Игры с палочками кюизенера для детей. Игры и занятия с палочками кюизенера

Палочки всякие нужны

Действительно, самые разные палочки таят в себе массу возможностей для малышовых игр. Вот, скажем, обычные счетные палочки. Чаще всего мы используем их по назначению: пересчитываем вместе с малышом, изучая первые математические понятия. Но, кроме простого пересчитывания, с палочками можно придумать много других полезных игр и занятий. И не только математических. Или возьмем спички. Каждый из нас усвоил с детства, что «спички - детям не игрушка». Но это смотря как играть! Спички могут стать хорошим подспорьем для игр, только сначала их нужно обезопасить. Ножом счистите со спичек серу, сложите их в отдельную коробочку - и замечательный материал для игр готов. А вот зубочистки для игры с малышами лучше не использовать. Они имеют достаточно острые края - кроха может пораниться.

Какие же еще палочки пригодятся нам для игры? Прежде всего, соломинки для коктейля. Они бывают разных цветов и разной длины. Подойдут всякие, и чем больше разных - тем лучше. Если вы часто покупаете мороженое на палочке, можно насобирать этих самых палочек. Вымойте их, высушите и храните в отдельной коробочке. Им тоже найдется полезное применение. Добавим в арсенал подручных средств картонные трубочки (от бумажных полотенец, туалетной бумаги), и можно приступать к играм.

Игры с палочками будут не только замечательным развлечением для малыша, они помогут его всестороннему развитию. Пытаясь захватить спичку непослушными пальчиками, кроха будет тренировать мелкую моторику, учиться координировать свои движения. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш станет развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный опыт. Выкладывая узоры и фигурки, кроха потренирует пространственное и творческое мышление, фантазию, воображение. А еще игры с палочками - это способ развития математических способностей и мышления, усидчивости и умения концентрировать внимание. Играть в подобные игры можно где угодно: дома за столом, на ковре или на диване, на улице, на даче, на пляже во время летнего отдыха…

Но прежде чем играть, будет не лишним вспомнить основные правила безопасности. Все-таки спички, кусочки коктейльных трубочек - достаточно мелкие предметы для ребенка. Не оставляйте кроху с подобным игровым материалом без присмотра. Всегда будьте рядом, помогайте, объясняйте, направляйте игру в нужное русло и внимательно следите за действиями малыша.

«Моторные» палочки

Игры с небольшими предметами, которые малышу необходимо брать в руки и проделывать с ними какие-то манипуляции - лучший способ тренировки мелкой моторики. Развитые, умелые пальчики помогут крохе легче справляться с письмом в будущем. А, кроме того, упражняя пальчики, мы способствуем развитию речи маленького игрока.

Копилка. Если у вас есть обычная копилка, предложите малышу бросать в нее не монетки, а счетные палочки или спички. Обычно копилки выполнены в виде какого-то персонажа. Вот пусть малыш его и «кормит» палочками. Заполнили копилку доверху, высыпали спички - и можно заполнять снова.

Бутылка-копилка . Вместо покупной копилки можно использовать любые подходящие подручные предметы: пластиковые бутылки, флаконы от шампуней и кремов, жестяные банки из-под напитков. Это внесет в игру разнообразие. Главное, чтобы отверстие в них было не слишком большое. Тогда малышу придется проявить больше ловкости. А, значит, и пользы от игры будет больше. На каждом флаконе нарисуйте маркером смешную рожицу животного или человечка, чтобы «кормить» их было интереснее.

Пластилиновый ежик. Из большого куска пластилина слепите ежика. Расскажите малышу, что ежик где-то потерял свои иголки и теперь не может собирать сухие листочки для своей норки. Да и обидеть теперь его каждый зверь может. Конечно, добрый малыш согласится помочь ежику - воткнуть ему в пластилиновую спинку новые иголки из спичек. Точно так же можно слепить конус-елочку. И добавить ей «осыпавшиеся» иголки.

Ловкие пальчики. А эта игра подойдет трехлетним ребятишкам. Малыш зажимает в кулачке десяток спичек, держит их над столом, а потом разжимает кулачок, чтобы спички упали на стол. Теперь его цель - собрать все спички в кулачок одной рукой так аккуратно, чтобы не задеть те, которые еще лежат на столе. Это очень непростая задача, но она замечательно развивает точность движений. Начните всего с трех-четырех спичек, постепенно увеличивая их количество.

Не урони! Для самых маленьких игроков это упражнение будет сложновато, а вот трехлетним ребятишкам уже можно его предложить. Оно замечательно развивает ловкость, точность, аккуратность, координацию движений. Положите на стол пять спичек. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую - двумя указательными, третью - двумя средними. Затем четвертую - безымянными пальцами, пятую - двумя мизинцами. Конечно, такой трюк у малыша получится не сразу. Пусть сначала потренируется поднимать по одной спичке указательными пальцами. Но если ему удастся освоить упражнение, вы сможете по праву гордиться своим малышом и его умелыми пальчиками!

Умные палочки

С палочками интересно учить цвета, осваивать первые математические понятия, развивать мышление и логику. Причем новые игры можно придумывать бесконечно: чуть-чуть изменили задание, и вот игра уже другая!

Рельсы-рельсы… Предложите малышу построить из счетных палочек рельсы для поезда (можно одновременно использовать и палочки, и трубочки, чтобы дорога получилась длиннее). Сначала выкладываем рельсы - две длинные параллельные линии. Затем добавляем шпалы - кладем палочки перпендикулярно. Ребятишкам постарше задайте ритм чередования шпал: например, красная, синяя и снова красная или две желтых, одна синяя, две желтых и т.п. Вы начинаете, а малыш продолжает. Потом пусть кроха придумает свое чередование, а мама продолжит…

Дорожки. Строить дорожки из палочек - тоже интересное занятие. Главное, чтобы потом по этим дорожкам кто-нибудь побегал. Может, пальчики малыша. А, может, небольшая игрушка. Или выкладывайте дорожку от одной игрушки до другой, чтобы им было легче ходить в гости друг к другу. Тогда и строить будет веселее!

Длинные и короткие. Параллельно с «дорогостроением» можно знакомить малыша с понятиями «длинный» и «короткий». Построим две дорожки разной длины и будем их сравнивать. По длинной дорожке игрушка будет идти долго и даже успеет спеть целую песенку. А по короткой - раз-два, и дорожка закончилась! А потом пусть малыш сам построит дорожку короткую и дорожку длинную и разберется, где какая.

Узкие и широкие. А еще можно сделать дорожку узкую и дорожку широкую. Покажите малышу, что по узкой дорожке может проехать всего одна машинка. А на широкой дорожке может поместиться целая шеренга из нескольких машин.

Цветная копилка . Параллельно с развитием моторики можно еще и учить основные цвета. Возьмите пластиковую круглую баночку с крышкой из-под пищевых продуктов. Внутри банки сделайте перегородки из картона, разделив ее на четыре отсека. Крышку тоже разделите на четыре части, приклеив на нее цветную бумагу основных цветов (у вас должен получиться цветной круг, каждая четверть которого имеет свой цвет). Прорежьте в крышке четыре отверстия, чтобы в них можно было просовывать счетные палочки. Задача малыша - не просто просовывать палочки в дырочки, а опускать их в отверстие своего цвета. Когда все палочки будут распределены, откроем крышку и проверим: в каждом отсеке должны быть палочки одного цвета.

Палочки-конструкторы

Из разноцветных счетных палочек, трубочек для коктейля или спичек можно как из своеобразной мозаики выкладывать самые разные фигурки.

Учим фигурки. Выкладывайте на столе геометрические фигурки из палочек (квадрат, треугольник, ромб, трапеция, звезда и т.п.) и называйте их. Пусть малыш попробует рядышком выложить точно такие же фигурки. Кроха гораздо быстрее запоминает информацию, если во время обучения одновременно задействуется несколько органов чувств. Сложив несколько раз фигурки из палочек, «пощупав» их, малыш легко их запомнит. Точно так же можно учить и буквы, выкладывая их из спичек или счетных палочек.

Строим дом. Из палочек можно выкладывать самые разные картинки: домики, машинки, елочки, кораблики, ракеты, самолетики и даже человечков! Самым маленьким строителям не обойтись без помощи мамы. А малыши постарше пусть попробуют придумывать свои собственные рисунки и узоры. И здесь тоже можно параллельно повторять цвета. Например, выложите рядом два домика: один только из красных палочек, другой - только из синих.

Собираем по схеме. Ближе к 3-м годам можно учить малыша выкладывать разные фигурки и картинки по схеме. Для этого маме необходимо сначала эти схемы нарисовать. Это совсем не сложно! Возьмите линейку, цветные карандаши и лист бумаги в клеточку. Выложите несколько разных фигурок из счетных палочек, а затем зарисуйте их на бумагу, точно повторяя цвета, количество и расположение. Схема готова. Начните с самых простых форм. Например, покажите малышу как, используя схему, выложить из палочек красный треугольник.

Палочки-поделки

Всевозможные палочки пригодятся нам и для творческих занятий. Они помогут смастерить вместе с малышом веселые и симпатичные поделки.

Разноцветные бусы. Возьмем коктейльные трубочки, отрежем от них гофрированную сгибающуюся часть. Вот эти отрезанные кусочки мы и будем использовать в качестве бусин. Для бусин можно и просто порезать трубочки на кусочки, но гофрированные части смотрятся эффектнее. Дайте малышу шнурок и покажите, как нанизать на него «бусинки». Чтобы бусы получились еще интереснее, можно чередовать кусочки трубочек с крупными стеклянными бусинами. В зависимости от цвета трубочек бусы могут быть одноцветными или разноцветными. Самые маленькие ювелиры пусть надевают трубочки в любом порядке, а ребятишкам постарше можно предложить придерживаться определенной последовательности цветов. Маленькая модница с удовольствием примерит получившееся украшение. А сыночек пусть подарит модные бусы своей подружке по песочнице.

Забавные существа. Из картонных трубочек можно делать простые и веселые поделки даже с самыми маленькими карапузами. Представьте, что картонный цилиндр - это туловище зверушки или человечка. А дальше пусть за дело берется фантазия: можно дорисовывать личики и мордочки фломастерами, приклеивать лапки, ушки, хвостики из цветной бумаги, делать волосы из ваты и ниток, рога из веточек, добавлять юбочки из кусочков ткани… Придумайте и смастерите вместе с малышом целую коллекцию забавных существ и сочините о них сказку.

Веселые палочки

Кукольный театр. Кукольный театр любят все малыши. Вы можете легко и быстро смастерить персонажей для такого театра и разыграть вместе с малышом любимую сказку. Берем самую простую недорогую книжку с яркими картинками («Колобок», «Теремок» и т.п.), вырезаем персонажей из книжки, наклеиваем их на картон, приклеиваем или прикрепляем скотчем соломинку для коктейля или палочку от мороженого. Артисты для представления готовы! Можно теперь сделать ширму из большой картонной коробки и разыгрывать сказку.

Сколько палочек? Эта нехитрая игра будет тренировать органы чувств малыша, внимание, наблюдательность, мышление. Главное, чтобы малыш уже разбирался с понятиями «один» и «много». Кладем в картонную коробочку одну счетную палочку так, чтобы малыш не видел, и начинаем ее трясти. Сколько палочек в коробочке: одна или много? Потом положим в коробку несколько палочек и потрясем. Вот теперь много! Потренируйте малыша различать на слух одну, две, три и даже четыре палочки… Это вполне реально. И очень интересно!

Подзорная труба. Картонная трубочка - это же замечательная подзорная труба! Одну такую трубочку берет мама, другую - малыш. Мама рассматривает в подзорную трубу комнату и говорит: «Я вижу собачку». Малыш тоже рассматривает комнату в подзорную трубу и находит собачку, которую увидела мама. С ребятишками постарше можно похожим образом сыграть в игру «Я вижу что-то красное». Мама говорит: «Я вижу что-то красное (синее, большое, мягкое, полосатое и т.п.)». А малыш, поглядывая в подзорную трубу, пытается угадать, что же это такое.

Чудо-тоннель. Картонные трубочки умеют превращаться в тоннели. Подскажите малышу такую идею, и он станет увлеченно засовывать в них маленькие игрушечные машинки.

Веселый футбол. Наверное, эту игру помнят многие родители еще со времен своего детства. Особенно папы. Если малыш уже умеет дуть сквозь соломинку, пришло время познакомить с этой игрой и его. Кроме поднятия настроения, забава принесет и другую пользу: дыхательные упражнения развивают легкие ребенка и укрепляют органы речи. Итак, из кусочка бумажной салфетки делаем небольшой легкий шарик. Кладем его в центр стола, вооружаемся соломинками и начинаем дуть через них на «мяч», стараясь, чтобы он перелетел на другой край стола, но не упал на пол. Можно играть и наоборот: каждый игрок старается забить гол в ворота противника - сбросить мячик на пол на «вражеской» стороне.

Палочки на прогулке

Поиграть с палочками можно и на улице во время прогулки. Для этого нам не нужно нести счетные палочки из дома. Материал для игр отыщется в буквальном смысле под ногами. Соберите несколько сухих веточек, они пригодятся для игр. Только обрывать живые ветки с деревьев не нужно, будем учить кроху бережному обхождению с природой.

Рисунки на песке. Покажите малышу, как можно с помощью палочки рисовать на песке или земле. Самым маленьким художникам понравится просто проводить линии и штрихи, удивляясь результатам своих действий. Ребятишки постарше пусть попробуют изобразить что-нибудь узнаваемое.

Повторяй за мной. Предложите малышу повторять узоры за вами. Пусть попробует скопировать то, что вы нарисуете. Это могут быть простые картинки, прямые, ломаные, волнистые, пунктирные линии, геометрические фигурки, буквы и т.п. А потом пусть рисует малыш, а мама за ним повторяет. Рисунки можно дополнять выложенными все из тех же веточек деталями. А еще использовать листья, кусочки коры, мох и т.п.

Фанты. Возьмите две палочки: короткую и длинную. Зажмите их в руке так, чтобы было непонятно, где какая. Договоритесь с малышом: если он вытащит короткую палочку, то выполняет мамино задание, если длинную, задание выполняет мама. Это - игра-развлечение, игра-шутка для подросших ребятишек. А заодно и тренировка на умение различать понятия «длинный» и «короткий».

Катапульта. Эта веселая подвижная игра подойдет даже для самых маленьких ребятишек. Собираем десяток прутиков (привлекаем к сбору и малыша), мастерим «катапульту» из дощечки и камешка, укладываем прутики на одну сторону дощечки и радостно запускаем их вверх ударом по другой стороне. Прутики разлетаются в разные стороны, вызывая бурю восторга у малыша. Теперь его задача -- вновь собрать прутики и приготовить их к следующему запуску. Собирая палочки, можно их пересчитывать. А если к вам присоединятся и другие гуляющие поблизости малыши, игра станет еще веселее.

Играйте с удовольствием!

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.


Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»

9. «Положи столько же палочек, сколько и у меня».

10. «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположениеи поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной».

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. «Покажи палочку, чтобы она была не желтой».

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».

28. «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».

29. «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»

30. «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».


31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).

33. «Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной».

34. «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?»

37. «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет».

38. «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», - и т.д.

39. «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая», - и т.д.

42. «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».

48. «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».

49. «Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек»

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую,» - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам, предложенным в интернете или в различных пособиях. Так же можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Развивающие ритмические игры с палочками.

Автор: Рукавишникова Ольга Леонидовна, музыкальный руководитель, МКДОУ детский сад «Колосок» с. Калинино, Малмыжского района, Кировской области

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, логопедам, родителям.
Занятия с палочками развивают внимание, память, мелкую моторику, чувство ритма. С ними можно играть индивидуально с каждым ребенком, а можно небольшими группами. Игры разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка.

Цель: развитие двигательной сферы, координации движений, эмоциональной выразительности речи.
Главной задачей игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованного с движениями.

Учим палочку танцевать

(Играем с одной палочкой)
Цель: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит. Палка – палочка лежит.
(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать, будет палочка плясать
(хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня - ля-ля-ля, ля-ля-ля
(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Прыг да скок

русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)

Летом - серенький, зимой - беленький.

По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность) русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи.

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове) русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты

Аты-баты
(стучать торцом палочек поочередно)
На базар
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
Аты-баты, что купили?
(стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты
(стучать торцом палочек поочередно)
Самовар.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест) автор слов Г.Лагздынь
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие двигательной сферы, координации движений,внимания, мышления.

Ножками затопали: топ, топ, топ!
(стучать торцом палочек поочередно)
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп!
(стучать палочками друг о дружку)
Сели! Встали!
(положить палочки на стол, поднять)
Снова сели!
(опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели!
(имитировать движение ложек).

Для справки: палочки можно заменить деревянными ложками или карандашами.

Качественные интересные развивающие игрушки стоят недешево. И чаще такие игрушки всего выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Но как хотелось бы купить интересную, увлекательную и недорогую игру, которая могла бы надолго заинтересовать ребенка, была бы многофункциональна (развивала бы все в комплексе).

Давайте сначала подумаем, что мы вкладываем в слова "развивающая игрушка"? Какими качествами она должна обладать? На самом деле словосочетание "развивающая игрушка" не совсем правильное, хотя мы повсеместно используем его в обиходе. Самая обычная куколка, с которой ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, развивает не меньше любой самой "развивающей" игрушки. Однако есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностейматематических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих.

Наша универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.

И такая игрушка есть! Правда многие мамы и не задумываются о её приобретении, так как "официально" она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежит на полке рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.

Итак, как можно использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки?

1. “Ловкие пальчики" . Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.

2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.

3. В мире . Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:

  • колючками у ежика
  • стебельком у цветка
  • стволом дерева
  • забором в пластилиновом мире
  • трубой у пластилинового домика
  • ручками-ножками пластилинового человечка
  • ножкой грибочка

И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.

4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры... А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:

  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
  • играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие
    Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: "Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос "что изменилось" и постараться понять, как это получилось.
  • знакомить с геометрическими понятиями
    С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки — это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нарисовать новый круг, то он получится больше предыдущего, так как длина диаметра стала больше.

5. "Познавательные дорожки". Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями "короткий", "длинный", "самый длинный", "самый короткий". Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями "высокий" — "низкий".

6. Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями "один", "много". Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в переделах пяти (имеется в виду количественное узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества.

Для детей двух-трех лет.

  • Возьмите из кучки палочек одну и положите отдельно. Малыш должен показать, где одна палочка, а где много.
  • Возьмите две палочки, скажите ребенку, что палочки две. Поищите вместе другие пары предметов (две руки, две ноги, два глаза, может быть два стула в комнате и т.п.). Объясните, что если взять один и еще один, получается два.
  • Учите малыша соотносить количество предметов и их численное обозначение. Нарисуйте карточки с числами от одного до пяти. Показывайте ему в день не больше одной новой карточки с числом и соответствующим количеством палочек. В первый день положите перед ним карточку с цифрой 1 и одну палочку, на следующий день добавьте карточку с цифрой 2 и так далее.
  • Выложите по вертикали карточки с цифрами от одного до пяти, а рядом с каждой карточкой соответствующее количество палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну (одна и еще одна — две, две и еще одна — три, три и еще одна — четыре и так далее).
  • Если вы видите, что ребенок без затруднений узнает количество предметов в пределах пяти и соотносит их с цифрами, предложите ему самому подбирать нужное количество палочек к карточкам.

Дети 4-5 лет уже свободно оперируют количеством в пределах 10, однако им еще трудно производить мысленные операции сложения и вычитания, бывает трудно определить на глаз количество предметов более 5-6 (они их пересчитывают).

Для детей от четырех лет.

  • Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну.
  • Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек.
  • Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т.д.
  • Предложите ребенку самому догадаться, сколько палочек ему нужно доложить до определенного числа. Например, вы выкладываете четыре палочки. Сколько еще палочек нужно положить, чтоб стало десять?
  • C помощью палочек ребенку 5-6 лет можно наглядно объяснять, что такое "пример", как обозначаются операции вычитания и сложения. Возьмите две палочки одного цвета и три палочки другого цвета. Спросите у ребенка, сколько всего палочек. Затем между палочками разных цветов положите знак плюса, а над палочками сверху положите их численные обозначения (2 × 3). Для того чтобы объяснить операцию вычитания, возьмите пять палочек и карточку с цифрой 5. Затем заберите две палочки, а рядом с карточкой с числом положите карточку со знаком минус и карточку с цифрой 2. Спросите у ребенка, сколько палочек осталось (карточки можно заменить цифрами из магнитной азбуки).
  • Если вы видите, что ребенок понимает ваши объяснения, можете познакомить его со знаком равенства
  • Выкладывайте выражение с помощью палочек, а ребенок должен будет также с помощью палочек выкладывать ответ после знака равенства. Когда ребенок начнет уверенно справляться с заданием, замените палочки числовыми обозначениями. Не давайте ребенку сложных примеров с большими числами, решайте задачи в пределах десятка. Для малыша важно понять смысл и принципы сложения и вычитания, а в дальнейшем умножения и деления.

  • Для этого вам потребуются палочки и карточки с числами и какие-нибудь игрушки. Например, возьмите фигурки коровы, лошади и овечки. У вас три зверюшки (положите перед ребенком карточку с цифрой три). У каждого зверя по три вкусных морковки (положите перед каждой зверушкой по три красные или оранжевые палочки и возьмите еще одну карточку с цифрой три). Как же посчитать, сколько всего морковок у зверей? Для этого нужно три умножить (между карточками с цифрами кладем знак умножения) на три, то есть взять три раза по три. Посчитайте, сколько всего морковок получится, если зверюшек будет две, и каждая возьмет по три морковки. А если трем зверюшкам дать по две? Чтобы понять принцип деления, возьмите несколько морковок-палочек и предложите ребенку поделить их поровну между тремя зверушками. Количество морковок, оказавшееся у каждой игрушки, и будет результатом деления. Разное количество морковок делите между разным количеством зверей. Можно показать ребенку, что не всегда получается разделить предметы поровну без остатка.
  • С помощью палочек и карточек с цифрами можно объяснить ребенку, чем цифра отличается от числа и от количества. Для этого потребуются палочки и карточки с цифрами от нуля до девяти. Объясните ребенку, что цифр всего 10. Когда цифра обозначает какое-то количество, она становится числом. Из цифр складываются все числа. Вы можете показывать ребенку большие двух и трехзначные цифры и называть их. Пусть ребенок называет цифры, из которых они составлены. Например, для того, чтобы написать число 10, нужно взять две цифры единицу и ноль. Количество предметов может быть очень большим, поэтому для того, чтобы их как-то обозначать, и придумали цифры и числа. Выложите вместе с ребенком возле карточек с числами соответствующее им количество палочек.

Если ваш ребенок уже свободно считает и выполняет простые операции в пределах 10, вы можете переходить к знакомству с двухзначными числами.

  • Чтобы продемонстрировать, что такое десяток, выкладывайте его одним цветом, а числа второго порядка — другим. Одиннадцать — это десять синих палочек и одна желтая, двенадцать — десять синих и две желтые и так далее.

7. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

8. Палочки — конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).

9. "Логические цепочки". Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.

10. Игрушки-заместители. Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Самый простой пример этого явления — ладошка, приложенная к уху и изображающая телефонную трубку. Ребенок может увлеченно возить по столу кусок хлеба, как машинку, кормить кукол кубиками-пирожными и стрелять указательным пальцем по невидимому противнику. Счетные палочки прекрасно вписываются в сюжетно-ролевые игры. Дети чаще всего представляют их ложками-поварешками и кормят ими кукол, бывает, палочки становятся малюсенькие автоматиками и ружьями, а из кучи палочек, положенных в игрушечную кастрюльку, можно сварить отличные спагетти.

Фантазия ребенка и увлеченных родителей безгранична...

Комментировать статью "Играем и учимся со счетными палочками"

У каждой из нас разное призвание не только в жизни, но и на кухне. Одни хозяйки способны держать в голове добрую сотню кулинарных рецептов, другим нет равных в приготовлении диетических блюд, а кто-то и вовсе встает за плиту только по зову сердца. Что между ними общего? Наверное, только желание совершенствовать свое мастерство и раз за разом удивлять друзей и близких собственными гастрономическими шедеврами. Благодаря проекту «Настоящая российская хозяйка» , сделать это стало еще проще. К...

Ученик со своей моделью, и Учитель со своим учеником. Очень приятно выпускать в народ, ученика который знает "Колористику" @liydmila4ka. Радуюсь стремлению человека знать и изучать профессию парикмахер. И вот в такие моменты я точно понимаю, что не все потеряно в парикмахерском деле. Осталось два занятия и будем аплодировать Эксперту-Коолористу. Наш сайт: www.JaineFrost.ru 🇷🇺 Г. Москва, Борисовский проезд дом 32. Метро🚊 Домодедовская или Шипиловская. тел...

🔷 Не делайте работу за детей. Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Школьник получил необычное домашнее задание – поговорите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы. 🔷 Поощряйте самостоятельную игру. Предоставляйте детей самим...

До своего отъезда я уже не встречалась с Анитой – бабка заперла её и не выпускала гулять. Потом, из Москвы, я написала письмо тёте, спрашивала об Аните. Тётя ответила, что девочку увез отец, куда-то очень далеко, в Сибирь, что ли… Через пятнадцать лет я приехала в тётин городок в командировку. Понимаю, что это банально, но каким же всё здесь стало маленьким! Крошечные домики, узенькие прямые улочки, шелковицы. И только Днепр был таким же широким и великолепным, как в детстве. Но самые...

21 марта с 17.00 до 19.00 в Мамином Садике Seasons состоится встреча из цикла «Детские люди». На этот раз в гостях Егор Бахотский - психолог, игротерапевт, автор и преподаватель курса «Площадка игры и общения». Закончил Факультет педагогики и психологии МПГУ им.В.И.Ленина в 1996, стажировался в Ленинградской школе практической психологии, Стокгольмском психологическом центре, специализировался в области медицинской психологии, психотерапии. Прошел обучение на преподавателя Мягкой школы...

Не прошло и десяти лет, как Наташка стала хоть как-то учить стихи. Дается, ясное дело, с трудом (зато получается очень выразительно!) Выучили бычка, который качается. Начали учить про пингвина, который на большой мешок похож. Идет со скрипом. Я говорю - Наташка, пошли учить про пингвина. Наташка тяжело вздыхает и произносить "Идет пингвин, качается!" (если так подумать, пингвины-таки качаются. ну, и чтоб два раза не вставать. Утро, завтрак. Юрка листает тетрадь по обществознанию. Поднимает...

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕ ***** Вертолет Вот готовится в полет Винтокрылый вертолет. Ни разгона, ни разбега: Раскрутили винт – и в небо. ***** Трамвай Трамвай гремит, Трамвай звонит, По рельсам быстро мчится. В любую сторону домчит. Кто хочет прокатиться? ***** Метро Нам проехать не хитро Через город на метро: Нет машин и пешеходов, Перекрёстков, переходов – Путь проложен под землей Самый быстрый и прямой. ***** Корабль Посмотри: Корабль...

Компания «Мир детства» представляет на российском рынке бутылочку для кормления известного американского бренда Pura (США). Бутылочка абсолютно нетоксична. Качество подтверждено сертификатами: FDA, CPSC, European Commission 10/2011, German LFGB. Бутылочки и поильники для детей, изготовленные из нержавеющей стали, вызвали не только интерес со стороны покупателей, но и множество вопросов, в первую очередь, насколько они безопасны для ребенка. Отметим, что не всякая сталь может быть использована...

1. Лото Обучай-ка / Zingo - это захватывающая игра, которая поможет развить вербальные и ассоциативные способности Вашего ребёнка. Детское лото «Обучай-ка» станет отличным подарком для детей от 3-х до 7 лет. С его помощью Ваш ребенок сможет научиться соотносить слова и изображения, формулировать свои мысли и концентрировать внимание. Лото великолепно развивает ассоциативное мышление и внимательность. Красочное оформление и обилие картинок делает «Обучай-ку» идеальным подарком для самых...

Здравствуйте! Давайте дружить;) Моя доченька Полина родилась в самом конце 2012 года, 29 декабря. Давайте дружить те, кто тоже родился 29.12.12. и все остальные конечно тоже))) Хотелось бы общаться с вами о наших детках, о том как они растут) В какие игры вы играете со своими малышами?Как гуляете?Мне будет интересно все, делитесь, пожалуйста.

В силу разных причин дети любят «погрызть» себя, и особенного совершенства достигли в этом деле подростки. А это опасно: может возникнуть и закрепиться дурная привычка вечно себя осуждать и, что ещё хуже, считать неудачником. (И с нами, ксати сказать, подобное тоже случается). Как останавливать этот вредный процесс? Попробуйте так. Говорите почаще ребёнку «зато» Хорошее слово «зато»! Оно помогает сделать поворот на 180 и посмотреть на те же самые обстоятельства (и своё недовольство, и свои...

Для того чтобы устроить дома настольный театр достаточно распечатать все картинки, вырезать их и склеить. Театр готов! "Хочу бодаться" - это советский мультфильм. Сюжет заключается в том, что Козленок бегает по двору и ко всем обращается со словами: "Хочу бодаться!" Но никто не желает с ним играть. Тогда Козленок подлетает к спящему Песику, будит его и кричит: "А-ну, давай бодаться". А Песик вместо этого начинает лаять и хочет его укусить. Козлик говорит: "Я хочу бодаться, а ты что делаешь...

Домашние игры для всей семьи – это не только увлекательное интересное времяпровождение. Такие игры помогают детям раскрепостится, расширить свой детский кругозор, и, особенно важно, укрепляют дружеские отношения в семье. «ПАРАВОЗИК» Первый игрок придумывает слово, например, «двор». Всем остальным игрокам называет только первую букву, например, «д». Остальные игроки по очереди спрашивают, например, «Это с окнами и дверями?». Первый игрок должен угадать слово, которое подозревает другой игрок...

Япония – это одна из самых таинственных, удивительных и манящих стран на всем Земном шаре. Японский менталитет, национальные традиции, культура - все это хочется постичь, во все хочется углубиться, узнать, что называется «изнутри». К сожалению, не каждому из нас удалось побывать в Японии: у одних не хватает денежных средств, у других - возможности, у третьих - времени. Однако, не смотря на это, мы достаточно хорошо знакомы с японской кухней. Дело в том, что еще с начала девяностых годов...

Здраствуте! У меня двое детей две девочки!Старше 4.5 года младшей 2 месяца. После рождения младшей дочки старшая стала плохо спать по ночам: часто просипается, плачет, хочет спать вместе с нами! муж злится потому что не высыпается и рано встает на работу а я уже не знаю что мне делать! оставляю включенным ночник, даю наночь успокаевающий чай и собаку уже к ней в комнату поселила что бы она не одна спала ничего не помогает! муж говорит что это ее капризы только чтобы я была рядом! помогите...

Есть времена, когда женщина нуждается в очень определенном платье для очень определенные случаи и вечерние наряды, 2012 может помочь Вам решить свою проблему, если Вы испытываете затруднения при отборе правильного платья для такого особого случая. Обеды с Вашим любимым, празднованиями годовщины, различными церемониями, променадами и другими особыми случаями требуют от Вас немного различного туалета, чем Вы используетесь, чтобы износиться для обычного, выходящего. Вечерние наряды 2012, которые...

Меня деньги не волнуют! Они меня успокаивают. Судя по нашим дорогам, закончилась не зима, а война… Я с вами не ругаюсь и не спорю. Я просто подробно объясняю, почему я прав. - Что это пролетело? - Это полгода, они тут часто пролетают... Как научить детей хорошему, если Тарзан ходит голым, Золушка приходит домой после 12-ти ночи, Бэтмен гоняет на скорости 450 км/час, а Белоснежка вообще живёт с семью гномами? О, наш великий и могучий русский язык, в котором одни и те же буквы, расположенные в...

трилогии "Как вылепить отфыркивание", но посвященное работе со взрослыми учениками. В издательстве "Новое литературное обозрение" вышел долгожданный роман "Фридл", о судьбе австрийской художнице, чье творчество и жизнь Елена Макарова изучает вот уже более 20 лет. 13 марта, во вторник, Елена Макарова проводит презентацию новых книг в проекте "Шардам" (Крымский вал, дом 10, ЦДХ, вход с правой стороны, не доходя Третьяковской галереи), начало в 18 часов. 14 марта, в среду встретиться с Еленой...

29 января 2012 года в Эпицентрах активного отдыха «Космик» состоится традиционный турнир по боулингу для детей «Космик Baby2012». В нем смогут принять участие самые юные посетители «Космика». Турнир «Космик Baby» проводится ежегодно в январе для самых маленьких Гостей развлекательных центров «Космик». И каждый год в нем принимают участвует несколько тысяч детей в возрасте от 3-х до 14 лет. Цель турнира – не только популяризация боулинга как вида спорта и отдыха, но формирование здорового...

Игры с палочками Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет. Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"

30. "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже. 32. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).

33. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" . По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.