Классный час на тему порядочность презентация. Классный час «Зачем человеку быть честным? «Нельзя быть справедливым,не будучи человечным»

    · Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающего поколения.

    Ход мероприятия:

    Дорогие ребята, тема сегодняшнего классного часа - «Быть честным!»

    В основном, вы написали, что честный человек - это тот, кто не обманывает, не врет и взяток не берёт.


    - Что же такое взяточничество? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
    Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре. Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
    - Как мы в обиходе называем всё сказанное?
    Блат. По блату.
    - Что предполагает блат?
    Дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека, оказавшего услугу.
    -Что представляет собой взятка?
    Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
    - Кто такой посредник?
    Человек, через которого осуществляется взятка.
    - Взяточничество- это проблема нашего современного общества.


    1 группа отвечает на вопрос: - Почему люди дают взятки?
    2 группа отвечает на вопрос: - Почему люди берут взятки?


    Учитель: Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
    - Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
    (Ученики говорят, что это слово слышали в новостях, видели в газетах, затрудняются в объяснении)

    О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. Например:


Просмотр содержимого документа
«Классный час «Быть честным!», посвящённый Международному дню борьбы с коррупцией (для учащихся 5 классов)»

Классный час «Быть честным!»,

посвящённый Международному дню борьбы с коррупцией

(для учащихся 5 классов)

Цели:

    Донести до учащихся 5 классов понятие о взяточничестве, коррупции, формировать антикоррупционное мировоззрение.

    Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.

    Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающего поколения.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа- прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

ложь - ………. нечестность - ……….

Дорогие ребята, тема сегодняшнего классного часа – «Быть честным!»

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека, а ещё узнаем о коррупции, как о противоправном действии.

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Главный вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет и взяток не берёт.

А кто скажет, как называется человек, берущий взятку? (Взяточник)
- Что же такое взяточничество? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре. Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
- Как мы в обиходе называем всё сказанное?
Блат. По блату.
- Что предполагает блат?
Дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека, оказавшего услугу.
-Что представляет собой взятка?
Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
- Кто такой посредник?
Человек, через которого осуществляется взятка.
- Взяточничество- это проблема нашего современного общества.

А давайте обсудим проблему в наших мини-группах.
1 группа отвечает на вопрос: - Почему люди дают взятки?
2 группа отвечает на вопрос: - Почему люди берут взятки?

(Выступают представители от групп.)
Учитель: Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
- Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
(Ученики говорят, что это слово слышали в новостях, видели в газетах, затрудняются в объяснении)

О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция - это плохо и страдает от неё. Например:

Бывают такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности.

Или долго не могут устроиться на работу по этим же причинам.

Иногда за бесплатные по закону услуги вынуждены платить.

Учитель предлагает заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.
Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.

Прослушайте стихотворение о взятках и взяточниках
Вот важный чиновник сидит за столом,
В два счёта решил бы вопрос,
А он намекал, юлил, не спешил,
И денежный ждал поднос.
И посетителя вынудил он,
Чиновника понят намёк,
Деньги - в конверт, конверт - на стол,
И сразу решился вопрос.
Горячее лето, для ВУЗа страда,
Экзамены здесь сдают,
Но чьи - то папа с мамой в обход
Сынка в институт ведут.
Он в школе учился не ахти, кое - как,
Но в ВУЗ ему позарез,
За взятку декану в тот институт
Этот бездельник пролез.
А кто - то умный уже за бортом,
Не будет учиться он,
Тот умный честно хотел поступить,
Не нарушая закон.

А в клинике к доктору сто человек,
Толпится народ и ждёт,
Но кто- то без очереди, дав взятку врачу,
Уже на приём идёт.
На снимок больного доктор послал,
А там никого - тишина.
-Придёте вечером,- ему говорит
В стерильном халате сестра.
-Ах, как же, на вечер? Я не могу.
Что делать? А время идёт.
Чтоб день не губить, он деньги тайком
В стерильный карман кладёт.
Минута, другая, и снимок готов,
Не надо вечера ждать,
Как видите, просто всё и легко,
Если взятку дать…

Превысил скорость пьяный лихач,
Задержан постом ГАИ,
Юлит и вертится этак и так,
Чтоб только не замели.
А пост ГАИ продажным был,
На деньги позарился он,
За взятку он отпустил лихача,
Презрев и нарушив закон.

Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?
Для общества коррупция стала одной из острейших проблем. В СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление в обществе. Получается это преступление! Коррупция тормозит экономическое развитие страны и ставит под угрозу любые преобразования.

А если не будет преобразований, значит, и не будет движения вперед!

В истории были разные периоды наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается, например, в современной Японии.

В Уголовном кодексе есть статьи «Злоупотребление должностными полномочиями», «Получение взятки», «Дача взятки».
Иногда чиновники вымогают взятку. Это так и называется: «вымогательство», и за это судят. Но иногда случаются факты вымогательства отдельными учениками денег у своих сверстников или у школьников, младших по возрасту. Это тоже наказывается.

Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки. Поэтому в обращении Президента говорится об ужесточении мер по борьбе с коррупцией. Центральной задачей является установление власти закона и искоренение всеобщего пренебрежения к законам.

Учитель. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество- это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.
Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством (Задание обсуждается в группах, выводы записываются на листочки, озвучиваются)

1. Повышение заработной платы работников правоохранительных органов;
2. Повышение заработной платы во всех отраслях, в том числе в образовании, в медицине, работникам милиции с тем, чтобы им никогда не пришло в голову брать взятку. Это будет возможно тогда, когда у людей будет достойная зарплата.
3. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;
4. Ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;
5. Воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть.

Учитель. Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно - давать отпор коррупционерам и взяточникам. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон. Быть честными по жизни перед собой и другими людьми.

Взятки и взятки на каждом шагу,
За то, и за это. Как быть?
Как эту заразу в жизни у нас
Со свету искоренить?
Что можем с тобою, я и ты,
Что можем мы предпринять?
Пусть долго, пусть трудно, но никогда
Взяток не будем давать!

А на память о нашем классном часе я вам подарю буклеты- памятки, которые будут интересны и вашим родителям.

«ВЗЯТОК НЕ даю!»

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:

получение взятки (статья 290 УК РФ);

дача взятки (статья 291 УК РФ).

Получение взятки – совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи,земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы и т. д.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ В СООТВЕТСТВИИ

С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ

Получение взятки рассматривается Уголовным Кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Ответственность за получение взятки предусмотрена статьей 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки – статьей 291.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ

Вести себя необходимо осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку;

выслушать и точно запомнить поставленные условия (размер сумм, наименование товаров и услуг, способы передачи взятки и т. п.);

постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это, возможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки;

не берите инициативу в разговоре на себя, позвольте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

Гражданин имеет право обратиться с устным сообщением или письменным заявлением о даче взятки в правоохранительные органы - внутренних дел, прокуратуры, службы безопасности и др.

В письменном заявлении гражданин должен указать:

кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогал взятку;

какова сумма и характер вымогаемой взятки;

за какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку;

в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки.

В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.

В случаях предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий.

Вы имеете право:

выяснить в правоохранительном органе, кому поручено заниматься исполнением Вашего заявления;

записаться на прием к руководителю соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур (а).


Николай Гаврилович Чернышевский – русский писатель, учёный, философ

«Если человек утратит любовь к честности , он быстро вовлечётся в такое множество дурных поступков, что приобретёт привычку к бесчестным правилам жизни».


Значение слова «честность»

  • Слово Честность образованно от слова Честь.
  • Честь - совокупность высших

морально–этических принципов

личности.

  • Честность - это одна из основных

человеческих добродетелей, моральное

  • качество, которое отражает одно из

важнейших требований нравственности.


Значение слова «честность»

Честный человек - это человек

проникнутый искренностью и

прямотой, добросовестно

относящийся к своим

обязанностям, заслуживающий

уважение окружающих его людей.


Что такое честность?

«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми.

Понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации, человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.»

Викепедия


  • Говорить правду, независимо от

того, что она обрадует или огорчит

собеседника. Жизнь преподносит

разные ситуации, и мы не всегда говорим

  • Это когда ты не врешь себе, своим чувствам,

когда твоя совесть чиста.

  • Не врать самому себе

Наше понимание понятия «Честность»

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.




  • Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств.
  • Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
  • Как можно скорее избавьтесь от
  • прошлой лжи.

Что значит быть честным перед собой?

  • Всегда и везде говорить правду.
  • Не врать самому себе.
  • Это когда ты не врешь себе, своим

чувствам, когда твоя совесть чиста.


  • Оскорбленной.
  • Некомфортно.
  • Пропадает доверие к человеку.
  • Появляется чувство обиды.

Народный фольклор о честности

  • В России 18-19 века купцы не заключали

между собой письменных договоров – их

«честное слово» было вернее любой печати.

  • На Руси издавна говорили:

Береги платье с нову, а честь с молоду.

  • Честные глаза вбок не глядят.
  • Некрасив собою, зато честен душою.
  • Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
  • Вывести на чистую воду
  • Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
  • Маленькая ложь за собой большую ведёт.
  • Ложь дружбу губит.

Крылатые слова о честности

  • Ближе всего к великому стоит честность.

/ Виктор Гюго/

  • Честность умирает, когда продается.

/Жорж Санд/

  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. /Сократ/
  • Не говори дурно об отсутствующих, ибо это бесчестно. /Джордж Вашингтон /



Результаты опроса

Всего было опрошено 25 человек.

Из них - только 15 человек говорят правду.

Если кому-нибудь приходится солгать, то:

6 человек испытывают стыд,

10 человек - беспокойство на душе,

3 человека – мучает совесть,

2 человека испытывает страх.

При этом, когда обманывают самих ребят,

20 человека испытывает чувство злости и недовольства,

10 человек – обиду.

25 человек хотят поговорить о честности.


Это согласие между мыслями и убеждениями человека и его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.


  • Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
  • Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
  • Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
  • Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Оформление (цитаты по теме):

“Ложь...приносит всегда вред в окончательном результате”

Н.Г. Чернышевский.

“Живи по правде - вот самая лучшая проповедь”

М. Сервантес.

“Правда - воздух, без которого дышать нельзя”

И.С. Тургенев.

Цель: Показать качества двуличного человека; развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность.

К классному часу, который проводится в форме игры, можно провести следующую подготовительную работу. Все ребята класса отвечают на опросы анкеты, которую им предлагает классный руководитель.

  1. В классе я -
  2. Дома я -
  3. Среди друзей я -

Ребята продолжают начатые предложения и сдают их классному руководителю, который анализирует их ответы, готовясь к проведению игры.

Ход игры

В ходе игры учащимся нужно дать возможность убедиться в том, что собственная многоликость - это не повод для того, чтобы переживать и страдать. Главное, знать причины собственной многоликости и что за ней стоит. И это важно в большей степени не для самого семиклассника, а для классного руководителя, которому необходимо вести воспитательную работу с семьей, самим учеником и сверстниками и друзьями.

I . Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых они должны продолжить фразы, которые они уже писали, выполняя анкету для учителя.
  1. В классе я -
  • Дома я -
  • Среди друзей я -
  • На карточках, на которых ребята написали предложения, свое имя писать не нужно. Затем все карточки перемешиваются и складываются в коробку. Классный руководитель вытягивает карточку, К зачитывает ответы и дает учащимся право определить, о ком идет речь. Если ребята угадывают правильно, но по какой-то причине ученик не хочет это признавать, он может это не делать. Но, как правило, ученики седьмого класса с удовольствием играют в эти игры и не отказываются от написанного текста на их карточках.

    II . Учащимся предлагается поиграть в игру, которая называется “Волшебная шапка”. Учащимся можно сказать следующее: Представьте себе, что добрая волшебница подарила вам шапку, с помощью которой вы можете перевоплощаться в различных животных.
    • Если бы вы надели шапку на уроке, в кого бы вы хотели превратиться;
    • Если бы вы надели шапку, гуляя со своими друзьями, в кого бы вы хотели превратиться?
    • Если бы вы надели шапку дома, в кого бы вы хотели превратиться?

    Ребята могут отвечать на вопросы вслух или письменно. Будет очень интересно, если ребята смогут привести аргументы собственных превращений в то или иное животное.

    Учитель: Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

    Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

    Что же такое честность и правдивость?

    Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то.Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

    Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:

    Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

    Правдивость- это соответствие слов делам. Давайте послушаем одну историю.

    Вот история:

    “… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся:Попадет нам дома!

    Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

    Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.

    Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.

    А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож: идет.

    Нет, говорит, - в этих местах волка.

    Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.

    Учитель:Ребята, в чем суть этого рассказа?

    Ученик: Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности.

    Ученица: Еще этот рассказ показывает, как по-разному относятся люди к правдивости.

    Учитель: Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье приносит огромный вред, начиная с того, что спрятал дневник с плохой отметкой.

    Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду - потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот. Многие ребята правильно понимают критику.

    Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать - в любом случае низко и глупо.

    Я надеюсь, что вы так не поступаете. Ведь честность и правдивость являются нравственными важнейшими качествами человека. По этим качествам вас и окружающие оценивают. Лев Николаевич Толстой сказал:

    “Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.

    Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.

    Этапы
    1. Организационный
    момент
    2. Мотивация
    Деятельность учителя
    Здравствуйте, ребята! Девочки садитесь, мальчики садитесь. Меня зовут
    Владислава Вадимовна. Сегодня я проведу у вас классный час.
    Я постараюсь Вас научить быть честными по отношению ко всем и к себе, уметь
    признавать и исправлять свои ошибки, выполнять различные правила.
    Вы узнаете о том, что же все - таки такое честность», а так же познакомитесь с
    таким новым словом для многих из Вас, как «коррупция»
    Наша беседа поможет каждому понять, как перестать обманывать и научиться быть
    честными со всем, что нас окружает, даже если это иногда оказывается очень
    трудным.
    Ребята, вы уже не маленькие – ходите в школу и знаете, что, если посмотреть на
    календарь, то можно в нем обнаружить много интересных дат. Как например, 9
    декабря ­ Международный День борьбы с коррупцией.
    Слышали такое слово? Где? (По телевизору, родители дома обсуждали). А как вы
    понимаете это слово?
    Корр пция
    уу
    ­ это использование своего положения в целях личной выгоды.
    (Взятка, подкуп, растрата денег)
    ­ Коррупция ­ это хорошо или плохо?
    ­ Какие положительные качества в людях могут противостоять коррупции. Сегодня
    наше занятие поможет нам научиться одному такому хорошему качеству. Что это
    за качество вы узнаете, разгадав ребус.
    Деятельность обучающихся
    Организуются,
    настраиваются на
    общение и сотрудничество, проверяют
    готовность к классному часу
    Слушают классного руководителя,
    отвечают на вопросы, размышляют
    Приводят примеры и обсуждают их с
    учителем.
    Аргументированно
    высказывают собственное мнение,
    приводят примеры жизненного опыта

    3. Актуализация знаний
    Давайте поиграем ­ решим с Вами небольшой ребус ­ загадку. А суть в нем
    такова: я буду вам задавать загадки про какую­то одну букву нашего алфавита, а
    Вы должны будете ее отгадать. Кто первый поймет о какой букве идет речь, тот
    выходит к доске и записывает ее. Естественно, ребята, чтобы мы с Вами не
    поднимали шум, не забываем про поднятую руку.
    Принимают участие в игровой
    деятельности,
    в соответствии с
    правилами игры выполняют принятую на
    себя роль
    Очень часто под окошко
    Воробьишки прилетают,
    Очень шумно и дотошно
    Эту букву обсуждают!
    (Ч)
    Енот жуёт, жуёт енот,
    Ежевику он жуёт,
    И на розовой стене
    Он рисует букву...
    (Е)
    «Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,
    «Стул», «Сапожник» и «Салон»,
    «Сон», «Симфония», «Страна»,
    «Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».
    Что за буква это, дети,
    Встретилась нам в строчках этих?
    (С)
    Она на антенну похожа
    И на зонт как будто тоже.
    (T)
    «П» в другую букву можно
    Очень быстро превратить.
    Перекладинку немножко
    Нужно только опустить!
    (Н)
    Круглой формы голова,
    Той же формы буква...

    (О)
    Слон ­ огромный дядя­слон,
    Слушать сказки любит он.
    Сказку про дремучий лес
    Слушает под буквой …
    (С)
    На одной стоит ноге
    На крыше дома буква...
    (Т)
    Безголосый он добряк,
    Всё смягчает...
    (Ь)
    Итак, детишки, посмотрим мы на доску. Какое же слово получилось?
    ­ Честность.
    Что же все­таки это такое?
    Честность - честное поведение, честное отношение к кому­то или чему­то.
    Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и
    своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
    Абсолютно все Вы сегодня большие молодцы. Вы справились с этим заданием. Для
    меня оно было очень сложным. А для Вас?
    (Слушаем впечатление учеников).

    4. Основная часть
    Корейская сказка. Честный мальчик.
    Давным­давно жил в селении мальчик Отец его умер, мать с утра до ночи
    работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.
    Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер
    загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.
    Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «
    Срублю­ка я это дерево, ­ подумал мальчик. ­ Из него много дров получится».
    Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в
    озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем
    он теперь дрова рубить будет?
    Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.
    ­ О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.
    Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
    ­ Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
    Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в
    Сказал он так и под водой скрылся.
    Принимают участие в организованной
    воспитательной работе,
    выполняют
    указания педагога,
    размышляют,
    слушают друг друга и учителя,
    высказывают
    собственное
    аргументированное мнение

    руке у него топор из чистого золота.
    ­ Этот ли топор твой? - спрашивает.
    ­ Что ты, дедушка, не мой это топор!
    Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его
    мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор
    серебряный.
    - На, бери свой топор, - говорит. А мальчик ему и отвечает:
    - Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
    И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз
    был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
    - Вот мой топор, дедушка, - говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:
    ­ Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото.
    За это отдам я все три топора. Продай их на рынке ­ они дорого стоят, ­ пусть твоя
    мама не работает больше на чужих людей.
    Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял
    мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор
    не знали они с матерью нужды и горя.
    Типичные ответы:

    ­ Чему учит эта сказка?
    ­ Какого человека мы можем назвать честным?
    ­ Честности. Тому, что не надо
    обманывать
    ­ Человек искренний, прямой.
    “… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики.
    Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: Попадет нам дома!
    Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
    Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и
    не будет ругаться.
    - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не
    будет ругаться.
    А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче говорить, потому что
    она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только
    сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож: идет.
    Нет, говорит, - в этих местах волка.
    Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик
    про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину
    рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во
    всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.
    Типичные ответы:
    ­ Ложь обычно все равно будет известна
    и принесет большие неприятности.
    ­ Ребята, в чем суть этого рассказа?

    Творческое задание «Честные люди»
    Ребята, прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
    Как вы ее понимаете?
    (Выслушиваем ответы учащихся)
    А теперь посмотрим все вместе на презентацию. Как вы видите, на картинках
    изображены люди, разной профессии. Скажите мне, как эти люди помогут
    окружающим стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво? (Например:
    честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач
    будет давать больным лучшие лекарства и т.д.)
    Тренинг по выходу из неприятной ситуации
    Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в такую ситуацию, в
    которой у Вас стоял выбор: обмануть или сказать правду? Обычно в таких случаях,
    многие люди выбирают первый вариант, надеясь, что все закончится, останется
    позади и никто не узнает об их маленьком обмане. Но не стоит забывать, дорогие,
    что правда рано или поздно становится явной, а за ложь в любом случае придется
    ответить.
    Сейчас я Вам предлагаю объединиться в группы по рядам. Каждый ряд получает
    Просматривают карточки, на которой
    изображены картинки людей различной
    профессией.
    Обсуждают между собой данную им
    ситуацию, а затем с учителем
    всевозможные выходы из них.

    задание: проанализировать ситуацию. Эти ситуации могут встретиться нам и в
    повседневной жизни. Чтобы в дальнейшем избежать неприятностей, то все обсудим
    и потренируемся над ними здесь.
    Ситуация для первого ряда:
     Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши
    родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как
    отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
    Ситуация для второго ряда:
     Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того,
    что он кого­то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
    ­промолчите;
    ­поссоритесь;
    ­поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним
    дружить.
    (если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком,
    настоящий друг должен говорить правду)
    Ситуация для третьего ряда:
     Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
    5. Подведение итогов.
    Рефлексия
    Ребята, сегодня мы познакомились и поговорили с вами о честности и о том, как
    следует поступать в различных ситуациях, где, порой, нам хочется сказать
    неправду. Так давайте постараемся как можно чаще говорить людям все как есть,
    стоит доверять и навсегда забыть о таком плохом слове, как «ложь». А ещё
    давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать прежде, чем что­то
    совершить: а что из этого получится?
    Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…», «Я считаю, что горькая
    правда лучше, чем сладкая ложь, потому что…»
    Совместно с классным руководителем
    подводят итоги, делают выводы и
    обобщения по содержанию классного
    часа
    Продолжают фразы, предложенные
    учителем.взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.
    Задачи:
    Образовательные:
    ­ Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь
    признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
    Развивающие:
    ­ Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
    Воспитательные:
    ­ Формировать мотивацию к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно­
    правовым нормам общества.
    ­ Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
    Планируемые результаты:
    Личностные:
    ­ формирование умения формулировать нравственные суждения;
    ­ способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, уважения к истории и традициям
    нашей Родины, гражданственности;
    ­ овладение начальными навыками адаптации.
    Метапредметные:
    регулятивные:
    ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    ­ умение находить ответы на вопросы;
    ­ умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
    коммуникативные:
    ­ активное использование речевых средств;
    ­ умение слушать собеседника и вести диалог;
    ­ развитие у младших школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других
    такими, какие они есть на самом деле;
    ­ воспитание чувства коллективизма, сплочённости, развитию уважительного отношения между
    учащимися.
    познавательные:
    ­ расширение кругозора;
    ­ развитие умения отличать хорошее от плохого.
    Предметные:
    ­ формирование у обучающихся представления о понятии «честность»;
    ­ формировать умение искать выход из неприятных ситуаций;
    ­ формировать творческие способности обучающихся на основе моделирования ситуаций.
    Оборудование:

    ­ Таблички со словами и рисунками – «Повар», «Полицейский», «Почтальон», «Продавец»,
    «Врач», «Пекарь»
    ­ презентация «Всё тайное, рано или поздно становится явным» ­ Сократ.

    Тема: «Честен тот, кто работает на совесть» (беседа-диалог)

    Цели и задачи классного часа

    — Воспитывать этические качества личности учащихся;

    — способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.

    Ход классного часа

    Обсуждение рассказа о честности

    Учитель: Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, ибо честный человек достоин самого глубокого уважения.

    Затем учитель читает рассказ:

    «В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена, увидев шпаргалку, быстро поднял ее и прочитал — вся задача была решена...».

    Учитель : Выскажите свое мнение по поводу того, что же произойдет дальше.

    Выслушав мнение ребят, продолжить чтение:

    «... Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка — это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».

    Учитель предлагает учащимся вопросы:

    1. Как вы оцениваете поступок Гены?

    2. Почему Гена решился на нечестный поступок?

    3. Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?

    4. Как вы оцениваете признание в своей ошибке?

    5. Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

    6. Почему? (Ответы учеников)

    Чтение и обсуждение рассказа Е. Мари «Ложка»

    О Василии Ивановиче Чапаеве, герое Гражданской войны, известно много. И про знаменитую папаху Чапаева ребята, верно, знают. Даже про шашку, быть может, слышали. А тут речь пойдет о ложке, об обыкновенной солдатской ложке. Инструмент для солдата, конечно, необходимый. Но не сравнишь ее с винтовкой или шашкой.

    И все же история с ложкой запомнилась многим чапаевцам, которые и рассказали ее мне. А я только записал их рассказ.

    В дивизии Чапаева сражалась школьница из Самары Лида. Переодевшись мальчишкой, Лида ушла из захваченного белыми города и попала к Василию Ивановичу.

    Вместе с другими ходила девочка-боец в походы, стреляла по врагу и даже была ранена. Рана у Лиды быстро зажила, и она о ней скоро забыла. Но вот случилась другая неприятная история с девочкой-бойцом: потеряла она свою солдатскую ложку.

    Подумаешь, велика беда — ложку потеряла. Но без ложки в самом деле плохо бойцу. Подвезут полевую кухню, выдадут порцию каши или супа, и, если ложка при тебе, ешь из котелка все горячее. Ну, а потерял ложку — жди, когда поест товарищ. Невесело это, когда живот от голода подводит.

    Шли однажды чапаевцы по деревне. Подбежала Лида к крестьянской избе, попросила попить. И пока пила, заметила у кастрюлек да мисок ложку с красивой витой ручкой.

    Хозяйка ушла в дом. А Лида оглянулась — никого нет, взяла и сунула ложку в сапог и пошла своей дорогой, как ни в чем не бывало.

    Когда сели обедать, бойцы на привале спрашивают: откуда у Лиды ложка такая интересная.

    Лида ест да помалкивает. А иному скажет: нашла на дороге. И все тут.

    Но случилось вскоре Лиде зайти в избу, в которой остановился сам Чапаев. А у Чапаева дом всегда полон гостей. Вместе с ним за стол усаживались и командиры, и бойцы, и чапаята-разведчики — их было немало в дивизии.

    Увидев Лиду, Чапаев и говорит:

    — Садись и ты, боец, за стол с нами!

    Молча похлебали щей. Подали кашу. Тут Василий Иванович и заприметил блестящую ложку в руках девочки-бойца.

    — Откуда у тебя такая красивая ложка? — спросил Василий Иванович и как-то особенно посмотрел на Лиду.

    А Чапаеву врать нельзя: он все равно узнает правду. Это всем было ведомо. Лида встала, тихая, бледная, и говорит:

    — Да в деревне одной... Столовкой называется. С крылечка взяла.

    — А что, пустой дом, брошенный?

    — Да нет, — ответила, потупясь, — не брошенный.

    Рассердился Чапаев вовсе. Встал из-за стола да как крикнет:

    — На коня — в Столовку! Отдашь ложку и расписку принесешь. Без того не являйся!

    Помчалась Лида в темень по лесной дороге. Хотя нетрусливого была десятка, но страшно ей показалось в этом лесу. Потому страшно, что совесть была у нее нечиста, что нарушила она закон чапаевцев: не трогать чужого.

    Доскакала все же девочка до Столовки. Робко постучалась в окошко того дома, где ложку взяла. Хозяйка долго не могла понять, про какую ложку речь идет.

    И только когда Лида рассказала про Чапаева и его приказ, отворила хозяйка дверь и при свете лучины написала каракулями расписку под диктовку Лиды: «Получена металлическая ложка в единственном числе». Дальше шла подпись.

    Погоняя усталого коня, возвращалась Лида к дому, где остановился Чапаев. Василия Ивановича она не застала. Но ей передали:

    — Чапаев, мол, спрашивал, доставила ли девочка-боец расписку на какую-то ложку.

    Чапаев никогда не забывал проверять свои приказы. И не прощал тем бойцам, кто брал крестьянское имущество. Одного молодого солдата даже отдал под суд за то, что тот залез в хозяйскую банку с вареньем.

    — Нам такие любители чужого варенья не нужны, — сказал Чапаев. — Пусть судят по закону этого сладкоежку.

    Про Чапаева сказывали, что он был отдан мальчиком в лавку к купцу. Доволен был купец расторопным продавцом. Все Вася понимал с полуслова. Летал стрелой, считал — мигом. Только обвешивать да обманывать не умел, да и не хотел. Хотя хозяин и учил его: будто греха в том нет, а без обмана и прибыли не будет. Но не мог Вася Чапаев лгать.

    И от своих бойцов Чапаев всегда требовал быть честными.

    Храбрость да честность — словно два пехотинца, лежащие в окопе, или два конника, что в одном строю конь о конь мчатся на врага. Они всегда должны быть вместе.

    Учитель: Какие качества характера особенно ценил Чапаев? Почему?

    Чтение рассказа Е. Мари об А. Гайдаре и его вере в слово. «Арбузы и волки»

    Жили мы в лесу на берегу реки Урал — я, Аркадий Гайдар, еще три наших товарища и девушка Наташа. Жили хорошо и весело, охотились и ловили рыбу.

    Но однажды Гайдар вернулся в лагерь задумчивый и грустный. Мы сразу поняли: что-то случилось. Даже маленького щенка Кутьку Гайдар не погладил. Обиделся Кутька, отошел в строну и лег под кустом, накрыв морду лапами.

    Наташа взглянула на Гайдара и вздохнула, а я спросил по нашему обычаю прямо и просто:

    — Кто тебя огорчил, друг?

    Тогда Гайдар расстегнул патронташ, повесил его рядом с ружьем на кол у палатки и сказал:

    — Огорчило меня, товарищи, чрезвычайное событие. Знаете ли вы в лесу большое высокое дерево, у которого молния расщепила верхушку?

    — Есть три дерева в том лесу с расщепленными верхушками, — сказал я.

    — Одно упало вчера, когда ветер был, — сказала Наташа.

    — Правильно говоришь, моя хорошая!—обрадовался Гайдар, потому что радовался он каждому верному слову. — Но не о том дереве разговор. Мое дерево стоит на краю большого оврага, и наверху у него в расщепе гнездо большого орла с белой головкой и разными глазами.

    — Знаем, — сказали мы все вместе.

    — Так, хорошо... — сказал Гайдар. — А теперь, охотники, расскажу я вам про самое главное. Вышел я на охоту на рассвете и возле того самого дерева сел отдохнуть. Я сидел так тихо, что старый тетерев-косач подобрался ко мне на пять шагов и полчаса ходил вокруг, бормотал, ругался: кто-то оборвал на том месте самую лучшую ежевику.

    — Ежевику я собирала, — сказала Наташа. — Только нечего ругаться старому косачу — ее вон там сколько...

    — Не знаю, — сказал Гайдар, — но только вдруг шарахнулась эта птица через кусты в большом страхе. А я, заметьте, не шевелился и увидел, как из-под яра на тропинку вылезает волк...

    — Подумаешь, невидаль! — сказали мы. — Рассказывай, не волнуйся. Каждую ночь волки воют на Толстой гриве.

    — Но этот волк был не простой, — сказал Гайдар.

    — Какой же? — спросили мы. — Синий, черный, белый? Ростом с лошадь?

    — Волк был серый и даже немного облезлый, — сказал Гайдар, — но дело в том, что шел он по дну пересохшей старицы и катил впереди себя арбуз...

    — Понятно, — сказали мы. — Хорошо, что не воз с сеном.

    — Так я и знал, что вы мне не поверите, — грустно сказал Гайдар.

    Покрутили мы головами и больше ничего товарищу не сказали. Но никто из нас не слышал, чтобы волки катали по лесу арбузы.

    И не верить Гайдару мы не привыкли, и поверить ему тоже не могли.

    Всем лагерем мы вышли к старой осине, шли долго. Мой охотничий пес два раза делал стойку, и я убил старого тетерева с белой лирой и огненными бровями. Но серого облезлого волка мы так и не встретили. А через неделю приехал к нам в лагерь из поселка Коловертного дед Захар — старый рыбак и колхозный сторож.

    — Помогите, охотники, отбиться от волков! — сказал он. — Бахчи разоряют, спасу нет. Полное наступление открыли на колхозные арбузы. Не столько едят, сколько портят. Сорок арбузов разгрызет серый черт и только сорок первый съест.

    Гайдар подошел поближе к старику.

    — А бывает так, что волки с бахчи арбузы укатывали? — спросил он.

    — Почему же не бывает? — сказал дел. — В позапрошлом году я сидел под яром, ловил сазанов, так он меня чуть не убил арбузом. Докатил до яра да спихнул арбуз в воду. Как бомбой ударил!

    — Ну, а ты что?

    — А я его удилищем.

    — А он что?

    — Убег, — сказал дед.

    С вечера мы сели в засаду на колхозных бахчах, сами увидели, как волки грызут арбузы, а на рассвете попросили прошения у Гайдара за то, что не поверили его рассказу о лесной встрече.

    — То-то, — сказал он, крепко пожимая руку. — Как же можно товарищу не верить, если вы сами настоящей правды не знаете!

    Учитель : Почему А. Гайдар вернулся однажды в лагерь такой грустный? (Ответы детей.)

    Обсуждение пословиц о честности и долге

    Учитель предлагает учащимся несколько пословиц:

    — Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

    — Нет большего позора, как не выполнить уговор.

    Учитель: Объясните, что означают эти пословицы? (Ответы детей.)

    — Приведите еще пословицы о честности и долге.

    Подведение итогов классного часа

    Классный руководитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе.