Понятие об индивидуальном подходе. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г., Афонькиной Ю.А

Одной из проблем современного общества является проблема внимания к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств.

Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.

В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.

Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с давних времен. В ХХ веке А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Решая ряд педагогических проблем он обосновал важнейшие положения индивидуального подхода к детям. Также проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка, нужно начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не может быть решена успешно.

Современная психология занимается проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Всем известно, что личность – это индивидуальность, неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от всех других детей.

Для формирования личности, имеет большое значение темперамент ребенка, он помогает ему приспособиться к изменяющимся условиям, сказывается на активности, работоспособности, уравновешенности поведения. В процессе воспитания и обучения у ребенка формируется характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности. Характер не врожденная черта, его необходимо воспитывать и развивать. Основными условиями становления характера являются – целенаправленная деятельность и единые требования поведения ребенка, как в публичном месте, так и дома, в семье.

Для развития психических процессов, формирования умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, ее способностей и характера необходима активная деятельность. Можно выделить следующие основные виды деятельности ребенка: игра, посильный труд, как физический, так и умственный, а также учебная деятельность.

Эффективным индивидуальный подход будет в тех случаях, когда существует опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Одним из условий осуществления правильного индивидуального подхода к ребенку, является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности.

Знания анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей являются основой индивидуального подхода в воспитании детей. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребенка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.

Дошкольный возраст и младшие школьники это начало формирования и всестороннего развития личности.

В нравственном воспитании у детей данного возраста формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля. Нравственное воспитание, также, как и физическое, формирует характер ребенка. Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Эстетическое воспитание - это важнейшая часть развития ребенка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Важнейшей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализация замыслов и желаний. Игры формируют добрые чувства, смелость, уверенность, решительность.

В шестилетнем возрасте у ребенка первая перемена в жизни - это переход в школьный возраст. У ребенка появляются новые обязанности, новые отношения с окружающим миром, изменяется уклад жизни. У ребенка идет интенсивное развитие мышечной системы, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок быстро овладевает навыком быстрого письма, может приступить к занятиям на музыкальных инструментах. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, развиваются функции большого полушария головного мозга, быстро развивается психика ребенка.

Познавательная деятельность младшего школьника проходит в основном в процессе обучения, у ребенка расширяется сфера общения. Восприятие отличается остротой и свежестью, но в тоже время оно неустойчиво и не организовано. Восприятие постепенно усложняется и углубляется. Внимание младшего школьника ограничено по объему, не достаточно устойчиво. Произвольное внимание развивается с функцией мотивации учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. В познавательной деятельности младшего школьника имеет большое значение память, которая имеет наглядно-образный характер. Под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения происходит становление личности.

Средний школьный возраст от 11-12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Этот период обучения в школе (сV по IX классы) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, укрепление костей, возрастает сила мышц, а развитие внутренних органов не равномерно, кровеносные сосуды отстают от роста сердца, легочный аппарат развивается не достаточно быстро. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение.

Половое созревание – характерная особенность подростка, она вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, вносит новые переживания, нарушает внутреннее равновесие. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Восприятие детей среднего школьного возраста более организовано, планомерно, целенаправленно.

Специфическая избирательность - это характерная черта внимания подростков. Мышление становится зрелым, последовательным, систематизированным. Меняется речь подростка, появляется логическое обоснование, доказательное рассуждение, точные, правильные определения.

В среднем школьном возрасте идет нравственное и социальное формирование личности. Педагогу необходимо нравственно осмысливать особенности развития и поведения современного подростка.

В старшем школьном возрасте завершается физическое развитие организма идет его общее созревание. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий.

Юношеский возраст - это период активного осмысления будущего, жизненного самоопределения, самоутверждения, бурного роста сознания, убеждений, период выработки мировоззрения. У старшеклассников формируется избирательное отношение к предметам. Интенсивно формируются нравственные и социальные качества. Жизненные планы, выбор профессии старшеклассников, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – занять достойное место в жизни, получить хорошую, интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Изучая индивидуальные способности детей необходимо обращать внимание на физическое состояние и здоровье, от которых зависит работоспособность и внимание ребенка. Нужно знать ранее перенесенные заболевания, хронические болезни, состояние зрения, склад нервной системы. С учетом свойств памяти, склонностей, интересов, познавательной деятельности детей, предрасположенности к изучению отдельных предметов, осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении.

Педагог должен быть знаком с условиями домашней жизни и воспитания ребенка, его контакты, которые оказывают влияние на его развитие.

В завершении хотелось бы отметить, что индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей;

Любовь к детям;

Основательные теоретические знания;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход - «это принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт личности. Это принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности» .

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных способностей, индивидуальных психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Во вспомогательной школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях -- индивидуальной дополнительной работы.

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся. Благодаря этому намного легче подобрать методику и темп работы с другими детьми.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского? великого чешского педагога? четко обозначены положения о том, «что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей путем систематических наблюдений» .

Русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказывал мнение, «что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие- то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы» .

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, при трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка? это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность. «Индивидуальный подход - один их главных принципов педагогики» .

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей.

Любовь к детям.

Основательный теоретический баланс.

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок - это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога, его инициативу.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

А.С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей.

Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Индивидуальный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.

Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.

Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллектива детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Каждая личность по-своему уникальна, невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей, даже похожие внешне как две капли воды близнецы обладают совершенно разными характерами и темпераментами. Воспитание и обучение должно строиться именно исходя из этого, поскольку любое воздействие на ребенка проходит сквозь призму его внутренних установок, сталкивается с особенностями его характера, темперамента. Без учета индивидуальных особенностей ребенка невозможно воспитать в нем всесторонне развитую личность, невозможно раскрыть весь его творческий потенциал.

Осуществить в рамках школьной программы индивидуальный подход к каждому ученику, казалось бы, практически невозможно, ведь школьники постоянно находятся в ученическом коллективе, а для индивидуальных занятий у педагогов недостаточно времени. Действительно, в вопросе обучения родителям необходимо позаботиться о дополнительных занятиях ребенка с репетитором, если они считают, что школьной программы недостаточно. Однако именно в коллективе наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности, и при грамотном индивидуальном подходе именно через коллектив можно выявить эти особенности и построить учебный процесс исходя из этих особенностей.

Научные исследования психологов в отношении проявления индивидуальных особенностей личности в коллективе давно доказали эффективность педагогического воздействия на индивида в составе и посредством коллектива. Педагогические методики до недавнего времени были рассчитаны на среднестатистического ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Между тем опытные педагоги применяли индивидуальный подход к каждому ученику и добивались при этом определенных результатов.

Педагогическая система, разработанная чешским педагогом Яном Амос Коменским, включала необходимость учета в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей детей. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский разработал широкую методику приемов индивидуального подхода к детям, положил основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Однако, в то же время он подчеркивал недопустимость шаблонного подхода к этому вопросу, настаивая на творческом характере сложного воспитательного процесса. Надежда Константиновна Крупская выделила необходимость развития индивидуальности личности как главную задачу советского воспитания и подчеркивала значение коллектива в решении этой задачи. Крупская отмечала возможность выявления индивидуальных особенностей личности путем систематического наблюдения за поведением и анализа продуктов творческой деятельности личности. При этом идеальным началом такого подхода она считала дошкольный возраст ребенка, когда он еще только начинает что-то делать своими руками. Антон Семенович Макаренко, отличившийся своей гениальной методикой перевоспитания трудных подростков, считал, что в комплекс воспитательных мер педагогу необходимо постоянно вносить коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. При этом педагогу необходимо опираться на положительные стороны в характере и поведении каждого ребенка и укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. Макаренко также подчеркивал творческий характер индивидуального подхода, отвергая какие бы то ни было определенные методы и шаблоны. Тем не менее, Крупская и Макаренко своими теоретическими выкладками положили основу для дальнейшего развития педагогики с учетом индивидуального подхода к воспитанию и обучению. Наиболее ярко индивидуальный подход к детям отражен в педагогическом учении Василия Александровича Сухомлинского. Он подчеркивал необходимость изучения индивидуальных особенностей ребенка для повышения эффективности воспитания. Начинать этот процесс он рекомендовал с семьи, подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей.

В педагогике с учетом индивидуального подхода к детям необходимо опираться на знания психологии. Психологические аспекты такого подхода заключаются в особенностях темперамента, характера и мировоззрения личности. Кроме того, в педагогике необходимо учитывать возрастные особенности личности, так как именно в детском и юношеском возрасте, благодаря быстрому росту мозга, процесс развития мыслительных способностей личности происходит наиболее интенсивно. Если упустить этот момент, не уделяя особого внимания этой особенности, то в будущем развить эти индивидуальные особенности личности будет достаточно сложной задачей. Этим вопросам уделяли большое внимание в своих учениях Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, а впоследствии К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие.

Курсовая работа

«Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств обучающихся с особыми образовательными потребностями»

по дисциплине:

Теория и методика воспитания

студентки 2курса ЛОГ-421

Соловьевой Марии Сергеевны

Профиль «Логопедия»

Таганрог

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ДЕТЯХ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

1 Дети с особыми образовательными потребностями

2 Дети с речевыми нарушениями

3 Индивидуальный подход

4 Понятие о личностных качествах

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

1 Методики, применяемые в воспитании личности у детей с особыми образовательными потребностями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Человек, как известно, является наивысшей ценностью общества. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого человека - основная цель нашего общества, которая предполагает выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности проявить себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности - основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. Еще Карл Маркс говорил, что «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, − является появлением и утверждением общественной жизни» Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в иной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания вообще является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В прошлом программы воспитания и обучения были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Объект исследования: процесс воспитания личностных качеств детей.

Предмет: методы и приемы индивидуального подхода в воспитании личностных качеств у детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель исследования: выявление возможности воспитания личностных качеств у детей с особыми образовательными потребностями.

Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.

Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ДЕТЯХ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

1 Дети с особыми образовательными потребностями

Кто такие дети с «особыми образовательными потребностями»? Данное понятие охватывает всех учащихся, образовательные проблемы которых выходят за границы общепринятой нормы. Термин базируется на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в своем развитии.

Более точным можно считать определение, данное французским ученым Г. Лефранко: «Особые потребности - это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал» .

Дети с особыми потребностями - это дети с особенностями психофизического развития. Их можно разделить по следующим категориям:

с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

− с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети, с задержкой психического развития);

− с речевыми нарушениями (дислалия, дизартрия, анартрия, дислексия, алалия, ринолалия и т.д.);

− с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

− со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

− с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Речевые нарушения, в свою очередь, имеют свои разновидности:

− дислалия (нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата);

− ринолалия (нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата);

− дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата);

− заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата);

− алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка);

− афазия (полная или частичная утрата речи, обусловленная органичными локальными поражениями головного мозга);

−общее недоразвитие речи (различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне);

− нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия) и многие другие.

2 Дети с речевыми нарушениями

Учащиеся с речевыми нарушениями имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они часто жалуются на головные боли, тошноту, головокружение. У многих детей сохраняются нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движения пальцев рук и артикуляционных движений. Во время обучения быстро истощаются и утомляются, таким детям характерны раздражительность, возбудимость, эмоциональная нестойкость; сохраняется неустойчивость внимания и памяти, наблюдается низкий уровень контроля над собственной деятельностью, наблюдается нарушение познавательной деятельности, низкая умственная трудоспособность.

«Особую группу среди детей с нарушениями речи составляют дети с нарушениями процессов чтения и письма» . Рассмотрим некоторые речевые нарушения более подробно.

Трудности восприятия текста (дислексия) характеризуются, как неспособность воспринимать печатный или рукописный текст и трансформировать его в слова.

Во время чтения наблюдаются следующие типы ошибок: замена и смешение звуков, побуквенное чтение, перестановка звуков и др.

Помощь таким детям должна осуществляться рядом специалистов таких как: невропатолог, логопед, психолог, педагог и т.д. Эффективность работы определяется своевременностью применения мероприятий и выбором оптимальных методов и темпов обучения.

Нарушение навыков письма (дисграфия) - искажение или замена букв, искривление звука-составляющей структуры слова, нарушение элитного написания слов, аграматизмы. Существует классификация дисграфии, в основу которой положена несформированность некоторых операций процесса письма:

− артикуляторно-акустическая дисграфия (проявляется в заменах, пропусках букв, соответствует пропускам и заменам в устной речи);

− дисграфия на основе нарушения фонематического распознавания (проявляется в заменах букв соответствующих фонематично близким звукам, хотя в устной речи звуки проговариваются правильно); (работа по устранению этих двух видов нарушений направлена на развитие фонематического восприятия: уточнение каждого звука, который замещается, выработка артикуляционного и слухового образов звуков);

− грамматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи (морфологические и синтаксические обобщения);

− оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений (проявляются в заменах и искажениях букв при письме). К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо;

Работа направлена на развитие зрительных восприятий, расширение и представление зрительной памяти, формирование пространственных представлений и развитие зрительного анализа и синтеза.

Заикание - одно из наиболее сложных и длительных речевых нарушений. Медики характеризуют его как невроз, т.е. дискоординацию сокращений мышц речевого аппарата. В педагогике заикание - это «нарушение темпа, ритма, плавности речи судорожного характера» . Психологическое определение: это «нарушение речи с преобладающим нарушением его коммуникативной функции». Речевая судорога прерывает речевой поток остановками различного характера. Судороги возникают только при воспроизведении речи. Заикание бывает невротическое и неврозоподобное.

При заикании с ребенком работают логопед, невропатолог, психотерапевт, психолог, педагог. Лишь совокупность работы данных специалистов может квалифицированно разработать меры по преодолению заикания.

Логопед может назначить охранную терапию - режим молчания, а врач - проведение всего комплекса лечения, которое рекомендовано при невротических состояниях у детей. Независимо от форм заикания, всем детям параллельно с логопедическими, необходимы занятия по логопедической ритмике, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Ребенок, который имеет какое-либо нарушение из названных ранее, является ребенком с особыми образовательными потребностями. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , каждый такой ребенок имеет право обучаться как в специальных школах, так и в общеобразовательных учреждениях, потому как с сентября 2016 года выходит новый закон об инклюзивном образовании. В данном законе прописаны правила, нормы, требования, рекомендации к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа учитываются их особые образовательные потребности, оказывается необходимая специальная поддержка.

«Для детей с особыми образовательными потребностями необходимо подбирать особый подход в обучении и воспитании - индивидуальный» .

3 Понятие об индивидуальном подходе

Индивидуальный подход - «это принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт личности. Это принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности» .

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных способностей, индивидуальных психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Во вспомогательной школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях - индивидуальной дополнительной работы.

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся. Благодаря этому намного легче подобрать методику и темп работы с другими детьми.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского − великого чешского педагога − четко обозначены положения о том, «что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей путем систематических наблюдений» .

Русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказывал мнение, «что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие- то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы» .

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, при трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка − это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность. «Индивидуальный подход - один их главных принципов педагогики» .

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

− знание и понимание детей.

− любовь к детям.

− основательный теоретический баланс.

− способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок - это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога, его инициативу.

4 Понятие о личностых качествах

В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как? А учить их следует, применяя индивидуальный подход.

Развивать и воспитывать личностные качества у детей с особыми образовательными потребностями довольно трудно, потому как каждый такой ребенок имеет свои особенности. В зависимости от черт характера, имеющихся знаний необходимо прививать личностные качества. К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие выраженность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к положениям государственного права, к культуре, к другим людям, к себе как к члену общества, имеющему широкие гражданские права, и, в то же время, не менее важные обязанности.

К личностным качествам также относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента: глубина переживаний, склонность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, расточительность, уровень притязаний, общительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.

Физическая культура, как часть общей культуры, также может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет о физическом развитии, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической готовности к труду.

Данные качества должны формироваться у ребенка благодаря взаимодействию его с окружающими детьми. Следовательно, для того, чтобы воспитать в ребенке личность, необходимо поместить его в соответствующую среду, т.е. в школу или специальные классы. В этих классах необходимо создать специальные условия, которые будут соответствовать потребностям детей с особенностями. Так для слепых или ослепших нужны специальные книги, тетради, доски; материал следует давать в большом формате с четкими рисунками и большими буквами. А так же для слепых необходим тифлопедагог, помогающий им в выполнении заданий. Для глухих или оглохших деток целесообразно использовать слуховые аппараты, специальные приборы; рядом с таким ребенком должен быть сурдопедагог.

Для каждого ребёнка, с какими либо отклонениями в развитии нужны специальные для него приборы и устройства, определенный набор вспомогательного материала. Потому, что и воспитание личностных качеств, и воспитание в целом происходит в процессе обучения. Без обучения нет воспитания, а без воспитания - обучения.

Воспитывая личностные качества у детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать то, что им присущи такие качества как застенчивость, скрытность, недоверие, необщительность, низкая самооценка. «Это наблюдается вследствие негативного влияния окружающих. Ведь многие считают, что если ребенок имеет какие-либо ограничения в здоровье или развитии, то он не имеет право общаться, играть, то есть, всячески взаимодействовать с нормальными детьми. Поэтому, для того, чтобы предотвратить подобное отношение, нужно еще с момента становления речи и всех высших психических функций прививать ребенку знание о гуманности, толерантности, равноправии» .

Воспитание личностных качеств у детей с особыми потребностями более эффективно при помощи игры. Игра, как известно, является преобладающим видом деятельности как у дошкольников, так и у младших школьников. Поэтому при помощи игры можно сформировать и развить множество полезных личностных качеств. В этом отношении игру можно считать подготовительным этапом развития и переходным моментом к включению ребенка в более эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности - это учение, общение, труд. Игра для детей с особенностями служит средством удовлетворения разнообразных потребностей и развития их мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

Переход от игровой деятельности к трудовой в этом возрасте трудно различим, так как один вид деятельности может незаметно перейти в другой, например игра-конструирование - в создание реальных полезных предметов, т. е. в труд. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка не проявляются требуемые полезные качества личности, в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Так, лидерские и организаторские качества ребенок начинает проявлять, прежде всего, в коллективных сюжетно-ролевых играх, добиваясь получения более значимых и насыщенных действиями ролей. Если этого не происходит, то начинать формирование у него этих качеств в более зрелых видах деятельности очень трудно. И напротив, если ребенок обнаруживает в учении, общении и труде важные качества личности, то их обязательно нужно задействовать в играх, создавая новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Сами игры младших школьников по сравнению с играми дошкольников приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Их содержание обогащается за счет приобретаемого детьми индивидуального опыта. В играх все больше используются приобретаемые школьниками знания, особенно из области естественных наук и занятий трудом в школе. И индивидуальные, и групповые игры все более «интеллектуализируются». В этом возрасте важно, чтобы ребенок был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Тем более, если это ребенок с особенностями. Элементы игры вносятся и в учение, особенно в первом классе.

Общение младших школьников также выходит на новый уровень по сравнению с дошкольным детством и несет в себе мощный воспитательный потенциал. С поступлением ребенка в школу отношения с окружающими людьми существенным образом меняются. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение: школьник большую часть дня проводит в контакте с другими людьми.

Изменяется содержание общения, в него включаются темы, не связанные с игрой, выделяется особое деловое общение как с взрослыми, так и со сверстниками. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляют к нему больший интерес, чем к сверстникам, так как авторитет учителя является для них высшим. Но к концу начальной школы авторитет и значимость фигуры учителя уже не столь непререкаемы, у детей растет интерес к общению со сверстниками, который далее, в подростковом и старшем школьном возрасте, усиливается. Наряду с этими внешними изменениями характера общения оно перестраивается внутренне, меняются его темы и мотивы. Если в первом-втором классах предпочтение детей при выборе среди своих товарищей партнеров по общению определялось в основном оценками учителя, то к третьему-четвертому классам ученики уже способны самостоятельно оценить личностные качества и формы поведения партнеров по общению.

Появление у ребенка оценок, не зависящих от мнения учителя, означает, что у него складывается своя внутренняя позиция - осознанное отношение к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется достаточно устойчивая система нравственных норм, которым он старается следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств и точки зрения на это окружающих взрослых. Швейцарский психолог Ж. Пиаже установил, что «в течение младшего школьного возраста дети благодаря постоянному широкому общению переходят в своих представлениях о нравственности от нравственного реализма к нравственному релятивизму» .

Нравственный реализм в понимании Ж. Пиаже - это твердое и категоричное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории - хорошее и плохое - и не усматривающее полутонов в нравственных оценках. Такая точка зрения отражается в первую очередь в тех образцах литературы, кинематографа и прочих видов искусства, на которых воспитывается ребенок-дошкольник. В детских сказках, фильмах, книгах практически все персонажи четко делятся на положительных и отрицательных, причем отрицательные герои почти не имеют привлекательных черт ни во внешности, ни в поведении, если только не притворяются положительными. Все поступки главного положительного героя обычно не вызывают осуждения, и, даже если они входят в противоречие с общепринятыми нравственными нормами, это объясняется чаще всего просто их незнанием.

В реальной жизни такого однозначного деления на добро и зло, положительное и отрицательное провести невозможно. Но ребенок, зачастую, этого не понимает, деление мира на «хорошее» и «плохое» у него четко разграничено. А так, как в этом возрасте у детей с особыми образовательными потребностями, так же, как и у детей с нормальным развитием, появляются оценки себя и окружающего мира, то они начинают понимать: что есть норма, а что есть не норма. Из-за этого такие дети начинают закрываться в себе, становятся менее общительными. Поэтому в этой ситуации намного сложнее воспитывать личностные качества у детей с особыми образовательными потребностями. Для того, чтобы достичь этой цели у такого ребенка необходимо сначала развить самоуверенность, показать ребенку, что он такой же, как и другие дети, и ему не нужно стесняться того, что у него какие-либо проблемы. Достигается это при помощи родителей, их поддержки; при помощи взаимодействия с другими детьми в процессе общения или игры.

«Воспитание личностных качеств ребенка - это передача знаний о правильных формах поведения в обществе, акцентирование внимания на общепринятых нормах и ценностях» . Поэтому воспитание ребёнка, прежде всего, подразумевает личностные примеры, на которых малыш и будет учиться у своего воспитателя.

Этапы воспитания личностных качеств

Первый этап - это формирование у ребёнка необходимости в познании социального мира и выработке определённых качеств.

Второй этап - усвоение ребёнком знаний и понятий о личностных качествах.

Третий этап - формирование различных навыков, умений и привычек поведения.

Ребенок сможет пойти все эти этапы только в том случае, когда воспитание будет включать различные формы активной деятельности. Поэтому задача воспитателя - организовать какое-то дело, а затем мотивировать ребёнка принимать в нём активное участие. Необходимо помнить о том, что время от времени, цель воспитания необходимых качеств может изменяться, в зависимости от того, что ребёнок узнаёт, какие выводы делает и как реагирует на ситуации. На воспитание личностных качеств влияют и изменения, которые происходят в обществе. Воспитатель должен следить за ними, чтобы правильно ориентировать ребёнка. Но стоит отметить, что в любом обществе ценятся такие качества как гуманность, духовность, свобода и ответственность. Чтобы воспитать эти качества, педагог должен чётко понимать цель и находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Только так он сможет быстро достигнуть результата и быть уверенным, что воспитанник получил все необходимые навыки и может правильно расставлять жизненные приоритеты.

Нужно помнить о том, что воспитание всегда является многофакторным. На личность постоянно производят воздействие самые разнообразные жизненные факторы. Поэтому нельзя пытаться воспитывать всех детей одинаково. Необходимо подбирать способы в зависимости от того, какие внешние факторы могут повлиять на мировосприятие ребёнка и формирование его ценностей. Также не стоит забывать о том, что у всех детей разные характеры. Например, одних стимулирует к действию строгое обращение, а других, наоборот, пугает. Тревожный и ранимый ребёнок будет воспринимать такую форму воспитания, как унижение и оскорбление со стороны педагога. Особенно ребенок с какими-либо нарушениями в развитии.

Ещё один немаловажный факт, о котором всегда должен помнить воспитатель - воспитание никогда не даёт мгновенного эффекта. Поэтому не стоит пытаться прививать малышу все необходимые качества за один раз. Дети не всегда понимают то, что им пытаются донести педагоги в силу самых разнообразных факторов, которые на них влияют. Поэтому нужно показывать ребёнку, как нужно вести себя и реагировать на те или иные события собственным поведением, повторяя это до того момента, пока не увидите, что малыш осознанно повторяет вашу модель поведения.

Работая с детьми, необходимо создавать положительный эмоциональный фон. Поэтому педагог должен внимательно следить за тем, чтобы в коллективе были хорошие взаимоотношения. Между ними должны быть равноправие. Также, ни в коем случае не нужно акцентировать внимание на промахах и ошибках ребёнка.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

1 Методики, применяемые в воспитании личности у детей с особыми образовательными потребностями

Воспитание личностных качеств является неотъемлемой частью любого учебного процесса. На сегодняшний день существует большое количество различных методик, которые в процессе их реализации формируют у детей качества личности.

)Метод игры.

«Игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» .

С помощью игры ребенку проще всего усваивать нормы поведения в обществе. Вот группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:

− сюжетно-ролевые;

− подвижные;

− дидактические.

Сюжетно-ролевые игры - это такой вид детской деятельности, при котором ребёнок воображает ситуацию, придумывает сюжет и выполняет определенную роль.

С помощью таких игр у детей развиваются коммуникативные навыки, самостоятельность, творческий характер, воображение. Сюжетно-ролевая игра выступает образцом поведения человека в той или иной ситуации, в зависимости от выбора тематики.

В качестве примера можно рассмотреть такую сюжетно-ролевую игру, как «Магазин». Дети распределяют роли между собой: кто-то будет продавцом, кто-то - покупателем. В процессе данной игры дети моделируют поведение взрослых в реальной жизни, проявляя такие личностные качества как вежливость, гуманность, доверие, доброта; учатся нормам этикета.

«Дидактические игры - это разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей» . Их можно разделить:

А) по характеру используемого материла (предметные, настольно-печатные, словесные);

Б) по способу организации:

− игры-путешествия;

− игры-поручения;

− игры-предположения (что было бы, если?..);

− игры-беседы.

Например, проведение дидактической игры на тему: «Путешествие в страну Милосердия». Здесь детям объясняется понятие «милосердие», проигрываются различные ситуации, в которых дети учатся милосердию, состраданию.

)Метод «Сказкотерапия».

«Одним из эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями является сказкотерапия» . Этот метод позволяет решить ряд проблем у детей младшего школьного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с различными личностными проблемами будущих членов социума. Этот метод позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.

Дети прослушивают сказку, например, «Красная шапочка», после чего им задаются соответствующие вопросы такие как:

● Какая беда произошла с Красной шапочкой?

● Кто из героев помог решить эту проблему?

Данные вопросы помогают детям сформулировать свою мысль, акцентируют внимание на определенных событиях.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития детей с особыми образовательными потребностями заключается в следующем:

− в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;

главный герой сказки - это образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участником сказочных событий;

− в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Существуют и другие методы, с помощью которых можно воспитать разнообразные качества личности: метод проектов, метод изотерапии, пескотерапия и так далее.

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих:

) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет! В то же время вариант посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок - недопустим. Ребенок должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми; если хотите похвалить, то характеризуйте его как умного, доброго, красивого и т.д. - не употребляя степеней сравнения.

) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую Эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае ребенок выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить правильную любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.

) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое честно, справедливо, хорошо, плохо. Некоторые родители считают, что такие вещи не нужно пояснять своим детям; они думают: «Вырастет - сам поймет». Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

Соблюдая эти правила родители могут быть уверенны в том, что их ребенок, который имеет какие-либо особенные потребности в своем развитии, будет воспитан как личность с большой буквы.

психофизический воспитание качество самооценка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части раскрыто понятие о детях с особыми образовательными потребностями, также раскрыты различные понятия нарушений в развитии детей; показана актуальность воспитания личностных качеств у детей с особыми потребностями в современном обществе. В данной работе раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода.

В практической части были приведены примеры приемов и методов воспитания личностных качеств у детей с особыми образовательными потребностями, а также перечислены рекомендации родителям, с помощью которых можно воспитать ребенка с особыми потребностями как личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова, А.Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников / А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал. - 2014 .- №5 .- С. 22−38.

2. Бабушкина, Л.М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников / Л.М. Бабушкина, О.А. Никифорова // Дошкольная педагогика. 2014. − №10. − С. 36−39

Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А.В.Виневская; под ред. И.А.Стеценко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 253с.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н.,Логопедия: Учебник для студентов дефектологичеких факультетов педагогических высших заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3е изд., переработ. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 680 с.

Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. ,Основы современной системы общего образования / Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2014.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю., Педагогический словарь / М, 2010г.

Коменский Я.А., Материнская школа / "Учпедгиз", Москва, 1947г.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

Макаренко А.С., Педагогическая поэма / Харьков. 1925 - 1935 гг.

Мухина В.С., Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. − М.:Академия,2011. − 624 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. − М.: Педагогическое общество России, 2011. − 443 с.

Петунин, О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О.В. Петунин // Инновации в образовании: журнал. 2014. №1 .- С. 20−26.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиняев Е.Н., Педагогика, 2014.

Смирнова А.Н. «Воспитание умственно отсталого школьника в семье: Пособие для родителей» - М.: Просвещение, 1967 г.

Фатихова Л.Ф., Принципы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями// // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. Тр. / Отв. Ред. Л.Ф. Баянова, Ю.И. Юричка. Всероссийская научно-практическая конференция. - Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2010. - 220 с.