Воспитание детей в семье николая 2. Воспитание и обучение царских детей

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Чтение и иностранные языки

Император Павел I Петрович

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски. Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале. «Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» - так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физические упражнения

Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Великая Княжна Татьяна, дочь царя, переносит при помощи солдата, глыбы дерна на носилках

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Благотворительность

Конный портрет великого князя Александра Николаевича

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» - так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре «Телемака», адресованном внуку. Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

Гражданский долг

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра - швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь - «честным человеком и просвещенным гражданином».

Личный пример

Великие князья Александр, Владимир и Николай Александровичи детьми

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» - писал родным Карл Карлович Мердер. В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

Общение со сверстниками

Царевич Алексей Николаевич со сверстниками, детьми охраны и прислуги

В составленном Я.К.Гротом в 1858 году «Проекте особого учебного решения для великих князей» отдельно обсуждался вопрос о возможности обучения царских детей в кругу сверстников. Пять-шесть юношей, выбранных по жребию из числа питомцев лучших учебных заведений Петербурга и Москвы, получали право заниматься в том же учебном классе, что и будущий монарх. Во время летних каникул одноклассники наследника допускались к нему для совместных «ботанических и мореходных» прогулок и занятий гимнастикой. Помимо возможности дружеского общения со сверстниками, важным преимуществом совместного обучения была атмосфера соревнования в учебной аудитории. Следствием ее должны были стать как учебные успехи, так и привычка к умственному труду, формирование воли и характера великих князей.

Воспитание и обучение царских детей

Детей в царской семье рождалось много, но далеко не все достигали зрелого возраста - слишком высока была в то время детская смертность. Из десяти отпрысков Михаила Федоровича четверо (три дочери и сын Василий) не дожили до трех лет; сын Иван (Г. Котошихин писал, что тот с раннего детства «велми был жесток», а посему его поспешили отравить) умер в пять лет. После его кончины началось очередное «ведовское» расследование, показавшее, что придворная золото-швея Дарья Ломакова «сыпала пепел на след царицы», отчего та почувствовала недомогание и печаль, а вскоре царевич Иван скончался. Взрослого возраста достигли только четверо: Ирина, Алексей, Анна (1630–1692) и Татьяна (1636–1706).

В семье Алексея Михайловича и Марии Ильиничны было 13 детей, из которых только восемь прожили относительно долгую жизнь: Евдокия (1650–1712), Марфа (1652–1707), Софья (1657–1704), Екатерина (1658–1718), Мария (1660–1723), Федор (1661–1682), Феодосия (1662–1713) и Иван (1666–1696). Их первенец Дмитрий (1648–1649) не дожил до года, родившаяся в 1655 году Анна умерла в 1659-м, Симеон (1665–1669) прожил четыре года, Евдокия (1669–1669) всего на два дня пережила мать, скончавшуюся через пять дней после родов от горячки, наследник Алексей (1654–1670) умер в 16 лет.

От второго брака Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной осталось двое детей - Петр (1672–1725) и Наталья (1673–1716); еще одна дочь Феодора (1674–1678) умерла ребенком.

Сначала главную роль в жизни царских детей играла кормилица, которая, как правило, до конца своих дней оставалась при дворе либо получала помесячное вознаграждение. Так, Анна Ивановна, кормилица Федора Алексеевича, всю оставшуюся жизнь имела прежний восьмирублевый годовой оклад жалованья и шесть «кормовых денег» (три копейки) на день. Для «досмотра» при царевичах до пятилетнего возраста были «мамка» и «нянька», а также целый штат прислужниц: «казначея», постельница и др. Свою «мамку» Ульяну Степановну Собакину Алексей Михайлович поминал добрым словом всю жизнь, иногда в письмах справлялся о ее здоровье, а в дальнейшем не раз помогал ее родственнице в память о ее заслугах.

До пятилетнего возраста царских детей только «тешили» игрушками, однако подбирались они таким образом, чтобы не только способствовать физическому и умственному развитию ребенка, но и приучать его к военному делу, к управлению людьми, к будущей жизни государя большой державы. Когда царевичу Алексею Михайловичу еще не было и года, отец прислал ему «потешного» (игрушечного) коня «немецкого дела», чтобы сын сызмальства осваивал навыки верховой езды.

По достижении пяти лет царевичей переселяли из царицыной половины в свои покои. Детям отводили во дворце по три-четыре комнаты, богато одевали, но первые годы они жили очень скрытно, вдали от глаз людских, в окружении «дядек» и учителей.

О воспитании и обучении Михаила Федоровича известно крайне мало. Поскольку к царствованию его не готовили, он, скорее всего, прошел обычную для того времени «школу»: изучение букв по азбуке, чтение по часослову, Псалтыри и Апостолу, писать учили отдельно. Дальше шло самообразование по желанию самого ученика, выбиравшего церковное пение или военное дело. Кое-какие умения, считавшиеся необходимыми для царственных особ, Михаилу Федоровичу пришлось осваивать уже во время пребывания на троне.

Совсем в ином положении оказался его сын Алексей, которого с рождения стали готовить в правители огромной страны. До пяти лет он рос в окружении не только мамок и нянек, но и «потешных» книжек и заграничных игрушек: деревянного коня, лат, музыкальных инструментов. Мастера Оружейной палаты также изготавливали самые разнообразные детские игрушки для царских детей, начиная с фигурок животных, барабанчиков, луков, стрел, седел и прочего и заканчивая шахматами. У трехлетнего царевича уже был целый штат музыкантов - 18 накрачеев (барабанщиков) и цимбалистов, для которых были заказаны особые кафтаны. Сам царевич тоже любил бить в барабан, о чем свидетельствует заказ, полученный придворным токарем в октябре 1633 года - выточить для малыша дубовые палочки.

Конечно, у мальчика с самого нежного возраста появилось разнообразное оружие. Помимо лука со стрелами в четыре года Алексей имел уже карабин и «двойной пистолет». Владению ими будущего государя обучали с раннего детства. Физическое развитие царевича тоже было организовано на должном уровне: летом мальчик много времени проводил на свежем воздухе, качаясь на качелях и играя в мяч, зимой катался на санках, а с девяти лет стал осваивать коньки.

Когда царевичу исполнилось пять лет, его начали обучать грамоте под руководством «дядьки» Бориса Ивановича Морозова, начавшего восхождение к власти с этой придворной должности - он сразу же перескочил из стольников в бояре. В помощники Морозову «для бережения и научения царевича» назначили Василия Ивановича Стрешнева, родственника царицы, пожаловав его в окольничие; однако тот не стал царевичу близким человеком, уступив первое место «чужому дяде». Морозов оставался наставником царя до конца своих дней. А пока Морозов наряжал своего ученика в немецкое платье - правда, ради потехи, но затем уже серьезно стал прибегать к европейским методам обучения. Царевич быстро освоил азбуку. В отличие от отца, в детстве которого использовались рукописные пособия по овладению грамотой, в распоряжении маленького Алексея Михайловича уже был печатный букварь типографа Василия Бурцева, изданный в Москве в 1634 году (по мнению некоторых исследователей, этот букварь был издан специально для обучения наследника престола). Полное его название - «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем, хотящим учитися чтению божественных писаний с молитвами и со изложением кратких вопросов о вере». В предисловии к изданию говорилось о древности «словенского» наречия, его равенстве с древними языками - еврейским, греческим и латынью. «Первоучебная малая книжица», писал автор букваря, должна была сослужить важную службу: «…малым детем в научение и познание божественнаго писания, и по всей бы своей велицей Русии разсеяти, аки благое семя в доброплодныя земли, яко да множится и ростет благочестие во всей его Русской земли». Бурцев вставил в свой букварь поэтическое обращение к читателям:

Ты же, благоразумное отроча, сему внимай,

И от нижния ступени на высшую ступай,

И неленостне и ненерадиве всегда учися

И дидаскала своего во всем наказания блюдися.

Призыв «блюстись наказания дидаскала», то есть учителя, был весьма кстати, ведь учителя имели право пороть нерадивых учеников розгами. Вряд ли царский «дядька» прибегал к подобной методе при обучении будущего монарха, но напоминать о розгах считалось нелишним не только в начале XVII века, но и в его конце (это сделал в своем знаменитом букваре Карион Истомин в 1696 году: гравюра с надписью «Училище» в его издании как раз изображала сцену наказания розгами).

Учителем грамоты числился дьяк Василий Сергеевич Прокофьев, а вторым учителем царского наследника - по письму - с весны 1635 года стал подьячий Посольского приказа Григорий Васильевич Львов, назначенный на эту ответственную должность за уникальный каллиграфический почерк, обширные познания в «цыфирной счетной мудрости» и других областях. Возможно, это он привил Алексею Михайловичу усердие к чистописанию, позднее воплотившееся в любовь к собственноручному письму. Царь уже в зрелом возрасте наказывал в одном из писем: «…чернила возьми у Григория у Львова, да и перья ему вели очинить». Видимо, и чернила, и перья у него были особенные, которые нравились царю и к которым он привык. За успехи в деле обучения наследника Львов в 1636 году был пожалован в дьяки, что означало серьезный карьерный рост, а впоследствии даже возглавлял Посольский приказ.

Примерно в семь лет Алексей научился играть в шахматы. Игра эта очень соответствовала его спокойному усидчивому характеру. До конца жизни в царском кабинете имелось несколько наборов шахмат, купленных и подаренных, очень дорогих и самых простых.

В девятилетием возрасте царевич начал обучаться церковному пению, которое пришлось ему по душе. Его учителями стали певчие дьяки Лука Иванов, Иван Семенов, Михаил Осипов и Николай Вяземский. Заложенную в детстве любовь к священным песнопениям Алексей Михайлович пронес через всю жизнь, прекрасно знал их и даже поправлял поющих во время церковных служб, увеличил штат царских певчих; при нем в царской библиотеке резко возросло число певческих рукописей с «крюковой» записью мелодии.

Наследник престола проявил потрясающие способности к учению. Он очень быстро выучил наизусть те части часослова и Псалтыри, которые полагалось знать на память, и перешел к чтению Деяний апостольских. Образовательному циклу свободных наук, общепринятому в Европе и включающему грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрологию, царевича, увы, не обучали. Августин Мейерберг, говоря об образовании царских детей, очень сожалел, что блестящие врожденные дарования Алексея Михайловича не получили в детстве развития через «семь свободных художеств». Главная задача его учителей была не в расширении кругозора и познаний высочайшего ученика, а в привитии ему «благочестия», а уж это им удалось в полной мере.

Примерно к десяти годам у Алексея Михайловича уже составилась своя библиотечка из тринадцати томов. В нее помимо Евангелия, часослова, Псалтыри, Деяний апостолов, Октоиха, Стихираря и другой певческой и церковно-учительной литературы входили «Тестамент», содержащий поучения византийского императора Василия сыну Льву, изданные в Литве «Лексикон» и «Грамматика», а также «Космография». В одном ряду с обучающими книжками стояли «немецкие гравированные листы», которых было приобретено множество в Овощном ряду по указанию Бориса Ивановича Морозова. Так, известно, что В. И. Стрешнев неоднократно покупал «немецкие печатные листы», а также «листы писаные немецкие и русские»; к примеру, в январе 1635 года он купил их 32 штуки. Эти гравюры и картинки носили в основном не развлекательный, а познавательный характер, а потому широко использовались при обучении царевича.

В целом Алексей Михайлович получил хорошее образование - не по европейским, а по русским меркам. В его библиотеке были также естественно-научные печатные издания и рукописи и труды по военному делу. Он знал и цитировал изречения философов: «А Аристотель пишет ко всем государем, велит выбирать такова человека, который бы государя своего к людям примирял, а не озлоблял!» Иногда он демонстрировал свои познания в античной мифологии: «…имай крепко опасенье и Аргусовы очи по всяк час беспрестанно в осторожности пребывай…» Государь, не чуждый творчества, одному из своих корреспондентов даже написал нечто отдаленно похожее на силлабические вирши:

Рабе Божий! Дерзай о имени Божии

И уповай всем сердцем: подаст Бог победу!

И любовь и совет великой имей с Брюховецким,

И себя и людей Божиих и наших береги крепко…

Видимо, методы обучения и стиль поведения Б. И. Морозова импонировали его воспитаннику - настолько, что когда он вырос и стал царем, то сделал «дядьку» своим советником теперь уже в государственных делах, на первых порах - с широчайшими полномочиями: Морозов «приказывал государевым словом», то есть давал указания от имени царя. Когда же во время Соляного бунта 1648 года восставшие москвичи, возмущенные злоупотреблениями Морозова, потребовали его казни, царь отмолил своего учителя и на какое-то время выслал его из города, тем самым спас «дядьке» жизнь…

Своих сыновей Алексей Михайлович не обряжал для потехи в немецкое платье и даже запретил его для своих придворных в 1675 году с мотивировкой: «..дабы иноземных извычаев не перенимали» (правда, сам в украшениях и аксессуарах следовал королевской моде - заказывал в Европе кружева, нитяные перчатки и чулки и т. п.).

Придавая огромное значение обучению старшего сына, наследника престола Алексея Алексеевича, отец выбирал ему в воспитатели и учителя только людей добрых и, с его точки зрения, ученейших. Сначала школьные азы царевичу преподавал Алексей Тимофеевич Лихачев, широко известный даже иностранцам как «человек доброй совести». В 1664 году, когда царевичу было уже десять лет и он получил начальное образование, Алексей Михайлович выбрал в качестве второго «дядьки» своего лучшего друга и единомышленника Федора Михайловича Ртищева - тот был освобожден от всех должностей (главы Дворцового, Литовского и Лифляндских дел приказов), чтобы сосредоточиться на обучении и воспитании будущего царя. За шесть лет, отданные служению благородному делу формирования личности нового русского монарха, Ртищев так сильно привязался к своему подопечному, что после неожиданной смерти того в 1670 году впал в депрессию, удалился от двора и замкнулся в себе.

Царевича учили с учетом передовых достижений европейской педагогической мысли. Уже была известна теория Яна Амоса Коменского, увязывавшая формы обучения с возрастом ребенка и развитием его психики. Примерно в эти же годы Епифанием Славинецким был сделан перевод с польского издания 1538 года пособия Эразма Роттердамского De civilitate morumpuerilium («О воспитанности нравов детских»). И хотя книжица эта касалась исключительно этики и гигиены, появление ее знаменательно. Видимо, Алексей Михайлович хотел воспитать своих детей не только по-русски религиозными, но и по-европейски культурными.

Иностранцы давно возмущались манерой поведения русских на людях, в особенности за столом. А поскольку царевич в дальнейшем мог не только стать русским государем, но и польским королем (русское правительство об этом всерьез подумывало в связи с «безкрулевьем» в Речи Посполитой 1668–1669 годов), умение вести себя в соответствии с западным этикетом могло сослужить ему хорошую службу при баллотировании на польский престол. Во всяком случае, впервые в русской традиции воспитания появились правила хорошего тона. Книга была составлена по типу катехизиса - содержала 164 вопроса и ответа: о правилах поведения в церкви и училище, за обеденным столом, в гостях; об умении вести беседу и ношении одежды, об осанке, мимике и жестах при общении; о поведении во время игр; о гигиене тела, правильном сне и пр. Примечательно, что большинство этих норм остаются общепринятыми и в наше время. Занимательность изложения, рассчитанная на детей, сделала эту книгу самой популярной в Европе, в России же ее знали немногие. Переводчик назвал ее «Гражданство обычаев детских», поясняя, что термин «гражданство» подразумевает «обычаев добросклонность и человекопочтительство». В виршах, помещенных в предисловии, говорилось о трех составляющих воспитания - добродетели, мудрости и благонравии. Вполне вероятно, что царевич Алексей, а потом и царевич Федор держали эту книгу в руках или слушали ее в изложении своих учителей. Знаменитое «Юности честное зерцало» 1717 года во многом основывалось на этом же сочинении.

Круг занятий юного Алексея можно представить по тематике книг в его библиотеке, картинкам на стенах его комнат. Известно, что в его покоях были развешаны 50 гравюр на познавательные темы, 14 географических карт, стояли два глобуса. Библиотека внушительных размеров (более двухсот томов) включала много исторических произведений. Русскую историю мальчик изучал сначала по миниатюрам обширного Лицевого летописного свода - например, поход князя Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году он мог детально представить себе, разглядывая 180 картинок, посвященных ему, - затем переходил к чтению летописей. Мировую историю царевич осваивал по Библии, впервые изданной в России в полном объеме в 1663 году. Из 169 глав хронографа (в редакции 1617 года) он мог почерпнуть сведения об истории Древней Греции, Троянской войне и античной мифологии, о возникновении Польского и Чешского государств, об открытии Америки и многом другом.

Исторический цикл дополнялся географическими знаниями, а также природоведением, начатками юриспруденции, философии, поэтики и риторики. Особо выделялись учебники по военному делу, так как царевича готовили и к роли полководца. Еще в 1649 году по распоряжению государя была опубликована первая светская книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» - перевод строевого устава «Воинское искусство», написанного датским капитаном Иоганном Якоби фон Вальхаузеном. Новые рейтарские полки «иноземного строя», созданные в России под командованием иностранных офицеров, нуждались в практических руководствах. И хотя устав был слишком сложным для применения на практике, он содержал массу сведений по военному делу. Царевичи наверняка читали эту книгу, рассматривали 35 гравированных рисунков, пояснявших текст.

Отдельный блок образовательных дисциплин составляли иностранные языки. Трудно переоценить роль Симеона Полоцкого в обучении царевича Алексея. Обладавший широчайшим кругом познаний просветитель стремился поднять образовательный уровень своего подопечного, занимаясь с ним иностранными языками - латынью и польским. Возможно также, что он учил царевича стихотворству, поскольку сам прославился сочинением виршей как на русском, так и на польском языке. Своеобразный экзамен царевич Алексей блестяще выдержал в 1667 году во время приема польских великих и полномочных послов, приехавших ратифицировать мирный договор. Ему тогда исполнилось 13 лет, и он еще совсем недавно был «объявлен» наследником. Царевич произнес приветственную речь частью по-польски, частью на латыни. Основным ее содержанием был призыв к объединению братских славянских народов не только против внешнего врага - «варваров-татар», но и для лучшего внутреннего управления двух народов: «Сколь великая слава, о послы, предстояла бы всем славянским народам, и какие бы великие предприятия увенчались успехом через соединение сих племен и через употребление единого наречия, распространенного в лучшей части Вселенной - вам самим о том известно». Далее царевич прямо говорил, что поляки не пожалеют, если выберут его своим королем: «Собственно же о себе скажу, что если желания и старания мои будут с Божиею помощию приняты благосклонно народом вашим, никогда не дам вам повода раскаиваться в доброжелательстве вашем ко мне».

Уровень его познаний произвел сильное впечатление на послов. Отзвуки этой красноречивой орации достигли даже Италии, причем в письме к герцогу Козимо Медичи польский автор утверждал, что русский наследник владеет латинской риторикой не хуже герцогского сына. Можно представить, какой уровень образования имел Алексей Алексеевич к шестнадцати годам, какая слава ждала его как просвещенного монарха не только в России, но и в Европе! Беда пришла нежданно - в январе 1670 года царевич внезапно скончался…

Оправившись от удара, Алексей Михайлович возложил свои надежды на второго сына Федора, хотя и больного, но весьма разумного и способного к наукам. Его, по-видимому, тоже стали обучать польскому и латыни с теми же видами на польский престол. Правда, документальных подтверждений этому не найдено, кроме письма 1672 года, в котором автор, местоблюститель Киевской митрополии архиепископ Лазарь Баранович, сообщал Алексею Михайловичу о желании посвятить царевичу Федору свою стихотворную книгу «Жития святых отец», написанную на польском языке.

«Потешные» книги с детства имелись у Федора в изобилии. В его хоромах находилась Учительная палата, где книгописцы переписывали их, для чего, к примеру, в 1674 году было закуплено 50 кистей и столько же горшочков краски. В 1670 году девятилетнему царевичу была подарена красочная книга «Лекарство душевное» с многочисленными иллюстрациями, изготовленными иконописцами Троице-Сергиева монастыря золотом и красками «самым добрым мастерством». Там были сценки разнообразного содержания, например сенокоса или мытья в бане. В 1672 году иконописец Петр Афанасьев оформил для царевича две «потешные» книги на военную тему - «люди с боем»; в 1674-м другой мастер, Никифор Бовыкин, изготовил «потешную игру карты по золоту цветными красками» (лото с картинками на разные темы). Этот перечень можно продолжить.

С 1668 года Федора опекали и воспитывали «дядьки» - боярин князь Федор Федорович Куракин и думный дворянин Иван Богданович Хитрово, люди ничем особенно не выдающиеся, но близкие к царю. О их взаимоотношениях с царевичем сказать что-либо трудно. Зато о его отношении к Симеону Полоцкому красноречиво свидетельствует тот факт, что после смерти учителя в 1680 году Федор Алексеевич, тогда уже царь, приказал увековечить его память достойной стихотворной эпитафией, поручив это сложное дело другому преданнейшему ученику Симеона Сильвестру Медведеву. Федор отверг 14 (!) вариантов - ему всё время казалось, что в надгробных виршах плохо отражены величие Симеона как мудрого наставника и советника, значимость как просветителя русского народа, красноречивого поэта и «дидаскала», а также его скромность и кротость как истинного монаха. Медведеву пришлось попотеть, прежде чем 24 двустишия были одобрены венценосным заказчиком и высечены золотыми буквами на двух каменных досках, установленных над гробом Симеона в Заиконоспасском монастыре:

…Им же польза верные люди насаждала,

Незлобие же, тихость, кротость удивляла…

Мудрость со правдою им бысть зело храненна,

Мерность же и мужество опасно блюденна…

В результате стараний «дядек» и учителей Федор был подготовлен к управлению страной ничуть не хуже старшего брата. Много усилий к этому прилагал и государь-отец, передававший сыну азы управления страной, представления о государевом чине, государевой чести и прочих важных вещах. В частности, как явствует из письма царевича отцу, тот научил сына «тарабарщине» (тайнописи). Известно также, что многие умения и навыки, а также увлечения и пристрастия (например, любовь к садоводству и певческому искусству, всегдашнее стремление к красоте) Федор заимствовал от Алексея Михайловича.

Царевен, в отличие от царевичей, не учили управлению государством, но обучали чтению и письму, а иногда и того больше. К примеру, известно, что Софья изучала польский язык и латынь, вместе с Федором осваивала стихосложение под руководством Симеона Полоцкого, и ее успехи как будто были столь велики, что учитель даже показывал ей черновики своих произведений, в частности рукопись книги «Венец веры кафолической». Познания Софьи в барочной поэтике, ее пристрастие к аллегорическому мышлению, а главное - стремление превзойти братьев в науках и искусствах несомненны.

Петру, сыну Алексея Михайловича от второго брака, не повезло с образованием в силу того, что отец умер, когда мальчику было всего четыре года, и этими вопросами просто некому было заниматься. Как и было положено, «дядька» Никита Моисеевич Зотов обучил мальчика читать по Псалтыри и часослову. А вот писал Петр всю жизнь неграмотно… Зато он перенял у Зотова любовь к народным пословицам и поговоркам, а также к резьбе по дереву. В четыре года Петруша получил, если можно так выразиться, судьбоносный подарок - немецкий серебряный кораблик. Как знать - возможно, именно с того момента Петр начал бредить морем.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Женщины Викторианской Англии. От идеала до порока автора Коути Кэтрин

Воспитание, обучение и просвещение В Древней Руси физическое развитие молодого человека, как правило, не соответствовало его духовному развитию, так как он вступал в общество сразу «из детства». По Соловьеву, он входил в общество «нравственным недоноском».Соловьев

Из книги Тайны парижских манекенщиц [сборник] автора Фредди

Воспитание и обучение царевича Петр I не заботился о воспитании внука и делал это умышленно, так как не видел в нем наследника. Матери Петр лишился, когда был еще несмышленым ребенком, и он остался под надзором няньки, немки Роо.Малолетний Петр, судя по всему, подавал

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Из книги автора

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ Чтение вслух, чтение про себя, возможность удерживать в памяти целые библиотеки слов - каким-то образом мы овладеваем этими способностями. Но прежде, еще до того, читатель должен научиться распознавать знаки, с помощью которых принято общаться в его

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Чтение и иностранные языки

Император Павел I Петрович

Важную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски. Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале. «Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» - так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физические упражнения

Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Труд

Великая Княжна Татьяна, дочь царя, переносит при помощи солдата, глыбы дерна на носилках

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Благотворительность

Конный портрет великого князя Александра Николаевича

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» - так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре «Телемака», адресованном внуку. Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

Гражданский долг

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра - швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь - «честным человеком и просвещенным гражданином».

Личный пример

Великие князья Александр, Владимир и Николай Александровичи детьми

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» - писал родным Карл Карлович Мердер. В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является основой всей нашей жизни. Современный мир размывает духовные принципы и ценности подрастающего поколения. Зачастую средства массовой информации ведут к разрушению традиционных культурно-нравственных ценностей российского общества: веры, добра, милосердия. Идеалом высокого духовного воспитания детей может служить семья последнего русского императора Николая II.

Цель работы:

Актуальность работы заключается в том, что вопросы воспитания всегда должны стоять на первом месте.

Проблема

Задачи работы :

Детские годы Николая прошли в Гатчинском дворце. Его воспитанием и образованием лично руководил отец. Строилосьоно на традиционной для того времени в России религиозной основе. Образование будущий Император получил весьма тщательное.

Чтобы найти положительный пример для воспитания своих детей, надо обратить внимание на семью последнего Российского Императора Николая II. Особенно важен был вопрос воспитания дочерей в этой семье. Царевны были хорошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напоказ своего высокого звания. Со всеми они были просты и вежливы. Царские дочери очень любили своих родителей и были послушны. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Быт семьи не был роскошным — родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей.

Действительно, семья является основным социальным институтом общества. От воспитания подрастающего поколения зависит будущее нашей страны. В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:

    Воспитание детей в семье Николая II можно считать образцом для подражания;

    Религиозность и патриотизм - главные принципы воспитания в семье последнего русского императора.

Введение…………………………………………………………………………….1

    Воспитание и образование Николая II……………………………………….....2

    Воспитание детей Императора………………………………………………….3

    1. Княжна Ольга Николаевна Романова…………………………………....3-4

      Княжна Татьяна Николаевна Романова……………………………………4

      Княжна Мария Николаевна Романова…………………………………...4-5

      Княжна Анастасия Николаевна Романова…………………………………5

      Наследник Алексей Николаевич Романов…………………………….…5-6

    Сравнение принципов царского и современного воспитания детей………….7

    Анкетирование……………………………………………………………………8

    Заключение……………………………………………………………………….9

    Список использованных источников информации…………………………...10

    Приложение 1…………………………………………………………………...11

    Приложение 2…………………………………………………………………...12

    Приложение 3…………………………………………………………………...13

Введение

Семья является основой всей нашей жизни. Современный мир размывает духовные принципы и ценности подрастающего поколения. Зачастую средства массовой информации ведут к разрушению традиционных культурно-нравственных ценностей российского общества: веры, добра, милосердия.

Идеалом высокого духовного воспитания детей может служить семья русского императора Николая II. На фоне общего разложения семейных нравов начала XX века семья русского императора представляла редкое исключение: в ней царили дружеские отношения, неподдельная горячая любовь между детьми и родителями.

Цель работы: ознакомиться с принципами воспитания детей семьи Николая II.

Актуальность работы заключается в том, что вопросы воспитания должны стоять на первом месте.

Проблема в том, что семья как основной институт общества находится под угрозой. Современному обществу стоит обратить внимание на воспитание детей последнего Императора.

Задачи работы :

1. рассмотреть специфику воспитания детей в царской семье;

2. изучить принципы воспитания в семье Николая II.

Мной была выдвинута гипотеза , что воспитание детей Николая II можно считать идеальным.

Основным методом моего исследования является анкетирование.

Воспитание и образование Николая II

Детские годы Николая прошли в Гатчинском дворце. Его воспитанием и образованием лично руководил отец. Строилосьоно на традиционной для того времени в России религиозной основе. В раннем возрасте к наследнику был приставлен воспитатель-англичанин, обучивший его свободному владению английским языком. Образование будущий Император получил весьма тщательное. В основе общеобразовательного курса лежала измененная программа классической гимназии. Вместо латинского и греческого языков изучались ботаника, зоология, анатомия, физиология и минералогия. Особое внимание уделялось таким предметам, как политическая история, русская литература, французский, немецкий и английский языки (Приложение 1). После общеобразовательного курса, пройденного под общим руководством Г. Г. Данилевича, Николай получил высшее юридическое и высшее военное образование, причем его преподавателями были выдающееся профессора: К. П. Победоносцев, Н. X. Бунге, Е. Е. Замысловский и М. И. Драгомиров.

Воспитание детей Императора

Чтобы найти отличный пример для воспитания своих детей, надо обратить внимание на семью последнего Российского Императора Николая II.(Приложение 2) Для Александры Фёдоровны во взаимоотношениях с мужем очень важными были терпеливость, взаимопонимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу.

Особенно важен был вопрос воспитания дочерей в этой семье. Царевны были хорошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напоказ своего высокого звания. Со всеми они были просты и вежливы. Царские дочери очень любили своих родителей и были послушны. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Быт семьи не был роскошным — родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей.

Княжна Ольга Николаевна Романова

Княжна Ольга Николаевна Романова появилась на свет в ноябре 1895 года. Ольга стала первым ребенком в в семье Николая II. Ольга Николаевна отличилась способностями в изучении наук, любила книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Ольга обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась чувством справедливости, не любила ложь. Характерными чертами ее были сильная воля, честность и прямота. В свободное время Ольга любила кататься на лошадях, общаться с братом - царевичем Алексеем, играть на рояле. Когда ей стали выдавать первые деньги на расходы, она первым делом решила оплатить лечение ребенка инвалида, которого она часто видела во время прогулок.

Вскоре наступила Первая Мировая Война. Княжна, как и её мать и сестры, была сестрой милосердия. Сначала была хирургической сестрой. Быть сестрой милосердия она продолжила, но не в хирургическом отделении. Во время войны, Ольга и её сестры были членами комитета помощи.

Княжна Татьяна Николаевна Романова

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в семье Романовых. В Татьяне Николаевне было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку. Из-за болезни матери, Татьяна Романова часто следила за домашним хозяйством, Княжну это ни сколько не обременяло. Она любила рукодельничать, хорошо вышивала и шила. Княжна обладала высоким умом. У Татьяны рано определился цельный характер, практичность, деловитость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда она неуклонно заставляла всех выполнять определённые задания. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи беженцам. Занимая пост Председательницы комитета. Она была любимицей Императрицы. Долг перед Россией и Богом - вот что было главными ценностями жизни Татьяны Романовой.

Княжна Мария Николаевна Романова

Княжна Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Мария Николаевна была типичной русской девушкой. У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку, но у неё не было интереса к школьным занятиям. Ей было присуще добродушие, веселость и приветливость. Мария обладала прекрасной внешностью и жизненной силой. Она любила возиться с маленькими детьми. Как и остальные сестры, Мария любила животных, у неё был сиамский котёнок, потом ей подарили белую мышку. Мария была религиозна. Во время Первой Мировой

Войны Мария вместе с сестрами работала в госпитале. Ухаживала за ранеными и всячески помогала им. Царевна была неприхотлива и отзывчива, была готова оказать услугу и помощь. В дни событий февраля 1917 года, была единственной опорой Императрицы. Все дети царской семьи, кроме неё, заболели корью. Сестра проводила около них много времени. Царевна Мария Николаевна Романова была очень мужественна, умела терпеть боль. В марте 1917 года, она сильно болела, у нее было воспаление легких. Очень переживала, и старалась быть не в тягость близким.

Княжна Анастасия Николаевна Романова

Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император полюбил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей. До того была прекрасной и веселой. В госпитале цесаревна приготавливала бинты, занималась шитьем для раненых и их семей. Занималась она этим вместе с Марией.

Судьба Анастасии, как и судьба всей царской семьи, окончилась в подвале Ипатьевского Дома. Здесь оборвалась династия Романовых, где вместе с ними закончилась Великая Россия.

С начала 20-ых годов 20 века, в Европе постоянно появлялись девушки, выдающие себя за Анастасию Романову. Все они были самозванками, имеющими желание нажиться на горе русского народа. Все царское золото, было завещано на Анастасию Николаевну. Поэтому находились авантюристы, желавшие прибрать его к рукам.

Наследник Алексей Николаевич Романов

30 июля1904 года в Петергофе появился единственный долгожданный сын — цесаревич Алексей Николаевич. По линии матери

Алексей унаследовал гемофилию. Заболевание стало очевидным у цесаревича осенью 1904 г., когда у двухмесячного младенца началось тяжёлое кровотечение. В 1912 г. во время отдыха в Беловежской пуще цесаревич неудачно прыгнул в лодку и сильно ушиб бедро: возникшая гематома долго не рассасывалась, состояние здоровья ребёнка было очень тяжёлым. Была реальная угроза смерти.

Алексей хорошо знал этикет даже будучи совсем ещё ребенком, и, как наследник престола, всегда умел достойно разговаривать с высокопоставленными людьми. Но он также умел запросто общаться и с крестьянами и с обыкновенными русскими людьми. Алексей очень любил всё, что связано с военными действиями. Он часто играл в игры, изображавшие сражения, причём он производил со своими „войсками“ различные военные манёвры, называл эти манёвры и объяснял присутствующим их назначения, что показывало его хорошее знание военной тактики. Из-за любви мальчика ко всему военному, самым любимым временем для него были поездки с отцом на смотры войск.

Сравнение принципов царского и современного воспитания детей

Анкетирование

Среди обучающихся 11 класса я провела анкетирование (Приложение 3) «Отношение к царскому и современному воспитанию». В нём принимали участие 10 человек. Результаты опроса представлены ниже:

На вопрос «Какое воспитание вы считаете наиболее подходящим для ваших будущих детей?» ответили: царское - 70%, современное - 30%.

На вопрос «Какой принцип воспитания вы считаете самым важным?» ответили: развитие трудолюбия - 50 %, умеренная строгость - 30% и патриотизм - 20%.

На вопрос «Устраивает ли вас современное воспитание детей?» ответили: нет - 60%, да - 40%.

Заключение

Действительно, семья является основным социальным институтом общества. От воспитания подрастающего поколения зависит будущее нашей страны.

В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:

1. Воспитание детей в семье Николая II можно считать образцом для подражания;

2. Религиозность и патриотизм - главные принципы воспитания в семье последнего русского императора.

Список использованных источников информации

    http://www.pravoslavie.ru/90868.html

    http://rearchildren.ru/stati/vospitanie-carskih-detej/

    http://www.tsaarinikolai.com

    http://www.rosimperija.info/post/1927

Приложение 1

Классная комната великих князей Николая и Георгия Александровичей в Гатчинском дворце

Приложение 2

Дети Николая II

Приложение 3

1. Какое воспитание вы считаете наиболее подходящим для ваших будущих детей? ____________________________________________

2. Какой принцип воспитания вы считаете самым важным?

_________________________________________________

3. Устраивает ли вас современное воспитание детей?

______________________________________________

«Царских путей к геометрии нет!» – заявил гениальный математик Евклид в ответ на просьбу греческого царевича Птолемея научить его геометрии, причем – побыстрее и попроще. Этого же правила придерживалась династия Романовых при воспитании наследников.

До глобальных преобразований Российской империи, начатых Петром Великим, всех знатных детей (и не только царского рода) опекали вопреки всяческому здравому смыслу.

В допетровской Руси младенцев до года даже не выносили на улицу – считалось, что свежий воздух может навредить малышу. Иностранцы изумлялись: «Стены и полы (в детской) для сбережения тепла обиты сукном, колыбель тоже подбита сукном или мехом, и в ней на пуховых перинках и подушках, под меховым одеялом находится плотно спеленутый младенец». Кроме того, при малейшем капризе чаду тут же давали соску из нажеванного нянькой пряника, завернутого в тряпицу. Этот пряник зачастую сдабривали сладкой водкой или маковым настоем – «для успокоения дитяти». И только в пять лет мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам».

Петр I Алексеевич, прозванный Великий, первый Император Всероссийский.

Петру I повезло: его отец, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», оказался прогрессивным отцом, и провел крутую реформу внутри собственной семьи. Своему сыну он отменил «сладкие прянички», зато придумал ходунки – легкие кресла на колесиках. И будущий Петр Великий начал бойко передвигаться уже в полгода. Но из-за ранней кончины отца и внутригосударственных склок систематического образования он так и не получил. Всю свою жизнь Петр Алексеевич писал с грубыми грамматическими ошибками – в отличие от старшей сестры, царевны Софьи Алексеевны. Та, наоборот, была одной из самых образованных женщин своего времени, однако проиграла младшему брату гонку за власть.

Зато царь-реформатор, как губка, впитывал каждое новое знание, которое считал полезным государству. По сути, Петр был талантливым самоучкой и гениальным топ-менеджером, потому что умел разглядеть и оценить любой талант, и направить его на пользу Отечества. Случай беспрецедентный для того времени – в молодости Петр I ездил тайком за границу в качестве самого обычного подмастерья, в Европе выучился строить корабли, осваивал артиллерийское дело; изучал станки; точные науки; зубрил иностранные языки и многое-многое другое – русский царь «нового формата» мог даже вырвать больной зуб. Он, помимо прочего, играючи собирал вокруг себя таких же одаренных людей, но все его дети – и от первого, и от второго брака, – также не получили классического образования.

Павел I и Елизавета Петровна

Историки сходятся в одном – первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учетом новых реалий, стал император Павел I. Но это было бы невозможным без двойственного тандема. Такого, как у императрицы Елизаветы, младшей дочери Петра I, и Павла I. Маленькому Павлу Елизавета приходилась теткой по отцу – но сейчас речь не идет о сложных родственных взаимоотношениях семейства Романовых. Важно другое: Елизавета, хотя и не была – в полном смысле этого слова – образованной женщиной, прекрасно осознавала, насколько важно дать Империи монарха с европейским образованием и независимым образом мышления. Она приставила к цесаревичу талантливых наставников – Семена Андреевича Порошина, известного в те годы писателя, Федора Дмитриевича Бехтеева, видного дипломата, Никиту Ивановича Панина, так же дипломата и государственного деятеля.

В первую очередь учителя должны были внушить Павлу очевидный факт: он не простой мальчик, а наследник великого престола, не имеющий права на пустые капризы и своеволие.

Павел Петрович, Император Всероссийский, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Федоровича и Екатерины II Алексеевны.

Будущему императору прививали любовь к русскому народу и умению снисходительно относиться к человеческим слабостям, но самому строго следовать по пути добродетели. Все эти тезисы, подробно изложенные в дневниках писателя Порошина, и послужили толчком для дальнейшего развития русской педагогической мысли.

Александр I и Екатерина II

Екатерина Великая (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), немка по происхождению, сделала все для того, чтобы заслужить право называться великой российской императрицей. Она не только поддерживала отечественную науку и производство, не только выиграла огромное количество военных и дипломатических сражений на международной арене, не только прославила себя, как одаренный мыслитель, но и сделала все для того, чтобы воспитать из своего внука – Александра – будущего победителя Наполеона.

Для Александра I и его брата Константина бабушка разработала целую педагогическую систему, которая стала продолжением идей Елизаветы Петровны. Прежде всего, Екатерина ценила в воспитании разумность и систематизацию: «Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения», – писала Екатерина. И отмечала: «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать». Главное же достоинство в наследниках престола она видела «в общем благоволении к роду человеческому».

При этом Екатерина Великая была строга и неукоснительно требовала соблюдений своих правил от учителей наследников – даже от светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова, видного государственного деятеля того времени. Например, детские капризы и ложь приравнивались Екатериной к болезни, которая требует немедленного лечения. Дети вставали в 6 часов утра и уже в 7 принимались за уроки. В 9 шли здороваться с бабушкой. В 10 утра начинались классы (занятия с преподавателем). И так – до самого вечера: к примеру, с 17:00 до 19:00 мальчики занимались фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой, танцами и пр. В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гримом четко обозначено: «Я намерена воспитывать Александра как можно проще. Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы». И бабушке это удалось – ее любимый внук Александр в итоге переиграл Наполеона, перед которым склонилась вся Европа.

Александр II и поэт Жуковский

Этот император вошел в мировую историю как инициатор реформ, достойных Петра Великого. Его называли Освободителем – в связи с отменой им крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 года), и победой в русско-турецкой войне (1877-1878 гг). А погиб Александр Николаевич нелепо и трагически: в результате теракта, ответственность за которую взяла на себя революционная организация «Народная воля».

Александр II Николаевич, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Старший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Федоровны

С девяти лет Александр обучался под руководством поэта В. А. Жуковского. Тот составил глубоко продуманный «план учения», согласно которому нужно было сделать будущего императора человеком гуманным, просвещенным и всесторонне образованным. Домашние занятия дополнялись «зевательными» поездками. Из них особенно отмечено путешествие царевича по России и Западной Сибири в 1837 году, где будущий император увидел многое из того, что было неизвестно золотой молодежи того времени. Кроме того, уже в 23 года авторитарный отец знакомит Александра с разными отраслями государственного управления и даже поручает ему общее руководство делами – на время своих отъездов из столицы. И Александр уже в юные годы проявляет себя как талантливый управленец.

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом», – сказала Александра Федоровна, последняя русская императрица. Еще одна немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия. Кто знает, какую роль могли бы сыграть ее дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательных наклонений.

Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было иначе:
– «царский путь» был вымощен холодом и физической работой;
– детей воспитывали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей приучали к физическому труду. У каждого наследника был свой садик, где выращивались овощи или цветы;
– старшие Романовы установили для детей строгий регламент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень простой: младшие донашивали одежду за старшими, как в самых малообеспеченных семьях.

Семья Николая II в 1913 году (слева направо: Мария, Татьяна, Ольга, Александра Федоровна, Николай Александрович, Алексей, Анастасия).

Кроме того, многодетная семья Романовых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также долгожданный сын – цесаревич Алексей Николаевич) питалась самой простой едой. Каши, щи, черный хлеб, которые едят простые солдаты, постоянно присутствовали на императорском столе во время Первой мировой войны. Детей не оберегали от тяжелых впечатлений: так, Алексей вместе с отцом посещал действующую армию и лично награждал отличившихся бойцов. А старшие девочки семейства Романовых служили сестрами милосердия в госпитале. Дома они спали на складных армейских кроватях, которые легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом – поближе к открытым окнам. Помимо арифметики все дети изучали основы Закона Божия, русский, английский, французский и немецкий языки, а также учились танцам, игре на рояле, хорошим манерам, естественным наукам.