Ребенок дошкольного возраста познает мир. Ребенок познает мир

Ребенку – второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Освоение ходьбы дает возможность для непосредственного общения с окружающим миром, что прежде всего способствует сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша. В этом возрасте формируется вторая сигнальная система и начинают развиваться основные ее функции (обобщения и отвлеченного мышления). Ребенок много двигается, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. Однако для его поведения характерна неустойчивость; на фоне эмоционального подъема (радуется, смеется) он может неожиданно заплакать. Со стороны взрослых требуется особое внимание для нормализации поведения малыша, поддержания хорошего настроения.

В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие к сверстникам; ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий).

Увеличивается период бодрствования ребенка, что следует учитывать при организации режима дня. В первом полугодии это увеличение еще незначительно. Так, если годовалые дети бодрствуют 2,5 – 3 ч, то до 1 года 6 месяцев их бодрствование длится 3,5 – 4 ч, но по-прежнему они спят днем 2 раза, зато с 1 года 6 месяцев – до 5 -5,5 ч. После этого ребенок спит днем 1 раз.

Бывает, что малыша переводят на одноразовый дневной сон раньше 1,5 лет. Но этого допускать не следует, так как для него утомительны большие по времени периоды бодрствования, особенно в вечерние часы.

Увеличивающаяся выносливость организма дает возможность ребенку более длительно заниматься одним видом деятельности. Так, в начале второго года ребенок может уделять одному и тому же делу 3 – 5 минут, а к концу – до 7 – 10 минут, но если занятие для него интересно, то и больше.

В психическом развитии ребенка второго года жизни можно выделить 4 периода:

1-й период – от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев;

2-й период – от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;

3-й период – от 1 года месяцев до 1 года 9 месяцев;

4-й период – от 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Каковы же главные достижения малыша на втором году жизни? В этом возрасте наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; происходит дальнейшее сенсорное развитие, формирование игровой деятельности, действий с предметами и движений; навыков самостоятельности. Это основные направления (мы назвали их линиями) в развитии ребенка второго года жизни. Естественно, что подобное деление условно, так как каждое умение малыша формируется на основе его способностей, которые относятся к разным направлениям (умение подражать, сравнивать, обобщать и др.).

Существует взаимосвязь в развитии ребенка по всем названным направлениям. Наиболее заметно эти связи проявляются в развитии движений малыша, опережающем формирование игровой деятельности и действий с предметами, а после 1 года 6 месяцев – и в понимании речи (что говорит о значимости этих умений для данного возраста).

Что же характерно для сенсорного развития ребенка второго года жизни?

Дети встречаются с разнообразием предметов в природе и быту. Они действенным путем познают различные свойства предметов и явления: песок сыпучий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у ели колючие ветки, шерсть котенка гладкая, мягкая. Играя с различными дидактическими игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (форма, величина, цвет).

Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятия малыша. Уже в этом возрасте надо учить его видеть форму шара, куба, сравнивать предметы контрастной и близкой форм, подбирать по образцу предмет такой же формы.

Довольно рано дети выделяют в предметах величину, которая для них является основным отличительным признаком. Малыш рано начинает различать свои вещи и вещи взрослых: маленькие ботинки, шапку, чашку, и др.

В 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладыши, матрешки, кубы), различают две контрастные величины, в 1 год 9 месяцев – 3 – 4 контрастные величины, а позднее, к концу второго полугодия, - и более близкие величины. В 1 год 9 месяцев – 2 года дети подбирают по образцу и слову взрослого предметы, сходные по цвету. Очень важно, чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например подобрать одного цвета парные предметы (варежки, носочки, ботинки), отличая их от других, которые имеют другой цвет (к красным носочкам ребенок подбирает красные ботинки, отличая их от синих, желтых и др.).

Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, украшение на мамином платье. Все это очень важно для малыша: мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. В этом возрасте заставить малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать можно многим. Прежде всего его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, автомобиль проехавший за окном, звонок в дверь. Постоянное рассматривание окружающих предметов развивает наблюдательность малыша: увидев несколько раз, как воспитатель кормит рыбок, он сам подходит к аквариуму, чтобы посмотреть как они плавают. Дети забираются на горку перед окном специально для того, чтобы посмотреть на проезжающий мимо дома транспорт. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя большое разнообразие предметов, но и действовал с ними. В деятельности формируется мышление.

На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функция обобщения, он учится подражать словам и фразам взрослого; расширяется активный словарь, малыш овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.

Для развития понимания речи на данном возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, на просьбу «Покажи, где лошадка» смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связей между словесным обозначением предмета и действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, постепенно усложняя задания.

Какие же словесные обозначения предметов дети могут знать в этом возрасте? Названия игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые умеют выполнять сами (возьми, принеси, посмотри, покорми, покачай и др.). Дети охотно выполняют поручения взрослых – «Принеси маме тапочки», «бабушке очки», при этом они хорошо ориентируются в своей комнате.

Постепенно кругозор детей расширяется, связи между предметом и словом становятся прочнее, появляется новое в развитии понимания речи: с 1 года 6 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т.е. с малышом можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит, опираясь на его прошлый опыт. Ребенку уже можно читать эмоционального характера рассказы, четверостишия, потешки. Однако следует помнить, что по-прежнему большое значение имеет и дальнейшее обогащение опыта малыша. Наблюдая с ребенком окружающую действительность, важно называть все, что он видит: действия взрослых и детей при уходе за животными, движение транспортных средств, называть словами впечатления от рассматривания книг. В дальнейшем вопросы взрослого, обращение к ребенку, заставляют последнего обозначать воспринимаемое собственной речью, а к концу второго года стимулируют появление первых вопросов у самого малыша (где? куда? что это?), которые отражают развитие его любознательности, мышления.

Начало второго года жизни – это так называемый период наглядных обобщений, кода ребенок объединяет предметные столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в глаза внешнему сходству: цвету, величине. Затем, приобретая опыт, он может по слову взрослого обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки.

По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делается еще много ошибок. Например, по просьбе взрослого найти игрушки – слона, ежика – дети показывают их верно, а называют неправильно: «собачка», «Рыбка». При этом малыш находит предметы, похожие на те, которые ему знакомы и которые он уже умеет называть. С развитием активной речи, приобретением опыта в различении близких предметов, играя с ними, он преодолевает трудности и не допускает ошибок.

Во втором полугодии формируется очень важная способность ребенка – умение подражать словам, которые произносит взрослый. Однако развитие артикуляционного аппарата малыша таково, что вначале второго года он произносит слова облегченно: машина – «би-би», собачка – «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый предлагал для подражания слова «Облегченные», но сопровождал их словами, произнесенными правильно.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности к подражанию пополняется словарь ребенка: если к концу первого года жизни в нем насчитывалось 10 слов, то в 1 год 6 месяцев – 30, а к 2 годам – 300 слов.

Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произнесенных облегченно, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев возрастает количество слов, произнесенных правильно, т.е. ребенок может сказать не «ав-ав», а «собачка», хотя само произнесение слова еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз.

Большое достижение в развитии речи детей – появление вопросов типа «А что это?», «Какая?», что говорит об уровне их познавательной активности.

В каких же ситуациях дети больше всего прибегают к тем или иным речевым реакциям? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных движений, словами – до 1 года 6 месяцев в момент сильной заинтересованности, при внезапном появлении в поле зрения предметов. После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться словом и во время игры, при этом их речь часто носит конкретно неадресованный характер. Например, укладывая куклу спать, малыш говорит: «Спит»; при кормлении ее: «поела»; строя дорожку из кубиков и проводя по ней машину: «би-би поехала». К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию – средства общения с окружающими прежде всего со взрослыми. Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны6 это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний (вместе поиграть), чувств (удивления, радости). Дети данного возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый сюжет, изображенный на картинке, но и умеют при этом отвечать на некоторые вопросы взрослого.

Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является его игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи. На таких занятиях решаются задачи формирования у детей потребности в речевом общении со взрослым. Если у малышей будет эта потребность, желание сказать что-то взрослому, они станут пользоваться речью. Дети общаются с тем взрослым, который им близок, с кем есть частый, тесный эмоционально-деловой контакт.

Особое значение для ребенка второго года жизни имеют развитие его игровой деятельности и действия с предметами. В начале второго года игра ребенка сводится к различным действиям с предметами. Этими действиями малыш начал овладевать еще к концу первого года жизни: он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и нанизывает их обратно. Действуя с предметами, ребенок на практическом уровне знакомится с их свойствами, учится сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности к подражанию, развития координации движений рук приобретают более сложный характер. Малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки – поезд, скамейку и др.

У детей 1 года 3 месяцев – 1 года 6 месяцев появляются новые действия, которые ранее специально не разучивались, которые ребенок увидел сам, приглядываясь к деятельности взрослых и старших ребят: он укачивает куклу в кроватке, кормит, копируя действия мамы, бросает камешки и прыгает на одной ножке так, как это делают старшие дети, играя в «классики», прикладывает бумагу к спинке куклы-медведя и ставит ему «горчичники». Это так называемые отобразительные действия. В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (наливает воду и дает кукле пить). Поскольку в первом полугодии малыш находится во власти зрительных восприятий, опыт его незначителен, игра неустойчива, поэтому ситуацию для нее готовит взрослый. Во втором полугодии игра приобретает более устойчивые формы. Ребенок разнообразно действует с одним и тем же предметом, и сели в первом полугодии он занят одним видом деятельности 2 – 4 мин, то к 2 годам – уже до 5 – 7 мин, сопровождая свои действия словом.

Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заменители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Например, воспитатель в совместной игре с малышом показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает воду в таз, намалывает ей голову (трет кубиком). Ребенок, подражая взрослому, «наливает» воду в чашку, чтобы напоить «дочку», при этом несет чашку осторожно, стараясь не пролить ее содержимое.

К концу второго года жизни в игре детей появляются некоторые согласованные действия: играя, они кормят друг друга, вместе смотрят, рассматривают книги. Все чаще свои действия дети сопровождают словом, в их играх проявляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек, а также и более сложные: нежность, чувство вины за свой проступок. Так, девочка, купая куклу, нежно прижимает ее к себе, целует, улыбается. Мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя, что тот заплакал, подошел к нему, заглянул в глаза, погладил.

На втором году жизни у ребенка формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношении с окружающими, сочувствие к сверстнику. Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослым по поводу игры, реагируя на его оценку своих действий, проявляют адекватную реакцию. Например, малыш непоследовательно (не по размеру) надевает кольца на стержень пирамиды. Воспитатель говорит, что он делает неправильно. «Неправильно?» - повторяет ребенок и пытается сделать так, как показал взрослый. Каждый раз, надевая кольцо, малыш обращается уже к рядом сидящим, спрашивая: «Маленькое? Большое?» Сравнивает два кольца и надевает их так, как показал воспитатель.

В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. В начале второго года жизни ходьба ребенка еще недостаточно координирована: ему трудно пройти по прямой, ямки, бугорки на улице, камешки, трава – все это сложные для малыша препятствия. Он натыкается на предметы, легко может столкнуться с другим ребенком, не готовится заранее к преодолению препятствия, чтобы например, переступить порог или перешагнуть через канавку.

Постепенно ходьба совершенствуется – дети начинают хорошо передвигаться не только по гладкому полу, но и по траве, взбираются на бугорки, ходят по лестнице (с помощью взрослого). Совершенствуются лазанье, бросание; малыши взлетают на горку, диван, стул, перелезают через различные преграды (бревно, скамейка, диван); движения становятся более ловкими, координированными. В этом возрасте ребенок начинает постепенно овладевать простыми плясовыми движениями.

Мы рады помочь Вам и Вашим детишкам!

Малышу в возрасте от 1,5 года уже доступно понимание различных свойств предметов. В этот период нужно помочь ему научиться отличать твердое от мягкого, сухое от мокрого, грустное от веселого, осознать более сложные понятия цвета, формы и размеры. Конечно, ребенок уже начал постигать свойства предметов, ведь он с самого рождения только и делает, что экспериментирует и исследует окружающий мир. Практически все его действия направлены на изучение, на проведение опытов. Однако важно создать для ребенка условия, в которых ему будет легче разобраться в свойствах предметов, их отличии друг от друга и особенностях каждого. Самое время предложить ему игры, которые раскроют перед ребенком различные понятия, характеризующие тот или иной предмет. Колючий, гладкий, шершавый, высокий или низкий, горячий или холодный… Да мало ли о чем нам захочется рассказать малышу! В повседневных делах не забывайте говорить ребенку о том, что руки после лепки куличиков в песочнице стали грязными, а после мытья – чистыми, что сегодня на прогулку вы взяли маленькое ведерко, а большое осталось дома, что шапочка – теплая, что мышка – маленькая, что пакет с картошкой – тяжелый, а папины щеки – колючие.

Играя с малышом, включайте элементы занятий, которые дают возможность напомнить еще и еще раз о свойствах предметов. И пусть игры остаются играми – веселыми, забавными и интересными, ведь вся учеба у ребенка еще впереди, в школе.

Все шарики и мячики

Найдем в доме все предметы, имеющие форму шара. Мячи футбольные, теннисные, массажные, грецкие орехи, яблоки и апельсины, клубки ниток, горошины, крупные бусины.

Возьмем подходящую емкость – большую коробку, корзину, тазик или детскую ванночку.

  • Наполненная одинаковыми по форме предметами, ванночка уже сама по себе развивающая игрушка, вызывающая детское любопытство. А уж если организовать с этим сухим бассейном занятие, то интерес ребенка не иссякнет довольно долго.
  • Доставая по очереди предметы, обратите внимание малыша на свойства каждого из них. Большой или маленький шар, твердый или мягкий, съедобный, шершавый, гладкий, прозрачный, тяжелый или легкий.
  • Шарообразные предметы хороши тем, что их можно если не кидать, то катить точно. Каждый исследованный предмет откатываем или бросаем в сторону. При сборе шаров предложите ребенку самому найти большой шарик или колючий, маленький или съедобный. Помогите крохе. Называя свойства предметов, добейтесь, чтобы все вернулись «домой» в детскую ванночку.
  • Теперь бонусная игра: покажите малышу одну из его любимых и хорошо знакомых игрушек, а затем закопайте ее среди шариков. Поиск игрушки обязательно потребует выбрасывания других предметов. Вот тут-то снова стоит назвать особенности каждого шара.

Веселый и грустный

Скотчем приклеиваем к соломинкам для коктейля по картонному кругу диаметром около пяти сантиметров. На одном круге рисуем веселую, улыбчивую мордашку, на другом – грустную, расстроенную. Берем два пластиковых стаканчика, делаем в дне каждого небольшую прорезь и вставляем туда соломинки так, чтобы мордашки оказались внутри стаканчиков.

  • Двигаем по очереди трубочки вверх и вниз. Из стаканчиков появляются и исчезают в них две рожицы. Каждое выскакивание повеселит малыша.
  • Возьмите только стаканчик с улыбчивой мордочкой. Смейтесь вместе и радуйтесь, когда мордашка выглядывает из посудины. Скажите малышу, что это личико – веселое. Затем поиграйте с грустной мордашкой. Теперь при выскакивании ее из стакана громко плачьте и хныкайте.

Игрушки на сушке

Привяжем в комнате бельевую веревку или пояс от халата выше роста малыша. Поищем удобное место. Можно натянуть веревку, например, от полки шкафа до детской кровати или от дверной ручки до ручки шкафа. Важно, чтобы вся конструкция получилась надежной, чтобы, дернув за веревку, ребенок ничего не опрокинул.

  • Возьмем мягкие игрушки, те, что побольше, и совсем маленькие. Каждую игрушку по очереди прикрепляем к веревке прищепками. Рассказываем малышу, какая эта игрушка: большой мягкий заяц, маленькая мягкая собачка и т. д. Ребенок непременно будет пытаться снять игрушки с веревки. Он снимает – вы прикрепляете, снова и снова. Главное – не забывать обращать внимание малыша на размер игрушки.

Очень важно, чтобы во время проведения всех развивающих игр самой маме было интересно этим заниматься. И не настаивайте, если малыш не в настроении играть.

Пусто и густо

Для знакомства с весом, размером и объемом различных емкостей и предметов хорошо подходит игра «Пусто и густо». Дайте ребенку пластиковую бутылку с широким горлышком и всякие мелкие предметы, которые проходят в горлышко, скажем каштаны, камешки, палочки, палочки для чистки ушей, ватные шарики, колпачки от старых фломастеров, шишки, невидимки и скрепки, крупные пуговицы и маленькие игрушки.

  • Предложите ребенку наполнять бутылку этими вещицами. Обсуждайте каждый предмет и его свойства. Обратите внимание ребенка, что бутылка была пустой, а стала полной. После наполнения емкости высыпьте все содержимое и продолжайте игру, пока ребенку не надоест.
  • Можно заполнить бутылку наполовину водой – тогда класть внутрь предметы будет еще интереснее: следить за уровнем воды и за тем, как сухие предметы становятся мокрыми, очень понравится любому малышу.

Воздушные змейки

Для игры потребуются ленточки разной длины. На конец каждой ленты прикрепим или привяжем грузик – колпачок от ручки, прищепку, маленькое колечко от пирамидки или что-то еще.

  • Бросаем ленточки, держа их за грузик. Лента будет лететь над грузиком и извиваться, затем свернется. Сам полет лент – дело занимательное. Научите ребенка бросать ленты, держа их за утяжеление. Бросайте длинные и короткие змейки и обязательно называйте их свойства, находите самую короткую и самую длинную змейку. Попробуйте кидать змейки в цель – в корзину или коробку. Посоревнуйтесь, чья змейка улетит дальше.

«Принеси мне»/«Отнеси папе»

  • Просите ребенка принести вам различные предметы. Называйте не только сам предмет, но и его свойства. Начните с тех, что хорошо знает малыш. Хвалите его за каждый принесенный предмет, хлопайте в ладоши. Дайте задание отнести какой-то предмет папе.

«Тяни-толкай!»

Возьмите большую коробку и заполните ее тяжелыми предметами, например книгами, или положите в нее пластиковые бутылки с водой.

  • Предложите малышу сдвинуть ее с места. Положите коробку так, чтобы она мешала ребенку пройти. Говорите о том, что коробка тяжелая! Покажите, как можно сдвинуть ее с места.
  • Выложите тяжелые предметы, положите в коробку легкую подушку. Посадите малыша на подушку и покатайте его по квартире, толкая коробку перед собой.

«Два вагона – паровоз!»

Возьмите две коробки от обуви, уберите крышки и свяжите веревкой, сделав прорези. Уберите металлические скобки, чтобы ребенок не поранился. Веревку протащите через коробки и оставьте длинный конец. Получился импровизированный паровозик на веревочке. С ним малыш может носиться по квартире, загружать в него кубики или любые игрушки.

  • Обращайте внимание ребенка на пустые и полные вагоны, на тяжелые и легкие коробки. Рассказывайте о свойствах тех предметов, которые загружаются в вагоны.
  • Посадите в паровоз большие мягкие игрушки и покатайте их по коридору.
  • Дайте малышу фломастеры и предложите разрисовать вагоны в разные цвета.

Обводим ручки и ножки

Возьмите листы бумаги и обведите ладошки и ступни малыша фломастером. Затем приложите свою ладонь, обведите и ее.

  • Вместе сравните получившиеся рисунки. Какие ладошки больше? Где маленькие ножки? Какой пальчик самый маленький? Какой самый большой?
  • Обведите ладошки других членов семьи. Вместе находите по рисункам, где чья ладошка. Прикладывайте ручку малыша и сравнивайте размер.
  • Дайте малышу фломастеры, и пусть он порисует на листах с контурами.

Разрушение башни

Ребенок в возрасте 1,5 года должен уже уметь строить башни из четырех, пяти или шести кубиков. Но малышам всегда интересно не только созидать, но и разрушать.

  • Постройте из кубиков башни разной высоты. Попросите малыша разрушить самую низкую башню, затем самую высокую. Стройте и рушьте снова и снова.
  • Разрушайте башни мячом или игрушечной машинкой, которая таранит кубики.

Гремучий шейкер

Положите в металлическую баночку от напитка или в шейкер рис, фасоль или камешки. Погремите, чтобы убедиться, что звук достаточно яркий и приятный. Заклейте отверстие скотчем или кусочком изоленту или закройте шейкер. Игрушка готова.

  • Нужно греметь тихо, затем громко. Чередовать громко и тихо. Обязательно говорить, что вышло. Можно просить ребенка потрясти шейкер так, чтобы было громко, или сделать это очень тихо. Соберите игрушечных зверушек вместе, и пусть они разбегаются при громком звуке и крадутся с любопытством при тихом. Пугайтесь сами! Напугайте папу!
  • Замените начинку шейкера. Устройте марш по комнате. Маршируйте быстро и медленно.

Очень быстро летит время и так же быстро растут дети.
И не только чужие дети быстро растут. Так же быстро растут и свои.
Не успели оглянуться, не успели насладиться нежным возрастом, не успели вложить то, что хотелось бы, что-то не дали сегодня и решили, что время есть, дадим это завтра... А как-то так получилось, что завтра пролетело еще позавчера и тот, кого только вчера учили первым словам и первым шагам, уже этому учит своих детей.
И только сейчас, став бабушками и дедушками, обожая своих внуков, наблюдая за ними, мы понимаем, сколько же важного и нужного пропустили в своих детях. Не заметили, не увидели, не успели, не обратили внимания, пробежали, были заняты...
И вот сегодня всю свою нежность и мудрость мы стараемся дать своим внукам.
Думаете, я исключение? Ничего подобного! Со старшей внучкой мы холодными, осенне-зимними вечерами, когда она приезжает ко мне в гости, рукодельничаем, что-то создаем, что-то познаем, чему-то вместе радуемся, много читаем, многому учимся и познаем. У нас есть маленькие тайны, есть глобальные планы и есть очень много желаний. Мы умеем общаться и слышать друг друга. Не без книг!

Есть у меня еще и маленькая внучка. Совсем маленькая. У нас с ней много чего впереди.
Моим внучкам достались замечательные родители, которые обожают своих детей и с радостью получают удовольствие от времени, проведенного со своими детьми.
И если старшая достаточно частый гость у бабушки, то у меньшей еще все впереди и у меня есть время подготовиться. Вот я и готовлюсь. Покупаю первые книги.
Да, очень важно, чтобы у каждого ребенка была своя библиотека.
И так, для малышки у нас появились первые книги.
Серия так и называется "Моя первая книга"
И я сейчас вас познакомлю с первыми четырьмя книгами этой серии: "Цифры", "Цвета", "Животные", "Природа".
Автор - Алан Грэ.

Эти книги не могут не понравиться ребенку.
Удобный формат, очень яркие, страницы толстые, даже малышу удобно переворачивать, очень понятные картинки.
Мне кажется, что с года эти книги станут настоящей азбукой познания мира ребенком.
Разглядывая из ребенок легко научится считать и сравнивать, изучит цвета и природу. Такие книги очень нужны и важны в жизни каждого малыша.

Книга "Цвета". Алан Грэ.

Более подробная информация о книге, а так же о том, где ее можно купить и сколько она стоит, можно узнать .

В каком возрасте мы начинаем малыша знакомить с цветом?
Мне кажется, в самом раннем. Мы говорим, что травка зеленая, вишенка красная, котик серый, солнышко желтое.
Но не всегда у нас под рукой есть травка и котик, и не всегда светит солнышко и на столе есть вишенка. Но всегда, в любую погоду и в любое время года, если позаботиться и купить для своего малыша, может быть книга "Цвета", благодаря которой ребенок будет познавать яркие краски.
Малышу не надо знать много цветов. Ему достаточно с десяток основных. Именно столько и есть в этой книге и их так легко запомнить любому малышу.
Книгу очень даже рекомендую и родителям, и бабушкам с дедушками!

Книга "Цифры". Алан Грэ.
О том, где купить эту книгу, можно узнать .

И считать ребенка мы учим с самого раннего детства. Первые цифры, даже если он читать совершенно не умеет, он уже понимает с маленького возраста. Мы говорим, на одно яблоко, дай одну машинку. И ребенок понимает, что значит один или два.
А вот благодаря этой книге ребенка в год или два легко научить считать до 10.
Книга на столько понятная, яркая, классная, что ребенок сам с удовольствием учится. А если еще в этом деле помогают и родители или бабушки с дедушками, то обучение идет в разы быстрее и понятнее.
Благодаря этой книге можно не только выучить цифры, но и наглядно понять, чем один отличается от пяти, а дети это очень быстро улавливают и заучивают.
Эта книга может быть великолепным подарком малышу на год или два, а так же станет любимой книгой на детской полке.

Книга "Животные". Алан Грэ.
Купить эту книгу можно

Первые звуки, которым мы учим наших детей, это как говорит собачка и котик, коровка и свинка, курочка и уточка.
И дети с огромным удовольствием запоминают и повторяют. Но, как оказалось, часто бывает и так, что малыши добросовестно гавкают и хрюкают, а вот о том, как выглядит собака или свинья они даже и не подозревают. И это очень печально. Это минус родителям.
Понятно. что далеко не каждая семья по ряду причин может завести дома животных, но вот купить книжку "Животные", может каждый. А благодаря этой книге каждый ребенок узнает, кто живет на ферме и какие животные живут дома или в зоопарке, а так же очень много важного и нужного.
Книга заинтересовала не только младшую внучку, но и старшую. И старшая с огромным удовольствием перечисляла животных и птиц, лесных и домашних, диких и "свойских".
Книга реально шикарная для детей. Ее однозначно стоит купить, тем более, что цена по карману любой семье.

Книга "Природа". Алан Грэ.
Советую купить эту книгу

Книга "Природа" очень познавательная, особенно для детей примерно 3-х лет. Помню, мне старшая внучка почти в три года впервые задала вопрос о том, как появились цветы на грядке, при этом она с родителями на подоконнике уже вырастила свой первый лук.
С 2-х лет дети проявляют любопытство ко всему, что происходит вокруг и благодаря этой книге можно ответить на множество вопросов маленьких "Почемучек". И не просто ответить, но еще и показать, так как детям очень важно не только слышать, но видеть ответы на свои вопросы.
В книге яркие картинки и названия цветочков, как ухаживать за ними, что растет на яблоне и на сосне и много еще всякой интересной информации для ребенка.
Не пожалеете, если купите для своего ребенка.

Ну, а мы начинаем познавать мир с этими книгами!
Они классные!

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Как велик и необъятен мир для крошечного человечка, совсем недавно в него пришедшего! Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов... В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!

Заботливая мама показывает крохе картинки в книжке: «Это машина, а это автобус. Вот лимон, а здесь - апельсин...» Или раскладывает на полу карточки настольной игры: «Вот пожарник, а это - пожарная машина...» Но все разнообразие мира никак не поместится на страницах умной книжки и на карточках даже самой хорошей развивающей игры. Реальный мир куда интереснее изучать «в живую». Конечно, и книжки, и картинки, и игры, и умные игрушки малышу необходимы. Но не забывайте, что, при правильном подходе, развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир - это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.

Развивает природа

Любая прогулка сама по себе уже развивающее занятие. Даже в привычном дворе, где все уже давным-давно изучено. Окружающий мир так переменчив. Он каждую минуту дарит малышу массу новых впечатлений и ощущений. Вот солнышко коснулось лучиком щечки. Тепло. А вот набежало на солнце облачко, подул ветерок, и стало прохладно. Вот собака залаяла, машина проехала, защебетала птица в ветвях деревьев. А ведь можно так организовывать прогулку, чтобы этих впечатлений было еще больше. Вот лишь несколько примеров, как это сделать.

Прежде всего, во время прогулки рассказывайте крохе обо всем, что встречается на пути, что знаете сами. Очень важно делать это с желанием и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже самой маленькой травинкой. Не задумывайтесь о том, поймет ли вас ребенок. Обязательно поймет и многое запомнит, даже если он совсем маленький. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. И очень скоро малыш выдаст вам все, что вы в него вложили, порой удивляя вас своими познаниями.

Очень полезно и весело рассказывать вместе с крохой стихотворения об объектах живой и неживой природы, которые вам встретятся на пути. Это замечательно развивает и обогащает речь малыша, учит любить и лучше понимать родной язык. Хорошо бы маме заранее подобрать и выучить коротенькие стихотворения о полевых цветах, птицах, насекомых, временах года, солнышке, дождике, ветре. Можно и небольшую книжку со стихами брать с собой на прогулку. Замечательно подойдет для этой цели и народная поэзия. Например, всевозможные заклички и приговорки - важный и необходимый литературный материал для самых маленьких, своего рода «звуковая игрушка». Они и были созданы народом специально для того, чтобы общаться с природой. И вы, конечно, отлично знаете и закличку для божьей коровки («Божья коровка, полети на небо...»), и для солнышка («Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко...»), и для дож-дика («Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей...»). А вот еще несколько веселых закличек, которыми так здорово поприветствовать улитку:

Улитка, улитка, покажи рога!
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки, сдобной лепешки...
Высуни рожки!
Или бабочку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Или пропеть грибам на лесной осенней прогулке:

Боровик, боровик,
Красная головка,
Покажись, боровик,
Дам тебе морковку.

Можно всякий раз отправляться на прогулку в разные места. Сегодня - в парк, захватив с собой булочку для голубей. Завтра - к какому-нибудь ближайшему пруду, роднику, речушке. Даже если вы живете в крупном городе, всегда можно отыскать какое-нибудь не слишком отдаленное местечко, где можно поближе пообщаться с природой. Здесь всегда есть чем заняться: искать, наблюдать, слушать, трогать, рассматривать...

В поисках новых впечатлений отправляйтесь побродить по городу. Не бегом, опаздывая в бассейн, развивающую группу, театр, а просто так, безо всякой определенной цели. Прогулка по городу - это самое настоящее развивающее путешествие для крохи! Любой, даже небольшой городок, с его старинной архитектурой и парками, мостами и площадями, соборами и церквушками, может стать интереснейшим объектом для маленького любознательного исследователя. Пройдитесь по историческому центру, обратите внимание на фасады домов и их украшение, на колонны и ступени. Расскажите, что за люди здесь жили. А малышу постарше предложите выступить вашим гидом и проводником. Пусть он учится замечать вокруг себя красивое и необычное и рассказывает об этом вам. Возможно, что вы и сами будете поражены красотой своего города, микрорайона, соседнего парка. Мы отправляемся путешествовать по новым местам за тридевять земель, но часто даже не представляем, сколько всего интересного можно отыскать рядом.

Развивает дом

О домашней развивающей среде написано уже немало. Да, все верно: чем больше возможности для развития мы предоставим ребенку, тем лучше он будет развиваться. Географические карты и плакаты, всевозможные азбуки и счеты, картинки с подписями и репродукции картин на стенах дают маленькому человечку массу информации, которую он получает даже без нашего активного вмешательства. Добавьте к этому хорошие развивающие игры и необходимые по возрасту игрушки, карандаши и краски, пазлы и головоломки, которые хранятся в досягаемости для маленьких детских ручек - и вы получите ту самую предметно-развивающую домашнюю среду. Но давайте посмотрим на это чуть-чуть другими глазами: любая вещь в вашем доме, любое совместное с малышом занятие, будь то игра или приготовление пищи, могут стать очень даже развивающими. Если в доме в прихожей стоит большое зеркало, щетки для одежды и обуви под рукой, а мама и папа, выходя из дома, всегда почистят обувь и проведут некоторое время перед зеркалом, приводя себя в порядок, то и кроха с самого раннего возраста будет им подражать. Постепенно у ребенка сформируется культура своего внешнего вида, появятся такие качества, как трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Вообще, старайтесь не делать за малыша те вещи, с которыми он может справиться сам. Пусть немного покряхтит, доставая мячик из-под дивана, а потом сообразит, что его можно достать при помощи игрушечного меча или лопаты на длинной ручке. Пусть проведет несколько минут за застегиванием пуговиц на рубашке или завязыванием шнурков. Пусть достает белье из стиральной машинки и складывает в таз, а потом подает вам вместе с прищепками. «Подавай мне по ОДНОЙ вещи и по ДВЕ прищепки». Вот вам и первая математика! Пусть расставит обувь на обувные полочки: на верхнюю полку - тапочки, на среднюю - туфли, на нижнюю - кроссовки. Вот вам одновременно и развитие трудолюбия, и самые первые навыки сортировки!

Кухня - отличное место для пополнения словарного запаса и развития речи крохи. Все ли предметы здесь знакомы ребенку? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужны холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка? Перечислите по очереди с малышом всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой - малыш. Затем точно так же называйте бытовые приборы, мебель. Так, постепенно, кроха не только выучит новые слова, но и научится подбирать обобщающие понятия к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, кастрюля - это посуда, огурец, помидор, капуста - овощи. Кстати, об овощах. Благодаря яркой окраске фруктов и овощей, они идеально подходят для изучения цветов. «Это лимон. Он желтый. А это - апельсин. Он оранжевый». Дайте малышу несколько лимонов и апельсинов и две мисочки. Пусть он рассортирует фрукты на две группы. А еще хорошо сортировать вилки и ложки, помогая маме и раскладывая их в соответствующие ячейки, где им положено храниться.

В процессе кухонных дел все время разговаривайте с ребенком. Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладем в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло, какие бывают соки, как и из чего пекут хлеб, какие молочные продукты делают из молока. Такие разговоры не только развивают речь, но и расширяют знания малыша об окружающем мире.

Выдайте крохе набор кухонных судочков, тех самых, которые вставляются один в один наподобие матрешки. Это отличная развивающая игрушка! С ее помощью малыш сделает важное открытие: маленький судок можно вставить в большой, а вот большой в маленький не поместишь, как ни старайся. Одевание и снимание крышек с судков - тоже занятие полезное. И не забывайте обращать внимание ребенка на размер лоточков: этот - большой, тот - маленький, а вот этот еще меньше, самый маленький.

Не пресекайте желание малыша помочь вам готовить пищу. Посильная работа найдется даже для самых маленьких помощников. Например, почистить отварные яйца и картошку в «мундире» или посыпать салат тертым сыром, а бутерброды к завтраку украсить кусочками овощей и веточками зелени. Именно на кухне так просто освоить азы арифметики, если мама будет почаще просить ребенка: «Принеси мне три морковки и две луковицы. Давай посчитаем, сколько картофелин я почистила. А сколько яблок лежит в этой вазе?» Каждый раз, накрывая на стол, пересчитывайте всех членов семьи: «Папа - один, мама - два, Маша - три». Сколько тарелочек нам нужно поставить? А сколько вилок и ложек положить? Для того чтобы испечь этот торт, мы должны взять пять яиц, давай их посчитаем... Добавьте к этому игры с водой, отгадывание фруктов на вкус, а специй и душистых трав - по запаху и много-много других полезных игр, которые вы наверняка сможете придумать вместе с малышом. Ну, разве кухня, да и весь ваш дом в целом - не развивающая среда для крохи?

Развивает транспорт

Для малыша поездка на общественном транспорте - это не только большая радость, но еще и полезное развивающее мероприятие. Неторопливое движение городского транспорта даст возможность ребенку лучше рассмотреть то, что происходит за окном, а время поездки можно потратить на «умные» разговоры. Предложите как-нибудь крохе вместо традиционной прогулки «покататься на троллейбусе». Понятно, что делать это лучше не в часы пик, а когда транспорт полупустой и у вас будет возможность сесть с малышом на сиденье у окошка. А в следующий раз «покатайтесь» на трамвае, на автобусе, на метро. Каждый вид транспорта по-своему уникален. Он дает маленькому исследователю массу информации к размышлению.

О чем же поговорить с крохой во время таких путешествий? Прежде всего, о том транспортном средстве, на котором вы едете: для чего оно нужно, как движется, кто им управляет. По ходу дела можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Что общего у трамвая и троллейбуса и чего нет у автобуса? «Рожки». А чем трамвай отличается от троллейбуса и автобуса? Верно, ему нужны рельсы. А чем трамвай похож на метро? А для чего машине колеса, руль, фары, багажник?

Помните, как в детстве мы проверяли автобусные билетики, «счастливые» они или нет? А почему бы не поиграть с билетиком прямо сейчас вместе с крохой? Можно просто рассмотреть билет и назвать знакомые цифры и буквы, посчитать, сколько всего цифр. А если ребенок уже умеет складывать простые числа, сложите три первых и три последних числа на номере билета. Если сумма совпала - билетик «счастливый». Малыш может забрать его в свою коллекцию «интересных вещей». У вас еще нет такой коллекции? Что за непорядок?! Нужно срочно завести подходящую коробочку и складывать туда все находки, которые покажутся ребенку любопытными. Первый экспонат у вас уже есть...

Расскажите ребенку о профессиях, связанных с транспортом: водитель, вагоновожатый, кондуктор, дорожные рабочие. Рассматривая проплывающие за окошком картинки, поговорите и о других профессиях. Вот проехали парикмахерскую. Для чего она нужна, кто там работает, что он делает? Или промелькнула мимо почта, больница, школа, детский сад, завод. Что это за здания, зачем они, чем занимаются в них люди? Понаблюдайте из окошка за ремонтом дороги и обсудите технику, которая для этого используется. А почему у рабочих такая яркая одежда? Поговорите о светофорах и дорожных знаках, о регулировщиках и пешеходах, подумайте, на какие геометрические фигурки похожи те или иные дорожные знаки.

Не забывайте говорить малышу названия улиц и скверов, бульваров и площадей, мимо которых проходит ваш маршрут. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и ваши комментарии помогут им многое узнать о своем родном городе. Одним словом, поводом для познавательных бесед может стать абсолютно все, что попадет в поле вашего зрения. И очень важно не решать за ребенка, какую информацию ему дать сейчас, а что для него еще слишком рано. Рассказывайте все, что знаете сами, а малыш уж сам разберется, что почерпнуть для себя из ваших интересных рассказов. Да, а не спеть ли нам тихонько песенку «Мы едем, едем, едем...»?

Развивает магазин

Магазин - полезнейшее место для развития крохи. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку. Для самых маленьких покупателей будет полезно даже просто называть все те предметы, которые они видят вокруг себя. Ведь в крупных супермаркетах сейчас можно отыскать практически все. Только представьте, какой простор для развития речи и пополнения словарного запаса!

В отделе с соками потренируйтесь вместе с малышом образовывать прилагательные из существительных. Это не так просто для крохи, как может показаться на первый взгляд. Неспроста же дети часто говорят «яблоковый» вместо «яблочный» или, скажем, «вишенный» вместо «вишневый». Итак, мама говорит: «Персик». Задача малыша назвать сок, который получают из этого фрукта. Добавляем и овощи: огурец - огуречный, свекла - свекольный. А вот почему помидорный сок называют «томатным»? Потому что помидоры по другому зовутся «томатами». Вот сколько всего нового можно узнать!

Поговорите с ребенком о том, какие бывают магазины и что в них продают. Что такое булочная, бакалея, галантерея, аптека, универмаг? Что лежит на прилавках в мясном, рыбном, молочном, овощном, кондитерском, обувном, промтоварном магазине? Как называют того, кто продает? А того, который покупает? Стоя в очереди, вместо того чтобы одергивать кроху постоянными замечаниями вроде «стой спокойно», «не лезь» и «не вертись», лучше занять его чтением ценников. А если ребенок еще не умеет читать, повторите названия букв и цифр. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Объясняйте малышу значения цифр на ценниках, пусть он сравнит, что стоит дороже: скажем, йогурт или молоко. Давайте крохе возможность самому покупать, например, хлеб в булочной или мороженое. Малыш тем быстрее освоится с деньгами, чем больше возможностей для самостоятельных покупок вы будете ему предоставлять.

А еще в магазине можно поиграть в игру, тренирующую память. Отправляясь вместе с ребенком за покупками, скажите ему: «Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.

Развивают игрушки

Давайте опустим сейчас подробности игр со всевозможными шнуровками-сортерами-рамками-квадратами. Все эти замечательные игрушки отлично развивают малыша. Но, смею вас заверить, что любая игра для малыша - занятие очень и очень развивающее. Даже если он просто катает по ковру машинку, кормит кукол или ставит кубики один на другой. В игры с самыми обычными игрушками можно внести обучающий, развивающий элемент. Достаточно лишь чуть-чуть повернуть игру в нужное нам русло. Например, так нелюбимая процедура уборки игрушек может превратиться не только в веселую игру, но и в развивающее мероприятие. Предложите малышу не просто убрать игрушки, а разложить их по своим домикам-коробкам. Например, большие кубики поселим в одну коробку, а маленькие в другую, или рассортируем строительный материал на кубики, кирпичики, конусы, цилиндрики, или распределим их по цветам. Разделим по разным коробкам кукол («кукольный домик»), зверушек («лес» или «зоопарк») и машинки («гараж»). Так, в процессе игры, без проблем обучим малыша логической операции - сортировке предметов по заданным признакам.

Ваш сын или дочурка собрались кормить кукол? Прекрасно, пусть расставят куклам и собачкам разноцветные блюдца и чашки. Попили зверушки чай и пошли танцевать, а когда вернулись, забыли, кто где сидел. Сможет ли кроха вспомнить, где чья чашка? Так в процессе увлекательной игры невзначай потренируем память и внимание. А если вы вместе с малышом вырежете из картона круг, раскрасите его наподобие пиццы или пирога, а затем разделите на 4 одинаковые части, то можно будет угостить зверушек, а заодно познакомиться с понятием половина и четверть. Если вы решили построить дом или замок из конструктора, соорудите сначала низкую башню, а потом высокую, постройте узкий мостик (по нему сможет «пройти» только одна игрушка), а затем широкий (тут уже и две куколки смогут пройти и даже машина проехать). Подобных игровых ситуаций можно придумать бесконечное множество. И любая из них принесет крохе огромную пользу и поможет ему сделать маленький шажок по лестнице развития.

Развивают книжки

Когда мы читаем малышу хорошие детские книги, то развиваем его речь, фантазию, воображение, память, расширяем словарный запас и знания об окружающем мире, воспитываем добрые чувства, формируем характер. Важно только правильно подбирать литературу для крохи и превратить домашние чтения в своеобразный ритуал. Возьмите себе за правило читать ребенку перед сном. Отыскать всего полчаса в день не так уж и трудно, верно? Зато какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама читает волшебную сказку.

Читая малышу ту или иную книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте (а такое бывает часто). Поинтересуйтесь у ребенка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните или даже вместе загляните в толковый словарь. Ничто так не расширяет словарный запас, как чтение книг и умение пользоваться словарями. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у крохи: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?» Или: «Подскажи, кто помог Элли и ее друзьям спасти Льва на маковом поле?»

Непременно вспоминайте вместе с малышом, повторяйте все то, что видели во время прогулки, путешествия и просто похода в магазин. Стимулируйте и поощряйте попытки рассказать (а для самых маленьких показать жестами) то, что поразило, понравилось больше всего. А еще можно предложить крохе нарисовать увиденное. И пусть он еще совсем маленький и только учится делать свои первые штрихи на бумаге, отнеситесь со всей серьезностью и вниманием, если однажды, почеркав фломастером лист, он скажет, что это бабочка или роза. А вскоре на его рисунках засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил...