Нужно ли бить ребенка аутиста. Наказание ребенка, страдающего аутизмом

«Это твое спасение!»

– Как жить с ребенком, имеющим диагноз «аутизм»? Как это принять? Действительно ли жизнь таких семей – это сплошная трагедия, крест или наказание (как думают многие люди, не знакомые с аутизмом)?

– В нашем случае всё начало проявляться до года: ребенок отставал в развитии, демонстрировал необычное поведение, ухудшилось общее состояние здоровья. Но явственно это стало заметно на втором году жизни, когда мы поняли, что ребенок не «израстется», как говорили нам специалисты. К сожалению, система нашего здравоохранения по контролю за маленьким ребенком так выстроена, что на этом этапе врачи еще не бьют тревогу, не подключаются механизмы помощи таким детям (с года до двух). Только годам к трем родителям объявляют диагноз, когда он практически сформировался, и начинается усиленная реабилитация, но прогнозы ухудшаются.

Как жить с таким ребенком? – Очень просто. Это не трагедия, не крест и не событие, после которого жизнь идет сразу под откос. Всё зависит от того, как люди воспринимают свою судьбу: если они принимают то, что с ними происходит и готовы ко всему новому, то появление такого ребенка – это еще одна возможность открыть какую-то дверь в жизни.

Появляется ряд смежных областей, которые вы узнаете, вы знакомитесь с новыми интересными людьми. Конечно, это происходит не без потерь, но если вы готовы к новой жизни, то вы достаточно быстро принимаете эту ситуацию.

Когда мы впервые услышали диагноз, то нам сказали так: у вашего ребенка будет в лучшем случае задержка развития или умственная отсталость, в худшем случае – аутизм. Я раньше читала про аутизм, интересовалась этой проблемой, и не поняла, почему «в худшем случае» будет аутизм, но однозначно мы с мужем сначала испугались, был некоторый шок. Аутизм диагностирован у дочери, нашего второго ребенка (всего детей четверо). У нас были радужные планы на несколько лет вперед, а теперь нам говорят, что у вас все плохо и будет еще хуже. И мы стали искать пути выхода – на это ушли месяцы и годы: на попытки помочь своему ребенку и окружающим с подобной проблемой, на исследовательскую деятельность и попытки научить общество принять людей с аутизмом.

Выяснилось, что таких детей становится всё больше, родители, как правило, тяжело воспринимают состояние своего ребенка, общество изначально не готово контактировать с аутистами, практически отсутствует более-менее внятная система помощи.

Ольга Поворознюк:

– У всех истории разные, с одной стороны, но с другой – достаточно типичные. У меня второй ребенок с диагнозом «аутизм», мальчик 13-ти лет.

К году начинаешь ждать от ребенка коммуникативных навыков, проблесков интеллекта, того, к чему мы привыкли с первым ребенком (разница в возрасте небольшая). Мы всё ждали, что вот-вот, но уже к году поняли, что как-то странно себя сын ведет: смотрит то ли на тебя, то ли сквозь тебя, невозможно уловить взгляд, не возникало речи. Слово «аутизм» я впервые услышала летом 2004 года от своего мужа. Он начал нашу симптоматику вводить в поиск в интернете и сказал: «Ты знаешь, похоже, что у нас аутизм». Ребенку было тогда полтора года.

Психиатрическая помощь в таком возрасте вообще не предусмотрена, с четырех лет лишь освидетельствование психиатром, поэтому в тот момент мы были только у невролога, которая подтвердила наши предположения. Были предложены неврологические препараты и не более того. В два года мы сделали томографию и по собственной инициативе поехали к психиатру.

Некоторые врачи абсолютно не жалеют родителей – и это плохо: даже говоря правду, надо делать это тактично. А некоторые (либо от равнодушия, либо от непрофессионализма) настолько вселяют надежду, что «всё у вас хорошо», что из-за этого теряется целый период времени в бездействии.

Наш вариант был второй: нам сказали, что у нас всё нормально, просто у ребенка дисгармоничное развитие (хотя, как я потом поняла, это и есть один из признаков нашего заболевания: когда простые вещи ребенку не даются, а какие-то сложные вещи, несвойственные этому возрасту, ребенок делает легко). Например, наш сын в два года уже хорошо работал на компьютере, хотя еще вообще не говорил, никакого диалога с ним нет. А мне говорили, что у меня завышенные требования к ребенку, я должна успокоиться, у нас всё в порядке. Конечно, как любая мать, я обрадовалась, услышав такое. Но через полгода поняла, что надо что-то делать. В возрасте около четырех лет мы легли в стационар, и там нам поставили диагноз «ранний детский аутизм». Я спросила: «А что делать дальше?» И мне честно ответили, что никакой системы помощи нет.

И потом встал этот вопрос: как жить с таким ребенком? Это сейчас я понимаю: чем меньше задаешь вопросов, тем легче. Но процесс этого осознания очень сложный, имеет свои этапы, и они у всех одинаковые. И первая стадия для меня – да, это была трагедия, потому что никаких перспектив не было видно. И я ушла в депрессию, потому что муж на работе, старший ребенок в садике, я одна с младшим, он не общается, а ты целый день обслуживаешь его и думаешь, думаешь про него, и к вечеру мозги кипят.

Этот период принятия у всех разный по длительности и интенсивности. Не могу сказать, что я и сейчас приняла эту ситуацию. К сожалению, поздно поняла, что надо что-то делать самой – я ждала, что кто-то мне даст алгоритм действий. И меня, как и многих родителей, страшно возмущало, что этого нет. А потом я поняла, что надо помогать себе самим: если не мы, то кто этим займется? Это мы мотивированы, чтобы создать эту систему помощи, систему быстрого реагирования в то время, когда всё еще пластично, когда есть наибольшие шансы внести коррективы.

К нам в город приезжали американцы, которые, правда, занимаются другим заболеванием, и вот они нам сказали: «Вы сейчас сажаете и взращиваете дерево, плоды с которого вашим детям, возможно, уже не достанутся, но всё равно это большое дело». Мы не знаем, какие будут дети у наших детей, какие будут правнуки, поэтому если сейчас у тебя нет этой проблемы, но ты можешь поспособствовать ее решению, то это необходимо сделать.

Что касается того, что некоторые называют жизнь с аутичным ребенком крестом или наказанием: мне близки слова одного священника, который сказал мне: «Ты даже не понимаешь, какой дар дал тебе Бог: это твое спасение! Он тебя уже здесь спасет». Если тебе дали такого ребенка, то, значит, ты в состоянии его поднять, помочь ему. То есть иметь такого ребенка – это честь.

– Мы общаемся постоянно с родителями и видим, что взрослым может считаться тот человек, рядом с которым спокойно и безмятежно может существовать вот такой особенный ребенок, не способный постоять за себя, толком осознать, где он находится, не способный планировать свое будущее. Если такое возможно, то ты – взрослый и не зря топчешь землю.

Я, как и Ольга, считаю, что неправильно называть это крестом или наказанием, потому что так считают люди, которые ждут наказания за что-то.

– Я читала одну историю, где родители приехали в Израиль с аутичным ребенком, и там, в посольстве, их с улыбкой поздравили с тем, что у них такой ребенок. И автор этой истории пишет, что в России с таким не сталкивалась никогда. Почему у нас относятся настороженно, и родители воспринимают свою судьбу очень тяжело?

– Потому что родители, у которых рождается ребенок с инвалидностью, не имеют достаточной поддержки ни со стороны государства, ни со стороны общества. Отсутствует адекватная система помощи людям с нарушениями ментального психического развития и их семьям. Психическое нарушение – совсем не то же, что физическое. Если, допустим, ногу оторвало, то со временем начинается медленный, но верный процесс реабилитации, а при ментальном нарушении затронут весь организм, вся нервная система, всё, что делает ребенка человеком. Чем дальше ребенок растет, тем больше добавляется проблем – как снежный ком, если его не остановить. Само заболевание не вылечить, но можно решить часть проблем, которые сопровождают это ментальное заболевание. Такой системы помощи нет, она только зарождается.

Поэтому в семье, где появляется такой ребенок, возникает «черная дыра», которая всасывает в себя все ресурсы: материальные (потому что коммерческая медпомощь сейчас очень дорога), душевные (потому что родители очень переживают), временны е, трудовые – полностью меняется расстановка сил в семье. Внутрисемейные ресурсы быстро истощаются, если только семья не сумеет перестроиться (а такое бывает редко, потому что семья изначально не готова, что у них родится ребенок-инвалид). Это затрагивает родственников, всё окружение: детсад, школу, куда пытаются пристроить такого ребенка – образуется проблемный очаг.

– Врачи начинают искать причину в генетике, в родителях: а вы не пили? Тем самым косвенно обвиняют родителей – и многим родителям стыдно, что у них такой ребенок. У многих шок: почему у меня?! И многие скрывают факт, что у них такой ребенок. Только недавно некоторые известные люди стали открывать, что у них дети (часто уже взрослые или подростки) с аутизмом или синдромом Дауна – что-то изменилось в обществе, начинает меняться. И это радует.

Государство для того и существует, чтобы была социальная защита. Сейчас мы на себя берем его функции, но хотим, чтобы и государство выполняло свои обязанности.

«Спасибо кинопродюсеру!»

– Лично вы сталкивались с неприятным, ранящим отношением к себе и своим детям со стороны окружающих?

– Я, наверное, отношусь к той категории матерей, которым повезло. Когда Егору было три-четыре года, бывало такое: мол, «ребенка надо воспитывать» – пару раз буквально. Но по другим семьям я знаю немало вопиюще бестактных, некорректных случаев морального уродства, проявляемого по отношению к их детям с ментальными нарушениями. Такие люди всегда были и есть. «Дураку не объяснишь, а умный сам поймет».

Но для меня всё равно это испытание, когда я хожу с ребенком. Может, негативных случаев и не было, потому что у меня на лице что-то такое написано.

– Мы умеем выстраивать защиту – не все это могут.

– У меня ребенок всегда находится в поле зрения, держу его во внимании: знаю, куда он пошел, что он делает.

Негативные ситуации порой бывают спровоцированы самими родителями или сопровождающими. Поэтому я пытаюсь всегда держать ситуацию под контролем, чтобы не провоцировать окружающих. Из-за этого возникает постоянное внутреннее напряжение. Муж у меня ходит с сыном гулять совершенно спокойно – хотя, возможно, он просто не проявляет своего отношения.

– Но начиналось все не так: когда дочка была маленькой, то я, прежде чем выйти из подъезда, несколько раз вдыхала-выдыхала, и шла сразу на детскую площадку, на качели, в песочницу ко всем остальным детям. Конечно, ребенок ведет себя необычно, но мама полностью берет функцию контроля на себя: мать знает, что делать, знает, как предотвратить нежелательные формы его поведения. Со временем она учится делать что-то такое, что однажды совершенно спокойно выходит с ребенком на улицу: она готова, ребенок готов – и общество начинает меняться.

– В чем проявляется «странное поведение»: например, недавно мы ходили в кино с мужем и Егором. Сын давно хотел попасть на этот фильм, и я увидела, что такое мотивация в чистом виде: утром всё было сделано быстро и без проблем, с первого раза. Во время фильма он всё время сжимал меня за руку, потому что эмоции его переполняли, шептал – пытался комментировать всё, что происходит. А после фильма выходим, и я спрашиваю:

– Егор, ты рад?

Он выдыхает:

– Да! Надо сказать спасибо кинопродюсеру!

Я сначала не поняла, про что он – ну, наверно, где-то видел это слово. Выходим к кассам, там стоит парень, у которого покупали билеты. И Егор вдруг подходит к нему:

– Спасибо вам большое!

И у парня делаются большие глаза… Он, конечно, растерялся и промолчал.

– Моя девятилетняя дочка в кафе подходит прямиком к официанту и говорит: «Тетя, дай мне салатика!» Может прижаться, взять за руку и попытаться поцеловать. Люди обычно смотрят вопросительно на родителей: если мы выглядим безмятежными и говорим правильные слова (я обычно говорю: «Она не понимает»), то и они расслабляются.

Я не нагружаю людей объяснениями, какой у нас диагноз: достаточно простыми словами дать понять, что необычное поведение ребенка находится под контролем родителей, что всё в порядке.

И наши организации этим и занимаются: пытаются объяснить обществу, что есть такие люди с такими диагнозами, мы знаем, что надо делать, и нам надо немного: не осуждать нас, понять, что наши дети никому не помешают, не навредят.

Нагрузка придавливает мужчину

– Какова роль отца в семье, где есть ребенок с ментальным нарушением? Статистика, особенно советская, говорит, что в большинстве случаев отец уходил из семьи. Какова ситуация сейчас?

– Отец по-прежнему остается главой семьи, и основная нагрузка – на нем. Мужчины сильнее переживают, так в них заложила советская система воспитания: мужчины плакать не должны, они за всё отвечают, защищают. Нагрузка придавливает мужчину – им больше всего достается.

Действительно, сейчас мужчины чаще остаются в семьях – и не только в таких, где есть ребенок-инвалид.

– Мой муж так стойко себя проявлял, что я, в заботах о ребенке, вообще не думала, насколько ему тяжело. У меня не было мыслей, что муж может уйти – он очень любит сына. Когда у меня были депрессивные провалы, именно муж меня успокаивал, говоря: «А я уверен, что мы еще будем им гордиться». Муж активное участие проявляет в образовании сына, сопровождает его на некоторых уроках.

Но, конечно, я знаю много семей, где ребенок-аутист, которого женщина воспитывает в одиночестве.

– Братья и сестры: как живут с таким ребенком-аутистом, как взаимодействуют? Приходится ли родителям выстраивать отношения между детьми или всё происходит само собой?

– Об этом можно несколько книг написать, несколько социальных исследований провести. Для ребенка с инвалидностью это однозначно хорошо. Он получает сразу весь набор того счастливого детства, которого у многих не хватает. Он получает мощную поддержку со стороны семьи, получает набор социальных ролей, на которые он может равняться – запускается адаптационный потенциал, это помогает ему встраиваться в социальные отношения, в которых ему в будущем предстоит функционировать.

Для братьев и сестер это, конечно, тяжело. Они сталкиваются со всеми теми проблемами, которые есть у взрослых: неодобрение окружающих, осуждение, материальные проблемы, эмоциональные – напряжение, усталость родителей. Но я не стала бы считать это карой или наказанием: мы все от рождения поставлены в разные условия, все должны их преодолевать.

Когда особый ребенок растет в многодетной семье, то для родителей это мощный реабилитационный фактор: они не зацикливаются только на этом ребенке, как было бы, если бы он был один.

Братья и сестры, когда маленькие, не задумываются, что кто-то из них не такой, просто играют друг с другом – они дружно вытягивают себя, получают необходимый опыт, вырастают подготовленными людьми. (У меня и дипломная работа была на эту тему: «Реабилитация ребенка-инвалида в многодетной семье».)

– Нынешние подростки (сужу по своей дочери, которой скоро будет 16) иначе относятся к наличию в семье особого ребенка. Если я старалась в обществе дозировать информацию о своем сыне (не секрет, что люди часто воспринимают его как «дурачка»), то друзья и одноклассники дочери знают о ее брате. Ей даже в голову не приходило, что его стоит стесняться. Она приглашает друзей домой, а Егор может себя странно вести: он выбегает – люди же новые пришли! Стучится в дверь, просит пустить его. А дочь нормально ко всему относится, как к обычному брату. Я спокойно оставляю их вдвоем дома с ее восьми лет, никаких проблем не возникает.

Фонд, «Школа родителей», «Ресурсный класс» – для чего они нужны?

– Наш фонд старается помочь семье на ранней стадии. Пытаемся добиться, чтобы родители становились полноценными участниками реабилитации и адаптации ребенка. Думаем, как помочь детям старшего возраста в профессиональной ориентации, устроить их самостоятельное или сопровождаемое проживание. Общаемся с профильными организациями, министерствами, которые достаточно живо реагируют на наши проблемы, поддерживают, что дает нам надежду, что наши дети свою жизнь всё же достойно проживут.

Мы приглашаем родителей на нашу «Школу особых родителей»: рассказываем, что происходит с их ребенком, почему происходит, какие существуют формы помощи на сегодня, оказываем психотерапевтическую помощь, проводим консультации…

– Когда у родителей дети младшего возраста, они еще надеются на полную реабилитацию, верят в возможность довести ребенка до нормы, поэтому занимаются в различных коммерческих структурах. А к нам приходят с подростками и взрослыми ребятами, которым уже за 20.

«ДОРИДА» – это Добровольное Общество Родителей И Детей с Аутизмом. Работали мы по наитию, без всякого «бизнес-плана». Да и сейчас я сажусь и думаю: что мне надо? Если это надо мне, то и другим родителям наверняка тоже.

Важный пласт нашей работы – социокультурная реабилитация. Мы устраиваем культурно-досуговые мероприятия, сотрудничаем с ТЮЗом, Центрами культуры, различными артистами. Каждый месяц ходим в кино, посещаем храм.

ДОРИДА и друзья. Ольга и Егор Поворознюк — нижний ряд крайние слева

Например, посещаем Госфильмофонд, они предоставляют нам целый зал. Это нужно для того, чтобы ребенок оказался в новой ситуации – создается естественная среда для отработки навыков поведения. Мы с сыном ходим в кино, но все равно стараемся пойти на ранний сеанс, когда поменьше людей, чтобы не мешать им, потому что сын любит комментировать вслух фильм. А когда нам предоставляют зал, то мамы могут расслабиться и спокойно объяснять своему ребенку правила поведения в кинотеатре.

– Наши организации совместно делают проект «Ресурсный класс», в школе, где прекрасный директор. С сентября этого года несколько детей с аутизмом уже начали обучаться в специальной среде. Будут отдельная программа и сопровождение для таких детей. Мировая практика показывает, что большая часть детей-аутистов в такой специальной среде могут получить образование, для того чтобы впоследствии функционировать в обществе самостоятельно. Этим совместным проектом мы занялись год назад, мы первые в Екатеринбурге, кто сдвинул с места этот процесс.

Ресурсный класс – это такой ресурс возможностей, не только для детей с аутизмом, но и для обучения молодых специалистов: они учатся работать с подавляющим количеством нарушений в ментальном развитии и в поведении детей. Эта школа с ресурсным классом станет площадкой стажировки, где молодые специалисты будут проходить практику. По данным ВОЗ, в мире до 30% детей с нарушениями ментального или психического развития, поэтому такой опыт для педагогов и родителей будет большим подспорьем.

С первого сентября 2016 года каждая школа или садик должны иметь адаптивные программы обучения, то есть родитель может прийти со своим ребенком в любой садик, любую школу, и там должны выстроить образовательный процесс так, как необходимо этому ребенку. Поэтому там, где появляется такой центр, как у нас, то там появляются и дети, и специалисты, готовые работать с такими детьми.

– На сегодня ресурсный класс – это единственно возможный способ существования наших детей в школах. У нас есть площадки не только в коррекционной, но и в общеобразовательных школах: лично я, например, могу пойти в школу по своей прописке и оставить там своего Егора, и мне не имеют права отказать.

Очень важно дать понять родителям других детей, что особенный ребенок — это не минус для обучения, поскольку он находится под присмотром взрослого – тьютора. И рассказать о плюсах: присутствие особых детей среди нейротипичных способствует развитию тех моральных качеств и ценностей, которые и делают из человека – человека.

Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети были более терпимыми, милосердными, приобретали дополнительный жизненный опыт, то инклюзия – это самая подходящая ситуация.

– И когда родители сами станут старыми и больными, то рядом с ними окажутся их дети, которые уже имеют опыт общения с теми, кто нуждается в помощи, на которых можно положиться.

Бывает, родителей с детьми-аутистами просят выйти из храма

– Почему ваши дети посещают храм в городе Березовский (пригород Екатеринбурга – прим. ред.)? Почему не любой другой? Казалось бы, верующие должны быть терпимы к особым детям?

– Это такой стереотип: «верующие должны». Люди, даже верующие, все разные, бывали случаи, когда родителей с детьми-аутистами просили выйти из храма. Поэтому мы решили не тренировать свои нервы. Бог нас привел в храм мученика Иоанна Воина в городе Березовский. Там устраивали для нас адаптированные службы – эти службы короче, после нас всегда приглашают в трапезную: для многих наших детей это особо приятный момент, его ждут. Мы там общаемся со священником, между собой.

Конечно, не все дети понимают, что они там делают, что это за место, но здесь большое значение имеет состояние матери. Я сама первый раз исповедовалась два месяца назад в этом храме, мне было сложно, я не была воцерковленным человеком, но благодаря этому сотрудничеству стала регулярно ходить вместе со своим ребенком и с мужем – это объединяет. Не всё расскажешь маме или мужу, но есть вещи, которые тебя гнетут, – у нас уже есть несколько мам, которые постоянно ходят и исповедуются, и причащаются. Мне кажется, им это нужно.

Обычные прихожане тоже приходят на эти службы, они знают об особенностях наших детей. С нами работает отец Вадим Журилин: когда 2 апреля был день распространения информации об аутизме, то он проводил беседы с прихожанами на эту тему, наши листовки о заболевании быстро разошлись среди прихожан. И сейчас отношение к нам другое: матери расслабились, потому что прихожане привыкли к нашим детям, и я думаю, что, выйдя из храма, они перенесут это терпимое отношение к тому ребенку, которого увидят в магазине, в автобусе, расскажут об этом дома. И это расходится как волна от камешка, брошенного в воду, и отношение в обществе меняется.

Изменения в обществе начинаются с семьи: когда сами родители примут своего ребенка не как изгоя, не как больного, а как ребенка с особенностями, но ничем не худшего, чем другие, то и в обществе начнутся перемены. И посещение храма этому способствует – там не осуждают, там дают духовную поддержку: ты ни в чем не виноват, какое наказание? – это ваше спасение!

– Обращаюсь ко всем родителям, у которых дети с диагнозом «аутизм»: приходите к нам, объединяйтесь друг с другом, включайтесь в эту работу по созданию системы помощи таким детям – и у вас не останется времени на депрессии, вы всегда будете заняты интересным делом, всё будет меняться вокруг вас!

Не существует четких и быстродействующих правил для наказания ребенка, и многие родители пытаются найти их, по крайней мере, в начале. Но когда дело касается наказания ребенка, страдающего аутизмом, это становится действительно трудно.

Родители детей, страдающих аутизмом, стоят перед действительно трудной задачей, и им следует особенно внимательно следить за своим поведением. Если родители таких детей вынуждены применить какое-либо наказание, то оно должно быть своевременным. Родители должны оставаться позитивно настроенными по отношению к ребенку, но одновременно быть достаточно стойкими.

Существует несколько способов оставаться позитивными в поведении с ребенком. Очень важно поощрять позитивные и хорошие моменты как можно чаще. Можно использовать систему награждений при хорошем поведении ребенка, например, награждая каждый раз наклейкой, что позволит подтолкнуть ребенка делать все правильно. Это поможет в воспитании всех детей, но больше всего пользы от такой системы получат дети-аутисты.

Другой способ проявить позитив – разобраться, почему ребенок себя так ведет. У некоторых детей могут быть проблемы с двигательным аппаратом или трудности в описании того, что они чувствуют, поэтому они сильно подвержены нервным срывам. Если это и является причиной, то родителям следует перенаправить действия ребенка с помощью техник расслабления. Это может занять какое-то время, но ребенок научится сдерживать и успокаивать себя в трудных ситуациях.

Родители должны быть стойкими в любых наказаниях, если они хотят получить от них результат. Дети должны хорошо осознавать, что случится, если они сделают что-то, что делать нельзя. Твердость поведения поможет родителям контролировать ребенка все время, и поможет оградить его от плохого поведения.

Если вы обычно считаете до трех, чтобы ребенок перестал делать что-то, а то вы его накажете, то нужно идти до конца. Нельзя, досчитав до двух, начинать счет с начала, ведь тогда ребенок подумает, что он может уйти от наказания, продолжая этим заниматься.

Если нужно принять срочные меры, то это следует делать своевременно. Многие родители предпочитают дождаться, пока супруг или супруга придут домой, чтобы всем вместе обсудить поведение ребенка, но это очень редко помогает в воспитании детей, страдающих аутизмом. Наказание должно следовать сразу. Если ребенок нарочно ломает что-то во время обеда, а наказывают их через четыре часа, то ребенок может просто не найти связи между этими двумя событиями, он будет озадачен, думая, что его наказывают за хорошее поведение.

Когда дело доходит до наказаний, оба родителя должны быть вовлеченны в этот процесс, или это не окажет на ребенка полного влияния. Очень важно не сбрасывать наказание на плечи только одного из родителей.

Чтобы получить больше советов и указаний, подпишитесь на бесплатные брошюры про аутизм.

Очень важно родителям сохранять спокойствие, если что-то случилось. Крик – не самый лучший способ поведения, он может оказать противоположное действие при наказании. Если один из родителей видит, что обстановка слишком накаленна, ему следует выйти в другую комнату, чтобы успокоиться. Очень важно сохранять трезвый ум. Воспитание ребенка, страдающего аутизмом, может быть очень трудным, но главное иметь четкий, своевременный план действий при возникновении проблем.

— В большинстве случаев вспышка негативного поведения ребенка – аутиста — результат плохого самочувствия (начало заболевания, голод, утомление), страха, а не намеренного действия Постарайтесь распознать эту причину и реагировать соответственно. Ребенок может ярко продемонстрировать свой гнев, если обнаружит, что человека, которому он безгранично доверяет, сегодня нет рядом с ним. Несущественная, на Ваш взгляд, неточность в организации привычных сборов на прогулку, может также стать источником крика и слез.

— Если поведение ребенка вызывает у вас сильное раздражение, главное, избежать импульсивной негативной реакции. Для этого: сделайте вдох и медленно сосчитайте до 10, сильно расправьте спину и сосредоточьтесь на работе мышц или, если есть возможность, выйдете из комнаты и включите по выражению Мольца, свой «психологический термостат». Вам уже нет необходимости прибегать к физическому расслаблению. Достаточно расслабления мысленного.

— Представьте себе в ту же секунду звонящий телефон, на который вы можете реагировать или не реагировать по Вашему желанию или мысленно представьте себя в расслабленном состоянии. Это займет 3-5 минут и после этого Вы можете спокойно вернуться к ребенку.

— Много сложностей доставляет такой момент в аутичном поведении ребенка как отказ от горшка. У меня на этот счет есть такой проверенный прием как использование игрушки, которой я в присутствии ребенка «объясняю» как пользоваться туалетом, а когда она успешно усваивает урок, награждаю ее конфетой. При этом малышу задаются вопросы на усвоение: «Что надо было сделать Тяпе?» «Что он сделал?» «Что за это получил?»

Обращаясь к ребенку:

— Не пытайтесь с ним спорить. Это только усилит его сопротивление. Не говоря ни слова, постарайтесь вывести ребенка из людного места.

Обратная «гипертрофированная» реакция мамы – шепот или строгий взгляд способны прекратить крик.

— Хорошо срабатывает и метод переключения внимания ребенка на интересный ему объект и вовлечение в диалог на заготовленную заранее тему путем коротких вопросов-ответов.

— Наказание при аутизме желательно осуществлять в форме порицания немедленно после совершения нежелательного поступка, выражаясь кратко и понятно: «Ты поступил плохо и этим меня очень расстроил». При этом надо обязательно дать понять ребенку, что мать не перестает любить его.

— Лекарственная поддержка. Рисполепт – эффективное средство для снятия симптомов агрессивности, возбуждения, навязчивых стереотипий. Сравнивая его с другими нейролептиками, скажу, что он имеет самый широкий «терапевтический зазор» между отсутствием лечебного эффекта на малой дозировке и нейролепсией при ее увеличении.

— Чаще хвалите ребенка за любой удавшийся шаг. Это будет служить стимулом к дальнейшим адекватным самостоятельным действиям.

Аутисты в силу своих особенностей могут быть обучены повседневным бытовым навыкам, если их четко схематизировать. К примеру, ребенку можно объяснить, что чистя зубы, он «раз»- берет зубную щетку, «два»- выдавливает на нее пасту, «три» кладет щетку в рот, «четыре»- начинает чистить зубы. Аутичные дети обучаются и трудовым навыкам: мести пол, вытирать пыль, выносить мусор. Проблема состоит в их слабом обобщении и закреплении: ребенок выполняет подобные задания в школе, а дома не может или вдруг совершенно забывает все, чему обучался. Продеть шнурки в дырочках на картонке и зашнуровать ботинки – для него абсолютно разные вещи. «Гиперселективное» мышление и здесь создает аутисту огромные трудности. Хильда де Клерк делится своим неудачным опытом, когда в алгоритм чистки зубов для Томаса были невольно внесены лишние детали как легкий толчок в затылок и слово «выплюни». Ребенок не мог чистить зубы без этих деталей.

В организации расписания дня аутичного ребенка удобно использовать наглядное изображение. Значимая в конкретной ситуации деталь может быть представлена в виде картинки помещения в квартире, куда следует идти перед сном, либо фотографии места, куда планируется поехать в выходные.

Часто аутист отказывается выполнять то или иное действие, потому что предмет, о котором идет речь, связан в его подсознании с каким-то неприятным событием. К примеру, ребенок недавно порезал себе палец ножом с синей ручкой и ни за что не хочет одевать синюю куртку. Он связывает цвет с болью. Аутист вдруг отказывается гулять в любимом сквере, т.к. вчера на прогулке он был напуган проезжающей мимо машиной с сиреной. Выше отмечалось, что у аутичных детей страх ассоциируется больше с неодушевленными объектами, чем с людьми. Единственный возможный выход из создавшейся ситуации – не идти наперекор ребенку, понимая мотив его поступков. Аутичный ребенок мыслит узко конкретно. Для него указание: «Сядь» невыполнимо без конкретизации: «Куда?» Зачастую это выглядит как проявление непослушания ребенка. Чтобы лучше управлять им, в литературе предлагается использование слов-сигналов, которые в определенной ситуации наполняется для ребенка конкретным смыслом. В качестве примера Хильда де Клерк приводит выражение: «Мама должна пойти поболтать», которое было сказано Томасу, чтоб успокоить его при расставании с матерью. Слово «болтать» стало теперь всегда означать для ребенка, что он должен остаться на какое-то время без матери.

Встает закономерный вопрос: «Можно ли с помощью воспитательных приемов откорректировать некоторые моменты поведения аутиста или надо только подстраиваться под них? Я полагаю, что о воспитании в традиционном понимании этого слова речь идти не может. Уважать образ мышления детей, а не пытаться их адаптировать к нашему представлению о мире или вступать в конфронтацию – такой совет звучит и в литературе по аутизму. Речь может идти о «мягком» расширении полей видения действительности. Если Вы видите, что ребенок зациклен на определенном предмете, например, рисует только синим карандашом, положите перед ним еще два другого цвета. Предлагайте, а не навязывайте. Если некий предмет, к примеру, работающий пылесос пугает ребенка, пусть он будет постоянно в поле его видения. Научитесь принимать своего ребенка со всеми его «странностями» и сложностями поведения. Проявляйте терпение.

Общение с агрессивными детьми

Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному (Реан А.А., 1999, с.218).

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (там же, с.218)

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, то необходимо обучить ребенка приемлемым способам выражения гнева:

1. научить ребенка прямо заявлять о своих чувствах;

2. выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому этим детям будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998г.). В процессе обучения можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.

М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести «Стоп». Для того, чтобы прием начал работать необходима многодневная тренировка.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. C этой целью можно обсудить с ребенком наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Очень полезно совместное чтение взрослого с ребенком с дальнейшим обсуждением прочитанного, когда взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. А также рекомендуется сочинять с ребенком сказки, истории.

Как общаться с агрессивным ребенком?

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева, Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь назло(медленно выполнять указания родителей).

Технику: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий, тоже не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливого вопроса своего ребенка:»А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия.

3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное (примите ванну, послушайте любимую музыку, посмотрите комедию...)

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Дети с ОВЗ

Воспитание и обучение детей с особенностями в развитии (гиперактивность, агрессивность, тревожность, аутизм)

Гиперактивные дети

Что такое гиперактивность? «Гипер…» - указывает на превышение нормы, слово «активный» означает «действенный, деятельный». Наличие синдрома гиперактивности может определить только врач-невропатолог после специальной диагностики.

В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) – микроорганические повреждения головного мозга. Причинами возникновения гиперактивности могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, внутриутробное кислородное голодание, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

Гиперактивность характеризуется двигательной расторможенностью, импульсивностью (действия по первому побуждению) и дефицитом активного внимания. Пик проявления гиперактивности приходится на 6 – 7 лет, затем идет постепенный спад, т.е. к 14-15 годам проявления гиперактивности сглаживаются. Американские ученые считают, что так или иначе гиперактивность проявляется и во взрослом возрасте. Эти дети мало спят, очень подвижны, очень высокая отвлекаемость. Внимание переключается непроизвольно, у них много незаконченных дел, плохая координация движений, недостаточный мышечный контроль.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью. Важно их различать.

У гиперактивных детей могут возникать следующие трудности:

· не могут сидеть спокойно (обычно с рождения, но внимание на это обращают часто только в школе; могут возникать конфликты с учителем);

· говорливость

· поведение часто агрессивно (т.к. самооценка обычно занижена из-за внутреннего неверия в свои силы, могут совсем перестать учиться);

· не могут ждать и действовать по плану (импульсивность);

· лучше воспринимают материал один на один (лучшие результаты в начале дня, спрашивать желательно на первых уроках);

· очень реагируют на новизну и на что-то интересное (при этом не растормаживается внимание, поэтому важно быть экспрессивными при общении с ними).

У девочек гиперактивность проявляется реже и выражена менее ярко. Кроме девочек, часто «упускают» успевающих детей (учатся они обычно на 4 вместо 5 и т.д.).

Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо правильно выбрать стратегию (выработка единой стратегии воспитания педагогами и родителями). Важно помнить, что никто в этом не виноват (и, прежде всего ребенок). Ребенок такой, какой он есть. Родителям и педагогу можно обмениваться «карточками-переписками», в которых, на заранее подготовленной карточке, коротко записывается информация о ребенке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме (любое достижение ребенка обязательно отмечается в карточке). Далее:

· очень важен тактильный контакт;

· рабочее место должно быть тихим и спокойным (не у телевизора, не у двери);

· родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать ребенку;

· требуется постоянная психологическая поддержка, (ребенок хочет быть успешным, но это редко удается), он будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест, поэтому важно переключать ребенка на другой вид деятельности, как только он устал;

· не читать нотации (длительная речь не будет до конца выслушана и осознана), а установить заранее правила поведения и систему поощрений и наказаний (нельзя требовать «исправления» сразу всего, требования должны быть конкретными, четкими и выполнимыми), причем на отработку каждого требования может уйти много времени (2 – 4 недели и больше);

· не подавлять двигательную активность, а научить выплескивать ее приемлемыми способами;

· снизить требования к аккуратности (особенно вначале, чтобы сформировать чувство успеха и повысить мотивацию);

· договариваться с ребенком заранее, подготовить к смене занятий, предупредив об окончании за несколько минут (снижение агрессии на взрослого);

Если ребенок «случайно» что-то сделает не так, хотя и будет стараться, его можно простить. Ребенок должен знать, что не лишиться вашей любви.

Агрессивные дети

Агрессия - с латинского «нападение», «приступ».

Агрессивность – поведение, которое наносит физический и моральный вред другому человеку.

Проявляется агрессия в злых шутках, оскорблениях, избиениях, а также в реакциях самонаказания или аутоагрессии. По аффекту агрессия проявляется в гневе, ярости, эмоциональном возбуждении. Запускаться агрессивное поведение может любой реакцией, которая ребенку не нравится. Характерно полевое (непредсказуемое) поведение, особенно для подростков.

Такие дети испытывают враждебность к окружающему миру и заранее ожидают враждебного отношения к ним. Трудно формируется рефлексия, склонны вину за агрессию приписывать другому. У них низкий уровень эмпатии (не могут встать на позицию другого человека). Могут часто вымещать злобу на слабых (агрессия напрямую связана со страхами). У агрессивных детей обычно низкая самооценка.

Причины агрессии:

· большую роль, помимо органических нарушений, играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка (доказано, что в случае резкого отлучения от груди и в случае сведения к минимуму общения с матерью у детей формируются тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность);

· важен характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявления гнева у ребенка (два полярных метода воздействия: чрезмерная строгость либо излишняя снисходительность);

По результатам исследований, родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, наоборот, взращивают ее. Агрессия порождает только агрессию. Поэтому родителям важно уметь находить разумный компромисс, чтобы научить детей справляться с агрессией.

Агрессивного ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но этот ребенок больше других нуждается в помощи взрослых, в их внимании. Агрессия ребенка – это отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным, не любимым.

Такой ребенок ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников с помощью агрессии, т.к. не знает, как сделать это по-другому.

Агрессивные дети часто подозрительны, любят перекладывать вину за ссоры и конфликты на другого человека. Сами они обычно не могут оценить свою агрессивность, наоборот, им кажется, что все хотят обидеть именно их (возникает замкнутый круг).

К сожалению, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям даны на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997). Автор выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные (просьбы и мягкое физическое манипулирование ), один – нейтральный (модификация поведения , которая предполагает использование поощрения за выполнение определенных правил и наказания за их игнорирование). Этот способ нельзя использовать слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. И, наконец, два негативных способа – частые наказания и приказы . Эти способы контроля заставляют ребенка чрезмерно подавлять свой гнев, у него появляются пассивно-агрессивные черты характера (это скрытая форма агрессии, ее цель – вывести из себя взрослого, причем ребенок может причинять вред и себе: специально плохо учиться, капризничать на улице без причины, надевать те вещи, которые не нравятся родителям и т.д.).

Поэтому важно обязательно продумать систему поощрений и наказаний в семье:

· наказания не должны унижать ребенка;

· наказание следует непосредственно за проступком (время для ребенка течет иначе, не должно быть длительных наказаний);

· наказание эффективно, если ребенок сам считает, что заслужил его;

· за один проступок нельзя наказывать дважды;

· важна постоянная отработка навыков общения с окружающими, т.е. расширение поведенческого репертуара (выбор способов поведения в различных ситуациях).

Все эти способы и приемы не должны иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей обычно только приводит к ухудшению поведения ребенка.

Наладить отношения с ребенком может помочь терпение родителей, внимание к ребенку, к его нуждам, потребностям, (а также и к своим собственным).

Три направления работы:

1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева (вербальным или физическим). Дать возможность ребенку выразить гнев на бумаге или приемлемым физическим способом.

2. Обучение навыкам распознавания и контроля гнева, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (эффективны поведенческие тренинги, ролевые игры, театр, обучение способам выхода из конфликта). Важно развитие навыков взаимодействия с другими людьми, в т.ч. обращение «я», а не «ты» (говорить о своих чувствах). Невербальное общение (поза, мимика, жесты).

Тревожные дети.

Отличительная особенность этих детей – повышенная тревожность.

Тревога – эпизодическое проявление беспокойства, волнения.

Тревожность – устойчивое состояние.

Страх – человек боится чего-то конкретного.

Часто причиной является произошедшее в раннем возрасте событие, вызвавшее беспокойство. По каким-то причинам реакция беспокойства, тревоги закрепилась и ребенок реагирует так на все события. Он считает себя несостоятельным во всем, всегда опасается, поэтому пытается контролировать ситуацию (но все контролировать невозможно).

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых; влияет и авторитарный стиль родительского воспитания. Еще до школы может сформироваться учебная тревожность (завышенные требования к ребенку, стиль работы воспитателя, сравнения с другими детьми в худшую сторону, чрезмерная нагрузка).

В случае невротических реакций необходима помощь психолога и медиков.

Тревожные дети очень самокритичны, часто занимаются самоедством, им важно не опростоволоситься. Пытаются контролировать не только ситуацию вокруг, но и общение (тяжело переживают разрывы со сверстниками). У них черно-белая окраска мира. Совершенно разваливаются в ситуации неопределенности, двусмысленности. Часто ожидают самого худшего. Свойственна повышенная утомляемость, раздражительность. Из-за постоянного беспокойства склонны к мышечным напряжениям, поэтому полезно обучать релаксации. Могут возникать соматические проблемы.

У тревожных детей заниженная самооценка, поэтому очень полезно всяческое одобрение (хотя оно лишь смягчает ситуацию). Склонны к перфекционизму, среди них часто встречаются отличники (такими их делают семьи). Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в худшую сторону.

Тревожность часто формируется под влиянием ложных убеждений (тяжело работать, если они сформированы на довербальном уровне). Важно работать с неправильными представлениями ребенка, перестраивать их (показать положительные стороны его жизни, то, что у него хорошо, чтобы он сам научился эти стороны видеть). Для подростков хорош юмор (относиться с юмором к себе и различным ситуациям).

Часто развитию тревожности у детей способствуют взрослые. Родители могут предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Потерпев одну неудачу за другой, ребенок понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Все это мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности и успешности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Полезно снизить количество замечаний.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею!» Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь сложной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.

Тревожному ребенку важен тактильный контакт с родителями, который помогает обрести чувство уверенности и доверия к миру. Очень полезны упражнения на релаксацию. При этом желательно, чтобы родители выполняли упражнения вместе с ребенком.

Аутичные дети.

Аутичность – (от греческого – сам) – обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Основные симптомы: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.

Аутизм проявляется в разных формах. О.С. Никольская предлагает в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него. Она выделяет четыре основных формы проявления аутизма.

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, но для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, связывая их с конкретной ситуацией.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Обладают большим словарным запасом, говорят сложными, «книжными» фразами. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Здесь основная проблема – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Характерны трудности в усвоении двигательных навыков, речь бедна и аграмматична, могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

В повседневной практике мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4 – 5 раз чаще. Причины его возникновения до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. Часто наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Может сочетаться с другими психическими расстройствами. Диагноз «аутизм» может поставить только врач.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развития. Ребенок позднее своих сверстников начинает узнавать мать, а, узнав ее, не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека. Неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета. Часто наблюдаются двигательные стереотипы: раскачивания, какие-либо однообразные движения, может длительное время издавать одни и те же звуки. Обычно дети избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, стремятся уйти от контактов с окружающими.

От коллективной игры аутичные дети отказываются. Могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе (манипулирование предметами).

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором (результатом может быть «уход в себя» либо вспышка агрессии). Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии.

Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. Могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях (абсолютный слух, рисование, счет и т.п.).

Свойственное обычно отставание в развитии речи аутисты даже не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с ЗРР, но без нарушения общения. Во фразовой речи, как правило, отсутствует местоимение «Я». Ребенок говорит о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к нему. Механическая память обычно хорошо развита, поэтому надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, часто автоматически повторяют понравившиеся им фразы.

Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, испытывают определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Позже других детей научаются одеваться, раздеваться, пользоваться горшком и т.д.

При раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.

Как помочь аутичному ребенку.

Родители аутичных детей часто обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Кроме того, иногда можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа – люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

Родителям важно понять, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослым слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью некоторые релаксационные игры и пальчиковые упражнения. Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущения будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Очень полезна работа с песком, глиной, пшеном, водой, рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами).

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Многие наверняка скажут, что вопрос не корректен, особенно по отношению к детям. Однако применение физического наказания, сопровождающегося вызыванием болевых ощущений у ребенка, имеет место быть, особенно в отношении гиперактивных детей с умственной отсталостью, что нередко встречается при детском аутизме.

Вопросы этики в данной статье мы опустим, дабы все прекрасно знают, что бить детей это плохо, а поговорим о том, какое негативное влияние эти действия оказывают на детей с аутизмом.

Во первых:
Физическое наказание, а именно чувство боли и чувство страха, могут вызвать привыкание ребенка к этому наказанию, так как у детей с детским аутизмом присутствует дефицит ощущений, вызванный особенностями заболевания. Ведь боль, как и страх это тоже ощущения, пусть и негативные. В жизни это может выглядеть следующим образом: Ребенок сильно провинился, на что от «разъяренной» мамы получил шлепок по «мягкому месту». В итоге ребенок сначала получает ощущения от страха, а позже от боли. Как следствие ребенок в будущем, для получения этих ощущений будет провоцировать маму, совершая провинности. Возможно, кому-то покажется странным, что негативные ощущения могут вызвать у ребенка желание их повторения. Однако если посмотреть на обычных детей, то мы так же увидим, что им нравится бояться, ведь среди детей очень популярны различные страшилки, фильмы ужасов, …, именно по тому, что это новые, острые ощущения. Причем, в отличие от аутистов, обычные дети гораздо больше ощущений получают от внешнего мира, поэтому потребность в новых ощущениях у аутистов гораздо больше.

Во вторых:
Аутичный ребенок живет по знакомым ему схемам. Следовательно, если периодически за какую либо провинность применять физическое наказание, ребенок к этому привыкнет. В дальнейшем, после негативных проявлений, он будет ожидать физического наказания. Если наказания не последовало, то есть произошло изменение привычной схемы, вероятны новые негативные проявления в его поведении.
Привыкание к схеме: «негативное проявление – физическое наказание», в совокупности с новыми ощущениями, происходит очень быстро, для некоторых достаточно и одного раза.

В третьих:
На фоне дефицита ощущений, после того как ребенок испытал новые ощущения в виде боли, может развиться самоагрессия. То есть ребенок начнет сам себе доставлять эти ощущения. Более того, самоагрессия может проявиться и на фоне изменения схемы. Ребенок начнет сам себя бить после негативного поведения, пытаясь восстановить привычную ему схему.

В четвертых:
Как и у обычных детей, применение физического наказания может вызвать агрессию по отношению к окружающим. Если бить ребенка, он автоматически учится бить других.