Практические упражнения для восстановления речи после инсульта. Примерный комплекс упражнений

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится "размораживание" нарушенных на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого - поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как "том — дом", "точка — почка" и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

Архив статей и новости на темы: Инсульт, Профилактика инсульта, Улучшение памяти после инсульта, Реабилитация инсульта, Ишемический инсульт.

Фактор риска. Холестерин

Что такое холестерин? От чего зависит уровень холестерина, и чем может окончиться для вас превышение этого уровня? Какова вероятность инсульта?

Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Успех лечения больных с ишемическим инсультом зависит от хорошей организации оказания медицинской помощи от начальных этапов до восстановительного лечения после инсульта. Поэтому, с книгой следует не просто ознакомиться, а тщательно ее проработать.

Скачать книги об инсульте: Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Новый терапевтический справочник

подробным описанием эпидемиологии, скрининга и профилактики инсультов. Классификация инсультов и микроинсультов. Диагноз, лечение и профилактика повторного инсульта. Что делать после инсульта?)

Неотложные состояния

Главная цель учебника «Неотложные состояния» — изложить правила оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи при неотложных состояниях.

Скачать книги об инсульте: Неотложные состояния

Как вернуть речь

В результате инсульта, опухоли или черепно-мозговой травмы может возникать афазия (расстройство речи). Чтобы устранить или хотя бы уменьшить последствия инсульта. необходимы усилия различных специалистов.

Скачать книги об инсульте: Как вернуть речь

Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

Сердечно-сосудистые болезни становятся главной причиной смерти человека, поражая в равной степени и бедных, и богатых. Люди, перенесшие инфаркт или инсульт, часто нуждаются в длительном лечении. И часто после инсульта восстанавливаются не полностью.

Скачать книги об инсульте: Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Инсульт — причины, профилактика, самопомощь. Исключительно наглядный и подготовленный для совершенно далеких от медицины людей, где популярно излагаются ответы на основные вопросы по заболеванию.

Скачать книги об инсульте: 36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Реабилитация после инсульта

Авторы раскрывают основные принципы реабилитации больного после инсульта, рассказывают, как ухаживать за больным, подробно описывают упражнения лечебной физкультуры на разных стадиях заболевания. Кроме того, читатели ознакомятся со специальными приемами восстановления утраченных навыков и >>>

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта

Пособие предназначено для преодоления речевых расстройств у больных с различными формами афазии после геморрагического и ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний. >>>

Скачать книгу Оппель В.В. — Восстановление речи после инсульта

Издательство . «Медицина», Ленинградское отделение

Формат . PDF

Язык: русский

Размер . 12 МБ

Cтраниц: 152

Год издания: 1972

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

Восстановление речи после инсульта

Название . Восстановление речи после инсульта

Издательство: «Медицина», Ленинградское отделение

Год издания: 1972

Формат . PDF

Язык: русский

Cтраниц: 152

Размер . 12 МБ

Описание: Из предисловия: «Когда мы впервые предприняли попытку организации систематической работы по восстановлению речи в неврологическом отделении Ленинградской городской больницы большинство больных доставлялось в больницу с квартиры через три недели после наступления острого нарушения мозгового кровообращения. Занятия по восстановлению речи начинались с больным не ранее шестой недели заболевания, когда у больного уже закрепилось отношение к себе как человеку, который не может общаться с окружающими звучащей речью. С тех пор прошло около пятнадцати лет. В настоящее время большинство больных доставляется в стационар по поводу острого нарушения мозгового кровообращения в первые 3-12 часов заболевания, после оказания на дому дифференцированной патогенетической врачебной помощи. В больнице они получают энергичное патогенетическое лечение. В связи с этим восстановительные возможности больных заметно возросли.

Из сказанного вытекает и другой вывод: если в прошлом логопед имел дело в первую очередь с остаточными явлениями, пусть недавно, но все же уже перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, в настоящее время восстановительные занятия начинаются (в зависимости от тяжести общего состояния больного) с первой-третьей недели от начала заболевания, т. е. до завершения процессов, возникших в головном мозгу в момент инсульта. Следовательно, и методика работы не может быть той же, которой она была 10-15 лет тому назад.

За последние десятилетия огромный культуру рост населения значительно изменил уровень речево развития заболевающих, что в свою очередь измени, требования к методике восстановительных занятий перспективы восстановления речи.

Работа по восстановлению речи с больными, стр; дающими афазией, развертывается по всей стране, есть необходимость дать логопедам методическс пособие, которое помогло бы им работать сегодня.

Мы попытались осветить только несколько основных разделов восстановительной работы. При этс мы стремились выбрать те из них, которые, во-пе вых, выкристаллизовались после опубликования на! в 1963 г. книги «Восстановление речи при афазии». Во-вторых, мы осветили те разделы, которые претерпели самые значительные изменения и отработаны за последние годы.

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше всего делать это сразу, как только состояние человека, перенесшего инсульт, стабилизировалось. Не рассчитывайте на то, что уже после проведения первых упражнений вы получите хорошие результаты. Для их появления вам потребуется гораздо больше времени, чем для восстановления контроля над двигательным аппаратом.

Как вернуть нормальную речь после инсульта

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта, пациентам потребуется более шести лет.

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения. Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение. Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Существует несколько видов расстройства речи, каждый из них требует индивидуального подхода в лечении.

Виды речевых расстройств

  1. Афазия. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором человек не способен воспроизводить даже самые элементарные слова. Проявляется афазия отсутствием способности распознавать речь в любом ее проявлении. Но отдельные звуки и слова пациент все же способен воспринимать. Кроме того, человек после инсульта не способен воспроизводить даже самые простые слова, так как в основных отделах неокортекса отсутствует важный импульс. Есть еще одна разновидность этой формы — тотальная афазия. Ее отличие заключается в том, что больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми.
  2. Дизартрия. У пациентов, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения слов и звуков. Несмотря на то что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, все-таки он не может правильно произносить слова.

Это связано с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга.

Как лечить афазию и дизартрию

Многих очень волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. Сегодня многие специалисты работают в этом направлении, поэтому восстанавливать утерянную способность говорить после инсульта можно несколькими способами.

Способы лечения афазии.

  1. Логопедический метод. Для лечения пациента используются различные упражнения для восстановления речи. Во время тренировок специалисты часто используют терапию мелодической интонации, которая служит для активизации функций правого полушария мозга. В наше время такой метод проводится при помощи компьютерных технологий. При взаимодействии инновационных технологий и фармакологических методов можно достигнуть желаемого результата и полного восстановления речи. При афазии более тяжелого уровня специалисты могут назначить еще ряд дополнительных мероприятий для возвращения поврежденного полушария мозга в нормальное состояние.
  2. Хирургическое вмешательство. С помощью экстра-интракраниального микроанастомоза можно произвести реваскуляризацию пострадавших после инсульта речевых зон. Благодаря этому улучшается кровообращение головного мозга и происходит оптимизация состояния нервных клеток с возвращением к ним функциональной деятельности. Назначается ЭИКМА, когда прочие методы для восстановления речи не принесли положительных результатов или не имеется возможности для проведения необходимых мероприятий.
  3. Физиотерапевтические процедуры. К ним относится электростимуляция речевой мускулатуры. Этот метод очень эффективен при наличии диагноза моторная афазия, но пока он не имеет широкого распространения. Терапия при помощи иглорефлексии. Можно откорректировать артикуляцию, а также восстановить речевую деятельность. Иглорефлексотерапия назначается и при моторной афазии, однако на сегодняшний день информация о ее эффективности отсутствует.
  4. Можно осуществлять визуальный контроль над речью при помощи функционального биоуправления, но положительного результата при этом методе у пациентов, имеющих расстройство понимания, добиться довольно трудно.

Способы лечения дизартрии:

Основой лечения дизартрии является обучение пациента, перенесшего инсульт, заново произносить слова. Для этого необходимо восстановить в памяти навыки работы подвижной челюсти и полости рта. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Гимнастика для языка: поочередное расслабление и напряжение языка (высовывая его, упереться языком в зубы и совершать движения по кругу).
  2. Посетить врача-логопеда, который назначит необходимые мероприятия для коррекции и восстановит глотательную функцию.
  3. Терапия при помощи лекарственных препаратов. Эти меры препятствуют образованию осложнений и способствуют улучшению кровообращения.

Упражнения, способствующие восстановлению речи

Чтобы восстановить речь после перенесения инсульта, необходимо каждый день выполнять следующие упражнения:

  1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения — по 5 секунд, потом — 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова.
  2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить ее, потом отпустить и расслабить губы. После этого захватить зубами и немного прикусить верхнюю губу. Время выполнения упражнения по 5 секунд для каждого положения.
  3. Максимально высунуть язык вперед на три секунды, потянуть вслед за ним шею, расслабиться.
  4. Поочередно облизывать губы сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу.
  5. Высунуть вперед язык на три секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть три секунды.
  6. Надо напрячь язык, дотронуться его кончиком до неба, затем расслабиться.
  7. Хороший эффект дает пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.
  8. Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи — помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Для того чтобы человек снова начал разговаривать, важно выполнять все предписания врача-логопеда и не заниматься самолечением. Если что-то сразу не получилось, не надо отчаиваться, с каждым днем можно замечать все новые успехи, которые будут являться стимулом для скорейшего выздоровления.

Не стоит забывать и о том, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ)

Уровень образования - Специалист

Дополнительное образование:

«Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

«Курс по функциональной диагностике»

НЦССХ им. А. Н. Бакулева

«Курс по клинической фармакологии»

Российская медицинская академия последипломного образования

«Экстренная кардиология»

Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

«Курс по терапии»

Российского государственного медицинского института Росздрава

Острое нарушение кровообращения мозга при инсульте вызывает негативные изменения в деятельности главного органа центральной нервной системы. Локализация очага поражения влияет на их проявления: полное или частичное отмирание волокон зрительного нерва, утрата функций движения и речи. Возвращению пациента к полноценной жизни помогают разные специалисты. В комплекс реабилитационных мероприятий обязательно включают и меры по восстановлению речи. Если в медицинском учреждении есть логопед, упражнения по речевому развитию начинаются, как только общее состояние больного стабилизируется.

Почему нарушается речь

Нарушение речи при инсульте лишает больного способности общения. Он становится пассивным и подавленным, наблюдается явная склонность к депрессии. А кроются основные причины сложившегося состояния в негативных изменениях, произошедших в зонах мозга, ответственных за речь (Вернике и Брока). Если поражена зона Брока, пациент полностью утрачивает речь. При повреждении зоны Вернике она становится бессодержательной.

Некротические повреждения мозга и его атрофия после инсульта непоправимы. Чтобы неповрежденные участки мозга начали выполнять несвойственные им функции речи, понадобится немало времени. У правшей речевой центр размещается в левом мозговом полушарии. Но некоторые виды патологии одновременно воздействуют на лобную и теменную доли мозга, а также на мозжечок.

Афазия после инсульта часто возникает, если патологический процесс локализовался в бассейне средней левой артерии мозга.

Виды расстройств речи

Расстройства речи после ишемического инсульта делятся на две большие группы, каждая из которых при терапии нуждается в особом подходе:

  1. Афазия. Нарушается непосредственно речевая функция. Больной не имеет возможности произносить простейшие слова. Чаще всего при афазии также теряется способность воспринимать речь во всех ее проявлениях;
  2. Дизартрия. У больных нарушается произношение звуков и слов. Собеседников они понимают, возможности писать и читать не утрачивают. Артикуляция нарушается из-за поражения лобных долей мозга и отделов его подкорковых структур.

В соответствии с этапами протекания различают несколько разновидностей афазий:

  • тотальная – наблюдается сразу после инсульта – в течение первых нескольких дней. Пациент не способен отреагировать на прямое обращение, не может вспомнить даже самых близких людей;
  • моторная – пациент может понимать все, что ему говорят, но возможности ответить собеседнику не имеет. Иногда он может произносить невнятные звуки. Развивается при поражении нижней теменной и лобной зон мозга;
  • сенсорная – пациент не распознает письменную и устную речь, однако звуки и слова слышит. Возникает при негативном воздействии на височную область мозга.

Поражения структур мозжечка характеризуются увеличением мышечного тонуса или вялым параличом всех органов речевой системы (глотки, гортани, неба, языка, губ). Голос становится глуше, больной не может четко выговаривать согласные, речь его замедленна.

Но инсульт далеко не всегда вызывает потерю речи. Последствия ишемических поражений могут выражаться по-другому: иногда пациент, наоборот, говорит очень много. При этом он не способен контролировать свою речь полностью – производит замену одних слов на другие, складывает их по принципу похожести звуковых сочетаний, пренебрегая истинным значением. Иногда пациент теряет способность запоминать имена окружающих, названия знакомых предметов и действий. В таком случае он часто разговаривает без существительных, и понять его очень трудно.

Для восстановления речи пациента после перенесенного инсульта его родным стоит вспомнить о способах невербального общения: жестах и мимике.

Принципы лечения речевых расстройств

При проведении диагностики нарушений врачи составляют протокол речевых исследований перенесшего инсульт пациента. Отраженные в истории болезни сведения помогают специалисту определить, как восстановить речь после инсульта. Они позволяют отследить улучшение или ухудшение самочувствия больного и, если нужно, провести корректировку терапии. В настоящее время существует немало способов лечения расстройств речи. В состав комплексной терапии могут быть включены:

  1. Визуальное наблюдение за речью с использованием метода функционального биоуправления. У больных с расстройством понимания положительных сдвигов при этом способе добиться затруднительно;
  2. Психологическая помощь. После инсульта больного преследуют мысли о необратимости произошедших с ним перемен. Ему и его родственникам нужно доходчиво объяснить, что сегодня инвалидность по речи – исключение, а не правило;
  3. Логопедические занятия. При проведении «уроков» логопеды нередко применяют методы лечения мелодическими интонациями. Они довольно эффективно активируют деятельность правого мозгового полушария. Сейчас подобный метод используют с применением компьютерных технологий;
  4. Медикаментозная терапия. Предупреждает развитие осложнений и улучшает кровоснабжение мозга;
  5. Физиотерапевтические средства. При моторной форме афазии на пораженные центры коры головного мозга и речевую мускулатуру можно воздействовать импульсным магнитным полем, но пока эта методика широко не используется. Иглорефлексотерапия применима для корректировки артикуляции, но сведений об ее результативности пока нет;
  6. Применение стволовых клеток. Метод подразумевает обновление и реабилитацию поврежденных ишемическими процессами мозговых структур. Из биоматериала больного извлекают стволовые клетки. Отобранный биологический материал наращивают до требуемых объемов и по определенной схеме вводят пациенту внутривенно;
  7. Оперативное вмешательство. Суть операции (экстра-интракраниальный микроанастомоз) заключается в имплантации поверхностной височной артерии в кортикальную ветвь средней мозговой артерии. В значительной мере восстанавливается кровоснабжение мозга, стабилизируется функциональная деятельность нервных окончаний. Операцию назначают, если не удалось добиться ощутимых результатов другими методами или проводить их невозможно.

Обычно восстановление речи после инсульта начинается с растормаживания произношения. Параллельно пациент принимает определенные лекарственные средства. Неплохого эффекта удается достичь при регулярном употреблении «витаминов для мозга» (ноотропные протекторы) на фоне музыкотерапии. Резкое замедление произношения в восстановительный период может сигнализировать о повторном инсульте. В таком случае больного нужно госпитализировать и дополнительно обследовать.

Профессиональные «секреты» логопеда

Наибольшего эффекта восстановления речи можно добиться при продолжительной работе специалиста. Логопед, спустя определенное время после инсульта, знакомится с пациентом: проверяет его реакции на шепот, приглушенный звук. Со временем упражнения становятся сложнее. Специалист не заостряет внимание на выговоре определенных звуков или слов, больному нужно научиться понимать их значение, улавливать смысл.

Тематику для занятий выбирают из хорошо известных пациенту событий и фактов. Специалист начинает фразу, пациент ее заканчивает. Обычно пациенты дают хорошую реакцию на знакомую песню, пытаясь подпевать. Поначалу слова звучат невнятно, но пациенту по душе антураж занятий. Если пациент достаточно окреп и способен держать в руке карандаш, используется и эта возможность. Логопед, показывая больному тематические картинки, предлагает их перерисовать.

Первые занятия речевой гимнастики длятся не более 15 минут. Перерывы между ними логопед определяет, исходя из состояния больного. Спустя пару месяцев длительность «уроков» увеличивается до получаса. Вне стен медицинского учреждения заниматься с больным разрешается после контрольных врачебных осмотров. Советы логопеда помогут выбрать наиболее подходящие упражнения.

Если помощь логопеда «запоздала», речевые нарушения становятся устойчивыми. Лечение афазии после инсульта при таких обстоятельствах – прерогатива логопеда-афазиолога. У этого специалиста в арсенале есть свои логопедические приемы восстановления речевых функций на поздних стадиях.

Домашние упражнения

Для восстановления способности говорить и воспринимать речь после инсульта пациенту нужно ежедневно выполнять специальные упражнения:

  1. Свернуть язык в виде трубочки;
  2. Открыв рот, потянуться вперед шеей и как можно дальше высунуть язык. Упражнение можно выполнять, шипя, как змея;
  3. Облизывать губы по кругу – сначала в одну сторону, потом в другую;
  4. По кругу проводить языком по зубам, деснам, небу. Рот при этом должен быть закрыт;
  5. Загибать язык в направлении мягкого неба;
  6. «Цокать» языком;
  7. Пытаться достать языком подбородка и носа.

Завершать гимнастику для губ и языка лучше веселыми заданиями, поднимающими настроение:

После инсульта в домашних условия очень эффективно пение. Для пациента нужно петь, он при этом может пытаться подпевать, растягивая слоги или окончания слов. Можно вместе с пациентом проговаривать скороговорки – они хорошо помогают восстанавливать речевые функции. С текстами скороговорок поможет определиться логопед. Он подберет сочетания слов, которые улучшат дикцию конкретного пациента и восстановят артикуляционную подвижность его языка.

Проводить занятия с эмоционально угнетенным больным сложно. Он постоянно должен ощущать неназойливое внимание родных. Логопеды, психологи и неврологи рекомендуют:

  • не следует разговаривать с пациентом как с тяжело больным человеком. Общаться с ним следует тактично и спокойно, настраивая на скорое выздоровление и делая акценты даже на незначительных позитивных сдвигах;
  • не следует позволять общаться с пациентом людям безразличным;
  • иногда следует включать приглушенную музыку – диск или любимую радиостанцию пациента;
  • нужно пытаться вовлечь пациента в беседу, подчеркивая особую значимость его мнения;
  • не рекомендуется перегружать слух пациента. Громкий звук телевизора или радио, утомляет и раздражает его.

Чтобы после инсульта больной начал хорошо разговаривать, необходимо выполнять все рекомендации специалиста и не заниматься «самодеятельностью». Если что-то не получается, не нужно отчаиваться. Успехи обязательно будут – как стимул для полного выздоровления. Главное – регулярность и системность занятий.

Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия). Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях. Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.

Читайте в этой статье

Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память

Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:

  • речь,
  • логическое мышление,
  • установление причинно-следственной связи,
  • математические способности,
  • возможность писать и читать.

Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.

Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:

  • сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
  • небольшая зона разрушения мозга;
  • ранняя диагностика и госпитализация;
  • полный комплекс медикаментозного лечения;
  • помощь логопеда;
  • психотерапевтические занятия.

Как может нарушиться речь

К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:

Зоны головного мозга Краткое описание афазии
Нижние отделы лобной извилины, центр Брока невозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать;
Височная области не понимают обращенную речь;
Средняя височная извилина не воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках;
Теменная зона не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию;
Лобные доли неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими.

Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.

При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.

Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.

Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается . При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Работа логопеда по восстановлению речи

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала . С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.


Занятия с логопедом

В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов. Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Больному просто необходим массаж после инсульта. Правильно проведенный, он способствует восстановлению подвижности рук и ног, лица. Как делать в домашних условиях правильно после ишемического и геморрагического?

  • Когда случается ишемический инсульт, восстановление занимает довольно длительный период. Возможно ли полное восстановление? Да, если пройти полный курс реабилитации, в т.ч. на восстановление речи. Какие сроки? Что нужно после обширного, инсульта мозжечка, левой стороны?
  • Реальная угроза жизни - стволовой инсульт. Он может быть геморрагический, ишемический. Симптомы напоминают инфаркт, а также схожи с другими заболеваниями. Лечение длительное, полное восстановление после инсульта стволового мозга практически невозможно.
  • Обязательно необходимо провести восстановление после микроинсульта. Оно включает препараты для лечения последствий и поддержания организма, реабилитацию речи, нормализацию питания, упражнения для разработки рук и массаж.
  • Использовать тренажеры после инсульта начинают в сравнительно раннем периоде восстановления. Можно подобрать домашние для рук и ног, а также заниматься на специальных из тренажерного зала.