Что нужно 10 месячному ребенку. Игры с подручными средствами

Малыш в 10 месяцев стал активным, много времени играет самостоятельно, гораздо реже просыпается ночью. Чтобы познавать мир, непоседе требуется много энергии, которую, как и взрослые, он получает из пищи. Каким должно быть полезное питание ребенка в 10 месяцев, чтобы удовлетворять все потребности растущего организма?

Режим дня ребенка в 10 месяцев

К началу одиннадцатого месяца большинство детей переходят на двухразовый сон днем, и длительность каждого сна составляет около 1,5 часов. Если кроха укладывается спать дважды днем и в одно и то же время, его распорядок дня можно построить так, как удобно и малышу, и маме. Режим дня благотворно влияет на организм 10-месячного ребенка, исключая переутомление, благодаря чему малыш становится менее капризным. Уже сейчас, формируя распорядок дня, вы подготавливаете ребенка к детскому саду. Как правило, «режимные» детки быстрее адаптируются к новым условиям и не испытывают сильного стресса от разлуки с мамой.

Примерный распорядок дня:

Построенный таким образом режим предполагает пятиразовое питание и примерно равные периоды бодрствования.

Чем кормить десятимесячного малыша

На грудном вскармливании

Если ребенок в 10 месяцев находится на грудном вскармливании, то одно материнское молоко уже не способно обеспечить его необходимыми питательными веществами. Полностью отказываться от него не стоит, ВОЗ рекомендует сохранять данный вид вскармливания до 2 лет.

В 10 месяцев мамино молочко – это дополнение к основной, «взрослой» пище, и оно должно занимать не более четверти от ежедневного объема пищи.

На искусственном вскармливании

Малышам на искусственном вскармливании молочную смесь в 10 месяцев заменять обычным молоком не рекомендуется, бутылочка смеси должна присутствовать в первое кормление, а последнее можно заменить на кисломолочную смесь или детский кефир.

Рацион питания

Рацион питания ребенка в 10 месяцев должен быть разнообразен, если не выявлена аллергия. Данный возраст - самое время приучать малыша к взрослому столу и к самостоятельному управлению ложкой и кружкой. В этом возрасте у малыша обычно уже выросли резцы поэтому перетирать пищу не стоит, можно нарезать небольшими кусочками или пользоваться крупной теркой. Ребенку необходимо развивать жевательный рефлекс - это и залог правильного пищеварения, и развитие челюстных мышц, важных для развития речи.

Светлана, мама двух детей, 5 и 1,5 лет: «старшего ребенка по неопытности я кормила только измельченной пищей, а когда пришла пора идти в сад, начались проблемы, ведь там дают обычную еду! Много времени ушло на привыкание к жеванию. С младшим ребенком стала мудрее, и давать пищу кусочками стала с 8 месяцев».

Что должно присутствовать в питании ребенка обязательно, кроме молока матери или смеси?

Злаки

Каши из рисовой и гречневой, кукурузной и овсяной крупы богаты белком и минералами, а также полезными углеводами. Не стоит торопиться с введением манки – она может стать причиной аллергии и избыточного веса.

Мясо

Это источник белка и витаминов группы В, без которого невозможна нормальная выработка гемоглобина, что, в свою очередь, чревато анемией.

Овощи

Кроме того, что они богаты витаминами и минералами, в них есть и клетчатка, которая важна для профилактики запоров. Наиболее ценными в детском питании являются кабачки, цветная капуста, брокколи, морковь, свекла.

Фрукты

Они содержат клетчатку, витамины (в большинстве своем – С, поддерживающий иммунитет малыша), а так же углеводы. Однако не стоит радоваться, что малыш налегает на фрукты, ведь они гораздо вкуснее овощей. Но установлено, что питательной ценностью фруктовые пюре обладают небольшой, лишь на 2% обеспечивают организм необходимыми витаминами, и способны вызывать вздутие в животе и разжижать стул. А ещё следует внимательно следить за кожей малыша при введении новых ягод и фруктов, так как они могут вызвать аллергическую реакцию.

Молочные продукты

Помимо грудного молока или смеси - кефир и творог. Они богаты витаминами А, Д, отвечающими за зрение и усвоение организмом ребенка кальция. Давать творог нужно не более 40 г. в сутки и необязательно в чистом виде: это могут быть запеканки и пудинги. Детям до 1 года нельзя давать коровье цельное или парное молоко (в том числе козье).

Яичный желток

Он содержит витамины А, В, Д, Е. Но давать целый желток стоит не чаще, чем трижды за неделю. А вот белок вообще пока давать не нужно, он способен вызвать аллергию.

Масло

Растительное и сливочное масло, дается в количестве не более 5 г в день.

Изделия из пшеничной муки

Их стоит вводить в рацион очень ограниченно. Можно включать в меню ребенка в 10 месяцев вермишель, сухарики из белого хлеба, детское печенье (галетное).

Питье

Что давать пить, кроме молока? Обязательно воду и обязательно очищенную и кипяченую. Соблюдая питьевой режим, вы обеспечите ребенку хорошее пищеварение, и предотвратите обезвоживание, что особо актуально летом или при заболеваниях ЖКТ. Фруктовые соки лучше давать те, что приготовлены собственноручно. Пакетированные же приносят мало пользы и разрушают зубки ребенка. Сколько сока в сутки можно выпивать малышу? Примерный объем выводим по формуле: возраст крохи в месяцах умножаем на 10 мл, то есть в 10 месяцев – не более 100 мл сока в сутки.

Хорошо давать малышу домашние компоты, кисели и морсы, а так же травяные чаи (например, серии «Бабушкино лукошко»).

Кефир лучше всего предлагать малышу в 18-ти часовой прием пищи, и приучать сразу пить из чашки. Это должен быть не обычный напиток, а детский, такие кефиры производят, например, фирмы «Тема», «Агуша», а так же на детской молочной кухне. Так же можно приготовить кефир самостоятельно. В аптечной сети имеется множество различных заквасок для приготовления детского кефира. Напитки, сделанные самостоятельно не проходят процесс стерилизации, поэтому в них больше живых кисломолочных бактерий.

Елена, мама годовалой Алисы: «Кефир я готовила дома. Приобрела йогуртницу и закваски. А молоко брала пастеризованное, но предварительно кипятила, а если готовить из ультрапастеризованного – то кипячение не нужно».

Что нельзя давать 10-месячному ребенку

Блюда для 10-месячных детей нельзя хранить и разогревать, их готовят непосредственно перед употреблением!

Категорически нельзя давать детям первых 12 месяцев жизни цельное или парное коровье или козье молоко, цитрусы, красную рыбу, все соленое и копченое, а также кондитерские изделия с белковым кремом и шоколад.

Не стоит давать малышу шоколад, - советует автор замечательной книги «Растёт дочка, растёт сын» Ханхасаева И.Н., - чем дольше ребенок проживет, не зная сладостей, тем лучше.



Сколько должен съедать ребенок

Убедиться в том, что ребенок получает достаточно пищи, просто, зная, сколько должен весить ребенок в 10 месяцев, можно ориентироваться на таблицу ВОЗ:

При недостатке веса необходимо пересмотреть рацион ребенка, посоветовавшись с педиатром, и заменить некоторые продукты на более калорийные. Однако диагностировать низкую массу тела должен только специалист, ведь маленький вес может быть обусловлен такими факторами как, например преждевременные роды или многоплодная беременность, физиологическая особенность, а не бедным рационом. Сколько должен съедать ребенок в 10 месяцев за один раз, зависит от консистенции пищи и от предпочтений маленького гурмана. Нужно иметь ввиду, что весь объем пищи за сутки не должен превышать 1000 мл, а разовый объем можно высчитать, поделив это число на количество кормлений.

«На сегодняшний день не должна ставиться цель «наесться досыта», - говорит доктор Комаровский. - Ей на смену выдвинута иная: как при таком изобилии продуктов сохранить здоровье, ведь вкусовые привычки закладываются с детства, и тут важна роль родителей».

Примерное меню - таблица на 1 день



Таблица меню на неделю

Примерная таблица меню на неделю позволит рассчитать необходимое количество продуктов и сделать питание ребенка в 10 месяцев более разнообразным:

День недели: 1 кормление 2 кормление
3 кормление
4 кормление
5 кормление
понедельник

180 г. рисовой протертой каши на молоке,
50г пюре из фруктов,
100г киселя

120 мл овощного супа на мясном бульоне с белым хлебом (5 г),
100 г овощного пюре с паровой котлетой (60 г),
50 мл фруктового сока

Печеное яблоко,
творог (40г),
отвар шиповника (70 мл)

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
вторник Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г каши молочной гречневой,

ячный желток ½,
100 мл морса клюквенного

80 мл куриного бульона,

60 г картофельного пюре,
кнели мясные (50г),
компот из сухофруктов (100мл)

100 г пюре из фруктов,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
среда Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
100 г рисово-творожного пудинга,

50 г пюре из фруктов
100 мл травяного чая

120 мл супа-пюре из овощей,

60 г вермишели отварной,
тефтели (50г),
сок (70 мл)

180 г молочной каши,
отвар шиповника (100мл)
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
четверг Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
120 г отварной вермишели,

яичный желток,
70 мл фруктового сока

120 мл супа с рисовой крупой на мясном бульоне,

80 г мясного суфле,
100 мл киселя

70 г пюре из фруктов, 100 мл кефира с печеньем (20 г) Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
пятница Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной кукурузной,
40 г творога, 100 мл чая
120 мл супа с вермишелью на курином бульоне,

60 г тушеных овощей,
фрикадельки (40 г),
100 мл компота

100 г овощного пюре,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
суббота Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г молочного супа-лапши,
70 мл фруктового сока
100 г крем-супа из тыквы, 60 г картофельного пюре),

ежики мясные (60 г),
100 мл чая травяного

100 г пюре из фруктов,

кефир (80 мл),
сухарик

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
воскресенье Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной гречневой,

пюре из фруктов (50 г),
чай (100мл)

150 мл супа-пюре из овощей,

60 г. морковно-картофельного пюре,
паровая котлета(50г),
100 мл сока

100 г салата из вареных овощей,
100 мл киселя
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)

Точный набор продуктов и их объем зависит от здоровья и аппетита малыша, его склонностей к аллергии, а также от рекомендаций педиатра.

Простые и полезные рецепты для питания 10-ти месячного ребенка

Растительное рафинированное масло не содержит полезных веществ, зато в процессе очистки разбавляется химическими примесями, поэтому маленьким детям не рекомендуется его употреблять.

Самое подходящее масло для детей до 2-х лет - оливковое, льняное, кукурузное или соевое.

Первые блюда

Супы для малышей готовят лишь тогда, когда все суповые ингредиенты уже знакомы ребенку. Начинать стоит со сваренных на воде или овощном бульоне, с кусочками овощей и крупами. Постепенно бульон можно заменять мясным, но не концентрированным, а вторичным (первый слить, когда мясо закипит). Солить бульоны можно, но совсем немного (до 3 г соли).

Усилители вкуса и различные добавки, например, бульонные кубики «Магги» и прочие не должны присутствовать в детском супчике – только натуральные продукты!



Суп-пюре «Овощата»

Для приготовления понадобятся:

  • картофель – 30г;
  • капуста – 30 г;
  • свежая морковь – 10г;
  • стакан воды;
  • молоко – 100 мл;
  • немного соли.

Овощи очищаем и мелко нашинковываем, заливаем водой и ставим кастрюлю на небольшой огонь, отвариваем. Затем их пюрируем блендером вместе с отваром, вливаем молоко, чуть присаливаем и доводим до кипения.

Суп-пюре кабачковый с цветной капустой

Для приготовления потребуется:

  • цветная капуста – 150 г;
  • кабачок – 150 г;
  • яичный желток – 0,5 шт.

Овощи очищаем и нашинковываем, складываем в кастрюлю и заливаем стаканом кипятка, ставим на слабый огонь и варим. Затем пюрируем овощи, добавляем отвар, в котором они готовились, присаливаем, ставим на плиту до закипания. Мелко крошим желток и добавляем в суп.



Суп рисово-молочный

Рис (15-20 г) промываем, предварительно перебрав, и варим до готовности в 1 стакане воды при небольшом огне, откидываем на дуршлаг, перетираем через среднеячеистое сито (можно этого не делать, если рис разварился или вы уверенны, что малыш справится с пищей). Добавляем стакан горячего молока – 100 мл и доводим до кипения.

Блюда из мяса

Для малышей лучше брать мясо нежирное, в идеале – индейку, цыпленка, кролика, телятину. С мяса необходимо удалять пленки и жир. Фарш можно готовить заранее и фасовать порционно, храня в морозилке. Но блюда из него хранению не подлежат, готовятся и съедаются сразу.

Фрикадельки

Мясо (филе) 200г. пропустить на мясорубке, смешать с размоченным в молоке хлебом (50г) и перемолоть фарш снова. Добавить масло сырой желток и молоко до нежной, но липкой консистенции. Сформовать мясные шарики и приготовить на пару.

Суфле «Неженка»

  • Мясо (филе) – 300г;
  • Яйцо сырое, разделенное на желток и белок;
  • Молоко – 60 мл;
  • Мука – 15 г.

Вареное мясо прокрутить на мясорубке, вмешать муку, желток и молоко. Хорошо перемешать и ввести белок, взбитый до устойчивой пены. Наполнить массой формочки и запечь в духовке (около 30 мин).

Котлетки из мяса и кабачков в пароварке

  • фарш из мяса птицы (индейка, цыпленок) – 300г;
  • мякоть кабачка – 100г;
  • овсяные хлопья – 30 г.

Кабачок перетереть на терке и немного отжать, смешать с фаршем, размолотыми овсяными хлопьями. Сформовать котлетки, готовить в пароварке 25 мин.

Блюда из овощей и фруктов

10 месяцев – время, когда можно знакомить малыша не только с термически обработанными овощами и фруктами, но и с сырыми тертыми. Идеальны в этом случае яблоко и морковь. Но такие блюда не должны быть ежедневными, и, давая их ребенку, нужно следить за реакцией его организма (если появится сыпь, заболит живот, изменится характер стула – исключить сырые продукты).

Салат из яблока и сырой моркови

Промыть и очистить от кожуры одно зеленое яблоко и небольшую морковку измельчить на средней пластиковой терке (косточки из яблока нужно удалить), перемешать. Для большей пользы и усвоения витамина. А можно добавить капельку растительного масла – льняного или оливкового.


Пюре тыквенно-абриковое

2 вымытых абрикоса без косточки и 200 г тыквенной мякоти порезать кусочками и сложить в кастрюлю. Залить водой и после закипания на слабом огне варить 20 минут. после - слить воду и пюрировать тыкву с абрикосом блендером.

Блюда из творога

Запеканка

  • творог – 300г;
  • сырое яйцо;
  • молоко – 70 мл;
  • сахар – 3 ч. ложки;
  • манка – 2 ч. ложки.

Творог размять, чтоб не было комочков. Яйцо и манку, предварительно размоченную в молоке, добавить в творог, всыпать сахар. Можно перемешать с помощью миксера – запеканка будет очень воздушной. Выпекать в духовке при среднем огне до золотистой корочки.


Бананово-творожный десерт

  • банан – 0,5 шт;
  • творог детский – 150г;
  • молоко – 2 ст. ложки.

Размять творог, натереть на терке банан, смешать. Добавить кипяченное молоко. Перемешать.

Видео по теме

Ваш ребенок в 10 месяцев уже потихоньку пытается быть самостоятельным, осваивая новые движения, пищу и изучая окружающий мир. Кроха в этом возрасте очень непоседливый, может пытаться делать свои первые шаги, держась за опору. О том, как воспитывать, чем кормить и как развивать 10 месячного ребенка мы сегодня расскажем мамочкам.

За последний месяц ваш малыш успел прибавить в весе 500-550 грамм, хотя девочки растут менее интенсивно, чем мальчики. Зато девочки опережают мальчиков в развитии, раньше становясь на ножки. В целом малыш к этому возрасту уже умеет:

  • Стоять на ногах, держась за опору.
  • Бегать в ходунках.
  • Садиться без поддержки.
  • Сам сползает с дивана: поворачивается к краю попой, а потом спускает ножки на пол.
  • Быстро-быстро ползать.
  • Вставлять предметы в отверстия, соответствующие их форме.
  • У него есть целых 4 зуба, которыми он легко пережевывает пищу средней плотности.
  • Смеется над простыми шутками взрослых.
  • Может петь песенки, которые пока состоят из наборов звуков.
  • Если кроха хочет что-то достать, то ему хватит смекалки притянуть к себе нужный предмет с помощью длинной игрушки.
  • Малыш может на протяжении 10-15 минут серьезно заняться игрой, катая мяч, детскую каталку или машинку.
  • Интересуется мультфильмами, но не стоит увлекать ребенка просмотром ТВ.
  • Играет с мелкими предметами, проявляет интерес к взрослой работе, пытается помогать маме в уборке, но делает это неловко.
  • Может играть с другими детьми под присмотром родителей.

Также ребенок уже может выполнять знакомые действия по просьбе родителей: «Попей!», «Дай игрушку (название)!», «Потанцуй!» и другие.

Режим дня

Если еще несколько месяцев назад кроха «радовал» мамочку бессонными ночами, то к 10 месяцам он практически не просыпается в темное время суток. Ночной сон занимает в жизни ребенка около 10-11 часов, поэтому не упустите время и позаботьтесь о режиме дня:

  • 4-5 приемов пищи с интервалом 3-4 часа.
  • 2 дневных сна.
  • Прогулка занимает 1,5-2 часа до и после обеденного сна.
  • Обеденный сон составляет около 1,5-2 часов.
  • После второй прогулки не забудьте уделить время развивающим занятиям.

Как наладить сон?

Дети, привыкшие просыпаться в любое удобное время для кормления сложно приучаются к режиму. Чтобы наладить хороший сон придерживайтесь следующих советов:

  • Поставьте детскую кроватку недалеко от родительской, чтобы иметь возможность быстро укачать проснувшегося малыша.
  • Если ребенок уже не употребляет грудное молоко ночью, то давайте ему из бутылочки сок или подслащенный чай.
  • Включайте небольшой ночник, чтобы малыш не пугался темноты.
  • Если у вас есть ночное кормление, то его лучше проводить в промежутке с 3 до 6 часов ночи, чтобы кроха имел возможность доспать еще 2-3 часа.

Четко выработанный режим поможет мамочке наладить сон крохи.

Особенности питания

Ребенок такого возраста уже умело пережевывает первыми зубами твердую пищу, хотя жилистое мясо и рыбу еще необходимо тщательно измельчать. К этому возрасту малыш знаком с разными видами новых блюд, но из рациона крохи пока нельзя исключать грудное или искусственное молочко. Суточный объем любого вида молока составляет 500-600 мл.

Остальные приемы пищи заменяются взрослой едой, рассмотрим примерное меню на день:

  • Завтрак (6-7 утра) – молоко.
  • Второй завтрак в 10 часов. В это время ребенку предлагают любую кашу (овсяная, рис, гречка), сваренную на воде или молоке.
  • В 13-00 малышу предлагают овощной суп, перетертое мясо, сухое печенье и сок.
  • Полдник в 17-00. Во время этого приема пищи крохе лучше дать тарелку творога, фруктовое пюре и любой напиток (компот, кефир).
  • В 19-00 ужин, во время которого малыш может съесть блюдо из мяса или рыбы, кашу или овощное пюре.
  • В 21-00 малышу предлагают молоко (грудное или смесь).

Заметим, что ребенок в 10 месяцев уже редко просыпается на ночное кормление, поэтому мамочку ожидает долгий и сладкий сон. Этот возраст станет прекрасным временем для введения в меню таких продуктов как рыба, некоторые сладости.

Чем нельзя кормить малыша в этом возрасте?

  • Мед, который может стать причиной ботулизма.
  • Орехи, шоколад и другие продукты-аллергены.
  • Сырые яйца и мясо.
  • Стоит избегать и морепродуктов, от которых у малыша может развиться аллергия.
  • С осторожностью в рацион включают яркие соки (вишневый, клубничный, черешневый и другие).
  • Жирные и острые соусы.
  • Жирную рыбу.

Всем вышеперечисленным продуктам мама может найти адекватную замену – это нежирная рыба, фрукты вместо сладостей, сметана и т. д.

Как ухаживать за ребенком 10 месяцев?

Некоторые мамочки начинают приучать десятимесячных малышей к горшку, что похвально. Но малыши, носящие памперс и справляющие нужду с помощью горшка должны в обязательном порядке купаться 1-2 раза в день. Уход за малышом состоит из таких этапов:

  1. Утреннее умывание. Кроху можно уже приучать чистить зубки.
  2. После каждого приема пищи малыша стоит умывать, чтобы предупредить сыпь на коже.
  3. Вечернее купание, во время которого кроха может плавать с кругом.
  4. После купания не забудьте использовать крем под подгузник или присыпку.

Совет! Если ребенок десяти месяцев страдает от сыпи или плохо спит, то обязательно практикуйте ванные с чередой или ромашкой. Они благотворно влияют на нервную систему малыша, успокаивая раздражения на коже.

Какие занятия интересны малышу?

В этом возрасте ребенка интересуют больше предметы быта, чем игрушки. Он хочет брать мамин телефон, хватает косметику и пульт дистанционного управления от телевизора. Чтобы малыш имел возможность расходовать свою энергию, мамочка обязательно должна с ним заниматься:

  • Предложите крохе поиграть на музыкальных инструментах, купив нужный набор в магазине.
  • Если крохе интересен пуль ДУ или ваш телефон, купите ему аналогичные детские игрушки со звуковыми эффектами.
  • Для развития мелкой моторики используйте крупы или муку. Самое популярное упражнение заключается в том, что мама делает из крупы дорожку, по которой ребенок должен аккуратно пройтись пальчиками.
  • Превратите уборку игрушек в увлекательное занятие: в центре комнаты ставится корзина для игрушек, в которую малыш забрасывает свои вещи (только не хрупкие).

Занятиям нужно уделять до 1 часа в день, но заниматься не целых 60 минут подряд, а по 10-15 минут каждый час. Такие дробные занятия не утомят кроху.

Какие игрушки выбрать для ребенка такого возраста?

Для крохи стоит выбирать игрушки, который помогут ребенку быстрее развиваться и разговаривать:

  1. Мягкие книжки, которые ребенок сможет рассматривать самостоятельно.
  2. Музыкальные инструменты.
  3. Интерактивные игрушки, которые будут говорить различные фразы, читать сказки, петь песенки.
  4. Мягкие карандаши и книги-раскраски, в которых кроха сможет без ограничений рисовать.
  5. Пластилин, который кроха будет отрывать, а потом клеить на специальную доску.
  6. Мелки и доску для рисования.

Обязательно не только рассматривайте, но и читайте книжки, чтобы ребенок запоминал как слова и интонации, так и сам текст. Если у ребенка много игрушек, то давайте ему не более 3-4, меняя набор каждую неделю. Малыш не потеряет интерес, а вы не будете спотыкаться о всевозможные кубики-книжки, лежащие на полу.

Упражнения для развития

По 20 минут в день дома или на улице занимайтесь с крохой гимнастикой:

  • 5-10 минут ходьбы за руку.
  • 5-10 минут самостоятельной ходьбы с опорой или по стенке.
  • 10 минут ползания по полу.
  • 5 минут приседаний с поддержкой за ручки.

Выбирайте разные упражнения, чередуйте их, после занятий легко разомните ручки и ножки малыша, улучшая кровообращение.

  1. Не ограничивайте ребенка, давая ему в разумных рамках свободу передвижения. Пускай кроха ходит, придерживаясь ручками за предметы, пускай залезает на диван. Для безопасности ребенка закройте все кабеля и розетки, уберите острые предметы, лекарства и т. д.
  2. Приучайте кроху кушать самостоятельно, давая ему безопасную пластиковую ложечку.
  3. Если малыш что-то хочет попробовать с взрослого стола, то дайте ему небольшое количество самого безопасного блюда.
  4. Чаще говорите с крохой, вкладывая в голос эмоции. Уже совсем скоро он начнет болтать, повторяя за вами простые слова.
  5. Обязательно проговаривайте названия предметов, просите кроху что-то дать вам, учите его не хватать все подряд. Именно в 10 месяцев ребенок начинает познавать окружающий мир, поэтому нужно постараться привить ему минимальные правила поведения и безопасности.

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев (видео)

Дорогие родители! Пришло время поговорить о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Через два месяца малышу исполнится годик, он начнёт ходить, и официально перестанет считаться грудничком. А что он сейчас уже умеет делать, вы узнаете, прочитав мою статью.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

  1. Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
  2. Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
  3. Радуется, когда с ним начинают играть.
  4. Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
  5. Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
  6. Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
  7. Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
  8. Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
  9. Проявляет интерес к другим малышам.
  10. Пытается сделать первые шаги.
  11. Самостоятельно держит чашку и ложку.
  12. Умеет забираться и спускаться с кровати.
  13. Одной рукой одновременно может держать два предмета.
  14. Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
  15. Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
  16. Выполняет маленькие просьбы родителей.

Двигательная активность карапуза

В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
  2. Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
  3. Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
  4. Уверено ползает . Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
  5. Может залезть и слезть с невысокой кровати.
  6. Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
  7. Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.

Развитие психологических навыков

  1. Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
  2. Пытается повторять услышанные звуки.
  3. Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
  4. Смеётся, если слышит весёлую историю.
  5. Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.

Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.

  1. Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
  2. Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
  3. Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
  4. Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
  5. Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.

Эмоциональные и социальные способности

В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:

  1. Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
  2. Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
  3. Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
  4. Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
  5. Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
  6. Любит, когда ему дают право выбора.

Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.

  1. Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина .
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Что должна уметь девочка в 10 месяцев?

  1. Имеет сильную привязанность к маме.
  2. Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
  3. Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
  4. Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»