Соционика. Сенсорики: Сила удовольствия & удовольствие силы или Кто меняет наш мир

Сенсорика — важнейшая веха в развитие маленького человека, начиная с самого юного возраста. Детские психологи утверждают, что начинать развивать сенсорную сторону личности ребенку нужно с самого рождения — как только его принесли домой из родильного дома. В этой статье мы расскажем интересные вещи для любящих свое чадо родителей: что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать?

Что такое сенсорика

Сенсорное развитие — это приобретения опыта и знаний об окружающих предметах, развитие восприятие и фантазии , развитие представлений об объектах и субъектах окружающей среды. Далеко не каждый родитель уверенно ответит на вопрос: — что такое сенсорика? Но, тем не менее, практически в каждой семье занимаются сенсорным развитием, сами того не подозревая.

Детеныш первого познает мир через тактильные и вкусовые ощущения — именно по этой причине малыш постоянно скидывает вещи, пытается до всего дотянуться ручками, потрогать; после 6 месяцев малыши активно засовывают все новые предметы в рот — чтобы понять, какой он: сладкий или соленый, гладкий, либо шершавый. Все вышеперечисленные манипуляции есть ни что другое, как сенсорное развитие.

С какого возраста начинать сенсорное развитие

Если 95% родителей согласятся с тем, что сенсорику нужно развивать, то не каждый знает — а с какого возраста развивать, когда нужно начинать процесс обучения малыша? Ответ на этот вопрос у медиков и психологов одинаковый: чем раньше — тем лучше (причем, не только для ребенка). Возможности мозговой деятельности малыша настолько большие, что ни один взрослый, даже профессор не сможет усвоить и запомнить такое количество данных.

Поэтому начинать нужно рано — , более того — с первого дня жизни. Потенциал развития, заложен в каждом малыше, силен — и без правильного подхода взрослых, может со временем угасать. Поэтому не стоит терять драгоценные дни и минуты общения с вашим чадом.

Способы развития сенсорики

Самым банальным и примитивным, но действенным считается способ «вседозволенности» в первые . В этот период разрешать нужно всё — трогать погремушки, щупать мягкие игрушки, играть с волосами мамы, либо с ногтями папы — и это уже огромный вклад в сенсорное развитие вашего малыша.

Используйте для этого развивающие игрушки, развивающий коврик для новорожденных, развивающие кубики, для детей постарше кубики, разных форм и цветов, пирамидки и т. д.
Однако, существуют и узконаправленные способы развития:

  1. Подвижные игры с взрослыми;
  2. Дидактические игры (после );
  3. Пальчиковые игры (с );
  4. Игры с руками («Ладушки», «Танцы-танцы», «Покажи какой большой/маленький);
  5. Игры с бытовыми и кухонными предметами (в любом возрасте, но под присмотром папы или мамы).
  6. Игры с водой.


Советы, рекомендации, и почему необходимо развивать сенсорику

Учеными давно доказан тот факт, что дети с высоким уровнем сенсорного развития, владеют высшими интеллектуальными способностями, нежели те малыши, родители которых не уделяли сенсорике должного внимания.

Совет № 1 — играйте с малышом, хоть понемногу, но часто и каждый день. Никому ребенок не доверяет больше, чем маме и папе.

Совет № 2 — купите разноцветные игрушки, либо сделайте сами. Главной игрушкой при сенсорном развитии должна быть конусная пирамида, знакома нам с детства.

Совет № 3 — любите своего ребенка, и тогда вы подсознательно почувствуете, что для него есть хорошо в определенный период жизни.

Сенсорное развитие — это первый уровень познания малыша, и все для него кажется новым и интересным: железная ложка или пылесос. Родителям нужно разными методами способствовать развитию сенсорики, хвалить и подбадривать малыша, если определенное действие не получается сделать, либо повторить. И, в таком случае, вы вырастите умного и развитого ребенка.

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

Сенсорика. Занятия по сенсорике. Развитие сенсорики.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Готовит к реальной жизни;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение ребенка в школе.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

Занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

Необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

В совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

Нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

Уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

Длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

Необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.

6. Чья рука? Игра довольно сложная, требующая чуткого восприятия. Пусть ребенок потрогает ладонь бабушки, мамы, папы, брата. После чего повторит задание с закрытыми глазами и попытается определить, чья ладонь к нему прикоснулась.

7. Вспомни-ка. Проведите по ручке малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. Попросите его закрыть глаза, вспомнить ощущение и назвать предмет.

8. Дразнилки. Игра-подражание. Показывайте крохе разные гримасы: оскаленные зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.

Консультацию подготовила: воспитатель МБДОУ № 66 Шабурова Луиза Рафаиловна

Татьяна Поникарова
Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать?

Подготовила воспитатель

Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ "Детский сад №183" г. Ярославль 2016

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсомоторная координация – это согласование действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как-бы «обучает руку» , а с помощью движения рук, участвующих в манипуляции с предметами, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания ребенком окружающей действительности.

Сенсорное развитие , направленное на форматирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей . То есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно :

Является основой для интеллектуального развития ;

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность ;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения ;

- развивает внимание ;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

Обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности;

Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

Влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры являются эффективным средством для развития сенсорного восприятия ребенка . С одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, способствуют самовыражению.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок. Это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Чуть позже его восприятие «дорастет» до возможности видеть и понимать произведения искусства – картины, скульптуры, слушать музыкальные произведения. Но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без разумного руководства взрослых – оно зачастую оказывается поверхностным. Поэтому так важно последовательное , планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества, с учетом возрастных особенностей и степени развития сенсорного аппарата детей .

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве формируются представления о цвете, форме, величине. Важно , чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми цветами спектра, разновидностями способов и приемов обследования (зрительного, осязательного и двигательного; сравнения) геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, геометрических тел (шар, куб, призма и пирамида (треугольные и четырехугольные, цилиндр, конус) ; понимать и использовать в речи слова –названия величин (большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий, форм, цвета.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете (основные цвета спектра и их оттенки, форме, положении предмета в пространстве, отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с этим у детей происходит формирование навыков дифференциации предметов по названному признаку (цвет, форма, размер относительно образцов - эталонов) . В качестве особой задачи выступает развитие аналитического и логического мышления (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму на возможные геометрические фигуры, выделять отдельные величины.

В старшем возрасте, при усвоении грамматического строя речи, большую роль играет фонематический слух, то есть – различение речевых звуков, восприятие начертания букв.

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Речевое развитие:Развивать связную речь,память,интонационную выразительность речи. Учить детей употреблять в речи сложноподчинненые.

Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:"Что такое хорошо,что такое плохо" Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.

Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.

Соответственно, все люди делятся на сенсориков и интуитов . Эти две группы людей различаются и по внешним признакам: сенсорики имеют более плотное телосложение, у них лучше развит мышечный корсет, они более склонны к полноте. Интуиты, напротив, более тонкокостные, худенькие, с тоненькой шеей. Яркий пример вы можете видеть на картинке: Винни-Пух - типичный сенсорик , гурман, думает только о том, где бы поесть меду. Пятачок, напротив, - интуит , его мысли витают в облаках.

Интуиция делится еще на два вида: интуиция возможностей - умение видеть уже заложенные в объекте свойства, его суть, и интуиция времени - видение последовательности процессов во времени, способность к предвидению будущих событий.

Человек с развитой интуицией возможностей видит людей и предметы в целом, без деталей, саму их суть. Он различает, что важно, а что нет, представляет, что может произойти, а что нет с этим объектом, то есть его возможность или невозможность его изменения .

Человек с развитой интуицией времени проявляет такие качества, как пунктуальность, стремление к планированию, он ощущает своевременность или несвоевременность какого-либо события или поступка, четко понимает, что все подвластно времени.

Аналогично интуиции различают два вида сенсорики: сенсорика ощущений (это способность ощущать органами чувств цвет, звук, вкус, запах, тактильные ощущения, эстетику предметов) и волевая сенсорика (это ориентация на измеряемые параметры объектов, их внешний вид, воля, целеустремленность, способность к доминированию, командованию).

Человек с выраженной сенсорикой ощущений умеет создавать комфорт, ощущает удобство и неудобство вещей, наслаждается произведениями искусства, чистоплотен и опрятен. Если же у человека преобладает волевая сенсорика, он всегда готов к действиям, мобилизован, часто напряжен, у него есть стремление к захвату территории и расширению своего влияния, он стремится «статусно», «круто» выглядеть.

Журавль или синица?

Вы уже поняли, на кого вы похожи? Еще нет? Тогда начнем более понятное и простое сравнение сенсорика и интуита.

Наверное, вы уже поняли, что у сенсорика более реалистичное мироощущение. Он живет по принципу "здесь и сейчас". Он практичен, хорошо ориентируется в материальном мире. Он склонен выбирать "синицу в руках". А вот интуит лучше разбирается в потенциальных возможностях человека. Его жизнь подчинена размышлениям о прошлом и будущем. Он отслеживает сделанные ранее ошибки, наблюдает ход истории. В целом его привлекает "журавль в небе".

Если мы сравним развитость органов чувств, то по этому критерию, безусловно, выиграет - сенсорик. У него отлично функционируют как внешние рецепторы, так и внутренние. Поэтому сенсорик хорошо ощущает физическое состояние другого человека, но особенно - свое собственное. А вот интуит не может похвастаться объективностью собственных ощущений, он даже больше поверит диагнозу врача, а если это касается эстетического вкуса - то мнению модельера, нежели своим собственным ощущениям. Это связано с тем, что порог его чувствительности ниже, чем у сенсорика, и поэтому на внутренние раздражители и раздражители среды интуит реагирует не сразу. Он, например, может долго не замечать физические неудобства и не чувствовать боль.

Продолжим определять признаки этих типов. У сенсорика хорошо развита способность к ручному труду. Он может длительное время заниматься рутинной работой и при этом получать удовольствие, особенно если это поощряется материально. У интуита руки не такие умелые, как у сенсорика. Ему в тягость «нетворческая» работа. Он может с удовольствием создавать те предметы, которые будут неповторимы и являются плодом его фантазии.

Форма или содержание?

Для сенсорика важнее физическая оболочка, то есть форма. Это проявляется в том, что внешний вид людей имеет для него большое значение - ведь он несет информацию о статусности и материальном состоянии партнера. Еще одним свойством сенсорика является его способность создавать комфортную атмосферу своему партнеру. Для сенсорика неприемлема любовь без телесного обладания объектом его чувств.

Для интуита гораздо более значимо содержание, потенциал развития человека или процесса, чем форма. Критерием хороших отношений для него является раскрытие потенциальных способностей и возможностей партнера. Для интуита немыслимы телесные отношения без любви.

Есть различия и в типе мышления: у сенсорика - конкретное мышление, он исходит из фактов, идет от конкретного к общему, воображение развито не сильно. У интуита - абстрактное мышление, он выдвигает гипотезу, а затем подтверждает или опровергает ее, он наделен большей фантазией.

Сферы деятельности тоже разные - у сенсорика хорошо получается себя реализовать в прикладном искусстве, танцах, спорте, интуиту же лучше даются абстрактные вещи - наука, математика, музыка, психология.

И наконец, по поводу времени. Сенсорик ориентируется на ближайшее прошлое, живет сегодняшним днем. Он "спринтер". Если цель отодвинута во времени, он теряет ориентиры. Интуит ориентирован на будущее, он формирует глобальные изменения, кардинальные повороты истории. Это "стайер".

Таким образом, если обобщить все вышесказанное, можно выделить несколько характерных признаков сенсорика и интуита.

Сенсорный тип:

  • живет по принципу «здесь и сейчас»
  • в пространстве ориентируется хорошо
  • деятелен и практичен
  • уверен в себе
  • реалист, успешно работает руками

Интуитивный тип:

  • размышляет о прошлом или будущем
  • интересуется новым, даже если это не обещает практического результата
  • проявляет беспокойство о будущем
  • не уверен в себе
  • теоретик, не любит работать руками

Но самое главное - понять, что ни одно их этих понятий не относится к категории «хорошо» или «плохо». Это два совершенно разных, но взаимодополняющих по своей сути типа восприятия действительности, у каждого их которых есть свои преимущества. Важно о них знать и учитывать их как в личной, так и в профессиональной жизни.