Открытый урок в доу накануне рождества. Конспект занятия по познавательному развитию на тему "История возникновения праздника Рождество Христово" в подготовительной к школе группе

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки…(да)

Веселые Петрушки…(да)

Большая хлопушка…(да)

Сушеная лягушка…(нет)

Разноцветные флажки…(да)

Мясные пирожки…(нет)

Яркие картинки…(да)

Рваные ботинки…(нет)

Рыбки золоченые…(да)

Колбаса копченая…(нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!

Конспект занятия «Рождество Христово» (старшая группа)

Цель : Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом . Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику : украшать ёлочку на Рождество , поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу : «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа . Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, вифлеемская звезда. Запомнить слова колядок. Проявить фантазию и умение – сделать себе красивую и забавную маску.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации «Добрый мир» , Киещенко «Колядки» , чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество » , рабочая тетрадь «Добрый мир» , О. Ефремова « Рождество Христово » , разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир» .

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте мои милые ангелочки. Сегодня мы поговорим о празднике Рождество Христово . Что это за праздник и почему он так называется? Почему его празднуют люди? Как празднуют праздник Рождество Христово ? Рождество Христово - один из самых главных праздников. Я вам сейчас расскажу, как же это было. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.

2. Слушаем. За доброе и чистое сердце Марии Бог избрал её стать Матерью Божией. (Показ иконы Благовещение.) К Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью. Архангел ей сказал, что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус. Мария не могла понять, как она сможет родить ребенка, у которого нет земного отца. Ангел сказал ей, что Бог - Дух Святой совершит это чудо. Так как Иисус родился без земного отца, то он родился безгрешным. Каждый человек в этом мире унаследовал грех Адама, но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен. Мария верила в Бога и поняла, что по воле Божьей ей суждено стать матерью Спасителя.

Мария, которая должна была стать матерью Иисуса, уже была обручена с человеком по имени Иосиф. Иосиф был хорошим человеком, верившим в Бога. Бог хотел, чтобы Иосиф взял Марию в жены, и чтобы у Иисуса был хороший земной отец. (Показ слайда) .

По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город на перепись. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом вертеп – это пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. (Показ слайда) .

Здесь Мария родила Своего Сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли, кормушку для скота. На младенца смотрели и согревали своим дыханием ослик и бычок. (Показ слайда) .

В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу . (Показ слайда) .

А перед рождением Христа на небе появилась особенная яркая и красивая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы. Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили дорогие подарки. Золото – как царю, смирну – человеку, ладан – Богу. (Показ слайда) .

Иисус родился в Вифлееме, как предсказывали Божьи пророки много лет тому назад. Ирод боялся утратить свою царскую власть, когда младенец вырастет и станет взрослым. Бог велел Иосифу взять Иисуса и бежать в Египет, где он будет находиться в безопасности и Ирод не сможет погубить его. (Показ слайда) .

Иисус вырос и стал мудрым человеком. Бог был Им доволен и люди любили Его. Он был свят и безгрешен. Он всегда держал Свое слово. Он был верен во всем, что делал. Он был совершенным Праведником. Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. (Показ слайда) .

Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери. (Показ слайда) .

После праздника Рождества Христова наступают еще особые дни, период от Рождества Христова до Крещения называется святыми днями, или Святки. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно : все поздравляли друг друга, славили Христа . (Показ слайда) . В эти дни каждый понимал, что господь стал ближе к нему.

Наступили Святок радостные дни,

И зажглись на ёлках яркие огни.

В нашем доме тоже ёлка зажжена.

Нас своим нарядом радует она.

Пусть спасибо наше примут в добрый час

Те, кто этой ёлкой одарили нас.

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный ,

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

От рождества и до крещения ,

Приготовив угощенья,

Пели разные колядки.

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А в селах и деревнях ходили по домам друг к другу с подарками и славили Христа . Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. (Показ слайда) .

Колядовать - значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,

3. Беседуем :

Что за праздник Рождество ?

Кто родился в этот день?

В каком городе Израиля родился Иисус? (В Вифлееме) .

Где родился Иисус Христос ? (Вертеп, означает пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот) .

Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему ?

Правильно ли поступили волхвы, поклонившись Иисусу? (Да, потому что Иисус был Богом - Сыном) .

Какие дары принесли мудрецы?

Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу?

Что означает имя "Иисус"? ("Иисус" означает "Спаситель" или "Избавитель"

Дети, а как вы думаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем ? (Адам и Ева радовались когда жили в раю, но когда они согрешили, их непослушание принесло зло и смерть, от которых Бог обещал нам избавление - рождением Спасителя . В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет

Что означает имя "Христос "? (Оно означает "Помазанник" или "Мессия", слово это греческое.

В какую страну велел Бог Иосифу увезти Иисуса, чтобы спасти Его от Ирода? (В Египет) .

Был ли Иисус просто человеком? (Иисус был Сыном Божьим и человеком) .

Является ли Иисус обещанным Спасителем? (Да, Иисус является именно тем Спасителем, которого Бог обещал в Едемском саду Адаму и Еве).

Много ли Спасителей в разных частях света? (Нет, Бог послал лишь одного Спасителя на весь мир) .

Почему мы празднуем Рождество ? (Потому, что Иисус был рожден в этом мире для спасения грешников от Божьего наказания за их грехи).

Хотя Иисус и был похож на других людей, что Его отличало от них? (Он был свят и безгрешен. Он всегда держал своё слово. Он был верен во всём, что делал. Иисус был и Богом и человеком).

Делал ли Иисус что-либо неправильное? (Нет, Иисус родился безгрешным, и Он никогда не думал, не говорил и не делал что-либо неугодное Его Отцу).

Был ли кто-либо из людей безгрешен, подобно Иисусу? (Нет, все унаследовали грех Адама и нарушали законы Божьи) .

Что люди могут совершить для Бога? (На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Что такое красота – это сердца доброта).

К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее . Как готовятся к Рождеству ? (Украшают ёлку, готовят подарки детям и близким, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день).

Что делают люди в этот день? (Люди поют в храмах. Ходят друг к другу в гости, славят Христа : « Христос родился ! С Рождеством – поздравляют друг друга).

4. Обобщаем : Скоро наступит великий святой праздник Рождество Христово . В этот день в городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Сын Божий Иисус Христос . Рождество от слово родился . Родился Иисус Христос , поэтому праздник называется Рождество Христово .

Родился Спаситель. С рождения Христа началась новая история мира, появилась на земле христианская вера . Рождество Христово любимый праздник и детворы и взрослых. Во всех домах, детских садах, школах наряжают елочку. В этот день дети получают подарки. От Рождества Христова до Крещения народ праздновал Святки, значит Святые дни. Весело было, потому что дети пели величальные песни, в которых славили Иисуса Христа и хозяев , желали им доброго здоровья, богатого урожая. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

5. Творим, рисуем, радуемся. Вспомните, что делали в святочные дни? Точно, колядовали. Мы будем делать маски, чтобы в них пойти колядовать. Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа

В рождество Христово

Ангел прилетел

Он летал по небу,

Людям песню пел :

Все люди, ликуйте,

Вместе торжествуйте.

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христа

Много лет из года в год

Славьте бога, стар и млад

Он спасителя нам дал.

Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!

Коляда, коляда, открывайте ворота. Христос рождается , славьте!

В небе звездочки горят, о Христе говорят . У людей торжество : наступило Рождество !

Вечно будем Бога славить за такой день торжества! Разрешите Вас поздравить с Днём Христова Рождества !

6. Играем в игру «Четвертый лишний» . Воспитатель называет 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Дети должны узнать это лишнее слово и назвать его.

Пещера, ангел, самолет, вертеп;

Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;

Золото, ладан, смирна, мороженое;

Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин.

7. Прощалочка : До свидания мои милые ангелочки! Скажи, что тебе понравилось на занятии . Говоря, ребенок кладет шарик в вазочку. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия . И когда наступят эти особые дни - Святки, вы возьмете свои рождественские звездочки и пойдете колядовать - Христа славить

1.Активизировать интерес детей и родителей к изучению православной культуры.

2.Расширять знания детей о празднике Рождества Христова, его значимости, смысле.

3.Формировать интерес к традициям и обычаям русского народа.

4.Воспитывать в детях через знакомство с православными праздниками такие духовно-нравственные качества, как доброта, любовь к ближним, милосердие, терпимость, трудолюбие.

5.Развивать речевую и познавательную активность.

6.Расширять кругозор детей.

Ход занятия.

Ребята, бывают особенные, радостные дни. Их всегда ждешь с большим нетерпением. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Все вокруг красиво и торжественно. Это дни великих праздников. И самый светлый из них связан с рождением на нашей Земле Спасителя, Иисуса Христа.

Посмотрите на эту икону, кто на ней изображен? (Иисус Христос, Спаситель, Бог, Сын божий, Боженька).

Бог так любит нас с вами, что послал на Землю Своего Сына, чтобы он помог нам стать лучше, добрее, любить друг друга, жить в мире и согласии, никому не делать зла.

Когда мы отмечаем праздник Рождества Христова?

Какой год по счету наступил?

Знаете ли вы, что каждый Новый год отсчитывается с того дня, в который пришел в мир Иисус Христос? Поэтому можно сказать: « 2013 год от Рождества Христова».

Оказывается, люди уже более двух тысячелетий отмечают это удивительное и таинственное событие - рождение Богочеловека. Как это было, я вам сейчас расскажу.

(Дети садятся на стульчики вокруг стола, на котором расположен вертеп.)

Давным-давно это было. У нас на Русской земле стояла суровая зима, трещали морозы, все было покрыто белым пушистым снегом. А в далекой южной стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, в городе Вифлиеме родился младенец - Иисус Христос. Родился он не в царских палатах, не в теплом богатом доме, а в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли домашних животных. По -другому эта пещера называется вертепом.

Правил тогда на земле Палестины император, он захотел узнать, сколько людей проживает в его владениях. И велел он всем людям явиться в тот город, где они родились и там пройти перепись. Вот поэтому-то и прибыли из города Назарета в Вифлием Дева Мария - мать Иисуса Христа и старец Иосиф. Но в городе было уже так много людей, что не осталось места для ночлега. И они нашли себе приют в пещере. Вот здесь-то у Девы Марии родился сын.

Это был не просто ребеночек, а Спаситель Мира. С огромной любовью Дева Мария спеленала своего Божественного Сына и положила в ясли.

Вся природа радовалась рождению чудесного младенца, даже животные в пещере старались согреть его своим дыханием.

А в небе зажглась необычайно красивая, большая звезда. Именно она возвестила всему миру о рождении Спасителя. С неба спустились Ангелы и сообщили радостную весть пастухам, которые находились неподалеку. И пастухи немедленно отправились поклониться Божественному Младенцу.

И послышалось тут дивное пение, это Ангелы славили Бога и рождение Спасителя.

В какой стране и в каком городе родился Спаситель?

Для чего Дева Мария и старец Иосиф прибили в Вифлием?

Где родился Иисус Христос?

Почему Деве Марии и старцу Иосифу пришлось остановиться в пещере?

Почему именно пастухи первыми узнали о рождении Спасителя?

Как мир узнал об этом?

Для чего Господь послал к нам своего Сына?

Покажите и назовите тех, кто находится в нашей пещере? Расскажите о них.

Затем Божественному младенцу поклонились волхвы - ученые-звездочеты. Их привела к Спасителю Вифлиемская звезда. Волхвы принесли Младенцу Христу богатые дары.

Что же это за дары? (золото, ладан и смирна)

То, что Христос родился на Земле - большая радость для всех людей. Поэтому Рождество Христово - светлый и счастливый праздник. Мы сейчас споем об этом песню «Рождественский вальс».

Ребята, а у нас, на русской земле праздник Рождества христова отмечают особенно. Люди радуются, поздравляют друг друга, посещают церкви, где проходят торжественные службы, и в этот день обязательно звучит Рождественская молитва. Давайте ее послушаем.

Рождественский тропарь.

Как вы думаете, кого в этой молитве называют Солнцем Правды, Востоком?

Почему? (Он дал нам любовь, добро, свет, надежду на спасение)

Рождество у нас празднуют до праздника Крещение Господне, 12 дней, и эти дни называют Святыми днями или Святками. На Святки люди веселятся, ходят друг к другу в гости, а еще стараются сделать как можно больше добрых, хороших дел.

Подумайте и скажите, какие добрые дела сделали или можете сделать вы?

А дети и молодежь играют в забавные игры, водят хороводы. Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру «Уж ты, Зимушка-зима»

(после игры дети подходят к воспитателю)

На Святки на Руси дети ходят колядовать, то есть славить Христа по домам. Поэтому их называют христославами или колядовщиками. Они поют рождественские песенки-пожелания, которые называются колядками. Хозяева благодарят колядовщиков за добрые пожелания и одаривают их разными угощениями. Считают, что христославы приносят в дом счастье. Давайте посмотрим, как это происходит.

(Дети) - Все на Святки! Все на Святки!

Собирайтесь-ка, ребятки!

По святым вечерам походить по домам

Колядки пропеть, Христа прославить!

Пойдемте-ка вон туда. Стучи, Ксюша.

Кто там?

Здравствуйте, добрые хозяева! Благославите вам колядки пропеть!

Давно, давно ждем!

Мы по улицам гуляем, с Рождеством всех поздравляем!

Вышина небесная, много звезд горит,

А одна всех ярче, радостно блестит.

Та звезда Младенца - Спасителя людей.

В ясли Он положен Матерью своей.

Люди, поспешите Господа принять

И духовны взоры к Господу поднять.

Он руками нежными этот хлеб возьмет,

И благославенье нам свое пошлет!

С Рождеством вас поздравляем,

На Рождество, на ново счастье

Уродись пшеница, рожь, чечевица,

На поле - копнами, на столе - пирогами!

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Будьте здоровы, счастливы будьте,

Живите без бед много-много лет!

Хозяева - Спасибо за добрые пожелания! А вот вам угощение, по пирожку да по пряничку!

Дети - Спасибо! До свидания!

Воспитатель - Молодцы! А теперь ответьте на вопросы.

Что такое Святки?

Кого называют христославами?

Что такое колядки?

Рождество к нам снова в дом приходит,

Согревая радостью сердца.

Чудеса нас в этот день находят,

Светлый праздник длится без конца!

Дети, давайте мы свами поздравим всех с великим праздником Рождества Христова!

С праздником Вас вечно новым, с Рождеством Христовым!

Чтоб у вас горшки не бились,

Поросятки чтоб водились,

Чтоб в достатке целый год

Православный жил народ!

Счастье будет пусть горой,

Урожая воз большой.

Ни печалей, ни тревог,

Легких дел вам и дорог!

И во всех местах славьте вы Христа, славьте вы Христа!

Мне очень хочется, чтобы знакомство с этим светлым праздником сделало бы всех нас хоть немного лучше, добрее, терпимее, милосерднее. Чтобы мы всегда помнили, зачем пришел в наш мир Сын Божий - Спаситель!

(Песня «Ангелы в небе высоком живут»)

Открытое занятие для детей 3-4 лет на тему "Рождество спустилось к нам с небес"

Земскова Анастасия Игоревна, воспитатель, г. Москва, ГБОУ Школа 947/10.
Цель: развивать художественное творчество у детей через конструирование, рассказ детям о празднике, показ картинок и мультика "рождество".
Образовательные:
- внимательно и заворожено слушать рассказ о таинственном празднике;
- развивать умение следовать устным инструкциям и показу;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- закрепить основные приемы вырезывания, уметь попросить помощи у старшего.
Развивающие задачи:
- развивать у детей художественный вкус, творческие способности;
- развивать глазомер, точные движения ножницами, правильно держать их в руках;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
- формировать культуру труда;
- учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место.
Начало занятия
Здравствуйте, дорогие мои ребята! Сегодня необыкновенный праздник"Рождество Христово" и мне очень хотелось вам поведать вместе с нашими друзьями рассказ. Давайте вместе посмотрим на наш мольберт и на картинки, которые там! Божественно, красиво, необыкновенно, сказочно и т.д. Как много новых и красивых слов мы с вами сегодня вспомнили и выучили! А теперь расскажу необыкновенную история этого праздника "Рождество Христово". Садитесь ровненько, выпрямляйте свои спинки, навострите свои глазки и ушки, начинаем слушать прибаутки: История рождения Христа!
Ну а теперь поговорим подробнее о том дне, когда Иисус родился, но начнем свой рассказ с его родителей - Марии и Иосифа. На самом деле отец Иисуса - Господь, но Иосифу была доверена важная миссия - вырастить и воспитать сына Божьего.

Перед самым рождением Иисуса Иосиф с Марией вынуждены были отправить
ся в город Вифлеем, так как царь приказал провести перепись населения. В Вифлееме было очень много людей и все дома и гостиницы были заняты теми, кто прибыл на перепись, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере вместе со скотом. Именно в эту ночь и родился маленький Иисус. Поскольку в пещере не было кроватки, младенца пришлось положить прямо в ясли. Ясли - это ящик, из которого едят животные, и он обычно заполнен сеном. Именно на это мягкое сено и положила Мария своего новорожденного малыша.
В честь этих яслей и назвали ясли в детском садике, в которые ходят детки возрастом до трех лет.
Но вернемся к нашей истории. В эту же ночь неподалеку проходили пастухи со своим стадом и увидели яркий свет и ангела, который возвестил о рождении спасителя, который пришел на землю, чтобы спасти всех от грехов. Также ангел велел пастухам отправиться к младенцу и рассказал, что он лежит в яслях.
Также в ту ночь на небе появилась яркая звезда - Вифлеемская, которая указала путь к новорожденному младенцу мудрецам-волхвам. Они догадались, что свет звезды возвещает о рождении Спасителя и отправились к нему с дарами. Волхвы знали, что Иисусу суждено стать Царем Небесным на земле.
Правящий в те времена царь Ирод тоже услышал весть о рождении царя и испугался, что Иисус может заменить его на троне, потому велел убить всех младенцев в городе. Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.

Ну что вам было интересно, а теперь немного отдохнем, встали все у своих стульчиков и начинаем физкультминутку:
Физкультминутка «Зайка».
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.

А теперь мои ребятки приступим с вами к самому главному занятию и изготовим ангелочков для наших родных!
Материалы и инструменты, необходимые для работы: шаблон ангелочка, белая бумага, ножницы,фломастеры, простой карандаш, картонная тарелка, гуашь голубая, вата.
Ход работы:
Шаблон. Вырезаем шаблоны необходимые для работы. Вырезаем готовый шаблон.
Далее предлогам ребёнку нарисовать лицо ангелочку. А за тем его разукрасить. Затем мы складываем, расправляем крылышки. Красивые ангелочки у нас получились. Задаем вопрос - Где живут ангелы? (на небе). Предлагаем детям изобразить небо из тарелок и ваты. Края тарелки окрашиваем гуашью в голубой цвет, а в середину клеем вату. Ставим наших ангелов на тарелочки - дети восхищаются!
Ангел чистый, ангел светлый
Он нам послан к Рождеству,
И несет нам в этот праздник
Радость, счастье и мечту.
Он подарит нам возможность
Очутиться в зимней сказке,
В волшебство все окунет
И раскрасит в свои краски.
Чудной музыкой чаруя,
Будет славить он Христа,
О звезде всем повествуя
В дивный праздник Рождества.
Ангел чистый, ангел светлый
Он нам послан к Рождеству,
И подарит в этот праздник
Радость, счастье и мечту.


Мария Хорьякова
Конспект занятия по развитию речи «Светлый праздник Рождество»

Программное содержание :

Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях; расширить знания о празднике Рождестве ; разучить новую колядку; учить использовать нетрадиционную технику рисования; обогатить словарный запас существительными (волхвы, ладан, смирна) ;

- развивать речь , внимание, память, мышление, положительные эмоции, чуткость к родному языку;

Воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.

Вход воспитателя с детьми на фоне песни «Ночь тиха над Палестиной» .

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Ивановна. Я работаю в другом детском саду, с другими детками. Но я знаю, что и вы очень любознательные, смышленые и интересные!

Ребята, а как вы думаете, почему у меня такой необычный наряд? (Потому что говорить мы будем о русских традициях) . Сегодня я вам предлагаю почувствовать радость праздника Рождество !

Ребята, пройдите и займите свои места на стульчиках.

Звучит звон колоколов.

Слова на фоне музыки :

Кругом рождественская мгла ,

Во мгле звучат колокола,

А с ними в лад слова звучат :

«Мир на земле и счастья всем!»

На свете нет другого праздника любви и света , который объединяет всех людей. Везде, где живут люди, которые веруют во Христа, празднуется этот день , его каждый год с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Ребята, а кто из вас знает, что же это за праздник – Рождество ? Что мы отмечаем в это день? (Рождение младенца Христа )

Верно, ребята! Мы сейчас с вами прокрутим 3 раза волшебное колесо истории и оно нам много нового и интересного расскажет о празднике ! А колесом истории у нас будет старинная русская прялка.

Ребята, надо крутить и произносить волшебные слова : «»

Кто мне хочет помочь крутить колесо истории?

Воспитатель вместе с ребенком крутит прялку, проговаривая волшебные слова.

Ой, смотрите! Прялка выдала нам клубочек! Посмотрим, куда он катится.

Да это же город Вифлием! Город, в котором родился Христос. А вот и пещера, в которой скрывались от непогоды животные : вол и осел, - они согревали младенца своим теплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Она сияла над его пещерой, указывая путь.

Кто такие волхвы? Это мудрецы. Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. (Смирна – ароматное вещество, которое добывают из дерева. Ладан – ароматная древесная смолка).

Ребята, а какие вы знаете русские традиции празднования Рождества ? (Колядование, посещение и приглашение к себе гостей, люди плетут рождественский венок из еловых веток, начинаются зимние забавы, ночью под праздник верующие идут в храм на службу).

Давайте обратимся к экрану и посмотрим, ничего мы не забыли перечислить ?

Вот у нас и появился план по подготовке к Рождеству .

Ребята, есть замечательная традиция. Перед Рождеством люди плетут веночки из еловых веток, которыми украшают двери, праздничный стол . Считается, что такой венок приносит удачу. Открою маленький секрет : я заранее сплела такой венок из сосновых веток, но его надо сделать нарядным.

Давайте пройдем в нашу мастерскую и покроем золотистыми и серебристыми блестками шишечки, которыми украсим венок. Как волхвы пришли к младенцу с дарами, так и мы сегодня не с пустыми руками пойдем колядовать. Ребята, цвета у нас сегодня исключительно праздничные , блестящие. Посмотрите, как я буду покрывать чешуйки шишек блестками. А работать мы будем под замечательную музыку П. И. Чайковского, которая называется «Декабрь» .

Под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» раскрашиваем шишки.

Пока наши изделия подсыхают, вернемся на стульчики. Я хочу вам прочитать воспоминания писателя из рассказа Ивана Шмелева «Рождество » - о том, как в старину готовились к этому удивительному празднику , о том, с каким чувством его ждали (с. 12) . Послушайте внимательно и подумайте, какие чувства у вас возникали, когда я читала эти строки?

Чтение отрывка.

Ребята, какие чувства у вас вызвал рассказ? (Радость, торжество, ощущение праздника )

А захотелось пойти Христа славить?

Как только наступал первый день праздника , на Руси начинались Святки, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а затем и взрослые. Парни и девушки рядились в животных – козу, медведя, в пастушков. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками-колядками. Одну из таких колядок мы с вами сейчас выучим. Вот послушайте :

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы шепотом повторяйте за мной.

Ребята, кто смелый, кто запомнил колядку и может рассказать ее наизусть? (Спросить 1-2)

Приглашаю вас, ребята, начать святочные гуляния!

Колядовщики, давайте-ка для начала, чтобы не замерзнуть на улице, поиграем в игру «Золотые ворота» .

Дети делятся на 2 команды. Одна команда берется за руки и произносит слова :

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй аз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой» . На последние слова дети опускают руки и те, кто остался в кругу, становится в хоровод, остальные продолжают игру.

А теперь наряжаемся и гурьбой колядовать!

Выходит чтец и рассказывает стихотворение.

С неба ангел к нам спустился

И пропел : «Христос родился!»

Он родился не в палатах

И не в каменных домах,

Он родился в бедной хате

И сейчас лежит в яслях.

Давайте петь и танцевать,

Христа рожденье прославлять .

Звучит музыка колядовщиков. Дети заходят, рассказывают стихи.

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,

С Христом, с Рождеством ,

С годовым праздничком !

2. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять .

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

3. С неба ангел к нам спустился

И сказал; «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

С Рождеством вас всех поздравить !

4. Мы маленькие детки,

Сломили по ветке,

В ограде стояли,

Христа прославляли!

Рай отворился –

Христос народился!

5. Ангелы поют

И нам радости дают!

И мы радость принимаем,

С Рождеством вас поздравляем !

Все под ритм музыкальных инструментов

6. Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Воспитатель :

Не пора ли вам, друзья,

Колядовщиков-то одарить?

Щедро всем распорядитесь!

Вот нам и угощение к праздничному столу !

Жюри одаривает детей

1. Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

2. Чтобы колос - с бревно,

А зерно – с ведро!

3. Кому песни поем,

Тому будет добро!

4. Тому сбудется,

Не минуется.

Дарим рождественский венок жюри

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом, и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

Ребята, давайте снова попросим волшебный клубочек и прялку помочь нам и показать дорогу к праздничному столу . Присядьте на свои стульчики и приготовьтесь произнести волшебные слова.

Раз, два, три, прялка, помоги!

Ой, что -то не крутится колесо! Ребята, клубочек мне подсказывает, что нужно сказать, что вы узнали нового на занятии , что вам запомнилось? (Ответы)

Теперь попробуем еще раз :

Раз, два, три, прялка, помоги!

А вон и прздничный стол, давайте к нему пройдем и устроим чаепитие со сладостями!