Ребенку в 8 месяцев развитие речи. Физическое развитие малыша на девятом месяце

Малыш проявляет все больше любопытства ко всему. Малыш делает это не только инстинктивно, как детеныши животных, но и учится обобщать знания.

Физическое развитие.
За этот месяц малыш набирает около 500 г.
В росте малыш увеличится на 1,5 – 2 см. Надо заметить, что темпы роста крохи постепенно замедляются по сравнению с прошлыми месяцами.

Двигательная активность.
Ребенок ползает и изучает все, что попадается ему на пути. Он не понимает опасности, которая может его подстерегать в квартире. Чувство любопытства перевешивает инстинкт самосохранения. Так что родители должны постоянно следить за ребенком. Надо максимально обезопасить свой дом. Острые, мелкие и бьющиеся предметы, бытовая химия, электророзетки, углы, ступени, дверные проемы и т.д. опасны для ребенка. Малыш изучает ползком все комнаты, предметы, трогает их, грызет, стучит, трясет ими.
Веселой игрой станет для вас и ребенка совместное ползанье по комнатам. Делайте все тоже самое, что и малыш. Малыши тренируют ползательные навыки. Развиваются и укрепляются мышцы, которые будут очень нужны во время хождения. Это мышцы ног, спины. Малыш изучая комнату, находит предметы за которые в будущем можно подтянуться и встать или полусесть. Кроха учится держать равновесие, переносить его с одной ноги на другую. Только к 10 месяцам малыш будет стоять самостоятельно. Не надо торопить события и самостоятельно ставить его на ножки. Он сам должен к этому подготовиться.
В восемь месяцев ребенок уже неплохо сидит, однако может потерять равновесие и упасть. Это надо учитывать, кода кроха сидит на диване.
Ребенок совершенствует умения брать предметы рукой, перекладывать их из одной руки в другую, ползать с зажатой в руке игрушкой.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Совершенствуется память ребенка. Он уже может помнить последние события.
Ребенок обладает широкой гаммой чувств и эмоций. Смена настроения у него происходит молниеносно. Если кроха расстроился из-за чего-то, надо просто переключить его внимание на любимую погремушку.

Зубы.
Зубы продолжают расти. Может появился только первый зуб, а может продолжают расти остальные.

Тихий час.
Малыш в этом возрасте спит около 10 – 12 часов ночью и 1-2 раза днем. Ночной сон может прерываться, когда малыша что-то беспокоит.

Речь.
Некоторые дети в восемь месяцев произносят свои первые слова. Это «мама» или «баба» или «папа». Соединяет лепетные слоги в длинные трели и распевает их с упоением. Пытается подражать звукам. Начинает речью, слогами выражать свои эмоции, настроения, желания.

Общение.
Малыш испытывает острую потребность в общении и внимании. Вы с малышом прекрасно понимаете друг друга. В этом возрасте ребенок отлично разбирается где свои, а где чужие. Он пугается незнакомых людей. Поэтому, в такой ситуации, когда пришли гости, надо взять ребенка на руки, чтобы он с безопасного расстояния, под вашей защитой изучил незнакомые лица. Потом начните разговаривать с гостями. Так малыш со временем привыкнет и не будет пугаться. Для ребенка будет сильным стрессом, если мама оставит его одного с незнакомым человеком, с соседкой, например. Дети не допускают незнакомых к себе на расстояние, больше 80 см – это личная зона.
Малыши в этом возрасте обожают выкидывать на пол игрушки и другие предметы. Они слушают звук, который издает предмет вол время падения и смотрят на реакцию взрослых. Это своего рода игра. Поднимая и возвращая игрушку ребенку, вы включаетесь в нее. Ведь он сразу же выкинет ее на пол.
Любимое занятие во время приема пищи для восьмимесячного крохи – это растереть еду по столу. Особое внимание и интерес вызывает содержимое маминой тарелки. Малыш пальчиком может копошиться в вашей тарелке, доставать макаронины, выкидывать капусту, разливать чай. Он как завороженный смотрит на результат своего действия: как растекается по столу чай или что картошка неплохо растирается по тарелке. Кроме того, находясь на кухне, малыша очень интересуют кастрюли, сковородки, ложки, тарелки, с которыми играет мама. Ведь среди его игрушек такого нет совсем. А эти предметы так звенят, блестят, гремят.

Здоровье.
Обязательно продолжайте гулять с ребенком на улице не менее 2 часов в день. Устраивайте ребенку воздушные ванны, когда находитесь дома. Продолжайте делать самостоятельно массаж, гимнастику малышу.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Виктория 05.09.2014 11:59
Дочке 8 месяцев, она не ползает но хорошо сидит и стоит в манеже, зубов нет. Что бы это могло значить?

Кундуза 28.01.2013 20:46
А наша дочурка не ползет, но у нас есть 7 зубов..говорит ата, апа-это самое главное:so:

ирина 26.04.2012 09:42
А моей доче сегодня 8 месяцев, вот только она 7 месяцев сама встаёт и очень хорошо ходит держась за мебель,не слишком ли это рано?

надежда 07.03.2012 06:29
очень интересно

Елена 01.01.2012 11:15
дочурке 8 мес. и 5 дней.Да все также.Но В детской нам сказали что мы должны на ножках по кроватке передвигаться,А МЫ ЕЩЕ НЕ ВСТАЕМ.Нам массаж назначили.

людмила 14.12.2011 16:50
а у нас все точно так как написано)

В возрасте 8 месяцев малыш уже может многое. Его новые возможности становятся основой для игр. В свою очередь занятия с мамой подталкивают и стимулируют дальнейшее развитие малыша. В этой статье мы расскажем, какие существуют игры с ребенком 8 месяцев.

Что же умеет малыш в этом возрасте?

Его речь развивается, теперь малыш может лепетать без остановки, произнося разные звуки и слоги. Он понимает взрослого, выполняет простые просьбы: «дай руку», «покажи, где кукла».

Ребенок в 8 месяцев четко различает «своих» и «чужих», пугается незнакомого или относится к нему настороженно. В то же время он не любит расставаться с мамой, плачет и тянет к ней ручки.

Малыш уже умеет сидеть и способен сесть сам из другого положения. Некоторые малыши уже встают, подтягиваясь, и стоят у опоры. Могут даже сделать несколько шажков в сторону, крепко держась за что-либо. И все-таки в этом возрасте малышу привычнее передвигаться по-другому: он осваивает «нижний этаж» – активно ползает по полу.

В ползании малыши отличаются друг от друга, как и в остальных навыках. Одни отталкиваются пятками, другие – коленками, кто-то и вовсе пятится назад. Видимо это зависит от того, как ребенку впервые удалось передвинуться. Он запомнил это и теперь повторяет.

Развиваются и бытовые навыки. Малыш учится держать кружку, ходить на горшок. Хорошо ест из ложки, открывая рот. Не огорчайтесь, если малыш плохо осваивает новые действия, терпеливо повторяйте их и не ругайте его за неудачи.

Как уже говорилось, все эти умения просто необходимо использовать. Какие игры можно устроить с малышом? В этом возрасте для него все является игрой. Любые бытовые моменты можно обыгрывать, ведь если ребенок чем-то увлечен и заинтересован, он легче осваивает новые виды деятельности.

Игры на физическое развитие

Ползание – это лучшее упражнение. Застелите полы в доме мягкими одеялами, пледами, закрепив их по краям, чтобы не было складок. Разбросайте любимые игрушки по полу на некотором расстоянии друг от друга. Малыш проводит много времени, ползая от одной игрушки до другой, и даже иногда засыпает за игрой. Если одеяло мягкое, и нет сквозняков, малыша не стоит тревожить просто укрыть сверху и оставить спать.

Активное ползание

Стимулируйте кроху ползти в вашем направлении, ласково подзывая его, а когда доберется, обнимите и расцелуйте. Малыш обрадуется своему достижению. Помните, общение с взрослым – главный стимул и движущая сила развития для ребенка.


Догонялки

Имитируя погоню, ползайте вместе с малышом, приговаривая: «Догоню, догоню!» - побуждая его ползти быстрее. Догнав кроху, подбросьте его пару раз вверх, и затем повторите игру.

Преодоление препятствий

В развитии координации поможет «полоса препятствий». Устройте гору из подушек, тоннель из больших коробок, пещеру из одеяла. Малыш, ползая и пробуя преодолевать препятствия, будет учиться соотносить размеры предметов, расстояние и свое положение в пространстве.

Тренируемся вставать

Приготовьте детский стульчик и наклоните его спинку так, чтобы малыш, стоящий на четвереньках, ухватился за нее. Легко потяните стульчик так, чтобы ребенок встал сначала на колени, а затем - на стопы ног. Возможно, первое время вам придется прижимать стопы крохи к полу.

Пробуем ходить

Дайте малышу свои пальцы, пусть крепко ухватится за них. Поднимите его на ноги и постойте так. Хвалите его, рассказывая, какой он уже большой, и это упражнение ему понравится. Потом потяните к себе за ручки, пусть попробует делать шаги. Естественно, делать это нужно на одеяле, чтобы, если ножки вдруг ослабнут, малыш просто мягко сел на попу.

Тренируем умение переступать

Все малыши сначала осваивают ходьбу вдоль опоры, держась за нее ручками. Это может быть диван, манеж, кроватка. Когда малыш стоит держась за опору, поманите его к себе игрушкой, побуждая пройти переступая ножками и перехватываясь ручками. Если малыш сделал хотя бы шаг, но дальше не хочет отдайте ему игрушку и похвалите. Повторите упражнение позже.

Учимся опускаться

Иногда дети, научившиеся вставать, не могут опускаться обратно на четвереньки. Чтобы научить малыша, поманите его, стоящего у опоры игрушкой. Когда он подойдет, опустите игрушку с опоры на пол или дно кроватки, побуждая малыша опуститься. Если у него не получается, помогите ему согнуть сначала одно колено, потом другое.

Настя, мама годовалого Матвея: «В 8 месяцев сынок любил показывать нам представления у телевизора, где обычно собиралась вся семья. Низкая длинная тумба с разложенными на ней игрушками – до сих пор его любимая площадка для игр. Он учился ходить, переступая вдоль тумбочки, брал игрушку одну за другой и показывал нам, вертел в руках, что-то по-своему рассказывал. Все аплодировали. Такой вот кукольный театр».

Сенсорное развитие

Развивающие игры для детей 8 месяцев дома очень просты и не занимают много маминого времени, в них можно использовать любые подручные средства.

На прогулке

Ребенок в восемь месяцев изучает мир на ощупь, на вкус, учится различать цвета, размеры, структуру материалов. На прогулке не препятствуйте исследовательской деятельности малыша, пусть поиграет с песком, листьями, веточками, водой, камешками, снегом. Катание в коляске по дорожке мало что прибавит к развитию.

Игрушки из подручных материалов

Дайте малышу несколько баночек с откручивающимися крышками и игрушки разного размера. Пусть малыш открывает и закрывает крышечки, пытается положить игрушки внутрь и вынуть их обратно. Так он учится соотносить размеры вещей: маленький резиновый мячик влез в баночку, большой, но мягкий платок тоже, а вот деревянный кубик нет. Сопровождайте все игры своими комментариями, указывая цвета, названия, размеры и свойства предметов.


«Сенсорный клад»

Устройте малышу «сенсорный клад» – набор предметов, обладающих разными свойствами. Положите туда:

  • кусочек меха (мягкий, теплый, ласковый);
  • гальку (круглый, твердый, холодный);
  • шишку (колючий, твердый);
  • пищащую игрушку (эластичный, громко пищит);
  • матрешки (открываются, а там еще одна);
  • колокольчик (звенит, если потрясти);
  • маленькое зеркальце в надежной рамке (пускает блики, блестит, можно увидеть себя) и так далее.

Как играть с этими предметами? Доставайте их из коробки по очереди, предлагайте подержать малышу, покажите со всех сторон и расскажите, какие эти предметы. Вот мех, им можно провести по ручкам, лицу - это очень приятно, мех щекочется. А если взять шишку, она колет ручку, и в то же время она легкая. Расскажите, что шишка растет в лесу на дереве, а на прогулке покажите ее «сестер». Перебирая с мамой эти интересные вещички, малыш будет узнавать свойства предметов.

Важно! С мелкими деталями можно играть только в присутствии взрослого! Никогда не оставляйте малыша наедине с опасными предметами.

Музыкальные игры

Включайте ребенку музыку, подберите для него игрушки, которые издают звуки: металлофон, барабан, баночку с сухим горохом, бубен. Покажите, как извлекать звуки, и устройте «концерт».

Минус многих современных музыкальных игрушек – в однообразных и надоедливых электронно-визжащих звуках. Обязательно проверяйте звучание игрушки перед покупкой: оно должно быть приятным, мелодичным. Избегайте резких и пугающих световых эффектов.

Пение

Для развития музыкального слуха полезно пение. Пойте малышу детские песенки, показывая игрушки, например медведей:

Танцевать два мишки вышли -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Тонкий миша с толстым мишей -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Миша тонкий уморился -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
И на толстого свалился -
Та-ра-ра, та-ра-ра!

Дайте игрушки малышу, побуждая подражать увиденной игре.

Маракасы

Дайте малышу маракасы в каждую ручку. Если у вас их нет, сделайте что-то похожее из маленьких бутылочек, насыпав в них горох. Задача - научить ребенка чувствовать ритм. Напевайте любые стишки, наигрывая ритм, тряся маракасы:

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас
И поеду по дорожке
Всем ребятам напоказ!

Танцы

Напевайте мелодию, хлопая в ладоши и топая ногами в ритм. Пусть малыш повторяет:

Ручки пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Ножки пляшут
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!

Наденьте на ручки и ножки ребенка бубенчики, держите его за ручки, водите из стороны в сторону, топайте ногами:

Ножкой топ, ножкой топ
Еще раз топ, еще раз топ!
Ручкой хлоп, ручкой хлоп,
Еще раз хлоп, еще раз хлоп!

Развитие речи и расширение знаний об окружающем мире

Как развивать речь малыша в 8 месяцев? Методики развития ребенка, на самом деле, нельзя разделить на составляющие. Любое занятие имеет свою цель, но попутно способствует развитию и других качеств. Тот же «сенсорный клад», сеанс массажа, и даже кормление ребенка можно превратить в занятие по развитию речи. Достаточно только общаться с малышом в процессе. Четко и многократно проговаривайте названия предметов, привлекая к ним внимание ребенка: «Сегодня будем есть из зеленой тарелки. Где она? Вот зеленая тарелочка, положим в нее вкусное пюре».

Мама Славы, 8 месяцев: «Сыну очень нравилось собирать все, что лежит на полу, и отдавать мне. Эта игра у нас называлась «Уборка». И она так ему понравилась, что он стал подбирать с пола все, что только можно. Брал и потом полз ко мне, а я называла предмет, который он принес. Если на полу ничего не было, мог подобрать клочок бумажки или нитку и гордо вручить маме».



Читайте книжки

Подберите малышу несколько детских книжек с яркими картинками и короткими стишками или рассказами к ним. Рассматривайте картинки, рассказывая малышу, что на них происходит, какое время дня изображено, что чувствует нарисованный герой, что он говорит. Эмоциональная речь взрослого много значит для малыша. Так он узнает, что мама жалеет Таню, которая уронила мячик, но в то же время успокаивает ее. Проговаривайте простые фразы во время игры: «Дай куклу!», «На куклу!», «Где кукла?», дайте понять ребенку, что нужно делать после этих фраз.

«Покажи где»

Просите малыша показать, где у куклы глазки (носик, ротик, ручки и так далее). Затем пусть то же самое покажет у мамы и у себя. Каждый раз подтверждайте правильность действия: «верно, это глазки», а если показал неправильно – поправьте. Игру можно усложнить. Спросите, где глазки, например, у мячика. Если ребенок растеряется, подтвердите, что у мячика глазок нет и быть не может. Обязательно хвалите малыша за сообразительность.

Расширяйте словарный запас крохи, называя предметы, а через некоторое время прося показать их. С одного раза малыш, конечно, не запомнит, но если повторять одни и те же действия каждый день, пассивный словарь значительно обогатится.

Для правильного развития речи важно постоянно вести диалог с ребенком, но в то же время не «забивать» его голову информацией. Не включайте телевизор как фон: постоянно звучащая быстрая речь, резкие звуки и мелькание перегружают мозг малыша. То же самое с радио, компьютером, игрушками.

Ролевые игры

Для развития воображения полезны ролевые игры, где у героев разные характеры. Конечно, малыш еще не умеет играть в такие игры. Сделайте это сами. Поиграйте в мишку и лисичку: покажите, как мишка говорит низким голосом, а лисичка тоненько пищит. Это поможет малышу научиться различать высоту звуков и понимать, что такое художественное подражание.

Пальчиковые игры

Для некоторых игр вовсе не нужны игрушки, а развивающий эффект от них огромен. К примеру, всем известные пальчиковые игры. Сюда относятся «ладушки», «семья», «сорока-ворона» и другие известные игры. Они представляют собой простые движения (сгибания/разгибания) пальчиков и кистей рук с проговариванием простых стишков.

Пальчиковые игры соединяют в себе развитие мелкой моторики (активные и пассивные движения), речи и фонематического слуха (ритмичные стихи). Начните разучивать стишки уже в восемь месяцев, и они будут развлекать и развивать малыша как минимум до трех лет.

Семейка мышек

Мышки в норке живут,
(складываем ладошки вместе «ложечками» и заглядываем туда)
Громко песенки поют.
(подносим сомкнутые ладошки к уху)
Утро настало, солнышко встало!
(крутим поднятыми ладошками влево-вправо)
Вот проснулся папа-мышь,
(делаем на одной ручке кулачок, отгибаем и гладим большой пальчик)
Вот проснулась мама-мышь,
(отгибаем и гладим указательный пальчик)
Вот проснулся братец-мышь,
(отгибаем и гладим средний пальчик)
Вот проснулась дочка-мышь,
(отгибаем и гладим безымянный пальчик),
Вот проснулся мышь-малыш.
(отгибаем и гладим мизинец)

Ёжик

Очень хитрый старый ёж,
(Руки складываем в «замок», но при этом пальцы выпрямлены, образуя колючки)
Что он спрятал - не найдешь
(указательным пальцем делаем отрицательный жест)
Для своих детей грибочек
(сжимаем одну руку в кулак, вторую ладонь кладем сверху, образуя шляпку)
Ёжик спрятал между кочек.
(Прячем руки за спину или между ног)

Медведь

Спит медведь в своей берлоге
(складываем руки «домиком» над головой)
Не найти к нему дороги
(«идем» двумя пальцами)
Снег засыпал все вокруг
(стучим пальчиками по полу)
Спи скорей и ты мой друг .
(изображаем сон, положив ладони под голову)


Правила выбора игрушек

Чем проще игрушки, тем лучше. Каждая должна иметь одно яркое свойство, отличающее ее от других. Не покупайте сложно устроенные дорогие игрушки, для них время еще не пришло. Никогда не ругайте малыша за сломанную игрушку: если у него получилось ее сломать, значит, она, либо неправильно устроена, либо не подходит ему по возрасту. Иногда сломанная игрушка по-прежнему может выполнять свои функции.

Выбирайте игрушки из экологически чистых материалов и от проверенных производителей. У них не должно быть мелких деталей, которые легко оторвать. Если это электронная игрушка, батарейки должны находиться в отсеке, закрученном винтами. Мягкие игрушки выбирайте такие, которые можно стирать. Помните: ребенок все пробует на вкус. Если вы даете ему какую-нибудь «недетскую» вещь для знакомства, например, будильник, телефон и так далее, не оставляйте ребенка с ней один на один, а убирайте в недоступное место.

Идеальная игрушка та, которая используется в разных играх по-разному. Например, возможности набора деревянных кубиков практически ничем не ограничены. Из них можно сделать корабль, дом, замок, стену, пещеру тролля, ракету и так далее.

Обычный набор игрушек для ребенка от шести месяцев до полутора лет:

  • два мячика (побольше и поменьше)+ один с «шипами»;
  • предметы для песочницы (ведерко, лопатка, формочки);
  • несколько игрушек на колесиках: машинки разных размеров и каталка на палочке для прогулок;
  • 1-2 простые куклы, максимально похожие на человека (мягкие волосы натурального оттенка, располагающее выражение лица, желательно закрывающиеся глаза);
  • несколько игрушек, изображающих животных, максимально похожих на настоящих (заяц серый, а не фиолетовый, лиса рыжая, медведь бурый или белый и т. д.);
  • детская посуда из пластмассы;
  • простой конструктор (лучше деревянный) или набор кубиков;
  • неваляшка;
  • звучащие игрушки (барабан, бубен, колокольчик, погремушки, металлофон);
  • игрушки для купания;
  • разноцветные стаканчики-вкладыши и/или пирамидка.

Это основной набор, который можно дополнять по своему желанию. Рекомендуется часть игрушек убирать и менять их время от времени.

Помните, что много игрушек ребенку ни к чему, гораздо важнее процесс взаимодействия со взрослым. Не стоит надеяться надолго занять малыша только игрушками, ему быстро станет скучно. Лучше обучить ребенка подражать взрослым. Так вы не только научите малыша полезным навыкам, но еще и обретете хорошего помощника.


Обучение в подражании

Советы детских психологов однозначны – в развитии ребенка нужно использовать его стремление к подражанию. Именно поэтому развивающие занятия для детей 8 месяцев организовать очень просто. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому подержать расческу и «причесать» себя, маму, игрушку или домашнюю кошку.

Покажите малышу, как обращаться с игрушками: покатайте мячик по полу, уложите куклу спать, погоняйтесь с лисой за зайцем, изобразите, как он умеет прятаться, а лиса не может его найти. Это станет основой для самостоятельных игр в будущем.

Во время купания помойте губкой любимую игрушку ребенка и предложите ему сделать то же самое, а также помыть свой живот, ножку, ручку.

На глазах ребенка вложите яркую игрушку в прозрачный контейнер и закройте его. Малыш обязательно попытается достать интересную вещь.

Любые игры «делай как я» обречены на успех. Ни один малыш не откажется повторить за взрослым то, что он предлагает: похлопать в ладоши, помахать птичкам или самолету, позвонить в дверной звонок, покормить воробьев, бросая им зерно, и так далее.

Развитие малыша после полугода ускоряется. В восемь месяцев кроха осваивает новые навыки. Он уже умеет сидеть, ползать и даже стоять, держась за опору. Некоторые дети учатся произносить первые осмысленные слова. Родители в этот период должны делать всё возможное, чтобы поддержать кроху и помочь ему, но ни в коем случае не «развивать» малыша сверх разумной меры, не подгонять естественные темпы освоения умений и речи.

Физическое развитие малыша на девятом месяце

После 6 месяцев у ребёнка снижаются темпы роста: он уже не так быстро растёт и набирает вес . Однако, становится более самостоятельным. Родители всё чаще замечают, что ребёнок играет некоторое время самостоятельно, а если ему нужна та или иная игрушка, он с лёгкостью может достать её. Но взрослые должны тщательно следить за безопасностью малыша, ведь юный исследователь может добраться до тех предметов, которые опасны для его здоровья.

Вес и рост восьмимесячных девочек и мальчиков

Согласно календарю развития, за восьмой месяц ребёнок становится тяжелее примерно на полкило и выше на 1,5–2 см. Таким образом, его вес в конце этого периода составляет в среднем 8–9 кг, а рост - 67–71 см. Не стоит переживать, если малыш набрал чуть меньше или больше. Каждый ребёнок развивается индивидуально. Поэтому дети одного возраста могут выглядеть по-разному. Мальчики и девочки в восьмимесячном возрасте по физическим показателям похожи. А различия зависят не от пола, а от других факторов, среди которых важную роль играет наследственность.

Согласно статистическим данным, вес восьмимесячных мальчиков варьируется от 7 кг до 10,7 кг, а вес девочек немного меньше: 6,2 кг - 10,2 кг. По росту дети обоих полов почти не отстают друг от друга. Мальчики - 66-75 см, девочки - 64-73,5 см.

К концу восьмого месяца ребёнок уже может обладать тремя или даже четырьмя зубами. Как правило, это бывают нижние и верхние центральные резцы, но могут быть и другие зубы. Не стоит паниковать, если на девятом месяце жизни у малыша появляется лишь первый зуб - процесс прорезывания зубов проходит индивидуально и зависит от большого количества факторов.

Нормы сна и бодрствования

Ребёнок уже подрос и стал более самостоятельным, но ему ещё требуется дневной сон. Врачи объясняют это тем, что ежедневно малыш запоминает большой объём информации и его нервная система нуждается в отдыхе.

В 8 мес. ребёнок спит 13 - 14 часов в сутки, из них днём - 3–4 часа, а ночью около 10. Дневной сон распределяется на 2–3 раза.

Что должен уметь делать восьмимесячный младенец

В 8 месяцев ребёнок уже научился управлять собственным телом, мышцы укрепились и организм постепенно готовится к вертикальному положению. Но сроки физического и психологического развития у детей одного возраста могут отличаться. Однако, есть установленные нормы, которым должен соответствовать восьмимесячный малыш.

Умения и навыки

В 8 месяцев ребёнок должен обладать такими навыками:

  • уверенно сидеть самостоятельно;
  • хорошо переворачиваться набок, со спины на живот, с живота на спину;
  • вставать, держась за опору и пытаться делать шаги;
  • быстро ползать;
  • ставить один предмет на другой;
  • лепетать и повторять простые слоги;
  • хлопать в ладоши;
  • хорошо следить глазами за движущимся предметом.

Тревожные сигналы: когда обращаться к врачу

Родителям необходимо самостоятельно следить за развитием ребёнка. Конечно, ежемесячные плановые визиты к врачу никто не отменял. Но бывает, месяц назад малыш развивался согласно нормам, а потом родители начинают замечать, что он стал отставать в развитии. В каких случаях стоит проявить беспокойство:

  • если ребёнок не умеет держать спину и сидеть самостоятельно;
  • не переворачивается;
  • не становится на четвереньки;
  • не пробует ползать;
  • не держит игрушки в руках.

Часто такие проблемы возникают из-за гипертонуса. И после нескольких курсов массажа всё приходит в норму. Но бывают случаи, когда подобные признаки сигнализируют о наличии патологии. И тогда нужно не упустить время и начать лечение.

Гипертонус - это нарушение мышечного тонуса тела ребёнка, которое выражается в перенапряжении мышц.

Развитие ребёнка в 7–8 месяцев - видео

Развитие речи

В возрасте 8 месяцев развивается понимание речи окружающих. Малышу нравится слушать, когда с ним разговаривают взрослые, он уже может повернуть голову и отыскать глазами названный объект. В лепете появляются новые звуки и слоги.

А многие действия становятся осознанными:

  • играет в «ладушки»;
  • машет рукой в ответ на приветствие;
  • на просьбу мамы или папы дать игрушку, берёт нужную и отдаёт родителям.

Если малыш перестал лепетать

В восемь месяцев некоторые дети говорят первое слово, другие продолжают проговаривать слоги, пытаясь произнести слова.

Если ребёнок активно произносил звуки, слоги и вдруг перестал это делать, стоит обратиться к врачу.

Но бывают ситуации, когда малыш перестаёт лепетать. Причин может быть множество и определить конкретную сможет только врач. Самыми распространёнными являются:

  • Слабый мышечный тонус лица. Чаще возникает у детей-искусственников. Во время грудного вскармливания ребёнок не только получает пищу, но и укрепляет мышцы лица.
  • Проблемы со слухом. Причиной ухудшения слуха может быть травма или осложнение после инфекционного заболевания.
  • Психологические проблемы. Часто малыш перестаёт говорить после испуга, поэтому нужно избегать резких звуков и шума.

Как ускорить развитие речи в восемь месяцев

Некоторые родители на приёме у врача жалуются, что малыш плохо произносит звуки и непонятно выговаривает слоги. Часто это связано с тем, что сами родители, во время разговора с ребёнком, искажают слова. Этого делать нельзя. Нужно разговаривать с малышом как с человеком, который понимает всё, что ему говорят. Только в этом случае младенец будет запоминать правильное произношение слов и пытаться повторить.

Особенности ухода

Как и прежде, с утра проводятся гигиенические процедуры - умывание, чистка зубов, поход на горшок и подмывание. Вечерний ритуал тоже пока не особо поменялся - ежедневное купание, чистка зубов, перед купанием можно пробовать высаживать на горшок. Помимо этих процедур, в течение дня по мере необходимости нужно мыть ребёнку руки и подмывать после каждой смены подгузника.

Купание

Водные процедуры превратятся в интересное времяпрепровождение и добавят малышу положительных эмоций, если в воду положить яркие игрушки, которые не тонут. А маленькую детскую ванну лучше заменить большой, взрослой.

Не стоит забывать о безопасности во время купания. На дно ванны рекомендуется постелить специальный коврик против скольжения.

Время вечернего купания - 25–30 минут. Но если ребёнок не любит купаться или капризничает, достаточно 10–15 минут.

Прогулки

Гулять с малышом на свежем воздухе нужно не менее двух часов в день. Педиатры рекомендуют гулять даже в плохую погоду, исключение составляют сильные морозы и ливни.

Специалисты рекомендуют организовать хотя бы один дневной сон на улице, так как свежий воздух полезен для укрепления иммунитета. Но в холодное время года стоит одевать ребёнка потеплее, ведь он практически без движения лежит в коляске.

Массаж и гимнастика

Ежедневно ребёнку нужно делать массаж и проводить гимнастику, которые постепенно укрепят его мышцы.

Массаж восьмимесячному ребёнку нужно делать нежно и мягко. Его реакция на данную процедуру обязательно должна быть положительной. Нельзя массировать область печени и область половых органов ребёнка, а при массировании спины нельзя использовать поколачивание и похлопывание в области почек. Если у малыша на коже есть какие-либо высыпания, то лучше на время воздержаться от процедуры. Противопоказаниями также являются патологии сердца, грыжи, инфекционные заболевания.

Для занятий с ребёнком подойдут такие упражнения:

  1. Приседания с поддержкой.
  2. Перевороты со спины на живот.
  3. Ползание за игрушкой.
  4. Поднятие выпрямленных ног из положения лёжа на спине.
  5. Переступание, шагание стоя с поддержкой.
  6. Упражнение на фитболе: покачивания вперёд-назад.

Восьмимесячный ребёнок проявляет интерес к другим детям, поэтому ему понравятся занятия в группе. Существуют фитнес-тренировки для мам с малышами, где профессиональный тренер показывает специальные упражнения. Такие занятия будут полезны не только крохе, но и молодой маме.

Фитнес с малышом 8 месяцев - видео

Питание восьмимесячного ребёнка

Восьмимесячный малыш питается всё более разнообразно, оставляя в качестве основной пищи материнское молоко. Дети на искусственном вскармливании к этому возрасту оставляют только одно кормление смесью.

Ребёнок принимает пищу пять раз в день с интервалом четыре часа. Задача родителей - научить его есть разнообразные продукты. Меню состоит из таких продуктов:

  • каши молочные и безмолочные;
  • мясо: говядина, кролик, индейка;
  • овощные пюре;
  • желток;
  • сливочное и растительное масла;
  • фруктовые пюре и соки.

Как развивать и чему учить 8-месячного ребёнка

Малыш много времени уделяет игрушкам. Но теперь он не просто держит их в руках и рассматривает, ему интересны действия с предметами. Погремушки становятся неинтересны. Юному исследователю нужны новые развивающие игрушки:

  • кубики, пирамидка;
  • музыкальные игрушки;
  • развивающие коврик и книжки;
  • тактильные подушечки, наполненные камешками, горохом или фасолью.

При покупке игрушек родителям следует обратить внимание на возрастные ограничения. Игрушка не должна содержать мелкие детали. Ведь дети любят всё пробовать на вкус.

Пришло время познакомить ребёнка с рисованием. Можно приобрести пальчиковые краски, которыми он будет творить первые картины с помощью пальцев. Таким образом, развивается не только мелкая моторика, но и творческий потенциал ребёнка.

Как ещё развлекать малыша? Можно предложить ему поиграть с различными бытовыми предметами: деревянными ложками, кастрюлями, мисками.

Игры с ребёнком 8 месяцев - видео

Время сидеть - мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский считает, что не следует торопиться давать на позвоночник ребёнка вертикальную нагрузку (не торопить сидеть и ходить), так как в будущем это чревато сколиозом. Врач называет сроки, когда малыш должен самостоятельно сидеть - 8–9 месяцев. А главный критерий того, что он может сидеть сам - если он сидит не заваливаясь. Зато очень полезно стимулировать ползание, так укрепляются мышцы спины.

Доктор Комаровский о раннем развитии - видео

Доктор также говорит о том, что с младенцем нужно регулярно заниматься. Важно знать, что раннее развитие не вредит, если родители умеют прислушиваться к его желаниям. Упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы малышу было интересно и увлекательно. Но если он капризничает или не хочет выполнять задания, лучше отложить занятия на другое время или день.

В восемь месяцев ребёнок становится более самостоятельным. В этом возрасте он уже осознанно выражает эмоции и различает интонацию голоса. А также у него появляются любимые предметы и игры. Родителям необходимо создать все условия для того, чтобы малыш развивался гармонично.

Время чтения: 4 минуты

День за днем ребенок растет и меняется, каждый миг неповторим. Любящая мама задает себе вопросы: что должен уметь ребенок в 8 месяцев, как привить необходимые навыки и разнообразить питание восьмимесячного малыша? Дневной сон становится короче, и дети уже активно начинают осваивать пространство, играть в новые игры.

Психическое развитие ребенка в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте грудничок уже более активно проводит время вне сна. Может демонстрировать свое умение использовать звуки, мимику, жесты для привлечения внимания к себе. Лепечет, отличает речь чужого человека от голоса мамы и папы, внимательно прислушивается к разговору взрослых . Дети участвуют в совместных играх с близкими, слушают стихи, сказки, прибаутки. Дети активно развиваются, и родители имеют возможность запечатлеть их успехи на фото.

Ваш карапуз становится более коммуникабельным, для него важен эмоциональный контакт. Может бояться остаться без внимания мамы,испытывать страх перед чужими людьми. Начинает показывать, что он хочет, и проявлять негативные эмоции, если что-то не нравится. Дольше задерживает внимание на заинтересовавших процессах: может долго смотреть как падает снег, бежит вода. Больше развита концентрация внимания и память, так, малыш быстро находит взглядом предметы, называемые мамой.

Особенности восьмимесячных детей

Если вы регулярно посещаете врача-педиатра, он с удовольствием подробно объяснит вам, что должен уметь ваш ребенок в 8 месяцев. В это время малышу уже понятно значение многих слов, он показывает в книжке знакомые предметы и животных, понимает запреты, проявляет свои потребности и желания. Ребенок любит бросать игрушки и следит, как и куда они летят, и как мама возвращает их обратно. Может брать предметы и гладить ладошкой, изучая рельеф поверхности: гладкий или шершавый.

Если говорить о том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев в плане физического развития, то в этом возрасте дети свободно переворачиваются со спины на живот и обратно, уверенно садятся и активно ползают . Нередко ребенок самостоятельно встает на ножки — например, в кроватке, держась за бортики. Примерно в это время прорезываются верхние резцы — значит, пора обогащать рацион новой твердой пищей.

Восемь месяцев – время, когда закладывается основа для дальнейшего развития речи, сенсорного аппарата, органов чувств, моторики. Речь пополняется любимыми звуками и слогами, проговаривая их и складывая во всевозможные сочетания, младенец прислушивается к собственному голосу. По многочисленным исследованиям, развитие различных зон коры головного мозга мальчиков и девочек разнится, из чего можно сделать вывод, что сценарии восприятия мира и развития у них отличаются.

Девочки

Если опираться на данные Всемирной организации здравоохранения, можно иметь в виду, что в восемь месяцев для девочек нормальным будет вес 6,3-10,2 кг, рост 64-73,5 см . Из наблюдений за развитием мальчиков и девочек можно заметить, что в целом девочки склонны больше обращать внимание на детали предметов, дольше играть на одном месте. Для них характерно более быстрое развитие речи.

Мальчики

По данным ВОЗ, параметры веса мальчиков в восьмимесячном возрасте колеблются от 6,9 до 10,7 кг, роста от 66,2 до 75 см. Активный рост в этом периоде замедляется, прибавка в росте может составлять в среднем 2 см в месяц, в весе -около 500 г. При этом надо помнить, что увеличение веса и роста у каждого ребенка индивидуально. Мальчики, как правило, не сидят на одном месте, они склонны к освоению новых территорий (кухня, другие комнаты). Замечено, что у мальчиков, в отличие от девочек более развито дальнее зрение, и они обладают более острым слухом.

Навыки ребенка в 8 месяцев

Вот что, как правило, умеет ребенок в 8 месяцев: брать безопасные предметы и складывать их в емкость, разбирать и собирать матрёшку, развивая мелкую моторику. Произносить слоги, выполнять просьбы, изложенные коротко и внятно: «Дай мячик!», «Держи игрушку». Ежедневная активность помогает приобрести физические навыки. В этом возрасте дети удерживают тело в вертикальном положении, самостоятельно садятся из положения лежа и возвращаются в него, переворачиваются, уверенно ползают на четвереньках, занимаются игрушками.

Как развивать ребенка в 8 месяцев

Детям нравятся игры в любом возрасте, и вашему восьмимесячному карапузу доставят много радости активные игры с мамой. Играя, ребенок научится соотносить предметы и события (кукла спит, машинка едет). В этом возрасте важна стабильность: систематически делать зарядку, играть, гулять, читать. Очень полезно будет общение с живой природой: на прогулке показывайте малышу деревья, цветы, облака. Давайте возможность тактильно ощутить разницу поверхностей: трава, кора дерева, вода, камень, песок.

Чему учить

Для увеличения пассивного словарного запаса легко учить ребенка в 8 месяцев, играя. Называйте предметы в доме, героев на картинках в книжках, описывайте природные явления во время прогулок. Играйте в «ладушки», прятки . Научите ребенка выполнять простые действия, показывая сначала и называя то, что делаете, а после попросите его повторить.

В восьмимесячном возрасте можно малышу учиться:

Пить из чашки;

Пытаться кушать самостоятельно;

Хлопать в ладошки;

Махать ручкой, приветствуя папу и маму;

Нажимать на кнопки музыкальной игрушки;

Закидывать мячик в ведерко и доставать его оттуда.

Как заниматься с ребенком

В восьмимесячном возрасте можно продолжать делать с малышом динамическую гимнастику, много общаться, два-три раза в день бывать на свежем воздухе и рассказывать обо всем, что окружает во время прогулки. Дома заниматься с ребенком с помощью карточек с картинками, читать сказки, стихи, петь песенки — все это поспособствует всестороннему развитию вашего чада.

Видео

Овладение телом и пространством

К 7-8 месяцам вдвое увеличивается масса мозга ребенка (по сравнению с той, что была при рождении): идет интенсивное формирование центральной нервной системы. Малыш овладевает двигательными и речевыми навыками. Теперь он лучше понимает обращенную к нему речь и интенсивно социализируется, т.е. входит в общество окружающих его людей. Эти метаморфозы - результат общения взрослых с ребенком. Значит, это ваши общие заслуги!

Малыш осваивает пространство - ползает быстро и во всех направлениях. Он самостоятельно садится - новое умение, которое ребенок приобрел совсем недавно. Все это также является важным моментом в организации дальнейшей жизни и развития крохи.

Предметные игры позволяют малышу впервые почувствовать себя в качестве «деятеля»: на практике познавать физические свойства объектов (круглый - катится, прямоугольный - стоит, маленький - вкладывается в большой, но не наоборот; предмет, не имеющий отверстия, нельзя нанизать на палочку и др.).

Несмотря на то что предметная деятельность считается ведущей в этот период младенчества, приоритетным выступает социальное развитие ребенка.

Социализация и эмоции

Душевные, эмоциональные переживания малыша заполняют все его существо: кроха сильно привязывается к ухаживающему за ним взрослому (как правило, маме). Это особые отношения, которые влияют на его дальнейшее общее развитие, в том числе и речевое.

Теперь, беря малыша на руки, мама удобно усаживает его лицом к себе. Но иногда ребенок бьет взрослого ладонью по лицу, стаскивает очки, царапает щеки, рвет волосы. Взрослый в недоумении - в чем дело?! Конечно, малыш еще не понимает, что так вести себя нельзя. Это врожденная ориентировочная активность малыша, выводящая его на неосознанное еще социальное экспериментирование. Иными словами, ребенок изучает вас, а «разведка боем» обнаруживает вашу реакцию на его действия.

Как же быть в этой ситуации? Мама должна отвести руку ребенка и строго сказать: «Нельзя!» Даже если малыш заплачет, она все же показывает, что ей не нравятся его действия. А затем следует дать ребенку образец ласкового общения: погладить его ручкой по своей щеке, провести по волосам, прижаться к его головке и т.п.

Когда малыш находится на руках у мамы, ему удобно рассматривать ее лицо. Кроме того, обозревая окружающее пространство, они одновременно видят один и тот же объект, который ребенку следует назвать (как и производящиеся с этим объектом действия).

Маленький имитатор

Мимика взрослого, его отношение к событиям и ситуациям раскрывают перед крохой палитру родительских настроений и чувств. Ребенок начинает входить в тесный эмоциональный контакт с матерью, не только наблюдая ее переживания, но и повторяя их. Ее эмоции - это школа чувств и лакмусовая бумажка для малыша в понимании окружающего на ранних этапах социализации. Так, оказавшись в непривычной обстановке, он будет внимательно следить за реакцией мамы, и именно ее эмоции определят его настроение и поведение.

В этот период жизни ребенок не отделяет себя от взрослого. Он не обособляет себя от своего окружения, не знает и не понимает своего «Я». Привязанность крохи к матери, их эмоциональную спаянность ученые называют бинарностью, т. е. сдвоенностью, неразделяемостью, единым целым.

В этих обстоятельствах родителям необходимо вести себя определенным образом: быть эмоционально открытыми и понятными. Ничего наигранного, искусственного, надуманного. В присутствии ребенка важно уметь распахнуться навстречу миру. Например, расцвел цветок: «Ах, как красиво! Посмотри!» (мама смеется, подносит ребенка к цветку); пошел дождь: «Ой, скорее-скорее! Спрячемся! Но-но, дождик, нельзя нас мочить!» (мама делает строгое лицо, грозит пальчиком, смеется); проехала большая машина: «Ай-ай! Какая большая бибика (машина)! Би-би-би!» (мама удивленно смотрит на ребенка); вышло солнышко: «Ха-ха! Здравствуй, здравствуй, солнышко! Подставляй ладошки!» (мама демонстрирует радость, протягивает свои ладони и ручки ребенка к солнышку).

Так вы учите малыша воспринимать мир и эмоционально реагировать на происходящее. Обогащение чувств ребенка ведет за собой интенсивное развитие понимания речи.

Цель занятий

  • Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).
  • Проводить игры - занятия с предметами, способствующие фиксации внимания на 1-3 мин на одном объекте.
  • Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).
  • Способствовать появлению у малыша потребности в совместных действиях (сотрудничестве) со взрослым.
  • Показывать примеры новых действий с образными и дидактическими игрушками (ознакомительная игра).

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков.

Взрослый должен:

  • создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт (эмоциональный, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрпризность и т.д.);
  • обращать внимание на звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций малыша;
  • продолжать использовать практику речевой переклички с ребенком;
  • сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию;
  • широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги «а-а-аля, э-м-м!», закрытые слоги «дэ-дэ, бе?де-дэ, ба-ба-ба» и др.);
  • организовывать игровое общение малыша с близкими, благодаря которым ребенок получает образцы речевых конструкций, относящихся к конкретным социальным ситуациям;
  • показывать и называть животных, имитировать их голоса, разыгрывать с ними сценки («коровка», «козочка», «петушок» и др.);
  • проводить специальные речевые занятия, давать образцы произношения фонем, слогов;
  • разучивать с малышом простые пальчиковые игры;
  • включать в общение фольклорные произведения;
  • предлагать занимательные предметные игры.

Игровое общение способствует быстрому развитию понимания речи взрослого, формированию артикуляции речевых звуков, развитию интеллекта ребенка.

С 8 месяцев в лепете малыша уже отчетливо слышится интонация просьбы и появляется утверждение: «Дя-дя-дя!», «Тя-тя-тя!», «Бе-бэ-ба!»

Примерная ситуация речевого общения «Дай! Дай, пожалуйста!»

Задачи

Развивать понимание речи взрослого. Воспитывать у малыша любовь и привязанность к близким. Создавать ситуации, побуждающие ребенка вступать всеми возможными способами в контакт со взрослыми.

Закрепить понимание обращения: «На! Возьми!» Познакомить с новой речевой конструкцией: «Дай! Дай, пожалуйста». Ввести эти выражения в игровой сюжет с участием всех членов семьи.

Материал

Корзинка с яблоками. Цветные флажки разного цвета (например, красный, зеленый, желтый, синий).

Способ изготовления флажков

Можно использовать высохшие фломастеры для древка флажков. Полотнища сделать из цветной бумаги (4x12 см2), наклеить их на концы фломастеров.

Мама укладывает яблоки в корзинку. Берет на руки ребенка, они идут к бабушке. Разыгрывается сценка встречи малыша с бабушкой. Мама дает крохе яблоко и предлагает угостить бабушку. Бабушка просит: «Дай! Дай, пожалуйста!» Если малыш не хочет отдавать яблоко, мама берет другое яблоко и протягивает бабушке: «На! Возьми!» Мама еще раз повторяет сценку угощения.

Бабушка благодарит и протягивает ребенку флажок, держа его за кончик так, чтобы малыш мог его перехватить:

На! Возьми!
Возьми, дружок,
Ярко-красный флажок!

На! Возьми!
Возьми, дружок,
Зеленый флажок!
(Л. Павлова)

Так проходит угощение и других членов семьи.

Мама ставит флажки в пластмассовый стаканчик и располагает так, чтобы ребенок видел их. «Где флажки?» - спрашивает она, закрепляя понимание вопроса «Где?» - «Вот они!»

Примечание

Игровую ситуацию следует повторить не один раз, используя другие материалы.

Примерное наблюдение «Коровка»

Задачи

Использовать пребывание ребенка в деревне для его речевого развития. Показать с расстояния 3-4 м корову. Активизировать в лепете ребенка слог «му».

Мама заранее выбирает удобное для обзора место, берет ребенка на руки.

Дает малышу возможность внимательно рассмотреть животное в течение 2-3 мин. Затем называет: «Коровка! Му-му!» Несколько раз повторяет: «Му-му!» Показывает рога коровы. Комментирует наблюдаемое: коровка ест травку (смотрит, ходит, мычит, машет хвостом и др.).

Ты, коровушка,
Ступай
В чисто поле,
Погуляй!
А вернешься вечерком -
Нас напоишь молочком…
Му-му! Му-му!

Примечание

Аналогичные наблюдения по ситуации проводятся и с другими животными.

Примерное речевое занятие «Заинька, войди в сад!»

Материал

Игрушка - зайка (25-30 см).

Мама усаживает ребенка в креслице, привлекает его внимание к своему лицу. Произносит слог, который малыш освоил, начинает перекличку: «Гу-гу!», «Гу-гу!». Замолкает. Повторяет попытку активизировать речевую реакцию малыша. Когда кроха откликнется, мама читает потешку:

Заинька по сеничкам
Гуляй, погуляй!
Серенький, по новеньким
Погуливай - гуляй!
Гу-гу! Гу-гу!

Во 2 части игры-занятия мама читает новую потешку про заиньку, где дается звучание слога «ди»:

Заинька, войди в сад!
Серенький, войди в caд!
Зайка, зайка,
Войди в сад!
Серый, серый,
Войди в сад!
Ди-ди! Ди-ди!
Динь!

В конце занятия мама показывает зайку, который скачет и танцует. Можно спеть знакомые потешки и показать ребенку игровые движения ручками (хлопки, «фонарики»). Разучить их, выполняя руками малыша (пассивные движения).

Примерная игра-занятие на развитие слуха «Что звучит?»

Задачи

Продолжать совершенствовать ориентировочные слуховые и зрительные реакции.
Развивать реакцию на звучащие игрушки. Учить ребенка играть вместе со взрослым или подражать ему. Обогащать предметную деятельность на основе новых впечатлений.

Материал

Набор игрушек, издающих различные звуки: например, резиновая пищащая уточка, звенящий колокольчик, гремящая каталка или матрешка, салфетки.

Мама кладет на ковер игрушки в разных местах. Накрывает их салфетками. Помещает малыша на ковер. Затем, приподняв салфетку, встряхивает игрушку, привлекая звуком ребенка, но не показывая предмет.

Малыш подползает, поднимает салфетку. Мама показывает действия с игрушкой, разговаривает с малышом: «Вот! Матрешка!» Аналогично ребенок обнаруживает другие звучащие игрушки.

К концу восьмого месяца заметно расширяется понимание малышом речи взрослого, совершенствуется лепет, в нем появляются новые фонемы и слоги.