Яблоко раздора значение примеры. Яблоко - универсальный символ

23.03.2016

Довольно часто в произведениях отечественной и зарубежной литературы мелькает крылатое выражение «яблоко раздора». Также ее употребляют в разговоре достаточно интеллигентные люди для описания причин разгоревшегося спора. Практически все понимают смысл фразеологизма «яблоко раздора», но мало кто знаком с интереснейшей историей его происхождения.

Появление в русском языке выражения «яблоко раздора» тесно связано с древнегреческой мифологией. Среди могущественных богов Олимпа одно из важных мест занимала богиня раздора Эрида. Ее не пригласили на свадебное торжество Пелея и Фетиды, ставших затем родителями прославленного героя Ахиллеса. Разумеется, такой поступок Эрида не могла оставить безнаказанным.

Обида побудила богиню подбросить на праздничный стол золотое яблоко, на котором была написана простая и, казалось бы, безобидная фраза: «Прекраснейшей». Немедленно разгорелся страстный спор между девами-Богами - Герой, Афиной и Афродитой. Каждая из них полагала, что именно она заслуживает называться прекраснейшей. Спор из-за яблока мог бы длиться вечно, но все прекрасно понимали, что рано или поздно нужно остановить это действо.

Чтобы решить, кому принадлежит право зваться прекраснейшей, богини выбрали судью, которым стал юный Парис - сын троянского царя. Гера и Афина обещали щедро одарить юношу, если он сделает свой выбор в пользу одной из них, однако Парис решил вручить яблоко Афродите. Богиня любви за это позже оказала Парису помощь в похищении прекрасной Елены, являвшейся женой греческого царя Менелая. Конечно же, греки не смогли простить подобную обиду и объявили войну Трои.

Интересно, что в 1633 году фламандским живописцем Якобом Йордансом на основе этого сюжета была написана картина, которая так и называется - «Золотое яблоко раздора». Также стоит отметить, что впервые данный фразеологизм был употреблен еще во II веке н. э. историком Юстином. Выражение оказалась настолько красочным, что очень быстро набрало свою популярность. Многие классики в своих произведениях употребляют фразеологизм «яблоко раздора», выделяя тем самым причины того или иного конфликта.

Помимо знакомой и часто встречающейся словесной конструкции «яблоко раздора», выражение встречается и в других формах - «яблоко Эриды» или «яблоко Париса». Данный фразеологизм прекрасно подходит для обозначения предмета вражды или объяснения причин возникновения спора. Подобные «яблоки раздора» могут быть брошены между несколькими людьми. Главная опасность таких предметов заключается в том, что по своей сути они незначительны, но их появление приводит к непредсказуемым и разрушительным последствиям.

Крылатая фраза - "яблоко раздора " распространенный фразеологизм не только в разговорной речи,но его часто можно встретить в классической зарубежной и отечественной литературе.Многим людям известен смысл этого выражения,однако не многие знают происхождение этой идиомы.В данной статье мы попробуем доходчиво объяснить происхождение этой идиомы.

История возникновения фразы "яблоко раздора " весьма любопытна и интересна.

Данный фразеологизм был был принесен в русский язык из древнегреческих мифов.
Легенда гласит,что однажды богиню раздора по имени Эриду не стали приглашать на свадьбу двух известных в древней Греции людей,Фетиды и Пелея.Гораздо позже эти новобрачные станут родителями легендарного Ахиллеса.Разозленная Эрида бросает золотое яблоко на котором начертано "прекраснейшей". Естественно таким яблоком решили завладеть самые красивые женщины Афина,Гера и Афродита.Разразилась не шуточная ссора из за того,что все три богини хотели стать обладательницами такого сокровища.Тремя дамами было принято решение позвать в качестве судьи молодого Париса,который являлся сыном досточтимого царя Приапа.
Парис не долго думая отдает яблоко прекрасной Афродите,хотя другие богини в это время предлагали ему всяческие блага.Однако Афродита помогла Парису выкрасть красивую девушку Елену,которая была женой Менелая.Из за этого противоправного деяния гораздо позже вспыхнула Троянская война.

Историки приписывают выражение "яблоко раздора " римскому ученому Юстину,который употреблял его обозначая некий предмет спора.Этот человек жил во 2 веке нашей эры.

В древней мифологии Римской империи так же можно увидеть обозначение этого события.

Исходя из всего вышеописанного, выражение "яблоко раздора " может означать предмет спора либо причину вражды.Поэтому ни в коем случае не давайте вносить в вашу семью "яблоки раздора "и никогда не возникнут между вами споры и вражда.



Миф о яблоке, которое было подброшено богиней ссор и соперничества, Эридой на свадьбе Пелея – одно из самых популярных древнегреческих сказаний с поучительной трактовкой. Этот миф считается еще одним вариантом событий, что привели к Троянской войне. Также он повествует о том, что даже незначительная вещь или событие может привести к полномасштабным и плачевным последствиям.

Миф про яблоко раздора


Для своей дочки Фетиды, Зевс выбрал за мужа простого смертного, царя Фессалии Пелея. Среди смертных он считался не только мудрым правителем, но и храбрым героем. Свадьба должна была справляться у друга царя, Хирона, который жил в большой пещере. На предстоящее празднество были приглашены практически все боги и в благодарность за это, они подарили молодоженам много подарков: хороших коней и боевых доспехов.
Но, на свадьбу, оказывается, были приглашены не все. Забыли только об Эриде, богине ссор и споров. Любое место, которое она озаряла своим присутствием, ждало горе и раздор. Поэтому о неприглашенной гостье никто даже не вспоминал.

Затаив на всех и вся обиду, она решила отомстить за такое неподобающее отношение к своей персоне с помощью яблока. На нем Эрида написала только одно слово – «Прекраснейшей», незаметно подсунув его на банкетный стол.

Яблоко увидели все присутствующие на свадьбе. Среди них – Гера, Афина и Афродита. Все трое они были красавицами и все трое считали, что яблоко должно принадлежать только им и никому больше.

Вот тут-то и возникла ссора. Чтобы разрешить ее, они обратились к Зевсу, главе над богами, а тот в свою очередь передал яблоко божественному посланцу Гермесу и велел отнести его к царю Трои, Парису. На мнение Зевса, именно он смог бы выбрать одну единственную и самую прекрасную из трех дев.

Вместе с Гермесом прибыли три красавицы к юноше и умоляли, чтобы тот указал на самую красивую из них. Каждая из девушек предлагала Парису все, о чем только может мечтать простой парень. Так, Афина хотела подкупить его воинской славой и мудростью, Гера – могуществом, а Афродита – красивейшей женой на всем белом свете.

Недолго думал Парис. Слушая свое сердце, он выбрал Афродиту. Ведь он уже давно приобрел мудрость и имел власть над укрепленным поселением. Все, чего ему не хватало в жизни, с легкостью могла бы дать Афродита – любовь и счастье, которое последует за ним. Она не солгала и сдержала свое обещание, указав в свою очередь юноше на то, где искать будущую жену. А женщиной этой оказалась Прекрасная Елена. Она была женой могущественного царя Менелая.

Гера и Афина поклялись, что не быть Парису с Еленой. Всю свою злость и ненависть они приложат, чтобы встреча Париса с Еленой оказалась роковой. В итоге так и случилось. Одна единственная встреча привела Париса к гибели, а его Трою к падению.

Роль мифа в современном мире

Прежде всего, этому древнегреческому мифу обязана происхождением крылатая фраза «яблоко раздора». Значение фразы буквально трактуется, как обозначение несущественной вещи, из-за которой в будущем возникают споры. Впервые эту фразу употребил римский историк Юстин еще во втором веке. Смысл, подобный к «яблоку раздора» имеет и другой греческий мифологический афоризм о «троянском коне».

Яблоко раздора – миф Древней Греции, хорошо описывающий ситуацию, когда нельзя доверять даже незначительную работу простофиле. Ведь тогда на его плечи падает тяжелая ноша ответственности, которую нести он никак не сможет.

Помимо этого в мифе о яблоке отражены негативные человеческие чувства: ненависть и гнев. Их олицетворяют две богини – Афина и Гера.

Русский язык невероятно богат и красноречив. Особую прелесть ему придает использование идиоматических оборотов. Посредством метких фраз можно очень точно выразить свою мысль. Кроме того, фразеологизмы, безусловно, украшают не только разговорную, но и письменную, художественную речь. Справедливости ради, стоит отметить, что многие идиомы принадлежат не только русскому народу, но и имеют аналоги в других странах и обязаны своим происхождением другим нациям. Поговорим об одном из них. «Яблоко раздора». Фразеологизм этот берет начало в древнегреческой мифологии. Кстати, мифы разных народов - один из самых крупных источников происхождения крылатых выражений.

Мы обязаны знаменитой легенде о споре трех богинь идиомой «яблоко раздора». Миф этот повествует о событиях, послуживших причиной Великий Зевс хотел взять в жены прекрасную Фетиду, дочь титана. Однако Прометей предсказал ему, что рожденный ею сын свергнет с престола собственного отца. А потому отдал ее фессалийскому царевичу Пелею. На свадьбу были приглашены все И лишь одну Эриду, богиню раздора, не позвали, помня о ее скверном характере. Но затаила богиня обиду, бродила неподалеку от пещеры Хирона, где шумел веселый пир. Придумала она, как отомстить за оскорбление. Взяла она и написала на нем одно-единственное слово: «Прекраснейшей». А после подбросила его на пиршественный стол. Именно этот фрукт получил в дальнейшем название «яблоко раздора».

А все дело в том, что золотое яблоко и надпись на нем увидели три Афродита и Афина. Богини - тоже женщины и им, как и всем дамам, тоже свойственно считать себя самыми прекрасными. Каждая из них утверждала, что яблоко предназначено именно ей. Рассудить их попросили богини Громовержца. Однако Зевс решил схитрить. Ведь Гера - его жена, Афина - дочь, а Афродита была, поистине, прекрасна. Тогда поручил он Гермесу, чтобы тот отдал яблоко Парису, сыну царя Трои. Юноша не знал, что он царевич, ведь он был выращен пастухами. Именно на Париса возложил Зевс обязанность назвать одну из богинь самой прекрасной. Каждая пыталась привлечь молодого человека на свою сторону. Гера пообещала ему власть и могущество, контроль над Азией, Афина предлагала ему воинские победы и мудрость. И лишь Афродита угадала тайное желание Париса. Она сказала, что поможет ему получить любовь прекрасной Елены, и Леды, жены Атрея Менелая, царицы Спарты. Именно Афродите отдал Парис яблоко.

Гера и Афина возненавидели его и поклялись извести. Афродита же выполнила свое обещание и помогла ему украсть Елену. Это стало поводом для начала войны. Менелай решил наказать троянцев и вернуть свою жену. А в результате Троя была уничтожена.

А фраза «яблоко раздора» стала крылатой благодаря римскому историку Юстину, жившему во II веке. Он употребил его впервые в значении причины споров, вражды, чего-то небольшого, что приводит к крупным распрям. «Яблоко раздора» называют также «яблоком Эриды или Париса». В нашей речи мы часто употребляем эту идиому. Так, очень часто говорят: «Яблоко раздора прокатилось между ними», - если речь идет о некогда друживших, а ныне враждующих из-за пустяков людях.

Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: "Превосходящей всех красотою". Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. "Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами".

Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»