Бриллиант: истинное воплощение вкуса. Лечебные свойства бриллианта

), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Исторические алмазы






  1. «Дрезденский зелёный », 41 карат . Камень яблочно-изумрудного цвета. Является украшением для шляпы. Хранится в Дрездене .
  2. Алмаз Хоупа , 44,5 кар. Очень редкого глубокого сапфирового цвета. Замечательной чистоты и правильных пропорций. В 1830 году его приобрёл на аукционе банкир и собиратель драгоценных камней Хоуп, чьим именем он и назван. В 1958 году подарен Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где находится сейчас. Считают, что этот алмаз приносит несчастье владельцам (история камня приукрашена выдумками в подтверждение такого суждения).
  3. Куллинан -I («Звезда Африки»), 530,2 кар. Прозрачный, бесцветный. До 1996 г. самый большой огранённый алмаз в мире; ныне третий по размеру. Имеет 74 грани. Каплевидной формы (панделок). Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII . Хранится в Тауэре , Лондон .
  4. «Санси» , 55 кар. Хранится в Лувре .
  5. «Тиффани », 128,51 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Приобретён нью-йоркской ювелирной фирмой «Тиффани», огранён в Париже.
  6. Кохинур («Гора света»), 108,93 кар. Хранится в Тауэре, Лондон.
  7. Куллинан -VI, 63,6 кар. Один из 105 огранённых камней-осколков знаменитого «Куллинана», имевшего массу 3106 кар. Вставлен в корону королевы Мэри в 1911 году. В 1959 году на выставке «Вечный алмаз» в Лондоне был представлен вставленным в брошь. Хранится в Тауэре, Лондон.
  8. «Нассак », 43,88 кар. Первоначально имел массу более 90 кар и находился в храме бога Шивы недалеко от города Нассак (теперь Нашик) близ Бомбея в Индии. В 1818 году был захвачен англичанами в качестве трофея в процессе колонизаторских войн. В 1927 году переогранён в Нью-Йорке и получил изумрудную огранку. В настоящее время в частной собственности Лидса в США .
  9. «Регент» - найден в копях Голконды в 1701 году . Огранён в 1721 году до 140 карат во Франции . Во время правления Наполеона III был украшением короны императрицы Евгении . С 1807 года хранится в Лувре .
  10. «Шах» , 88,7 кар. Хранится в Алмазном фонде Российской Федерации
  11. «Флорентиец » («Австрийский жёлтый», «Тосканец»), 137,27 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Ранняя история овеяна легендами. С 1657 года собственность семейства Медичи во Флоренции . В XVIII веке был укреплён в короне Габсбургов , затем использовался как брошь . После Второй мировой войны судьба камня неизвестна.

Также к известным камням относятся:

Огранка бриллиантов

Исторический обзор

Первые формы обработки были достаточно примитивными: стачивали одну из граней и шлифовали. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку, такую, чтобы свет в алмазе полностью внутренне отражался. В 1961 году Арпад Неджи, 13 лет работавший в этом направлении, разработал новую огранку алмаза - профильную («принцесса»). В последние годы именно такая форма бриллиантов стала весьма популярной.

Элементы бриллианта

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат » на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант ». Её автором считают Массимо-Эльбе . Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами . Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

Способы огранки

Заменители бриллианта

Самые распространённые имитации бриллианта делаются из:

  • Природные камни - белый сапфир, белый топаз, кварц (горный хрусталь), белый берилл, белый циркон.
  • Искусственные - фианит (кубически стабилизированный диоксид циркония), карборунд (муассанит), ниобат лития , гадолиний-галлиевый гранат, шпинель , титанат стронция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Бриллиант"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бриллиант

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.

), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Муассанит и бриллиант

Субтитры

Исторические алмазы

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат» на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант». Её автором считают Массимо-Эльбе. Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами. Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

Бриллиантом в России называют алмаз, которому придают форму, открывающую весь блеск и красоту камня. Существуют не только прозрачные , если в примеси есть другие минералы, то камень приобретает зеленый, желтый или синий оттенки.
Учеными доказано, что алмазы образуются в мантии нашей Земли, на глубине почти 100 километров. Там они кристаллизуются под большим давлением, приобретают форму, а затем их вместе с «Кимберлитовыми» трубками прорываются на поверхность Земли. Однако ученые лишь могут предсказать, как именно происходит кристаллизация , почему она происходит, в данной теме больше вопросов, чем ответов. Например, почему алмазы содержатся лишь в 5 % таких «Кимберлитовых» трубок.

По мнению геологов, алмазы образуются из сажи и графита, которые под высоким давлением и при высочайшей температуре. По химическому составу графит, сажа и бриллиант состоят из углерода, то есть бриллиант и есть графит, только в другом состоянии. Тем не менее, у геологов возникают большие вопросы по поводу наличия графита в магме, так как многие исследования не показывали содержания даже небольшого количества минерала на глубине 100 километров. Однако в 1969 году ученый Б. Дерягин синтезировал алмаз из соединения углерода и водорода - . Оказывается, что получить алмазы из метана можно под намного меньшим давлением, нежели из графита, а температура, нужная для реакции - 1000 градусов Цельсия, что вполне реально.

Вес бриллиантов измеряется в каратах. Один карат равен 0,2 грамма.

Форма и огранка бриллиантов

Определенной формы или размера у таких камней нет, они просто поражают своим разнообразием. Часто мелкая россыпь камней срастается, образуя красивые алмазные . Один бриллиант обычно весит менее 15 карат, то есть меньше 8 грамм.
Один из самых известных и больших бриллиантов - алмаз «Реген», который был найдет еще 1701 году. Он имеет вес 140 каратов, хранится в Лувре.
Любители бриллиантов собирают целые коллекции из разных алмазов, цветные бриллианты, камни разной огранки. Коллекционеры знают и разбираются в более чем 20 огранок алмазов. В последнее время популярными становятся бриллианиты или брилианиты (каждая компания называет бренд по-своему) - алмазов, оформленные в огранке для бриллиантов. Такие камни действительно ярко блистают на солнышке, они очень похожи на бриллианты, но значительно дешевле.

Исторические алмазы

«Тиффани» в украшении «Птица на скале»

«Орлов» в Императорском скипетре

  1. «Зелёный дрезденский », 41 кар. Камень яблочно-изумрудного цвета. Является украшением для шляпы. Хранится в Дрездене .
  2. Алмаз Хоупа , 44,5 кар. Очень редкого глубокого сапфирового цвета. Замечательной чистоты и правильных пропорций. В 1830 году его приобрёл на аукционе банкир и собиратель драгоценных камней Хоуп, чьим именем он и назван. В 1958 году подарен Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где находится сейчас. Считают, что этот алмаз приносит несчастье владельцам (история камня приукрашена выдумками в подтверждение такого суждения).
  3. Куллинан -I («Звезда Африки»), 530,2 кар. Прозрачный, бесцветный. До 1996 г. самый большой огранённый алмаз в мире; ныне третий по размеру. Имеет 74 грани. Каплевидной формы (панделок). Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII . Хранится в Тауэре , Лондон .
  4. «Тиффани », 128,51 кар. Приобретён нью-йоркской ювелирной фирмой «Тиффани», огранён в Париже.
  5. Кохинур («Гора света»), 108,93 кар. Хранится в Тауэре, Лондон.
  6. Куллинан -VI, 63,6 кар. Один из 105 огранённых камней-осколков знаменитого «Куллинана», весившего 3106 кар. Вставлен в корону королевы Мэри в 1911 году. В 1959 году на выставке «Вечный алмаз» в Лондоне был представлен вставленным в брошь. Хранится в Тауэре, Лондон.
  7. «Нассак », 43,88 кар. Первоначально имел массу более 90 кар и находился в храме бога Шивы недалеко от города Нассак (теперь Нашик) близ Бомбея в Индии. В 1818 году был захвачен англичанами в качестве трофея в процессе колонизаторских войн. В 1927 году переогранён в Нью-Йорке и получил изумрудную огранку. В настоящее время в частной собственности Лидса в США .
  8. Регент - найден в копях Голконды в 1701 году . Огранён в 1721 году до 140 карат во Франции . Во время правления Наполеона III был украшением короны императрицы Евгении . С 1807 года хранится в Лувре .
  9. Алмаз Шаха , 88,7 кар. Хранится в Алмазном фонде Российской Федерации
  10. «Флорентиец » («Австрийский жёлтый», «Тосканец»), 137,27 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Ранняя история овеяна легендами. С 1657 года собственность семейства Медичи во Флоренции . В XVIII веке был укреплён в короне Габсбургов , затем использовался как брошь . После Второй мировой войны судьба камня неизвестна.

Также к известным камням относятся:

Огранка бриллиантов

Исторический обзор

Первые формы обработки были достаточно примитивными: стачивали одну из граней и шлифовали. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку, такую, чтобы свет в алмазе полностью внутренне отражался. В 1961 году Арпад Неджи, 13 лет работавший в этом направлении, разработал новую огранку алмаза - профильную («принцесса»). В последние годы именно такая форма бриллиантов стала весьма популярной.

Элементы бриллианта

Несмотря на то, что бриллианты после огранки принимают различные формы, детали их внешнего вида можно чётко структурировать. Проще всего это сделать на примере бриллианта круглой огранки с количеством граней пятьдесят семь «Кр-57», ввиду его большей наглядности.

В таком бриллианте можно чётко выделить две основные части: корона и павильон, их разделяет рундист. Он является своеобразным поясом бриллианта, разделяющим его верхнюю и нижнюю части, и является также опорной частью бриллианта, за которую его обычно закрепляют в изделии. Корона имеет вверху самую большую грань, так называемую площадку, расположенную в плоскости параллельной рундисту. От площадки отходят восемь одинарных клиньев верха, соприкасающихся с восемью основными гранями короны. Непосредственно рядом с рундистом располагаются шестнадцать парных клиньев, завершающих общую структуру верхней части бриллианта. Павильон вытянут вниз, и имеет двадцать четыре грани. Шестнадцать клиньев и восемь основных граней павильона сходятся в одной точке - калетте, нижней вершине бриллианта.

Современные огранки

Самыми распространенными на сегодняшний момент являются круглые бриллианты с 17 и 57 гранями. Для маленьких алмазов массой не более 0,03 карат наряду с огранкой 57 фацетов применяют огранку на 17 фацетов. Применять огранку в 57 граней начали еще в XVII веке, но лишь в начале XX века с помощью теоретических расчетов, учитывающих все физико-оптические особенности алмаза, были выведены идеальные пропорции огранки, позволяющие достичь максимального блеска и предельную игру света внутри камня. Такую огранку стали называть настоящей или идеальной, в ней на верхнюю часть бриллианта приходится 33, а на нижнюю 24 грани. Сейчас бриллиантовую огранку на 57 фацетов повсеместно применяют для бриллиантов массой более 0,05 карата. Во времена СССР ввели понятие «Русская огранка», которое должно было выделить произведенные в России бриллианты, но в принципе ничего кардинально нового в деле огранки не предложили. На данный момент термин сохранился, но принял брендовый оттенок и больше говорит о качестве обработки произведенных бриллиантов, чем об отличии в плане структуры камней.

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат» на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для еще более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант». Ее автором считают Массимо-Эльбе. Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами. Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции "огранка" по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

Способы огранки

Заменители бриллианта

Самые распространненные имитации бриллианта делаются из:

  • Природные камни - белый сапфир, белый топаз, кварц (горный хрусталь), белый берилл, белый циркон.
  • Искусственные - кубически стабилизированный циркон, муассанит, ниобат лития, гадолиний галлий гранат, шпинель, титанит стронция.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бриллиант" в других словарях:

    Прозрачный искусственно ограненный алмаз. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    Брильянтик, брильянт, алмаз, брюлик, адамант, царь камней, бриллиантик, кохинор, диамант Словарь русских синонимов. бриллиант см. алмаз Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Вне зависимости от вида огранки бриллианты подразделяют на три группы:

Мелкие - бриллианты массой до 0,29 карата;

Средние - бриллианты массой 0,30-0,99 карата;

Крупные - бриллианты массой свыше 1,00 карата.

ВНИМАНИЕ! Масса бриллиантов определяется взвешиванием на аналитических весах с точностью до двух знаков после запятой. Математический расчет массы бриллианта через геометрические параметры дает лишь приближенный результат! Кроме того, масса бриллианта никогда не определяется в сторону увеличения, даже если второй и третий знаки после запятой равны 9! Например, 0,999 кар = 0,99 кар.

Наверх

Цвет

В зависимости от оттенка цвета, его тональности и насыщенности бриллианты подразделяют на:

Бесцветные;

С оттенками разной насыщенности;

Окрашенные (желтые с оттенками разной насыщенности, коричневые с оттенками разной насыщенности);

Фантазийные (со значительным присутствием цвета при просмотре бриллианта через площадку или же с цветом, отличным от желтого, коричневого, серого при сравнении с бриллиантом-образцом по цвету).

Группа цвета определяется визуально путем сравнения конкретного бриллианта со специальными образцами-эталонами, каждый из которых характеризует определенную группу цвета (см. рис. 1).

ВНИМАНИЕ! Чем меньше бриллиант, тем меньше градаций групп цвета. Это следствие того, что с уменьшением объема самого исследуемого бриллианта становится сложнее определить различие между смежными группами цвета. Да и наборы образцов отличаются .

Рисунок 1. Определение цвета бриллианта приборным методом на установке Diamond Brilliance Tester, разработанной в лаборатории РФЯЦ, Саров

Цветовая палитра

Окраска кристаллов алмаза является одной из важнейших характеристик будущего бриллианта. Наиболее высоко ценятся бесцветные бриллианты, а также бриллианты со слабым оттенком голубизны. Камни редкой окраски (голубые, розовые, изумрудно-зеленые и др.) тоже котируются достаточно высоко, несмотря на некоторое ухудшение оптических свойств, обеспечивающих «игру». Такие цвета называются «фантазийными», а высокая ценность бриллиантов этих расцветок обусловлена их уникальностью. Часто встречаются кристаллы желтой окраски разной насыщенности и яркости - вплоть до коричневой; такие камни хуже «играют», вполне заурядны, поэтому и ценятся значительно дешевле.

Таким образом, именно уникальность или, наоборот, ординарность окраски кристаллов является психологической основой различия в стоимости по-разному окрашенных камней и впоследствии изготовленных из них бриллиантов.

    Желтая окраска алмазов. Из цветных наиболее часто встречаются алмазы желтого цвета, который варьируется от янтарно-золотистого до буроватых оттенков. Основной причиной появления различных оттенков желтого цвета в природных алмазах является присутствие атомов азота.

    Зеленая окраска алмазов. Кристаллы, полностью окрашенные в зеленый цвет, довольно редки. Иногда зеленый цвет проникает только на толщину «рубашки» кристалла, гораздо реже зеленоватый цвет равномерно распределяется по всему камню. Основываясь на том, что бесцветные алмазы приобретают зеленую окраску при искусственном воздействии радиации, многие исследователи приходят к выводу, что природа зеленых алмазов радиационная.

    Голубая окраска алмазов. Достаточно редко встречаемые кристаллы алмаза, их окраска вызвана наличием примеси бора.

    Коричневая и розовая окраска алмазов. Камни с такой окраской составляют значительное количество среди природных алмазов.

ФАНТАЗИЙНЫЕ ЦВЕТА

В бриллиантовой торговле существует договоренность называть фантазийными только чрезвычайно красивые и привлекательные бриллианты. На протяжении долгого времени наилучшими считались бесцветные бриллианты. Однако это мнение изменилось около 20 лет назад, когда наиболее ценными стали бриллианты необычных расцветок («фантазийные» бриллианты). И в 1983 году в HRD (Бельгийской геммологической лаборатории) начали проводить сертификацию бриллиантов фантазийных цветов.

Рисунок 2. Диаграмма координат цветности бриллианта

Бриллианты фантазийных цветов можно разделить на две группы:

1. бриллианты уникальных цветов (розовые, голубые и т. д.);

2. бриллианты желтых, коричневых цветов и их комбинаций, окраска которых темнее или насыщеннее стандартных образцов-эталонов по цвету.

Бриллианты фантазийных цветов также подразделяются на:

Фантазийный светлый;

Фантазийный;

Фантазийный интенсивный;

Фантазийный темный;

Фантазийный насыщенный;

Фантазийный яркий.

Следует помнить, что единственным подтверждением фантазийного цвета, а соответственно и стоимости бриллианта является сертификат!

Рисунок 3. Наиболее часто встречаемые фантазийные цвета бриллиантов

ВНИМАНИЕ! Серые, молочно-белые и черные бриллианты, которые встречаются достаточно редко, никогда не называют фантазийными! Вопрос определения фантазийного цвета принципиально важен, поскольку от этого будет зависеть стоимость бриллианта. Фантазийные цвета достаточно разнообразны, поэтому для них не существует наборов-эталонов (потребуется слишком большое количество эталонов). Для их оценки используют атласы цветов, наиболее подходящим из которых считается атлас Манселла. В качестве примера можно привести фотографию фантазийного бриллианта на одной из карт этого атласа (см. рис. 4).


Рисунок 4. Бриллианты фантазийных цветов и использование атласа Манселла

Наверх

Чистота

Чистота - один из основных классификационных признаков бриллиантов, характеризующийся отсутствием или степенью проявления внутренних и внешних дефектов. Чистота бриллиантов является одной из важнейших характеристик, определяющих цену камней. Группу чистоты определяют визуальным методом с применением лупы 10х увеличения при искусственном освещении с применением стандартных источников света D65 (характеристики определены Международной комиссией по освещению CIE).

Внешние и внутренние дефекты

Под характеристиками чистоты понимают как дефекты природного происхождения, возникшие в процессе формирования и добычи кристалла, так и дефекты, появившиеся во время обработки кристалла и ношения бриллиантов в ювелирных изделиях. Все характеристики чистоты можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние дефекты

Это дефекты, расположенные на поверхности бриллианта и незначительно проникающие вглубь его. Внешние дефекты могут быть следствием процесса обработки или повседневного ношения изделия. К внешним дефектам относят: раковины, сколы, царапины, линии полировки, заматованность, пористость рундиста, завальцованность, подгар граней (клиньев).

Внутренние дефекты

Это внутренние особенности камня, целиком находящиеся внутри бриллианта или частично выходящие на его поверхность, видимые невооруженным глазом или при увеличении 10Х. К внутренним дефектам относят: включения, трещины, точки, облака, пузырьки, полоски, микрошвы, грейнинг, линии роста. Некоторые из них в процессе обработки могут выходить на поверхность, но находятся они в объеме бриллианта и поэтому считаются внутренними.

Группы чистоты

Согласно ГОСТу Р 52913-2008 бриллианты в зависимости от характеристики внутренних и внешних дефектов, степени их проявления и места расположения в объеме бриллианта, а также от видов огранки и групп массы подразделяются на группы чистоты в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Определение группы чистоты бриллианта по характеристикам согласно классификации бриллиантов ГОСТ Р 52913-2008 *

Характеристики групп чистоты бриллиантов

Группа чистоты бриллианта

Центральная зона бриллианта

Средняя зона бриллианта

Периферийная зона бриллианта

Вес до 0,299 карат

Вес от 0,30 карат

Без внутренних и внешних дефектов 1 1
Один мельчайший дефект в виде светлой точки, различимый только при просмотре бриллианта со стороны павильона - - 2 2
- Не более двух мельчайших дефектов в виде светлых точек 2 2
- Один мельчайший дефект в виде полоски 2 2
Не более трех мелких дефектов в виде светлых включений - - 3 3
- 3 3
- Не более двух мелких дефектов в виде полоски 3 3
Не более двух мелких дефектов в виде темных включений - - 3 4
Не более четырех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
Не более двух незначительных дефектов в виде полосок 3 4
Не более одного незначительного дефекта в виде полоски и трех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
- - 3 4
Один незначительный дефект в виде светлого облака - - 4 5
Один незначительный дефект в виде трещины - - 4 5
Не более трех незначительных дефектов в виде темных включений - - 4 5
Не более шести незначительных дефектов в виде светлых включений и полосок 4 5
- Не более трех мелких дефектов в виде трещин 4 5
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых включений, полосок, трещин, прозрачных объемных включений 5 6
До пяти незначительных дефектов в виде темных включений 5 6
Один незначительный дефект в виде объемного темного включения 5 6
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых и темных включений, полосок, трещин, облаков, прозрачных объемных включений 5 7
Один небольшой дефект в виде темного включения 5 7
Не более двух небольших дефектов в виде темных включений 5
Не более двух небольших дефектов в виде трещин 5
Не более одного небольшого дефекта в виде облака в сочетании с небольшим темным включением 5
Несколько мелких дефектов в виде трещин в сочетании с небольшим темным включением 5
Многочисленные небольшие дефекты в виде различных включений и трещин 6 8
Одна большая трещина 6 8
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений, трещин 6 9
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений в сочетании с трещинами 6 9
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра не менее 60% граней павильона бриллианта 7 10
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра от 60% до 30% граней павильона бриллианта 8 11
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра менее 30% граней павильона бриллианта 9 12

* Классификация бриллиантов по группам чистоты действует с 01.01.2009 года

Наверх

Огранка

По форме огранки бриллианты подразделяют на:

Круглые (название говорит само за себя, именно такие бриллианты составляют основную массу всего бриллиантового рынка);

Фантазийные (ставшие уже традиционными бриллианты прямоугольных, грушевидных и т.д. форм и даже бриллианты в виде сердца);

Нетрадиционные (в своем большинстве бриллианты, произведенные ограниченной серией или даже в единственном экземпляре; их форма существенно отличается от традиционных; зачастую такие бриллианты используются дизайнерами в авангардных украшениях).

По типам огранки (форме и взаимному положению граней) бриллианты подразделяют на:

Клиньевая, или бриллиантовая - к данному типу относятся «круглые», «груши», «маркизы», «сердца» (см. рис. 5);

Рисунок 5. Клиньевая, или бриллиантовая огранка

Ступенчатая – «принцессы», «изумруды», «квадраты» и т.д. (см. рис. 6);

Рисунок 6. Ступенчатая огранка

Смешанная (сочетающая в себе элементы первых двух типов – например, «феникс»).

Наверх

Стоимость

ВНИМАНИЕ! Если цена одного отдельного грамма золота и одного грамма в килограмме одинакова, то стоимость бриллиантов с увеличением их размера возрастает в прогрессии. Например, бриллиант весом 0,99 карата будет стоить гораздо меньше, чем бриллиант весом 1,00 карата при одинаковом цвете и чистоте.

Бриллианты независимо от вида огранки, по массе подразделяются на три группы:

Средние;

Крупные.

Кроме того, для мелких бриллиантов вводится понятие подгрупп массы (диапазон значений массы бриллиантов).

Понять принцип формирования обозначения размерно-весовых подгрупп достаточно просто - это не что иное, как количество штук бриллиантов, составляющих массу, равную одному карату.

Мелкие круглые семнадцатигранные бриллианты (Кр-17) подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Характеристика размерно-весовых подгрупп бриллиантов Кр-17


Мелкие бриллианты других видов огранки подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 2.

Таблица 2. Характеристика размерно-весовых подгрупп мелких групп бриллиантов

Средние бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 0,30 до 0,39 включ.; от 0,40 до 0,49 включ.; от 0,50 до 0,59 включ.;

от 0,60 до 0,69 включ.; от 0,70 до 0,79 включ.; от 0,80 до 0,89 включ.; от 0,90 до 0,99 включ.

Крупные бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 1,00 до 1,24 включ.; от 1,25 до 1,49 включ.; от 1,50 до 1,74 включ.; от 1,75 до 1,99 включ.; от 2,00 до 2,24 включ.; от 2,25 до 2,49 включ.; от 2,50 до 2,74 включ.; от 2,75 до 2,99 включ.; от 3,00 до 3,24 включ.; от 3,25 до 3,49 включ.;

от 3,50 до 3,74 включ.; от 3,75 до 3,99 включ.; от 4,00 до 4,24 включ.; от 4,25 до 4,49 включ.; от 4,50 до 4,74 включ.; от 4,75 до 4,99 включ.; от 5,00 до 5,24 включ.; от 5,25 до 5,49 включ.; от 5,50 до 5,74 включ.; от 5,75 до 5,99 включ.; от 6,00 и св.

Наверх

Наиболее актуальные вопросы в практике современных геммологических лабораторий

Пять С

Безусловно, основные характеристики бриллианта основываются на его визуальном восприятии. Однако такой подход не может быть объективным, поэтому оценка бриллиантов производится по так называемым «четырем С»:

Color (цвет);

Clarity (чистота);

Cut (огранка);

Carat weight (масса в каратах).

На сегодняшний день применение последних научно-технических разработок позволяет объективно подойти к комплексной оценке бриллианта. С этой целью ОАО «ПО «Кристалл» и ФГУП Российский Федеральный Ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики впервые в мировой практике специально ввели новый показатель, так называемую пятую «С» - коэффициент «Charm», а также разработали оборудование и методику измерений.

Коэффициентом «Charm» определяют следующие оптические характеристики блеска бриллианта:

1. Интенсивность блеска - этот параметр характеризует яркость блеска и определяется как коэффициент отражения лучей света в бриллианте. На эту характеристику влияют в первую очередь потери света из-за несовершенства огранки бриллианта.

2. Дисперсия блеска - этот параметр характеризует способность бриллианта разлагать падающий на него белый свет в цвета радуги. По-другому его можно определить как цветовую насыщенность блеска. Этот параметр наибо¬лее сильно проявляется в бриллиантах с высокой чистотой и хорошей геометрией огранки.

3. Искристость блеска - этот параметр включает в себя две оптические характеристики, на которые реагирует глаз человека:

Рельефность рисунка блеска, характеризующую среднее число искр в картине блеска, различаемых глазом человека (статическую компоненту параметра искристости);

Мерцание рисунка блеска, характеризующую изменение интенсивности блеска при наклоне и повороте бриллианта в пространстве (динамическую компоненту параметра искристости)

4. Геометрия рисунка блеска - этот параметр характеризует наличие или отсутствие в рисунке блеска больших темных пятен, различимых глазом человека, которые можно трактовать как дефекты блеска.

При сертификации измеренное значение данного коэффициента заносится в специальную графу в бланке сертификата, и человек, получающий сертифицированный бриллиант, может самостоятельно, без специальной подготовки и приборного обеспечения сделать вывод - насколько хорошо будет смотреться бриллиант.

Наверх

Природа бриллианта и воздействие на него

Наиболее актуальным и сложным остается вопрос диагностики природы бриллианта и обнаружения следов внешнего воздействия на него с целью изменения цвета и/или чистоты.

На современном рынке наиболее часто встречаются следующие группы ограненных камней:

1. Природные ограненные алмазы - бриллианты, подвергавшиеся воздействию с целью изменения цвета и/или чистоты.

Наиболее часто камни подвергаются термобарическому воздействию и/или облучению с целью изменения цвета. Причем современные технологии позволяют как обесцвечивать бриллианты, так и придавать им насыщенные фантазийные цвета. Для улучшения же чистоты, как правило, используются методы заполнения трещин веществом с показателем преломления, близким к алмазу. Если нанесение покрытия, следы заполнения трещин и высверленные лазером каналы можно обнаружить при просмотре бриллианта в лупу и микроскоп, то следы облучения и термобарического воздействия диагностировать достаточно трудно. Такая диагностика проводится только в геммологических лабораториях путем анализа спектрограмм, снятых на специальном оборудовании, а также с помощью целого ряда дополнительных косвенных признаков.

Сведения о наличии или отсутствии следов внешнего воздействия с целью изменения цвета и/или чистоты бриллианта обязательно должны вноситься в бланк сертификата!

2. Синтетические ограненные алмазы

На сегодняшний день широко известны такие имитации бриллиантов, как фианит, стекло, цирконий, муассанит и т.д. Современное оборудование с достаточной точностью позволяет отличить их от алмаза. Однако в последнее время в мире, в частности в США, России, странах СНГ, наблюдается рост объемов производства высококачественных синтетических алмазов, из которых затем изготавливаются ограненные ювелирные вставки. Если синтетический кристалл алмаза специалист еще может визуально отличить от природного (по характеру поверхности граней кристалла, его внешнему габитусу, наличию затравки), то после огранки такая возможность полностью исчезает. Именно поэтому наиболее авторитетные геммологические лаборатории мира уделяют большое внимание внедрению и развитию современного высокоточного диагностического оборудования этого профиля. Без сложных специальных дорогостоящих тестов неподготовлен-ному потребителю происхождение бриллиантов невозможно определить.

Существуют методы синтеза алмазов, которые позволяют создавать синтетические алмазы, искусственное происхождение которых невозможно диагностировать во многих геммологических лабораториях.

В отечественной геммологической практике сегодня используются последние разработки российских ученых в области диагностики бриллиантов. Так, например, Смоленский геммологический центр совместно с Научно-технологическим центром уникального приборостроения РАН проводят исследования по диагностике облагороженных бриллиантов и синтетических ограненных алмазов с использованием акустооптического спектрометра рамановского излучения. Данный прибор позволяет не только в течение 1,5-2 минут однозначно отличить бриллиант от имитации (даже в том случае, когда камень закреплен в изделии!), но и определить метод воздействия на бриллиант или синтетический ограненный алмаз. Очевидно, что именно за такими приборами будущее геммологи.

Рисунок 9. Сертификат соответствия синтетического ограненного алмаза и его блистерная упаковка

3. Имитации бриллиантов (наиболее часто встречаемые: циркон, муассанит, шпинель и т.д.).

Отличить бриллиант от имитаций для специалиста сегодня не представляет сложности. Во-первых, при визуальном осмотре у настоящего камня можно обнаружить следующие идентификационные признаки: качественную полировку граней и остроту ребер, отсутствие эффекта «раздвоения ребер», наличие включений и дефектов, характерных для природных алмазов. Во-вторых, существует ряд приборов, позволяющих специалисту даже с незначительной подготовкой отличить бриллиант от имитаций.