Парикмахерское дело теория читать онлайн. Учебник по парикмахерскому делу

Все женщины уделяют много внимания своему внешнему виду. Одни ухаживают за собой самостоятельно, в домашних условиях, а другие становятся частыми клиентами салонов красоты. В любом случае для создания порядка на голове, потребуется посещения парикмахерской. Красивые и здоровые волосы не только привлекают внимание окружающих, но и придают уверенности самой женщине.

Колористика в искусстве парикмахера

Любая профессия требует определённого опыта и знания своего дела от А до Я. Но мастерство не рождается на пустом месте. Любой начинающий стилист должен приложить максимум усилий, чтобы полностью овладеть своей профессией. Важно не останавливаться на достигнутом: изучать соответствующую литературу, просматривать видео, брать уроки у более профессиональных коллег и так далее.

На парикмахера возлагается большая ответственность за своего клиента, чтобы результат ему понравился полностью. В этой работе важно не только знать все технические моменты, но и уметь грамотно применять их на практике. Так вот, остановимся на такой науке, как колористика.

Само по себе, понятие колористика подразумевает под собой гармоничное сочетание различных цветов . Играя цветовыми оттенками на волосах, можно до неузнаваемости изменить любой образ.

На сегодняшний день окрашивание волос в однотонную гамму стало не так актуально. В тренде стали причёски с сочетанием нескольких цветов. Однако, не так просто правильно подобрать несколько цветовых оттенков грамотно. Здесь требуется опыт, знания и чутье на конечный результат.

Теоретически, всех людей условно делят на четыре цветовые гаммы - по временам года. От этого и стоит отталкиваться при окрашивании волос.

Основы колористики

Колористика в искусстве парикмахера базируется на теории цветового круга . Человеческий глаз способен различить и уловить огромное количество всевозможных полутонов и оттенков. Но, все они базируются на трёх основных цветах:

  • красный;
  • жёлтый;
  • синий.

При смешивании этих красок в разных пропорциях, можно получить другие варианты цветов и оттенков.

Этот цветовой круг стал отличным подспорьем в работе парикмахера, помогая им подобрать соответствующий колор при окрашивании волос. Помимо этого, с его помощью можно исправить допущенные ошибки и нейтрализовать неудачный результат.

При работе с кругом Освальда , необходимо строго придерживаться следующих позиций:

  • колеры, находящиеся по соседству в вершинах треугольника, отлично гармонируют между собой;
  • если надо нейтрализовать неудачно полученный цвет при окраске волос, то выбирается тот, что напротив.

К примеру, если обесцвечивание локонов было произведено неудачно и появился жёлтый отлив, то нейтрализовать его сможет сиреневый пигмент, который идёт напротив. Такие колера называются дополняющими. Вся цветовая палитра в круге условно разделяется на тёплые и холодные тона. Кроме этого, существуют первичные, вторичные и третичные цвета.

Первичные цвета

Самым мощным цветом в круге Освальда считается синий , относящийся к холодной гамме. Следует помнить, что при разбавлении этим цветом любую краску, она становится насыщеннее и темнее.

Вторым по значимости идёт красный колор , который при смешивании с синим даёт краску более светлого оттенка.. Если же его смешивать с жёлтым, то наблюдается противоположная картина.

Самым слабым по силе воздействия, считается жёлтый тон . Соединяя его с другими цветами, они приобретают большую яркость и насыщенность.

Вторичные оттенки

Подобная цветовая категория получается путём смешивания в равных пропорциях цветов из первой категории. Вот получаемый результат такого синтеза :

  • синий+красный=фиолетовый;
  • синий+жёлтый=зелёный;
  • красный+жёлтый=оранжевый.

Когда в замес включается один первичный и один вторичный колер, то по итогу получается третичный цвет. Все остальные варианты комбинаций цветовой палитры относятся к категории сложных. На круге Освальда можно наглядно ознакомиться со всеми приведёнными выше цветовыми комбинациями. Круг поделён на 12 самостоятельных секторов, где первичные тона имеют по отношению друг друга угол в 120 градусов. Все остальные же распределены между ними.

Недаром, вся цветовая палитра опирается всего на три цвета , и круг Освальда в парикмахерском искусстве — просто находка.

Цветовые вариации красок для волос

Чтобы охарактеризовать любой краситель для волос, необходимо отталкиваться от двух основных понятий: глубины и направленности.

Глубина тона определяется по специальной шкале, от тёмного к светлому. В популярных красках серии Эллон, такая градация выглядит следующим образом:

Под цветовым направлением понимается концентрация оттенков с одним доминантом.

Комбинирование цветов в колористике

напрямую связано с колористикой . Чтобы правильно пользоваться этой наукой, необходимо досконально изучить все её нюансы и закономерности. Иначе, парикмахер не сможет профессионально смешать краски, чтобы получился необходимый цвет волос.

Ещё один важный момент, который нельзя обойти стороной перед окраской, это текущее состояние волос клиента. На исходный результат влияет не только цвет и глубина выбранного тона, но и натуральный пигмент в волосах. Кроме того, волосы могли перекрашивать раньше и присутствие в них ещё и старого красящего пигмента нельзя недооценивать.

Именно поэтому, чтобы осуществить грамотное окрашивание волос, необходимо соблюдать гармонию цвета . До сих пор существует множество противоречивых мнений по поводу существования единого эталона цветовой гармонии. Одни говорят о её существовании, а другие этот факт отрицают.

Несмотря на это, существует стандартный ряд сочетания цветов, которым чаще всего и пользуются.

Гармония родственных оттенков - это расположенные по соседству друг к другу цвета. Сочетая их, получается комфортный для восприятия цвет.

Выделяются несколько групп подобного рода:

  • сине - красный;
  • жёлтый с красным;
  • синий и зелёный;
  • жёлто-зелёный.

Комплементарная гармония - это когда соединяются противоположные цвета, что даёт резкий контраст.

Монохромное комбинирование берёт за основу соединение цветов из одной цветовой гаммы, но имеющую разную степень светлости и насыщенности. Полученные таким образом оттенки, обладают выраженной статичностью, теплотой, спокойствием и уравновешенностью. К ним не относятся белый, чёрный и серый цвет.

Ахроматическое сочетание подразумевает состав из двух, трёх однотонных колеров. К таковым относятся чёрный, белый и серый. На волосах такой ахроматизм возможно создать путём мелирования отдельных локонов. Седина также считается ахроматической гармонией.

Практическое внедрение колористики

Несмотря на богатство цветовой палитры, все красящие составы имеют в основе своей только четыре цвета: синий, красный, жёлтый и серовато-зелёный. Единственное различие между ними, это разница в концентрации и количестве.

Чтобы клиента полностью удовлетворил конечный результат, парикмахеру следует предварительно учесть несколько нюансов:

  • доскональное изучение кожи головы и структуры волос;
  • налаживание близкого психологического контакта с посетителем, чтобы было проще определиться с его предпочтениями;
  • использование в работе исключительно качественных красителей, желательно профессионального типа как линейка красок Эстель.

Главное правило для любого парикмахера — не ошибиться в своих действиях , ведь от этого зависит многое: настроение клиента, красота причёски, репутация самого мастера. Практика и теория неотрывно связаны между собой, и разделять эти понятия будет ошибкой. Для пополнения своего практического багажа, станет нелишним брать специальные уроки мастерства вживую или по видео.

Для начинающих стилистов наука колористика не так быстро поддаётся освоению. Но отчаиваться и отказываться от дальнейшей работы точно не стоит. Труд и терпение со временем дадут свои удовлетворительные результаты и прибавят уверенности.

Красота - неотъемлемая часть каждой женщины. Именно на красоту женщины тратят больше всего времени и денег. Маникюр, педикюр, макияж и фигура - это очень важно, но больше всего девушку украшают её волосы, которые обязательно должны быть ухоженными. Выглядеть роскошно нашим волосам помогают парикмахерские. И что бы мы без них делали?

укладка...

С одной стороны, парикмахерское искусство - это точная наука, но с другой стороны, парикмахер должен уметь чувствовать каждого клиента, так как одна и та же стрижка может выглядеть на всех по-разному. Парикмахерское искусство, несомненно, является одним из самых ответственных, так как требует внимания и умения мастера. Он не имеет право на ошибку, ведь от его работы всецело зависит внешний облик клиента. На плечах парикмахера лежит важная задача - создание целого образа. Ему нужно не только изучить различные техники, но и научиться их качественно применять. Итак, сегодня мы поговорим о таком понятии, как колористика.

Что это такое?

Что собой представляет колористика? Вообще, в широком понятии колористика - это наука о цвете. Она изучает природу и взаимодействие цветов, их совместимость, гармонию. Оттенки играют немаловажную роль в образе человека. Оказывается, существуют даже специальные колористические центры, которые помогают людям подобрать цвета, подходящие их В нынешнее время не менее важна колористика для парикмахеров. Теория ученого Иоганнеса Иттена и стала основой для этой техники. Согласно этой теории, всех людей можно условно разделить на четыре цветовых типа, соответствующих временам года.

Гармония цвета

Именно на игре цвета и его оттенков построена колористика для парикмахеров. Теория цветоделения немецкого ученого В. Оствальда лишь подтвердила многообразие основных характеристик цвета. Для того чтобы научиться правильно сочетать цвета, был придуман так называемый Обычно его делят на четыре равные части. Каждая часть будет заключать в себе гармонирующие цвета. Всю можно разделить на теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, зеленый, фиолетовый). Также, цвета подразделяются на первичные и вторичные. Первичные - это те, которые нельзя получить путём смешивания. К ним относятся только три цвета - жёлтый, красный и синий. Вторичными называют те, которые можно получить при смешивании основных. Для того чтобы понять, как правильно сочетать тона, нам нужно обратиться к цветовому кругу. В него нужно вписать треугольник с равными сторонами. Цвета, расположенные на вершинах этого треугольника, и будут являться гармоничными.

В парикмахерском искусстве замечательные свойства цветов смешиваться, дополняя или изменяя друг друга, используются довольно часто. Например, когда нужно избавиться от нежелательной желтизны при блондировании.

Немного из истории

Сделать свой образ ярче люди стремились еще в древности. Они окрашивали волосы кровью и отварами трав, маслами известняком - придумывали изощренные методы. Самой популярной натуральной краской для волос того времени была хна, которая производится и по сей день. Интересно, что волосы окрашивали не только женщины, но и мужчины.

В средние века, согласно церковным законам, окрасить волосы в другой цвет приравнивалось к совершению греха. Девушек с рыжими волосами называли ведьмами и сжигали на костре. Нарушая церковные устои, женщины продолжали окрашивать волосы.
С течением времени люди стали придумывать более гуманные методы окрашивания волос. Они поняли, что лучше обратиться к химии, нежели использовать органы и кровь неповинных животных. На мировую арену вышли известнейшие в наше время бренды - "Лореаль", "Шварцкопф", "Лонда".

Виды колорирования

Широкий колорит цветной палитры позволяет нам экспериментировать с волосами. Если раньше волосы просто красили в один тон, то сейчас вариантов намного больше. Какие же техники окрашивания волос существуют сегодня?

Омбре. В последнее время эта техника пользуется невероятной популярностью как среди подростков, так и среди взрослых женщин. Техника заключается в плавном переходе цвета от темных корней к светлым кончикам. Такое окрашивание универсально, т. к. подходит и брюнеткам, и блондинкам, и рыжим.

Блондирование. Волосы окрашивают в различные Такая техника подойдёт даже брюнеткам, правда, придется изрядно попотеть, чтобы добиться желаемого результата.

Мелирование. Традиционная техника окрашивания, которая пользовалась популярностью сначала на западе, а потом покорила и Россию, а именно ее женскую половину. Мелирование создает эффект выгоревших на солнце волос, так же как и техника шатуш.

Поговорим о нюансах

Чтобы клиент был доволен результатом, обязательно нужно учесть некоторые нюансы:

Перед окрашиванием изучите структуру кожи головы и волос.
- Вы обязательно должны войти в психологический контакт с клиентом. Узнайте его требования и подумайте, соответствует ли им реальная возможность.
- Используйте только качественную краску, не экономьте на своих клиентах.
- Теперь что касается цветового круга. Помните, что переход от одного оттенка к другому осуществляется только по направлению часовой стрелки.

Главное - не допустить ошибку

Допускать ошибки запрещает колористика для парикмахеров. Теория и практика - понятия неразделимые. Поэтому мастер должен уделять внимание не только теоретической части, но и практической. Но не всегда виноват мастер. Да, он, определенно, несет вину за результат. Но ваши волосы могут просто не поддаться красителю. Поэтому основная задача парикмахера-колориста заключается в том, чтобы изучить структуру ваших волос и подобрать нужные ингредиенты. Вы можете записаться на уроки колористики для парикмахеров. Посещая их, вы узнаете очень много новой и полезной информации.

В целях предотвращения неудовлетворительного результата и закрепления навыка придумали задачи по колористике для парикмахеров. Смысл их в том, чтобы рассчитать нужное количество красителей для получения определенного результата. Поэтому, как и любая другая техника, колористика для парикмахеров - теория и практика.

В любом деле навык приходит со временем. Колористика для начинающих парикмахеров может оказаться довольной трудной для освоения. Но не стоит отчаиваться и опускать руки, если у вас что-то не получается. Для того чтобы овладеть этой техникой, вы можете записаться на обучающие курсы по колористике для парикмахеров, посетить различные тренинги, уроки.

Основы колористики должен знать каждый парикмахер, дабы избежать неудовлетворительного результата. Окрашивание волос - это серьёзный процесс, и базовые знания о цвете, его оттенках и сочетаниях помогут вам удовлетворить запросы клиентов и порадовать их качественной работой и прекрасным результатом!

Парикмахерское дело начинает свою историю в древние времена - около 5 тысяч лет назад. Благодаря многочисленным раскопкам и древним рукописям удалось получить некоторое представление о развитии парикмахерского ремесла. На ранних стадиях развития человеческого общества уход за волосами объяснялся стремлением к удобству и чистоте и только гораздо позже - эстетическими мотивами.

Стремление к красоте - естественная потребность человека, и зависит она от степени его культурного развития; следовательно, парикмахерское ремесло не могло оставаться на месте. Жители античного мира обладали большим набором парикмахерских средств: мужчины брили бороды каменными или бронзовыми бритвами, женщины делали прически, применяя для этого различные кремы, гребни, заколки. Древние египтяне заменяли свои волосы искусственными париками. Парик вначале был головным убором жрецов, а позже служил украшением для представителей господствующих классов.

Считается, что наиболее развитым парикмахерское дело было в Греции. Культ человеческого тела в этой стране не мог не оказать влияния и на прически, без которых не могло быть полной гармонии. Известно, что греки знали много целебных косметических средств. Им было знакомо и искусство завивки волос на металлический стержень. А формы причесок и бород свидетельствуют о высокоразвитом художественном вкусе. В Греции же стали появляться украшения для волос в форме диадем, цветов, лент и пр. Для сохранения прически употреблялись сетки для волос и воск.

Влияние на развитие парикмахерского ремесла оказал и Рим. В период своего расцвета римляне знакомились с культурой побежденных народов и все лучшее перенимали для себя. Стали входить в моду массажи, которые делали парикмахеры. Разумеется, такую роскошь могли позволить себе только патриции. Выполняли эти работы рабы, которых называли косметами.

Отсюда впоследствии и произошло название "косметика". Завоевание Германии Римом подтолкнуло римских парикмахеров к изобретению специальной краски, что позволило окрашивать волосы в светлые тона. (Это объясняется тем, что черноволосые римлянки стали подражать белокурым германкам.) Секрет изготовления краски, к сожалению, не сохранился. В те времена римляне начали коротко стричь волосы. Появилось много забот и у дамских парикмахеров. Форма женских причесок на первых порах носила, несомненно, греческий характер, но затем был выработан свой римский стиль, особенностью которого явилась сжатость форм (для греческих причесок был характерен пучок, торчащий сзади).

В средние века (после X в.), когда начали основываться города, парикмахерское ремесло получило настоящее развитие. Рост населения городов вызывал и появление ремесленников. Так же как и в древнем Риме, парикмахеры работали банщиками. Последние брили, стригли и причесывали своих клиентов. Впоследствии появились ремесленники-брадобреи, которые стали конкурировать с банщиками.

Прически средневековья не дали интересных форм. Женщины носили длинные волосы (с пробором посредине), сзади заплетенные в косы. Прически были простые и скромные. Согласно указанию костелов, женщины носили чепцы, косынки, часто выполненные из дорогих материалов.

В конце средневековья наступает поворот к старым, классическим прическам греческого типа, правда, с небольшими изменениями. Греки закрывали лоб волосами, а новый стиль предусматривал искусственное увеличение его за счет сбривания некоторой части волос выше лба, при этом иногда сбривали и брови. Как и в Греции, применялись различные украшения для волос. Этот стиль относился главным образом к XV в. Законодателем был французский королевский двор.

В XVI в. появляется новый стиль - барокко. Модны были очень высокие прически. Этот стиль также основывался на древних формах. По-прежнему волосы украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.

Жена Людовика XIII была законодательницей нового типа прически: мелких легких локонов над лбом и длинных локонов по бокам, спускающихся на плечи. Прически уже не делались высокими, но волосы продолжали украшать драгоценными заколками, шпильками и нитями. В 1680 г. вошла в моду новая форма прически в различных вариациях (в зависимости от страны). Эта мода продержалась около 30 лет. Называлась она "а ля фонтанж". Это - высокая прическа, которая со временем изменилась и стала еще выше. Она требовала специального каркаса из проволоки. Для украшения стали применяться банты и жемчуг.

В XVIII в. парикмахерские работы достигли небывалого совершенства. Значение прически в моде было признано главенствующим. Моды эпохи рококо отличались изысканностью, миниатюрными формами и изяществом. Красивые воздушные локоны обрамляли переднюю часть головы, задняя оставалась гладкой. По бокам, до плеч, свешивались крупные локоны. Позднее к этой прическе стали добавлять для украшения жемчужную диадему.

Затем стали появляться различные вариации причесок с применением пудры. Волосы со лба зачесывались вверх. Иногда они с затылка подымались кверху, завязывались и оформлялись трубчатыми или кольцевыми локонами. Этим успешно решалась гармония линий прически, для чего применялись не только естественные волосы клиентов, но и накладки из искусственных волос, чаще всего цвета блондин. В период позднего рококо стали входить в моду широкие прически различных форм, которые были несимметричными. Для устойчивости употреблялся проволочный каркас.

В период рококо стал широко применяться способ завивки на коклюшки и тупирование волос.

Конец XVIII в. явился переломным в стиле причесок. После Французской революции не стало стиля рококо. Начатые в то время раскопки Помпеи, выявившие произведения древних греков и римлян, обусловили тенденцию следовать великим и прекрасным, но в то же время простым и скромным образцам античного мира. Мода причесок стала принимать формы греческого стиля. Они стали проще и естественнее. Волосы слегка завивались, были свободно распущены или же закладывались одной брошью.

В начале XIX в., после прихода к власти Наполеона, появляется новый стиль в прическах и одежде, схожий с древнеримским. Прически делались преимущественно сверху. Волосы снова стали украшаться драгоценностями. Началось "нашествие" локонов - круглых, спиральных, трубчатых, плоских и т. д. Наряду с этим многие женщины еще носили пудреные прически. После поражения Наполеона все прически стиля "ампир" стали постепенно исчезать. Франция теряет свое положение законодателя мод.

С этого времени (1820 г.) тон в моде и искусстве задавала Вена. В прическе появились новые линии, которые с течением времени трансформировались в свой стиль. Наблюдался новый взлет парикмахерского искусства. Прически были очень сложные и требовали большого мастерства при выполнении. В 1830 г. возникает стиль "бидермайер". Новая прическа выглядела мещански по сравнению с начальным периодом, она была плоской и угловатой.

Во второй половине XIX в. началось бурное развитие капитализма, а следовательно, и техники. В работе дамских мастеров все шире применяются различные газовые и электрические аппараты. Появились завивка волос, механическая стрижка и другие виды работ, выполняемые с помощью механических и электрических приспособлений. В связи с этим искусство дамского парикмахера все больше обесценивалось. В России в эти годы парикмахерские работы велись, как правило, иностранцами. Законодателем мод по-прежнему была Франция.

Первая завивка была изобретена французом Марселем в 1885 г. В 1904 г. была применена уже 6-месячная завивка (перманент).

В 1916 г. в Германии организована первая выставка мод, где были представлены и образцы парикмахерских работ. В это время появляется мода на короткую стрижку (под мальчика), которую женщины встретили с одобрением, так как она экономила время и требовала меньших затрат.

В царской России в эпоху капитализма национальное парикмахерское дело развивалось медленно. В то время наблюдалось вообще преклонение перед заграничным. Дамские мастера-французы отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев. И хотя они не раз доказывали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами вплоть до Октябрьской революции.

В первые годы Советской власти парикмахерское искусство, естественно, находилось на невысоком уровне. Советскому народу приходилось решать грандиозные задачи социалистического строительства в тяжелых условиях гражданской войны, послевоенной разрухи, капиталистического окружения. Однако по мере того как залечивались раны войны, восстанавливалось народное хозяйство, улучшалось благосостояние народа, партия и государство выделяли все больше средств на развитие службы быта.

В конце 30-х и 40-х годов довольно широкая сеть парикмахерских оказывала населению большой ассортимент услуг.

Наряду с модными в то время стрижками типа "фокстрот" женские парикмахеры с успехом выполняли довольно сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным.

Технологический процесс завивки осуществлялся паровыми и электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические красители.

В послевоенный период парикмахерские работы начали быстро развиваться. Изобретенный в 1937 г. химический метод завивки волос в 50-е годы был широко внедрен в парикмахерских нашей страны. Наряду с этим стала популярной холодная укладка волос на бигуди. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми аппаратами. А появление окислительных красителей из парафенилендиамина позволило упростить технологию и расширить гамму цветов (оттенков) при окраске волос.

Наша промышленность в достаточном количестве производит необходимое оборудование, а профессиональные училища готовят квалифицированных мастеров. Парикмахерские строятся по типовым проектам с учетом санитарных норм и требований. В 60-е годы система парикмахерских услуг стабилизировалась. Сейчас действуют лаборатории при научно-исследовательских институтах, которые разрабатывают новейшую технологию, оборудование и инструменты для парикмахерских работ.

Все это позволило коренным образом улучшить парикмахерское дело. Широкую популярность получили конкурсы парикмахеров на лучшую прическу. Мастерство парикмахеров широко известно. Они неоднократно завоевывали призовые места и награды на международных конкурсах парикмахерского искусства.

Муниципальное образовательное учреждение

Тогучинского района Межшкольный учебный комбинат

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ПАРИКМАХЕРСКОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

по направлению

«Парикмахер»

Преподаватель парикмахерского искусства

Солодова З. А
Тогучин 2002


Пояснительная записка

4

РАЗДЕЛ: Инструменты, электрооборудование. Техника безопасности

1-6 стр.

Тема: Инструменты, приспособления.

1 стр.

Тема: Приемы держания инструментов.

3 стр.

Тема: Электрооборудование. Техника безопасности

4 стр.



6 стр.

РАЗДЕЛ: Анатомия кожи, волос.

7-13 стр.

Тема: Анатомия кожи.

7 стр.

Тема: Анатомия волос.

9 стр.



13 стр.

РАЗДЕЛ: Уход за волосами.

14-20 стр.

Тема: Моющие вещества.

14 стр.

Тема: Основы ухода за волосами.

15 стр.

Тема: Лечение волос. Массаж головы.

17 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачетов.

20 стр.

РАЗДЕЛ: Укладка волос .

21-28 стр.

Тема: Элементы причёски. Способы формирования локонов.

21 стр.

Тема: Укладка волос с помощью бигуди.

24 стр.

Тема: Средства для укладки волос.

25 стр.

Тема: Укладка холодным способом. Укладка волос феном.

26 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачёта.

28 стр.

РАЗДЕЛ: Основы профессиональной этики.

29-35 стр.

Тема: Психологическая культура.

29 стр.

Тема: Обслуживание клиента.

32 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов .

35 стр.

РАЗДЕЛ: Стрижка волос.

35-46 стр.

Тема: Операции стрижки.

36 стр.

Тема: Мужские стрижки.

40 стр.

Тема: Женские стрижки.

44 стр.

Тема: Детские стрижки.

46 стр.

Контрольные вопросы к сдаче зачётов.

46 стр.

РАЗДЕЛ: Маникюр.

46-53 стр.

Тема: Основы маникюра.

46 стр.

Тема: Технология выполнения маникюра.

50 стр.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема: Виды маникюра.

52 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.

53 стр.

РАЗДЕЛ: Санитария и гигиена.

53-57 стр.

Тема: Санитарно – профилактические мероприятия.

54 стр.

Тема: Оборудование рабочего зала.

55 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.

57 стр.

РАЗДЕЛ: Моделирование прически.

58-67 стр.

Тема: Моделирование.

58 стр.

Тема: Классификация причесок.

59 стр.

Тема: Типы лиц и прическа.

61 стр.

Тема: Композиция прически.

64 стр.

Контрольные вопросы к сдаче зачетов.

66 стр.

РАЗДЕЛ: Химическая завивка волос.

67-75 стр.

Тема: Препараты для химической завивки волос.

67 стр.

Тема: Простая химическая завивка волос.

70 стр.

Тема: Методы химической завивки волос.

73 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачета.

75 стр.

РАЗДЕЛ: Окраска волос.

76-89 стр.

Тема: Препараты для окрашивания волос.

76 стр.

Тема: Цветоведение.

79 стр.

Тема: Окрашивание волос.

81 стр.

Тема: Способы окрашивания волос.

87 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачетов.

88 стр.

РАЗДЕЛ: Макияж.

89-97 стр.

Тема: Технология макияжа.

89 стр.

Тема: Тонкости макияжа.

92 стр.

Тема: Основные правила макияжа.

94 стр.

Контрольные вопросы для зачета.

97 стр.

РАЗДЕЛ: Постижёрное дело.

97-99 стр.

Тема: Общие сведения.

97 стр.

Тема: Технология выполнения.

98 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.

99 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессия парикмахера, как и любая другая, требует определенных качеств: аккуратности, смелости в принятии решений, уверенности в себе, способности выполнять монотонную кропотливую работу и любви к творчеству. И если вы решили стать парикмахером, то, несомненно, вы должны развивать в себе эти качества.

Цель методического пособия : способствовать подготовке мастеров парикмахерского дела, владеть высокими, отвечающими требованиям, которые предъявляются работникам сферы обслуживания.

Методическое пособие, разработанное для изучения парикмахерского искусства в МОУ Тогучинского района межшкольном учебном комбинате учащимися VII-XI классов. Для детей данного возраста повышается творческая и познавательная активность, они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей увлеченности, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

К этому методическому пособию нарисованы плакаты, рисунки, чертежи и схемы для каждого раздела и темы, для лучшего изучения парикмахерского искусства, преподавателем Солодовой З.А. парикмахер-универсал 5 разряда. Стилист.

Бывает, что, выходя из парикмахерской, многие люди не чувствуют себя удовлетворенными. Часто это происходит оттого, что они не находят общего языка с мастером, не могут объяснить, чего хотят или просто не знают этого.

Это методическое пособие не только поможет вам овладеть парикмахерским языком, в нем даны описание современных методов и способов стрижки волос, раскрыты основы моделирования, описана техника постижерного дела. Отдельные разделы посвящены рассказу об окраски и химической завивки волос, о новейших средствах по уходу за волосами, о способах укладки волос и необходимых инструментов для выполнения парикмахерских услуг, а также вы узнаете о маникюре и макияже. Кроме того, в методическом пособие рассказываются основы психологической культуры и межличностных отношений – ведь правильные взаимоотношения могут быть построены только на знании психологии других людей. Также вы прочтете много интересного в разделе санитария и гигиена.

Для проверки своих знаний в конце каждого раздела напечатаны контрольные вопросы.

РАЗДЕЛ: ИНСТРУМЕНТЫ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

Тема: Инструменты, приспособления.
Инструменты - это орудия производства парикмахера, применяемые для выполнения различных операций с волосами, в результате которых они изменяют свое состояние.

Инструменты делятся на три вида:

1. Инструменты для расчесывания (расчески и щетки всевозможных форм);

2. Режущие инструменты (бритвы, ножницы);

3. Инструменты для завивки и укладки волос (бигуди, коклюшки, папильотки)

Инструменты для расчесывания.

Расчески. Самый распространенный и необходимый инструмент. Материалы, из которых изготавливают расчески, стойкие к воздействию химических веществ, применяемых в парикмахерских, не деформируются от горячей воды, изготовлены из материала не способного накаливать электрические заряды, они хорошо отшлифованы т.к. их обрабатывают в ручную.

Расчески бывают:

1. Металлические, их изготавливают из алюминиевых сплавов.

Нельзя использовать при окраске и химической завивке волос.

2. Неметаллические, их изготавливают из нейлона, капрона, перлона.

Нельзя использовать при горячей завивки волос.

3.Натуральные, их изготавливают из рога животного, дерева, щетины животного. Самый дорогой инструмент выполняется в ручную.

Расческа состоит: из обушка и зубов, концы расчесок с торцевой части могут быть различными и оканчиваться либо ручкой, либо хвостиком.

Расчески делятся на 4 типа:


  1. Комбинированные, на рабочей поверхности, которых половина редких и половина частых зубьев; длина расчески 15-20 см.

  2. Расчески с однородным расположением зубьев - только с редкими или только с частыми зубьями; длина расчесок 15-20 см.

  3. Расчески с остроконечной ручкой. Длина расчесок не превышает 18-20 см.

  4. Расчески с обычной ручкой. Длина расчески 18-20 см. Зубья или широкие или тонкие редкие.
Виды расчесок: (зависят от выполняемых функций)

  • расческа с редкими широкими зубьями для причесывания мокрых волос;

  • комбинированная расческа для начёса и тупирования волос;

  • расческа для стрижки коротких волос и длинных;

  • расческа – вилочка для начеса;

  • расческа с ручкой-хвостиком для отделения прядей при накрутке или делении волос на проборы;

  • расческа с крючком для мелирования через шапочку;

  • фигурная расческа для создания рельефных линий;

  • расческа – кисточка для окраски волос;

  • афро - расческа для курчавых волос.
Щетки. Корпус щетки бывает: металлический, неметаллический. Щетинки в щетке только натуральные, только металлические. Собирают щетки в ручную.

Состоят щетки : из корпуса с ручкой, в корпусе множество разных щетинок.

Виды щеток:


  • щетка для расчесывания;

  • щетка для массажа (с шариками на концах щетинок);

  • каркасная щетка для укладки волос феном;

  • круглая щетка « брашинг» для формирования локонов и закругления концов прядей волос;

  • щетка - шар для быстрой укладки волос феном, для увеличения объема пышности прически;

  • щетка для причесывания верхнего слоя начесанных волос.
Режущие инструменты.

Ножницы. Для стрижки волос в парикмахерской применяются специальные ножницы. Они отличаются от обычных, используемых в быту, более изящной отделкой, лучшими сортами стали, идущими на их изготовление, а также наивысшей точностью шлифовки рабочей поверхности. Некоторые фирмы выпускают ножницы с антиаллергеновым покрытием. А также могут быть покрыты хромом, титаном, позолотой, иметь цветной перелив. Средняя длина ножниц 170-180 см, концы ножниц тупые.

Ножницы состоят: из трех частей двух одинаковых половинок и скрепляющего их винта. Каждая половинка ножниц состоит из полотна, рычага и кольца, хвостик на одной половинке. На полотне ножниц имеются концы, жало и рабочие поверхности (трущиеся стороны полотна). Полотно является главной частью ножниц.

Существуют два вида ножниц:

1.Прямые для стрижки волос.

2.Зубчатые или филировочные для разреживания волос. Они бывают двусторонние и односторонние, с мелкими зубьями с крупными зубьями.

Нельзя использовать ножницы для других целей, например, резать бумагу, кожу и т.д.

Нельзя ударять ножницы о твердые предметы, оставлять мокрыми после дезинфекции, хранить без чехла и футляра.

Бритвы. Существует два вида бритв в парикмахерских :

Опасная бритва - предназначена для стрижки и бритья. Состоит из двух основных частей; из ручки (футляра) и клинка, которые соединены между собой заклепкой. Ручка состоит из двух половинок и двух заклепок. Клинок состоит из рабочего полотна, шейки и хвостика. На рабочем полотне бритвы различают жало, спинку (обушок), головку, пятку. На шейке бритвы имеются поперечные насечки.

Бритва бывает : а) сборная – жало вставляется (лезвие)

б) несборная - жало литое.

Безопасная бритва используется для филировки волос. Ее еще называют филировочная бритва.

Состоит из ручки, предохранительной гребёнке, скрепляющего винта, лезвия, штатив – направляющего.

Филировочный нож (безопасная бритва) лезвие вставлено между двумя пластинками с зубьями. Он имеет насадки.

Инструменты для завивки и укладки волос.

Бигуди - самый распространенный инструмент в парикмахерской с помощью бигуди выполняют различные локоны, а из локонов оформляют почти все прически. Диаметр рабочей части бигуди от 1 до 5 см, средняя длина от 5 до 10 см.

Существует четыре типа бигуди:

Первый тип бигуди. Металлические бигуди с планкой. Представляют собой полный цилиндр отверстиями, резинкой и с планкой.

Второй тип бигуди. Металлические бигуди без планки. Представляют собой полный цилиндр с отверстиями, резинкой. Могут быть, без резинки тогда они закрепляются шпилькой или зажимом.

Третий тип бигуди . Бигуди ёжики. Бигуди этого типа представляют собой цилиндр, который покрыт большим количеством шипов от 1 до 5 мл в длину. Это шипованная поверхность равномерно распределяет пряди волос.

Четвертый тип бигуди. Вертикальные бигуди. Эти бигуди отличаются от второго типа, тем, что фиксирующее устройство представляет собой вид зубцов, равномерно распределенный, по торцевому концу бигуди и направлены в одну сторону.

Папильотки. При накрутке не имеют заломов и хорошо прокручиваются концы волос, не оставляя заломов. Они паралоновые в середине проволока.

Коклюшки. Предназначены для химической завивки волос.

Изготавливают из пластмасса, дерева, резины. Длина от 6 до 10 см, диаметр средней части коклюшки в 1,5-2 раза меньше чем диаметр концов коклюшки. Самые тонкие имеют диаметр 3 мм, самые толстые имеют диаметр 2 см.

Виды коклюшек:

а) спиральные б) вертикальные в) горизонтальные.

Горизонтальные бывают мелкие, крупные, средние.

Шпилька. Предназначена для химической завивки волос «восьмерка».

Приспособление.

Это предметы, которые способствуют выполнению операций с волосами. Они играют второстепенную роль.

К приспособлениям относятся:


  • Пульверизатор, который предназначен для смачивания волос.

  • Зажимы используют при стрижке, окраске, укладке, химки и т.д.

  • Кисточки используют при окраске, бритье, стрижке, мелировании.

  • Сеточки для волос используют при сушке волос, когда клиента садят под СШ (сушуар).

  • Шапочка для мелирования.

  • Тальк для посыпки перчаток.

  • Мензурка для измерения жидкости препаратов.

  • Утепляющий колпак используется для химической завивки волос и для лечения.

  • Резиновые перчатки используются при работе с химическими препаратами.

  • Бумага для химической завивки.

  • Фольга для окраски современными способами и т.д.

Тема: Приемы держания инструментов.
Способы держания ножниц.

Рабочее положение: ножницы держат в правой руке, большой палец кладется в нижнее кольцо, безымянный палец в верхнее кольцо, мизинец на хвостик. Средний и указательный пальцы ложатся на рабочую часть полотна. Работу выполняет большой палец.

Не рабочее положение : ножницы держатся в правой руке, мизинец на хвостике, безымянный в кольце, средний и указательный на рабочей поверхности полотна, большой палец на уровне указательного пальца. Ножницы придавлены к ладони закрытыми.

Способы держания опасной бритвы.

Бритву располагают режущей кромкой (жалом) вниз, мизинец находится на хвостике, указательный, средний, безымянный пальцы - на верхней кромке шейки, большой палец поддерживает бритву снизу, упираясь в кромку шейки у рабочего полотна. Раскрытая ручка бритвы находится между мизинцем и безымянным пальцем.

Способы держания расчески.

Рабочее положение:

Первый способ - расческу держат в правой руке обушком к ладони. Большой палец правой руки упирается в среднюю часть расчески с внутренней стороны от мастера, а остальные пальцы поддерживают расческу с другой стороны.

Второй способ - держание расчески отличается от первого лишь тем, что расческа обращена к ладони не обушком, а зубьями. Этим способом держание расчески пользуются для причесывания и тупирования.

Третий способ держания расчески распространен при укладке волос волнами. Расческа располагается в правой руке почти также как и при первом способе, но мизинец находится с той стороны, где большой палец.Это дает возможность наиболее прочно удержать расческу и выполнять нужное движение в любых направлениях. Этот способ держания расчески в левой руке применяется при завивке волос щипцами.

Четвертый способ держания расчески используется при стрижке волос.

Расческу держат в левой руке. Большой палец располагается вдоль обушка, а указательный - напротив, на зубьях.

Пятый способ используется при стрижке спортивных причесок. Расческу держат в левой руке. Большой и указательный пальцы располагаются вдоль плоскости расчески, причем обушок расчески упирается в полусогнутый средний палец.
Не рабочее положение

Расческа в левой руке между указательными большим пальцем, зубьями упираются в руку мастеру.

Тема: Электрооборудование.

Техника безопасности.
Электрооборудование.

Это оборудование, работающее при помощи электричества, оно используется мастером парикмахером при каждом обслуживании клиента.

Существует два типа:

Электроаппаратура.

Используется при выполнении парикмахерских услуг.

Виды электроаппаратуры:


  • .Сушуар для сушки волос (СШ-1)

  • Аппарат для обработки волос паром.

  • Компресник

  • Сушильный шкаф

  • Машинка для очистки белья от волос

  • Электроводонагреватель.

  • Уф - стерилизатор

  • УДПИ (устройство дезинфекции парикмахерских инструментов) и т.д.
Электроинструменты.

Используются парикмахером при выполнении операций с волоса

Виды электроинструментов:

1. Электрическая машинка для стрижки волос. Предназначена для стрижки волос (в основном в мужском зале) и окантовки, для выполнения узоров на голове, шее и висках. Она должна быть почти бесшумной и нетяжелой.

Машинка для стрижки волос бывает 2 типов:

А) электрическая Б) ручная

Электрическая машинка для стрижки состоит: из 2 ножей, рычага ножей, двух скрепляющих винтов для поддержки ножей, из корпуса на котором находятся: винт для регулировки напряжения питания, переключатель скоростей, кольцо для подвески машинки, шнура, вилки.

2. Фен. Предназначен для сушки и укладки волос. Он должен быть легким, мощным =от 1600 и более, не слишком шумным. Кнопки переключения скорости и температурного режима должны располагаться удобно для руки.

Фен состоит: из ручки и корпуса, на корпусе имеется сопл (куда поступает воздух, надеваются насадки), рассеиватель воздуха, на ручки фена имеется переключатель скоростей, в основном 1и 2 скорость, переключатель воздуха, в основном 1.холодный, 2.теплый, 3.горячий; кнопка для моментального охлаждения, необходима для фиксации локонов; кольцо для подвески фена; шнура и вилки.

Фен имеет две насадки:

Диффузор – для подсушивания накрученных волос, для объема волос. Диффузор бывает с шевелящимися пальчиками и простыми пластмассовыми.

Простая насадка - для укладки волос с помощью щетки и сушки волос.

3. Фен – плойка , для укладки и сушки волос. Она в какой-то мере заменяет фен и щипцы. В основном удобна в домашних условиях. Легка в употреблении. Имеет очень много насадок: а) простая (как у фена); б) расческа простая; в) расческа плойка с шипами убирающимися; г) расческа – щетка и т.д.

Состоит: из вилки, шнура кольца ручки (корпус), переключателя скоростей, насадок.

4. Электрощипцы для укладки: Благодаря разным диаметрам стержня позволяют создать завитки разных размеров. Применяют только на сухих волосах.

Электрощипцы состоят: из вилки, шнура, ручки: на которой имеется выключатель и лампочка; подставки; скрепляющего винта; ручки с желобком; подогревающего стержня, колпачка.

Электрощипцы бывают: сборные, разборные, т.е. с дополнительными насадками, такими как а) насадка-ёжик, б) тонкий диаметр нагревательного стержня, в) толстый диаметр нагревательного стержня.

5. Гофрированные щипцы. Рисунок, получаемый на волосах с помощью таких щипцов, позволяет создавать оригинальные прически.

Состоят: из двух пластин, имеющих рифленую поверхность. Между ними помещается тонкая прядь сухих волос, предварительно выпрямленных феном, также имеется включатель, шнур, вилка.

6. Щипцы - «утюжок» для выпрямления естественно кудрявых волос. Они устроены так же, как и гофрированные, только их пластины имеют гладкую поверхность.

Техника безопасности.

Обеспечение безопасности клиента - первоначальная задача парикмахера. Все оборудование, с которыми он имеет дело, независимо от степени его исправности должно регулярно проходить технический осмотр. Если парикмахер проявит беспечность и неправильно соблюдает технику безопасности, то его и клиента может ударить током.

Соблюдение установленных правил безопасности эксплуатации электрооборудования позволит вам избежать несчастных случаев и обеспечит более комфортные условия для ваших клиентов.

При покупке какого-либо электрического прибора в инструкции всегда должны быть указания по безопасности использования.

Советы по безопасности:


  1. Регулярно проверяйте целостность проводов и шнуров.

  2. Перед эксплуатацией любого электрического прибора изучите инструкцию производителей, прилагающуюся к нему.

  3. По завершению работы с электрооборудованием отключит его от сети.

  4. Следите за исправностью электрооборудования.

  5. Проводите частые технические осмотры электрооборудования.

  6. Не допускайте намокания электрооборудования, а также проводов и штепселя.

  7. Во время обслуживания клиента постоянно следите за безопасностью клиента.

  8. Не прикасайтесь к металлическим предметам во время работы с электрооборудованием.

  9. Не работайте с электроприборами влажными руками.

  10. Не оставляйте клиента одного во время процедуры с включенным в сеть прибором.

  11. Не наступайте ногами и не ставьте никакие предметы на электрические провода и шнуры.

  12. Не допускайте перекручивания и перегиба электрических проводов.

  13. Отключая электрооборудование от сети, всегда вынимайте из розетки сам штепсель, но не тяните за шнур.

  14. Не ремонтируйте электрооборудование сами, если не имеете необходимую квалификацию и профессию.

  15. Не позволяйте клиентам прикасаться к электрооборудованию во время работы.
Первая помощь пострадавшим

при поражении электрическим током.

Необходимо освободить пострадавшего от контакта с электрическим током. Делать это надо весьма осторожно с соблюдением правил безопасности, чтобы не подключиться в электрическую цепь и не подвергнуться действию электрического тока.

Меры первой доврачебной помощи после освобождения пострадавшего от действия тока зависит от его состояния:


  • если пострадавший дышит и находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение, расстегнуть на шее одежду, обеспечив до прихода врача полный покой.

  • если пострадавший чувствует себя удовлетворительно, ему нельзя позволять вставать, т.к. отсутствие тяжелых симптомов после поражения электрическим током не исключает возможности последующего ухудшения состояния человека.

  • если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него сохранилось устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обеспечить покой до прихода врача.

  • если пострадавший дышит плохо или не дышит, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание или прямой массаж сердца.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.


  1. Какие виды инструментов бывают и чем отличаются?

  2. Дайте определение инструментам и приспособлениям, чем они отличаются и что в них входит?

  3. Что входит в инструменты для расчесывания?

  4. Что входит в режущие инструменты?

  5. Что входит в инструменты для завивки и укладки волос?

  6. Какие бывают расчески? Насколько типов делятся расчески?

  7. Что такое расческа? Из чего она состоит? Насколько видов делится расческа?

  8. Что такое щетка? Из чего состоит? Насколько видов делятся щетки?

  9. Что такое ножницы? Из чего состоят? Насколько видов делятся ножницы?

  10. Что такое бритва? Из чего состоит? На какие виды делится бритва?

  11. Что такое бигуди? На какие типы делятся бигуди?
12.Что такое коклюшки? Какие бывают? На какие виды делятся?

13.Что относится к приспособлениям? Для чего нужны приспособления?

14.Рассказать о способе держания опасной бритвы.

15.Какие способы держания расчесок вы знаете, расскажите?

16. Что такое электрооборудование? Какие типы электрооборудования вы знаете, расскажите?

17. Сколько существует способов держания ножниц, расскажите?

18. На какие виды делятся электроинструменты, расскажите о каждом?

19.Сколько видов щипцов вы знаете? Расскажите о каждом.

20. Расскажите советы по безопасности использования электрооборудования.

21. Расскажите технику безопасности.

22. Что вы знаете о первой помощи пострадавшего при поражении электротоком? Расскажите о мерах до врачебной помощи.

РАЗДЕЛ: АНАТОМИЯ КОЖИ И ВОЛОС.

Тема: Анатомия кожи.
Каждый квалифицированный мастер парикмахер обязан знать не только анатомическое строение кожи, но и сущность процессов ее жизнедеятельности. Ему необходимо так же иметь ясное представление о способах ухода за кожей, и кожные заболевания.

Кожа очень важная и сложная по своему строению часть тела. У взрослого человека общая площадь кожного покрова составляет 1,5 – 2 м. Это самый тяжелый орган человека: средний вес кожи 2,7 кг, толщина 1,5 – 4 мм.

Строение кожи.

Кожа состоит из нескольких слоев :

1. Надкожица 2 . Эпидермис

3. Дерма (собственно кожа) 4. Гиподерма (подкожный слой или подкожно

жировая клетчатка ПЖК)

В слоях кожи имеется : 1. Потовая железа. 2. Волосяной сосочек.

3. Волосяная луковица. 4. Кровеносные сосуды. 5. Эластичные волокна. 6.Сальные железа. 7. Нервные окончания. 8. Наружная часть волоса. 9. Мышцы.

Надкожица. Наружный роговой слой состоит из мертвых эпителиальных ниток, которые постоянно отслаиваются, а ростковые – из клеток, образующихся в результате постоянно повторяющего деления нервных клеток. Надкожица не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервных окончаний, в нижней части находятся мелкие пигментные зёрнышки, придающие коже окраску. Толщина рогового слоя меняется на разных участках тела.

Эпидермис. На границе между живыми и мертвыми клетками находится тонкий слой, который является препятствием (мембраной) для проникновения вредных веществ извне к внутренним слоям кожи и в то же время не позволяет веществам изнутри попадать наружу.

Дерма. Она примыкает к эпидермису и представляет собой толстый слой соединительных волокнистых тканей, пронизанных большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервных волокон и мышц. Состоит дерма из двух слоев - сосочкового и ситовидного.

Сосочковый слой представляет собой соединительную ткань, поднимающуюся к поверхности кожи в виде некоторых возвышений, которые и называются кожными сосочками. В них заканчиваются кровеносные сосуды и нервные окончания. Сосочковые и ситовидный слои состоят из эластичной белковой ткани – коллагена и является поддерживающими «белками» кожи. В молодой коже коллаген образует лежащие параллельно друг другу связки, которые способны растягиваться и снова принимать первоначальную форму. Именно они предают коже прочность и эластичность.

Гиподерма. (ПЖК) . Он состоит из рыхлой соединительной ткани и жировых клеток. ПЖК содержит в себе кровеносные лимфатические сосуды, а также нервные волокна, которые образуют связь с мышцами и костями. Этот слой защищает тело от ударов давления, а главное от холода. Кроме того, он влияет на красоту человеческого тела, также смягчает формы и делает их более эластичными.

Кровеносная система кожи.

Вся кожа пропитана мелкими кровеносными сосудами – капиллярами, которые обильно снабжают ее кровью. Прочность капилляров и их близость к поверхности кожи у всех людей различна, отсюда и разница в ее цвете. Чем больше к поверхности расположены сосуды, тем розовее кожа, чем глубже – тем кожа белее.

Кровеносная система кожи – это две параллельные сети кровеносных сосудов, расположенных в дерме и ПЖК и сообщающихся вертикальными сосудами.

Нервная система кожи.

Количество нервных волокон и нервных окончаний (рецепторов) на различных участках кожного покрова неодинаково. Более чувствительны участки тела кончики пальцев.

Функционально различаются несколько типов нервных окончаний. Один из них реагирует только на боль, другой на тепло или холод, третьи – на прикосновение. В ПЖК расположен горизонтальный ствол нервных волокон, заканчивается рецепторами в эпидермисе.

Физиология кожи.

Важную функцию выполняют железы, находящиеся в коже человека. Размер их не велик, но значение функций для жизнедеятельности организма очень существенны.

Сальные железы.

Сальные железы расположены в основном попарно и имеют выход в волосяной фолликул. Они предохраняют кожу и волосы от высыхания. В сальных железах содержатся холестерин, который имеет большое значение для питания и ороговения волос.

Потовые железы.

Потовые железы расположены по поверхности тела неравномерно, больше всего их на подошвах, ладонях, груди и лбу.

Пот - это 98% воды и 2% сухого остатка.

Пот выполняет выделительную функцию, освобождая организм от вредных веществ - продуктов распада. За сутки может выделиться до 1 л пота. Испаряясь с поверхности тела, пот увеличивает теплоотдачу организма, способствуя таким образом поддержанию постоянной температуры тела.

Функции кожи.

Кожа выполняет целый рад важных функций.

Защитная функция. Кожа является преградой для проникновения болезнетворных микробов, а благодаря ПЖК амортизатором при механическом воздействии.

Выделительная функция . Сальные и потовые железы освобождают организм от продуктов распада.

Теплорегуляционная функция. ПЖК является хорошей преградой для температурных влияний из вне. Кровеносные сосуды и кожные покровы, сужаясь при холоде и расширяясь при пожаре, предохраняют от переохлаждения или перегревания.

Дыхательная функция . Подобно легким, кожа поглощает кислород и выделяет углекислый газ.

Чувствительная функция. Кожа участвует в осязании, помогая организму быстро реагировать на различные раздражения.

Производство витамина Д . Под воздействием солнечных лучей (просто света) в результате начавшейся химической реакции в коже вырабатываются витамин Д, который затем всасывается кровью.

Цвет кожи.

Цвет кожи зависит от болезней, витаминов, принимаемых лекарственных препаратов; - действия на неё ультрафиолетовых лучей, плотности эпидермиса и интенсивности кровоснабжения; - находящегося в ней пигмента меланина (в ростковом слое). У людей со светлой кожей меланина вырабатывается мало. Со смуглой кожей – больше, а у темнокожих людей очень много.

Рост кожи.

Клетки наружного слоя кожи обновляются за 20 суток, но растет кожа не постоянно. Усиленное продвижение новых клеток в зародышевом слое на смену старым происходит рано утром и около полудня. Именно это время следует использовать для ухода за кожей.

Типы кожи.

В зависимости от интенсивности работы сальных желез пота бывает 4 типа:

Нормальная кожа содержит необходимое количество влаги и живой смазки. Она чистая, гладкая, имеет матовый цвет.

Сухая кожа. Сальные железы работают недостаточно интенсивно, и кожа выглядит тонкой, нежной, без блеска, поры на ней не заметны. Кожа часто шелушится.

Жирная кожа. Из-за повышенной активности сальных желез такая кожа имеет чрезмерный блеск, расширенные поры, выглядит грубой, иногда загрязненной.

Смешанная кожа . Причины ее появления связаны с неравномерным распределением жирной смазки на различных участках кожи из-за разной степени активности сальных желез.

Заболевание кожи.

Можно разделить две группы кожных заболеваний:

1.Внутренние (связаны с изменением внутри организма

а) заболевание внутренних органов

б) нарушение обмена веществ

в) нарушение усвоения витаминов

2.Внешние (связаны с действием на кожу разных факторов внешней среды)

а) механические (ушиб, травма и т.д.)

б) химические (действие кислоты, щелочи)

в) физическое (жар, холод)

г) факторы лучистой энергии

д) возбудители заражения (вирусы, бактерии и грибки)

Парикмахер должен знать.

Парикмахер должен уметь распознать наиболее распространенные заболевания кожи, касающиеся работы обслуживания клиентов. Это такие как:

Себорея - заболевание, характеризующееся избыточным выделением излишнего кожного жира. Себорея бывает жирная и сухая.

При жирной себорее кожа головы как бы смазана салом, волосы склеиваются в пряди, поры расширены. На коже головы образуются жирные коржи желтого цвета. Заболевание сопровождается зудом кожи головы, оно опасно преждевременным выпадением волос.

Сухая себорея характеризуется недостаточным выделением кожного жира сальными железами. Кожа сухая, шелушится, волосы становятся сухими, ломкими, лишенными блеска, появляется перхоть.

Введение

парикмахерский договор отраслевой

Искусство бывает разным, но если оно настоящее, это всегда - сотворение прекрасного. Можно создавать шедевры живописные и скульптурные, зримые и воспринимаемые на уровне ощущений. Парикмахерское искусство сочетает в себе многие элементы. Его произведения - это и целостный зрительный образ, и «скульптурная» композиция, и дизайнерская находка мастера. При этом парикмахерское искусство, пожалуй, - самая демократичная разновидность творчества, потому что каждый человек может по своему желанию напрямую соприкоснуться с ним.

А помогают нам в этом мастера, для которых парикмахерское искусство стало профессией и всей жизнью. Создание прически - это создание целого и целостного образа каждого человека.

С одной стороны, парикмахерское искусство - это точная наука, которой нужно учиться, как математике. Но при этом парикмахер никогда не стрижет одинаково. Даже если применяет одни и те же технологии одних и тех же стрижек, на разных людях они получаются по-разному. Хорошо это будет или плохо - зависит от мастера. По сути, в создании «того самого» - самого подходящего конкретному человеку - образа при помощи прически неглавное ни длина, ни цвет, ни структура волос. Главное, чтобы был найден «правильный путь».

парикмахерский договор услуга отраслевой

История возникновения парикмахерского искусства

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прическами. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также явлениями утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время. Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для ее выполнения требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически декоративными элементами.

Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (то есть от виска до виска) недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикады.Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение - стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко, с челкой надо лбом. Обычно римляне брили лицо, однако в моде были и небольшие завитые бородки.

Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили «греческие» прически, - но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее (IX-XII века) и позднее средневековье (XIII-XV века). Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».

В период раннего средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди - челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. В XV веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветками, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах проявились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король XVI столетия Генрих IV. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.В первой половине XVI века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим, выгнутым по форме прически чепчиком с вуалью. В конце XVI века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

На мужские и женские прически англичан очень повлияла внешняя пышность двора королевы Елизаветы. Волосы мужчины коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами. Женщины носили сложные прически, украшая их чепцами и головными повязками. Иногда носили парики.

В XVII веке Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

В начале XVII века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.

Женская прическа в течение второй половины XVII века менялась бессчетное число раз. Из кратковременных модных причесок можно выделить несколько типов. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи. С 70-х годов женская прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что прическа подчас возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, - так называемый узел смирения.

С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для закрепления смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, который украшался заложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.

В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Мужские прически времен рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.

Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрили. В 70-х годах XVIII века прически становятся особенно сложными. На «изготовление» модной прически - куафюры - уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом: волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

Французская революция 1789 года ознаменовала наступление новой эры, что отразилось и на прическах. Вдохновленные идеями Свободы, Равенс Братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Вторая половина XVIII века - это период классицизма ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены, и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы завивали в локоны.

С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные формы греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны, лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворит. У женщин прически менялись очень часто. Носили и чешский узел, и прически из различных комбинаций локонов.

После свержения Наполеона в искусстве 20-30-х годов рождается новое направление - романтизм. В прическах господствует стилевое направление, которое носит немецкое название - бидермайер. Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-х год. Во Франции почти идентичный стиль носил название «стиля Луи Филиппа».

Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимала надо лбом в виде кока. В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е годы были модны довольно длинные, расчесанные на косой пробор волосы, часто завитые в локон. В 60-е годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды. К концу века волосы стали коротко стричь.

Женские прически 30-х годов представляли собой настоящие произведения искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. В 40-е годы новым кумиром высшего общества стала «светская львица» - модница с волосами рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку. В 60-е годы волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков, а на плечи и спину спускали длинные локоны.

В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных, спущенных на спину локонов, а над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх.

В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место на конкурсе, а в 1888-1890-х годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

Характер причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами, происшедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.

В 1904 году в Германии впервые была выполнена продолжительная завивка волос - перманент. Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли прически с короткой стрижкой. Также появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придавать прическе дополнительный эффект, оживлять ее.

С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить хорошие результаты при обработке волос самых различных свойств и строения.

С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь Греты Карбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически актрис Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной, Любови Орловой.

В 50-60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически - «конский хвост» и «Бабетту».

В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами. В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической.

Художники-модельеры облагородили стиль танков, создав стрижки «еж», «каскад». Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны, как на длинных, так и на коротких волосах. Преобладают теплые естественные цвета волос: каштановый, рыжий, коричневый, блондин.

Новинка этого периода - жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах.

Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально. Чтобы быть красивым и модным каждый день, необходимо чувствовать себя комфортно долгое время, а не только в день посещения парикмахерской.