Развивающие игры с лего. Использование лего-технологии в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи

Гусева Елена Владимировна

«Чудо-Дерево»

Цель игры : -закрепить правильное произношение звуков в словах;

Развитие зрительной памяти;

Материал. Конструктор ЛЕГО , картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Ход игры . В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО , и общий ящик с «яблоками» . Они по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на нем. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке. Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай» .

«Футбол»

Цель игры :- автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш» ;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие внимания;

Развитие фонематического восприятия.

Материал. Конструктор ЛЕГО , игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш» .

Ход игры . На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО . Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» «С» , сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора . Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш» , сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО .

Выигрывает команда , набравшая наибольшее количество фишек.

В конце игры ребенок выкладывает из конструктора ЛЕГО букву «С» возле ворот «Свистелочек» и букву «Ш» возле ворот «Шипелочек» .

«Домик для куклы Лолы»

Цель игры «Л» в словах;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики» ) 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.

Ход игры . Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л» . Из них он строит домик для куклы Лолы.



«Найди пару»

Цель игры : - закрепление правильного произношения звука «РЬ» в словах;

Развитие зрительной памяти;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия.

Ход игры . Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот , кто больше соберет картинок-пар.



«Найди половинку»

Цель игры : - закрепление правильного произношения звука «Р» в словах;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры . Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки

С изображением названного слова,назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.



Публикации по теме:

Конструирование из Лего-конструктора в подготовительной группе «Домашние животные. Собачка» Что за чудесное изобретение? ЛЕГО-конструктор вне всяких сомнений. Путь для фантазий с ним только прямой. Множество можно идей воплотить.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе ЛЕГО-конструирования. Методические рекомендации.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педколледж, детский сад "Солнышко", г. Серов
«Исследование, цель которого заключалась в изучении эффективного процесса обучения детей, показало, что эффективность обучения наилучшим образом обеспечивается в процессе коллективного решения задач в игровой форме, предусматривающих необходимость высказывать свои идеи и обосновывать их. «Построй свою историю» является великолепно разработанным продуктом, который эффективно объединяет эти элементы, совмещая решение задач и игру с конструктором LEGO.
Благодаря набору «Построй свою историю» обучение грамотности становится увлекательным занятием для детей независимо от их способностей или знаний! «Построй свою историю» от LEGO Education - инновационный подход к развитию множества базовых навыков:
Развитие навыков грамотности, языковых способностей, письма и чтения.
Развитие коммуникационных навыков, включая речь, слух и умения формулировать и выражать свою мысль.
Развитие навыков взаимодействия и способностей воспитанников работать в коллективе.
Развитие навыков восприятия и предоставление детям возможности строить свои истории и анализировать уже существующие.

Задачи по областям обучения:
- когнитивное развитие (выстраивание последовательности событий и решение задач, работа с воспоминаниями и выстраивание последовательности событий);
- развитие речи (эффективное общение, использование прилагательных или наречий при пересказе, использование описательного языка во время упражнений);
- творческое развитие (адаптирование рассказов к поставленной задаче);
- социальное и эмоциональное развитие (сотрудничество и изучение ролей и обязанностей, чувство собственного «Я», совместная работа, определение и понимание эмоций, понимание взаимоотношений).

Как еще можно играть с Лего? Полезные развивающие игры с Лего для формирования математических представлений, развития логики и мышления.

Математический Лего-поезд

Конструктор из блоков лего Duplo или аналоговый конструктор можно задействовать в игре, развивающей математические представления у дошколят. На каждой платформе-вагончике напишите числа от 1 до 10 и последовательно их соедините. Цифры будут подсказывать малышу, какой состав сколько должен везти кирпичиков лего. Помимо того, что ребенок будет учиться считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику, он также визуально сможет определять, где больше кирпичиков, а где меньше.

Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический строй: изучать числительные прилагательные (первый вагончик, второй, третий), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим четвертому вагончику кирпичик). Еще можно развивать внимательность и память: перепутались вагончики — поставь по порядку, потерялись вагончики — найди, какие, на этом вагончике верное количество кирпичиков или нет, и т.п.»ЛЕГО-ЗМЕЙКА».

Отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности (предметы приклеить).

Лего-шахматы

С мегатоннами деталей лего можно организовать шахматы. Занятие на весь день — ведь надо сначала собрать шахматное поле, а потом разобраться с фигурами. Должно быть что-то объединяющее у каждой команды. Если столько человечков нет, можно соорудить их из других мелких блоков. Правила могут быть классическими, а можно и свои придумать. В большинстве случаев, так обычно и происходит.


Крестики-нолики из Лего

Все знают, как играть в крестики-нолики. В них можно играть везде и с чем угодно. Вариант с лего наверняка понравится детям. Нужно на лего-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких лего-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!

Что больше?

Эта забавная математическая игра поможет малышам наглядно представить, насколько число 5 больше числа 2. Начертите на листе бумаги квадраты под размер кубиков, которые у вас есть (пеноблоков или кирпичиков лего), напишите в квадратиках числа и вместе с малышом постройте башенки из соответствующего количества кубиков. Можете скрепить кубики на двусторонний скотч во временных целях, чтобы они не упали в самый неподходящий момент.

Математика с Лего

Из крупных деталей лего можно собрать практически все цифры. Предложите ребенку это сделать или помогите ему, если у него это еще не получается. А заодно решите и первые примеры.


Лабиринт из Лего

Один из самых простых способов построить лабиринт в домашних условиях – выложить его из деталей конструктора лего (крупных). Чтобы стенки были прочнее, нужно выкладывать их в два уровня. Вторым рядом скрепляйте первый. Можно положить на просторах лабиринта маленькие сюрпризы для странников, а на финише приз побольше. Зачем нужен такой лабиринт? Да просто для развлечения, развития координации, ведь можно по лабиринту не только ходить, но и мячик по нему катить.


Учим сравнение с Лего

Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно» очень просто объяснить ребенку на наглядном примере. Приготовьте 1 большую платформу от конструктора Лего и много маленьких одинаковых деталей двух цветов. Также напишите на бумаге числа от 1 до 20 и знаки сравнения и вырежьте их. Игра начинается с того, что из кучи чисел ребенок выбирает два числа для сравнения. Далее он делает предположение, какое из чисел больше/меньше, кладя соответствующий знак между ними. Затем он проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству. Правильный ответ найти очень легко, сравнив высоту построек.

Развивающие карточки с Лего

Лего легко превращается в развивающее пособие. Вам нужно заранее распечатать (а лучше и заламинировать) карточки с цветными схемами блоков лего, которые ребенку затем будет предложено воспроизвести на самом конструкторе. Это могут быть просто схемы на сортировку цветов, на повторение последовательностей. Деткам, которые уже учатся считать, подойдут математические карточки, примеры вы видите на фото.


Юлия Метляева
Развитие и коррекция речи детей посредством применения Лего-технологии

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность

ЛЕГО педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка .

Обучающий конструктор ЛЕГО (LEGO) - это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире. Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор ЛЕГО (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо : интерес детей к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. С того дня и вплоть до настоящего времени ЛЕГО (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием» . Секрет в том, что ЛЕГО (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все - о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.

В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию . В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО -технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

ЛЕГО -конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности, в процессе которой педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей , активизирует их познавательную активность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и коррегирует поведение , развивает коммуникативную функцию и интерес к коррекционным занятиям . Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции речи . Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности.

В логопедии ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных , коррекционно-воспитательных , коррекционно- развивающих целей и задач . ЛЕГО -конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности : речевой, игровой, изобразительной, конструктивной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности , способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО -технология является интерактивной педагогической технологией, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения .

Каждый педагог знает, как трудно заинтересовать и активизировать детей для образовательной деятельности, тем более развитие речи . В конструктор ЛЕГО входят детали , окрашенные в основные цвета : красный, зеленый, желтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм, элементов, модификационностью, большим диапазоном построек и возможностью создания различных игровых ситуаций. Кроме того, наборы ЛЕГО содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Конструктор ЛЕГО имеет довольно широкий диапазон возможностей применения на логопедических занятиях : от вызывания звукоподражательных реакций у безречевых детей до дифференциации твердых и мягких согласных или звукового анализа слова.

Конструкторы ЛЕГО успешно применяются для развития фонематического слуха и

восприятия : выбрать фигурки, названия которых начинаются с заданного звука; определить местоположение звука в названии фигурки; из ряда фигурок или конструкций выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам и т. д. Использование деталей определенного цвета, позволяет выполнять звуко - буквенный анализ слов. Наглядно и интересно проводится работа по дифференциации звуков : разложить фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, подарить сказочным героям, расселить в построенные домики.

Для материализации понятия «звук» эффективно использовать человечков в разноцветных костюмах (человек в синем костюме обозначает согласный твердый звук, в зеленом – мягкий, в красном – гласный).

ЛЕГО - конструкторы используются также на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО , ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Интересно и увлекательно проводятся занятия по автоматизации поставленных звуков с постройками из конструктора : спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

Игра с композицией из конструктора ЛЕГО , имеющего широкий ассортимент наборов, позволяет проводить работу по коррекции нарушений лексико – грамматического строя у детей с ОНР . Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями , предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи . Развитию лексико – грамматического строя способствуют игры с использованием фигурок и построек из наборов ЛЕГО : «Кому что?» , «Четвёртый лишний» , «Продолжи» , «Будь внимательным» , «Отгадай – ка» , «Узнай по описанию» , «Подбери слова» , «Подбери фигурку» , «Живое – неживое» , «Задай вопрос» , «Подумай и договори» , «Закончи предложение» , «Составь предложение» , «Чей? Чья? Чьи?» , «Исправь ошибку» , «Назови ласково» и т. д.

Использование ЛЕГО -технологий способствует развитию связной речи . Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным . При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности.

Таким образом, применение ЛЕГО технологии на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения , так как способствует :

Формированию определённых «саногенных» состояний;

Формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма) ;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления) ;

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга);

Обогащению активного словаря, развитию грамматически правильной монологической и диалогической речи ;

Повышает мотивацию к обучению.

ЛЕГО -технология - это перспективное направление для коррекции , обучения, развития и воспитания детей с речевой патологией в осуществлении их психологической и функциональной готовности к обучению в школе. Поэтому, чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи . Применение ЛЕГО -технологии и других инновационных технологий в образовательном и коррекционно- развивающем процессе , позволяет совершенствовать его, делать более полным, интересным и насыщенным.

Литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

2. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи . –Екатеринбург, 1995.- 122 с.

3. Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно –игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО . –М., 2007.- 133 с.

5. Комарова Л. Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). – М.: «Линка-Пресс» .

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования –RG.RU: Российская газета, 2013.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упраж-нения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей с дошкольного возраста. - М., 2004. –244 с.

9. Фешина Е. В. Лего -конструирование в детском саду. – М.: Сфера