Ускорение темпов роста и развития детей называется. Факторы, определяющие особенности роста и развития ребенка

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ИХ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Закономерности роста и развития организма являются тео­ретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Знание этих зако­номерностей позволяет врачу понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ре­бенка в разные возрастные периоды и его единство с внеш­ней средой.

На всем этапе созревания (от момента рождения до пол­ной зрелости) рост и развитие организма протекают в соот­ветствии с объективно существующими законами:

Неравномерность темпа роста и развития;

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

Обусловленность роста и развития полом (половой димор­физм);

Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;

Генетическая обусловленность роста и развития;

Обусловленность роста и развития средовыми факторами;

Акселерация роста и развития.

Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят поступательный харак­тер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и разви­тия.

О неравномерности роста и развития свидетельствуют из­менения длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47 %, за второй - на 13 %, за третий - на 9 %. В возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %, а в возрасте 8- 10 лет - лишь на 3 %. В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16-17 лет наблюдается снижение, а в 18-20 лет уве­личение длины тела практически прекращается.

Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а так­же развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития орга­низма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуаль­ные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биологический.

Хронологический возраст - период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возра­стную границу (день, месяц, год).

Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Школьники с замедленным темпом биологического разви­тия менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и неблагоприятный тип изменения работоспособ­ности. В ходе учебного процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного, двигательного анализатора и сердеч­но-сосудистой системы. Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением показателей большинства ант­ропометрических признаков и более частыми отклонениями в опорно-двигательном аппарате, нервной и сердечно-сосудистой системах. Наиболее выраженные изменения работоспособности и со­стояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более).

Ускоренный темп индивидуального развития ребенка при­водит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. «Опережающее» развитие встречается в кол­лективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное разви­тие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели за­болеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения. Наибольшая частота отклонений от биологического возрас­та выявляется среди подростков.

Таким образом, индивидуальные изменения темпа роста и развития ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому.

Критерии биологического возраста: уровень оссификации ске­лета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторич­ных половых признаков, начало менструаций, а также мор­фологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

В процессе роста и формирования зубочелюстного аппарата различают три периода. Первый период - от рождения ребенка до 5-6 лет (до начала прорезывания постоянных зубов). Второй период начинается с 6-7 лет - с замены молочных зубов постоянны­ми. Прорезыванию постоянных зубов предшествует физиологи­ческое рассасывание корней молочных зубов. В третьем перио­де, в возрасте 12-13 лет, в зубном ряду находятся постоянные зубы с различной степенью формирования корней.

С возрастом степень информативности показателей биоло­гического возраста меняется. От 6 до 12 лет основными пока­зателями развития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина тела. Между 11 и 15 годами наиболее ин­формативны показатели годовой прибавки длины тела, а также степень выраженности вторичных половых при­знаков и возраст наступле­ния менструаций. В 15 лет и позднее очень важным по­казателем развития стано­вится появление вторичных половых признаков, а по­казатели длины тела и раз­вития зубов утрачивают информативность. Уровень оссификации скелета определяется с по­мощью рентгенографичес­ких исследований только при нали­чии особых медицинских показаний - при резко выраженных нарушениях развития.

Неодновременность рос­та и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Фундаменталь­ная закономерность роста и развития организма со­стоит в том, что фазы мак­симальной интенсивности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция взаимосвязи этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования: относительная масса индифферентных (недифференцированные, незрелые) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту.

Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каж­дому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности.

Организм ребенка рассматривается как единое целое, од­нако рост и развитие его отдельных органов и систем происхо­дят неодновременно (гетерохронно). Объяснение этой законо­мерности дал П.К.Анохин. Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается за счет тех структурных образований и функций, которые обусловливают выживаемость орга­низма.

В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование функци­ональных систем организма. Через нервную систему осуществ­ляется связь организма с внешней средой: образуются меха­низмы адаптации к постоянно меняющимся условиям, созда­ются оптимальные условия для приема информации и произведения интегративных действий. В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10-12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции.

Темпы роста отдельных частей тела также различны. В про­цессе роста меняются пропорции тела, и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноно­гого и короткотуловищного.

Таким образом, интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходят не па­раллельно. Существует определенная очередность роста и раз­вития тех или иных структурных образований и функций. При этом в период интенсивного роста и развития функциональ­ной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию специфических факторов. В период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность орга­низма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций - к речевому общению; в период разви­тия моторики - к двигательной активности.

Способность организма ребенка к конкретным видам дея­тельности, его устойчивость к разнообразным факторам окру­жающей среды определяются уровнем созревания соответству­ющих функциональных систем. Так, ассоциативные отделы коры головного мозга, обеспечивающие его интегральную функцию и готовность к обучению в школе, созревают посте­пенно в ходе индивидуального развития ребенка к 6-7 годам. В связи с этим форсированное обучение детей в раннем воз­расте может отразиться на их последующем развитии.

Система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тка­ням, развивается также постепенно и достигает зрелости к 16 - 17 годам. Учитывая это, гигиенисты предписывают ограничение физических нагрузок детям. Только в подростковом возрасте по достижении морфофункциональной зрелости сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем допускаются длительное выполне­ние больших физических нагрузок и развитие выносливости.

Таким образом, функциональная готовность к отдельным видам учебной, трудовой и спортивной деятельности форми­руется неодновременно, поэтому должны нормироваться диф­ференцированно и виды деятельности, и воздействие факто­ров окружающей среды на различные анализаторы или функ­циональные системы.

Гигиеническая норма на протяжении всего этапа созрева­ния организма меняется в соответствии с изменением возраст­ной чувствительности к действию фактора.

Гетерохронность роста и развития отдельных органов и сис­тем является научной основой дифференцированного нормирова­ния факторов окружающей среды и деятельности детей и под­ростков.

Обусловленность роста и развития полом (половой димор­физм). Половой диморфизм проявляется в особенностях об­менного процесса, темпа роста и развития отдельных функ­циональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропо­метрические показатели. В период полового созрева­ния это соотношение меняется: девочки по показателям дли­ны и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.

В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития.

Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыха­тельной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц - разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.

Различия имеются не только в физической работоспособ­ности, но и в психофизиологических показателях.

Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях рос­та и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.

Половые различия в росте и развитии организма имеют важное значение при профессиональной ориентации школь­ников, спортивном отборе и подготовке юных спортсменов.

Биологическая надежность функциональных систем и организ­ма в целом. Эта закономерность базируется на представлении о широком диа­пазоне жизненных возможностей. В качестве доказательств при­водятся известные факты. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертыва­ние всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдер­жать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 1 / 3 атм. Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны. Кроме того, приро­дой предусмотрено дублирование многих органов (почек, лег­ких, органов зрения, слуха).

Резервные возможности и надежность систем организма обеспечивают его индивидуальное развитие. При отсутствии такой надежности систем и широких жизненных границ раз­витие организма было бы невозможно вследствие постоянной опасности прекращения жизни.

Таким образом, надежность биологической системы бази­руется на:

Избыточности элементов управления;

Дублировании и взаимозаменяемости элементов регуля­ции;

Совершенном и быстром возврате к состоянию относи­тельного постоянства;

Динамичности взаимодействия звеньев системы.

Под надежностью физиологической системы понимают та­кой уровень регулирования и такое соотношение элементов самого процесса, когда обеспечиваются оптимальный ход пос­леднего с резервными возможностями и взаимозаменяемостью звеньев, быстрый возврат к исходному состоянию, с достаточ­ной лабильностью и пластичностью, гарантирующими быст­рое приспособление.

Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рас­считанных на сохранение жизни в критических ситуациях, при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков следует использовать установленные опти­мальные нагрузки.

Гигиеническая наука развивает концепцию о соответствии прежде всего учебных нагрузок функциональным возможностям растущего организма и целесообразности его тренировки с целью охраны и укрепления здоровья. В соответ­ствии с этим в нашей стране разрабатываются нормативы де­ятельности на основе возрастно-полового принципа и даются рекомендации по разумной тренировке растущего организма с тем, чтобы способствовать увеличению его резервных спо­собностей и более полному использованию физических возмож­ностей организма, заложенных природой.

Детерминация процесса роста и развития факторами наслед­ственности. Данная закономерность имеет особо важное значе­ние в гигиене детей и подростков.

Рост ребенка - программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становле­ния функциональных систем (П.К.Анохин). Генетическая про­грамма обеспечивает жизненный цикл индивидуального раз­вития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка. Прежде всего это хроногены - гены, изменяющие свои функции по достижению клетками или тканями определенных этапов дифференцировки. Гены переключения (switch-гены) детерминируют чередо­вание фаз дифференцировки или пролиферации клеток орга­нов растущего организма.

Под генным контролем находится синтез всех гормонов и факторов, регулирующих рост белков, связывающих гормо­ны, а также клеточных рецепторов для разных гормонов и факторов.

Важнейшее проявление генной регуляции - способность орга­низма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое разви­тие нарушается под влиянием каких-либо внешних факто­ров (голодание, инфекция и др.).

Гомеорезис проявляется, например, в том, что недоношенные дети по показателям раз­вития догоняют своих сверстников к 3 годам жизни (ускорен­ный, или компенсаторный, рост). Гены, контролирующие процесс роста и развития ребенка, определяют возрастную чувствительность рецепторного аппарата клеток к различным гормонам, медиаторам и факторам, а через них интенсивность и возрастные характеристики обме­на веществ и энергии.

В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энер­гии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды.

Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и ней­роэндокринной регуляции каждый период развития характе­ризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями. Задержка процессов переключения генов, обусловленная воздействием вредных факторов среды, ведет к гетерохронии развития от­дельных органов или физиологических систем. Проявлением такого эффекта служит гетерохронная дисплазия, когда дифференцировка тканевых структур отстает от хронологического возраста, ткани содержат клетки эмбрионального типа (гете­рохронная дисплазия мозга, почек, легких и др.). Гетерохрон­ная тканевая дисплазия во многом предопределяет развитие хронических заболеваний у детей.

Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей оказывают влияние факто­ры внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав пи­тьевой воды, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие де­тей регулируется воздействием социальных условий жизни.

Тяжелые условия жизни во время войны оказали значитель­ное влияние на процессы роста и развития. Они вызвали не только снижение абсолютных величин отдельных показателей физического развития, но также изменение сроков возрастно-половой дифференцировки. Кривые длины и массы тела маль­чиков и девочек были нетипичными, не имели характерного двойного перекреста.

На рост и развитие детей могут влиять и отдельные факто­ры окружающей среды, в частности питьевая вода. При повышенном содержании стабильного стронция в питье­вой воде у детей бывает заметно отставание в развитии кост­ной ткани, отмечается тенденция к снижению массы и длины тела, окружности грудной клетки.

Установлено, что загрязненность атмосферного воздуха различными химически­ми веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35 % обследованных детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития.

Увеличение длины тела в возрасте 4-6 и 10-15 лет детерминировано в основном гене­тическим фактором. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Этот показатель преимущественно определяется количественным и качествен­ным составом пищи, режимом питания, двигательной актив­ностью, организацией физического воспитания.

Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нерв­ных процессов детерминированы генетическими факторами.

Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятель­ность вегетативной нервной системы (частота пульса, минут­ный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) подвержены влиянию факторов среды и поэтому луч­ше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.

Процессы роста и развития подчиняются определенным био­логическим законам и в то же время детерминированы ус­ловиями окружающей среды. В сложном взаимодействии фак­торов среды и природных задатков осуществляется индиви­дуальное развитие ребенка.

Выше отмеченную закономерность необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития, охраны и укреп­ления здоровья подрастающего поколения.

Акселерация роста и развития. Ускорение темпа роста и развития организма детей и под­ростков по сравнению с темпом прошлых поколений получи­ло название акселерация (от лат. acceleratio - ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологи­ческого созревания завершается несколько раньше, чем у пре­дыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста.

В биологии современного человека за последнее столетие, помимо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась продолжительность жизни, стали больше репро­дуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, про­исходящие в течение всей жизни человека, получили назва­ние «секулярный тренд» (secular trend - вековая тенденция). В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития явля­ется составной частью и охватывает лишь период созревания человека.

Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте. Такие изменения наблюдаются не толь­ко в нашей, но и в других странах. В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в сред­нем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.

Акселерация - одна из загадок нашего времени. Каковы ее причины и последствия, как долго мы будем наблюдать ее проявления - эти и многие другие вопросы пока не находят ответа. Анализ акселерации требует изучения временной дина­мики физического развития населения на фоне конкретной исторической и социальной перестройки общества, на фоне изменения природных условий.

Проявления акселерации характерны для всех возрастных периодов детей - от новорожденности до подросткового воз­раста.

Оценка физического развития новорожденных свидетельствует о том, что размеры их тела определяются условиями жизни общества. Военные годы и периоды кризисов характеризуются уменьшением этих показателей, годы экономического благополучия – их увеличением. При благоприятных условиях среды новорожденные крупнее, чем при неблагоприятных. Установлено, что основным фактором внешней среды, определяющим внутриутробное развитие, служат социально-экономические условия.

Девушки по половому развитию значительно опережают юношей. Все исследователи отмечают, что появление менархе от поколения к поколению сдвигается на все более и более ранние сроки (за 20 лет это снижение составило 2,2 года).

О причинах ускорения полового созревания от поколения к поколению можно судить, ознакомившись с особенностями и факторами, регулирующими этот процесс. Началом процес­са полового созревания является увеличение секреции гонадотропных гормонов гипофизом, что обусловливает развитие яич­ников и семенных канальцев яичек. У девочек в начале пери­ода полового созревания уровень эстрогена резко повышает­ся, и в дальнейшем его образование приобретает циклический характер. У мальчиков основным изменением является резкое увеличение секреции тестостерона.

Более ранние в среднем сроки появления менархе отмеча­ются у девушек в семьях с высоким экономическим уровнем, а также у девушек, родители которых имели высшее образова­ние сравнительно с дочерьми неквалифицированных рабочих, и у девушек из семей с одним ребенком сравнительно с пред­ставительницами многодетных семей.

Дифференцировать значение генетических и средовых вли­яний на половое созревание обычно трудно - их следует оце­нивать в комплексе.

Выдвинуто множество гипотез причин акселерации, однако ни одна из них не может исчерпывающе объяснить эпохальный сдвиг в темпе роста и развития детей. По-видимому, акселерация – это следствие какой-то общей тенденции к изменению в биологии современного человека, происходящей под влиянием комплекса факторов.

Основные теории, объясняющие причины акселерации:

Физико-химические: 1) гелиогенная (влияние солнечной радиации); 2) радиоволновая, магнитная (влияние элек­тромагнитного поля); 3) космическая радиация; 4) по­вышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства;

Влияние отдельных факторов условий жизни: 1) алимен­тарная; 2) нутритивная; 3) повышенной информации.

Генетические: 1) циклических биологических изменений; 2) гетерозиса (смешения популяций);

Теории комплекса факторов условий жизни: 1) урбанического влияния; 2) комплекса социально-биологичес­ких факторов.

В явлении акселерации широко изучалась эпохальная тен­денция, а эпохальная цикличность оставалась без внимания. Однако по мере развития естествознания все новые и новые явления предстают как фазы фундаментальных циклических процессов. Ритмичны тектонические движения (горообразова­ние, вулканическая деятельность, дрейф материков), ритмично изменяется климат (наступают и отступают ледники, влажность сменяется засухой). Жизнедеятельность организмов - система взаимосвязанных биоритмов.

Скорость полового созревания также тесно свя­зана с геомагнитной активностью, приходящейся на год рож­дения. У детей, родившихся в годы повышенной активности, процесс полового созревания замедлен, наступает позже, что видно по изменению среднего возраста менархе. Эти данные убедительно свидетельствуют о ярко выраженной цикличнос­ти, синхронной и синфазной с колебаниями уровня возмущен-ности геомагнитного поля.

В периоды максимума солнечной и геомагнитной активно­сти биология человека изменяется в направлении, противо­положном основной тенденции, происходит как бы задерж­ка поступательного движения: уменьшаются длина и масса тела новорожденных; у людей этих лет рождения позже на­ступает половое созревание, уменьшается относительная длина ног и увеличивается относительный обхват грудной клетки в зрелости.

Годы минимума солнечной активности можно назвать периодами акселерации, а годы максимума – периодами ретардации.

В развитии человека есть критические этапы наибольшей уязвимости - рождение и половое созревание. Именно на этих этапах онтогенеза должны были сложиться защитные механиз­мы. С этих позиций представляется вполне целесообразным и то, что у родившихся в годы минимума солнечной активности часто половое созревание наступает в 10-12 лет, т.е. прихо­дится на минимум. Для тех, кто родился во время максимума солнцедеятельности, пубертатный период «откладывается» на возраст 15-16 лет и тоже падает на минимум солнечной ак­тивности.

Таким образом, задержка внутриутробного роста и полово­го созревания - вынужденный компромисс, защита наиболее уязвимых этапов онтогенеза.

(Баранов А.А., Кучма В.Р.)

Основная особенность детского и подросткового возраста - пос­тоянно протекающий процесс роста и развития, в ходе которого осуществляется постепенное формирование взрослого человека.

В течение этого процесса увеличиваются количественные показатели организма (размеры отдельных органов и всего тела), а также проис­ходит совершенствование работы органов и физиологических сис­тем, обеспечивающих возможность нормальной жизнедеятельности зрелого человека, основными моментами которой является трудовая деятельность и рождение здорового потомства. От того, как растет и развивается ребенок и подросток, во многом зависит его будущее и, следовательно, этот процесс от момента рождения ребенка и до завер­шения процессов роста и развития должен находиться под постоян­ным контролем врачей, родителей и педагогов.

Нормальное протекание роста и развития ребенка и подростка свидетельствует о благоприятном состоянии его организма, отсутс­твии выраженных вредных влияний и, поэтому физическое развитие в этом возрасте является одним из ведущих признаков здоровья, от которого зависят и другие его показатели.

Уровень достигнутого физического развития обязательно оце­нивается врачом при проведении медицинского осмотра и является необходимым критерием общей оценки состояния здоровья ребенка и подростка.

Число показателей, определяющих физическое развитие человека, достаточно велико. Для целей медицинской и педагогической практи­ки чаще всего используются относительно легко поддающиеся изме­рению показатели, называющиеся соматометрическими: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки. При наружном осмотре тела выявляются соматоскопические показатели: форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, признаки полового созревания. Для оценки функци­ональных возможностей организма используются физиометрические показатели - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук (динамометрия).

Все эти показатели учитываются при оценке физического разви­тия детей и подростков, которая должна проводиться комплексно, с использованием всех указанных показателей.

Для правильной оценки физического развития ребенка необходи­мо знать основные закономерности и возрастные особенности проте­кания этого процесса, что позволяет понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.

Жизненный цикл человека условно делится на три этапа: созрева­ние, зрелый возраст и старение. Провести хронологическую границу перехода организма от одного этапа к другому можно на основе изуче­ния особенностей его роста и развития, взаимодействия с окружаю­щей (в том числе и социальной) средой.

Этап созревания характеризуется, прежде всего, достижением половой зрелости, способностью организма и возможностью выпол­нения детородной функции, что обеспечивает сохранение вида. В сохранении вида заключается биологический смысл индивидуально­го роста и развития любого живого существа, в том числе и человека. Однако было бы ошибкой судить о зрелости человека только по степе­ни полового развития. Не менее важным признаком является готов­ность индивида к осуществлению социальных функций, трудовой и творческой деятельности, и в этом социально-общественный смысл его развития. Половое созревание наступает к 13-15 годам.

Трудовая зрелость наступает гораздо позднее, обычно к оконча­нию обучения в школе или ПУ, т.е. в 17-18 лет. Она приходит только с приближением к завершению физического развития и приобретением опыта общественно-социальной активности.

В настоящее время наблюдается расхождение во времени наступле­ния половой и трудовой зрелости. Если половая зрелость в современ­ных условиях наблюдается несколько раньше, то трудовая зрелость в условиях современного производства, требующего достаточно высо­кого уровня подготовки, наоборот, позднее. Поэтому хронологичес­кой границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год. Именно, к этому возрасту завершается не только процесс полного созревания и роста, но и накапливаются необходимые знания, формируются нравственные устои, т.е. созда­ются возможности для выполнения человеком и биологических, и социальных функций.

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелос­ти) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами, главные из которых:

Неравномерность темпа роста и развития,

Неодновременность роста и развития отдельных органов и сис­тем (гетерохронность),

Обусловленность роста и развития полом (половой димор­физм),

Генетическая обусловленность роста и развития,

Обусловленность роста и развития факторами среды обитания детей,

Исторические тенденции развития (акселерация, децелерация).

Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и раз­вития протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Это наиболее наглядно отражают показатели суточного расхода энергии. У ребенка 1-3 мес. суточный расход энергии на 1 кг массы тела в день составляет 110-120 ккал, у годовалого - 90-100 ккал. В последующие периоды жизни ребенка снижение относительного суточного расхода энергии продолжается.

О неравномерности роста и развития свидетельствуют изменения длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела ново­рожденного увеличивается на 47 %, за второй - на 13 %, за третий - на 9 %. В возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %, а в возрасте 8-10 лет - лишь на 3 %.

В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16-17 лет наблюдается снижение темпов его прироста, а в 18-20 лет увеличение длины тела практически прекращается.

Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также раз­витие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созре­вания является общей закономерностью. Однако в этот период про­являются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зре­лости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биоло­гический.

Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.

Дети с замедленным темпом биологического развития могут составлять 10-20 %. Таких детей чаще всего выявляют перед поступлением в школу или во время обучения.

Отставание биологического возраста у детей проявляется сниже­нием большинства показателей физического развития по сравнению со средневозрастными и сочетается с более частыми отклонениями в опорно-двигательном аппарате, нервной и сердечно-сосудистой сис­темах.

Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и неблагоприятный тип изменения работоспособности. В ходе учебно­го процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее выраженные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более).

Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологичес­ким. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащих­ся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический воз­раст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональ­ные отклонения. Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выявляется среди подростков.

Таким образом, индивидуальные отклонения темпов роста и раз­вития ребенка от средневозрастных обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому, что как в случае опереже­ния, так и особенно отставания требуют внимания со стороны врачей и родителей.

Критерии биологического возраста: уровень окостенения скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструаций, а также морфологические показате­ли физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

С возрастом степень информативности показателей биологичес­кого возраста меняется. От 6 до 12 лет основными показателями раз­вития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина тела. Между 11 и 15 годами наиболее информативны показатели годо­вой прибавки длины тела, а также степень выраженности вторичных половых признаков и возраст наступления менструаций у девочек. В 15 лет и позднее очень важным показателем развития становится появление вторичных половых признаков, а показатели длины тела и развития зубов утрачивают информативность.

Уровень окостенения скелета определяется с помощью рентгеног­рафических исследований только при наличии особых медицинских показаний - при резко выраженных нарушениях развития.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность).

Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому воз­расту свойственны определенные морфофункциональные особенности.

Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако рост и развитие его отдельных органов и систем происходят неодновре­менно (гетерохронно). Избирательное и ускоренное созревание обес­печивается за счет тех структурных образований и функций, которые обусловливают выживаемость организма.

В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование функциональных систем организма. Через нервную систему осуществляется связь организма с внешней средой: образуются механизмы адаптации к постоянно меняющимся условиям, создаются оптимальные условия для приема информации и произведения интегративных действий. В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10-12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детород­ной функции.

Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе роста меняются пропорции тела (рис. 2.1.), и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого и короткотуловищного.

Таким образом, интенсивное развитие и окончательное форми­рование отдельных органов и систем происходят не параллельно. Существует определенная очередность роста и развития тех или иных структурных образований и функций. При этом в период интен­сивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее

Рис. 2.1. Изменение пропорций тела в зависимости от возраста

повышенная чувствительность к действию специфических факторов. В период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувс­твительность организма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций - к речевому общению; в период развития моторики - к двигательной активности.

Способность организма ребенка к конкретным видам деятельнос­ти, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяются уровнем созревания соответствующих функциональ­ных систем. Так, ассоциативные отделы коры головного мозга, обес­печивающие его интегральную функцию и готовность к обучению в школе, созревают постепенно в ходе индивидуального развития ребенка к 6-7 годам. В связи с этим форсированное обучение детей в раннем возрасте может отразиться на их последующем развитии.

Детский организм постоянно находится в процессе роста. Он не может быть полностью идентичен организму взрослого человека и развивается в соответствии с конкретными, установленными закономерностями. На разных этапах развития, т.е. в разные временные промежутки жизни ребенка, можно выделить те или иные особенности, характерные именно для этого периода.

От возрастных характеристик организма зависят и способность к сопротивляемости различным заболеваниям, которые в разном возрасте протекают по-разному, и скорость дальнейшего роста и общее развитие детей дошкольного возраста.

Кроме того, для каждого периода выделяют риски развития тех или иных патологий. Но вовсе не значит, что ребенок на каждом этапе своего развития будет чем-то болеть.

Если он здоров, регулярно осматривается педиатром и врачами-специалистами, участвует в профилактических мероприятиях, за ним наблюдают родители, ему обеспечены нормальные, благоприятные условия детского развития, этого, как правило, достаточно для того, чтобы он рос здоровым.

Детское здоровье

Детское здоровье зависит от многих сопутствующих факторов: физического, умственного, функционального развития, силы иммунитета, созданных для дальнейшего развития предпосылок.

К дошкольному возрасту относят детей 3-7 лет жизни. Дети именно этого периода посещают детские дошкольные учреждения.

В этот период наблюдается еще большее снижение темпов роста, а также рост и развитие всех органов и систем. Ребенок прибавляет около 2-3 кг в весе и 6-8 см в росте в течение каждого года. При этом уходят жировые отложения (в том числе и в области лица), из-за чего меняется его внешность. Остановимся более подробно на особенностях, свойственных детскому организму в возрасте 3-7 лет.

Продолжается развитие нервной системы. С 4 лет ребенок, как правило, уже хорошо говорит, строя предложения; его речь понятна не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям. Улучшается память, благодаря чему ребенок может запоминать стихи, пересказывать прочитанные ему сказки. Улучшается двигательная и мелкая моторика: ребенок осваивает новые двигательные навыки, например умеет кататься на двухколесном велосипеде, коньках, может танцевать, рисовать, лепить, работать с конструктором, вышивать и др.

Наблюдается тенденция к развитию костной ткани, дети прибавляют в росте, у них меняются пропорции тела, растет череп.

В костной системе все еще преобладает хрящевая ткань, пластичные элементы, вследствие чего кости более мягкие, гибкие и не такие хрупкие, как у взрослых. Однако они гораздо больше подвергаются искривлениям и деформациям, так как легче гнутся. Содержание в костях детей минеральных веществ минимально, преобладают органические вещества и вода. Постепенно содержание минеральных веществ в костях растет. Поверхность кости у ребенка этого возраста сравнительно ровная. Снабжение кровью костных тканей обильное, хорошо развиты метафизарные, эпифизарные артерии. Переломы у детей чаще поднадкостничные, так как надкостница достаточно утолщена.

Рост толщины кости происходит за счет надкостницы, поперечный рост осуществляется за счет развития костномозговой ткани. Еще одна особенность костной ткани ребенка этого возраста - высокая степень регенерации.

Рост детских костей обусловливается в основном хорошим кровоснабжением, которое является таковым благодаря достаточно развитым диафизарным, метафизарным и эпифизарным артериям и обильной васкуляризации.

Для характеристики костной системы ребенка врач осматривает его тело сверху вниз поочередно в фас, профиль, со спины. Принимаются во внимание визуальная симметричность и форма, длина частей тела, осанка, походка. Таким образом, врач может сделать выводы о наличии поражений опорно-двигательного аппарата, симметричности лопаток, плеч, бедер, отставании лопаток, искривлении позвоночника (который у детей дошкольного возраста особенно подвижен, следовательно, требует особого внимания), нарушении походки и т. д. По результатам осмотра ребенок может быть признан здоровым, здоровым с незначительными отклонениями или же с наличием значительных отклонений. В последнем случае ребенку необходимо пройти рентгенографический осмотр и последующую консультацию у ортопеда.

В возрасте 3-7 лет продолжается процесс переустройства фиброзной мембраны суставной капсулы. Из-за того что коллагеновая ткань недостаточно развита, суставы более подвижны, чем у взрослого человека, возрастает их амплитуда. Связки становятся более прочными.

С 5 лет начинается замена молочных зубов на постоянные.

Продолжает формироваться мышечная масса, причем крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие. От развития мышц зависит и формирование осанки.

Как происходит развитие детей дошкольного возраста?

Чем старше становится ребенок, тем более быстро развивается мышечное волокно, в связи с чем, в свою очередь, увеличиваются интенсивность и скорость роста мышечной системы в целом. Чтобы развитие мышечной системы происходило правильно, в жизни детей должны присутствовать соразмерные их возрасту и здоровью физические нагрузки. Так, особенностью детей этого возраста является более быстрое развитие крупных мышц, значит, мелкие мышцы требуют дополнительной нагрузки.

Изучение свойств мышечной системы производится визуально и с помощью динамометрии. Это измерение силы групп мышц специальными медицинскими приборами - динамометрами. Существуют кистевые динамометры для измерения силы мышц пальцев, становые динамометры, предназначенные для исследования силы мышц при выпрямлении туловища. Также с помощью специальных приборов проверяют механическую и электрическую возбудимость мышечной системы.

К 3-4 годам скорость роста ребенка по сравнению с. более ранними периодами заметно замедляется. Масса тела детей в возрасте 3-6 лет уже не является четким показателем здоровья и правильного развития организма, как в более раннем возрасте, особенно на первом году жизни. В то же время рост таковым показателем считаться может, так как он является величиной более постоянной. Рост изменяется только в одностороннем порядке, в сторону увеличения.

Измерение массы тела ребенка производится в утреннее время, строго натощак специальными медицинскими весами. Правильная пропорциональность веса и возраста определяется для детей 3-5 лет по формуле:

где В - возраст ребенка в годах.

Для детей 5-7 лет эта формула выглядит так:

Или же вес ребенка до десяти лет можно определить по следующее формуле:

где: М - масса ребенка в 1 год;

В - возраст ребенка в настоящее время.

Измерение роста детей производится ростомером в вертикальном положении. При этом тело ребенка должно быть выпрямленным, затылок - слегка касаться поверхности измерительного прибора. Стопы должны быть плотно сдвинуты, ноги оставаться прямыми, руки опущены вдоль туловища. Только такое положение ребенка позволит измерить его точный рост.

Рост является показателем правильного или неправильного развития. Если рост ребенка имеет значительное отклонение от нормальных показателей, следовательно, нарушено его развитие. Рост увеличивается главным образом из-за увеличения длины ног, так как разные части детского скелета растут с различными темпами.

Какие факторы могут влиять на скорость роста детского организма?

Здесь прослеживается и прямая зависимость от правильного питания, т.е. важен процесс получения детским организмом всех необходимых ему веществ из пищи. В рационе дошкольника должны обязательно присутствовать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Кроме того, рост ребенка может зависеть и от наследственности, и от количества инсулина, гормона щитовидной железы, и других видов гормонов.

Растут дети преимущественно во время сна, причем быстрее - во время утреннего. Если сравнить тенденции роста в каждый сезон года, то обнаружится, что весной и летом дети растут быстрее, нежели в другое время. Следует принять во внимание, что мальчики и девочки растут по-разному и нормальные показатели роста и веса у них отличаются.

Обычно дети до 2,5-3 лет подвергаются контролю веса и роста достаточно часто. После 3 лет необходимость в этом снижается. Достаточно контролировать рост и вес 1 раз в 6 месяцев.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования .

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным факторам относятся такие как:

  • 1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.
  • 2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась - в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, - осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов .

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно - гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:

  • - нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • - недостаточная двигательная активность;
  • - нарушение организации питания;
  • - отсутствие у школьников гигиенических навыков;
  • - неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
  • - неблагоприятные экологические факторы;

Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.

Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, с тех пор как в практику медицинского обследования детей были введены антропометри­ческие измерения, ученые всех стран стали замечать, что от деся­тилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое со­зревание наступает у них в более раннем возрасте. Ускорение тем­па роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерации (от лат. acceleration - ускорение).

Суть этого явления заключается в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколь­ко раньше, чем у предыдущего. Тенденция ускорения развития у детей проявляется с самого раннего возраста. Ускорение тем­пов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного раз­вития. Длина тела новорожденных за последние 30 - 40 лет уве­личилась на 1 см, несколько повысился их вес. Показатель нор­мального развития грудных детей - удвоение веса ребенка, которое ранее наступало к 5 -6 месяцу, в настоящее время на­блюдается на месяц раньше. В среднем на год раньше молочные зубы у детей сменяются постоянными. Чем старше становятся дети, тем больше они отличаются по размерам тела от своих ровесников, живших 50- 100 лет назад. В возрасте 12- 16 лет эти различия достигают максимума. Особенно разительные измене­ния в физическом развитии произошли в группе детей подрост­кового возраста. За 80 лет 15-летние школьники стали выше на 20 см и прибавили в весе 16 кг. На 1 - 2 года раньше завершают­ся и процессы окостенения у подростков, вследствие чего при­рост тела в длину прекращается в более раннем возрасте (у деву- шек в 16-17 лет, у юношей в 18-19 лет, против 18 -20 и более лет прежде).

Наблюдения показывают, что 8-летний ребенок в наши дни по уровню своего развития соответствует 9-летнему, а 15-летний подросток - 17-летнему юноше, жившему в начале двадцатого столетия.

Необходимо отметить, что за последнее столетие в развитии человека, помимо ускорения развития, произошли и другие из­менения - увеличилась продолжительность жизни в целом и дли­тельность репродуктивного периода, увеличились окончательные размеры тела, изменилась структура заболеваемости и др. Все эти изменения получили название секулярного тренда { seculars trend - вековая тенденция), который включает в себя и акселерацию ро­ста и развития подрастающего поколения.

Имеющиеся данные по физическому развитию детей, живу­щих в различных районах нашей страны, свидетельствуют, что процесс акселерации у детей всех национальностей протекает примерно одинаково. Не отличается он заметно и в разных стра­нах мира. В США и странах Европы длина тела детей 13-15 лет увеличивается в среднем на 2,5 см за десятилетие.

Существует большое число гипотез, пытающихся объяснить этот процесс с позиции улучшения качества питания, усиленной ви­таминизации, влияния электромагнитных колебаний, космиче­ского излучения и др. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием улуч­шения условий жизни, выдвигает в качестве причины акселера­ции генетические изменения, возникающие вследствие смеше­ния различных расовых групп населения. Смешение рас наблюда­ется во всех странах, темпы же акселерации в различных странах в силу разных социальных и экологических условий отличаются.

В последнее время и отечественные, и зарубежные специалис­ты сходятся во мнении, что темп акселерации повсеместно за­медляется.

Обзор данных литературы свидетельствует о том, что наивысший пик акселерации в нашей стране отмечался в середине 70-х гг. про­шлого столетия, затем (в 80-е гг.) наметилась отчетливая тенден­ция к стабилизации процесса ускорения роста и развития (стагна­ция) и постепенная смена его в отдельных регионах РФ и крупных промышленных городах децелерацией. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН подтвердили, что в начале 90-х гг. XX в. завершились процессы акселерации у москов­ских школьников, а по некоторым признакам они даже начали отставать от своих ровесников тридцатилетней давности.

Физическое развитие современных детей характеризуется следу­ющими особенностями: грациализацией телосложения (уменьше­нием всех широтных и обхватных размеров тела); дефицитом мае-сы тела (за 20 лет частота определения возросла в 2 раза среди мальчиков и в 2,5 раза - среди девочек); снижением показате­лей роста (число низкорослых детей за 20 лет увеличилось почти в 3 раза); отставанием биологического возраста от календарного (главным образом у девочек-подростков).

Отмеченное замедление ростовых процессов, уменьшение раз­меров тела, замедление физиологического созревания детей мо­гут рассматриваться как ответная реакция детского организма на ухудшение жизненных условий и экологическое неблагополучие.