Как справляют свадьбы езиды? Езидская свадьба.

Не так давно мне удалось побывать на курдской свадьбе в Сирии, причем курдов, которые исповедуют не ислам, а езидизм, поэтому пойти на эту свадьбу для меня было особенно интересно.
Я конечно, перевидала в арабском мире множество свадьб - и христианских, и мусульманских, но на свадьбе у езидов до этого момента не была.

Религия езидов близка вероучению других изначально доисламских курдских религий. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: «Книга откровения» и «Чёрная Книга».

Из-за постоянных гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, реформатором которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама.

Мусульманские и христианские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Малак-Тавуси (Ангела-Павлина) с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали поклонниками злого духа. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, Малак Тавуса и Шейха Ади.

Жених Осман проживает в Алеппо - самом крупном сирийском городе после столицы, расположенном на севере страны. А забирать невесту из ее дома мы ехали больше часа в небольшой городок Африн ближе к турецкой границе.

Меня удивило на этой свадьбе следующее обстоятельство: несмотря на то, что среди приглашенных были не только курды, но и арабы, свадьба полностью проходила на курдском языке. Тамада говорил исключительно по-курдски, не было также арабской музыки и песен, даже танцевальная музыка была своя - курдская. Правда, родственники жениха поочередно подходили к каждому столику в ресторане и приветствовали всех гостей, в том числе и на арабском, если за столиком сидели гости-арабы.

Очень своеобразный танец исполняли гости и молодожены под невероятно вялую, как траурную музыку. Они ходили, взявшись за руки, по кругу, медленно переставляя ноги, почти не совершая каких-либо еще движений. Этот малоэнергичный танец могли исполнять гости любого возраста, поэтому круг танцующих был невероятно широк, в него встала не только молодежь, но и совсем уже еле ходящие пожилые родственники брачующихся.

Арабские друзья жениха все норовили этот скучный танец превратить в живой зажигательный арабский дабки с подскоками и лихими вывертами, но им этого не давали.

Еще одна вещь удивила меня уже под конец нашего пребывания на свадьбе, когда мы собрались уходить.

В это время к нашему столику подошли официанты и поставили на стол несколько баночек с разной газированной водой. Я, решив попить из одной, вдруг вместо сладкого вкуса "Кока-колы" ощутила во рту горький вкус пива. В другой баночке из-под "Фанты", которую по такому случаю я решила проверить, тоже оказалось пиво.

Видимо, хозяева, чтобы не смущать некоторых религиозных гостей, решили таким образом замаскировать спиртные напитки, но ведь даже не предупредили.

Хотя, то, что отдельные желающие могли подкрепиться на свадьбе чем-то более серьезным, чем газировка, я поняла и раньше. Некоторые гости были очень уж веселы и оживленны, правда, думаю, им разливали не пиво, а арак - виноградную водку.

Вот некоторые фотографии с этой свадьбы:

Невеста в компании жениха и родственников проходит садиться в машину, чтобы ехать в ресторан. Позади жениха танцует под бой приглашенных барабанщиков будущий муж сестры жениха. Их свадьба тоже не за горами.

Жених танцует курдский танец с будущей тещей перед тем, как сесть в машину, где его уже поджидает невеста. Позади него столпились родственники невесты перед входом в украшенный цветами невестин дом.

Нарядный племянник жениха, который перед свадьбой ходил очень довольный, потирал руки, а, когда жених спросил его, чему он так радуется, ответил: "Вы женитесь сегодня, через 9 месяцев родите ребенка, и я стану дядей". Просвещенный ребенок.

Жених угощает невесту тортом.

П о дороге в Алеппо родственники жениха пригласили нас на другую свадьбу, сказали, что она будет интереснее, потому что семья невесты будет больше принимать в ней участие, а здесь родственники невесты должны были покинуть свадебное торжество после двух часов ночи, такой у них обычай.

Но, по правде говоря, мне и эта свадьба понравилась. Из всей череды виденных мной арабских свадеб с огромным множеством гостей, чтобы только кого не обидеть, она прошла в более раскованной, домашней и уютной обстановке. Родственники жениха и сами молодожены старались не обделить вниманием всех присутствующих, что обычно из-за слишком большого числа гостей на арабских свадьбах не удается.



Дата публикации 27.03.2013 09:05

Езиды иногда сами себя называют эзди. По словам главы езидов всего мира Мир Тахсин Саид-бега, эта этноконфессиональная группа относится к этническим курдам. Прародиной езидов считается иракская провинция Мосул, откуда они после Первой Мировой войны расселились по всему миру. Сегодня они проживают в Турции, Армении, Грузии, России.

Очень красивый и талантливый народ тщательно сохраняет свои традиции. Все обряды эзди очень зрелищны, но, бесспорно, самыми неповторимыми и яркими являются езидские свадьбы.

Решение о браке принимают родители молодых. Бешкертум - традиция, по которой «сговаривать» можно было даже новорожденных детей. Сегодня наиболее востребован обряд Ширани. Согласно ему, родители отправляются в дом невесты с богатыми подарками, чтобы просить у родителей ее руки. Выкупа за невесту (Халим) сегодня больше не требуют.

Через несколько недель родственники жениха снова посещают дом невесты и снова дарят богатые подарки. Свадьба езидов начинается ранним утром в доме жениха. Собираются близкие родственники, музыканты, друзья. Ближе к полудню гости направляются в дом невесты, где их уже ждет небольшой, но накрытый по всем правилам стол.

Езидские свадьбы - это неразрывный комплекс веселья и традиций, поэтому процессия движется по улице с песнями, национальной музыкой, танцами. Женщины высоко над головой (чтобы все видели) несут подарки для невесты (Сэни), сопровождая их пением национальных мелодий. Подносов должно быть никак не меньше пяти, они могут быть только круглой формы. На первом - обязательная красная шаль Хэли и свадебный наряд.

На остальных подносах - сладости, вина, подарки. Езидские свадьбы всегда богаты: к ним готовятся с момента рождения ребенка и стараются сделать все так, чтобы о празднике еще долго говорили.

Когда родственницы жениха попробуют угощения, которые выставили родители невесты, они начинают одевать новобрачную. С обрядовыми песнями, под национальную музыку они сначала снимают с девушки ее одежду (попутно осматривая ее на предмет отсутствия физических дефектов).

Затем одевают в принесенный свадебный наряд. В это время близкие девушки дарят подарки жениху и демонстрируют его подарки гостям, ее приданное. Подушку невесты положено выкупать. Продолжаются езидские свадьбы в доме жениха.

Считается, что с этого момента невеста переходит в семью жениха. Чтобы закрепить их союз, красную Хэли и старую шаль невесты связывают вместе. Жених с невестой и гостями отправляются праздновать, а за ними с музыкой несут приданное.

Конечно, это далеко не полное описание свадебного обряда езидов. Есть еще обряды для братьев, родителей. Соблюсти обычаи, особенно современной молодежи трудно: слишком много тонкостей нужно знать.

Однако во многих городах им на помощь готовы прийти профессионалы, знающие все детали традиций. Например, езидские свадьбы в Тамбове, Ростове-на-Дону могут организовать свадебные агентства или тамада. Они же помогут приобрести все, что необходимо для национального бракосочетания, найти музыкантов, подобрать помещение для проведения торжества.

Ези́ды - этноконфессиональная группа, говорящая на курдском диалекте курманджи и в основном проживавшая на севере Ирака, в частности в провинции Мосул, а также на юго-востоке Турции. После первой мировой войны в большинстве своем мигрировали в Армению, далее в Грузию и Россию, а также в страны Европы.

Чем же празднование езидской свадьбы отличается от свадеб других народов?

Традицией считается начинать езидские свадьбы в жилище жениха с раннего утра. Туда же приглашают и музыкантов. На церемонии бракосочетания присутствуют получившие приглашения родственники, хорошие знакомые и соседи. Около полудня жених отправляется за своей будущей супругой.

В доме невесты накрывают небольшой стол с угощениями прямо во дворе. Прибывшие подходят к столу, говорят какие-нибудь торжественные слова, касающиеся свадьбы, пьют и едят. Гости женского пола приносят невесте подарки на подносах. Их красиво раскладывают, заворачивая в прозрачный материал и перевязывая разноцветными ленточками. Традиция предполагает, что езидская свадьба не может обойтись без красной шали в качестве подарка для невесты. Также девушке дарят и свадебное платье, в котором она будет на торжестве.

Музыканты веселят всех своими мелодиями, а родственники невесты также дарят жениху кое-какие подарки. Перед тем, как жених заберет невесту из родительского дома, на езидской свадьбе исполняется танец «гованд». Его танцуют будущие молодожены.

Родители невесты также демонстрируют всем присутствующим все те подарки, которые девушка получила от родных жениха. Они благодарят за дары, дарят жениху от себя кольцо (его жених оденет невесте на свадебной церемонии). Еще чуть позже родители невесты показывают всем ее приданное, друзья жениха забирают приданое в его дом. Приданое должно включать все необходимое для жизни новой семьи. Основное в нем: одеяла, матрасы, подушки и постельное белье.

Перед трапезой невеста облачается в шаль, которая имеется у нее, и в шаль, которую ей преподнес будущий супруг. В них она находится в течение всей свадебной церемонии. Трапезничают гости в доме невесты не более трех часов. Потом гости наблюдают еще два обряда. Один, когда брат невесты трижды завязывает и развязывает ленточку вокруг талии девушки. Второй представляет собой выкуп подушки невесты у ее родных. После прохождения «испытаний» молодые уходят из дома невесты. Они следуют в жилище жениха.

Перед домом мать парня осыпает молодых сладостями. Жених же становится на возвышенное место и кладет яблоко на голову любимой. Яблоко символизирует плодородие и размножение.

Также на плечи молодоженам кладут символ богатства - лаваш. Перед порогом жених и невеста одновременно бьют по тарелке ногой, чтобы разбить ее. Если тарелку разбивает жених, то первым ребенком будет мальчик, если невеста - то девочка. Осколки тарелки собирают друзья новобрачных.

Когда проходят езидские свадьбы, музыка постоянно «в ходу». На свадебном пире женщины сидят отдельно от мужчин. Для правильного проведения свадебной церемонии назначается тамада.

Видео езидской свадьбы

Подпишитесь на рассылку сайта!

Езидские свадьбы начинаются очень рано утром в доме жениха. В его жилище принято приглашать и музыкантов. Молодожены приглашают на свой праздник лучших друзей и людей, которые живут по соседству. Обязательным считается присутствие ближайших родственников обеих сторон. В полдень родные, которые автоматически становятся доверенными лицами жениха, едут к его будущей жене. У девушки во дворе ставят столик с угощением для желанных гостей. Их будут угощать напитками, вкусной едой, десертами. Когда родственники молодого человека достигнут нужного места, они произносят слова поздравления, пьют и едят.

Приглашенные на праздник женщины преподносят невесте подарки на больших круглых подносах. Презенты нужно красиво упаковать, перевязать ленточками разного цвета и аккуратно разложить на подносах. Лучше всего упаковывать их в прозрачную пленку. Всего должно быть пять подносов с подарками – это считается обязательным. В число подарков входят два обязательных презента. Это нарядное свадебное платье для виновницы торжества и шаль красного цвета. На другие подносы кладут сладости, шампанское и остальные мелочи, которые родственники девушки с удовольствием забирают.

Ближайшие родственники невесты занимаются подарками, а музыканты в это время играют веселую музыку. Затем близкие девушки должны подарить подарки доверенным жениха. Чтобы невеста смогла переступить порог родного дома, родственники обеих сторон должны станцевать танец под названием «гованд». Это очень веселый и оригинальный танец. Только после этого родные невесты позволяют гостям зайти в дом.

Хозяева дома должны показать все подарки, которые получила невеста ранее. Гости внимательно их осматривают. Когда будут произнесены слова благодарности, близкие невесты преподносят жениху сюрприз. Обычно в качестве презента выбирают обручальное колечко. Его и будет носить жених всю оставшуюся жизнь. Когда молодой человек примет этот подарок, родные невесты начинают показывать гостям ее приданное. Затем родственники молодого человека отвозят приданное в его дом. Оно будет ждать приезда молодоженов там. Приданное для невесты собирают долго, ведь оно состоит из вещей, которые понадобятся молодым в будущей семейной жизни. Самое главное, чтобы там были теплые одеяла, подушки, постельное белье.

Перед тем, как начнется трапеза, необходимо провести несколько обрядов. Шаль, которая есть у девушки и шаль, которую преподнес ей в подарок будущий муж, связывают вместе. Невеста должна надеть этот импровизированный наряд. Она не имеет права снять связанные шали до того, как закончится этот торжественный день. Сама трапеза длится примерно три часа. Девушка уйдет из родного жилища только после того, как родные проведут несколько важных обрядов. Во-первых, родной брат невесты должен обвязать и развязать вокруг талии молодой девушки ленточку. Это нужно сделать три раза. Во-вторых, жених обязан дать родственникам своей будущей супруги выкуп за ее подушку. Если он справился с этой задачей, то девушку отпускают из родного дома. Затем все направляются в дом молодого человека. Поездка сопровождается веселой мелодией, которую играют музыканты.

Молодые не войдут в дом, пока будущая свекровь невесты не осыплет их конфетами и печеньем. Она держит сладости на большом подносе. Затем молодой человек становится на ступеньку или другую возвышенность, чтобы положить на голову своей будущей невесте яблоко. Это символ плодородия и знак того, что нужно размножаться.

Перед тем, как новоиспеченные супруги переступят порог дома жениха, на их плечи кладут лаваши. Это символ богатства и достатка. Считается, что молодая семья никогда не будет испытывать трудностей с деньгами. При входе в дом невесте и жениху дают тарелку. Они должны одновременно ударить посуду ногой. Если ее разобьет жених, то их первенцем будет мальчик. Если тарелку разбила девушка, то первой у пары родится малышка. Молодые девушки и парни должны собрать все осколки, которые остались от разбитой посуды.

Каждый обряд езидской свадьбы должен сопровождаться веселой мелодией. За свадебным столом женщины не должны сидеть с мужчинами. Чтобы церемония бракосочетания прошла правильно, на праздник приглашают тамаду. Ведущий будет следить, соблюдены ли традиции и обряды.

На своей свадьбе, в армянском селе Мушакан, 15-летняя Сона Амоян полчаса стоит босиком на холодном полу пока мимо нее проходят гости, приглашенные на свадьбу.

Сцены со свадьбы Омара и Соны Амоян.

Традиции езидской общины диктуют, что она не может разговаривать, сидеть или есть в присутствии родственников со стороны жениха.

Сона встретила своего жениха,16-летнего Омара на свадьбе.

После замужества она перестанет ходить в школу и переедет жить в его семью.

«Замужней женщине стыдно ходить в школу», - пояснила мать Соны. «Кроме того, какой молодой человек захочет, чтобы его жена ходила в школу?».

История Соны обычна для молодых езидских женщин в Армении, которые, как правило, бросают школу уже в 14 лет для того, чтобы подготовиться к замужеству. Мальчики учатся немного дольше и оставляют школу для, того чтобы стать пастухами. Это - традиционное занятие езидов в Армении.

Активисты предупреждают, что эти обычаи, создают риск маргинализации еще одного поколения езидских женщин, но традиционалисты говорят то, что замужество юных девушек является древней традицией.

«Это - общепринятый закон, так все и будет продолжаться. Если девушка зрелая, то я за то, чтобы ее выдавали замуж в 16 лет», - сказал председатель Национального союза езидов Азиз Тамоян.

Даже если матери недовольны тем, что дочери повторяют их судьбу, они говорят, что не в состоянии противостоять традиции.

По словам 38-летней Лилии Авдоян, которая присутствовала на свадьбе, она мечтала стать врачом. Однако когда ей было 16 лет, ее дедушка заставил ее бросить школу и выйти замуж. Сейчас такая же участь ждет ее 14-летнюю дочь.

«Мой муж заставил нашу дочь бросить школу, и я была здесь бессильна», - сказала она. «Дети часто жалуются на то, что они должны уйти и жить в другой семье. Они еще слишком молоды и все взваливается на их плечи», - продолжила она.

«Учителя армянских школ часто пытаются убедить родителей езидских детей одуматься и не заставлять своих детей бросать школу или хотя бы отложить это на некоторое время. Однако у родителей всегда наготове заученные ответы, такие как: “мой ребенок болен” или “он не успевает в учебе и не хочет учиться», - добавила Авдоян.

Езиды - это сплоченная община, которая исповедует единственную в своем роде религию и разговаривает на одном из диалектов Курдского языка. В Армении они представляют собой растущую общину, в которой семьи имеют по 8-10 детей.

По данным переписи населения 2001 года, в Армении проживает около 40,000 тысяч езидов, что составляет немногим более 1% от общей численности населения Армении, однако, по словам Тамояна, их количество достигло 60,000.

На свадьбе Сона стоя ждет, когда гости посмотрят ее приданое. Омар сможет зайти в комнату только после этого. До того, как уйти праздновать с другими мужчинами, он надевает на ее палец кольцо. Однако он успевает запретить женщинам, собравшимся вокруг его новой жены, не делать ей макияж.

«Без разрешения мужа женщина не может пользоваться косметикой или делать покупки», - сказала Авдоян. «Она не может произносить тост, разговаривать в присутствии свекра, учиться или работать».

Пример 23-летней Инессы является доказательством того, что не все родители езиды придерживаются традиционных взглядов.

У нее есть университетский диплом, и она сказала, что ее мать и отец поддержали ее желание получить образование. Она сказала, что и другим советует, по крайне мере, окончить школу, но добавила, что изменить взгляды семей, которые придерживаются старых традиций, невозможно.

Воспользовавшись моментом, когда родственники Омара вышли из комнаты, Сона ненадолго села отдохнуть. Затем она отправится в дом своего мужа в селе Мхчян.

Когда они уезжают, Омар смотрит из окна лимузина, выкрикивая соседям невесты: «Мы увозим девушку с вашей улицы!».

В Мхчяне, перед тем как войти в свой дом, Омар поднимается на крышу и старается попасть в голову своей жены красным яблоком, но промахивается. Ритуал предназначен для того, чтобы совместная жизнь была счастливой, а жена покорной.

Один из присутствующих, Ариф сказал, что после своей свадьбы он так сильно бросил яблоко, что его 14-летняя жена упала в обморок и у нее из носа пошла кровь.

«Ей дали воды, но она пришла в себя только через 15-20 минут», - вспоминал он. «Почему я должен чувствовать себя виноватым? Закон есть закон. Надо попасть яблоком в голову. Таков наш обычай. Даже сейчас, когда, например, моя жена не слушается меня, или когда я прошу принести стакан воды, а она медлит, я ее бью”, - продолжил он.

В будущем году 33-летний Ариф станет дедушкой.

Ануш Погосян, которая работает в Женском ресурсном центре в Ереване, сказала, что ранние браки являются «пороком» езидского сообщества, но очень трудно что-либо с этим сделать. Она не помнит, чтобы езидские женщины когда-либо обращались к ним за помощью.

«Брак, заключенный между подростками, является нарушением целого ряда прав», - объяснила она. «В частности, права на распоряжение собственным телом, поскольку очень часто в подростковом возрасте девушки физически или психологически не готовы к сексуальным отношениям».

«Брак в подростковом возрасте также приводит к нарушению права на свободный выбор», - продолжила она. «Подросток не может принять осознанное решение, и очень часто родители не считаются с мнением своих детей и заставляют их вступать в брак».

Этнограф Грануш Харатян, которая занимается изучением истории езидов, сказала, что изменения в езидских обычаях маловероятны.

«Езиды - принципиально закрытое общество», - сказала она. «Их традиции являются важнейшим символом для сохранения их этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Но элементы престижа, к примеру, то, что невесту со свадьбы забирают на лимузине, стали частью их обычаев и уживаются наряду со старыми традициями, не меняя их».

После приезда в свой новый дом, Сона стоит в центре гостиной и ждет следующую часть церемонии, во время которой ее свекровь подарит ей золотое украшение.

Только после этого она, наконец, сможет сесть.

Лусинэ Авакян, независимый журналист.