
Тип проекта: практико – орентированный, долгосрочный, коллективный.
Задачи:
Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.
Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
Повысить уровень психологической культуры родителей.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Методы:
элементы телесной терапии;
создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;
развивающие игры;
рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;
наблюдение за поведением детей.
Актуальность.
Работа с родителями в адаптационный периодважная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Д/С №50 КВ. В период адаптации детей раннего возраста к условиямдошкольного учреждения взаимодействие и преемственность между воспитателеми родителями крайне важна. Ребёнок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.
По данным официальнойстатистики заболеваемость среди детей от 1 года до 3 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детейраннего возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду.
Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна,так каквоспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.
Считаю что проблема адаптации у детей раннего дошкольного возраста важное и необходимое область теории воспитания и обучения, необходимость, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так важна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.
Подготовительный этап.
родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ);
знакомство с участком, групповым помещением;
сбор информации о потенциальных воспитанниках;
ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
установление партнерских, доброжелательных отношений;
первичное визитирование семей будущих воспитанников (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.);
анкетирование (социальное, медицинское);
составление адаптационного маршрута;
прогулка на участке/ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу.
На основе этих данных определяю степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даю соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Основной этап.
поэтапный прием детей в группу;
постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
консультирование родителей;
наблюдения за поведением детей;
разработка индивидуального режима для ребенка;
организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенциив вопросах адаптации малышей к ДОУ;
оформление листов адаптации;
заполнение карт нервно-психического развития детей.
Итоговый этап.
обработка результатов (анализ адаптивных листов,анализ индивидуальных карт развития);
выявление детей с тяжелой адаптацией;
индивидуальная работа с детьми;
родительское собрание «Итоги адаптации».
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Для определения результативности работы по данному направлению проводится следующая диагностика.
1. На всех детей группы заведены карты нервно-психического развития (разработаны К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной), в которых отражаются результаты состояния здоровья детей, их физическое и психическое развитие и поведение.
2. Совместно с медицинской сестрой осуществляется контроль за уровнем заболеваемости детей в период адаптациик условиямМКДОУв течение всего учебного года. Заболеваемость составила в период с августа 2013 года по май 2014 года 3,2%.
3. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится лист адаптации, где указываются состояние настроения, аппетита, сна, уровень общения с детьми и взрослыми. В группе наблюдалось 40% детей с лёгкой степениадаптации, 60% детей с адаптацией средней степени, адаптации тяжёлой степени не наблюдалось.
4. Удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации (анкетирование).
Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше беспокойства, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Таким образом, я считаю, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОУс детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействиис родителямидети раннего возраста успешно прошли период адаптации.