Социальная адаптация ребенка 2 лет. Всегда так было
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у учащихся всегда проходит по разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. От того, как протекает процесс социальной адаптации, во многом зависит успеваемость первоклассника на начальном этапе обучения.
Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов 20 века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково и поэтому он имеет множество определений. В общем определении социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса..
Первоначальный этап пребывания в школе - это период активной социальной адаптации ребенка к новым условиям, но формирование социальной направленности школьника происходит далеко не сразу. Для того, чтобы ребенок начал осознавать то, что он обязан учиться и в процессе обучения изменять себя, усваивая социальные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, ребенку необходимо перейти на новый уровень отношений как в школе, так и в семье. Данный период для детей 6-7 лет является проблемным, т.к. родители ребенка начинают предъявлять к нему более строгие требования по сравнению с дошкольным периодом, а отношения со сверстниками могут вызвать проблемы так как у ребенка еще нет друзей и поэтому не все дети легко проходят период адаптации к обучению. Социальная адаптация – это длительный процесс, протекающий под влиянием школьного коллектива и семьи ребенка, процесс многогранный и сложный во всех своих проявлениях. Важнейшими компонентами социальной адаптации детей к школьному обучению является взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Поступив в школу ребенок подвергается огромному социальному воздействию. В ходе социальной адаптации школьника не только среда воздействует на ребенка, но и он сам меняет свое отношение к школе. В рамках социальной адаптации могут быть выделены адаптация ребенка в школе и адаптация во взаимоотношениях с родителями.
Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше времени проводят со сверстниками. На первых неделях обучения в школе среди детей 6-7 лет начинает вырисовываться классный коллектив, который следует сплачивать через общую деятельность и устремлять, как говорил В.А. Сухомлинский Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива).- Москва, « Молодая гвардия», 1975. С. 67, в будущее с помощью общих интересов и видов деятельности. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Школьный коллектив имеет огромное значение для социальной адаптации первоклассника. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется более высокий тип социальной направленности личности. В младшем школьном возрасте благодаря коллективу ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников, что способствует социализации ребенка.
Школьный
коллектив способствует также и развитию
товарищеских отношений между детьми.
Взаимоотношения на данном этапе
завязываются, преимущественно, на основе
внешних обстоятельств: дружат между
собой те, кто сидит на одной парте или
живут на одной улице. Иногда более
близкие отношения завязываются во время
совместных учебных занятий или в процессе
коллективной игры. Но следует учесть
то, что как только заканчивается игра
или совместная работа, распадаются и
те отношения, которые завязываются на
их основе. Однако постепенно товарищеские
отношения становятся более стойкими,
возникают определенные требования к
личным качествам товарища. В общении
со сверстниками в процессе учебной,
игровой и других видов деятельности у
детей постепенно складываются первые
привязанности, происходит в некоторой
степени смена субъективной позиции на
объективную (Д.Б. Эльконин Эльконин Д.Б.
Психическое развитие в детских возрастах:
Избр. псих. труды в 7- томах/ Под ред. Д.И.
Фельдштейна.-2-е изд.-М.: Ин-т практ.
психологии, Воронеж, МОДЭК, 1997.), т.е.
осознание необходимости быть сдержанным,
уступчивым, уметь помогать и т.д. В
процессе совместной деятельности
первоклассники избирают друг друга в
качестве своих товарищей, устанавливают
дружеские отношения друг с другом, что
способствует успешной социальной
адаптации. Дети, которые активно включены
в адаптационный процесс обычно хорошо
адаптируются, чувствуют себя среди
сверстников комфортно и, как правило,
способны к сотрудничеству. . }