Логические последовательности. Тестирование детей на основе методики А

Сегодня мне хотелось бы поговорить о развитии логики у детей. Чем раньше мы научим ребенка думать просто так, ради удовольствия, тем раньше у него сформируются интеллект. Лучше всего обучать ребенка в форме игры, чтобы ему было интересно и увлекательно и он даже не понимал бы, что его сейчас чему-то учат. Играя, ребенок будет с удовльствием выполнять все предложенные ему задания.

Начинать можно с простого рассказа ребенку о том, что происходит вокруг него. Вот вы гуляете с малышом, он сидит в коляске, а вы рассказывате ему об окружающих его предметах и явлениях. «Смотри, малыш, вокруг столько снега было, а сейчас он начинает таять. А знаешь почему? Весна пришла. На деревьях скоро появятся почки и листики, все вокруг станет зеленым и красивым! А вон и птичка прилетела, она тоже чувствует весну» или «Доброе утро, малыш! Ты проснулся. Давай мы с тобой умоем наше личико, оденемся и пойдем кушать вкусную кашку. Смотри, вот она уже сварилась. Сейчас она мягкая и вкусная, а была только что жесткая и кушать ее было сложно».

И не важно, говорит ваш ребенок уже или нет. Главное, что вы рассказываете и обращаете его внимание на все, что происходит вокруг. Вы объясняете ему последовательность своих действий и зачем вы это делаете.

Казалось бы, что это настолько элементарно, но все что вы говорите мозг ребенка должен еще усвоить и понять и прежде, чем он уловит суть происходящего вы можете повторить все по 100 раз. И чем больше вы будете рассказывать ему, тем больше пищи для размышлений у него будет.

А вот когда он дорастет до возраста «почемучки», вопросы он уже будет задавать сам. И чем больше основы для размышлений вы заложили в него своими рассказами, тем больше и интересней он задаст вам вопросов.

Но можно ли ограничиться одними разговорами? Теоретически можно (до определенного возраста). Но так как наши малыши великие эксперементаторы и исследователи, то им интересно все изучать на практике.

Давайте обеспечим им эту самую практику. Например, вы можете взять яблоко и посмотреть, какое оно большое и красивое, поговорить о его цвете и форме, потрогать его, понюхать.

А потом откусите кусочек (сами или это может сделать малыш, если он уже готов кушать самостоятельно) и посмотрите, что произошло. Форма изменилась, яблока стало меньше. Потом вы снова кусаете и яблоко уменьшается на глазах и так происходит, пока от него не остается один огрызок. Только что вы показали малышу некую логическую последовательность действий. Такие последовательности встречают нас на кажом шагу. Сначала ребенок их запоминает, а потом уже может объяснить и рассказать сам.

Чтобы не кушать яблоко каждый раз, чтобы это закрепить, можно сделать вспомогательный материал. Карточки, на которых вы эти последовательности и отразите и вашему ребенку во время игры останется только вспомнить или догадаться о том, что и зачем должно происходить.
С каждым разом вы можете усложнять задания. Но не давайте такие вещи просто ради задания, вплетайте их в игру. Предложите малышу найти клад, стать главным героем любимой сказки и т.д.

Кстати сказки — это универсальный пример неких логических последовательностей. Вы уже давно читаете сказку с вашим малышом, он помнит ее практически наизусть. Предложите ему выложить последовательность событий, описанных в ней, с помощью иллюстраций. Начинайте с простейших.

Колобок. Пусть он найдет картинку с чего все начиналось, кто встретился колобку сначала, кто потом, чем все закончилось. А если он еще и рассказывать будет при этом, то вы и развитием речи активно позанимаетесь. А чтобы вам было с чего начинать, я предлагаю вам скачать примеры логических последовательностей и сюжетных линий разных сказок. Их нужно только распечатать и начать играть!

Важная характеристика зрелой личности - умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.

Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» - исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году - отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе . Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке . Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу. Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам . Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием . Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка - восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5-7 лет до 9-10-летнего возраста:

  1. «Простой» - предлагает картинки с очевидным развитием событий - по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» - содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий - ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний - испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий - ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную . Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления - один из возможных симптомов умственной отсталости.

Речь пойдет о последовательности.

Знакомство с этим математическим навыком, который развивает логическое мышление, произойдет увлекательно, если подойти к развивающим занятиям с игрой и творчеством. Расскажем несколько способов, которые помогут ребенку понять последовательности (закономерности).

Знакомство с закономерностями. Для развивающего игрового занятия потребуется:

  • Вариант-1. Игрушки. Игрушки в этом развивающем задании должны иметь разные признаки. Например, твердые игрушки и мягкие, маленькие и большие, животные и машинки.

Соберите последовательность (закономерность): животное — машинка — животное — машинка — …; твердая игрушка (пластиковая) — мягкая — твердая — мягкая и так далее. Лучше всего это делать перед ребенком таким образом, чтобы он видел.

В развивающих занятиях с малышами обязательно должен быть игровой подход. Придумайте историю о том, как животные, например, выстроились в очередь за хвостами. Помните русскую народную сказку «Хвосты» . Вот и в нашем занятии животные выстроились в особом порядке, объясняем и показываем, что это за «особый» такой порядок.

  • Вариант-2. Ритмика. Отстукиваем ритм, используем ладоши, ложки, палки, долото, погремушки и так далее.

Например, сначала хлопаем в ладоши, а потом шлепаем ими по полу или постукиваем ритмично палочками: ТУК — тук-тук — ТУК. Один хлопок в ладоши, один хлопок по коленочкам или чередуем один хлопок в ладоши, затем два быстрых хлопка.

  • Вариант-3. Счетный материал. Для развивающего занятия используем счетный материал двух видов. Например, пуговицы и бобы, если брать геометрические фигуры, то пусть будет круг и треугольник, шпажки и камушки и так далее.

Теперь перед ребенком собираем последовательность (закономерность): пуговица — монетка — пуговица — монетка — …; круг — треугольник — круг — треугольник и так далее.

  • Вариант-4. Творческий. Для этого развивающего занятия возьмем: краски и ватную палочку, можно взять штампики двух видов. Еще потребуется чистый лист бумаги

Воспроизводим перед ребенком последовательность. Ставим на лист бумаги красочные отпечатки с помощью ватных палочек. Например, один отпечаток будет красным, а другой зеленый, выглядеть будет так: красный — зеленый — красный зеленый — … .

  • Вариант-5. Рисуем последовательности в виде простых рисунков. Берем лист бумаги, фломастеры и создаем последовательность из простых рисунков.

Рисовать можно заранее, а можно сразу перед ребенком. На фото варианты простейших примеров, которые Влад осваивал в 2,4 года.

  • Вариант-6. Фонематический. Произносим слоги, буквы, различные звуки с определённым тактом и последовательностью

Например, озвучиваем слоги «БА-БУ-БА», «СЕ-СЕ-СУ» или «ням-ням-бум». В этом случае ребенок должен продолжить слоговую цепочку, соблюдая последовательность «БА-БУ-БА-БА-БУ-БА-БА-БУ-БА»

Закрепление понятия «последовательность»

Закрепляем с помощью повторений, то есть раз от разу возвращаемся к таким развивающим игровым занятиям. Выстраиваем последовательности в ролевых играх, на улице с помощью природных материалов, на кухне из столовых приборов. Словом, руководствуемся пословицей: «Повторение — мать учения». Посмотрите последовательности, которые мы создавали на улице .

Следующий этап в закреплении последовательностей, это усложнение задания. Добавьте в последовательность ещё элементы. Например, цепочка может выглядеть так: два домашних животных, одно дикое.

В 3,5 года Влад самостоятельно собирал последовательность два к одному, два к трем. На фото последовательная цепочка из животных: два домашних животных — одно дикое.

Пример, последовательной цепочки с помощью ватных палочек: два красных отпечатков — один зеленый — два красных — … .

Усложненные варианты последовательности для малышей:

  • два к одному,
  • три — два,
  • один — два — три,
  • два-три-два

Развитие детей с помощью задач на поиск последовательностей (закономерностей):

  • Формируется творческая деятельность, которая позволяет влиять на развитие умственных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования

Влад: 2,4 — 3,5 года

Развивающие задания на изучение и закрепление последовательности




Современные педагоги успели оценить важность развития логического мышления у детей детсадовского возраста. Получив представление об элементарных законах логики, научившись анализировать, сравнивать, обобщать и выделять частное, предвосхищать результат, ребенок будет чувствовать себя комфортнее, оказавшись за школьной партой.

Значение логических игр в развитии дошкольника

Собственно мышление и мышление логическое необходимо понимать как родовое и видовое понятие. Человек как существо разумное, которому присуща высшая нервная деятельность, получает информацию извне. Его сознание отражает эту информацию непосредственно или опосредовательно. Подобный вид познавательной деятельности присущ всем психически здоровым людям.

Особенностью мышления у ребенка дошкольного возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить ее на словах. Педагоги-психологи характеризуют его мыслительный процесс как наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. На основе наглядно-образного мышления можно развивать логическое.

Оно же представляет собой умение перерабатывать полученную информацию через призму законов логики. Целью развивающих логику игры у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим операциям. То есть, в игровой форме дети 4-6 лет учатся:

  • анализировать;
  • обобщать (классифицировать);
  • выделять частное (синтезировать);
  • сравнивать;
  • строить гипотезы.

Логические игры способствуют развитию у ребенка:

  • внимания;
  • памяти;
  • концентрации;
  • умения выражать свои мысли;
  • самостоятельности;
  • целеустремленности.

Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.

Виды логических игр с примерами

1. Логические конструкторы

Пожалуй, конструктор является наиболее полезной и увлекательной игрушкой, когда-либо изобретенной человечеством. Обычно, эта игрушка ассоциируется с яркими игровыми наборами, в которых из отдельных деталей можно собрать пиратскую шхуну, станцию скорой помощи, вокзал, прочее. Но логические конструкторы представляют собой нечто другое. Обычно, они деревянные, пластиковые или металлические. Организовывая игры с такими, взрослый ставит перед собой цель — развивать конструктивные умения и логическое мышление дошкольника. Имея перед собой отдельные элементы, ребенок должен в уме спрогнозировать конечный результат, и, действуя последовательно, собрать из конструктора определенную геометрическую фигуру, какой-либо другой объект.

Пример: «Магнитный конструктор»

Игровой набор состоит из металлических палочек и магнитных шариков. Соединяя палочки с помощью магнитов, можно собирать объемные фигуры. Ребенку 5 лет можно предложить собрать модель по примеру, который прилагается к набору. А уже в 6 лет малыш может фантазировать и пытаться сконструировать задуманные им предметы.

Пример: «Блоки Дьенеша»


Этот простой конструктор дает родителям возможность познакомить ребенка практически со всеми приемами логики. Он состоит из набора основных геометрических фигур разного цвета и размера. Фигурки могут быть плоскими или объемными. Готовую игру можно приобрести в деревянном или пластиковом вариантах. Нечто подобное также можно изготовить своими руками из цветной бумаги.

Оперируя с блоками Дьенеша, можно обучить ребенка:

  • выявлять и описывать свойства фигур;
  • сравнивать их;
  • группировать по одинаковым признакам;
  • собирать из отдельных элементов (блоков) единое целое (определенные предмет, символ, животное, прочее.

Ребенку можно предложить следующие виды занятий:

  • Рассортировать блоки по цвету, форме или размеру.
  • Взрослый выкладывает в ряд пять блоков, четыре из которых объедены общим свойством, а один отличается от них (например, четыре зеленых блока и один красный, четыре круга и один треугольник). Ребенок должен убрать лишний и рассказать, почему он выбрал именно его.
  • Взрослый складывает блоки в мешок. Ребенок должен будет опустить в него руку и не глядя описать предмет, который ему попался.
  • Взрослый начинает выстраивать логическую цепочку из трех элементов. Например, он кладет квадрат, круг и треугольник. Ребенок должен повторить эту последовательность. Постепенно количество элементов в цепочке увеличивается.
  • Взрослый берет один блок и прячет его за спиной. Он называет свойства, которыми не обладает фигура. «Это не треугольник и не квадрат». Ребенок должен угадать форму. «Она не красная и не желтая». Ребенок должен отгадать цвет. И так далее.

2. Головоломки

Эти игрушки можно предложить уже четырехлетнему ребенку. Важно, чтобы взрослый, который организовывает игру, правильно описывал ребенку логическое задание и следил за правильностью его выполнения.

Пример: «Палочки Кюизнера»


Головоломка представляет собой комплект из пластиковых или деревянных палочек прямоугольной формы различной длины и цветов. Варианты игр с ними разнообразны.

Четырехлеткам, например, можно предложить такие:

  • рассортировать выложенные на столе палочки по цвету;
  • расставить палочки в линию, начиная самой короткой и заканчивая самой длинной, чтобы получилась лесенка;
  • выложить перед ребенком от пяти до десяти палочек, попросить его сосчитать их.

Старшему же дошкольнику посильны более сложные игры:

  • найти такие палочки, длинна которых, если сложить их вместе, равнялась бы длине самой большой палочки;
  • взять желтую, красную и зеленую палочки и попросить ребенка назвать и показать не красную и не желтую;
  • рассортировать палочки по цвету и сложить из них геометрические фигуры.

Примеры игр с палочками можно найти в специальных сборниках или в Интернете (палочки кюизенера схемы).

3. Графические игры

Сборники логических задач продаются в магазинах книг и игрушек. Подобные развивающие задания можно найти в прописях для малышей. Вариантов таких игр действительно безграничное количество.

Пример: «Лабиринт»


Руководствуясь логикой, ребенок должен преодолеть витиеватый лабиринт и привести медвежонка к бочке меда.

Пример: «Дорисуй по образцу»

Дошкольник должен воспроизвести рисунок по примеру либо соединить точки.

Пример: «Найди лишнее»

В линейке из предметов ребенок должен отыскать лишний и рассказать, почему он сделал именно такой выбор.

4. Словесные логические игры

В процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память.

Пример: «Скажи одним словом»

Взрослый называет ряд предметов, ребенок должен их обобщить:

  • круг, ромб, треугольник – фигуры;
  • синий, красный, зеленый – цвета;
  • машина, автобус, поезд – транспорт;
  • чашка, тарелка, сковорода – посуда;
  • папа, мама, дедушка – семья.

Пример: «Чем отличается»

Взрослый называет пару слов, ребенок должен назвать их отличия:

  • лето и зима;
  • машина и корабль;
  • дерево и куст;
  • мяч и кубик.

Можно разнообразить игру карточками (или игровыми наборами).

Организация логических игр педагогами

Подобная игровая деятельность имеет целенаправленный характер, она обязательно должна быть запланированной. Организация логических игр педагогами в дошкольных учреждениях, как правило, происходит в три этапа:

  • Подготовительный: педагог принимает решение, какой конкретно закон логики будет прорабатываться в процессе игры, подбирает дидактические материалы и наглядные пособия.
  • Формирующий: происходит непосредственно игра, основанная на операциях с дидактическим материалом. Решаются задачки на логику исключительно под контролем педагога, а иногда и при его участии.
  • Контрольный: с целью проверки и закрепления преподнесенных малышам знаний педагог может продолжить им развязать типовые логические задачки самостоятельно.
    Развивающими логику заданиями, которые можно предложить дошкольнику, являются конструкторы, лабиринты, головоломки, настольно-печатные (графические) и словесные игры. Организовывая логическую игру, можно также использовать любые игрушки, предметы-заменители, прочее.