Программа обучения детей 1 2 лет. Основой методики является свобода ребенка

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение грудничковому плаванию.

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.


Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца — 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.


Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику « » списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с "хочу — не хочу". Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов


Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как развивается дочь, как меняется круг ее интересов, совершенствуются навыки и познания о мире. Одни игры отходят на задний план, на их место приходят другие, более «продвинутые». Когда меня спрашивают, во что играла Таисия в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет, то первое что приходит на ум — это прищепки и ножницы. Эти два занятия точно были безусловными фаворитами у нас в этом возрасте. Кажется, Таисия резала все, что плохо лежало. Конечно, вырезание, первое время, скорее, напоминало кромсание бумаги по периметру, но главное это ведь не результат, а неподдельный интерес ребенка! Прищепки тоже прицеплялись у нас дома во все возможные места, я уж не говорю про излюбленную сушку кукольной одежды на бельевой веревке с прищепками.

По-моему, всех любителей развивающих игр и занятий можно поделить на 2 типа: тех, кто предпочитает все делать из подручных материалов и тех, кто придерживается мнения «проще купить готовое и не мучиться». Если уж делить так строго, то я, скорее, представитель второй категории:). Но и самодельные развивашки, конечно, тоже обеими руками поддерживаю и практикую, особенно если соотношение денежных затрат и потраченного времени действительно оправдано. Для любителей очумелых ручек я скоро подготовлю статью про развивающие игрушки своими руками, ну а сегодня о готовых решениях. О самых удачных и нужных.

Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

Давным-давно я писала статью про . Это были самые простые коробки, которые были призваны разнообразить сенсорный опыт малыша и развить его основные моторные навыки (складывание, перекладывание, пальчиковый захват, владение ложкой и совком и др.). Но сенсорные коробки – это не только шикарный тренажер для пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведения тематических занятий. В сенсорной коробке можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания малыша по изучаемой теме. О тематических коробочках и пойдет речь в этой статье.

Такие коробочки будут интересны деткам примерно с 2 лет. Возможно, что-то чуть раньше, что-то позже, ориентируйтесь по интересам своего малыша. А дети лет после 3 уже будут с удовольствием сами принимать участие в создании сенсорных коробок вместе с вами.

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет ), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает . Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Современные дети так живо интересуются всем новым и настолько быстро осваивают технологии, что, едва научившись ходить и говорить, уже просят мамин телефон или папин планшет, чтобы поиграться.

сайт собрал несколько красочных приложений, которые помогут развлечь детей всех возрастов и провести время с пользой как малышам, так и их родителям.

0-1 год

Уроки для новорожденных

Приложение для самых маленьких - погремушки, неваляшка, ксилофон, черно-белые картинки и колыбельные. Все это поможет успокоить и отвлечь малыша, когда это будет необходимо, например, в машине или в очереди к врачу.

Колыбельные

Лучший способ убаюкать ребенка - это спеть ему колыбельную. Современные приложения справляются с этим не хуже родителей. Разработчики предлагают эту программу не только детям, а вообще всем, кто страдает от бессоницы. Приложение для Android предлагает выбор мелодии и таймер, функционал для iOS немного шире.

Потешки

Разные программы для iOS и Android, но обе от российских разработчиков и обе одинаково хороши. Здесь собраны самые веселые детские стишки. Приятный голос, хорошее музыкальное сопровождение, анимированные персонажи, - в общем, отличная альтернатива книге.

Удивительный ребенок

1-5 лет

Сортер

Приложение поможет учить и запоминать буквы, цифры, животных. У ребенка развивается моторика, способность визуального сравнения, а также навык запоминания внешнего вида и названия важных символов. Приложения для iOS и Android разные, но суть одна.

Математика и цифры

Это приложение поможет научиться считать до 10. Ребенок запоминает, как пишутся цифры, обводя их, а также учится показывать их жестами. Программа содержит целый ряд игр, которые способствуют лучшему запоминанию информации. Доступна возможность использования приложения не только на русском, но также на английском и польском языках.

Маленький гений

Приложение создано для тренировки памяти, развития логики, ассоциативного мышления и внимательности. Ребенку будет интересно решать разные задачки, ведь на каждом шагу его будет сопровождать нарисованный персонаж - гномик Гениус.

Собери фигуру

Эта игра предназначена для развития мелкой моторики детей и учит их безошибочно распознавать фигуры. Для того чтобы создать картинку, нужно расположить ее части в правильном порядке. В итоге получится фрукт, животное или цифра.

Раскраски

Умный котенок

Интерактивный и симпатичный котенок сопровождает ребенка в процессе обучения. Играя, малыш узнает много интересного, а также развивает логику, внимание, мышление и память. Каждое правильное решение задачки вознаграждается баллами, на которые в дальнейшем ребенок может приобрести игрушку внутри приложения.

5-7 лет

Математический паровозик Лолы

Очень интересно построен игровой процесс, программа разработана на русском языке, с яркими картинками и оснащена текстовыми и голосовыми подсказками о том, что сейчас будет происходить и какая задача стоит перед ребенком. В начале идут совсем простые задания, так что начать осваивать приложение можно и с ребенком помладше.

Ребенок от года до трех лет… Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьице). И, конечно же, «кризис» трех лет.

Развитие каждого нового человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».

Почему люди отсчитывают возраст ребенка так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки; большие детки – большие бедки». Хотя, конечно же, это не беды, а скорее, заботы. Но слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача - не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.

Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития?

  • Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследования и научные работы о проблемах и особенностях развития детей любого возраста. Их достаточно, но многие из них противоречат друг другу, и как не ошибиться рядовой маме в выборе метода воспитания своего любимого чада?
  • Можно прислушиваться к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следуя той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? Интуитивный путь проб и ошибок длиной в 7 лет пройден мной и моими тремя детьми, и я с любопытством наблюдала, к чему приводят наши усилия. В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим Законам Природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца?
  • Можно учиться у более опытных матерей. Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета: «так все делают», «меня так вырастили», «кто-то так говорит». Поэтому авторитет должен быть подкреплен опытом – опытом успешного вынашивания, успешных родов, успешного грудного вскармливания и успешного воспитания не одного-двух, а трех-пяти детей. Поэтому, хочу выразить особую благодарность Елене Павловне Михалковой (Центр «Рожана», грудному вскармливанию и обучению материнскому искусству), читавшей в начале августа в Новосибирске курс лекций «Мама+малыш. Ребенок от года до трех», который позволил мне структурировать ощущения, догадки, а также неизвестные прежде знания и свести их в некую вполне обоснованную систему.

Итак, вашему ребенку один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становится самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных Программой Развития:

  • Развитие нервной системы
  • Развитие иммунной системы
  • Развитие сердечно-сосудистой системы
  • Формирование пищевого поведения
  • Формирование полового поведения
  • Первичная социальная адаптации

Развитие нервной системы и психики ребенка является первостепенной и самой важной задачей. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на 80%. В самом деле, это впечатляет! В этот период жизни очень важно создать комфортные условия для психофизиологического развития ребенка , чтобы избежать нарушений его поведения и психики. Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Для развития нервной системы необходимо не только достаточное количество витаминов и микроэлементов. Главное – чтобы ребенок получил как можно больше сенсорной информации. Великое множество нервных точек, находящихся на ладонях, ступнях, и других частях тела связаны с мозгом. Ребенок должен все рассматривать, щупать, нюхать, облизывать и слушать. Дайте ребенку свободу познавать мир. Вам самой будет любопытно посмотреть, что он с этой обычной вещью вытворит. Чего стоит одно надевание горшка на голову вместо шляпы!

Развитие иммунной системы происходит через тренировку. Организм ребенка готов к тому, что вся бытовая грязь окажется в детском ротике. Это даже необходимо, иначе выращенный в стерильной обстановке ребенок легко заболевает, ведь его иммунитет не развился. Если ребенок подобрал вещь с пола и засунул в рот – меня это не смутит, потому что ничего опасного он там не найдет. Пол я мою, и комья грязи с обуви там валяться не будут. Также как и таблетки, или стиральный порошок. Пусть ребенок играет с кошкой, если она домашняя и даже на лестничную площадку не выходит. Разумеется, на улице такое недопустимо. Но надо давать ребенку возможности покопаться в песке, в опавших листьях, поваляться в снегу… Запрещая брать в рот окурки и гладить бродячих собак. Потом вы вернетесь домой, и отмоете свое чадо.

В развитие иммунной системы ребенка важную роль играет также грудное вскармливание . Материнское молоко очень богато иммуномодуляторами, особенно в период от года до 3 лет. При этом основой для роста собственного иммунитета ребенка служит пассивный иммунитет мамы , который передается ребенку не абстрактно, а с материнским молоком. Первые несколько лет жизни малыш «подпитывается» маминым иммунитетом, пока растет свой собственный.

Для полноценного развития сердечно-сосудистой , а также дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата ребенка ему следует много двигаться, бегать и прыгать. Кто не знает лозунга – «Движение это жизнь!». К 3 годам активно развивается капиллярная сеть кровообращения. Движение также укрепляет крупные сосуды, подходящие к сердцу, улучшает кровоснабжение внутренних органов, тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений. Дети от года до трех любят качаться, кружиться, мотать головой и свешиваться с разных предметов головой вниз. А мама должна обеспечить этим маленьким шустрикам безопасное, чтобы избежать травм, пространство. И лучше всего не создавать его специально, а использовать имеющееся дома или в природе приспособления. Например, диван, стол и стулья, на которые малыш может залезть, деревья на улице. А еще лучше – мама или папа, которые его раскачивают, дают залезать на колени (а дальше на плечи), и крутятся вместе с ним в одну, а затем в другую сторону. И обязательно место для бега, иначе ребенок просто будет бегать по кругу, как звери в клетке.

В возрасте от года до трех лет у ребенка проходит первичная социальная адаптация и формируются основные стереотипы поведения, которые впоследствии будут ведущими . Их качество кардинальным образом зависит от поведения взрослых. Основой являются стереотипы и нормы, которых придерживаются взрослые. Поддерживающее окружение, спокойная семейная обстановка обеспечивают малышу возможность успешной первичной социальной адаптации и формирования у него базы для основных морально-нравственных понятий, таких как чувство сострадания, стремление к справедливости, искренность, общительность, контактность, уверенность в себе.

Задачи формирования пищевого и полового поведения ребенка обычно вызывают у мам повышенное внимание. Как прикармливать и как приучить к горшку – самые частые вопросы молодых мамочек. По каждому из них можно написать не только отдельную статью, но целую книгу. При этом, если не противиться программе развития, то приучение к общему столу и горшку происходит как бы само собой, между делом.

Формирование пищевого поведения включает в себя как адаптацию к новой, твердой пище и переход на питание продуктами с общего стола, так и формирование первых навыков поведения за столом и умение пользоваться посудой. Некоторые навыки не приходят сами собой, им приходится учиться. И к таким навыкам относятся умение жевать, общаться с ложкой, вилкой, чашкой, а также различными видами пищи. Как много проблем возникает вокруг еды – и «мой ребенок совсем не ест», и «мой все время ест», и «мой не ест кашу», а «мой не пьет чай», и «мой давится мясом», а «мой пьет только из бутылочки», и «мой разбрасывает все по столу или сидит по полчаса над каждой ложкой». И ведь всего этого можно избежать, если следовать самым простым принципам формирования пищевого поведения. Приведу только три главных моих принципа. Они обязательны для исполнения даже моей младшей, несмотря на то, что у нее аллергия и ей всего один год.

  • Кормить, только когда ребенок сам просит еду.
  • Кормить тем же и так же, как всю семью.
  • Показывать пример поведения за столом.

Эти простейшие принципы позволяют не только избежать проблем и переживаний из-за «отсутствия аппетита» и «безобразного поведения за столом», но и значительно упрощают жизнь. Например, когда нет времени (или денег) на специальную еду для малыша, можно покормить его обычным в вашем доме блюдом (если конечно это не чипсы с газировкой и лапша быстрого приготовления, но тут уж надо задуматься над коррекцией Вашего рациона). Если ребенок отказывается доедать суп, я спрошу его «Ты уже наелся?», и, получив утвердительный ответ, доем остатки супа сама. А ребенок выпьет компот, скажет «спасибо», уберет посуду и побежит играть. Все довольны. Однако до ужина он не получит никаких «кусков», так же как и я сама. Что касается последнего принципа, то вы сами должны определить, станете ли придерживаться тех правил, исполнения которых требуете от малыша. Если папа не в силах отказаться от чтения газет за столом, то сын притащит за стол книжку. Если никто не говорит «приятного аппетита» дома, то в гостях вы не заставите ребенка это сказать. Ребенок подстраивается под семейную среду, поэтому: «Начните перестройку с себя!» если Вас что-либо не устраивает в поведении Вашего ребенка. И это касается не только еды и поведения за столом.

Главная цель задачи формирования полового поведения ребенка в возрасте от года до трех лет – установить контроль за сфинктерами и приобрести социальные навыки мочеиспускания и дефекации. Этот этап в формировании полового поведения особенно важен, поскольку он является основой сексуального здоровья и профилактикой психосексуальных расстройств. От успешности его прохождения зависит в дальнейшем процесс идентификации с полом (совершается к 5-7 годам) и само половое поведение (в юношеском возрасте). Этот этап наиболее сложен и ребенок осваивает его постепенно, шаг за шагом приобретая определенные навыки.

До года ребенок осознает сначала, что «процесс» происходит у него, а затем устанавливает связь между действием и продуктом действия. Затем начинает заглядывать вниз, определяя, где это у него происходит. Он ловит струйку руками, размазывает лужицы и свои «произведения», шлепает по ним ладошками. Можно для облегчения этого этапа позволять малышу находиться дома голышом, без штанишек. Наконец, после года начинается овладение контролем над функцией – малыш писает в разных местах (забирается под стол или в угол) и на разных поверхностях (на подушки, в баночки). Моя годовалая Маруська очень любила встать над горшком, сделать свои дела, а затем вылить содержимое из горшка на кофточку, наблюдая как оно впитывается. В результате мокрыми оказывались кофточка, трусики, горшок и еще на полу лужица оставалась. После 1,5 лет функция приобретает социальную окраску: ребенок смотрит, как это делают другие – родители, братья и сестры. Именно в этот момент ребенок и приходит к горшку. Раньше горшок стоял среди игрушек, как «предмет мебели», и ребенок на него иногда усаживался. Теперь же малыш бежит к горшку «по делу» сам, да еще и устаивается на нем со всеми удобствами. Он берет с собой игрушки, книги, поет специальные песни, встает в определенном порядке – функция становится ритуалом. И вот когда этот ритуал доведен до совершенства, повторяется каждый день по много раз, ребенок начинает относиться к нему как к обыденному и привычному делу.

Принципы приучения к горшку также просты, как принципы формирования пищевого поведения:

  • Позволяем ребенку ознакомиться с процессом.
  • Не заставляем, если не хочет.
  • Относимся как к естественному процессу.

Мамы (а также и вся остальной семья) не должна проявлять чрезмерных эмоций по отношению к горшку . Горшок не должен быть центром внимания, он обычный бытовой предмет, такой же, как диван или тарелка. Что такого ужасного, когда ребенок намочил штаны и хлюпает ручками в луже? Намочил – переоденем, лужу вытрем и руки вымоем. Не стоит развивать у ребенка чувство отвращения к своим действиям и их продуктам, ведь для малыша это часть его самого. Если ребенок правильно воспользовался горшком, то мама должна отметить, что это хорошо и правильно, а восторги по этому поводу могут вызвать неверную реакцию – ребенок начинает садиться на горшок просто так и потом вскакивать, требуя очередных восторгов мамы. Ребенок учится на примерах, и поэтому нет ничего предосудительного, если он смотрит, как мама или старший ребенок «это делает». Мы просто показываем ему, что и как делают все, а затем доводим до него принятые в обществе правила по отношению половым вопросам. Чем спокойнее мама относится к вопросам полового воспитания, тем легче проходит знакомство ребенка с этой стороной жизни. Это касается и знакомства ребенка со своими половыми органами. Ведь для него они такая же часть тела, как нос или руки. В сознании ребенка нет разницы между голой попой и голой коленкой, например. Вся «сексуально черная» окраска всегда навеяна взрослыми. Фраза «тебе не стыдно с голым задом?...», ребенку совершенно не понятна. Стыдно в 15 лет…

Все указанные задачи должны пониматься мамой, чтобы ребенок не остался наедине с проблемой их разрешения. Но мама должна помогать , а не заставлять и приучать. «Из меня выйдет хорошая мать, - говорила одна моя знакомая и добавляла - Потому что я ленивая». Я заменила бы слово «ленивая» на «занятая». Занятая мать не станет варить отдельно еду для ребенка, подсчитывая калории, и перетирая мясо на мясорубке. Она не станет кормить ребенка в течение часа, не будет долго уговаривать сходить на горшок. Она даст ему кастрюлю и ложку, пока будет готовить ужин. Вручит газету и ножницы, пока будет шить. Не станет бегать за ребенком с тряпкой в руках и мыть полы и мебель (не говоря уж об игрушках) по три раза в день с хлоркой. На улице ребенок у занятой мамы не доберется до урны и не успеет зайти в лужу по колено, потому что ей надо не «прогуливаться», а зайти в магазин. Одним словом, ребенок будет при маме, а не мама при ребенке . Мама является главным организатором в жизни маленького ребенка.

Узнать, насколько мама успешно справляется со своей ролью, можно лишь после окончательного взросления человека. Но первый педагогический результат можно оценить уже в 3 года. Это некий ориентир биологической нормы Homo sapiens:

Если все происходит в соответствии с Программой Развития, то у него спокойный и ровный сон, он всегда просыпается довольным и счастливым, способен занять себя сам. У него нет тревожности, настроение ровное и спокойное. Плачет он редко, и только по серьезному поводу. Он не агрессивен, не ищет повода для ссоры с мамой, и другими членами семьи, он послушный. Он трудолюбив и целеустремлен, адекватно реагирует на раздражители. Имеет определенные культурные и бытовые навыки, способен себя обслужить и несет за себя ответственность. Ему знакомы понятия опасности и безопасного расстояния. Он умеет вести себя безопасно на чужой территории, не привлекая внимания. Ребенок должен быть физически здоров, и не склонен к травматизации. Он обладает способностью к партнерству, то есть умеет выслушать, объяснить и понять другого человека, умеет найти компромисс. Он хороший «едок», у него хороший аппетит, он не копается в еде. Он полностью контролирует функции мочеиспускания и дефекации.

Все это необходимо, чтобы успешно встроиться в группу, и является основой для развития в дальнейшем полноценной социально-адаптированной личности. Оценить окончательно результат педагогического воздействия можно после достижения человеком 30 лет, а в этом возрасте коррекция допущенных ошибок возможна лишь усилиями самого человека, большой работой над собой. А наиболее серьезные последствия имеют ошибки, допущенные мамами именно в воспитании ребенка раннего возраста, до 3-х лет. Давайте совершать как можно меньше ошибок в воспитании с самого рождения, чтобы нашим детям не пришлось сталкиваться с проблемой их исправления!!!

15.12.04
Елена Шмакова (Lapka),
мама троих детей 1, 3 и 7 лет.
Новосибирск.

Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.

Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.

Методики раннего физического развития

С первых минут и до годовалого возраста ребенок проживает целую эпоху. Он обучается поднимать головку, сидеть, делать первые самостоятельные шаги, произносить первые слова. Вот почему на этом этапе самым важным для малышей является именно физическое воспитание.

Методика Никитиных

Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, .

Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:

  • свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);
  • спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша;
  • неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.

Посмотрите видео Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Ребёнка (НУВЭРС Никитиных)

Развивающая динамическая гимнастика

Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его . Динамическая гимнастика основывается на древнерусских традициях, когда младенцев брали за подмышки и слегка подбрасывали. Детей постарше, схватив за руки и ноги, вращали вокруг себя, образуя что-то вроде карусели. В таких незамысловатых играх взрослые давали возможность малышам двигаться, когда те еще не имели для этого сформированных навыков. После того как ребенок , эти упражнения уже перестают оказывать стимулирующее воздействие. Все наработанные умения нужно переносить на спортивные игры, зарядку и упражнения на спорткомплексах.

Динамическая гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут расти вашему ребенку здоровым!

Эти упражнения динамической гимнастики подходят как для мальчиков, так и девочек. Смотрите видео и вы узнаете с чего начать!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Плавание с грудничком

Согласно данной методике, важно не просто , но и плавать с ними. Хотя передвижение маленького ребенка в воде сильно ограничено, плавание укрепляет его мышцы, обучает ориентироваться в пространстве. Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше других детей. Сначала упражнения проводятся в ванне, а уже затем в бассейне. Если вы боитесь причинить вред грудничку, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок во время плавания.

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. .

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!