Конспект по развитию речи 1 младшая. Проект развития речи в первой младшей группе "играя в игру, я быстрее заговорю"

Александра Онищенко

В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе . Этой задаче в детском саду уделяется серьезное внимание. Какие же задачи в первой младшей группе по развитию речи ? Это :

1. Развивающая речевая среда .

2. Формирование словаря.

3. Звуковая культура речи .

4. Грамматический строй речи .

5. Связная речь.

Успешная реализация всех этих задач зависит прежде всего от уклада жизни группы , той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной среды.

Дети третьего жизни года очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами : «Как?» , «Что это?» , «Зачем?» , «Где?» . Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития .

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы , которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка третьего года жизни.

Как уже было сказано, что одна из задач развития речи – это развивающая речевая среда , то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.

Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, воспитатель должен использовать в своей речи существительные , прилагательные, глаголы, наречия , предлоги. Для этого необходимо следующие :

1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

В начале адаптационного периода при планирование нужно тщательно подбирать материал по развитию речи . Следует повторять знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на прогулках, рассматривание на грядках растений, игры с предметами (обручи, мячи, лопаточки) и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно же развивает речь . Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить) .

Так же в период адаптации очень интересно происходит игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» . Эту я провожу как на прогулке так и в группе . Она очень нравится детям. Они удовольствием продолжают играть в эту игру в течение всего года.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развиваю понимание речи и активизирую словарь детей. Например : «Покажи, как ходит медвежонок…»

Процесс формирования словаря идет постоянно : во время наблюдений проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов, «Домашние животное» , «Транспорт» , «Посуда» , «Овощи» , «Обувь» , «Одежда» , «Фрукты» … во время проведений настольных игр.

Желательно способствовать тому, чтоб дети употребляли слова в самостоятельной речи . При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) даю образец ответа на вопрос. Воспитатель спрашивает : «У кого морковь?» , а ребенок отвечает : «У меня морковь» . К концу учебного года уже многие дети самостоятельно могут выполнять роль ведущего.

Словарная работа – необъемлемая часть НОД по развитию речи . В своей работе я принимаю такие приемы, как :

1. Показ с названием.

2. Многократное повторение нового слова или фразы.

3. Объяснение происхождения слова (лягушка-квакушка, мышка-норушка) .

4. Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток клюв. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро.)

К приемам активизации словаря можно отнести следующие приемы :

1. Вопросы. Детям задают простые вопросы : «Кто, что?» , так и более в сложной форме «Во что одет?» , «Что везет?» .

2. Дидактические игры, упражнения, предлагающие употребление слов относящихся к разным частям речи . Например : д. у. «Вверх – вниз» . Кукла поднимается по лесенке : «вверх – верх - наверху. Трудно» . И кукла спускается вниз : «Вниз – вниз – вниз прыг. Легко!» В дальнейшем это упражнение повторяется на прогулке. Дети поднимаются и спускаются по лесенке проговаривая свои слова.

Третий год жизни благоприятен для воспитания произносительной стороны речи : в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того совершенствуется работа мышц языка , губ, нижней челюсти. Очень важно целенаправленно развивать слуховое восприятие . Оно является важной предпосылкой для формирования звуковой культуры речи , благодаря слуховому восприятию ребенок будет овладевать умением слышать, дифференцировать звуки и подражания, различать громкость и скорость из произнесения. Развитие слухового восприятия осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений, которые являются частью НОД. Детей первой младшей группе уже произносят гласные звуки четко и простые в артикуляционном отношении согласные М, П, Б, Ф, В, но работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается именно с тех звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к условию и произнесению более сложных звуков. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов :

А. Сначала дети произносят изолированный звук и несложный звукосочетания : у-у-у-у- гудит; му-му-му- мычит; тук-тук-тук- стучит, потом они закрепляют звуки в словах. Уточняя и закрепляя правильное звукопроизношение, особое внимание надо уделять детям, которые с трудом или неправильно усваивают звуки. Например, малыш произносит звук «С» с высунутым языком. Надо стараться выявить такие дефекты и своевременно оказать помощь ребёнку.

Так же немаловажное значение имеет при воспитании звуковой культуры речи голосовой аппарат , который у детей этого возраста ещё очень хрупкий. Дети совсем не умеют регулировать свой голосовой аппарат. Детям даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. «Как собачка лает? «Гав – гав» - громко. А как щенок лает?» Дети говорят тихо : «гав – гав. Как кошка мяукает? Как котёнок…» Развивая голосовой аппарат мы должны помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже незначительные успехи ребёнка. С двухлетнего возраста необходимо учить ребёнка пользоваться умеренным темпом речи . Это, конечно личный пример воспитателя : «Повтори как я» .

Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Ветерок» (дуем на султанчики, снежинки) Расстояние от султанчиков до губ ребёнка должно быть около 8 – 10 см. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную – у – у – у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау – ау – ау» .

Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движения пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Играя в пальчиковые игры, мы : развиваем речь , развиваем умение подражать взрослым, повышаем речевую активность. Упражнения из пальчиковой гимнастики делают речь более чёткой, ритмичной, яркой. В помощь себе я использую книгу О. И. Крупенчук «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей» .






Участники проекта

Цель

Задачи

Развитие активной речи;

Формировать:

Актуальность проблемы:

Просмотр содержимого документа
«Проект развития речи в первой младшей группе "Играя в игру, я быстрее заговорю"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ - САД) №10 «АЛЕНУШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

г. Красноперекопск 2015 – 2016 уч. Год

Тема « Играя в игру, я быстрее заговорю»

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Цель : развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи : -целенаправленно обогащать словарь детей;

Развитие активной речи;

Формировать:

Потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;

Понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

Способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность проблемы:

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Сроки выполнения:

Долгосрочный.

Проект включает три этапа: |Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта

для обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана для реализации проекта;

|| Основной этап

Работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности:

Дидактические игры :

*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

* «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

* «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

* «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

* «Одень Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

* «Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте, выполнять определенные движения для достижения нужного результата. Развивать мелкую моторику пальцев.

* «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

* «Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.

* «Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера.

* «Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.

* «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

Сюжетно-ролевые игры:

*«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

*«Напоим чаем куклу Катю »

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

*«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

*«Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

*«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.

*«В гости к мишке»

Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

*«Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

*«Гости на пороге»

Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

Подвижные игры:

« Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий .

« Зайка беленький» Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

« Гуси – гуси» Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

« У медведя во бору» Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

« Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту .

« Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

« Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок:

«Теремок», «Колобок».

Художественная литература:

*Чтение и заучивание потешек :

«Наша Маша маленькая»

«Огуречик, огуречик»

«Тили-тили-бом»

В.Берестова

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Наша Таня громко плачет»

* Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

    «Как помочь ребенку заговорить?»

    «Речевые трудности. Игры по развитию речи»

    « Речевое развитие у детей раннего возраста»

Памятки:

1.« Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»

||| Заключительный этап

    Анализ результатов реализации проекта.

    Работа с родителями:

* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Играя, развиваем речь».

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

Создаем условия для проведения дидактических игр.

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Список литературы:

    Программы:

А) «От рождения до школы»

Б) « Крымский веночек»

В) « Истоки»

2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто- сборник стихов.

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».

Приложение:

    Памятки родителям.

    Консультации.

    Создание буклетов.

  1. Дидактические игры.

    Сюжетно-ролевые игры.

расширять и активизировать пассивный по теме, формировать умение произносить звукоподражание гласных «А», «У» с разной громкостью; продолжать формировать представления о диких животных; содействовать развитию артикуляционного аппарата. Развивать умение употреблять в речи предлог «под» в составе разного типа синтаксической конструкции. Развивать слуховое и зрительное внимание, дыхание, голос.

Словарная работа: заяц, ёж, лиса, волк.

Материал: игрушечные колобок, заяц, ёж, лиса, елка; 2 корзинки с муляжами грибов и морковок.

Ход проведения конспекта занятия:

Организационный момент:

Воспитатель (В.). Доброе утро! Доброго дня мы пожелаем друг другу, друзья! Сегодня хороший осенний денёк. И, хотя солнышко ещё не выглянуло из-за тучек, и на улице холодно, давайте сейчас возьмёмся за ручки, посмотрим друг дружке в глазки и улыбнемся. Как тепло, радостно и светло стало от ваших улыбок. Ребята, посмотрите, кто это на пенечке сидит и грустит? (ответы детей).

В. В самом деле, это колобок. Как вы думаете, почему колобок такой грустный? (ответы детей). Колобок такой грустный потому, что он катился и заблудился, потерял своих друзей - лесных зверей. Поможем их ему отыскать? (ответы детей). А где живут лесные звери? (ответы детей). Давайте отправимся в лес. Но запомните, чтобы не напугать лесных зверей, в лесу нужно соблюдать правила поведения:

— не шуметь!

— не сорить!

— не обижать лесных зверей!

— не причинять вред деревьям и кустам!

В. Вы готовы выполнять правила поведения в лесу? (ответы детей). Тогда нам пора в путь (дети становится за воспитателем).

В.

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в лесу. Давайте позовём лесных зверей, вдруг кто-нибудь найдется. Позовём громко, все вместе: Ау-ау-ау! (2-3 раза). А сейчас тихо, а то вдруг испугаем кого-нибудь: Ау-ау-ау!

В. Посмотрите, кто под елочкой сидит и испуганно глядит? (заяц).

В. Где спрятался зайка? (ответы детей: под ёлкой).

В. Иди, зайка, к нам, не бойся! Погладьте зайку, какой он? (ответы детей: мягкий, пушистый…).

В. Давайте посмотрим что у зайчика есть? (голова, уши, лапки, хвостик…).

В. Что зайчик любит кушать? (ответы детей: морковку…).

В. Что умеет делать зайка? (ответы детей: прыгать, бегать, бояться, прятаться).

В. А еще зайка умеет играть и предлагает поиграть вместе с ним.

Физкультминутка:

В. Серые зайки скачут на полянке!

Вот так, вот так скачут на полянке (прыгают).

Зайки серые сидят, ушки длинные торчат (приседают, имитируя ушки зайчика).

Вот какие ушки, ушки на макушке!

Серые зайки скачут на полянке (прыгают),

Любят морковку, прячут ловко (гладят животики).

Прыг (присели, обхватили себя ручками — спрятались).

В. Молодцы, дети, помогли найти колобку его друга – зайчика. А кто же там такой колючий, под кустом сидит и молчит? (ответы детей: ёж, ёжик).

В. Конечно, это ёжик. Где он спрятался? (ответы детей: под кустом).

В. Какой ёжик? (ответы детей: колючий, маленький…).

В. Что любит собирать ёжик? (ответы детей: грибы, яблоки, корешки…)

Ёжик с зайчиком играли и все свои вкусные припасы потеряли. Давайте поможем им собрать грибы и морковку.

Игра «Собери угощение» (в одну корзину собирают грибы, в другую — морковку).

В. Какие вы молодцы! Ёжик и зайчик очень рады и благодарят за помощь. А вот и лисичка, рыжая сестричка. Услыхала шум и гам, прибежала сразу к нам.

В. Посмотрите дети, какая лисичка? (ответы детей: рыжая, пушистая, хитрая…)

В. Что умеет делать лисичка? (ответы детей: бегать, прыгать…) А охотиться она умеет?

В. Зайка и колобок, вы не бойтесь, наша лисичка добрая и не тронет вас. Мы её сейчас угостим вкусной сметаной (имитация угощения). Посмотрите, как лисичка любит лакомиться сметаной (воспитатель показывает гимнастику для языка: облизывает губы, высовывает и прячет язык). Попробуйте и вы так (повторяют 2-3 раза).

В. Молодцы. Лисичка хочет у вас узнать, не видели ли вы волка? А не слышали ли вы его песенку? Давайте вспомним, как воет волк.

— У-у-у! У-у-у! (громко – тихо: повторить 2-3 раза).

Молодцы ребята! Мы помогли найти колобку всех его друзей — лесных зверей. Он вам очень благодарен за помощь, посмотрите какой колобок стал радостный. А нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с колобком и лесными зверями и отправимся в путь.

В. Шагают наши ножки, шагают наши ножки

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

(шагают высоко поднимая колени)

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в нашей группе. Где мы сегодня были? Кого мы повстречали в лесу? Понравилось вам играть с лесными зверями? Мы обязательно ещё навестим наших лесных друзей.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе подготовила Н. Прохор

Полный текст

«Программа воспитания и обучения в дет­ском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, основываясь на рекомендациях СанПиНа, в первой младшей группе рекомендует проводить восемь занятий в месяц по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе продолжительностью 8–10 минут.

Некоторые занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей. Занятия, имеющие целью вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения), проводятся по подгруппам. В подгруппы подбираются дети, имеющие более или менее одинаковый уровень развития.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1–3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.

Наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку третьего года жизни достаточно 1–2 занятий, для освоения других – гораздо больше времени, например, для драматизации отрывков из сказок, восприя­тия сюжетных картин и передачи в речи своих впечатлений.

В первой младшей группе на многих занятиях, кроме ведущей задачи, решается еще несколько задач. Например, параллельно с решением основной задачи занятия – познакомить детей с потешкой, воспитатель упражняет малышей в выразительном чтении стихотворных строк; отрабатывает четкое и правильное произношение звукоподражательных слов.

В первой младшей группе значительное место в учебном процессе начинают занимать комбинированные занятия, состоящие из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой-то одной задачи. Эти задачи могут решаться на различном программном материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное рассказывание сказки и упражнения по во­спитанию звуковой культуры речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание без показа и дидактическая игра.

Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать.

Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Например: «Сегодня я вам прочитаю очень интересное стихотворение про то, как бежала лесочком лиса с кузовочком», – рассказывает педагог. «Где она? – интересуются де­ти. – Покажите!» – «Непременно покажу. Сейчас будем играть, все и покажу, обо всем и расскажу», – отвечает педагог.

Можно заранее (за 3–4 минуты до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать на занятии, разрешив детям потрогать, подвигать их. Но одновременно следует приучать малышей соблюдать правило: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя. Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, «приходящая» только на занятия. Желание подержать этот предмет у детей так велико, что они тянут его каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить так, чтобы все хорошо ее видели, но не могли достать (например, на пианино, на полочку). Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использоваться. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя. В ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников учиться.

Детей нужно усадить так (полукругом; за столы, стоящие отдельно или сдвинутые вместе и т.д.), чтобы они не мешали друг другу (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками. Малыши должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки), которые он показывает. Следует исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей попадает в поле зрения ребенка, ее нужно переставить).

Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко «заражаются» настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1–2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям («Не раскачивайся, сиди тихо!»). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: «Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел». Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: «На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее».

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится... Вова сумеет... Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку)...» и т. п.).

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть «интересом всерьез». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие блины и съедает их», показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.

В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения.

  • Чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример. Воспитатель говорит детям: «Ав-ав-ав – лает собачка. – Как она лает?» После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав».
  • Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).
  • Использование разнообразных демонст­рационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.
  • Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.

Приведем примеры конспектов занятий (более подробные рекомендации см. в книге: Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007).

Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.

Цель . Вызвать у детей симпатию к сверст­никам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): аша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.

Ход игры

Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

(Воспитатель выводит и обнимает ребенка).

Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

«Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса», – говорит педагог. («Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет.

А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…» «Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…»)

Расхвалив 5–6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится. Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться.

Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.

«Замечательные у меня дети, – завершает общение с малышами педагог, – красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю».

Эту игру неоднократно проводят в течение года.

Занятие «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»

Цель . Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о двух братьях – Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. «Как вы себе представляете этого коня?» – интересуется педагог и заслушивает ответы детей. «И вот однажды, – продолжает разговор воспитатель, – дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?»

Педагог читает рассказ 3 раза. Затем воспитатель спрашивает: «Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?» Заслушивает и корректирует ответы детей.

Занятие «Рассматривание сюжетной картины «Возле Большого Пня»

Цель . Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине «Возле Большого Пня». Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: «Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню. Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня».

Воспитатель уточняет: «А кто же живет возле Большого Пня?» (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.)

«Покажите, – продолжает беседу педа­гог, – как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.

– Здравствуй, лягушечка, – кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).

– Доброе утро, птички-синички! – А они: „Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!“
Пчелка зажужжала... белочка зацокала... Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?

Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!»

Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: «Каждый день Малыш ходит гулять к доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. „Идет, идет, чив-чив, идет!“ – радуются птички-синички. „Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!“ – привет­ствует его зеленая лягушка.

„Ж-ж-ж, – жужжит пчелка. – Сегодня чудесный день, Малыш“.

„Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой любимый Большой Пень! – кричит Малыш. – Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?“»

Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

Занятие «Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Цель . Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша (можно воспользоваться наглядным пособием «Домашние животные» из серии «Мир в картинках» (М.: Мозаика-Синтез, 2005) или страничкой «Домашние животные» из рабочей тетради «Развитие речи у малышей: Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006)).

Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится.

Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок – овцу, щенок – собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.

Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется, мяукает (тявкает).

Занятие «Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картинка»

Цель . Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки «Три медведя» (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю.Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть.

На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их.

Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4–5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики.)

Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру.

В конце занятия, исходя из особенно­стей наглядного материала, воспитатель просит малышей принести картинки, на которых изображено «то, что растет»; нарисованы «животные в меховых шубках», «те, кто с клювом» и т.д.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Занятие по развитию речи (первая младшая группа). Тема: Игрушки в гостях.

Цель:
Продолжать знакомить детей со стихами А. Барто.
Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.
Развивать речевую активность, рассказывать стихи вместе с воспитателем.
Задачи:
1. Вызвать у детей желание слушать и повторять стихи А.Барто;
2. Способствовать развитию у детей представлений о цвете и форме, величине и свойстве предметов по средствам художественного слова;
3. Развивать эмоциональное отношение к художественной литературе;
4. Учить детей отчетливо и ясно произносить слова и фразы.
5. Формировать основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Материал для занятия:
Демонстрационный: игрушечный зайка, бычок, мишка, слон.

1.Формирование словаря: развивать понимание речи и активизировать, обогащать словарь детей: существительными, обозначающими животных.
2.Работа по звуковой культуре речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь.
3.Работа по грамматическому построению речи: учить согласовывать существительные с глаголами.
4.Работа над связной речью: продолжать учит понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы.
5.Индивидуальная работа: с Вадимом, Николь, Викой над внятностью и ясностью произношения слов.
Предварительная работа: чтение детям стихотворений из серии
« Игрушки» А. Барто.
Методы и приемы работы: наглядный, словесный, практический

(проговаривание), игровой прием, художественное слово. Наводящие вопросы, договаривание фразы начатой воспитателем, поощрение.
Используемая литература: В. В. Гербова, А. И. Максаков « Занятия по развитию речи в первой младшей группе».

Ход занятия:

I.Ребята, пока вы спали, к вам в гости игрушки пришли, но они куда-то спрятались.
- Помогите мне их найти? (дети идут по группе и первым находят слона)
- Кто это? Какого цвета? Какие у него уши, глаза? Как он трубит хоботом? А какое стихотворение мы с вами знаем про слона? (дети с воспитателем читают)

Спать пора, уснул бычок
Лёг в коробку на бочок,
Сонный мишка лёг в кровать
Только слон не хочет спать,
Головой кивает слон, он
Слонихе шлёт поклон.

Покажите, как слон кивает головой. А давайте споём ему колыбельную, чтобы он уснул (дети поют).

II.Идём искать другие игрушки, находим медведя.
- Кто это? Большой или маленький? Какие у него лапы? Глаза? А вы знаете стихотворение про мишку?

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

А почему промок зайка?(был дождь, а зонта не было). Давайте научим зайку прятаться от дождика.
Физ. минутка
Капля раз
Капля два
Очень медленно сперва
А (потом)-3раза
Всё (бегом)-3раза
Мы зонты свои открыли
От дождя себя укрыли.
IV.Ну что, идём дальше (находят бычка)
- Кто это? Каким цветом? Размером? Покажите рожки?
Идёт бычок качается
Вздыхает на ходу.
- Ой, доска кончается
Сейчас я упаду.
- Ребята, бычок чуть не упал, он плохо ножками ходит. А давайте его научим ездить на машине.
Логоритмическое упражнение «Машинка»
Би-би-би, гудит машина
Тук-тук-тук, мотор стучит
Едем-едем, едем-едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу,
Шу-шу-шу, они шуршат
Быстро крутятся колёса
Та-та-та, везут ребят.
V.-Ну вот и всех нашли. Тут и слон проснулся. Сколько много вы стихов знаете, разные игры и упражнения выполняете, скоро совсем большие вырастите. Игрушки-зверушки я у вас в садике оставлю, пусть с вами растут, ума-разума набираются. До свидания.