Протокол теста подростки о родителях. III

Психология взрослости Ильин Евгений Павлович

Тест «Подростки о родителях»

Тест «Подростки о родителях»

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой для данного теста служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать с помощью трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порой и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен 3. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13–18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.

Процедура проведения исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется инструкция. Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу - в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору, и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

Инструкция

Просим вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), обведите цифру «0».

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ПОДРОСТКИ Подростки - это такая аномалия, которой я посвятил отдельный раздел. Они вредные, грубые, поглощенные самими собой и довольно противные создания. От них нет никакого средства, кроме времени. Вам придется подождать до тех пор, пока они вырастут.Когда моему

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

О трудных родителях Единственная моя ошибка: подозреваю родителей в способности мыслить…Януш КорчакМягкий свет настольной лампы, стеллажи, книги, рукописи: домашний кабинет д-ра Э., психотерапевта, автора нескольких книг. Э. сидит за столом, явно нервничая, беспокойно

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Забота о родителях Человек - единственное животное, которое заботится о своих родителях. Мы начинаем жизнь совершенно беспомощными и полностью зависим от родителей. Понемногу мы вырастаем и становимся равными им. А рано или поздно нам приходится брать на себя заботу о

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Забота о родителях Родители Дженнифер, которой исполнилось 16 лет, пришли ко мне за консультацией, потому что на нее, по их словам, не было никакой управы. Она слишком часто пропадала неизвестно где, им не нравились ее знакомые, она ничего не делала по дому и не помогала

Из книги Ваши дети – не ваши дети автора Эрзяйкин Павел Артемович

Воспоминания бывших подростков о своих родителях Для выяснения того, какое значение для последующей жизни имело отражение подростками своих родителей, было проведено специальное эмпирическое исследование по уже известным методикам «Незаконченные предложения» и

Из книги Как избежать измен. 50 простых правил автора Корчагина Ирина

§ 5.3. Подростки Подростковый возраст принято называть «трудным». «Трудный» он только из-за невроза родителей, которые не хотят видеть, что их ребенок вырос, «трудный», потому что они не могут больше безнаказанно грабить ребенка, манипулировать им и пользоваться, так как

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

Правило 12 Соберите информацию о его родителях В первую очередь необходимо разузнать, кто его родители и как в детстве выглядела семейная жизнь вашего будущего спутника жизни.Казалось бы, прописная истина: хочешь связать свою судьбу с человеком, узнай его корни. Яблоко от

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Подростки Техники индукции для этой возрастной группы почти ничем не отличаются от тех, что применяются к взрослым. Многие подростки, несмотря на явный интерес и готовность, испытывают значительную тревогу по поводу того, что они воспринимают как потерю контроля.

Из книги Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания. автора Фигдор Гельмут

3.3. Подростки как ювенильные родители. Подростки-матери Желание рассказать о подростках-отцах и подростках-матерях появилось у нас не случайно. Либерализация половых отношений, коренное изменение кодекса чести мужчины и женщины чрезвычайно обострили вопрос о

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 4. Что думает Симон о своих родителях? Ну, во-первых, иногда он находит, что они, как дети... Они все время говорят детям, что те должны быть разумными и не ссориться, а сами ссорятся больше других.Но вдруг слезы застилают глаза мальчика, и у него прорывается ярость:

Из книги Секреты счастливых семей. Мужской взгляд автора Фейлер Брюс

Тест «Подростки о родителях» Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.Основой для данного теста служит опросник, который создал Шафер в 1965 г.

Из книги Латте или капучино? 125 решений, которые могут изменить вашу жизнь автора Джейнс Хилли

Забота о родителях Мои родители попали в больницу всего через несколько дней после моего визита к Хин, Ричардсону и Стоуну. Этот семейный кризис вынудил меня применить на практике все, что я узнал о трудных разговорах.Сидя в кабинете у родителей, я нервничал. У меня было

Из книги Воспитатели-дебютанты [Как завоевать авторитет в глазах ребенка?] автора Сааб Ванесса

Подростки Жить с подростками не всегда просто. Но, предоставляя им немного свободы время от времени, вы можете сделать домашнюю жизнь

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Сцена 5 Когда в родителях согласия нет… «Нам не удается больше поговорить, мы проводим время в спорах, крича друг на друга, и время, проведенное в семье, – это кромешный ад. Дети ужасные, и мы только и делаем, что обвиняем в этом друг друга. Мы отправили нашего самого

Из книги Прививка от развода автора Столетова Лариса

Из книги автора

О родителях Вы и представить не можете, сколько молодых семей развалилось из-за вмешательства родителей мужа или жены.В Китае есть такая народная песня: «Девушка из семьи Ван и парень из семьи Ли. Когда они выросли, стали мужем и женой. Звучат трубы, бьют барабаны –

Направлен на выявление отношения подростков к воспитательной практике родителей. В результатах опросника, моделирующего опр. «воспитательные» ситуации, проявляется субъективное понимание и отношение подростков к гипотетической практике принятия воспитательных решений родителями, или, иначе говоря, создается образ, к-рый складывается в восприятии подростка относительно этих отношений и воспитательной практики под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов. Т. о., методика ПоР как психодиагностический инструмент дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятий подростком своих родителей в разл. жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения, воспитания и болезни. Опросник имеет 4 варианта, к-рые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: 1) оценка отца дочерью; 2) оценка отца сыном; 3) оценка матери дочерью; 4) оценка матери сыном. В результате обработки полученных данных определяются показатели, отражающие поведение и установки родителей в отношении подростка. Опросник состоит из 50 высказываний, оценок поведения отца или матери, на к-рые респонденты могут отвечать тремя способами: «да», «частично», «нет», что выражается в количественных оценках 2, 1, 0. Утверждения формируют 5 шкал. 1) Шкала POZ - «Позитивный интерес» отражает степень принятия родителями своего ребенка. Высокие оценки - безусловно, положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителя. Низкие оценки - непринятие ребенка, его эмоциональное отвержение. 2) Шкала DIR - «Директивность» отражает уровень контроля со стороны родителей в отношении ребенка. Высокие оценки - родители оказывают опр. давление и преднамеренно руководят детьми. Низкие оценки - потворствование и недостаточность требований к ребенку. 3) Шкала HOS «Враждебность» отражает уровень враждебности родителя по отношению к ребенку. Высокие оценки - отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. Низкие оценки - склонность к дружеским взаимоотношениям, принятие, положительная оценка личности ребенка. 4) Шкала AUT - «Автономность» отражает степень вовлеченности родителя в дела ребенка. Высокие оценки - отстраненность, отсутствие у родителя стремления к участию в жизни и делах ребенка. Низкие оценки - эмоциональная вовлеченность в дела ребенка. 5) Шкала NED - «Непоследовательность» отражает степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Высокие оценки родители крайне непоследовательны в проведении своих воспитательных мероприятий. Низкие оценки - родители недостаточно гибки, чрезмерно принципиальны и категоричны в реализации воспитательных принципов. Также авторами-разработчиками методики предлагается для интерпретации использование 2 дополнительных шкал. Фактор близости (POZ/HOS). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Позитивного интереса» и «Враждебности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при высоких стандартных оценках и преимущественного его отвержения - при низких стандартных оценках. Фактор критики (DIR/AUT). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Директивности» и «Автономности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль родителя в отношении своего ребенка при высоких стандартных оценках и отсутствие заинтересованности в сочетании с безнадзорностью - при низких стандартных оценках. После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать) по каждой из 5 шкал подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов, к-рые при помощи специальных таблиц переводятся в стандартные значения от 1 до 5, где нормативным является среднее значение - 3 балла. Т. о., если по шкале набрано 1-2 стандартных балла, то можно говорить о том, что эта характеристика слабо выражена, если 4-5 балла, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Применению опросника должна предшествовать предварительная беседа с подростком, направленная на формирование доверительного отношения к экспериментатору, получение осн. данные о семье и детско-родительских взаимоотношениях. Большое значение имеют не только показатели по отдельным шкалам, общая характеристика графиков и их соотношение между собой, но подробный качественный анализ характера ответов на каждое конкретное утверждение опросника. Особое внимание также уделяется различию (если таковое имеется) «материнского» и «отцовского» профилей. Их сравнение весьма показательно в отношении особенностей семейных взаимоотношений, единства или разобщенности родительских установок, уровня конфликтности и общей напряженности в семье. Лит.: Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб., 2000. Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына (Малкова)

Изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Описание теста

Основой для этого теста служит опросник, который создал Е.Шафер в 1965 г. Базируется эта методика на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие – эмоциональное отвержение», «психологический контроль – психологическая автономия», «скрытый контроль – открытый контроль».

Под принятием здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям Э.Матейчиком и П.Ржичаном . Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г.

В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Инструкция к тесту

Перед началом эксперимента подросток вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция : «Просим вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них.

  • Если вы считаете, что утверждение полностью воспроизводит воспитательные принципы вашего отца (или матери), то обведите в кружок цифру "2".
  • Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), то обведите цифру " 1".
  • Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру "0".»

Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем заполняются бланки отдельно, то есть вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором отражаются воспитательные принципы отца.

Тестовый материал

Мой отец (моя мать)

  1. Очень часто улыбается мне
  2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
  3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне
  4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
  5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
  6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
  7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
  8. Постоянно на меня кому-то жалуется
  9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
  10. За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает
  11. Очень любит делать что-нибудь вместе
  12. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
  13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
  14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
  15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел
  16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
  17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан
  18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
  19. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
  20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет
  21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
  22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
  23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
  24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
  25. Меняет свои решения так, как ему будет удобно
  26. Часто хвалит меня за что-либо
  27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
  28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
  29. Позволяет мне самому выбирать дело по душе
  30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет
  31. Старается открыто доказать, что любит меня
  32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
  33. Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
  34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
  35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
  36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
  37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
  38. Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
  39. Всегда легко меня прощает
  40. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту
  • POZ – позитивный интерес : 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;
  • DIR – директивность : 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;
  • HOS – враждебность : 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48, ;
  • AUT – автономность : 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;
  • NED – непоследовательность : 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.
Обработка результатов теста

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.

Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу на специальном бланке.

Интерпретация результатов теста

Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса. Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом пресечь неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности. Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности. Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса. Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Шкала директивности. Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности. Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляются полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время, по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки своей деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности. Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворит, причем даже на разбор случившегося, как правило, не хватает времени. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно утруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба и школе, он только делает вид, что его это беспокоит. Часто он просто раздражается, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности. Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию – подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т. п.

При сравнений практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время, у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от соответствующей характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов – отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов – доверчивость и конформизм.

Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса. Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности – с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Шкала директивности. Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, критику выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности. Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности. Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности. Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса . Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что важна не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности. Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности. В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней.

Шкала автономности. Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности. Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.

Таким образом , характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.

Источники
  • Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.169-178.
  • Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000.

Опросник "Подростки о родителях"

Подростку был предложен опросник "Подросток о родителях" Шафера, в модификации Л.И. Вассермана, И.А. Горького и Е.Е. Ромициной. Методика содержит следующие шкалы: POZ - позитивный интерес; DIR - директивность; HOS - враждебность; AUT - автономность; NED - непоследовательность. На рисунке 2 представлены результаты тестирования подростка.

Рис. 2.

Согласно данным рисунка 2. было выявлено, что у матери проявляется директивность (14 баллов).

Таким образом, у подростка наблюдается директивность матери по отношению к нему. Подросток видит в навязывании ему чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что "мать жертвует всем ради сына", полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына "эталону ребенка", исключая, при этом, возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы "не ударить в грязь лицом". Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Описывая директивность матери, подросток отмечал жесткий контроль с ее стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения сына. Его мать больше полагается на строгость наказания, упрямо считая, что она "всегда права, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом".

В связи с этим, можно утверждать, что подросток часто испытывает необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимает ее мнение, склонен соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сын не ждет от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции "идти на поводу". Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Он стремится к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера

В ходе исследования отношения к детям матери была использована методика Э.Г. Эйдемиллера "Анкета семейных взаимоотношений". С ее помощью построен профиль стилей семейного воспитания матери, который представлен на рисунке 3.


Рис. 3.

Анализ результатов рисунка 3 показал, что у матери были выявлены высокие оценки по гиперпротекции (Г+), потворствованию (У+) и низкие - чрезмерности требований (Т+), чрезмерности санкций (С+), предпочтению в ребенке детских качеств (ПДК), вынесению конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) и предпочтению мужских качеств (ПМК).

Таким образом, матери более свойственно уделять ребенку много времени, сил и внимания, а воспитание для них является центральным делом их жизни. Мать стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей детей, "балует" их. Мать детей может воспитывать "кумира семьи". Она стремится освободить детей от малейших трудностей, потакает их желаниям, чрезмерно обожает и покровительствует, восхищается их минимальными успехами и требует такого же восхищения от других.

У матери требования к ребенку не велики, непомерны, чаще всего соответствует его возможностям. Мать не склонна к жестокому обращению с ребенком, она не применяет строгих наказаний. Матери, при взрослении ребенка, не свойственно приписывать ему детских качеств. Она с радостью "встречает" взросление ребенка. Маме непременно хочется, чтобы ребенок повзрослел и поумнел, стал менее непосредственным и наивным. Матери менее свойственно выносить конфликты с мужем в сферу воспитания.

Мать характеризуется чуткостью к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом мать имеет большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ней, ориентируются на ее мнение, дочка хочет походить на мать, с которой у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

Матери принимают детей такими, какими они сами себя представляют, и меньше подвержены влиянию стереотипов в отношении детей. Матери отличаются гораздо большей гендерной избирательностью. У них образы сыновей и дочерей достоверно отличаются друг от друга, так как у них низкие показатели предпочтения мужских качеств у своего ребенка.

Опросник "Подростки о родителях"

Описание методики

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

Основой данного опросника служит методика, которую создал Шафер в 1965 г., в России он адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л. И, Горьковой И А., и стал активно использоваться под названием ADOR («Подростки о родителях»). Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

§ принятие-эмоциональное отвержение;

§ психологический контроль-психологическая автономия;

§ скрытый контроль-открытый контроль.

При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Процедура проведения

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется инструкция.

Инструкция

Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), обведите цифру «0».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

Обработка результатов

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца.

Ключ

Номера

утверждений

Начисл.

баллы

Номера

утверждений

Начисл.

баллы

Номера

утверждений

Начисл.

баллы

Номера

утверждений

Начисл.

баллы

Номера

утверждений

Начисл.

баллы

Сырые

баллы

Стандартн.

баллы

Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов:

§ POZ - позитивный интерес;

§ DIR - директивность;

§ HOS - враждебность;

§ AUT - автономность;

§ NED - непоследовательность.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу.

Интерпретация результатов

Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса

Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности

Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций . Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие: подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т. п.

При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов – это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов – отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов – доверчивость и конформизм.

Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.

Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности – с другой. Наряду с этим, девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Шкала директивности

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого - к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний – максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.

Стимульный материал

Фамилия___________________ Имя_______________________ Отчество__________________

Мой отец (моя мать)

Частично

Очень часто улыбается мне

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

Постоянно жалуется кому-то на меня

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает

Очень любит делать что-нибудь вместе

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

Часто хвалит меня за что-либо

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет

Старается открыто показать, что любит меня

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

Всегда легко меня прощает

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

Постоянно указывает мне, как себя вести

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

Пренебрегает мною, как мне кажется

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

Литература

1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/Под ред. , . - СПб.:Речь, 2002. - С.640-652.

2. , Ромицина подростки о родителях. – М. – СПб.: Фолиум, 1995.