Публикация педагога на тему "Сказкотерапия, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста". Сказкотерапия как средство развития связной речи детей

Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста.

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.»

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

    Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто. Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся малышу. Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе. Сказкотерапия даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии (психодрамы, гештальт-психологии, арт-терапии).

Сказка обычно выполняет три функции:

    Диагностическую Развивающую (профилактическую) Психотерапевтическую (коррекционную)

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Можно узнать, какая сказка больше всего нравится малышу, а, следовательно, какую модель поведения он будет реализовывать в жизни: Буратино или Джека-Воробья, Золушки или хитрой лисички. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

В диагностических целях ребёнку можно предъявить такую инструкцию: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказку для диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Как инструмент коррекции и терапии, сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по -Евстигнеевой):

    художественных дидактических психокоррекционных психотерапевтических медитативных

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (, Ш. Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, педагогами и родителями. Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина)

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказкотерапевтические технологии (формы работы со сказкой).

Медитации

Первая задача, которую решает психолог на коррекционных занятиях, Ї это снятие психоэмоционального напряжения у детей, накопление положительных эмоций, установление доверительных отношений и настрой на дальнейшую работу. Для этого с детьми проводятся медитации. Они могут быть статическими или динамическими, и в их основе лежат сказки-путешествия, не содержащие конфликтов.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а также с движениями в танце.

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Сказочные задачи, сказочные головоломки.

Сказочные задачи встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

Сочинение и рассказывание сказок

«Фантастический бином»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например, « ».

Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение исполь­зовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» ска­зочной темы.

    Красная Шапочка злая, а волк добрый... Мальчик с пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева... Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха... Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь и стала сообщницей их бандитских набегов.

Карты Проппа

Согласно системе Проппа, сказка состоит из функций — их тридцать одна. Если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы составить сказки с опорой на эти функции, оформленные в виде карт.

Отлучка кого-либо из членов семьи; запрет, обращенный к герою; нарушение запрета; выведывание; выдача; подвох; невольное пособничество; вредительство (или недостача); посредничество; начинающееся противодействие; герой покидает дом; даритель испытывает героя; герой реагирует на действия будущего дарителя; получение волшебного средства; герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; герой и вступают в борьбу; героя метят; антагонист побежден; беда или недостача ликвидируется;

20) возвращение героя;

21) герой подвергается преследованиям;

22) герой спасается от преследования;

23) герой неузнанным прибывает домой или в дру­гую страну;

24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания;

25) герою предлагается трудная задача;

26) задача решается;

27) героя узнают;

28) ложный герой или антагонист изобличается;

29) герою дается новый облик;

30) враг наказывается;

31) герой вступает в брак.

С помощью этих «карт» ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Ребята любят также тасовать карты и придумы­вать свои правила; например, строить рассказ на вы­тащенных наугад трех картах, или начать сочинять с кон­ца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занима­тельнее.

Колоду «пропповских карт» может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллю­страции можно и обойтись.

Групповое придумывание сказки

Сказка из 10 слов

Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка (взрослого) смысло­вых ассоциаций и были из разных областей жизни.

Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них име­на собственные, другие , читать наоборот и пр.

Сочинение сказки по кругу.

Дети, сидя в кругу, поочередно достают из мешочка картинки со сказочными персонажами или волшебными животными. Первый ребенок, взявший картинку, придумывает начало сказки, затем подключается второй ребенок со своим героем, он сочиняет еще пару предложений и так продолжается до тех пор, пока все дети в кругу не придумают по несколько предложений. В итоге получается новая, интересная сказка.

Рассказывание сказок

Среди психологов, работающих с детьми, бытует мнение, что лучше использовать аудиокассеты, на которых записаны коррекционные сказки. Обычно это объясняется легкостью использования такого сказочного материала для работы и тем, что «актер профессионально рассказывает». Это действительно так, но нельзя забывать о «личностном» факторе в такой работе. Слушая кассету, ребенок активизирует свой аудиальный канал восприятия. Остальные же не задействованы. Когда сказку рассказывает человек, другой человек видит его эмоциональные реакции, мимику. Подключается визуальный канал восприятия. Если в момент рассказывания сказки мама или психолог держит ребенка за руку, то подключается и сенсорный канал восприятия.

Рассказываются сказки несколькими способами: от имени рассказчика; от имени сказочного героя (здесь есть возможность рассказать одну и ту же сказку от имени всех героев) и др.

После рассказанной сказки можно побеседовать с ребенком о смыслах, заложенных в ней; о том, что происходило с главным героем; каким образом он решал сложные ситуации.

4. Сочинение сценария спектакля и его постановка

Когда мы работаем с проблемой ребенка, мы ищем пути ее разрешения. При использовании метода сказкотерапии мы можем зашифровать проблему в сказочный контекст. Это может сделать и сам ребенок, если вы попросите его придумать сказочную историю. Если для ребенка, с которым вы работаете, это сложная задача, ее решите вы, сочинив для него коррекционную сказку и предложив ее проиграть в виде спектакля. Психолог исполняет роль рассказчика или ведущего спектакль, а ребенок играет все роли по очереди.

При групповой работе чаще всего разыгрывается сказка, сочиненная группой под какую-то проблему или поставленную ей задачу. Роли распределяются внутри группы. Возможно многократное проигрывание одного сценария, при смене ролей в группе.

5. «Сказочные» игры

Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, и многие другие). Задача психолога, использующего сказкотерапию, Ї «упаковать» их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной Ї «Хвост дракона». Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие.

Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить.

Попадая в сказку дети легко воспринимают «сказочные законы» нормы и правила поведения.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.


УДК 372.3

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Орловская В.П.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка .

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности .

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

Функция социализации;

Креативная;

Голографическая;

Развивающее – терапевтическая;

Культурно – этническая;

Лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки .

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет -.наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятсяребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

    чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

    рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

    драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические

эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре .

Сказкотерапия это:

    процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;

    процесс переноса сказочных символов в реальность;

    созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

    терапия средой, особой сказочной обстановкой;

    выявление и развитие творческого потенциала;

    снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

    развитие умения преодолевать трудности и страхи;

    формирование навыков адекватного выражения эмоций;

    укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме .

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». – Астана, 2012. – 63 с.

2. Программа воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста « Зерек бала». – Астана, 2012.- 68 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002


Сказка и терапия – как можно объединить эти два понятия? Занятия с использованием сказочных сюжетов помогают ребятам справиться со многими возрастными проблемами. Не случайно этот жанр фольклора – древнейший метод воспитания. Задачи, которые поможет решить сказка: -повышение мыслительной и эмоциональной активности; -снятие физической и психической напряженности; -совершенствование речевых навыков; -развитие психических процессов и творческих способностей.


Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум.





Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.


Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.


У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.


Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.


Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.




Литература: 1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста»,- ЦГЛ, М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В настоящее время проблема развития речи волнует педагогов дошкольного образования. Если детский сад не имеет в штате учителей-логопедов, то задача коррекции недостатков в речевом развитии ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников.

Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки.

Диагностические данные детей с ОНР (общим нарушением речи) подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы тесно связаны с речевой функцией.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б.Фесюковой, Л.Д.Коротковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и др.).

Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов:

Первый этап включает в себя следующие виды работы:

    чтение сказки воспитателем;

    беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное переживание;

    речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);

    развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);

    арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

    Беседа по содержанию сказки.

    Инсценирование эпизодов или всей сказки.

    Психогимнастика.

    Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.

    Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:

    формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

    развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

    совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

    развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становится интереснее и богаче. В процессе сказкотерапии у ребёнка расширяется представление об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию мыслительных операций дошкольника.

Чрезвычайно полезно для общего развития детей изготовление кукол-марионеток. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок – Родитель – Педагог». Играя с куклой, ребёнок становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. На этом этапе работы по сказкотерапии большое внимание большое внимание уделяется мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображают животных с помощью движения пальцев.

Целесообразно проводить сказкотерапевтическое рисование. Это тоже относится к сказкотерапии, потому что в заданиях могут использоваться метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование («Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев») и спонтанное рисование (Рисование объёмными «волшебными» красками. Дети сами изготавливают краски и подбирают цвета по своему желанию.).

Не менее интересен один из этапов работы по сказкотерапии – психодинамические медитации (это вид медитации, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта). Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных. Этот приём можно использовать и во время проведения утренней зарядки и физминутки. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными и уверенными. Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире.

Педагог предлагает представить, что все попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Включается музыка и педагог даёт детям различные задания:

Сейчас мы потанцуем, потому что нам очень весело.

А теперь мы потанцует так, словно мы грустим.

А теперь мы на что-то сильно рассердились и злимся……

В сказкотерапии используется интересный приём – погружение в стихии. Педагог предлагает закончить сказочную историю, в которой дети должны сделать выбор в действиях, дабы не пострадать в чрезвычайной ситуации. Пример. Педагог говорит детям: «Мы с вами сейчас на берегу большой реки. Стоит тёплый солнечный денёк. Вокруг летают бабочки, поют птицы, радуют глаз чудесные ромашки, тихо перешёптываются листочки на берёзке. И вдруг налетела туча, закрыло солнышко, подул сильный ветер, пошёл мелкий дождь…..». Такие упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение у дошкольника. Выполняя задания, дети приобретают умения, которые необходимы для получения навыка самостоятельно сочинять сказки и истории.

Работа по самостоятельному сочинению сказок и историй требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. При обучению детей рассказыванию можно использовать несколько приёмов.

1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или 1-го лица.

2. Групповое рассказывание сказок.

3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней своего продолжения.

4. Групповое придумывание сказки.

Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы. Поскольку во время слушания сказок у детей возникают не только радостные образы, но и пугающие, то возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Поэтому дна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами. Детский страх- обычное явление для психического развития ребёнка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребёнок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Гиперопекаемые дети часто испытывают трудности в общении и поведении, выходя из привычной семейной среды. Обычно много страхов у детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Приведённые ниже игры и упражнения снимают страхи и повышают уверенность ребёнка в себе.

«Дизайнеры» (с 6 лет). Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьёй и с друзьями ребёнка. Каждый получает по тюбику, ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры преображается и выражение лиц участников. Нужно следить, чтобы «украшали» всех.

«Расскажи свой страх!» (с 5 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то …..»Затем задаёт вопрос: «А у вас было такое? А кто боится, расскажите!». Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог каждый раз просит поднять руку тех, кому было страшно.

«Маски» (с 6 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы пластырь, бумага, ножницы, пластырь медицинский. На бумаге рисуются страшные маски, вырезают их, затем каждый участник примеряет на себя любую, остаётся в ней на какое-то время. Можно исполнить «дикие» танцы, побегать в них, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Например, направленность сказки «Как коза избушку строила» - равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

методическая разработка


Сказкотерапия, как средство развития речи детей старшего дошкольного

возраста.
В настоящее время, в условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. Даже если детский сад имеет в штате учителей- логопедов, задача коррекции недостатков в речевом развитии в большей степени ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети? А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Сказка как жанр художественной литературы и сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно старший дошкольный возраст (5-7 лет) является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. . Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие
компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего дошкольного возраста. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение. Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:  формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);
 развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;  совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;  развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.
Список литературы