Штрафы гибдд ребенок без кресла. Влечет наложение административного штрафа за кресло

На данный момент, 2019 год, детей до 12 лет в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, мы обязаны перевозить в детском автокресле или каком-либо другом устройстве, обеспечивающем безопасность ребёнка. Независимо, перевозим мы ребёнка на задних сиденьях или на переднем сиденье (Исключение - дети от 7 до 11 лет могут находиться на заднем сидении без автокресла, пристегнутные ремнями безопасности). ПДД регламентируют перевозку детей одним единственным пунктом - 22.9 :

22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Летом 2017 года в правила перевозки детей в автомобильном транспорте были внесены существенные изменения. К существенным нововведениям 2017/2018 года можно отнести:

Запрет на оставление детей в возрасте до 7 лет в салоне автомобиля (штраф 2,5 т.р. для Москвы и Санкт-Петербурга и 500 рублей для остальной России) он закреплен в пункте 12.8 ПДД РФ, а ответственность за несоблюдение правила в пункте 1 ст. 12.19 КоАП РФ.
Детей в возрасте от 7 до 11 лет теперь разрешается возить без детского кресла, однако лишь на заднем ряду кресел и пристегнутыми ремнями (изменения в пункте 22.9 ПДД РФ),
Отменено понятие «прочие устройства» которым пользовались родители, подкладывающие под ремень ребенка подушку.

На данный момент подготовлен проект поправок , изменяющий Правила дорожного движения по части перевозки детей. В частности, порог обязательности детского кресла снижен до 7 лет , о чем мы говорили выше.

Штраф за перевозку детей без автокресла на 2019 год регулирует , и составляет для обычного водителя от 3 000 рублей.

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере трёх тысяч рублей ; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Штраф применяется всегда, когда ребёнок младше 12 лет перевозится без детского автокресла. Как видите, сумма штрафа за отсутствие кресла составляет существенную часть стоимости самого автокресла, и неизвестно, сколько таких штрафов и за какой период может быть вынесено. Шутка ли, но за пару раз по три тысячи рублей можно купить не самое лучшее, но всё же детское автокресло, которое хоть как-то обеспечит безопасность перевозки ребёнка.

Штраф за отсутствие детского кресла в том числе применяется и в случаях, когда :

  • ребёнок сидит на руках взрослого (матери/отца), даже если он пристёгнут;
  • ребёнок слишком велик для детского автокресла и иных удерживающих устройств, хотя возрастом не вышел из необходимости такой перевозки;
  • ребёнок сидит в детском кресле, но не пристёгнут ремнями кресла (не обеспечена безопасность перевозки ребёнка);
  • в одном автокресле сидит более одного ребёнка;
  • в автомобиле сняты штатные ремни безопасности (сейчас почти нет автомобилей, в которых ни на одного пассажирском сиденье не были бы предусмотрены конструкцией ремни безопасности). Если ремни безопасности есть только на передних сиденьях, то ребёнка нужно перевозить на переднем пассажирском сиденье в автокресле .

Штраф за отсутствие детского кресла не применяется в случаях, когда :

  • автомобиль не движется (перевозка просто не осуществляется);
  • ребёнок пристёгнут не детским автокреслом, но "бустером", ФЭСТом, находится в бескаркасном автокресле и т.п. на заднем сиденье, если при этом обеспечена безопасность перевозки.

Сколько штрафов, если перевозить 2 и более детей без детского автокресла?

Так как наказание по КоАП РФ на 2019 год предусмотрено за перевозку детей с нарушением Правил дорожного движения, а не за нарушение перевозки каждого ребёнка в машине, то и штраф за перевозку без кресла положен один, сколько бы детей ни находилось в автомобиле на момент пресечения нарушения. Таким образом, если у нас хоть полностью машина забита детьми, и ни одного автокресла в этой машине нет, то штраф всё равно положен только один, так как состав нарушения только один - перевозка детей без автокресла.

Как инспектор ДПС может проверять наличие автокресла?

Многим знакома ситуация, когда инспектор открывает двери автомобиля самостоятельно, чтобы проверить, пристёгнуты ли пассажиры ремнями безопасности и/или в находятся ли в детских автокреслах дети. Конечно же, это незаконно - Административный регламент МВД описывает любую процедуру выявления правонарушения и предписывает большинству из них (кроме визуальной) свой порядок, в том числе предварительный соответствующий протокол. В данном случае, чтобы открыть двери, инспектору необходимо составить протокол досмотра с соответствующими основаниями, вписанными в него, видеозаписью или приглашением двух понятых.

Но чаще всего инспектор сам требовательным тоном просит водителя открыть дверь. В этом случае он опять-таки всего лишь просит, и на просьбу можно отказать. Если же он этого требует, то спросите, в рамках какой административной процедуры выдвинуто такое требование. Впрочем, конечно же, всегда лучше открыть двери, если нарушения с Вашей стороны нет.

Сегодняшние ПДД четко регламентируют порядок перевозки детей в автомобиле. Всем известно, что езда с ребенком без применения специальных удерживающих устройств запрещена законом и карается штрафом. За детей без кресла в салоне авто водителю придется выложить определенную сумму. Данные ограничения касаются перевозки детей, не достигших двенадцати лет. Лицам старше этого возраста разрешено ездить в автомобиле, пристегиваясь, как и взрослым пассажирам, штатным ремнем безопасности.

Почему за езду с ребенком могут наложить штраф?

Штраф за детей без кресла, перевозимых в автомобиле, - вполне заслуженная мера наказания для нарушителя. Любое транспортное средство на дороге - это источник повышенной опасности. При этом на законодательном уровне нет четких разъяснений понятия «удерживающих устройств». Важным критерием в подборе соответствующих приспособлений для безопасности маленьких пассажиров является их соответствие росту и весу ребенка.

Принципиально важно, чтобы во время движения транспорта малыш был усажен в удерживающее устройство - кресло. Штраф за детей без него - это минимальная мера воздействия на водителя, пренебрегающего правилами безопасности собственных пассажиров.

Штраф при наличии автокресла: возможно ли это?

Некоторые нарушители пытаются найти объяснение своим неправомерным действиям в отсутствии специальных крепежей для автокресла. Однако для сотрудников ГИБДД данное обстоятельство не может служить оправданием нарушения Правил дорожного движения.

Кстати, тот, кто платил штраф за ребенка без кресла, должен знать и о том, что административное взыскание накладывается и в случае неправильной установки удерживающего устройства. В компетенцию сотрудника ГИБДД входит также составление протокола на правонарушителя при несоответствии приспособления для безопасной перевозки возрасту и росту юного пассажира.

Что же такое детское удерживающее устройство?

Прежде чем понять, в каких конкретных случаях водителю угрожает штраф за детей без кресла, необходимо расшифровать, что же является детским удерживающим устройством (ДУУ). Обращаясь к системе государственных стандартов ГОСТ Р 41.44, можно узнать следующее: ДУУ - это система для удержания ребенка с помощью специальных лямок, пряжек, гибких элементов, крепежных деталей и регулирующих приспособлений, а в отдельных случаях, утвержденных Правилами дорожного движения, дополнительных устройств (съемного автокресла, люльки для грудничков, сиденья-бустера и др.). Указанные приспособления крепятся в салоне автомобиля и конструируются таким образом, чтобы при аварийной ситуации на дороге, внезапном торможении или столкновении минимизировать опасность повреждения ребенка за счет фиксации и снижения подвижности его тела.

Категории автокресел для детей с разной массой тела

Незадолго до внесения изменений в ПДД среди обывателей российских дорог ходили споры и велись дискуссии по поводу возможной отмены штрафа за перевозку детей без кресла. Вместо снятия данного ограничения законодатель четко прописал в нормативно-правовом акте подразделение удерживающих устройств на несколько категорий:

  1. Для новорожденных и детей до 12 месяцев (при массе тела до 10 кг) следует приобретать автолюльки нулевой группы.
  2. Грудничкам, вес которых не достиг пока 13 кг, рекомендованы кресла группы «0+».
  3. Детям, имеющих массу тела от 9 до 18 кг, подбирают оптимальное удерживающее устройство из группы «1».
  4. Автокресло группы «2» родителям необходимо приобрести для ребенка, вес которого составляет от 15 до 25 кг.
  5. Для детей, вес которых не превышает 36 кг, используют устройство группы «3».

Нахождение детей в салоне авто во время движения может не просто оказаться опасным для их здоровья. Так, проведение многочисленных краш-тестов позволило прийти к выводу, что перевозка грудных младенцев без кресел групп «0» и «0+» недопустима в связи с большой вероятностью нанесения травм, несовместимых с жизнью, при возникновении любого дорожно-транспортного происшествия.

Сколько придется заплатить за нарушение требований к перевозке ребенка?

В то же время сумму штрафа за ребенка без кресла нельзя назвать слишком строгим наказанием для водителя, нарушающего ПДД. Данная мера административного взыскания ставит перед собой, вероятно, иную цель - нанести «превентивный удар» по кошельку злоумышленника. К тому же размеры штрафа за детей без кресла существенно отличаются для физлиц-нарушителей и организаций-перевозчиков. В соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ (п.3 ст. 12.23) несоблюдение ПДД в рамках требований, предъявляемых к езде с ребенком, не достигшим 12 лет, является основанием для денежного взыскания с водителя на сумму 3000 рублей. Должностному лицу за аналогичное правонарушение будет предъявлен штраф в размере 25 тыс. рублей, а для организации-перевозчика сумма взыскания увеличится в четыре раза.

Будет ли штраф за семилетнего ребенка без кресла?

Также стоит обратить внимание на еще один принципиально важный момент. Для детей, не достигших семилетнего возраста, езда в автомобиле разрешается только при наличии соответствующего удерживающего устройства.

С введением поправок в ПДД в начале текущего года обязательность обустройства пассажирского места ребенка от 7 до 12 лет с помощью автокресла частично нивелирована. Так, при перевозке не заднем сиденье детям достаточно пристегнуться штатными ремнями безопасности. В этом возрасте ребенок имеет право ехать и на переднем месте рядом с водителем, но только при условии использования детского удерживающего устройства.

Обстоятельства для назначения водителю денежного взыскания

Немаловажным критерием для наложения административного взыскания являются и обстоятельства, при которых на законных основаниях может быть назначен штраф за перевозку детей без кресла. ГИБДД дает подробное разъяснение случаев, при которых наказания нарушителю не избежать. Штраф накладывается, если:

  • ребенок сидит на руках у других пассажиров (даже пристегнутый ремнем);
  • масса тела малыша визуально превышает допустимые пределы эксплуатации автокресла соответствующей возрастной группы;
  • юный пассажир сидит в удерживающем устройстве, но при этом безопасность перевозки не обеспечена водителем (ремни не пристегнуты);
  • в одном автокресле сидят двое детей;
  • в салоне автомобиля, на заднем и/или переднем сиденьях, отсутствуют ремни безопасности, предусмотренные штатной конструкцией транспортного средства.

Стоит обратить внимание, что при достижении ребенком 7-летнего возраста отсутствие штатных ремней безопасности на задних сиденьях не позволяет осуществлять перевозку. Если же ремни имеются только на переднем пассажирском месте, то ребенка можно перевозить спереди, но в автокресле.

Как избежать повторного штрафа?

За перевозку детей в автомобиле без удерживающего устройства денежное взыскание может быть назначено неоднократно. Например, водителя-нарушителя остановили на одном из постов ГИБДД и выписали штраф за езду с ребенком без детского кресла, а через некоторое время его снова остановил инспектор - повторного составления протокола нарушителю не избежать.

Исходя из судебной практики, наложение административного взыскания за небезопасную перевозку детей в автомобиле фактически никому не удавалось обжаловать. К тому же риск, которому подвергаются дети во время езды в машине, несопоставим со стоимостью автокресла. Вместо того, чтобы платить штрафы в размере 3000 рублей, целесообразнее приобрести недорогое удерживающее устройство, которое позволит не только сэкономить бюджет, но и самое главное - повысить уровень безопасности жизни и здоровья ребенка в салоне машины.

С увеличением количества автотранспорта и аварий в 2007 году для водителей была введена обязанность использовать специальные автокресла для детей младше 12 лет.

За несоблюдение пункта 22.9 правил дорожного движения на водителя могут быть наложены штрафные санкции.

Для чего необходимо

При езде на автомобиле постоянно возникают опасные ситуации, которые могут быть связаны:

  • с возможностью попадания в дорожную аварию;
  • с необходимостью экстренного торможения;
  • с крутым поворотом.

Каждая ситуация может повлечь причинение вреда здоровью водителю и пассажирам. Поэтому при эксплуатации автомашины большое внимание уделяется безопасности.

Средствами безопасности в автомашине являются:

  • подушки безопасности, которые могут быть установлены как для пассажиров, сидящих на передних сидениях, включая водителя, так и для пассажиров, расположившихся на задних сидениях. Подушки безопасности выручают достаточно часто, особенно при возникновении аварийной ситуации;
  • ремни безопасности. По правилам ремни должны иметься для всех пассажиров.

Конструктивные особенности средств безопасности в автомобиле таковы, что они предназначены для людей, имеющих рост более 150 см.

Для маленьких пассажиров наличие стандартных ремней и подушек является недостаточным средством. Поэтому для детей были изобретены специальные автокресла.

Детские автомобильные кресла могут крепиться на любое сиденье и в любом положении (по направлению движения или против направления движения).

Все автокресла оснащены собственными ремнями безопасности, которые предотвращают движение маленького пассажира при возникновении чрезвычайной ситуации и удерживают его в безопасном положении.

При выборе детского средства безопасности требуется учитывать:

  • возраст ребенка. Для самых маленьких пассажиров разработаны кресла, удерживающие ребенка в полу горизонтальном положении, которое считается наиболее удобным. Для детей в возрасте 1 – 6 лет разработаны кресла с перекрестными ремнями безопасности. Для пассажиров более старшего возраста можно использовать кресла в форме подушки, которые не оснащены индивидуальными ремнями безопасности;

Целесообразность применения такого устройства обусловлена поднятием ребенка на уровень, при котором можно использовать стандартный ремень, являющейся комплектацией автомобиля.

  • рост ребенка. Для более маленьких детей кресла дополнены откидными спинками, чтобы можно было перевозить как в сидячем, так и в лежачем положении. В зависимости от возраста ребенка все удерживающие устройства подразделяются по группам:
  • уровень безопасности. Все кресла подразделяются по максимальному уровню безопасности пассажира и могут быть снабжены дополнительными функциями;
  • стоимость и компанию производителя. Чем надежнее фирма – производитель, тем больше срок службы поддерживающего устройства и тем выше его стоимость.

Опираясь на вышеперечисленные факторы можно подобрать оптимальное устройство для малыша и сделать перевозку ребенка в автомобиле максимально безопасной.

До какого возраста детей нужно перевозить в специальном сидении

Согласно российскому законодательству маленьких пассажиров требуется перевозить в специализированных удерживающих устройствах в возрасте до 12 лет.

В последнее время появляется много предложений по выбору иного ограничения, например, рост ребенка (что, по мнению автомобилистов, было бы наиболее удобным вариантом), но все они пока не приняты.

Стоимость

Стоимость автомобильного устройства безопасности варьируется в зависимости от:

  • группы автокресла;
  • компании – производителя;
  • дополнительных функций.

В таблице приведен ценовой диапазон стоимости детских автомобильных кресел:

Группа автокресла Ценовой диапазон, руб.
0 2 900 – 36 000
Наиболее дорогие модели оснащены боковой поддержкой, удерживающей малыша в определенном положении
0+ 3 000 – 39 000
Автокресла могут быть оснащены:
— защитой от солнца;
— боковой поддержкой;
— регулируемыми по длине ремнями;
— водоотталкивающей пропиткой
I 2 500 – 27 000
Дополнительно кресла оснащаются регулировкой по высоте, что способствует увеличению срока службы устройства
II 2 000 – 20 000
Автокресла могут регулироваться по высоте двумя способами:
— выдвижением подголовника;
— увеличением спинки кресла.
Кроме этого кресла могут регулироваться по ширине
III 500 – 15 000
Наиболее дешевыми являются автокресла в идее подставки (подушки), в которых ребенок пристегивается автомобильными ремнями безопасности.
Более дорогие модели сделаны в виде стандартного кресла с регулировкой в трех направлениях: ширине, длине, высоте.

Сумма штрафа за перевозку ребенка без детского кресла

Штраф за перевозку ребенка без кресла с 2018 года или с нарушением требований, установленных правилами дорожного движения предусмотрен в размере 3 000 рублей .

Рассматриваемый штраф введен в действие Федеральным Законом №196 от 27.03 2013.

Ранее сумма штрафных санкций составляла 500 рублей . Увеличение суммы штрафа вызвано пренебрежением большим количеством водителей к требованиям ПДД, что приводит к увеличению аварий, где в числе пострадавших присутствуют дети.

Штраф может быть наложен на водителя в двух ситуациях:

  • при полном отсутствии автокресла при перевозке ребенка;
  • при несоответствии кресла принятым стандартам.

Требования, которые выдвигаются к конструкции детских поддерживающих устройств, четко прописаны в следующих документах:

  • Правилах ЕЭК ООН №44. В настоящее время действует 3 и 4 редакции первоначального соглашения. Данные правила распространяются на все европейские государства, включая РФ;
  • , являющийся национальным российским стандартом, разработанным на основании выше представленного документа.

Как и где нужно уплатить штраф

Произвести оплату штрафа за отсутствие или несоответствие детского автокресла принятым стандартам можно:

  • в любом банке , расположенном в регионе проживания автовладельца, ставшего правонарушителем. В банках может взиматься комиссия за перевод денежных средств;
  • в банкомате с использованием наличных денежных средств или средств, имеющихся на банковской карте. При проведении платежа так же может взиматься дополнительная комиссия;
  • в терминале быстрой оплаты , например, систем Киви или Элекснет. Для оплаты потребуется ввести номер и дату составления протокола об административном правонарушении, а так же ФИО виновника. Оплата, так же как и в банкомате может быть проведена наличными деньгами или средствами с банковской карты;
  • через онлайн банк , обслуживающий имеющуюся в наличии банковскую карту. Оплату можно провести, не выходя из дома или офиса. Чтобы воспользоваться услугами интернет банка требуется предварительная регистрация в системе. Оплата производится исключительно со средств, имеющихся на счете карты;
  • через портал государственных услуг. На этом интернет ресурсе можно не только произвести оплату штрафа, но и проверить наличие наложенных наказаний за административные правонарушения. Оплата производится через различные платежные системы с использованием денежных средств, располагаемых на счете банковской карты. При переводе денег взимается комиссия;
  • средствами с электронных кошельков непосредственно в соответствующих платежных системах, например, Киви, Вебмани, Яндекс. Деньги. Размер комиссии зависит от выбранной платежной системы.

Для оплаты любым способом потребуется знать номер постановления об административном правонарушении, дату составления документа и ФИО провинившегося водителя.

Если штраф выписывается сотрудниками автоинспекции непосредственно на месте нарушения правил, то водитель получает копию постановления и квитанцию с суммой штрафа. В этих документах можно найти все данные, необходимые для платежа.

Доказательством оплаты штрафа служит чек, выдаваемый банкоматами, терминалами или операционистами банка или квитанцией, которая приходит на электронный ящик (при онлайн оплате штрафных санкций). Квитанцию или чек требуется сохранять в течение 3 лет.

В настоящее время на территории РФ введено новое правило, позволяющее правонарушителям оплачивать только ½ часть выписанного штрафа.

Данное действие возможно, если оплата наложенного штрафа производится в течение 20 дней с момента вынесения постановления.

Неоплата административного штрафа может привести к судебному разбирательству.

Необходимость взыскивать денежные средства после суда будет возложена на судебных приставов, которые имеют право изымать имущество автовладельца в пользу государства.

Неоплата так же может привести к ограничению выезда за пределы РФ или лишению водительских прав.

При перевозке детей особое внимание должно уделяться их безопасности. Для увеличения степени безопасности маленьких пассажиров были разработаны специальные автокресла, требования к которым строго регламентированы.

За несоблюдение ПДД налагается административный штраф, который подлежит оплате.

Видео: Штраф за перевозку детей в автомобиле без детского кресла вырастет до 3 тысяч рублей

С 2007 года законодательством регламентировано строгое наличие детского автокресла. Его использование – залог безопасности самых близких родных. Попустительство карается самой жизнью – в сети масса наглядных примеров на эту тему. И без подсчета утомительной статистики, факты и последствия красноречивы. Кроме того, существенна и материальная ответственность за неиспользование предмета, обеспечивающего безопасность ребенку во время движения. Об этом подробнее.

Правила предусматривают следующие пункты, без выполнения которых, штраф за езду без детского автокресла, неминуем:

  • Безопасность обеспечивается моделью автокресла, соответствующего комплекции ребенка, возрасту и ГОСТу.
  • Кресло обязательно фиксируется без возможности сдвига во время движения. Это обеспечивается специальными креплениями и ремнями с возможностью регулировки.
  • Водитель должен иметь возможность видеть ребенка и обслуживать его. То есть протягивание руки или передача предметов не должна стать проблемой.
  • Установка автокресла разрешена как на заднем, так и на переднем сиденье, если основная платформа достаточно оборудована для этого.

Особенности детских кресел для авто

Коль мы заговорили о стандартах, то следует рассмотреть варианты «правильных кресел» для безопасного движения и гарантированного отсутствия штрафов. Итак:

  • Ребенку до 1 года требуется «люлька», так как практически всегда малыш находится в горизонтальном положении. Фиксация ремня проходит через живот, а в сложенном положении имеет 3 удерживающие точки.
  • До 1,5 лет, кресло устанавливается в любом положении – по ходу движения или против него. Так, водителю, зачастую это женщины, удобно контролировать собственное чадо.
  • До 5 лет, кресло должно иметь пяточек фиксации ремня. В этом возрасте, дети отличаются большой подвижностью, без понимания ситуации.
  • От 7 до 12 лет, классического кресла не требуется. Подойдет бустер или кресло без спинки с ограничителем основного ремня безопасности.

Любые покупки без «примерки» чреваты тратой денег и неудобством малыша во время движения. Не стоит останавливаться на низкой стоимости – скорее всего, модель небезопасна.

Нюансы

Положения предусматривают обязательное выполнение всех пунктов для детей до 12 лет и роста до 1,5 м. Но это не говорит о том, что после превышения параметров, отпрыски становятся взрослыми. На этот случай предусмотрено следующее:

Пассажиры, не достигшие 12 лет, но имеющие рост более 1,5 м, усаживаются на заднее сиденье, имеющее конструктивную особенность – позволяющее пристегнуть ребенка ремнем не только через талию, но и через плечо без сдавливания в случае ДТП. В этом случае штраф за отсутствие детского кресла владельцу машины не угрожает.

Итак, о неприятном. До 2013 года взыскание составляло 500 рублей. На основании статьи 12.13 КоАП, наказание стало жестче. А именно:

Штраф за отсутствие детского кресла для детей до 12 лет возрос до 3 тыс. рублей.

Аналогичное наказание последует, если ребенок находится на заднем сиденье без жесткой фиксации ремня в нескольких положениях.
Имеет ли смысл экономить на приобретении, если штрафы внушительны, при этом безопасности ребенка угрожает движение?

Верховный суд (ВС) отменил штраф ГИБДД 3 тыс. руб. в отношении водителя, который использовал для перевозки ребенка не автокресло, а адаптер ремня безопасности. ВС сослался на то, что это устройство соответствует текущему законодательству. Впрочем, как пояснили ‘’Ъ’’ в Росстандарте, ГОСТ, на который ссылается суд, давно устарел, в Европе и России адаптеры запрещены еще с прошлого года. Частично ситуацию с перевозкой детей могла бы разрешить новая редакция ПДД, разработанная ГИБДД по поручению президента. Но в виде одобренных правительством изменения в ПДД до сих пор не вышли.


Решение Верховного суда касается случая, который произошел с водителем А. Ю. Кайгородовым из Екатеринбурга в апреле 2016 года. Он был остановлен инспектором ДПС и оштрафован на 3 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ) за перевозку ребенка с помощью адаптера ремня (или так называемой направляющей лямки). От традиционного автокресла адаптер отличается тем, что ребенок остается на штатном сиденье, при этом ремни безопасности перенаправляются, чтобы при ударе ребенок не повредил внутренние органы. После происшедшего господин Кайгородов обратился сначала в Верх-Исетский районный суд, а потом в Свердловский областной суд, на всех уровнях действия ГИБДД были признаны законными. И только ВС встал на защиту автовладельца, отменив решение ГИБДД и всех нижестоящих судов.

Напомним, что действующие ПДД описывают особые условия для перевозки детей младше 12 лет. На заднем сиденье они могут перевозиться с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней». На переднем сиденье ребенка можно перевозить только с помощью «детских удерживающих устройств». Что собой представляют «детское удерживающее устройство» и «иные средства» в ПДД не расшифровывается.

Верховный суд подтвердил, что использование адаптера ремня (в данном случае - производства костромского ООО «Предприятие ФЭСТ») является законным. Судья Владимир Меркулов в своем решении ссылается на ГОСТ 2005 года, в котором сказано: детские удерживающие устройства могут быть как цельной конструкции (традиционные автокресла), так и «нецельной конструкции», включающие в себя «частичные удерживающие устройства» (бустеры, адаптеры), которые позволяют использовать штатный ремень безопасности. По мнению ВС, ФЭСТ имеет статус «частично удерживающего устройства», поэтому использовать адаптер можно, а штраф, наложенный ГИБДД, незаконен.

С юридической точки зрения решение ВС абсолютно логично, говорит зампред общественного совета Минтранса Наталья Агре. При этом она напомнила, что споры по поводу безопасности адаптеров ремней и бустеров ведутся экспертами уже давно. ГИБДД несколько лет вела консультации с экспертами, чтобы, с одной стороны, упростить правила перевозки (обязанность возить в кресле крупного ребенка ростом 140–150 см у многих родителей вызывает недоумение), с другой - исключить применение дешевых некачественных устройств, заменяющих настоящие автокресла. Испытания НАМИ показали: адаптеры могут нанести вред ребенку при ДТП, независимые испытания, проведенные в рамках передачи «Главная дорога» на НТВ, показали, что ребенок при ударе из-под адаптера ремня просто выскальзывает.

При этом ФЭСТ результаты российских испытаний фактически не признает, приводя в пример результаты испытаний, проведенных в лаборатории в Венгрии, по итогам которых получены заключение и вся необходимая документация для продажи адаптеров. Распространяемая по поводу их небезопасности информация - это действия «недобросовестных конкурентов с применением административного ресурса», считает директор «Предприятия ФЭСТ» Владимир Михайлов.

На ГОСТ Р 41.44-2005 при принятии каких-либо решений ссылаться не стоит, поскольку он давно потерял актуальность, пояснили ‘’Ъ’’ в Росстандарте. «Он был разработан на основе 44-го правила ООН в редакции 2005 года,- рассказал ‘’Ъ’’ замглавы ведомства Алексей Кулешов.- Сам по себе он является добровольным. Обязательным является 44-ое правило ООН в текущей редакции, так как ссылка на это правило (со всеми изменениями) содержится в техническом регламенте таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, устанавливающем обязательные требования. Еще в июне 2016 года были приняты изменения в 44-ое правило ООН, поэтому сегодня направляющие лямки и адаптеры не признаются детскими удерживающими устройствами». В связи с принятыми поправками компания «ФЭСТ» уже начала отзыв своей продукции, соответствующая программа уже согласована с Росстандартом, сообщали ранее в ведомстве.

Вместе с тем еще в прошлом году по итогам Госсовета по безопасности дорожного движения президент Владимир Путин поручил внести изменения в законодательство, согласно которым перевозка детей будет осуществляться исключительно с помощью автокресел или бустеров. Необходимые изменения в ПДД Госавтоинспекция подготовила еще в конце года (в президентском поручении закреплен срок 15 декабря 2016 года), направив проект в правительство РФ, но новые правила до сих не подписаны и не опубликованы. Ранее в СМИ проходила информация о том, что новые правила якобы вступили в силу 1 января 2017 года, но это не соответствует действительности. В предложенных поправках Госавтоинспекция, напомним, предложила новый термин - «детская удерживающая система», под которым подразумевается автокресло или бустер, при этом использование адаптеров запрещается. При этом вводится некоторое смягчение правил: для перевозки на заднем сиденье детей младше семи лет автокресло или бустер должны использоваться, при перевозке детей старше семи лет - на усмотрение родителя.

Что касается бустеров, то споры по поводу их безопасности также ведутся, поскольку они не обеспечивают фиксацию головы ребенка во время ДТП (слабые детские кости могут сломаться при ударе). В связи с этим в Европе с февраля 2017 года запрещена продажа бустеров для перевозки детей ростом ниже 125 см и весом менее 22 кг.