Роль семьи в предупреждении девиантного поведения подростков. Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Леус Э. В.

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и

Администрации Архангельской области по проекту №06-06-48604 а/С

Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях знаний. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело со сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов, а девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов - юридических, моральных или социальных; девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям, которые могут быть спорными (Змановская Е.В.). Тем более важным является выявление причин подобного поведения и составление социально-психологической характеристики несовершеннолетних, исходя из их семейного анамнеза. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, формируется его отношение к окружающему миру и модели поведения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи (Фролов С.С.).

Для изучения семейного и криминального анамнеза несовершеннолетних, поступающих в закрытое исправительное учреждение, авторами была разработана «Социальная анкета», по аналогии с разнообразными методиками, например Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой (1995), Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Кляйберг Ю.Б., 2003), Вводное неструктурированное интервью с подростком (Д-ОЭРШ) (Корнилова Т.В. и др., 2005) и др.

С помощью анкеты, учитывающей факторы социального риска, нами были исследованы 65 несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в спецшколе. По существующему законодательству пребыванию в закрытом учреждении исправительного типа подвергают несовершеннолетних, совершивших уголовно или административно наказуемое преступление. В подобных учреждениях содержатся подростки 10-16 лет. В процессе работы были установлены и подтверждены факторы социального риска по формированию отклоняющегося поведения несовершеннолетних, определяющие специфику их социальной ситуации развития

Давно отмечено, что преступники часто происходят из распавшихся семей, в которых отсутствуют один или оба фактических родителя. В нашем исследовании выявлено, что 81,5% несовершеннолетних проживает в семьях, 9,2% - в семьях с опекунами (в основном это бабушки), и всего 7,7% - в детских домах. Но есть уточняющие факты, которые подтверждают данное положение. Так, 26% пережили смерть родителей. Считается, что отсутствие по крайней мере одного биологического родителя связано только с некоторыми формами делинквентности, особенно со статусны­ми правонарушениями несовершеннолетних, такими как прогулы или побеги, а мальчики из семей без от­ца более агрессивны и имеют более низкий уровень морального развития. По поводу влияния распада семью или наличия родителей существует несколько точек зрения: 1) связь между неполной семьей и делинквентностью наибо­лее очевидна, когда семья распадается в результате развода, оставления семьи одним из родителей или раздельного проживания супругов, и менее очевидна в случае смерти одного из родителей, а мальчики, выросшие без отца, чаще имеют судимости, чем мальчики из целых семей, однако не отличаются от мальчиков из целых, но конфликтных семей; 2) ребенок чаще всего начинает прогуливать школу и сбегать из дома, когда мать не заботится о нем, игнорирует его в результате развода или ухода отца из семьи; 3) дополнительные заботы и обя­занности матери-одиночки сокращают возможности надзора за ребенком, недостатком надзора можно также объяснить вывод о том, что так называемые «дети с ключом на шее», которые возвраща­ются из школы в пустой дом, поскольку мать еще работает, более чувствительны к давлению сверстников в отношении совершения антисоциальных поступков, однако это варьируется в зависимости от материнского стиля воспитания; 4) отсутствие отца само по себе является критическим фактором, так как у детей нет модели мужского поведения (Беличева С.А.). В подтверждение данных гипотез можно привести следующие данные: анализируя семейную ситуацию выяснилось, что у 18,5% отца не было, а 28% правонарушителей проживает в неполных семьях с одним из родителей, чаще матерью. Лишь 13% подростков происходят из полных семей с родными родителями, 14% - из полных семей с отчимом или мачехой, т.е. отношения официально оформлены, 28% - из условно полных семей с сожителем, часто без постоянных отношений. Если рассматривать семейную ситуацию глубже, то выясняется, что у 13,8% подростков умерла мать, у 18,5% - отец. Лишены родительских прав 3% матерей и 1,5% отцов. В полных семьях с мачехой воспитываются 2% подростков, с отчимом - 12,3%, тогда как неоформленных браков гораздо больше: 7,7% - с сожительницей отца и 24,6% - с сожителем матери. Кроме того, у 1,5% отец находится на излечении (проживает) в психиатрической больнице, у 4,6% - в местах лишения свободы.

Также отмечено, что несмотря на рецидивы преступного поведения у детей, неоднократные нарушения общественного порядка, лишь 10% матерей лишены родительских прав, а в одной семье – оба родителя, зато административной ответственности и штрафу за уклонение от воспитания ребенка подвергались 54% родителей.

Преступники все же чаще, чем непреступники, имеют криминальных родителей или родственников. В исследуемой выборке 30,8% подростков имеет судимых родителей, в основном это старший брат или отец/отчим, но встречаются и мать, и старшая сестра. Считается, что эта связь обусловлена генетическими факторами, общими у родителя и ребенка, либо же родители служат моделями антисоциального поведения.

Большой размер семьи - это еще один установленный коррелят делинквентности. Наши данные показали, что 44,6% происходит из многодетных семей с тремя и более детьми, а в 61% случает это младший или единственный ребенок в семье. Связь делинквентности с большой семьей может, таким образом, отражать тенденцию растущих в ней детей больше полагаться на своих сиблингов, выступающих для них в качестве моделей и источников социального обучения.

Предположительно, трудные семьи – криминальные, неполные, с хроническим алкоголизмом в анамнезе – пронизаны негативной энергией и отношения в них складываются сложно, так как семья не выполняет свою основную функцию – поддержки ее членов, обеспечения защиты и спокойствия, создания необходимых для развития условий. В данном исследовании установлено, что всего в 14% семей имеются хорошие взаимоотношения, безразличные отношения, сожительство характерны для 42%, плохие же отношения с частыми скандалами, упреками, дебошами – у 46% семей. Тем не менее, официально применение физического и психического насилия зафиксировано лишь в 9% семей.

Хотя в настоящее время принято считать, что делинквентность слабо связана с принадлежностью к социальному классу, факт остается фактом: делинквенты в общем и целом чаще происходят из «обездоленных» семей, которые вследствие материальных затруднений живут в нищете, в убогих и тесных лачугах, и зависят от социальных пособий. По имеющимся сведениям, 50% матерей и 35% отцов не работают, источником доходов являются пенсии по утрате кормильца в случае смерти одного из родителей, детские пособия, пенсии родителей или скудные заработки на неквалифицированной низкооплачиваемой работе. 80% детей – из малообеспеченных семей или с доходом ниже прожиточного минимума и лишь 20% из семей со средним достатком. Семьи всех детей обеспечены жильем, причем 69% проживают в отдельной квартире, 13% - в коммунальной квартире, 3% в частном доме, 8% в общежитии или бараке, 3% в детском доме. Санитарное состояние жилья удовлетворительно в 60% случаев, неудовлетворительно (ветхое, требует серьезного ремонта) – в 28%, хорошее – в 12%. Свое место для сна и уроков, хотя чаще лишь для сна, имеет 87% контингента.

Еще одним провоцирующим фактором является алкоголизация родителей, так по 36% матерей и часто употребляют алкоголь, а 41% матерей и 45% отцов страдают хроническим алкоголизмом. Разрушение личности родителей, отсутствие заботы и агрессия по отношению к детям провоцируют последних на необходимость защищаться и адаптироваться к существующим обстоятельствам. Так 100% исследуемых делинквентов уклонялись от учебы, 51% были в разном возрасте оставлены на повторное обучение, а 14% обучались в классах коррекции, выравнивания или на дому. 65% уходили из дома и бродяжничали, 5% попрошайничали, 5% крали деньги из дома, 9% являлись членами преступной группировки. Кроме того, проявлялись такие виды асоциального поведения, как хулиганство, поджоги, вандализм, использование ненормативной лексики, ложь. Агрессивное поведение было отмечено у 38% подростков и проявлялось в применении насилия к несовершеннолетним, в основном с целью вымогательства или завладения чужим имуществом.

Таким образом, современный подросток, совершивший уголовно или административно наказуемое преступление, проживает в городе, происходит из неполной или многодетной семьи. Родители его либо не работают и ведут аморальный образ жизни, либо выполняют низкооплачиваемую работу в силу своего образования. Имеют отягощенную наследственность в виде алкоголизма родителей. С детства испытали нужду, так как семья находится за чертой бедности. Все это проявляется и в определенных личностных характеристиках ребенка. У несовершеннолетних отмечены одновременно избыточно выраженные тенденции и антитенденции, т.е. компенсирующие полярные свойства, являющиеся причиной значительной эмоциональной напряженности и внутреннего конфликта, так у 29,7% испытуемых отмечено одновременное обострение таких полярных свойств, как ригидность и лабильность, у 27% - экстра- и интровертированность, у 21,6% - агрессивность и тревожность, у 13,5% - спонтанность и сензитивность. Данные антагонизмы могут свидетельствовать о силе противоречий, характерных для подростков.

Тем не менее, по показателям ригидности и интроверсии в выборке отсутствуют максимальные значения, для 13,5% подростков свойством, затрудняющим приспособление и создающим проблемы для него самого или для окружающих, является высокая экстравертированность, которая проявляется в неразборчивости и назойливости в межличностных контактах. 5,4% испытуемых показывают максимально выраженную стеничность в виде склонности к агрессивным высказываниям или действиям. Столько же подростков обнаруживают высокую сензитивность, которая свидетельствуют о невротической структуре переживаний. По 2,7% контингента демонстрируют ярко выраженную спонтанность и высокую им­пульсивность, лабильность с избыточной эмотивностью, чертами выраженной демонстративности, с истероидными проявлениями и тревожность со склонностью к навязчивым страхам и па­ническим реакциям, как признак дезадаптивного состояния.

В связи с тем, что дети и подростки более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их созвездие, составляющее определенные типы. Чаще всего в виде таких черт в нашем исследовании являются интроверсия, которая отражает застенчивость и недостаточную общительность, и лабильность, как показатель изменчи­вости настроения, мотивационной неустойчивости – по 59,5% подростков. Сензитивность повышена у личностей впечатлительных и весьма чувствительных к давлению окружающей среды - 51,4% выборки. Ригидность же в 43,2% случаев выявляет устойчивость к стрес­су и педантизм. По 37,8% подростков имеют акцентуированную экстравертированность, которая в данном случае свидетельствует об избыточной общительности, и спонтанность, проявляющуюся раскованностью поведения и стремлением к лидированию. У 35,1% испытуемых тревожность, как акцентуация, проявляется в виде повышенной мнительности и боязливости. 32,4% контингента проявляют эгоцен­тризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих.

Как видно из материалов исследования, семья зачастую выступает провоцирующим фактором риска по формированию асоциального и противоправного поведения несовершеннолетних, что вызывает необходимость постоянной работы с семьей. Кроме того, было выявлено, что интровертированность и лабильность, как черты характера, являются наиболее предпочтительными у несовершеннолетних правонарушителей. Умение быть в тени, менять свои планы и настроения, уподобляясь хамелеону и чувствуя направленность окружающих и лидеров, позволяет быть «как все», не выделяясь, или на время затаиваться, уходить от общения, что позволяет подросткам, не обладающим лидерскими качествами и сильным характером, либо не зарекомендовавшим себя в группе, эффективно адаптироваться к условиям.

Неблагополучная семья: что это?

Сегодня неблагополучной семьей принято называть такую семью, которая обладает достаточно низким социальным статусом. Родители попросту не справляются с теми обязательствами, которые возложены на них, так как они с трудом могут нести ответственность за собственные поступки. Что касается функциональности и, что самое главное, адаптивных способностей неблагополучных семей, то они существенно ниже, чем у социально ответственных семей. Родители в означенных семьях могут страдать от вредных привычек или намеренно игнорировать собственного ребенка, что приводит к тому, что процесс воспитания проходит с большими трудностями, медленно и, как правило, абсолютно малорезультативно.

Ребенок в семье с родителями, проявляющими отклоняющееся поведение, испытывает существенный дискомфорт и стресс, осознает, что взрослые не следят за ним и даже пренебрегают, может подвергаться не только жестокому обращению, но даже и насилию различного характера.

Замечание 1

Главная характеристика неблагополучной семьи – отсутствие любви супругов друг к другу и к ребенку. Такая семья не способна удовлетворять нужды ребенка, защищать его права и законные интересы.

Неблагополучные семьи, в которых родители отличаются девиантным поведением, могут классифицироваться в соответствии со степенью нарушения во взаимоотношениях между членами семьи, а также тех нарушений, которые мы можем отметить в поведении родителей и, соответственно, самих детей:

  • Проблемная семья – это такая семья, которая отличается нарушениями в исполнении функциональной части своих обязательств. Чаще всего, такое происходит из-за педагогической несостоятельности родителей, а также из-за того, что они сами не знают, как воспитывать своих детей. По сути, семья это неконфликтная, но присутствует дисгармоничный стиль семейного воспитания. Он может быть авторитарным, а может быть гипоопекающим или даже гиперопекающим;
  • Кризисная семья – в рамках этой семьи ее члены переживают внешний или внутренний кризис. Меняется состав семьи, дети взрослеют и в дальнейшем покидают родительский дом, может произойти развод супругов или смерть одного из них. Нередко родители проявляют признаки девиации при потере работы или жилья, ведь им приходится выживать, используя для этого нестандартные и даже противозаконные методы.
  • Асоциальная - в ней есть такие проблемы, как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей, стремление к совершению различных нарушений. Как правило, отношения между детьми и родителями отсутствуют, так как дети пытаются скрывать истинный род деятельности родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми при их наличии.
  • Аморальная – это тип семьи, которая полностью утратила любые семейные ценностей. В семье присутствуют проявления девиаций – алкоголизм, употребление наркотиков и иных запрещенных веществ. С детьми обращаются очень жестоко, не занимаются их воспитанием и обучением, а также условия жизни детей довольно опасны. В данном случае необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, так как детей в буквальном смысле этого слова нужно спасать от социально опасных родителей.

Роль неблагополучной семьи в формировании поведения ребенка

Как мы уже отметили, неблагополучными семьи могут стать по разным причинам, и их влияние на детскую психику и на то, как будет складываться жизнь ребенка в будущем, просто колоссальное. Чаще всего, конфликты в семье заставляют ребенка волноваться о жизни его родителей, а также озаботиться о собственном существовании. Наблюдая за тем, как отец и мать вступают в словесную перепалку, и если они поднимают руку друг на друга, ребенок берет с них пример. Он начинает проявлять агрессию в отношении других детей или взрослых, хотя, если он в маленьком возрасте, то он даже не до конца осознает то, что он делает.

В нравственно неблагополучных семьях, где родители страдают от алкогольной и наркотической зависимостей, а также проявляют агрессивное отношение к ребенку, дети также, видя это, начинают воспринимать подобное в качестве нормы. Им не кажется, что алкоголь или табакокурение – это нечто плохое, хотя окружающие оказываются в ужасе, когда видят малыша с сигаретами. Здесь очень важна работа с детьми со стороны социальных служащих, а также педагогов, которые, видя сложность ситуации, пристраивают ребенка в приют и детский дом.

Не редки случаи, когда ситуация полностью выходит из-под контроля, и здесь необходимо не просто забирать ребенка: его надо спасать от собственных родителей, а затем работать и восстанавливать психику. Родители, чувствуя свою вседозволенность, могут подвергать ребенка насилию, как физическому, так и моральному, а еще и сексуальному. Дети боятся говорить об этом даже с самыми близкими друзьями. Когда напряжение достигает пика, то они могут пытаться сбежать из дома, а если это не получается, то предпринимаются попытки суицида.

Таким образом, родители с девиантным поведением могут быть гораздо опаснее, чем простые беспредельщики с улиц. Некоторые дети, оказавшиеся в неблагополучных семьях, отмечали, что только в семье, с самыми близкими людьми они чувствовали самую большую опасность для своей жизни и здоровья. Поэтому важна работа социальных служащих, которые должны контролировать неблагополучные семьи, где к детям проявляется агрессия и пропагандируются вредные привычки, а также девиантное поведение выставляется как нормальное и единственно приемлемое. Также важно работать и с родителями: это постановка на учет, применение системы административных наказаний. Если нарушения выходят за рамки административной ответственности, то это обязательно уголовные разбирательства, а также принудительное лечение и последующая реабилитация. Контроль будет вестись даже после того, как родители вернутся в нормальное состояние, а ребенок будет вновь отправлен в семью, так как не всегда люди могут быстро адаптироваться к нормальной жизни после подобных проявлений.

Введение

Литература

Введение

Актуальность рассматриваемой в настоящей работе проблемы определяется той ролью, которую занимает семья в воспитании ребенка, в частности особой значимостью общения родителей и детей в формировании социально значимых ценностей ориентиров в поведении ребенка.

Выбранная тема важна, своевременна в теоретическом и практическом плане, так как позволяет акцентировать внимание исследователей на отдельных проблематичных аспектах рассматриваемой темы.

Исследования учёных показывают, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом (И.С. Кон).

Проблемой девиантного поведения семьи занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи: Алешина Ю.Е., Варга А.Я., Карабанова О.А, Минияров В.М., Обозева А.Н., Самоукина М.В., Соколова Е.Т. Юнг К.Г., Юстицкий В, Эйдемиллер Э.Г. и другие.

Идеи научного изучения влияния девиантного поведения на характер внутрисемейных отношений получили свое основание в трудах: Варга А.Я. «Типы неправильного родительского отношения», Обозевой А. Н. «Психологические проблемы семьи», Самоукиной М. В. «Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России», Скиннер Р., Клииз Д. «Семья и как в ней уцелеть», Балцевич В.А. «Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения» и др.

Вместе с тем, не смотря на серьезность и разработанность темы «Психология взаимоотношений детей и родителей в семье с детьми девиантного поведения», в настоящее время остается еще ряд вопросов практического характера.

Это привело к необходимости выбрать тему исследования: «Роль семьи в формировании у детей отклоняющегося поведения».

Исследование психологических аспектов взаимодействия родителей с детьми, имеющими девиантное поведение, а также найти эффективные подходы для адекватного их решения.

Сегодня как никогда остро стоит проблема воспитания ребенка в духе уважения личности других людей, ориентация на неманипулятивные, ненасильственные способы общения, равноправное сотрудничество с другими членами общества.

Построение рациональных, гуманных отношений, основанных на взаимопонимании между родителями и детьми, как раз является одним из залогов успешного решения данной проблемы. Данные соображения и привели к необходимости выбрать тему исследования.

Исследователи выделяют 5 типов родительских отношений:

Невмешательство

Паритет

Сотрудничество

Использование неэффективного типа родительских отношений ведет к возникновению тревожности, отклоняющегося поведения у ребенка.

Объектом настоящего исследования является процесс влияния семьи на личность ребенка.

Предметом настоящего исследования является процесс формирования у детей девиантного поведения.

Основной целью настоящего исследования является изучение роли семьи в формировании отклоняющегося поведения.

Для достижения сформированной цели в ходе выполнения исследования будут решаться следующие задачи:

Изучение особенностей современной семьи, выявление ее сущности, структуры и функции, а также выявление основных особенностей современной семьи.

Изучение влияния социальных и наследственных факторов на формирование отклоняющегося поведения.

Анализ психологических особенностей детско-родительских отношений, а также их определяющей роли в развитии современной семьи.

Изучение различных аспектов работы психолога в таких семьях.

В процессе подготовки исследования была выдвинута следующая гипотеза: в современных семьях существуют различные модели взаимоотношений между родителями и детьми с девиантным поведением, обусловленные:

Составом семьи

Уровнем ее социальной активности

Степенью доверия и взаимопонимания между членами семьи.

В качестве методологической базы в настоящем исследовании использовались следующие идеи, изложенные в работах таких авторов как: Ковалев С.В. «Психология современной семьи», Москва 1988 г., Клюева Н.В. «Педагогика и психология», Москва 2004 г., Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.,1998., Крупина И.В. «Основы семейного воспитания» // Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого – 2е изд. – М,1996, Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» – М., 2000, Хоментаускас Т.Т. «Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Вопросы психологии».- 1996. и др.

В качестве методов настоящего исследования использованы:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, список которой приведен в конце работы;

Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование.

В работе были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Рисунок семьи» А.И. Захарова; тест «Незаконченное предложение» Н.Е. Щурковой; тест «Достаточны ли ваши контакты с детьми?» Р.В. Овчаровой.

Теоретическими основами исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии семьи А.Я. Варга, В.В. Столина, А.С. Спиваковской, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкого В.В. и др.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе школы-интерната № г. . В исследовании приняли участие подростки 6-х классов в количестве 20 человек и их родители, из них сформированы экспериментальная группа, включающая в себя 10 человек и контрольная, также из 10 человек. Возраст учащихся 11-13 лет.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в нем изучена роль семьи в формировании у детей отклоняющегося поведения, систематизированы материалы по проблеме взаимоотношений родителей и подростков в психолого-педагогической литературе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные результатов исследования роли семьи в формировании отклоняющегося поведения и разработанные рекомендации психологу по оптимизации детско-родительских отношений могут быть использованы школьными психологами в целях оптимизации взаимоотношений родителей с подростками. Материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе педагогов-психологов, социальных педагогов и студентов педагогических ВУЗов на спецкурсах по выбору, на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке психологов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Особенности влияния взаимоотношений в семье на формирование у детей отклоняющегося поведения

1.1.Сущность, структура и функции семьи

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это, в частности, с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона .

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности влияния взаимоотношений в семье на формирование у детей отклоняющегося поведения………………………………………………7

1.1. Характеристика современной семьи (сущность, структура, функции)….7

1.2. Основные факторы неправильного воспитания …………………………14

1.3. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование отклоняющегося поведения ……………………………………………………20

Глава 2. Исследование роли семьи в формировании отклоняющегося поведения………………………………………………………………………...23

2.1. Психологические особенности детско-родительских отношений влияющих на появление отклонений в поведении детей……………………..23

2.2. Методика и процедура исследования проблемы………………………….32

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. Рекомендации психологу по оптимизации детско-родительских отношений ………...……..35

Заключение ………………………………………………………………………42

Список литературы ……………………………………………………………...47

Приложения……………………………………………………………………...50

Список литературы

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991

2. Варга Д. Дела семейные. - М.: Педагогика, 2006.- 158 с.

3. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. Автореф. канд. дисс. М., 1987.

4. Варга А. Я. Типы родительских отношений. – Самара, 1997.

5. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. – В кн. Человек в системе наук. М., 1989.

6. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.22-26.

7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., Медицина, 1982.

8. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско-родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада). // I Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.

9. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 128-129.

10. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого – 2е изд. – М,1996

11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М., 2000

12. Куттер П. Принуждение в неврозе и в обществе. // Энциклопедия глубинной психологии, т.1. М., MGM-Inte
a, 1998.

13. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984.

14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.

15. Малярова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологического исследования: теоретические и методологические проблемы //Автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: Ин-т социол. исслед. АН СССР, 1984. 19 с.

16. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

17. Обозева А. Н. Психологические проблемы семьи. –М., «Наука», 1982.

18. Руководство по предотвращению насилия над детьми /Под ред. Н.К.Асановой.-М.: Владос, 1997.

19. Самоукина М. В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России. – М., 1998.

20. Семья в психологической консультации / под ред. В.В.Столина. М., Педагогика, 1987.

21. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения / В.А. Балцевич и др. - Минск, 1989: Университетское. 142 с.

22. Сикорова В.И. Общение в семье как фактор формирования личности (опыт социально-психологического исследования) //Автореф. дис. … канд. филос. наук. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. 21 с.

23. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К вопросу об исследовании диалогической природы самосознания (тезисы доклада). // I Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.

24. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Svr-Аргус, 1995.

25. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности.// Семья и формирование личности./ под ред. В.В.Столина. М., МГУ, 1981.

26. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1995.

27. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1986

28. Столин В.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.

29. Хоментаускас Т.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Вопросы психологии.- 1996.- № 1.- 165 – 170 с.

30. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.,1998

31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. Л., Медицина, 1990.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

«Трудные» дети – не редкость в нашем обществе. Чаще всего одна причина такой «трудности» заключается в неблагополучии семьи, в которой воспитываются дети. Первым делом, сталкиваясь с нежелательным, часто опасным для общества или других людей поведением ребенка, специалисты анализируют условия, в которых проживает ребенок. И чаще всего оказывается, что эти условия (семья) относятся к разряду неблагополучных: алкоголизм родителей, жестокость родителей по отношению к ребенку, материально не обеспеченная или неполная семья и др.

Важными этапами становления личности, нравственно-этического воспитания и профилактики отклоняющегося поведения детей являются периоды дошкольного и школьного детства. Ребенку очень важно знать и понимать, что в семье его любят и принимают не только, когда он хорошо себя ведет, не докучает родителям, а просто потому, что он родился, живет, потому, что он есть. В это время закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе. Именно в это время начинает прослеживаться связь между стилем семейного воспитания (типичный характер взаимодействия родителей со своими детьми) и тем, какие нравственно-этические установки приобретет и закрепит в себе ребенок, с какими поведенческими особенностями «шагнет» в подростковый возраст.

Природа отклоняющегося поведения неоднородна, различают поведение делинквентное (широкий круг антиобщественных и противоправных действий) и девиантное (нежелательное, или опасное для общества отклонение от принятых социальных норм) . А.А. Александров выделил четыре типа делинквентности, каждый из которых коррелирует с определенным «семейным фоном» и характерологическими особенностями подростков правонарушителей.

Если делинквентное поведение характерно, скорее, для подростков, то девиантные формы наблюдаются начиная с дошкольного возраста и выражаются в различных характерологических реакциях. Например, реакция протеста , чаще всего она возникает, когда в семье конфликтная обстановка и выражается в капризах, отказе выполнять то, чего не хочется, с помощью крика, кидания игрушек и т.д. Очень ярко проявляющаяся в детском возрасте - реакция имитации – стремление подражать кому-либо. Ребенок чаще всего имитирует поведение, которое демонстрируют родители (старшие братья и сестры) в семье. Ребенок вдруг начинает толкаться или драться с другими детьми, при этом браниться, используя «взрослые обороты речи» из-за того, что что-то не получилось, его не поняли, забрали игрушку и т.д.

Раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности.

Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод слагается из беседы с ребенком, опроса родителей, сведений от других лиц, осмотра ребенка и наблюдения за его поведением.

Представление о психологической оценке особенностей характера дают такие проективные методики, как «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное» и др. Опросник для родителей «Определение особенностей родительского отношения» (Варга А.Я., Столин Л.). Личностные методики (ММPI, опросник Айзенка, опросник Басса-Дарки, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник).

Психолого-педагогическая коррекция направлена на формирование положительных мотивов поведения, помощь ребенку в осознании своих возможностей, соотношения «добро - зло», «идеальное - реальное», просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка, повышению их заинтересованности в ребенке, осознания стиля отношений в семье, предъявлению целесообразных требований к ребенку.


Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

28. Формирование отклоняющегося поведения в семье

Основными источниками формирования девиантного поведения являются:

–?сама личность с ее индивидуальными свойствами;

–?малые социальные группы – семья, школа, производственный коллектив;

–?общество в целом с его политической, духовной, культурно-воспитательной и другими функциями; влияние его происходит через политические, экономические и социальные условия жизни, жизненный опыт, внутриполитические и внешнеполитические события, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются только самой личностью.

Наиболее важным является воздействие малых социальных групп, в которых состоит личность. В малых группах реализуются социальные противоречия, свойственные обществу, на них сказываются социальные различия, определяющие образ жизни малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), в силу их самостоятельности возникают групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом, а иногда и групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности, расходятся с нравственными, правовыми и другими нормами общества, проявляясь в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Преступная направленность личности нередко формируется в семье, где ребенок приобретает основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. В семье может существовать ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей, негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания), и с семьи начинается вовлечение детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; особенно, если родители совершают аморальные проступки, преступления, имеют антиобщественные взгляды, а ребенок растет в нездоровой морально-психологической атмосфере конфликтности и рукоприкладства, неправильно воспитывается или вообще не воспитывается. Недаром преступления несовершеннолетних связываются с высокой конфликтностью в семье, и в то же время крепкая семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ Проблема классификации поведенческих отклонений Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения Медицинская классификация поведенческих расстройств Сравнительная характеристика поведенческих

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Раздел II ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Глава 1 ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение в проблему Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиацийВведение в проблемуПроблема отклоняющегося поведения

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение как результат научения Схема анализа

Из книги автора

Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги автора

Глава 1 ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности Профилактика отклоняющегося поведения Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности Стратегии

Из книги автора

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации Методы коррекции эмоциональных состояний Методы саморегуляции Когнитивное переструктурирование Методы

Из книги автора

12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество,

Из книги автора

Формирование нового поведения Жить своей жизнью – только своей, и ничьей больше! Многие из нас еще в начале жизни приобрели привычку вмешиваться в дела других людей. Мы слышали, как наши родители критически отзывались о своих друзьях или других членах семьи, о соседях, их

Из книги автора

Формирование нового поведения Осуждение плохо отражается на вас Осуждение нами других людей раскрывает наше личное самоощущение, что, как правило, почти незаметно, и поэтому так легко решить, что в нас-то самих нет того, что мы столь рьяно осуждаем в других (ведь нам

Из книги автора

Формирование нового поведения Расслабьтесь Это довольно просто. В первой главе мы уже говорили о необходимости позволять другим людям жить их собственной жизнью. Но сейчас я хочу сказать: Не лезьте не в свое дело! Не идите туда, куда не собирались и не хотели. Не

Из книги автора

Формирование нового поведения Умение жить Миллионы людей тратят годы, если не десятилетия своей жизни, мысленно прокручивая в своих головах жизни чужие. В группах Анонимных Алкоголиков, в рамках программы Двенадцати Шагов для семей и друзей алкоголиков, мне всегда

Из книги автора

Формирование нового поведения «Случайного» опыта не бывает В детстве мы учились определять свой опыт как «хороший» или «плохой». С возрастом стали называть его «обучающим» или «бессмысленным». «Духовным», «случайным», «трагическим», «удачным»… Оказывается, это очень

Из книги автора

Формирование нового поведения Быть бдительным, делая свой выбор Если вы ищете мира, то должны быть бдительны при совершении своего выбора. Эго часто склоняет нас сделать выбор в пользу сплетен, критики, сравнения, осуждения, ревности, страха и гнева – никогда такой выбор

Из книги автора

Формирование нового поведения Жить самому и давать жить другим Освободить себя от выполнения чужих дел – глубокий опыт свободы, подразумевающий, что каждый способен и в состоянии добиться своих целей, сосредоточившись на принципах умиротворенной жизни. Это упрощает

Из книги автора

4.1.2. Взгляд зарубежных психологов на проблему отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение зарубежными психологами рассматривается как результат недостаточного сдерживания внутреннего напряжения, следствие гиперкомпенсации потребностей, фрустрации, блокады