У ребенка 1 3 месяца. Контролируем процесс развития

Первый год жизни остался позади, теперь наступил самый интересный период развития малыша. На втором году жизни карапуз стал более активным и любознательным, старается подражать родителям, выполняя «взрослые» дела. Но какие же особенности развития ребенка в 1 год 3 мес.? Попробуем подробно разобраться во всем.

Из этой статьи вы узнаете

Физическая активность

Во время второго года жизни темп роста ребенка существенно замедлился, это является нормой.

В среднем карапуз в возрасте 1 года 3 мес. весит 10,5 кг. Нормой считается все ребенка чуть больше или меньше усредненного значения, что объясняется множеством факторов.

Скорость роста карапуза также немного снижается, по сравнению с первым годом его жизни.

До 4 летнего возраста рост ребенка увеличивается равномерно, примерно на 8 см в год. Окружность головки карапуза до 5 лет растет на 1 см каждый год.

Обхват грудной клетки каждый год увеличивается примерно на 1,5 см, такая тенденция наблюдается до 10 лет.

С 1 и до 1 года 2 мес. у ребенка появляются первые коренные зубки. Сперва начинают прорезываться нижние моляры, а потом уже наступает очередь верхних.

Зачастую годовалые карапузы спят днем только один раз.

Изменения на нервно-психическом уровне

В возрасте 1 года 3 мес. ребенок становится достаточно импульсивным, он любознателен и эмоционален.

Двигательная активность

Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.

В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.

Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.

Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.

Познание окружающего мира

Развитие ребенка на познавательном уровне уже заметно, ребенок понимает, что такое совместная игра. Карапуз в год и три месяца проявляет интерес к деткам, а именно к сверстникам.

Малыши не только с интересом разглядывают забавные картинки в книжке, но и внимательно слушают небольшие стишки и рассказы. Таким образом, ребенок общается с родителями, ему доставляет удовольствие самостоятельно переворачивать странички.

Исследовательская деятельность карапуза в 1 год 3 мес. набирает темпы, наступает понимание причинно-следственных связей. К примеру, если соорудить достаточно высокую пирамидку из кубиков, она может упасть.

Психическое развитие ребенка в год и три месяца позволяет усваивать некоторые правила поведения, вырабатывать определенные навыки.

Например, показывая карапузу ежедневно как нужно убирать за собой игрушки, можно выработать привить навык убирать после себя. Это касается также простых ежедневных гигиенических процедур, а также процесса одевания, раздевания.

В один год и три месяца карапуз без труда различает простые формы предметов: квадрат, а также круг. Поэтому, по просьбе взрослого малыш быстро принесет мячик или кубик. Постепенно наступает понимание разделения предметов как по величине, так и по цветовой гамме.

Карапуз в год и три месяца с легкостью выполняет задачу нанизывания колец на стержень пирамиды, выстраивает башенку из кубиков.

Можно заметить, что малыш уже играет с игрушками: катает машину, усаживает, а потом кормит куколку.

Каждый ребенок начиная с 13 месяца жизни старается быть похожим на взрослых: «читает книжку или газету, «разговаривает по мобильному телефону», «готовит ужин».

Как развивается речь

Развитие речи проходит быстрыми темпами, ребенок пытается отчетливо повторять слова за взрослыми, а именно:

  • Словарный запас существенно увеличивается. Ребенок с удовольствием учит новые для него слова, а также звуки, постоянно повторяя их на протяжении дня.
  • Появляется понимание значения многих слов, знает, как называются игрушки и предметы, по просьбе указывает пальцем на озвученные взрослым части тела, предметы одежды, а также продукты питания.
  • Карапуз уже может выполнять некоторые простые поручения родителей (принести определенный предмет, «поиграть в ладушки»).
  • Большой интерес ребенка вызывает прослушивание сказок, стишков, песен.
  • Малыш уже может произнести до двух десятков простых слов как по самостоятельной инициативе, так и по просьбе родителей.

Изменения на эмоциональном уровне

Развитие карапуза в 1 год 3 мес. на эмоциональном уровне становится заметно с каждым днем, что проявляется:

  • Эмоциональной уравновешенностью на протяжении всего дня.
  • Необходимостью поддержки взрослого в трудных ситуациях.
  • Проявлением эмоций во время совместной игры.
  • Подражанием чувствам окружающих людей и детей.
  • Эмоциональным различием знакомого и увиденного впервые человека.
  • Переключением внимания с одного действия на другое, благодаря этому удается легко отвлечь ребенка.
  • Познанием окружающих предметов через органы чувств, что проявляется эмоциями (к примеру, малыш понимает что при падении он может сильно ударится).
  • Проявлением удивления к новым предметам, появлением испуга при неожиданных действиях.
  • Эмоциональным выражением радости и удовольствия по отношению собственных достижений или неудач.
  • Четким владением мимикой и жестами.

Особенности ухода

Уход за карапузом старше 12 мес. не очень отличается, от того как ухаживают за годовалым ребенком. Стоит отметить, что в 1 год 3 мес. малыш не так часто опорожняет мочевой пузырь, а также кишечник, как раньше. Поэтому частота подмываний существенно снижается.

Ежедневно проводятся гигиенические процедуры, отводится время для дневных прогулок и купаний. В этом возрасте есть необходимость проведения закаливающих процедур, а также гимнастики.

Питание

Начиная с 12 месяца жизни, происходит постепенный переход от грудного или искусственного вскармливания малыша питанию.

Для карапузов до 1,6 мес. необходим пятиразовый режим приема пищи. Стоит придерживаться временных промежутков между каждым приемом еды. Последнее кормление ребенка должно происходить не ранее, чем за 2 ч до ночного сна.

Активное развитие карапуза на всех уровнях требует больших затрат энергии. Поэтому суточной объем предлагаемой карапузу пищи должен составлять около 1,2 л.

Первый и последний прием еды должен быть равными по объему, более питательным является обед, полдник составляет 15% от суточного объема пищи. При этом суточная энергетическая ценность пищи составляет 1500 Ккал.

Стоит учитывать, что на протяжении этого времени активно развиваются костные ткани, зубы, поэтому молочные продукты в меню ребенка просто незаменимы. Суточный объем молока, а также искусственной смеси составляет примерно 600 мл.

Консистенция блюд для детей в 1 год и три месяца преимущественно пюреобразная. Переход на более плотную пищу должен проходит постепенно. При появлении жевательных зубов можно предложить карапузу кусочки сезонных фруктов, овощей.

Каждый ребенок, пребывающий в возрасте 1 года 3 мес. особенный, его развитие сугубо индивидуально, но каждому карапузу необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он развивался гармонично.

Прежде чем устанавливать режим дня для своего малыша, стоит помнить о том, что каждый ребенок индивидуален. Даже если ребенок развивается по своему возрасту, у него могут быть какие-либо особенности: некоторым деткам нужно больше спать, а каким-то, наоборот, больше бодрствовать; кому-то в 1 год достаточно одного дневного сна, а кто-то до полутора лет спит два раза. Поэтому в первую очередь при составлении примерного режима дня смотрите на поведение ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в составленном вами графике. Все же есть примерный режим дня ребенка в 1 год 3 месяца.

Дети в возрасте примерно от года уже хотят самостоятельно, к 1 году и 3 месяцам ребенок уже умело приседает, наклоняется. Может сам кушать ложкой, называть простые слова типа «мама», «папа». Реагирует на просьбы взрослого принести какой-либо знакомый предмет. Режим дня является достаточно специфическим и индивидуальным. Правильное развитие ребенка напрямую зависит от правильно составленного режима дня.

Сон

Педиатры советуют детей в возрасте от 1 года и до 1,6 месяца укладывать ребенка спать днем два или три раза. Первый утренний сон должен длиться 2 часа, обеденный сон тоже 2 часа. Перед сном следует прекратить активные игры. Будет хорошо, если вы приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, умывание, сказка перед сном или колыбельная. Укладывать ребенка нужно в одно и то же время, он привыкает к определенным часам, и потом без проблем будет засыпать по расписанию. Пока ребенок не привык, будить тоже необходимо вовремя, а потом, когда малыш засыпает сам по расписанию, не придется его будить, он сам знает, когда ему проснуться.

В теплую и хорошую погоду стоит совмещать сон и прогулки на воздухе, это будет очень полезно для ребенка. Если нет возможности выйти на улицу, укладывать спать нужно хотя бы с раскрытой форточкой.

Бодрствование

Бодрствовать ребеночек в 1 год 3 месяца должен около 4-4,5 часов, иначе он может перетрудиться. Бодрствование заключается в активных играх, прогулках на воздухе, банных процедур. Детки в возрасте от года до полутора лет любят смотреть книжки с яркими понятными картинками, рисовать, складывать пирамиды из кубиков, перекладывать какие-нибудь вещи из одной емкости в другую, кстати, это способствует развитию мелкой моторики. В возрасте 1 года и 3 месяцев малыши любят помогать родителям по дому (пытаются помыть полы, протереть пыль, подмести). Ни в коем случае не нужно мешать ребенку, пусть помогает вам. Пусть потом вам придется еще раз убираться, малыш должен знать, что он вам нужен, что он может помочь. Иначе в будущем он может категорически не воспринимать просьбы о помощи, так как привыкнет к тому, что делать ничего не нужно.

Питание

Кормить ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев нужно четыре раза в день: завтраком, обедом, полдником и ужином. В этом возрасте ребенок может кушать все: овощи, фрукты, супы, мясо, то есть все, кроме продуктов, вызывающих аллергию и сладостей. Рацион следует разнообразить, каждый день должно быть включено мясо или рыба обязательно. Во время перекусов можно давать фрукты и овощи, это обеспечит организм ребенка необходимыми витаминами.

Между едой перерыв должен быть часа 3-4. Не нужно запихивать еду в ребенка насильно, этот факт только испортит ему настроение, и он откажется от пищи. Сохраните нервы и себе, и малышу. А режим дня должен быть устроен таким образом, чтобы ребенок после сна кушал, бодрствовал и спал, а уже после сна снова кушал. Такой режим дня обеспечит оптимальный комфорт ребенку: после сна он с аппетитом поест, после чего сможет спокойно играть.

В возрасте 1 года ребенка нужно приучать кушать ложкой самостоятельно, пусть он будет делать это неумело, весь измажется в каше, но он станет понимать и учиться. Сначала он научится есть каши и твердую пищу, а потом уже и супчики. Взрослым важно помогать кушать ему второй ложечкой, но из его рук ложку не стоит забирать, пусть привыкает и учится. В режим дня ребенка обязательно должны входить прогулки на свежем воздухе, желательно 2 раза: после обеда и после полдника. На улице ребенок может пообщаться с другими детьми, поиграть в песке, что способствует развитию. Он лучше и быстрее будет воспринимать и изучать мир вокруг. К тому же ребенку необходимо получать витамин Д, который он получит, гуляя на солнышке (обязательно одевайте головной убор, иначе может случится солнечный удар).

В 1 год 3 месяца ребенку можно проводить гигиенические купания 2-3 раза в неделю. Но просто посидеть в ванне, поиграть с игрушками нужно каждый день, за полчаса-час до сна. Оптимальная температура воды для купания составляет 33-36 градусов. В 1 год 3 месяца можно уже начинать закаливания, плавно снижая температуру на 1 градус раз в 5 дней. Это очень повысит иммунитет ребенку.

Необходимо надевать одежду на ребенка по размеру, чтобы она была не мала, иначе будет давить, из-за чего малыш может капризничать и вредничать. Внимательно относитесь к выбору как одежды, так и обуви. В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок учится правильно ходить, а обувь должна фиксировать ножку ребенка, чтобы у него не развивалось плоскостопие и косолапость. Это очень важно исправить именно в возрасте до 3 лет, пока суставы ребенка подвижны.

В этом возрасте в режим дня нужно включить гигиенические процедуры: мыть руки перед едой, кушать ложечкой, вытирать после еды рот и руки, садится на горшок. Но к последнему приучать ребенка желательно в летнее время года. Доктор Комаровский советует начинать приобщать малышей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев, когда у детей есть осознание их нужд и потребностей. Поэтому если ребенок в 1 год 3 месяца еще не ходит на горшок, не паникуйте, всему свое время. У всех свой режим дня, свое время развития и свои способности. Ребенок должен учиться самостоятельности и организованности, тогда у вас не возникнет никаких проблем, когда он пойдет в садик.

В этой статье:

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они
бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения - это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам. Главное на этом этапе - научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте - это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

  • вкладыши в рамку;
  • в пирамидку;
  • друг в друга.

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест - что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты
указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать - отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего,
принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу - принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у
Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях,
дополняя его жестами и похожими на мычание звуками - это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.
Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Время дня 1 день 2-й день 3-й день
Завтрак Гречка на молоке, тост с маслом, чай с лимоном Салат из вареной свеклы с яблоком, омлет на пару, какао, тост с маслом Молочная каша с тыквой, чай, хлеб с маслом
Обед Овощной суп с рисом, рыбные биточки, картофельное пюре, компот, хлеб Молочный суп с морковкой и картофелем, паровые котлеты, овощи на пару Куриный бульон с яичным желтком, ленивые голубцы, кисель, хлеб
Полдник Кефир и печенье Фруктовое пюре, йогурт Блинчики с повидлом и кефир
Ужин Картофельные зразы, творог с зеленью, теплое молоко Рисово-морковное суфле, тертое яблоко с запеченной тыквой, молоко Гречневый пудинг с творогом, фруктовое пюре, чай с молоком

Дополнительно перед сном можно прикладывать ребенка к груди, если он все еще не готов к отлучению.

Позади празднования первого дня рождения, впереди увлекательные, полные новых открытий, дни. Малыш продолжает активно развиваться. Заканчивается период младенчества и малыш вступает в детство. Главными помощниками в этом ему будут три основных умения, которые у него уже есть: ходить, говорить и думать. Время от одного до двух лет - это возраст бесконечных открытий и экспериментов.

Период, охватывающий развитие детей после года (до трех лет), психологи назвали ранним детством. Несмотря на то, что малыш растет дальше, скорость этого процесса снижается. Так, например, за второй год жизни ребенок может вырасти на десять сантиметров, а за третий - всего на восемь. Данный временной отрезок разделяется на три под этапа.


  • От года до полутора лет.

  • Период от полутора до двух лет.

  • Период от двух до трех лет.

Ваша родительская задача - знать особенности развития на каждом этапе и как результат - использование наиболее подходящей вашему ребенку воспитательную тактику.

Что новенького

Примерно в год малыши начинают ходить. Теперь они становятся более самостоятельными, это позволяет им исследовать окружающее пространство. Все предметы, которые имеются вокруг, ребенку необходимо потрогать, рассмотреть. Родители должны помочь ему в освоении пространства, держа этот процесс под своим бдительным контролем. Так, например, если малыш хочет залезть в шкаф - не запрещайте, а лезьте туда вместе с ним. А вот если у него возникло желание играть с зажигалкой, гораздо лучше будет, чтоб она вообще не попадалась ему на глаза. Развитие детей после года предусматривает и изучение «премудростей» ходьбы. Не стоит паниковать и переживать, если малыш часто падает: его кости настолько гибки и легки, что переломы им практически не грозят. Даже во время падений совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Некоторые психологи уверены, что чем больше малыш падает, тем быстрее он освоит науку ходьбы, тем динамичнее будет происходить развитие детей после года. Постепенно приходит понимание, что дверью можно прищемить пальцы, а об угол шкафа очень больно удариться.

Развитие детей после года приводит к появлению все новых и новых слов. Кроха еще не может произнести фразу, но родители уже понимают, что он хочет сказать.

В этот период стоит поговорить о кризисе первого года. Возрастные кризисы у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12–14 лет - основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый переходным возрастом, наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его скорее всего не получится ни детям, ни их родителям.

После девяти и до восемнадцати месяцев родители могут столкнуться с изменившимся поведением ребенка.

Еще недавно веселый и ласковый малыш начинает закатывать истерики по малейшему поводу: именно так проявляется кризис 1 года. Не все понимают, что происходит с крохой. Многие опасаются, что у него скверный характер или он слишком избалован. На самом деле это лишь этап развития маленького человека.

Такая резкая смена поведения человечка называется так - кризис 1 года у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от лежачего грудничка до прямоходящего человечка, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону.

Причины кризиса одного года
Еще недавно кроха довольствовался тем, что предлагала ему мама. Но теперь его способности растут и он понимает, что сам может достичь желаемого, например добраться в нужное место. Или очень настойчиво попросить. Неудивительно, что часто кризис первого года проявляется у детей после того, как они научатся ходить. Они осознают свои возможности. В этот же период ребенок начинает отделять себя от мамы, с которой долгое время был фактически единым целым физически, а потом психически. Но границы его «Я» для него еще расплывчаты. Основная причина кризиса: отчаянное желание независимости у детей и при этом невозможность обойтись без помощи взрослых. Да и с собой непросто справиться: не все получается, как хочется. Например, не выходит дотянуться до игрушки или не получается удержаться на ножках. Вот и проявляются эмоции через плач и истерики. Кроме того, малыш испытывает социальные рамки и границы дозволенного. А растущие зубки причиняют дискомфорт и усугубляют плохое настроение.

Как пережить кризисный период
Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек - к 1,5 годам, у мальчиков - к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.

Как выглядит ребенок в 1 год 3 месяца


Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Самостоятельно ходит, но может и падать. Если ребенок боится ходить сам, помогайте ему. Лучше дать малышу возможность подержаться за ваши указательные пальцы, а не просто держать его за руки. К 1 году 3 месяцам способен пройти не менее 20 шагов, не присаживаясь. Большая часть детей в этом возрасте встают на ноги самостоятельно, не держась за окружающие предметы.

Малыш легко меняет положение тела - поворачивается, пятится. Может идти и нести в руках мяч, большинство детей начинают делать это в 13 месяцев. Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. В целях его безопасности еще более строго, чем раньше, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. С другой стороны, если вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: «Не трогай, не бери, не ходи», - то и ребенок станет нервным, и ваша жизнь тоже не будет спокойной. Залезает, карабкается на диваны и низкие кресла. Половина детей в возрасте 15 месяцев может залезть на взрослый стул и слезть с него обратно на пол. Если дать карандаш, захватывает его всей кистью и может черкать им.

Еда ребенка в 1 год 3 месяца

Уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее, почти не проливая. Но поставить чашку на место пока не может, чаще отдает ее взрослому.

Пытается самостоятельно есть густую или наполовину густую пищу ложкой из тарелки, даже если его этому специально не учили. Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест. Может учиться пользоваться и вилкой, но взрослый должен контролировать этот процесс, чтобы ребенок не поранился.

Бытовые навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Снимает обувь, если она не застегнута и не завязана. По просьбе направляет руки под струю воды. После умывания можно учить ребенка вытирать руки поданным ему полотенцем.

Игра ребенка в 1 год 3 месяца

К 15 месяцам не тянет несъедобные предметы и пальцы в рот. Игровая деятельность становится более разнообразной, ведь научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать и тянуть что-либо. Рекомендуем купить тележку на веревочке или с ручкой, которую ребенок может постоянно загружать, разгружать и возить за собой. Вслед за показом взрослого может поставить один кубик на другой и таким образом построить домик-башню из двух кубиков. Сначала покажите, а затем дайте малышу возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в 15 месяцев жизни не берет кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет задание в точности.

Кроме того, покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте ему возможность выполнить это упражнение столько раз, сколько малыш захочет. Не следует на этом этапе требовать, чтобы он собирал пирамидку правильно. Главное в этом занятии - отработать навык надевания кольца на стержень. В 15 месяцев ребенок уверенно снимает 4–5 колец пирамидки и может надеть 1–2 кольца (некоторые дети и большее количество) без учета их размера. В 1–1,5 года детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные игры, особенно различного рода шнуровки. Чтобы сложные действия с такого рода игрушками доставляли ребенку удовольствие, необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, шнуровки не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после - прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет. Во-вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Шнурование - совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку. И в-третьих, если ребенок не проявил интереса к игрушке, значит, это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже - через месяц, через два.

То же самое относится к возрасту, в котором ребенок овладевает способностью различать геометрические фигуры и вставлять предметы друг в друга в зависимости от их формы и размера. Кроме того, эта способность связана с доступностью такого рода игрушек. Поэтому уже в начале второго года жизни необходимо купить один или несколько наборов игр-вкладышей. Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. В зависимости от того, куда именно вкладывается предмет, игры-вкладыши подразделяются на три основных вида: вкладыши в рамку, вкладыши один в другой и пирамидки. Вкладыши в рамку. Рамки с прорезями разных форм могут быть плоскостными, в виде доски-планшета, или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие. Если фигурка-вкладыш совпала с рамкой-силуэтом, то она прочно сядет в свое «гнездышко» или благополучно в него провалится.

Вкладыши один в другой. К этому виду вкладышей относится традиционная русская матрешка. В настоящее время помимо матрешки существует очень много других игрушек подобного типа. Количество предметов, которые вставляются один в другой, различно - от двух-трех до десяти и более. К 15 месяцам жизни 95% детей умеют вставить маленький стаканчик в больший по размеру.

Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают подвижность пальчиков, так называемую мелкую моторику, координацию движений рук. В некоторых конструкторах для маленьких детей также имеются фигуры, позволяющие тренировать вкладывание.

Естественно, сначала надо показать ребенку, как играть с этими игрушками. Возьмите доску-планшет с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте одну из фигур в руки малыша с предложением вложить ее в отверстие доски. Обратите внимание малыша, что если фигурка правильно попадает в свою нишу, то доска становится гладкой. Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой». Похвалите ребенка. В возрасте 15 месяцев жизни ребенок может справляться с заданием на вкладывание круга. Также можно продемонстрировать соотношение предметов ребенку: например, вытащив меньший куб из большего. Однако вначале ребенок пытается вкладывать предметы друг в друга, применяя в первую очередь силу.

Для игры-тренировки вкладывания с 1 года 3 месяцев так же рекомендуют использовать матрешку с одним вкладышем, то есть из всего набора матрешек используйте только одну большую и другую поменьше, остальные пока уберите. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для этого покажите большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: одна матрешка большая, другая маленькая. Спросите ребенка: «Где большая матрешка, а где маленькая?» Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив обе половинки. Можете совместить при этом рисунок, но обычно на протяжении второго года жизни ребенок еще не способен сам правильно совмещать рисунок на матрешке. Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

Периодически нужно ограничивать объем игрушек, находящихся перед ребенком, чтобы он мог сконцентрироваться на игре с этими фигурами. При выборе между случайными предметами и игрушками ребенок этого возраста для игры отдает предпочтение игрушке. Начинает подолгу играть сам, без присутствия взрослого. Самостоятельно, без просьбы взрослого, выполняет разученные действия с игрушками: кормит куклу, укладывает спать мишку, катает машинку и гудит при этом («би-би», «др-рр»). Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т.д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т.д.

Необходимо купить ребенку куклу размером не более 30–40 см. Ученые отмечают одинаковый интерес маленьких мальчиков и девочек к игре с куклой. Не следует опасаться того, что игра в куклы на втором году жизни как-то повлияет на будущую сексуальную ориентацию мальчика. Чем меньше ребенок, тем проще должна быть кукла. Первой покупается недорогая кукла из мягких материалов (ткани, резины, поролона и т.п.) без парика-волос и звуковых эффектов. Кукла должна быть на шарнирах, которые позволяют изменять положение конечностей, что дает возможность одевать и раздевать, сажать ее и т.п.

Если к возрасту одного года малыш уже освоил кормление мишки, укладывание спать куклы, то после года игровые действия с игрушкой постепенно из конкретных становятся более абстрактными, отвлеченными. Ребенок не только выполняет то единственное типовое действие с конкретной игрушкой, которому он был обучен, например кормить мишку с ложечки. Теперь на свое усмотрение, разумеется, после ваших предварительных показов, малыш может покормить и куклу, и вполне живую кошку. Но не станет кормить с ложечки телевизор, потому что знает: телевизоры с ложечки не едят.

В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых: «читает» и «разговаривает по телефону», как папа; «подметает и вытирает пол», как мама.

Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик-коробку или корзину). Если ваш малыш все-таки не хочет этого делать, поиграйте с ним так, как это описано в разделе «10 месяцев». Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас самих стремление к порядку, дисциплине? Трудно воспитывать те качества, которыми не обладаешь сам. Если вы сами очень неорганизованны, но хотите, чтобы ребенок был другим, то постарайтесь преодолеть свою натуру и чаще наводите порядок в квартире и на кухне. Многие дети в этом возрасте продолжают бросать один предмет за другим на пол: сбрасывают их со стола, выкидывают игрушки из кроватки. Не стоит поддерживать эту игру-привычку, постоянно поднимая игрушку и отдавая ребенку, чтобы он опять ее бросал.

Действия с игрушками сопровождаются эмоциями. Они проявляются в мимике ребенка и интонациях голоса.

Часто он смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях, в том числе вопросительно. Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого. Взгляд становится более выразительным и приобретает различные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и проч. Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении передвижения ребенка, дискомфорте, отказе в желаемом. Удивляется, пугается неожиданного, нового. Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Все чаще использует указательный жест.

Показывает рукой и указательным пальцем на что-либо в самых различных ситуациях: для того, чтобы вы дали нужную ему вещь, в ответ на вашу просьбу показать предмет, для привлечения вашего внимания. Качает головой из стороны в сторону в знак отрицания - жест «нет». Кивает головой в знак согласия - жест «да».

Любит самостоятельно или вместе со взрослым рассматривать книгу с картинками, но чаще просто переворачивает по несколько страниц сразу. Дольше и внимательнее слушает сказки, которые вы читаете ребенку с показом ярких картинок в книжке. На картинках по вашей просьбе показывает знакомые предметы и некоторых животных. Может и по собственному желанию тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные предметы на странице.

Понимание речи ребенком в 1 год 3 месяца

В этот период происходит быстрый рост пассивного словаря. Малыш хорошо знает имена близких взрослых, понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, названия одежды. По просьбе показывает рукой или берет в руки предметы, названные взрослым. Продолжает развиваться и совершенствоваться способность обобщать. Например, в ответ на просьбу принести маме мячик ребенок может запросто принести любой из имеющихся поблизости от него мячей, а не только тот, с которым он обычно играет. «Принеси машинки» - приносит несколько игрушечных машинок. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет пока что выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения бывают неправильными. Например, словом «шар» ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка - это шляпа, косынка, кепка и др.

Понимает слова, обозначающие действия и некоторые бытовые ситуации. К 1 году 3 месяцам должен выполнять не менее трех (по числу используемых действий-глаголов) типовых инструкций: найди то-то, принеси то-то, положи на место. Поручения могут быть и другими: отдай тете, открой и закрой ящик. Начинает выполнять также более сложные, но привычные инструкции: пошли кушать и т.д.

Важно отметить, что малыш понимает именно словесный смысл инструкций, так как выполняет их без жестов или показа взрослого.

В процессе расширения сферы взаимодействия ребенка с окружающими предметами увеличивается число необходимых запретов. Появляется необходимость различать свое, которое можно брать и которым можно пользоваться, и чужое, которое нельзя брать. Если такое понимание не развилось самостоятельно в процессе повседневного общения, то для воспитания этого понимания можно использовать игру. Например, при сборах на прогулку можно попутно изучить принадлежность вещей. Мать надевает ребенку свою шляпу и говорит: «Моя шляпа у Саши», - и ребенок смеется. Затем она надевает себе на голову шапочку ребенка, смеется и говорит: «Мама надела шапочку Саши», - что, естественно, еще смешней, в том числе и для ребенка. Потом вы меняетесь шапками, к удовлетворению ребенка, который получает обратно свою вещь. Наконец, вы укладываете свою шляпу рядом с собой, а шапочку ребенка рядом с ним и говорите: «Мамина шляпа у мамы, а у Саши своя шапочка». Потом вы просите, чтобы ребенок положил рядом с вашей шляпой ваши туфли, перчатки и другие вещи, а рядом со своей шапочкой свои ботиночки и курточку. После прогулки можно продолжить изучение вещей. Вы двигаетесь по квартире и показываете ребенку разные вещи: «Это мамино пальто», «Это папины брюки», «Это бабушкин сундук» и т.д. Ребенок все это запоминает и, если бабушка берет мамину сумку, возмущается и пытается навести порядок. Так ребенок постепенно узнает, какие вещи и предметы его и он может ими распоряжаться, а какие вещи принадлежат другим людям и ему нельзя их трогать без разрешения.

Однако осуществление запретов затруднено тем, что в этом возрасте становится выраженной несговорчивость ребенка, появляется детский негативизм.

Показывает по вашей просьбе 1–2 (или больше) частей тела, частей лица у себя, другого человека и у игрушки.

Активная речь ребенка в 1 год 3 месяца

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, то он узнает их. Половина детей в этом возрасте может ответить правильно на вопрос: «Посмотри, кто это?» Называет взрослого на фотографии по имени.

К 15 месяцам в активном словаре использует не менее шести простых слов, но это настоящие слова, а не слова-метки или облегченные слова: мама, папа, дядя, дай, на и др. Эти настоящие слова означают конкретных людей или действия. Что касается слов-меток, часто произносимых детьми в этом возрасте, то они многозначны. Из-за недостатка слов ребенок вынужден использовать эти лепетные звукосочетания или нечто напоминающее мычание. Звуки дополняются жестами (показывает пальцем, тянет вас за одежду и т. д.).

В возрасте от одного до полутора лет, а иногда и позднее произносит как бы целые предложения из большого количества неразборчивых слов, что создает впечатление о стройной, хотя и непонятной речи. Нет смысла просить ребенка говорить помедленнее, в надежде разобрать его слова. В действительности это игра в слова - тренировка произношения слов. Произносимые звукосочетания не являются настоящими словами. Это множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти, ма-ти-тя» и т. д. Это как бы игра в слова, необходимая для развития данного этапа речи.

Как кормить ребенка в 1,3 года

Питание детей после года приобретает значительные отличия от питания до года. Это обусловлено тем, что организм маленького человечка растет, совершенствуются его функции, пищеварительная система становится более зрелой, двигательная и познавательная активность увеличиваются, требуя больше энергии. Но все же пищеварительные функции печени, желудка, поджелудочной железы еще не работают, как у взрослого человека в полную силу, что влияет на режим питания ребенка после года, состав пищи, ее количество и качество.

Набор продуктов, обеспечивающих полноценное питание детей после года:


  • Мясо - предпочтительны нежирные сорта, например, телятина или говядина. Очень полезна печень. А вот с колбасами и сосисками лучше повременить.

  • Молочные продукты необходимы для растущего и стремительно развивающегося детского организма, но в особенности полезны кисломолочные - кефир, йогурт. Можно готовить вареники с творогом и сметаной, творожные запеканки.

  • Из сыров необходимо выбирать сливочные сорта, проверять отсутствие вредных добавок.

  • В рыбе содержатся витамины и легкоперевариваемые белки. Ее можно давать до двух раз в неделю. А вот икра не рекомендуется, ввиду ее чрезмерной жирности.

  • Яйца также содержат определенное количество полезных веществ. Но в то же время этот продукт является сильным аллергеном, поэтому использование его для приготовления омлетов, запеканок должно быть строго нормированным.

  • Каши из овсяной, гречневой, пшенной, ячневой круп очень полезны для растущего организма. А вот макароны, изобилующие углеводами, следует ограничить.

  • Овощи и фрукты, если отсутствует аллергия, можно включать в питание детей после года самые разнообразные.

  • Хлеб лучше давать из муки ржаной или грубого помола. Так вы обеспечите своего малыша необходимыми витаминами и не нарушите пищеварение.

  • Растительное и сливочное масло обеспечат растущий организм нужными жирами и витаминами.

Полезно знать
До полутора лет ребенка можно кормить 5 раз в день, постепенно исключая последнее кормление. В итоге у вас останутся: завтрак, обед, полдник и ужин.

И немного об обработке пищи для малыша Фрукты и овощи измельчаем, супы и каши должны подаваться в крупно протертом виде, мясо и рыба готовятся в виде мягкого фарша, тефтелей, суфле, паровых котлет. Все блюда готовим путем тушения, варки, приготовления на пару, без добавления чеснока, перца и других приправ. Поить малыша нужно из чашки, а кормить с ложечки.

Приведем примерное меню ребенка после года на один день


  • Завтрак: блюдо из овощей или каша - 150 г; омлет - 50 г; сок или молоко в количестве 100 мл (можно и меньше, в зависимости от потребностей крохи).

  • Обед: суп - 50 г; рыбное или мясное блюдо по 50 г; крупа или пюре 70 г; фруктовый сок примерно 100 мл.

  • Полдник: кисель или молоко 150–200 мл; печенье; фрукты 80–120 г.

  • Ужин: каша, овощное блюдо или творожная запеканка в количестве 150 г;кефир 100 мл.

Более четкое выполнение установленного режима кормления способствует слаженной работе всей пищеварительной системы: формируется хороший аппетит, вовремя и в нормальном количестве вырабатываются ферменты и пищеварительные соки.

Примерно в этом возрасте у малышей появляется активное желание есть самостоятельно. Во время кормления они тянутся за ложкой, пытаются сами зачерпнуть пищу. В результате этих первых неуклюжих попыток чаще всего еда вываливается или проливается задолго до того, как ложка достигнет рта. Невзирая на это, маме следует поддержать инициативу ребенка - когда есть интерес, обучение происходит быстрее и эффективнее.

Начинать учить ребенка есть самому лучше всего с густой пищи (каши, пюре и т.п.) Так еды к нему в рот будет попадать значительно больше, чем на одежду. После того, как малыш начнет уверенно справляться с густой пищей, ему можно доверить есть суп. Полностью самостоятельно съесть обед ребенок вполне способен уже к полутора-двум годам.

Какой режим дня у ребенка в возрасте 1,3 года

Сон

От 1-го до 1,5 лет ребенок спит 2 раза днем: 1-й сон длится 2–2,5 часа, 2-й сон длится 1,5 часа, ночной сон длится 10–11 часов;

Возможно в этом возрасте ребенок начнет переходить с двух дневных снов к одному, и переход этот может быть трудным. Специалисты рекомендуют дни с двумя дневными снами чередовать с днями с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько малыш спал накануне ночью. Если ребенок спал днем один раз, лучше его вечером уложить пораньше.

Режим малыша складывается из ежедневных гигиенических мероприятий, ухода за полостью рта, прогулок на свежем воздухе, водных процедур. Также обязательны в режиме дня закаливающие процедуры, гимнастика.

Приучение к горшку

Возможно в этом возрасте ребенок начинается более осознанно подходить к своему туалету, некоторым детям доставляет дискомфорт мокрые и испачканные штанишки, поэтому есть причина начинать приучать ребенка к горшку. В любом случае - готовность ребенка оценивать именно вам, все дети разные и переход к контролю над выделениями организма лишь начинается после года, а дозревает эта функция в течение всего второго года жизни. Более стабильно этот навык сформируется к 22–30 месяцам.

Правила приучения к горшку

Полезно знать
Если вы уже твердо намерены приступить к приучению малыша в возрасте 1 года к горшку. Стоит знать, что этот процесс многотрудный и не такой быстрый. Нужно запастись терпением.

Главное, что должны усвоить родители, нельзя не стоит начинать приучение к горшку, если:


  • Малыш только что перенес заболевание или болен.

  • Семья сменила место жительства.

  • Появился еще один ребенок.

  • В семье имеют место быть конфликты, ссоры.

Родителям стоит начинать процесс приучения к горшку в теплое время года, когда малышу необходимо будет усвоить, что такое дискомфорт. Ведь в теплую погоду можно позволить малышу побегать в описанных им штанишках без риска, что он простудится. А малыш станет осознавать, что штанишки стали мокрыми не сами по себе, а в результате тех действий, которые он совершил сам и которые ему можно контролировать. Это станет настоящим открытием для карапуза!

Полезно знать

Для приучения к горшку можно купить специальные трусики-непромокашки. Внутри них после мочеиспускания или дефекации будет сыро и очень неприятно, благодаря чему малыш почувствует дискомфорт. Но при этом колготки, штанишки и другая верхняя одежда останутся сухими. Это так называемые многоразовые подгузники, или трусики для приучения к горшку

Как выбрать первый горшок

Необходимо приобрести горшок, максимально удобный для малыша и подходящий по размеру.

Некоторые горшки могут быть чересчур широкими, и годовалый ребенок будет просто-напросто проваливаться в отверстие. Слишком узкое отверстие для упитанного карапуза также не будет способствовать его желанию там задержаться. Поэтому нужно выбрать оптимальный размер.

Также огромное значение играет высокая спинка горшка, на которую малышу будет удобно откинуться. Для мальчиков нужно обязательно подбирать горшки с завышенной передней частью (ограничителями), чтобы при мочеиспускании струйка стекала в горшок, а не за его пределы.

Цвет горшка также важен. Желательно, чтобы он был ярким, а, возможно, с изображениями уже полюбившихся малышу животных - зайчика, мишки, собачки и т.д. Покупать ли музыкальный горшок, горшок необычной формы в виде трона, машины, унитаза - это личное предпочтение родителей, главное, чтобы малышу было комфортно и он понял, что от него требуется.

Этапы обучения

Сначала в комнате нужно поставить горшок и познакомить его с малышом.

Затем стоит включить горшок в повседневные игры. Это не значит, что туда нужно складывать кубики или папе практиковаться в меткости по забрасыванию в него мячиков. Достаточно будет посадить сначала на горшок, к примеру, куклу Машу и прокомментировать малышу, что Машенька «делает пи-пи». Затем поднять Машеньку и показать, что там есть водичка (можно незаметно для малыша подлить туда из шприца, вытянутого из своего кармана, водички).

Похвалить Машеньку и вместе с малышом вынести содержимое горшка в унитаз. Через некоторое время можно посадить на горшок Мишутку, проделав те же действия или сказав, что Мишенька «делает ка-ка». В горшочек можно подбросить игрушечную «какашку» или можно кусочек поролона выкрасить в коричневый цвет. И снова похвалить игрушечных товарищей крохи. Можно и ему предложить повторить «подвиг» своих друзей. Делать это можно, не снимая штанишек и подгузника.

Даже стоит показать малышу, что содержимое его подгузника предназначается для горшка. Достаточно снять с него использованный подгузник и положить в горшок.

В этот же период следует отказаться от одноразовых подгузников в дневное время и понаблюдать в течение 2–5 дней, как часто малыш справляет нужду. Лучше даже будет записать свои наблюдения и, руководствуясь ими, высаживать в дальнейшем ребенка дважды в течение определенного интервала. К примеру, малыш ходит в туалет 1 раз в час, значит, и высаживать его нужно каждые полчаса.

Через неделю после появления в доме горшка, справлениями нужд его друзьями в горшок, высаживанием малыша на горшок в подгузниках и штанишках и наблюдениями за тем, как часто ходит малыш на горшок, можно его сажать и без подгузника.

Если малыш насторожен, скован, а родителям тяжело каждые полчаса высаживать ребенка, то можно начать приучение к высаживанию на горшок 2 раза в день.

Стоит знать, что малыши обычно не прочь сходить в туалет примерно через 15 минут после того, как попьют.

Если малыш уже не испытывает страха перед горшком, то можно высаживать его на горшок сразу после сна, еды, прогулок. Обязательно стоит помогать малышу, подбадривая его словами «пи-пи-пи»/«ка-ка-ка».

Стоит знать, что малыши нередко с гордостью относятся к своим творениям. Но это и лежит в основе главной цели родителей - ассоциации горшка с чем-то хорошим. Поэтому при «удачах» родители должны показывать, что они очень рады, когда малыш сходил на горшок. Постепенно бурную радость следует сменять на сдержанную похвалу, а спустя время ребенок приучится к тому, что в этом естественном процессе нет ничего не обычного.

Полезно знать

Такие признаки, как замирание малыша во время активной игры, сосредоточение его, взгляд в одну точку могут свидетельствовать о том, что малыш хочет в туалет. Но не стоит сразу хватать малыша и тянуть его на горшок. Стоит спокойно показать ему, что его ждет горшок.

Горшку стоит выделить определенное место, где он будет всегда в поле зрения малыша и тот сможет быстро его достичь. Нельзя ходить за ребенком по дому с горшком, а нужно подводить к нему малыша.

Если малыш еще не овладел средствами вербального общения, то нужно обучать его жестам, с помощью которых он сможет дать четко понять, что хочет в туалет. С этими же жестами нужно познакомить всех, кто принимает в воспитании ребенка участие: бабушек и дедушек, нянечек.

Но родителям стоит руководствоваться теми же принципами


  • Заинтересовать малыша ярким горшком и процессами мочеиспускания и дефекации.

  • Не высказывать отвращения к содержимому горшка.

  • Не ругать малыша, если его постигают «катастрофы». «Дело-то житейское!» - как говорил Карлсон.

Родителям стоит постоянно помнить, что их главная цель - связать горшок в мышлении малыша с позитивными эмоциями, а еще не забывать, что на освоение любого навыка требуется время.

Полезно знать

К сожалению, в освоении туалетного навыка случаются «откаты». Это часто происходит после перенесенного заболевания или стресса (который может произойти после обязательных прививок). Не стоит отчаиваться, а снова постепенно возобновить процесс приучения. Как правило, на приучение к горшку уходит от 6 до 12 месяцев.

По прошествии этого времени малыши настолько ловки, что самостоятельно добираются до горшка, стягивают штанишки/колготки и трусики, удобно устраиваются, делают «свои делишки» и встают так, что умудряются не перевернуть неустойчивую конструкцию. А затем еще и натягивают всю одежду снова.

Родители, только ваше терпение и внимание помогут приучить ребенка к горшку в 1 год. Желаем вам удачи и сухих штанишек. Не успеете оглянуться, как вашему малышу понадобится взрослый унитаз.

Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца

Порой можно наблюдать такую картину. У ребенка целая комната, заваленная игрушками, но интереса он к ним не проявляет. А все почему? Потому что игрушки должны быть подобраны с учетом интереса и возраста ребенка. Маленькие дети очень часто любят копировать повадки взрослого человека. Поэтому большее предпочтения отдают в игре бытовым приборам, посуде и т.п. Ведь если понаблюдать за ребенком длительное время, то можно заметить, что ему интереснее играть, например, с банкой, скидывая туда фасоль, либо с дуршлагом, вставляя в дырочки палочки, чем с тем же сортером или различными видами домиков. Поэтому к выбору игрушек надо подходить более основательно. Если, например, годовалый малыш день ото дня не отходит от барабана и не умеет играть в пирамидки, кольцебросы, машинки, куклы, то следует задуматься о его психо-эмоциональном поведении. И, соответственно, он будет очень отставать от своих сверстников в развитии.

Дети в этом возрасте очень любят играть в активные игры. Для игры вам понадобятся: игрушки, обруч, мячи (большой, маленький), гимнастическая палка, ящик (коробка).


  • Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.

  • Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.

  • Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме. В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.

  • Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.

Также полезно играть с малышом в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общению (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку, ходить в гости, на прогулку и так далее).

Варианты игр с ребенком в 1,3 года

Знакомство с матрешками
Вам нужны складные матрешки 2–3 штуки, удобные по размеру для ручки малыша. Покажите малышу, как одна матрешка прячется в другую, погремите. Покажите ему, как отрывать и закрывать матрешки. Спрячьте в матрешку платочек и обратите внимание ребенка на то, что платочек не гремит. Игра развивает цепкость и силу кончиков пальцев.

Картинки и игрушки
Вам нужны картинки (4–5 шт.) крупного размера, изображающие знакомые ребенку объекты: «Собака», «Кукла», «Кошка», «Мяч», «Мишка», «Машина» и игрушки соответствующие картинкам. Положите около каждой игрушки картинку и расположите их в разных частях комнаты, а потом поочередно обходит с ребенком все объекты, проговаривайте их названия, рассмотрите картинки. Теперь соберите картинки и дайте их по одной малышу. Попросите, чтобы он отнес их к соответствующей игрушке сам. Хвалите ребенка.

Перчаточные куклы
Можно знакомить ребенка с перчаточными куклами. Наденьте на руку перчаточную куклу, и прячет ее к себе в карман. Вначале появляется нос, затем головка, ручки. Удивляйтесь и радуйтесь вместе с малышом, познакомьте его с куклой. Пусть он поздоровается с ней, поиграет, покажет свои игрушки. Перчаточная кукла может быть вашим помощником, если малыш плохо кушает. Она может учить его новым стишкам и песенкам.

В этом возрасте малыш хочет уметь очень много, но не всё у него получается, поэтому постарайтесь уделять ребенку больше времени и внимания. Обучайте его через игру, рассказывайте, показывайте, объясняйте ему всё что ему интересно и тогда успехи не заставят себя ждать.

Нужно ли идти в поликлинику в 1,3 года

После года нет необходимости посещать поликлинику и участкового педиатра каждый месяц. Плановой вакцинации в 1,3 года не проводится.

Ребёнку исполнился 1 год и 3 месяца, его развитие происходит порой настолько быстро, что родители не успевают диву даваться. Каждый день у крохи появляется новое умение, новое знание. Каким оно должно быть? И как помочь крохе в познании окружающего мира? Сейчас выясним.

Развитие — это то, что дает родителю понять: ребёнку 1 год и 3 месяца и с ним всё в полном порядке. Достаточные умения и навыки малыша — повод для радости. Недостаточные — повод для обращения к специалисту. Но как ни крути, именно они являются своеобразной лакмусовой бумажкой для родителей.

Что должен уметь

Ребёнку исполнился год и 3 месяца, и ежедневно список того, что он должен уметь к этому возрасту, расширяется. Игры с мячом, требующие активных движений, — его любимые. В них он выражает свои эмоции, делая это порой очень смешно и нелепо. Кроха познает мир, выворачивая наизнанку шкафы и рассматривая каждый “вывернутый” предмет по отдельности. Мамин телефон или пульт от телевизора — лучшие друзья малыша. С их помощью он начинает имитировать телефонные разговоры.

В этот период ваше чадо начинает активно демонстрировать свои чувства. Может обнять и поцеловать не только родителей, но и любимую игрушку или собаку. Его не заставишь делать то, чего ему не хочется. Будете напирать — дитя продемонстрирует негодование. Всех родных людей и тех, кто проводит с ним много времени, знает не только в лицо, но и по имени. Произнести может не всегда, но, услышав знакомое имя, непременно реагирует.

Занятия

В возрасте 1 год 3 месяца с ребёнком необходимо проводить занятия ежедневно. Используйте систему Монтессори, выбирая те задачи, которые, на ваш взгляд, малыш решает хуже всего. Развивающее занятие “Рамки Монтессори” — ответ на вопрос, чем интересным и увлекательным занять ребёнка в год и 3 месяца. Для этого понадобятся картонные рамки с вырезанными геометрическими фигурами и вкладыши аналогичной формы. Пусть малыш найдет каждой рамке пару-вкладыш. На первых порах помогите ему, покажите, что нужно делать, на конкретном примере.

Игры

Для развития физической активности малыша можно предложить ему следующий игровой комплекс. Поставьте перед ним коробку с игрушками, попросите заглянуть туда и выбрать, к примеру, мягкого медвежонка. После того как малыш отыщет искомый предмет, попросите его принести игрушку вам. Помимо этой игры, с маленьким ребёнком в 1 год 3 месяца, можно сыграть в “Копилку”, развив таким образом логику и мелкую моторику. Если в хозяйстве есть копилка, прекрасно. Если нет, можно сделать её самостоятельно. Принцип игры прост: попросите чадо протолкнуть в копилку любой найденный им и подходящий для этого предмет. Для облегчения задачи предложите ему зернышко кофе, монетку, закладку для книги, кубик и так далее.

Питание

Специалисты считают, что рацион маленького ребёнка в 1 год и 3 месяца и вплоть до полутора лет должен составлять 1300 килокалорий. При этом кроха должен кушать пять раз в день. Питание малыша в 1 год и 3 месяца окончательно превращается во взрослое, в меню ребёнка превалируют овощи и белки животного происхождения.

Ученые подсчитали и выяснили, что на каждый килограмм массы тела вашего чада в день должно приходиться по четыре грамма жиров и углеводов и по шестнадцать граммов белка. Если вы заметили, что ребёнку, которому исполнился год и 3 месяца, пятое кормление не нужно, если видите, что он плохо его ест, откажитесь от последнего приёма пищи. Кроха даёт вам сигнал, что в пятиразовом питании уже не нуждается.

Сон

В этом возрасте малыши спят приблизительно тринадцать часов в сутки. Читая о том, сколько спит ребёнок и понимая, что ваш кроха в год и 3 месяца спит меньше (или больше), имейте в виду: указанное количество часов может меняться в каждом конкретном случае, то увеличиваясь, то уменьшаясь на пару часов.

В идеале дневных снов должно быть три. Два как минимум. длительность каждого из них должна быть не менее часа. Однако идеал — это не правило и уж точно не реальность. В вашем конкретном случае всё может быть иначе. К тому же, когда ребёнку год и 3 месяца, он нередко плохо спит ночью и днём. Причины снижения качества сна могут быть самыми разными — от прорезывания зубов до психологических переживаний.