Ребенок стал готом или эмо - что делать? Симптом одиночествапочему дети становятся эмо и готами.

Они создали свою субкультуру. Они противостоят материальному и меркантильному миру. Они отстаивают своё право на любовь – чистую, искреннюю, безусловную. Но способны ли они сами на таковую?..


Окрасив собственный мир в черно-розовые краски, спустив челки на глаза и надев тёмные очки, они свято верят в то, что этим смогут изменить мир и людей, живущих в нём. Эмо-кид - это дети и подростки с большими, полными страхов глазами, которые способны повергнуть в ужас своих родителей. Вот кто такие Эмо.

Кто такие Эмо: Эмо-кид о себе

«Самое важное, для нас – Эмо, это быть собой»
«Мы не боимся показывать своих эмоций. Для нас это не признак слабости».
«Эмо – это, прежде всего эмоции».


Вот, что говорят дети Эмо о себе. Они эмоциональны, ранимы. У них свой стиль одежды, своя музыка, свои аксессуары и даже собственный герб – разбитое сердце. Они открыто выражают свои эмоции, не прячут радость и страдания, причем второе всегда в приоритете. Но вопрос: кто такие Эмо, не перестаёт мучить родителей этих детей и подростков.



Их ники и аватарки всегда яркие, их сложно не заметить, а заметив – забыть. Их статусы в социальных сетях пугают, или, по крайней мере, вводят в замешательство:
«Я уйду, и никто не заметит, вспомнят лишь умирающий взгляд»
«На надгробье моём пусть напишут: её никто не любил»


И если к преобладающему черному цвету в одежде, или необычным аксессуарам Эмо, родители этих детей относятся более или менее терпимо, то другие проявления этой субкультуры не могут остаться незамеченными…

Кто такие Эмо – мнение психологов

«Эмо – это дети, не получившие достаточного тепла и внимания со стороны родителей. Дети, которым их родители предпочитают деньги, власть, карьеру. В эту субкультуру приходят подростки, которым не уделяют достаточно внимания, не говорят о своей к ним любви. Они чувствуют себя «недолюбленными», обделёнными вниманием. Они страдают от отсутствия родительского тепла и непонимания. Всё, что необходимо такому ребёнку – это почувствовать себя нужным, важным.
В нашем мире, где всем управляют деньги, такие дети плохо адаптируются. О человеке судят не по тому, кто он есть на самом деле, а по тому, что есть у него. И если у него нет последней версии Ipad, или Ferrari, он ничто в этой жизни»


Проще говоря, если ребёнок стал Эмо, значит, ему надо просто уделять больше внимания, купить ему Ipad последней модели, и Ferrari. Вот только реальность говорит о другом.


Далеко не каждый ребёнок, чьи родители не могут позволить себе столь дорогие подарки, становится тем, кого называют Эмо. Жизненные примеры нам показывают, что дети из бедных семей не реже «богачей» преуспевают в этой жизни, и думать не думают о том, кто такие Эмо или как перерезать себе вены, наглотаться таблетками. В то же время дети из семей известных бизнесменов могут стать, как у них говорят «тру эмо», или же напротив, увлеченно заняться продолжением дела своих родителей. И, пока ещё ни одному психологу не удалось уловить ту грань, переступив через которую, подростки начинают грезить о смерти.


Кто такие Эмо на самом деле?

Они действительно отличаются от многих других: своей огромной эмоциональной амплитудой, желанием и способностью испытывать колоссальные эмоции – от любви до грусти. Да, у них есть ценности, куда выше материальных – они ценят любовь. Всё это задано в них, но не обеспечено…


Такие свойства, как: любовь, сострадание, сопереживание – у них есть, но реализуют ли они их? А если и делают это, то правильно ли?


Те, кто становится Эмо, дети со зрительным вектором, рождены для больших задач, востребованных современным обществом. Чтобы нарабатывать способности к сопереживанию и любви, снижать уровень неприязни в обществе. Для этого им нужно самим своевременно развиться интеллектуально и чувственно. Но неправильное развитие их потенциала с самого раннего возраста превращает их в страдающих детей, истерично требующих любви и внимания к себе.


Все их эмоции, которые они так старательно показывают, направлены только на себя. Любовь, о которой они так любят говорить – это то, что они требуют к себе, но не способны отдавать от себя.


В результате, вместо того, чтобы снижать неприязнь в обществе, они её увеличивают.

Чего боятся родители и психологи?

Так кто же такие Эмо и чем они так пугают родителей подростков?
Статусы, посты, аватарки и фотографии на страницах в социальных сетях этих детей, романтизируют самое страшное - смерть. Говоря о надписях на надгробьях, рисуя жуткие картины и публикуя фотографии людей с перерезанными венами, они вселяют страх и ужас в сердца своих родителей и социальных работников.


"Субкультура Эмо пропагандирует суицид!" - делают вывод «специалисты». Вот только не замечают они одного – в сообщество Эмо вступают дети, изначально обладающие особым отношением к смерти.


Страх смерти – это врождённый страх человека со зрительным вектором. И именно дети со зрительным вектором встают в ряды Эмо. Но делают они это вовсе не для того чтобы покончить с собой, а для того, чтобы обратить на себя внимание, стать более заметными.



Внимание – этого действительно не хватает детям со зрительным вектором, но только тем из них, в ком этот вектор не развит. Пытаясь выделиться на общем фоне, они преследуют единственную цель – обратить на себя внимание. В этом есть глубокий смысл. Обращая на себя внимание, такие дети подсознательно начинают ощущать свою безопасность: «меня видят, значит, в случае опасности, меня успеют спасти». Дети со зрительным вектором в страхе – вот кто такие Эмо!


Неправильная реализация зрительного вектора всё глубже погружает ребёнка в страхи. Со временем ему становится недостаточно внимания со стороны родителей, и всех окружающих людей. Их внешний вид перестаёт шокировать их знакомых, и тогда они идут дальше, принимают другие, уже радикальные меры.


Выпить тюбик снотворного, перерезать себе вены, встать на окно девятого этажа - вот следующий этап, часто становящийся последним…


Их суицид - это лишь очередная попытка привлечь к себе внимание. И предпринимают они эту попытку с расчетом, что их успеют спасти. Так, тюбик таблеток выпивается за 5 минут до прихода родителей, а вены вскрываются тогда, когда кто-то непременно есть рядом.


Психологический шантаж – вот что есть суицид Эмо, но никак не желание уйти из жизни.

Чем опасна субкультура Эмо на самом деле?

Неверно будет сказано, что субкультура Эмо несёт в себе какую-то опасность, опасность исходит от тех детей, которые идут туда. Но делают они это изначально оттого, что не были научены состраданию и любви, как она есть – направленной наружу, а не вовнутрь себя.


И даже если такого ребёнка минует участь тех единиц, которые-таки покончили с собой, и то лишь потому, что их не успели спасти, то всю оставшуюся жизнь его будут преследовать страхи. Боязнь темноты, навязчивая мысль о черной руке, вот-вот намеревающейся высунуться из-под кровати, глубокие фобии, от которых неспособен излечить несистемный психолог - вот, что ожидает такого ребёнка. Но глобальность проблемы заключается даже не в этом, а в том, что все эти люди - те, кто сейчас является Эмо, не смогут работать на благо общества , снижать накопившуюся неприязнь и развивать культуру в самом высоком смысле этого слова. Они никогда не смогут правильно адаптироваться в социуме и получать то, к чему стремятся – любви, настоящей, а не той, что направлена вовнутрь себя.


Как выдернуть ребёнка из сообщества Эмо

Ни дорогие подарки, ни безусловная любовь и внимание к ребёнку не способны отгородить его от сообщества Эмо. Только научившись высвобождать свои эмоции, направлять их не на себя, а на окружающих людей, узнав, что такое сострадание и любовь наружу, тот, кто является Эмо, сможет разбавить свою палитру красок.


В подростковом возрасте, а именно подростки становятся Эмо, понять, кто такие Эмо, и направить развитие своего ребёнка в правильное русло ещё возможно. И если в возрасте до 7-8 лет ещё может помочь литература, вызывающая сострадание, то в пубертате нужны другие, более сильные методы – посещение домов инвалидов, реабилитационных центров и домов престарелых - вот, что поможет подростку со зрительным вектором научиться выталкивать свои страхи наружу. Сострадая другим людям – немощным старикам, инвалидам, детям с дефектами развития, ребёнок со зрительным вектором перестаёт испытывать страх за себя, его чувство страха за собственную жизнь переходит в страх за жизнь другого человека – в этом и есть суть сострадания и выталкивания страха наружу.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ориентиры для понимания, кто такие Эмо, и в каком направлении стоит развивать своего ребёнка таким образом, чтобы он умел правильно адаптироваться в обществе и получать от жизни максимальное удовольствие.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Другие публикации:




Мне понравилось – поставить «сердечко»:

Психолог, заведующий отделом клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН, доцент кафедры нейро- и пато-психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

«Поведение эмо характерно для подростков: это и резкие перепады настроения, и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей или пупка. Подросткам вообще свойственно выражать недовольство своим телом (и пирсинг – важный показатель такого отношения). Но эмо очень активно это декларируют и охотно делятся опытом: «А ты сколько раз резал вены?» Конечно, большинство подростков включаются в это движение просто так, за компанию, чтобы не выпасть из коллектива. Однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать. Такая эмоциональная распущенность тормозит процесс взросления, ведь расти – это значит учиться сдерживать себя, контролировать свои чувства. Постарайтесь говорить с ребенком о его увлечении спокойно, без долгих нотаций и не осуждая его. Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния подростка. Будьте внимательны к его поведению. Порезы на руках, частые истерики, потеря интереса к прежним занятиям – все это повод обратиться к психологу. Если же такой возможности нет, попробуйте увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен».

Об этом

Владимир Козлов, «Эмо», Амфора, 2008.

Писатель Владимир Козлов убежден, что эмо представляют не большую опасность, чем существовавшие до них панки или готы, а в чем-то эта субкультура может быть даже полезна своим приверженцам: «Субкультура – это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем – хотя бы получишь иллюзию того, что не одинок. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи»…

Текст: Алиса ОРЛОВА
Фото: Вячеслав ЛАГУТКИН


В криминальной хронике мелькает тревожная информация: «школьницы-эмо совершили групповое самоубийство», «обезврежена банда готов-сатанистов». В школах им запрещают «появляться в черной одежде», милиция ставит на учет, а государственные чиновники сочиняют законы, призывающие ограничить влияние вредоносной идеологии: готов и эмо обвиняют в том, что они пропагандируют пессимизм, упадничество и смерть. Правда, в результате черного пиара их популярность только растет, а сами неформалы почувствовали себя чуть ли не диссидентами и уже организовали пару митингов по борьбе за свои права. Так кто же они такие -- эти эмо и готы? И нужно ли с ними бороться?
Эмо (от «эмоции») -- субкультура возникла вокруг эмо-музыки, основанной на перепаде сильных эмоций. В одежде эмо-киды (от англ. kid -- ребенок) предпочитают черный (грусть и одиночество) и розовый (радость) цвера, носят «рваные» челки до глаз, кеды или матерчатые тапочки, любят полоску и клетку, галстуки и жилетки, «почтальонские» сумки, увешанные значками с детско-пиратской символикой -- череп, кости и плюшевый медведь. Эмо-киды не стесняются cвоих эмоций, культивируют бурное проявление и горя, и радости. Девочек среди них значительно больше, чем мальчиков.
Готы носят черную одежду, некоторые одеваются «под старину» -- жабо, кружева, длинные юбки у девушек. Красят в черный цвет волосы, девушки используют в макияже черную губную помаду и такой же лак для ногтей, любят депрессивную, мрачную музыку, много читают, часто сами пишут стихи, интересуются мистикой, декадансом, любят смотреть ужастики. Готы часто гуляют по кладбищам, причем чем древнее кладбище, тем больше там готов. Нынешние готы не имеют ничего общего с древним народом, а похожи на гламурных панков. Именно из них и вышли первые готы.

Одинаково разные «Субкультура -- не имидж, а мировоззрение», -- это в разных вариациях можно прочитать на любом форуме нынешних неформалов. Но внутри тусовки ребята -- очень разные, «типичных готов» или «среднестатистических эмо» в природе не существует. Классификация не срабатывает даже по внешним признакам, внешняя атрибутика вторична. К тем, для кого она -- главное, в тусовке относятся снисходительно: «Они в субкультуру играют, а мы этим живем». Никто, кстати, от разговора не уклонялся, наоборот, очень радовались, что кто-то пытается их понять.
-- У меня была попытка суицида, я таблетки съела, -- призналась Кира. И спохватилась: -- Только маме не говорите.
-- Училка по литре меня с урока выгнала. Потому что я «Погиб поэт, невольник чести» прочитал как рэп. Ничего она не понимает, Печорин был типичным готом. Да и Ленский тоже, -- рассуждает Илья.
-- Не слушайте тех, кто вам скажет: «Я -- эмо» или «Я -- гот». Это пОзеры говорят. Настоящий гот умом выделяется, а не ярлыки на себя вешает, -- учит меня Олеся и добавляет: -- хождение в церковь -- тоже позерство, Бог в душе должен быть.
-- Маша, отчего вы всегда ходите в черном?
-- Это траур по моей жизни. Я несчастна.
А вот это уже не из разговоров с готами, а из пьесы Чехова «Чайка». Помнят ли в таком контексте школьную программу сами учителя?

«На мой вопрос, зачем они так одеваются, девочки-эмо ответили: все вокруг такие серые, а мы -- яркие», -- рассказывает преподаватель истории Лидия Федотова. Педагог считает, что именно желание выделиться заставляет детей надевать на себя странную одежду и даже резать вены. «К счастью, вены они режут понарошку, чуть-чуть, лишь бы остались тонкие линии шрамиков. И делают это единицы. В нашей школе таких детей нет, мои ученики знают о них понаслышке и называют пОзерами, -- продолжает Лидия. -- По характеру, воспитанию, интеллекту все неформалы очень разные. И семьи у них очень разные. У меня в классе есть девочка-панк из неблагополучной семьи, она -- очень агрессивная. А, например, весной у нас с отличием закончила школу девочка, которая написала реферат о психологии эмо. В нем она защищала эту субкультуру, писала, что на эмо незаслуженно навешивают ярлык самоубийц. Единственно, что тревожит: все ребята признаются, что со своими проблемами они пойдут в тусовку, а не к родителям».

Самоубийство рассчитано на родителей
Аня недавно поступила в колледж, подрабатывает в магазине косметики, на тусовки ходит редко. Любит «книги, музыку и одиночество», пишет стихи. В одежде предпочитает черный цвет. Считает себя христианкой, но с Богом предпочитает общаться «без посредников», правда, у нее накопилось много вопросов к священнику. И только в конце разговора выяснилось, что черные рубашки с длинным рукавом хорошо скрывают порезы на запястьях: «Нет, я жизнь люблю, просто иногда тоска нападает. Мама и не догадывается. Не хочу ее огорчать». С Аней мы познакомились на одном из готических форумов, там ее звали Анабель.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас Россия по количеству самоубийств занимает второе место в мире. Ежедневно приговор себе выносят около 100 человек. В 2007 году покончили с собой около 3 тысяч детей и подростков в возрасте до 20 лет. И хотя в прессе то и дело мелькают заголовки типа «13-летняя школьница повесилась из-за музыки эмо», специалисты уклончиво говорят, что точной статистики по самоубийствам среди различных молодежных групп у них нет, и привязать случай суицида к конкретной субкультуре сложно.

«В нашем отделении суицидентов около 30 процентов, среди них есть и подростки, -- рассказал заведующий кризисным отделением ГКБ № 20 кандидат медицинских наук Вадим Моисеевич Гилод . -- Готы и эмо тоже встречаются, но бывает, что попадают к нам и дети священников».

По мнению врача, тяга подростков к смерти обусловлена тем, что у них еще нет понятия ценности собственной жизни. «Она появляется с возрастом и связана с тем, сколько душевных и физических сил ты потратил, чего добился, как тебя оценивают окружающие, -- говорит Вадим Гилод. -- А подросток еще ничего не сделал. У него ценность жизни складывается из отношений с родителями. Они самые близкие и значимые люди. И подростковое самоубийство почти всегда рассчитано на них: он пытается напугать их или разжалобить, чего-то от них добиться. Например, чтобы не ругали за двойку или за то, что стащил деньги из дома. Существует два вида суицида. Монологический -- когда человек уже все решил и молчит. Это у подростков редкость. И диалогический -- когда человек вначале подает сигналы: говорит о бессмысленности своей жизни, о боли, которую он не может перенести. Период “предсуицида” может длиться день, два, месяц, год. В этот момент надо человека слышать, отвести его к специалисту. Общение со священником тоже может помочь, разумный священник атрибутики не испугается.

А вообще дети, которые стремятся выделиться с помощью атрибутики и эпатажа, всегда проблемные. У них всегда есть эмоциональные конфликты в семье. И они ищут взаимопонимания среди таких же обиженных. Своим вызывающим видом они призывают нас обратить на себя внимание. Если ребенок не находит дома внимания -- он идет на улицу или в интернет. Неполные семьи тоже серьезный фактор риска. У девочки отец ушел в другую семью, там у него ребенок. А дочь, для которой папа был авторитетом, чувствует себя лишней. Злится на мать -- ведь та “упустила” отца. И уходит в группу подростков, которая имеет такие же проблемы, там пробует наркотики, переживает кризис… А может быть, и думает о самоубийстве».

Потребители эмоций

Михаил Хасьминский, психолог православного кризисного центра при храме Воскресения Христова на Семеновской , считает, что современные подростки не имеют никакого представления о том, как реально выглядит смерть. Они ее романтизируют, видят что-то вроде спектакля -- гроб в цветах, все рыдают. Хасьминский вместе с судмедэкспертом Петром Розумным написали ряд статей на эту тему. Одна из них -- «Суицид без розовых очков», посвященная тому, как выгладит самоубийство на самом деле, -- пользуется у подростков большой популярностью и широко обсуждается в сети.

«С молодыми людьми, которые хотят покончить с собой, мы общаемся на форуме сайта “Победишь.ru” , с которым я сотрудничаю, -- говорит Хасьминский. -- Этот форум в некоторой степени сейчас стал заменой телефонам доверия. Часто первое, что делает современный подросток, когда собирается покончить с собой, -- идет в интернет. Подростки не догадываются, что на одно “удачное” самоубийство приходится от десяти до тридцати неудачных, после которых человек тяжело и мучительно умирает в больнице или становится инвалидом. Человек режет вены или вешается, его спасают, но от недостатка кислорода погибли важные клетки мозга. “Вышел” из окна десятого этажа, выжил, но остался на всю жизнь прикованным к кровати. Съел горсть разных таблеток, вообще результат непредсказуемый -- от язвы желудка до мучительной и долгой смерти. Выпил уксусную эссенцию -- после нескольких месяцев страшных мучений вышел из больницы с искусственным пищеводом, вшитым под кожу.

Самоповреждения у представителей субкультур -- что-то вроде обряда инициации у древних народов – “я настоящий эмо или гот, я даже вены резал”. Демонстрация суицидальных намерений и невыносимых страданий. Но разбитый череп выглядит неэстетично, а вены -- романтика! Такое вот искаженное представление о красоте. Руки у них действительно ужасные бывают».

Неформальные группы образуются вроде бы стихийно, но, по мнению Михаила Хасьминского, хорошо вписываются в систему общества потребления. «Их направляют взрослые, которые делают немалые деньги на молодежной моде -- книгах, фильмах, одежде, атрибутике, -- продолжает он. -- А бизнес заинтересован в потребителе. Эмо, в свою очередь потребители эмоций, от психотравмирующей реальности они уходят в искаженный собственный мир остро и некритично переживаемых эмоций. Но, добровольно ”отключив” логику, отказавшись от контроля над эмоциями, они уподобляются алкоголикам, у которых переход от любви к ненависти происходит моментально».

Умойся и приходи?

Почему неформалы не ищут ответы на свои неразрешимые вопросы о смысле жизни в вере? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: кто же их пустит в храм с пирсингом и крашеными волосами, в лучшем случае скажут: «Умойся, переоденься и приходи».

Но среди православных пастырей и психологов по этому вопросу нет единодушия. Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище Москвы, бывший хиппи, ведущий проповедь среди рокеров, субкультур не боится: «Люди, которые туда идут, чего-то ищут. Это гораздо лучше, чем если парень “ни холоден, ни горяч” и безропотно принимает ценности современного общества: заработать денег и побольше всего накупить, строить карьеру, продать себя подороже. А представители любой субкультуры в некотором роде романтики и идеалисты. В конечном итоге они ищут Бога».

А вот Михаил Хасьминский уверен, что говорить готам о Боге -- только раздражать их. «У них искаженное восприятие, они все видят криво и при этом уже “все о мире знают”, а если чего-то не знают сами, это знает кто-то из их тусовки, -- говорит он. -- Пока подросток уверен, что он -- центр вселенной, а его тусовка круче всех, он в храм не пойдет. Прийти в храм можно, лишь осознав себя частичкой мироздания. И поняв, что ты должен жить по определенному закону, трудиться, работать над собой. А это для многих неприемлемо. Эти люди придут к вере не скоро. Им нужен какой-то “лифт, чтобы “перепрыгнуть” в своем развитии несколько ступенек. Таким “лифтом” часто бывает серьезный кризис, тогда человек понимает, что в субкультуре нет ответа на вопросы, которые задает жизнь этим кризисом. И тогда он начинает искать и иногда даже находит».
Недавно на сайте Иркутской епархии была опубликована статья о готах, а потом, по ссылке, на форум пришли сами готы и начали дискуссию. В результате готы научились правильно обращаться к священнику, а православные узнали христианские имена готов. Одна православная участница форума написала: «Простите, если чье-то слово осудило вас... Мои друзья хотели просто помочь вам разобраться в ваших ошибках (наверное, все-таки забывая о сотворенных когда-то своих), но от чистого сердца. Если хотя бы один человек задумается над тем, что прочитал на этом форуме и, переступив порог храма, останется там, то мы говорили не зря... Не забывайте, что пройдет время и вырастете вы из своих увлечений и заблуждений, как из старой одежды… и тогда мы будем вас ждать».

Отец Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах, психолог: «Подростковый возраст -- это возраст естественного сумасшествия. С одной стороны, человек ищет независимости и индивидуальности, с другой -- он страшно хочет с кем-нибудь объединиться. И это противоречие заставляет его одновременно идти в обе стороны. Ему, конечно, очень нужно внимание родителей, а вместе с тем ему хочется их послать подальше и делать все по-своему. С одной стороны, ему нужна идея, с другой – он, как нигилист, отрицает все. Это кризис, колебанья на краю родительского гнезда -- и лететь уже пора, но еще страшно».

«Только поймешь, в чем фишка, научишься как-то обходить подводные камни жизни и вдруг замечаешь, что подросло племя молодое и совершенно незнакомое», -- жаловалась я подруге. Из дверей метро вывалилась компания подростков. Судя по одежде, были среди них и эмо, и готы. Эти «эмоготы» явно пытались шокировать прохожих, горланя песню. А вот песня была знакомая, старая -- «Группа крови» Виктора Цоя.

Как быть, если ваш ребенок эмо?


Вадим Гилод
: «Родители должны стать не только поставщиками материальных благ, но быть ребенку семьей! Той ячейкой общества, в которой он чувствует себя защищенным и любимым. Бороться с внешней атрибутикой бесполезно. Мы не имеем права не пустить в школу ребенка, пусть он хоть весь в зелень выкрашен. Знаете, почему запретили выгонять детей с уроков? Потому что он выйдет за школьную ограду, а там его встретят и скажут: “Ты классный парень! В школе все -- идиоты, а мы тебя поймем”. И потом его из этой группы вытащить очень тяжело. Наша задача -- поддержка, понимание, воспитание, создание среды».

Михаил Хасьминский : «Чтобы вывести ребенка “из темного леса”, надо понять эту субкультуру, разобраться, в чем ее деструктивность. Разговаривать с человеком о том, что он делает не так, можно, только четко ориентируясь в его “культуре”. О своей идеологии подростки охотно говорят. Надо выяснить, что подросток думает по тому или иному поводу, и пытаться поменять его ложные ценности. Но спокойно, доброжелательно, с любовью. Без ругани и угроз».

Странные девушки и парни с черно-розовыми прядями волос, детский стиль одежды с яркими аксессуарами, заколками и браслетиками, одежда с рисунком расколотых черепов. Не сложно догадаться, о ком пойдет речь. Кто они такие — дети эмо?

Наверняка многим понятно, что название субкультуры «ЭМО» происходит от слова «ЭМОциональный». Изначально эмо существовали в Америке в 80е годы. Только тогда это были не разукрашенные дети, а участники панк-групп, которые играли необычную для тех времен музыку. Отличительной чертой таких групп был «чистый вокал», лиричность и чрезмерная эмоциональность. Отсюда и пошел данный характер субкультуры эмо.

Со временем субкультура эмо стала выходить за грани музыкальных групп и начала оставлять отпечатки на умах современной молодежи. Сейчас стало модно показывать всему обществу свое душевное состояние. Эмо собираются в компании и делятся своими мыслями. А мысли у них обычно о непрекращающейся депрессии. Такой молодежи свойственна частая смена настроения, причем без повода. Если обычный человека спросить ЭМОциональное дитя «Как дела?» , то в ответ услышит безразличное «нормально…». У представителей субкультуры эмо есть только 2 состояния: им либо очень весело, либо до ужаса грустно.

Естественно, хуже всего, когда им грустно. Так начинаются затяжные депрессии, ненависть к людям и к окружающему миру, беспричинные слезы и истерики. Конечной точкой такого поведения являются мысли о суициде. И эмо не стесняются говорить об этом напрямую. Ведь главная чета этих подростков- искренность во всем. Они считаю, что таким способом они самовыражаются и самоутверждаются.

Такие дети очень часто заигрываются в роль мучеников этого злобного мира, их символом по жизни становится растерзанное сердце на черно-розовой футболке. В реальности они стараются как можно натуралистичнее доказать всем, что они не обычные и способны на поступки. Но для этого они выбирают совсем не подходящие методы. Как быть родителям и преподавателям в школе, если в их семье или классе появился эмо-кид?Как его понять и принять, стоит ли насильственно заставлять ребенка отказаться от субкультуры эмо?

Утверждение о том, что эмо пытаются чаще остальных детей покончить с собой будет не совсем верным. Скорее всего именно те дети, которые задумываются о суициде, выбирают для себя субкультуру эмо. Но почему же у будущего поколения напрочь отсутствует инстинкт самосохранения? На это есть ряд причин.

Во — первых, все депрессии, хандры от утраты связи с другими поколениями. Что уж скрывать, в наше время родители редко интересуются жизнью своего чада. Максимум что может спросить у подростка его родитель, это «Как дела в школе?». На что ребенок, конечно же, ответит: «нормально».

Материальные ценности так же являются главное причиной выбора эмо как субкультуры и мысли о суициде. Современные дети настолько избалованны, что, если не купить им очередной новый телефон или модную вещь, они сразу же впадают в депрессию и жалуются: «Мне так плохо живется». В этом случае всем родителям стоит не забывать о правильном воспитании своего ребенка.А именно о том, что духовные ценности гораздо важнее материальных.

Но не только родители вкладывают в ребенка воспитание. Этим занимаются и учителя. Эмо в школе обычно «забитые», тихие, но выделяются из толпы своим внешним видом. Не трудно заметить такого ученика. Если педагог увидел эмо-кида в коридорах школы, не нужно проходить мимо, необходимо поговорить с ребенком, выяснить причины такого поведения и постараться решить их.

Но главное в таком разговоре — не потерять доверие подростка. Мудрый учитель сразу же объяснит всему педагогическому составу, что с этим ребенком нужно вести себя не как со всеми. Лучше всего будет разработать вместе с коллегами план, в котором будет описано «спасение» такого ученика. И, конечно же, нужно подключить к этой проблеме родителей. Без их помощи преподавателю не справиться. Если эмо-ученик захочет поговорить, его всегда нужно выслушать.

Им не хватает понимания и сопереживания, именно поэтому они и припадают к таким субкультурам. В качестве примера можно привести случай с перевоспитанием девочки-эмо в гимназии №10 города Минска. Учителям удалось заинтересовать ее психологией, мировой литературой, и упрямый подросток превратился в умную красавицу. Но ради этого было сдвинуто не мало гор.

На протяжении года социальные работники, преподаватели, родители следили за ней, помогали ей выбирать правильный путь, подсказывали. Естественно, были и проблемы. Девочка сбегала ото всех в свою компанию других таких трудных подростков. Но со временем начала понимать, что это всего лишь игра, а заигрываться в нее нельзя. Сейчас она выпускница медуниверситета по профессии психотерапевт, успешно выступает на Минском радио с советами и консультациями. В жизни каждого подростка есть трудный переходный возраст, но она смогла его преодолеть. И в этом ей помогли чуткие и понимающие учителя.

В нынешнее время в школах, для выявления к принадлежности эмо, проводятся мониторинговые исследования. В таких тестах нет вопросов, поэтому его не просто обмануть. Эти тесты цветовые. Каждый цвет, выбранный ребенком, рассказывает о его творческих способностях, отношению к курению, выпивке, здоровому образу жизни.

Такие тесты могут показать, на поведение какого ребенка учителям стоит обратить внимание. Есть и другие способы наблюдения за детьми в школе- анкетирование, общение с ребятами. Вообще, положено 1 раз в месяц проводить в классе открытые уроки на тему «Каким я вижу свое будущее».

Через такое сочинение любой образованный педагог увидит, в опасности ли ребенок, или же с его психикой все в порядке.Если в сочинении будут апатичные мысли, нежелание ничего делать и куда-либо идти — стоит бить тревогу. Самое ужасное, если от природы любознательному существу ничего не нужно от жизни. Нужно скорее выяснять причины

Участились случаи, когда дети уходят из дома. Родители сбиваются с ног, ища родное дитя. Но им даже в голову не придет, из за чего эмо-ребенок ушел. Невозможно компенсировать отсутствие любви и ласки деньгами. Даже если ребенок обеспечен, ему всегда будет не хватать родительской любви. А именно по этой причине эмо и сбегают из дома, собираются своими группами и выговариваются друг другу.

Родители с ребенком должны быть друзьями, а с ЭМОциональными детьми уж тем более. Когда подростки рисуют черные стрелки на глазах и разрисовывают их темными тенями, это не эпатаж, а способ выразить свою боль на лице. Черная челка на все лицо отделяет их от этого мира. Тут не помогут ни ругань, ни крики. Все это еще больше усугубит ситуацию.

Обычно детей, принадлежащих к субкультуре эмо, ненавидят в школе. Особенно под горячую руку недоброжелателей часто попадают эмо парни. Им достается больше всех. Таких подростков шугают старшеклассники, вымогают с них деньги, но что хуже всего — их избивают. Если педагог заметит такую ситуацию в коридорах своей школы, он просто обязан обратиться за помощью к коллегам и защитит ребенка-эмо.

Эмо-подростки создают себе отдельный мирок. Жизнь в этом мирке состоит из протестов, направленных на реальный окружающий мир. Все свое существование эмо борются со стереотипами о них. Точнее они считаю, что все эти мнения психологов ошибочны. Ведь они то уверены в своей личной правде. ЭМОциональные думают, что обычные люди усложняют им жизнь специально.

Главное убедить такого ребенка, что это не так. Но не в коем случае нельзя без фактов и аргументов просто настаивать на своем правильном мнении. Таких трудных подростков нужно переубеждать аккуратно, постепенно. Всегда нужно учитывать их мнение, оно для них самое важное и правильное. И нужно смириться, что, для изменения внешнего облика и психологического состояния эмо-кида должно пройти время. Иногда и не мало времени.

Не удивительно, что родители и учителя, читающие данную статью, напуганы. Информация о том, что эмо-дети чаще остальных склонны к суициду — не из приятных. Но можно сказать одно, что если в семье есть гармония и любовь, если ребенок чувствует свою значимость для родителей и учителей, то его обойдет стороной эмо-волна. Подросткам в переходном возрасте нужно давать уверенность, что из любой ситуации есть выход. Стоит только захотеть.

Необходимо уверять его, что родители или учителя всегда помогут и поддержат, что он не останется один в трудную минуту. Если эти правила буду соблюдаться, то коллектив школы и семья будут застрахованы от того, что однажды их чадо заявится домой с длинной розовой челкой, черными глазами и ярким черепом во всю грудь и в слезах станет жаловаться на то, как ему плохо живется.

Всегда нужно обязательно помнить, что задача родителей — не только дать крышу над головой, а задача преподавателей — не только отвести 45минутный урок, а так же вкладывать в ребенка понимание общечеловеческих ценностей и формирование личности будущего взрослого человека.

Главная работа- это социализация ребенка. Люди должны быть чуткими, отзывчивыми,добрыми, жизнерадостными. А кто, как не родители, воспитает это в них? Будущее всей Земли в руках современной молодежи. Если они пойдут по неправильному пути, забудут про настоящие ценности, весь мир рухнет, как карточный домик.

Становится понятно, что данный период в жизни подростка очень трудный. Хотя иногда сам эмо этого и не осознает. Возможно, этот совет пригодится родителям и учителям: не забываете про детей, интересуйтесь их жизнью!

Чёрно-розовая одежда, сумка через плечо, пирсинг, мозаика из значков на кроссовках и чёрная прямая чёлка, закрывающая пол-лица - такой образ возникает перед глазами при слове «эмо». Так кто же они такие, эмо-киды? Откуда вообще «дует ветер» и, главное, стоит ли беспокоиться родителям о своём ребёнке, если он присоединился к этой субкультуре? В некоторых странах эмо преследуются, как некогда стиляги в СССР. Резкая критика обоснована тем, что философия этого молодёжного направления якобы носит суицидальный характер. Отчасти это сопоставимо с правдой, а отчасти - лишь попыптка переложить всю отвественность за происходящее на «нехорошую секту». Чтобы понять, кому и чему верить, стоит познакомиться с историей и разновидностями эмо.

Тру эмо

Дословно - «настоящий эмо». В 80-х годах прошлого века поклонникам нового американского музыкального направления emocore (ответвление тяжёлого рока) не приходилось называть себя «настоящими» - потому что в те времена ещё не появились современные розово-чёрные псевдо-эмо. Еmocore - музыка эмоционально окрашенная не только по звучанию, но и по содержанию текстов: они несут глубокий смыл, поднимают вопросы любви, преданности, смерти и душевной боли. Одним словом, они обо всём том, что нынешнее поколение сводит к сексу и пьяному забытью (включите любой западный фильм и дождитесь момента, когда герой морально раздавлен - вечер непременно весело закончится попойкой в баре).

При этом музыка не была отдельным явлением - она рождалась, опять же, в рамках философии: человек не должен стыдиться своих эмоций на публике - правильнее смеяться, когда весело или плакать, если на то есть причины. Человек должен не только видеть, слышать и тому подобное - он должен переживать события эмоционально - иначе он не живёт вообще. И, кстати, это здорово - не лицемерить, не притворяться, не замалчивать. Это подходит далеко не каждому, но три десятилетия назад поклонниками такой философии стали именно те, для кого оставаться везде и всегда самим собой было наиболее естественным.

Тру-эмо существуют по сей день, и являются мечтой любых родителей: они пропогандируют здоровый образ жизни (если увидите граффити «SXE» - это оно и есть), не пьют, не курят, не употребляют наркотиков и мяса. Внешне их можно распознать по стилю одежды всё тех же 80-х: они часто предпочитают клетчатую одежду, принципиально слушают музыку только на виниловых пластинках или кассетных проигрывателях. Это творческие личности, которые часто сами пишут музыку, стихи, любят фотографировать. Нередко тру-эмо делают пирсинг - это намёк отсутствие страха перед болью. Тёмная косая чёлка, закрывающая пол-лица, несёт глубокий смысл: к одной половине души нет доступа никому - это личная территория, внутренний мир, а другая часть души открыта для людей и гораздо более искренна, чем у большинства. Для тру-эмо не существует формальных слов или вопросов, и если они говорят о своём сочувствии, то действительно разделяют ваше состояние, а если спрашивают «как дела?» - то ожидают услышать правду, а не бессовестное «хорошо, спасибо».

В целом можно резюмировать, что идеология тру-эмо совершенно безобидна, а музыка, которую они слушают, не является центром их вселенной - это всего лишь один из элементов их вдохновения. Тру-эмо - безусловно, группа - но не стадо. Здесь каждый сохраняет свою индивидуальность, характер, образ мышления. И ещё: исследований, конечно, никто не проводил, но если бы социологи всё же взялись за это, они наверняка смогли бы отметить: тру-эмо будут жить дольше своих ровесников, потому что не копят в себе отрицательных эмоций.

Большинство чёрно-розовых пёстрых подростков - это просто дети, которые подражают моде в одежде, - и никакой философии. Это почти то же самое, что мода на джинсы или биозавивку. Чёрный цвет - депрессивный, розовый (реже сиреневый) - позитивный. И несмотря на яростное отрицание эмо-кидов, есть подозрение, что в этом сказывается влияние культуры готов (чёрный + второстепенный красный), панков (фиксирующий лак для волос), китайского молодёжного стиля а ля «hаllo kitty» (разноцветные значки, заколочки, бантики, кроссовки-тапочки), японского анимэ (два детских хвостика на затылке), и немного африканских представлений о красоте («тоннели» в ушах). Кроме того, макияж могут делать не только девушки, но и парни - тональный крем, чёрный лак для ногтей, подводка вокруг глаз, рисунки слезинок, сердечек, пиратских черепов и т.д. От тру-эмо они унаследовали косую чёлку и иногда - клетчатую косынку на шее. Так же образ может дополняться плюшевыми игрушками, которые путешествуют с подростком на уроки и тусовки. Для пущего эффекта эти игрушки сначала в нескольких местах разрезают, а затем зашивают грубыми чёрными нитками - но это уже скорее вляние фильмов ужасов, чем настоящих эмо.

Такой классификации вообще-то нет - её мы введём сами, чтобы как-то отличать стиль одежды от розово-чёрных подростков, действительно вовлечённых в круг неуверенных в себе, слушающих нервную музыку, оторванных от жизни и имеющих суицидальные наклонности детей (от англ. cry - плакать). Трудно сказать, из чего родилась эта философия, но именно благодаря таким эмо-кидам люди сегодня считают, что все эмо - плаксыи нытики. Здесь присутствует два негативных момента. Во-первых, излишне эмоциональная, истерическая музыка, срывающаяся то на шёпот, то на визг, может непредсказуемым образом влиять на юного слушателя. Во-вторых, становясь частью такой группы, ребёнок привыкает к мысли, что размазывать по лицу тушь - вместо того чтобы бороться за своё счастье - это нормально, ведь все так делают и поддерживают.

Среди этих подростков и отмечаются случаи самоубийств. Однако мы с вами должны понимать: ушедшие из жизни дети, вероятно, были совершенно потерянными, отчаявшимися, лишёнными поддержки, а порой и нетрезвыми... Никто на самом деле не нашёптывал им так поступать, да и думать каждый умеет сам за себя, хоть в 16, хоть в 12, хоть в 9 лет. А если у подростка действительно есть какие-то трудности -при желании это можно определить по одному взгляду на своего ребёнка! Депрессии, неразрешимые проблемы, неразделённая любовь - всё это происходит со многими детьми, даже не относящими себя ни к одной субкультуре. И, может быть, вместо того, чтобы во всеуслышание обвинять ЭМО в том, что эта культура столь губительная для молодого поколения, стоит поблагодарить её? - За то, что именно в ней непонятого вечно занятыми родителями подростка никто не осуждает за то, что он остро обижен какой-то житейской несправедливостью, или не удержался и по-человечески заплакал, как «последний слабак»? А ещё можно поблагодарить ЭМО за этот розово-чёрный сигнал - «обратите же на меня, наконец, внимание, я так нуждаюсь в эмоциональной близости и тепле!» Знак, который так важно не пропустить, поддержав своего ребёнка на этом сложном пути во взрослую жизнь.