В чем отличие логопеда от дефектолога. Кто такой дефектолог и что такое дефектология

Ввиду особенностей здоровья (нарушение или отсутствие слуха, зрения, недоразвитие нервной систему, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, проблемы с речью) некоторым детям с трудом удается подготовиться к школе, да и программу массовой школы такие дети освоить не могут. Им необходимо специально организованное обучение, которое проводят коррекционные педагоги.

Наверняка каждый слышал о логопеде и дефектологе. На первый взгляд, сложно понять, чем же отличаются эти два специалиста, и в каком случае следует к ним обращаться. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются.

Для начала, разберем, кто такой логопед , и чем он занимается.

На этот вопрос ответят многие, логопед ставит звуки. Но, помимо дефектов звукопроизношения, могут быть и другие речевые проблемы: быстрый или замедленный темп, запинки в речи, нарушение интонации, недостаточное развитие словарного запаса, ошибки при употреблении слов, при склонении по падежам и т. д. Как видим, постановка звуков отнюдь не единственная задача логопеда.

При постановке звуков особое внимание будет уделяться развитию правильного речевого дыхания, развитию подвижности артикуляционного аппарат, выработке правильного артикуляционного уклада и закреплению поставленного звука в различных позициях (слог, слово, предложение, связное высказывание). Бывает и так, что ребёнок не различает звуки на слух и путает их, если они сходны по артикуляции или звучанию. В этом случае уже будет нарушено и фонематическое (звуковое) восприятие речи. В этом случае логопед подберет задания, нацеленные на умение слышать определенный звук, выделять его из ряда других звуков и не путать с похожими звуками.

Если же у ребёнка присутствуют проблемы с оформлением речи, то работа будет направлена на расширение словарного запаса и на активное введение в речь новых слов. Кроме этого логопед научит ребёнок изменять слова по числам, родам, падежам, согласовывать слова между собой. Способствовать развитию понимание и использованию предлогов. Ну и, конечно же, логопед научит правильно строить фразы, составлять высказывания.

В школе перед логопедом, помимо исправления нарушений устной речи, стоит задача выявить и преодолеть трудности в овладении письменной речью (письмо и чтение). У многих деток, имеющих или имевших ранее речевые трудности, часто появляются специфические трудности в письменной речи (дисграфии и дислексии).

Если у ребенка есть проблемы с чтением, то логопед развивает не только технику чтения, но и понимание прочитанного, умение пересказать текст.

Работа над устранением ошибок при письме отличается от тех заданий, которые обычно дает учитель, логопеду важно правильно выявить причину, по которой ребёнок допускает ошибки (нарушение зрительного восприятия, слухового восприятия, фонематического анализа и т.д.) и помочь преодолеть эти трудности.

Как видим, логопедическая работа намного шире, чем кажется на первый взгляд, и ограничивается не только постановкой звуков.

Однако, даже самый опытный логопед не достигнет больших результатов работы, если ребёнок не может даже несколько минут посидеть на месте и послушать предлагаемые ему задания. Это происходит в случае если у ребёнка низкий познавательный интерес или недостаточный объем и концентрация внимания, и его отвлекает, то шум за стенкой, то пролетевшая за окном птица. А может ребёнок и вовсе плохо понимает обращенную к нему речь и тогда действительно ему совсем не интересно слушать, о чем там говорит ему логопед.

Во всех этих случаях можем говорить о неготовности ребёнка к обучению, вот тут то и необходима помощь дефектолога.

Дефектолог - это педагог, который работает с «особенными» детьми (дети с нарушениями: слуха, зрения, ОДА, интеллекта, психического развития), он помогает адаптироваться ребёнку в учебе, быту, социальной сфере, осуществляет всестороннее развитие ребёнка.

В зависимости от профиля дефектолог работает со слабослышащими и глухими детьми (сурдопедагог), со слабовидящими и слепыми детьми (тифлопедагог), с детьми имеющими нарушение интеллекта (олигофренопедагог).

Если ребёнок не слышит, или не видит, или имеет отклонения в интеллектуальном развитии, то традиционные занятия не принесут желаемых результатов. Учитывая особенности ребенка, дефектолог подберет необходимые методы, и приемы, с помощью которых будет происходить обучение. Например, глухому ребёнку поставили кохлеарный (слуховой) аппарат и теперь необходимо научить его говорить. Что делать, обратиться к логопеду? Возможно, но представьте, ребёнок долгое время не слышал, а тут он стал слышать, все звуки сливаются для него в неразборчивый шум, в котором разобраться невозможно. Становится понятно, что традиционная логопедическая работа будет тут малоэффективна. Ребёнка нужно научить жить в новых условиях. Этим- то и займется дефектолог-сурдопедагог. Постепенно, можно подключить и логопедические занятия, но основу в данном случае составит дефектологическая работа. Таким же образом будет и с незрячими детьми, и с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Не смотря на индивидуальные особенности детей, можно выделить основные направления работы дефектолога, это развитие и коррекция:

  • внимания (концентрация, устойчивость, объём, переключаемость зрительного и слухового внимания);
  • восприятия (цвета и формы, пространства (право, лево, выше ниже и т.д.), времени (часы минуты, времена года, сутки), картин, речи, человека);
  • памяти (расширяют объем памяти, развитие произвольной памяти);
  • мышления;
  • речи (устной, письменной);
  • моторики (различные массажи, упражнения на развития подвижности и направленные на снижение или повышение тонуса мышц, упражнения на развитие мелкой моторики);
  • слуха (при работе со слабослышащими детьми или с теми, у кого слуховой аппарат);
  • эмоционально-волевой сферы (помощь в осознании ребёнком своих чувств, развивают умение справляться с ними);
  • элементарных математических представлений (знакомство с числами, понятие о количестве (один, много), знакомство с величиной предметов, сравнение величин, знакомство с геометрическими формами и т.д.);
  • конструктивной деятельности (игры с конструкторами и кубиками).

Т.е мы видим, что дефектолог осуществляет общее развитие интеллекта ребёнка, готовит его к обучению и восприятию информации, учит взаимодействию с людьми.

Одним из направлений работы дефектолога является развитие и коррекция речи, так значит, логопед не нужен, если с ребёнком занимается дефектолог?

На самом деле нужен, потому что работа над речью строится по-разному. Дефектологу важно сформировать интерес ребёнка к речевому общению, научить использовать речь для общения, т.е. сформировать мотивацию к речи, после уже можно подключать логопеда, что бы он более детально проработал речь.

Есть еще специалист - логопед-дефектолог, т.е. человек, прошел обучение и как логопед, и как дефектолог, т.е. может работать с детьми с нарушениями.

Но, к сожалению, не всегда есть возможность работать с двумя специалистами одновременно и тогда логопеду приходится работать и над развитием мотивации и интереса к обучению, памяти, внимания и т. д, а уже потом осуществлять непосредственно логопедическую работу. Так и дефектологу при отсутствии логопеда придется работать над постановкой звуков и речи.

Так чем же отличается логопед от дефектолога?

Целью работы логопеда является четкая, хорошо интонированная грамотная речь.

Цель дефектолога всеобщее развитие ребёнка, обеспечить готовность ребёнка к обучению и его социализация.

Как видим, цель дефектолога шире, в то время как работа логопеда сфокусирована на речи.

В заключении, хотелось бы привести несколько наглядных примеров из практики:

Оля. К., 8 лет, бабушка привела девочку на консультацию к логопеду. В ходе обследования выяснилось, говорить только первыми слогами слов («Де и гу» девочка идет гулять), затрудняется выполнить простые просьбы, плохо ориентируется в пространстве, путает цвета и фигуры. Слабо развита моторика рук и общая моторика. Девочка не внимательна, легко отвлекается от задания, демонстрирует низкую работоспособность.

Конечно, в этом случае логопед порекомендовал обратиться за консультацией к дефектологу, неврологу, лору, окулисту. Так как для своего возраста девочка демонстрировала не очень хорошие результаты, и только логопедической работы будет не достаточно.

Костя.Ч. 5 лет. Мама привела мальчика на консультацию к логопеду с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики выяснилось, что у мальчика нарушено произношение звуков [ш][ж][р][л] [ч], кроме этого путает звуки заменяет звук [з] на звук [с]. При этом мальчик хорошо понимает обращенную к нему речь, в ответах на вопросы демонстрирует широкий кругозор, хорошо выполняет задания направленные на диагностику мышления, памяти, внимания.

Во втором примере мы видим, что дополнительной работы для развития ребёнка не требуется, достаточно просто будет поставить звуки и научить ребёнка различать звуки [с] и [з].

Еще один пример.

На консультацию к логопеду пришла девочка Алиса, 5 лет. В детском саду, где она обучается, педагоги проводили обследование, выявили отставание и посоветовали обратиться к логопеду или дефектологу. Ребенка привели в наш центр и логопед начала работу с малышкой. Обследование показало следующее: общее недоразвитие речи 3 уровня (т.е. нарушены все стороны речи), ЗПР. Речь у Алисы была невнятной, смазанной, многие звуки произносились межзубно, всего было нарушено и не сформировано 9 звуков. Словарный запас очень бедный, грубое нарушение грамматического строя речи (не различала мужской и женский род, все падежи, кроме именительного, смазаны, не понимала конструкции с предлогами). Ребенок не умел считать даже до 5, не знала цифр и букв. Задание «4 лишний» было недоступно для понимания. Лишним был тот предмет, который ребенку не нравился. Фонематическое восприятие было грубо нарушено. Составить даже простой рассказ по картинке девочка не могла, серию картин не понимала. Пример речи: «Алиса пошел парк». (Алиса пошла в парк). Родители сказали, что в саду девочка делает только то, что ей нравится, а то, что у нее плохо получается, даже не пытается сделать.

Логопед разработал план занятий, и начала не с постановки звуков, а с формирования познавательного интереса, с общего развития представлений о мире, с развития внимания, памяти и мышления. Поскольку в центре не было дефектолога, логопед взял эти задачи на себя. В идеале такому ребенку надо было бы посещать занятия двух специалистов: дефектолога и логопеда.

Самое дорогое, что есть у каждого родителя, – это их дети. Мы хотим, чтоб они развивались наравне со сверстниками, получили хорошее образование. Однако этому могут помешать речевые проблемы. За помощью можно обратиться к друзьям, знакомым или поискать ответы в интернете. Однако надежней всего получить консультацию профессионала. Но какой именно специалист окажет наилучшую поддержку в сложившейся ситуации? Чем логопед отличается от дефектолога?

ЛОГОПЕД

Логопед – это специалист, задачей которого является устранение речевых дефектов (произношение звуков, слогов, постановка речи). Он занимается с обычными детьми, у которых нет задержки в работе центрально-нервной системы и умственного развития.

К логопеду необходимо обратиться если ваш ребенок:

  • не выговаривает отдельные слова, фразы;
  • нарушена структура слога;
  • заикается или запинается;
  • допускает грамматические ошибки при разговоре;
  • нарушен темп речи

Он поможет малышу исправить дефекты в произношении с помощью проговаривания различные фраз и букв, расширит его . Приступить к занятиям можно с трехлетнего возраста.

ДЕФЕКТОЛОГ

– это широкопрофильный специалист. Он работает с детьми, у которых наблюдают недостатки и отклонения психического или физического характера. Дефектолог обладает навыками в невропатологии, педагогике, психологии. Теми знаниями, которые пригодятся в процессе работы с ребенком, позволят максимально развить возможности малыша, более точно понять и оценить

К дефектологу стоит обратиться :

  • если наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • задержка психического развития;
  • при умственной отсталости;
  • нарушения в развитии зрительного или слухового аппарата;
  • после черепно-мозговых травм.

Деятельность специалиста рассчитана на формирование познавательной сферы малыша. Дефектолог учит ребенка мыслить, различать цвета, предметы, улучшает мелкую моторику. Он не формируем речь, а работает с причинами возникновения патологий. Учит малыша высказывать свои мысли. Приступить к занятиям можно с одного года.

ТАК ЧЕМ В ИТОГЕ ЛОГОПЕД ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЕФЕКТОЛОГА?

1. Логопед – это специалист с узкого профиля. Его задача – исправление изъянов речи. – это широкопрофильный специалист. Его задача – борьба с причинами возникновения патологий, помощь в развитие способностей малыша.

2. Занятия с логопедом начинаются в возрасте трех лет, а с дефектологом – с годовалого возраста.

3. Логопед занимается со здоровыми детьми, а дефектолог с больными и проблемными ребятами.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

У довольно большого количества родителей направление ребенка к логопеду-дефектологу вызывает оторопь. Как же так? У нас здоровый малыш! — удивляются или даже раздражаются они. Сложилось мнение, что в функции логопеда входит постановка правильного звукопроизношения, а работа дефектолога связана с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.

По этой причине многие мамы и папы детишек, не имеющих подобных отклонений, но с нарушениями речевых функций, зачастую склонны отказываться от работы со специалистом, имеющим в названии своей профессии слово «дефектолог».

Кто такой логопед?

Логопедия - это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

  • Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
  • Темповых нарушений речи.
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха.
  • Аграмматичное построение речи.
  • Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и ).
  • Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Таким образом, сфера ответственности логопеда - речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

Кто такой дефектолог?

Дефектология же изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

Его область деятельности - это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

Направление работы дефектолога:

  1. Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
  2. Развитие восприятия и воображения.
  3. Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
  4. Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
  5. Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

  1. олигофренопедагог (направление работы - дети с умственным отставанием);
  2. тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
  3. сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
  4. логопед (специалисты по коррекции речевого развития).

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

Как правильнее — логопед или дефектолог?

Речь - сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.

Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:

  1. Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
  2. Коррекция проявлений СДВГ.
  3. Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
  4. Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
  5. Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.

Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.

Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.

Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.

Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?

Формирование активной речи - важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки - в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений. Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:

  • У ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты.
  • Речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних.
  • Есть нарушения в звукопроизношении.
  • Присутствуют поведенческие нарушения - проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.

Профессия логопеда — актуальная во все времена. В нынешнее время, к сожалению, все чаще рождаются дети с различными нарушениями развития. Соответственно, их в ближайшем будущем ждут проблемы с речью. Однако нарушения речи свойственны и здоровым детям, с сохранным интеллектом, нормальным зрением и слухом. С такими детьми работают, как правило, логопеды, а с более «тяжелыми» — логопеды-дефектологи.

Хороший логопед-дефектолог всегда был на вес золота. Дело в том, что в основной своей массе высшие учебные заведения выпускают специалистов-дефектологов с ориентацией на работу в школе. В детских садах же и дошкольных центрах их работу выполняют логопеды, что обуславливает не всегда чисто индивидуальный подход к каждому «проблемному» ребенку. Кроме того, далеко не всякий детский логопед, работающий в дошкольном образовательном учреждении, в достаточной мере образован для того, чтобы работать с детьми, у которых присутствуют задержки психического, физического развития. Настоящие дефектологи «водятся» преимущественно в специализированных коррекционных центрах, где лечат детей с теми или иными отставаниями в развитии.

В детских коррекционных центрах работают логопеды-дефектологи с различной узкой специализацией — сурдопедагоги, чья деятельность направлена на работу с плохо слышащими или глухими детьми; олигофренопедагоги, занимающиеся с теми ребятами, у которых присутствует задержка умственного развития; учителя-тифлопедагоги, в компетенции которых коррекция задержки речи у детей с нарушением зрения. Дефектологи ведут работу с детьми, имеющими диагноз «детский церебральный паралич», страдающими выраженным гидроцефальным синдромом, повышенным внутричерепным давлением, неврологическими, психическими заболеваниями и т. д.

Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти малыша, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает в тандеме с логопедом. Оптимально, если специалист совмещает и ту, и другую профессию в одном лице. Ведь тогда при разработке общей коррекционной программы он сможет гармонично учитывать и возможности параллельного развития речи ребенка.

Человек, чувствующий, что хочет и может приобрести специальность, связанную с работой над развитием правильных речевых навыков как у детей, так и у взрослых, может подумать о поступлении в высшее учебное заведение. Это может быть университет или педагогический институт, а в них — кафедра логопедии или дефектологический факультет. Важно, чтобы у самого поступающего в вуз не было никаких дефектов речи и слуха, что понятно. Что касается востребованности данной специальности в нынешнее время, то, например, самый высокий конкурс присутствует при поступлении на факультет «логопедия». На факультет «дошкольная дефектология» конкурс ощутимо меньше, хотя нередко люди, выпустившиеся по специальности «логопедия», приобретают второе высшее образование именно в дошкольной дефектологии, поскольку, начиная работать с детьми до семи лет, ощущают недостаток знаний.

Выпускник логопедического или дефектологического факультета никогда не останется без работы. Ему останется только выбирать — будет ли это работа в детском саду, средней общеобразовательной школе (государственной или частной), коррекционном центре, детском доме или школе-интернате для детей с различными нарушениями в развитии, логопедических центрах, пунктах.

Кроме того, всегда требуется логопед на дом. Ведь если ребенок еще мал, или у него имеется тяжелое заболевание, или его родителям некогда или неудобно возить своего ребенка несколько раз в неделю на занятия с логопедом, всегда можно найти специалиста, который будет приезжать домой и заниматься в спокойной и хорошо знакомой для ребенка обстановке. И это создает только положительный эффект от занятий, так как логопед для ребенка будет заниматься с ним индивидуально, в присутствии родителей (или хотя бы одного из них), чтобы они учились тем упражнениям, которые им предстоит отрабатывать с малышом в отсутствие педагога.

Частные занятия на дому с ребенком также удобны и выгодны самому логопеду. Во-первых, он будет уверен в регулярности и четкости их проведения, поскольку будет являться на них сам, а пунктуальность занятий — основа основ успешного лечения. Во-вторых, подобные уроки неплохо оплачиваются. И, наконец, в-третьих: позанимавшись определенное время с одним ребенком и добившись желаемых результатов, тем самым логопед начинает делать себе «имя», нарабатывать известность как профессиональный, высококлассный специалист, которому можно доверить своего малыша и не бояться, что драгоценное время будет упущено, потрачено впустую.

Когда у ребенка появляются проблемы с речью или же с произношением, необходимо обращаться к специалисту. Коррекцией навыков общения занимаются многие специалисты. Сегодня пойдет речь о логопеде и дефектологе. В чем разница логопеда и дефектолога? К кому лучше обращаться, в чем отличие их работы?

В чем сходство дефектолога и логопеда

Общее между логопедом и дефектологом — образование, сфера деятельности, способы работы.

Во время обучения в университете логопеды и дефектологи учатся на одном факультете и большая часть дисциплин у них сходна. Там они изучают множество дисциплин: специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию и множество других дисциплин.

Все это помогает не только коррекции звукопроизношения, но и учит взаимодействовать с ребенком. Умение установить контакт, понять малыша, вникнуть в суть его проблем и определить имеющиеся трудности очень важно для таких специалистов. Если же этого не будет, то составить план занятий и добиться прогресса будет намного сложнее.

Некоторые причины трудностей в развитии

В помощи логопеда или дефектолога нуждаются дети, у которых в силу определенных обстоятельств есть проблемы с развитием речи, общением, адаптацией к миру, проблемы с обучением в различных учреждениях школах, детских садах.

Причины трудностей могут быть разными:

Это лишь часть причин, следствием которых становятся проблемы с речью. Такие специалисты как логопед и дефектолог могут их определить и подобрать способы их решения.

Средства общения в работе логопеда и дефектолога

Во время индивидуальных занятий с ребенком как логопед, так и дефектолог используют одинаковые способы работы и средства общения с ребенком. , дети используют удобные для них средства общения. Они используют действия — ведут за руку, показывают интересные им предметы, другие дети используют речь для общения. Все средства общения можно разделить на три группы:

  • действия;
  • речевые средства;
  • жесты, мимика, пантомимика.

Данные средства общения используются как вместе, так и отдельно друг от друга. Они становятся основной для упражнений, направленных на правильную артикуляцию и, как следствие, произношение звуков и совершенствование речи.

Разные трудности — разные специалисты

В специальной психологии и педагогики традиционно сложилось деление дефектологов в зависимости от той категории детей с кем работают эти специалисты:

  • логопеды – дети с нарушением речи;
  • олигофренопедагоги — дети с задержкой развития и и интеллектуальной недостаточностью;
  • тифлопедагоги — дети с нарушением зрения;
  • сурдопедагоги — дети с нарушением слуха.

Если у ребенка есть сложности в работе анализаторов зрения, слуха, то лучше подобрать специалиста исходя из этих трудностей. Т.к. у всех перечисленных категорий, как правило, имеются нарушения речи, то логопед работает со всеми этими категориями детей.

Если сравнивать занятия у логопеда и у дефектолога, то они во многом сходны. Отличается лишь то, на решение каких задач они направлены.

Особенности работы логопеда: задачи и цели работы

В связи с тем, что при многих нарушениях ( , задержка речевого развития, аутизм, умственная отсталость) есть нарушение в речи, то логопед занимается со всеми детьми. Основная сфера его деятельности включает:

Обязательным этапом работы является работа над невербальной стороной речи: мимикой, жестами и движениями. В процессе работы с логопедом ребенок не только улучшает качество своей речи, но и учится задавать вопросы, составлять рассказы и вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особенности работы дефектолога: какие проблемы решает данный специалист?

Кроме базовых дисциплин, в рамках курса дефектологии изучаются также такие предметы как тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.

Поэтому в зависимости от вида нарушений у дефектолога поваляются специфически задачи. Например, при работе с детьми с нарушениями зрения — обучение пространственной ориентировка в рамках квартиры.

Дефектолог работает также и с теми малышами, которые плохо слышат. Вместе с дефектологами дети не только начинают правильно говорить, но и учатся познавать мир иначе с помощью языка жестов или дактиля..

Это помогает работать дефектологам над более серьезными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей.
В ходе своей работы дефектологи выполняют следующие задачи:

  • обучение детей ориентировки в ближайшем окружении, несмотря на имеющиеся недостатки;
  • увеличение объема их знаний, умений и навыков (помогая закреплять последние);
  • помощь в адаптации деток с проблемами в развитии к школе или детскому саду.

Резюмируя данную статью можно сказать. Логопед учит умению общаться, работая над невербальной стороной речи и языковыми единицами (слогами, словами, фразами и предложением), а дефектолог учит содержанию общения, расширяя знания и представления ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающей обстановке.

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе