Прихожанин - пасхальная радость. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: пасхальная радость

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Н аступила весна!

С овсем скоро наступит и весна души — Великий пост!

А затем и праздников Праздник — Светлое Христово Воскресение ПАСХА!

К Пасхе нужно готовиться заранее. Уже сейчас. А также не только можно, но и нужно готовиться в дни Великого поста.

Т ем более, если Вы являетесь преподавателем Воскресной школы, или школьным педагогом, готовящим вместе с учениками Пасхальное выступление 🙂

Д ети очень любят примерить на себя разные роли, и этому весьма способствует их яркая детская фантазия. Посему возможностью внести в их души и сердца самую главную мысль всей нашей жизни, что Христос Воскрес и даровал нам Жизнь Вечную, нужно обязательно воспользоваться!

И звестный российский писатель, поэт и драматург, монах Варнава (Санин) потрудился на славу! Он подготовил не просто Пасхальный сценарий, о. Варнава написал самый настоящий детский Пасхальный спектакль, в котором затронул актуальные детские проблемки, мешающие многим девочкам и мальчикам чувствовать Пасхальную радость!..

П осему постановка сего проникновенного, весьма поучительного, сдобренного живым юмором и по настоящему Пасхального сценария дадут прекрасные духовные плоды Небесной радости не только в детских сердцах, но и в сердцах взрослых зрителей!

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ!
(сценарий)

Н а сцене – взрослые и дети-актеры, одетые в костюмы: солнца, луны, медведя, птицы, муравья, бабочки, тюльпана и деревьев (береза, яблоня). К ним подходит мальчик лет 12-14.

В едущий (чрезвычайно торжественно):

- К то это не слыхал, да пусть услышит,
Как в день Пасхальный чистые сердца,
И все, что ходит, плавает и дышит, -
Без устали приветствует Творца.

Береза, бабочка, тюльпан и птичка по очереди декламируют:

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

М альчик каждый раз звонко отвечает:

- В оистину воскресе!

П тицы, звери, деревья, взявшись за руки, начинают радостно кружиться в хороводе. В центре хоровода – мальчик.

Н еожиданно раздается громкая современная музыка, услышав которую хоровод останавливается.

Н а сцену выходит второй мальчик. В руках у него удочка и пустое ведерко. За плечами рюкзак. На ушах – большие наушники.

П ервый мальчик, выходя из хоровода, обращается к нему, как к давнему приятелю:

- Х ристос воскресе!

- А ? Что? – крутя головой, не слышит тот.

П ервый мальчик предлагает ему снять наушники, тот выполняет просьбу, и тогда весь хоровод дружно восклицает:

- Х ристос воскресе!

- Н у и что? — недоуменно пожимает плечами второй мальчик.

П тицы, звери, деревья в полном недоумении разводят крыльями, лапами и ветвями.

В торой мальчик продолжает, обращаясь к первому:

- И вообще, чего это ты такой радостный?

Первый мальчик:

- Т ак ведь — такой день! Такой день!…

В торой мальчик:

- Н у какой еще – такой? День, как день. Точнее, утро… Ничего хорошего. У меня вся рыбалка вон сорвалась. Хотя ни свет ни заря встал… (громко зевает).

П ервый мальчик:

- А я вообще еще не ложился!

В торой мальчик:

- К ак это?

П ервый мальчик:

- Т ак ведь ночью в храме Пасхальная служба была! А потом и уходить не хотелось! Смотри, даже солнце сегодня играет! Говорят, так всегда на Пасху бывает!

С олнце выходит на центр сцены и начинает танцевать, размахивая разноцветными платками.

- О птический обман или к перемене погоде. То-то рыба сегодня даже не клевала! – отмахивается второй мальчик.

- Д а будет тебе! – примирительно улыбается ему первый мальчик и вновь с воодушевлением восклицает: — Христос воскресе!

- А я тут при чем? –хмуро отзывается второй мальчик.

П ервый мальчик:

- К ак это при чем?!! Тебя что – все это совершенно не волнует?

В торой мальчик:

- Д а у меня одно только желание – поскорее добраться домой и отдохнуть!

П ервый мальчик делает жест хороводу, и муравей подносит скамейку. Незаметно ставит ее и удаляется

- О! – замечая скамейку, удивляется второй мальчик. – Откуда она тут взялась? Ведь ее только что не было!

П ервый мальчик:

— В день, когда свершилось величайшее в мире чудо, разве не может быть чего-нибудь необычного?

В торой мальчик:

— Н е знаю, лично я ни в какие в чудеса не верю! Но передохнуть, пожалуй, не прочь!

С этими словами он садится нам скамейку.

— Н у что я могу еще сказать, — с сочувствием глядя на него, говорит первый мальчик. – Мне нужно идти, родители могут волноваться. Одно пожелаю: помоги тебе Господи все понять и…принять!

П ервый мальчик уходит.
Природа замирает.
Только солнце продолжает «играть».
Второй мальчик прикрывает глаза, блаженно вытягивает ноги и вновь натягивает на уши наушники.
Выходя на сцену, к нему подсаживается старичок в восточном халате. Тут же к старичку подбегает птичка и доверчиво кладет ему голову на плечо. Старичок тихонько покашливает, привлекая к себе внимание.
Второй мальчик приоткрывает один глаз и с недоумением косится на него.

С таричок:

- М узыку слушаешь? Можно и мне!

В торой мальчик с усмешкой:

- А это не из вашего времени!

Н о наушники все же протягивает.

П тичка закрывает крылышками уши. То же самое, морщась, делает и весь хоровод.

С таричок, едва приложив наушники к уху, вздрагивает и, возвращая их, говорит:

- Д а, действительно, даже в моем языческом, третьем веке от Рождества Христова, такого не бывало. Правда, когда некоторые жрецы, например Кибелы, били в свои бубны, тоже было несносно громко. Но все же, прости, не до такой степени…

В торой мальчик (в сторону):

- С транный он какой-то… Ученый историк на пенсии, что ли?

С таричок, словно услышав его мысли:

- Н ет, я не историк, хотя, действительно, из истории. Ты лучше мне вот что скажи: ну, дослушаешь, к примеру, ты эту свою музыку. А потом что?

В торой мальчик:

- К ак что? Другой диск поставлю!

С таричок:

- А когда и он надоест?

В торой мальчик:

- Т ретий найдется!

С таричок:

- Д опустим, даже десятый. Но вот и он наскучит! Что тогда станешь делать?

В торой мальчик (с вызовом):

- А у меня… электронные игры есть!

С таричок, качая головой:

- Д -да…Разве Бог создал тебя для этого? Разве в этом смысл жизни?

В торой мальчик:

- А что, меня вполне все устраивает! Спасибо, что про игру напомнили! Сейчас поиграю!

В торой мальчик достает из рюкзака игровую приставку.

- В от, хотя бы в охоту на медведя!

У слышав это, медведь в хороводе с опаской прячется за деревья.

С таричок уходит.

В торой мальчик с азартом начинает стучать клавишами.

- Б ог… — ворчит он. – А где Он? И разве смысл жизни не в том, чтобы… просто приятно в свое удовольствие жить?

О дин за другим к нему начинают подходить участники хоровода. И хотя он то и дело отмахивается, они читают ему стихи.

С олнце:

Б ог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех — на свете понимает!
Он – Спаситель, мой и твой,
Он повсюду!
Он – живой!!!

Б абочка:

Б ог создал огонь и воду,
Воздух, землю, — всю природу
И природа без конца
Славит своего Творца!

Л уна:

С лавят Бога беспрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!

М едведь:

С лавят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна —
Даже, если ночь темна!

М уравей:

С лавят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!

Я блоня:

С лавит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!

П тица:

П тицы чествуют Творца
И зимой, и летом,
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!

М едведь:

З вери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!

С олнце:

К ак величественно море
Катит волны на просторе,
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!

Л уна:

У крашая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне, —
Славят Бога в вышине!

В се хором:

В сё, что на Земле живёт,
Всё, что дышит, ест и пьёт,
Это — Божии созданья,
Часть большого мирозданья!

С олнце:

С олнце дарит людям свет,
Ласку и тепло.
Если б не его рассвет —
Было бы светло?..

Л уна:

Н очью — холодна, бледна
Появляется луна.
Эта спутница земная
Иногда и днем видна!

П тица:

З вёзды вечером зажглись,
Маленькие, смотрят вниз,
До утра дрожат, мигая, —
Больше всей Земли любая!

Б ереза:

В небесах запела птица,
Радуясь рассвету.
Как же нам не восхититься,
Слыша песню эту?

Т юльпан:

Н а лужайке там и тут —
Дивные цветы цветут,
Колокольчики, ромашки,
А на них — жучки-букашки!

М уравей:

П рилетит, спеша пчела
В сад, где вишня расцвела
И — скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!

С олнце:

И здалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»

Б ереза:

П обежал ручей, сверкая
Под весенним солнцем —
Будто радуга, играя
Льётся за оконцем!

М уравей:

М альчик оглядел цветок,
Тронул каждый лепесток
И восторг в его глазах:
Что ж тогда на Небесах?!

В се очень громко хором:

С олнце с самого утра
Говорит: «Вставать пора!»
Открываем глазки:
Всё вокруг — как в сказке!

В торой мальчик приподнимает голову и в испуге отшатывается:

Р ядом с ним сидит уже второй старичок в монашеской скуфейке, который кормит ломтем хлеба приветливо подковылявшего к нему медведя.

В торой старичок:

- Н е бойся, радость моя!

В торой мальчик:

- А он что – и правда живой?

В торой старичок:

- К онечно! Можешь даже проверить!

В торой мальчик осторожно дотрагивается пальцем до медведя и неожиданно с облегчением выдыхает:

- У ф-ф! А то я уж думал доигрался до всяких видений с этими играми! Но… почему он тогда нас не съест?

В торой старичок:

- З ачем? Бог создал нас так, чтобы все жили в мире и были вечно счастливы!

В торой мальчик недоверчиво смотрит на него. А тот, словно продолжая предыдущий разговор, говорит:

- В от, закончишь ты слушать свою музыку и играть в эти свои игры. А потом?

В торой мальчик:

- П отом — завтра пойду в школу!

В торой старичок:

- Х орошо! Ну, а когда закончишь ее?

В торой мальчик:

- П оступлю в институт!

В торой старичок:

В торой мальчик:

В торой старичок:

- Д опустим, станешь. А затем?

В торой мальчик:

- Ч то затем? Состарюсь…

В торой старичок:

- А потом — что?

В торой мальчик, опуская голову и вздыхая, чуть слышно:

- Ч то-что… Известно что…

В торой старичок, отпуская медведя, ласково кладет ладонь на плечо второго мальчика:

- В том-то и дело, что не все, видно, тебе известно, коли ты так мрачно говоришь об этом. Да еще в такой самый светлый день! Ведь Христос и воскрес-то из мертвых для того, чтобы мы были не просто счастливы, а блаженны, что значит — счастье в высшей мере! Причем, не год или два, а — всегда, вечно! Но – и жить тебе для этого отныне надо так, чтобы удостоиться этой блаженной вечности! Ты представляешь, радость моя, какое это великое счастье?! Вечно быть с Богом!!!

З вери, птицы, деревья бросаются обнимать друг друга от радости.

В торой мальчик, осмысливая услышанное, потирает лоб и даже не замечает, как уходит второй старичок.

Н аконец, он поднимает голову и говорит:

- Э то что: я уснул, и мне все приснилось? Но все равно… Какая разница? Спал – не спал… Не такой я уж и глупый, чтобы не понять всего этого! Так вот, значит, в чем смысл жизни! И вот почему все так ликуют сегодня. Ведь страшно даже подумать: если бы только Христос не воскрес… Если бы Он не воскрес!

В се актеры, играющие зверей, птиц, деревья, хватаются за головы. Медведь успокаивающе гладит по головке муравья.

В торой мальчик задумчиво продолжает:

- Н ет, только не это! Тогда — все на свете действительно разом потеряло бы всякую радость! Всякий смысл!

П осле этого солнце отворачивается и начинает медленно уходить. Но тут его приостанавливает луна, которая говорит что-то ему, с надеждой показывая на второго мальчика.

А тот наконец заканчивает:

- А так… так… Он ведь воскрес!!!

С олнце радостно бросается к хороводу.
Вся природа опять начинает ликовать.
Второй мальчик порывисто вскакивает со скамейки, которую тут же уносит муравей, и подбегает к хороводу.

- Х ристос воскресе! – кричит мальчик хороводу.

- В оистину воскресе! – слышен дружный ответ.

П тицы, звери, деревья радостно поют, кружась в хороводе, в центре которого мальчик и танцующее, «играющее» всеми красками солнце.

Д ети-актеры вновь декламируют.

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

К аждому второй мальчик радостно отвечает:

- В оистину воскресе!

В едущий – заканчивая, наконец, то, на чем остановился в самом начале, торжественно говорит:

Праздник «Пасхальная радость»

Цель: познакомить детей с православным праздником Пасха.

Задачи: - продолжать расширять представление детей о православных праздниках; - познакомить учащихся с народными традициями и обычаями праздника «Пасхи»; - работать над выразительностью речи детей;

Развивать творческие способности детей.

Танец ангелов.

Ангел 1: Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они,

Вестники Божьей любви.

Ангел 2: Христос воскрес! Христос воскрес!

Исчезла ночи мгла.

Сияет светом звон небес, поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос, Спаситель наш воскрес!

Тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых,смертиюсмерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Колокольный звон. Выходят ведущие и ребенок.

Ведущий 1: Пусть звонят колокола весенние,

Возвестят Христово Воскресение!

С чистым сердцем похристосуемся, люди,

Став добрее, вместе зло забудем.

Ребенок : Немало праздников на свете

Встречают взрослые и лети.

Но праздник Пасхи - день чудес,

Из мертвых Бог - Христос Воскрес!

Ведущий 2: День этот всех нас собирает,

Летит молитва до небес,

И славят люди в вышних Бога,

Христос Воскрес!

Дети: Воистину Воскрес!

Песня «Детский хор поёт…»

Ведущий 1: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник - светлое Христово Воскресение.

Ведущий 2: Неразрывно с этим праздником идет другой, который православные отмечают за неделю до Воскресения Христова СЛАЙД 8 – Вход Господень во Иерусалим, или Вербное воскресение.Напомним историю этого праздника.

Ведущий 1: После того как Христос воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который умершим 4 дня пролежал в пещере, весть об этом великом чуде разнеслась по всем окрестностям Иерусалима и на следующий день, когда Христос только приблизился к городу, народ толпами встречал Его, многие снимали с себя верхние одежды и постилали под ноги Христу, все держали в руках пальмовые ветви, с которыми обычно встречали царей, и кричали «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!».

Ведущий 2: В нашей стране пальмовые ветви были заменены на вербные, т.к. верба первой зацветает после зимних холодов.В этот день мы тоже встречаем Христа в храме словами Осанна в вышних, и просим, чтобы Господь дал нам силы и мудрости не предать Его и не распять своими грехами, как те люди, встречающие Его в Иерусалиме за неделю до Пасхи.

Чтец 1: На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Танец «Вербочки»

Ведущий 1: Святая Пасха - это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресение.

Ведущий 2: Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопится радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения.

Ведущий 1 : Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

1 ребенок: Утро! Небо ярко блещет

Светлой алою зарей.

Громко песня раздается

Над проснувшейся землей.

2 ребенок: То замрет, то снова льется

В трелях трели без конца.

Это птичек славят хоры

В песнях радостных Творца.

Песня «Божий день»

Ведущий 1: Пасха – праздник праздников, торжество из торжеств. А как же правильно праздновать Пасху?

Ведущий 2: Основными атрибутами этого праздника в народе считают крашеные яйца, пасхи и куличи. Но неужели только за столом можно ощутить эту радость?

Ведущий 1: Конечно же, нет! Ключевым моментом праздника является пасхальная служба в храме. Начинается она в ночь с субботы на воскресенье. Верующие собираются в храме и ждут заветных минут. Вот священники выходят из алтаря, вынося плащаницу с изображением Христа во гробе, и приглашают всех на крестный ход вокруг храма – символ погребения Иисуса Христа.

Ведущий 2: Вот, обойдя вокруг храма с пением погребальных молитв, священники и народ останавливаются перед запертыми дверьми церкви. В какой-то момент толпа замирает, все ждут двух самых важных слов

Ведущий 1: И ровно в 12 часов ночи священники начинают тихо петь тропарь Пасхи. Вначале это еле уловимый шепот, второй раз уже слышат все, стоящие ближе, и в третий раз радость и ликование достигает предела и слова тропаря врезаются в толпу – хочется тоже петь, но ожидание продолжается… Открывается дверь храма, священник поворачивается к пришедшим и громко возглашает: «Христос воскресе!»

Ведущий 2: Толпа взрывается в едином порыве: «Воистину воскресе!»

Ведущий 1: Эта волна прокатывается по всему двору, входя в сердце каждому – равнодушных не бывает – одни смеются, другие плачут от радости, третьи целуют и обнимают друг друга. Вот она – пасхальная радость!

Чтец 2: Радость от земли и до небес:

Он – воскрес! Воистину воскрес!

Он воскрес... И это Воскресение

Дарует нам вечное спасение!

Разлилась потоком радость Воскресенья,

Ближним и далеким во Христе спасенье!

Золотое солнце озарило дали.

Новая поется песня без печали.

Песня «Праздник Воскресенья»

Ведущий 2: Пасхальное богослужение заканчивается обычно под утро. Люди, возвращаясь из церкви, поздравляют друг друга с праздником словами: Христос воскресе! А им отвечают: «Воистину воскрес!»

Ведущий 1: В православных семьях принято после праздничной службы разговляться. Что же это значит? Пост еще называют говением, отсюда разговляться – прекращать поститься. Разговляются прежде освященным куличом и пасхальным яичком, а уж потом переходят к другим кушаньям.

Чтец 3: После долгого говенья,

Причастившись на Страстной,

Православные с волненьем

К службе шествуют ночной.

С яйцами и куличами,

С пасхами и со свечами.

С крестным ходом, с дружным пеньем

Мы встречаем Воскресенье.

Ведущий 2: Еще одна добрая традиция Пасхи – христосоваться –трижды целоваться в щеку поздравляя друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Ведущий 1: Целых 40 дней после пасхи принято вместо «Здравствуй» говорить «Христос воскресе!». А неделя после Пасхи называется Светлой. В народе про нее говорят вся неделя как один день. Это значит, что пасхальная радость продолжается всю неделю. В эти дни, кажется, сама природа ликует с нами, прославляя Великого Творца.

Ведущий 2: Еще одна приятная пасхальная традиция – дарить друг другу маленькие подарки: открытки, сладости, сувениры, сделанные своими руками.

Ведущий 1: Пасхальные открытки особенно популярны. Но интересно то, что символом Пасхи в западных странах считается кролик, а на Руси – цыпленок. СЛАЙД 27. Желтенькие, только-только появившиеся на свет пушистые комочки символизируют приход весны и начало жизни.

Ведущий 2: Встречайте учащихся младших классов с танцем «Цыплятки».

Танец «Цыплятки»

Ведущий 2: Пасха – самый главный христианский праздник. Пасха – это конец и одновременно начало жизни. Для современного человека это значит, что греховная жизнь наша должна закончиться в великую субботу, а в воскресенье начаться новая жизнь с Богом.

Дети выносят нарисованный глобус. Музыка фоном.

1-й ребенок : Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?

2-й ребенок : Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?

3-й ребенок : В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?

4-й ребенок : За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?

Все : Ну конечно, это Бог.

5-й ребенок : Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.

6-й ребенок : Вот за что и почему
Благодарны мы Ему.

Ведущий 1: Прославлять красоту Божьего мира можно не только в молитвах и песнях. Учащиеся 6 «Б» класса подготовили танец под песню американского певца Луи Армстронга «Как прекрасен мир!». Для Бога нет национальностей, все мы для Него – дети! И на каком языке мы бы не говорили – Господь слышит наше сердце.

Танец «Медленный фокстрот»


1-й: Дивным узором цветы расцвели.
Господи, слава Тебе!

2-й: Благоухает дыханье земли.
Господи, слава Тебе!

1-й: Птицы поют в тайниках своих гнезд.
Господи, слава Тебе!

2-й: Вечность сияет в мерцании звезд.
Господи, слава Тебе!

1-й: Дети уснули, набегавшись днем.

Господи, слава Тебе!

2-й: Ангелы их осенили крылом.

Господи, слава Тебе!

1-й: Все успокоено гаснет окрест.

Господи, слава Тебе!

2-й: Но не погаснет над церковью крест.

Вместе: Господи, слава Тебе!

Песня «Чудо выше всех чудес»
Слово батюшке.

По сути это не просто главный, а самый первый христианский праздник, который ученики Спасителя начали торжествовать с самого момента события, то есть, узнав о воскресении Иисуса Христа. Так что история Пасхи началась в 33 году нашей эры. И до сих пор всякий день после субботы – радостный, важный, его еще называют «малой Пасхой». Хотя Воскресение вспоминают каждую неделю, но особенно торжественно его отмечают раз в году. Дату главного события Евангелия православные вычисляют по лунно-солнечному календарю.

Песах и Пасха – разный смысл

Светлое Воскресение часто называют Пасхой, потому что оно случилось в Иерусалиме именно в дни еврейской Пасхи. В Сионской горнице Христос придал празднику новый смысл: заменил Собой место жертвенного агнца. Апостол Павел в Послании к коринфянам именно так называет Спасителя: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Однако слово прижилось в европейских и славянских языках.

Слово «пэсах» означает «миновать, проходить мимо». Еврейский праздник совершается в память исхода из египетского рабства. Для христиан исход из плена преобразился в переход от смерти к жизни, потому что Христос победил смерть, открыл двери Рая, закрытые для человека со времен грехопадения. И на каждой пасхальной проповеди обязательно звучат слова Послания Иоанна Богослова: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!».

Пасха в славянской традиции

До крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году среди его родных и подданных были христиане. Его бабушка, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе в 957 году. А Повесть временных лет свидетельствует о еще более ранней дате: в летописи сказано, что в 945 году в Киеве стоял соборный храм Святого Ильи. А раз так, то наверняка славяне праздновали и Пасху, согласуясь с апостольскими заветами.

5 любопытных обычаев

Среди особенностей празднования есть такие, о которых, ты, возможно, раньше не слышала. Проверь.

1 Пасха - это не один день. Церковь торжествует целых 40 дней, ровно столько Спаситель пребывал на земле от Своего воскресения до вознесения.

2 Первую неделю после праздника - Светлую седмицу - церковь призывает не поститься (проще говоря, на пост введен запрет), а причащаться можно каждый день, если нет канонических препятствий.

3 Божественная Литургия в первые семь дней после Пасхи короткая, радостная, праздничная. Думается, что это удобно для начинающих воцерковляться, кому было бы тяжело выстоять долгую службу.

4 Царские врата открыты всю неделю. Возле них на столе полагают большой круглый хлеб - Артос, который в субботу Светлой седмицы раздробляют и раздают всем после Литургии.

5 в течение первой праздничной недели разрешен каждому. Но в разных храмах по‑разному: иногда вход на колокольню открыт, иногда звонарь собирает группу. Пожалуй, это исключительная традиция празднования Пасхи в России.

1 Освятить , и желательно утром или днем накануне праздника, то есть в субботу. Вечером тоже можно прийти, но это чревато: попадешь в очередь, не успеешь, да и батюшки к концу дня уже уставшие.

2 Можно взять с собой спички, если во время освящения еды планируешь украшать свой кулич церковной свечой и зажигать ее.

3 Если ты планируешь причаститься, узнай о времени исповеди. Иногда таинство идет только утром в субботу, а иногда в субботу вечером. В разных приходах свои особенности.

4 Надеть красный платок и платье - благочестивая традиция. Облачения священников и свечи в на пасхальном богослужении будут красными - цвет символизирует кровь, которую Христос пролил за людей.

5 Крестный ход происходит около полуночи. Все идут вокруг храма с зажженными свечами. Бывает досадно, когда они гаснут на ветру. Вместо восковой свечи можно заранее купить в лавке маленький светильник из красного стекла.

6 Если думаешь взять на ночную Литургию детей, узнай, какие для них есть «опции» в выбранном тобой храме. Многое зависит от архитектуры: иногда место для уставших деток есть высоко на хорах, или же храм такой просторный, что для них выделают особенный уголок, где можно поиграть, а то и подремать. Для этих целей родители берут с собой складные стульчики со спинкой или коврики.

7 Идти на ночное богослужение не обязательно. Оно торжественно, таинственно, необычно, однако в не всем по душе многолюдие. Спешим порадовать: воскресным утром в храмах народу меньше, а Литургия и радость те же - пасхальные.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

Православные верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» в течение сорока дней после Воскресения Христова. Хотя чаще эти слова слышатся на Светлой седмице. Какое значение имеет данное приветствие?

Оно стало традиционным для любого христианина. С мысл его и есть смысл и суть христианской веры. Апостол Павел говорил: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Воскресение Христово явилось событием, которое изменило всю Вселенную. Поэтому пасхальное приветствие - самое радостное, ликующее - символизирует знание, уверенность в этом величайшем событии.

Когда идет Светлая седмица, эта радость еще сохраняется. В первую очередь, - у тех, кто бывает на пасхальных богослужениях, приходит в храмы, чтобы причащаться, радоваться, еще и еще раз ликовать и поздравлять друг друга. Но для нашей страны это становится традицией и заменяет иногда простое «здравствуйте». Тем не менее и малоцерковные люди постепенно приобщаются к знанию и пониманию смысла этого приветствия.

Часто люди малоцерковные ставят Светлое Христово Воскресение в один ряд со светскими праздниками и слова «Христос Воскресе!» произносят формально, без понимания смысла. Стоит ли так отмечать этот день?

- «...Кто не против вас, тот за вас», по слову Господа. Человек участвует в празднике, хотя бы косвенно. А позже может просветиться светом Христовой истины. Даже косвенное прикосновение к этой радости все равно просветляет душу.

Мы сегодня со съемочной группой были на улицах Екатеринбурга, чтобы узнать, как люди реагируют на приветствие «Христос Воскресе!». К нашему удивлению и радости, девяносто процентов людей, которые встретились, отвечали «Воистину Воскресе!». Может быть, не с полным осознанием, но сам факт нас удивил. Хотя были и такие, кто проходил мимо или отвечал «спасибо».

Многие знают и понимают, как нужно ответить. Это уже хорошо.

- Сколько дней отмечается Пасха?

Само торжество, начинающееся в пасхальную ночь, продолжается семь дней - до Фомина воскресенья. Это наиболее праздничные дни. Но Пасха имеет самое большое попразднество -сорок дней. Поэтому до отдания Пасхи - а это день накануне Вознесения Господня - идет период празднования. Пасха - самый большой праздник для всех христиан.

- Как понять выражение, что Пасха и Светлая седмица — как один день?

По уникальному богослужению, которое совершается в наших храмах. В период этого торжества кардинально изменяется богослужение. Если человек хоть немного проживает богослужебный год, то понимает, о чем я сейчас говорю. Легче всего это ощутить, придя в храм Божий.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Воскресение Христово произошло две тысячи лет назад. Сейчас мы только вспоминаем это событие? Или повторяется каждый год? »

Каждый год мы вспоминаем это событие, переживаем его в той мере, в какой Господь нам дает. Преображение нашей души через покаяние, борьбу со страстями, очищение нашего сознания, сердца, души, позволяет приобщиться к событию настолько, насколько у человека очищена душа и сердце.

Апостол Павел говорит: «Когда был дан закон, умножились беззакония». Сейчас небеса открыты для каждого кающегося человека. Господь ищет любого грешника, чтобы дать ему возможность спасения. Но без нашей воли и желания спастись невозможно. Именно синергия, - совместное действие Божией благодати и нашего усилия — приводит ко спасению. Но не всегда люди идут по этому пути. Поэтому Господь и говорил, что «много званных, но мало избранных» . Воскресение Христово открыло путь спасения. Кто хочет быть со Христом, должен следовать Его заповедям. К тем, кто не хочет идти путем спасения, относится поговорка: «Вольному воля, спасенному - рай».

- Вопрос от телезрительницы: «Можно ли читать акафисты на Светлой седмице?»

Это особая седмица, когда любой христианин больше всего ликует в храме Божием, на богослужении. Пасхальный канон заменяет все акафисты, пасхальные часы - утренние и вечерние молитвы. Я рекомендую читать пасхальный канон, и вы будете чувствовать радость и благодать.

- Перемены в богослужении лучше всего прочувствовать в храме, но все же что это за перемены?

Богослужения в Великий пост и Пасху очень отличаются от богослужений в обычное время. В течение года богослужение связано с покаянием, оно содержит просьбы ко Господу о помиловании. В пасхальный период нет и тени этого, есть только ликующая радость. Поэтому в период Светлой седмицы мы не читаем псалмов, покаянных молитв, к которым привыкли утром и вечером. Действительно, весь строй богослужения состоит в восхвалении воскресшего Господа и радости о том, что нам незаслуженно даровано спасение души, если мы последуем за Господом.

- Земные поклоны в этот период тоже отменяются?

Да. Первые земные поклоны делаются во время чтения молитвы в праздник Святой Троицы.

Вопрос от телезрительницы: «Как нам быть с крестной маленького ребенка, которая перешла из православной веры в сектантство?»

Печальный факт. Но это не отменяет обязанности родителей воспитывать ребенка в православной вере. По всей видимости, крестная была недостаточно подготовлена к Таинству Крещения и не очень хорошо знает основы христианской веры. Наши храмы помогают подобным людям, приходящим с желанием покреститься. Им было бы неплохо пообщаться со священником, задать ему волнующие их вопросы. Именно подготовка к Таинству Крещения будет помощью крестным, родителям и самим новопросвещенным христианам.

Если крестная вашего ребенка не нашла ответов в Православии и ушла в сектантство, я думаю, она недостаточно общалась со священством.

- Что означает само слово «отдание»?

Оно означает окончание периода празднования того или иного праздника. В греческой традиции именно в этот день проходит такое же богослужение, как на Пасху. Хотя в русской традиции богослужение изменено, - оно не такое торжественное и праздничное. Но, тем не менее, это повторение того празднования, которое было сорок дней назад.

- Есть так называемая Антипасха, что она означает?

Пасхальная седмица — один единый праздник. Предел этой седмицы — Антипасха.

На Светлой седмице все желающие могут подняться на колокольню любого из храмов и возвестить звоном всей округе о празднуемом торжестве. Какое еще значение этого звона?

Да, желание приобщиться к величайшему искусству колокольного звона есть в душе у каждого верующего человека. Сегодня в нашем храме учащиеся двух классов воскресной школы ходили на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Все дети пошли с такой радостью!

Самый главный символ этого звона - возвестить всем о своей радости. Колокольный звон также дает возможность оповестить о начале богослужения, и о том, когда оно закончилось. Есть праздничный звон, который постоянно напоминает о праздничном событии.

Вопрос от телезрительницы Ларисы из Калининграда: «На пасхальной службе батюшка переодевается во все цвета: белый, желтый, зеленый и др. Что это означает?»

Действительно, раньше была такая традиция. На каждой песне пасхального канона на утрене происходило переодевание. Оно не является уставным, традиция придумана с целью показать радость торжества. Но сейчас она отходит. Все священство переодевается единожды с белого облачения в красное перед Литургией в пасхальную ночь и так служит до отдания Пасхи. Каждый цвет богослужебного облачения, облачения престолов, аналоев символизирует то или иное значение праздника или празднуемого события. В Пасху это алый цвет. В Богородичные праздники - небесный, голубой. В праздник Святой Троицы - зеленый. Цветовые символы придают еще большее значение смыслу того или иного праздника.

Если продолжить разговор о символах, существуют символичные пасхальные блюда: крашеное яйцо, кулич, пасха. Являются ли они обязательными и каковы их значения?

Обязательным является артос. А кулич и творожная пасха —появились позже. Известно предание, как равноапостольная Мария Магдалина вручила императору-язычнику Тиберию яйцо и рассказала ему о Воскресении Христовом. Он не поверил, но сказал, что скорее яйцо покраснеет, чем слова ее будут правдой. И яйцо покраснело. Исходя из этого предания традиционным символом Пасхи является красное яйцо. А сам кулич — бытовое подобие артоса. Артос по-особенному освящается в первый день Пасхи, потом обносится крестным ходом вокруг храма, а в субботу Светлой седмицы раздробляется для того, чтобы эта святыня сохранялась верующими и употреблялась в определенных случаях своей жизни, - например, в болезни, унынии, в предстоящих испытаниях. Так же как Великая агиасма — святая вода, которую мы храним весь год и употребляем во укрепление наших духовных сил.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно, что такое артос.

В переводе с греческого «артос» — «квасной хлеб». Это большая просфора, которая выпекается с изображением воскресшего Господа. После праздничного пасхального богослужения артос особым чином освящается. Еще издревле, после вознесения Господня, апостолы оставляли хлеб и место для Господа, Который должен был прийти. Потом этот хлеб раздроблялся. Традиция освящения артоса идет с тех времен в память об апостольском установлении.

- На Светлой седмице Царские врата открыты. Артос стоит перед ними, символизируя присутствие Бога?

Апостолы оставляли хлеб для Христа, и мы им подражаем. На службе артос находится возле иконы Спасителя. Когда богослужение заканчивается, он оставляется перед Царскими вратами.

Светлое Христово Воскресение мы также называем Пасхой. Многие говорят: «Пасха — еврейский праздник. Почему вы называете свой праздник так же?»

В переводе с еврейского «песах» означает «проходить мимо». Соответствующие события известны из книги Исход. Моисей выводил народ из египетского рабства. Последняя казнь была очень страшной: все первенцы египетские погибли. Только тогда фараон отпустил еврейский народ. Таким образом, слово «Пасха» связано со страданиями. Исход израильского народа был из дома рабства, наша же Пасха —исход из рабства греху, тот, который совершил Господь Своей крестной смертью. Наша Пасха хоть и созвучна ветхозаветному празднику, но является освобождением от власти греха. Тем более, что новозаветная Церковь нисколько не отрицает ветхозаветную. Те события, которые происходили во времена пророка Моисея, мы почитаем.

Вопрос от телезрительницы Наталии из Нижегородской области: «В последнее время у меня очень сильное уныние и отчаяние. Я была крещена в младенчестве, но не знала Бога. Господь принял меня, как принял блудного сына, и я ощутила это духом. Я возгорелась духом к исполнению заповедей, но потом очень быстро остыла. Теперь я переживаю, не сбудутся ли на мне слова Господа: «Будь либо холоден, либо горяч, но не теплохладен». Сколько лет можно пребывать в таком теплохладном состоянии? Могу ли я иметь надежду, что возвращусь к Богу? Как избавиться от уныния, которое меня очень тяготит, мешает быть близкой к Богу, и как ревностно подвизаться?»

Сам Господь говорит, что до седьмижды семидесяти раз нужно прощать брата, который грешит против нас. Любовь Божия превосходит все наши мыслимые и немыслимые пределы. Надежда умирает последней. А раз она у вас есть, значит, нисколько не сомневайтесь в своем покаянии, лишь бы это покаяние было искренним. Безусловно, Господь принимает всякого кающегося грешника, даже если он сто раз падал и сто раз вставал. У святителя Тихона Задонского есть замечательные слова: «Если ты на пути спотыкаешься и падаешь, не хнычь, вставай и снова иди». Самое главное — не сбиться с правильного направления. Судя по тому, как вы цитируете Священное Писание, вы знаете об этом направлении. Не унывайте, искренне покайтесь, и Господь примет вас с величайшей любовью. А любовь Его безмерна.

Вопрос телезрительницы: «В одной из вечерних молитв святого Антиоха есть фраза: «Просвети тело мое Твоей страстию бесстрастною». Объясните это место, пожалуйста». И второй вопрос: «Я по мере своего воцерковления заметила, что мне стало не очень интересно общаться с бывшими знакомыми, подругами. Я перешла в другую сферу интересов. Это грех гордыни? Как найти золотую середину, не обидеть людей и не остаться в одиночестве?»

Подобные вопросы очень часто задают люди, в самом начале обретения веры и воцерковления. У них возникает проблема с общением. Господь об этом предупреждал. Даже домашние становятся врагами. Не надо бояться. Если вы обрели истину, веру, если вы на правильном пути, достоинство каждого христианина — доверять своему Спасителю. Господь неведомыми путями приведет ко спасению, к состоянию, которое будет полезно для вас и для ваших ближних. Духовная жизнь — это изменение качества души. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Незлобие и смирение помогут вам вновь обрести друзей - тех, кто были друзьями, но перестали ими быть. Они обязательно изменятся, если вы изменитесь сами. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это благодатное состояние нам и нужно стяжать.

Что касается страсти бесстрастной, то у нас есть страсти безобразные - те, что являются следствием нашей испорченной природы и с которыми мы боремся. Есть естественные страсти, являющиеся потребностью нашего физического состояния. После воскресения Христова Его человеческая природа удивительным образом изменилась, Господь проходил через стены, закрытые двери. Но в то же время испугавшиеся апостолы были Им успокоены: «Я не дух. Дух плоти и костей не имеет». Он просил их поесть. Оставались в Нем страсти бесстрастные, но они уже не довлели над Ним. Нам бы научиться эти естественные страсти не превращать в безобразные страсти, которые становятся господами, а мы их рабами. Это настоящая мера, которой мы должны достигнуть. Если мы овладеем своими страстями хотя бы на уровне естественных — это будет великое дело.

В Великую Субботу в храме Гроба Господня происходит чудо сошествия благодатного огня. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Первое упоминание об этом чуде восходит к очень далекой древности. Кажется, еще Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин писали о нем. Об этом чуде упоминается у многих паломников тех далеких времен. Само по себе данное явление удивительно. В Великую Субботу накануне Пасхи происходит концентрация вспышек огня, превращающихся в общий огонь, которым можно зажигать свечи. То, что происходит в храме Гроба Господня, меня каждый год удивляет. После возжиганий свечей храм - сплошной костер, так как каждый из паломников держит не по одной пачке свечей. И ни одежда, ни волосы никогда не загораются, никто за эти годы не пострадал. Я считаю, это второе чудо. Несмотря на то что в светской прессе (особенно сейчас) началась кампания по дискредитации этого чуда, могу сказать только одно: причина в проблеме с интерпретацией слов. Я все время вспоминаю игру, которая проводилась с подростками на молодежных встречах, когда 6-7 человек остаются за дверями. Одному из них мы читаем самый простейший текст. Он должен следующему входящему пересказать содержание, насколько возможно ближе к тексту. Третий, четвертый уже пересказывают то, что всех повергает в смех. Когда дело доходит до десятого человека, текст совершенно теряет первоначальный смысл. Интерпретация слов Патриарха или какого-то епископа, - это и есть игра в пересказ. Если бы чуда сошествия огня не происходило, об этом не говорили бы многие сотни лет, и не было бы такого количества паломников. И я всегда с трепетом ожидаю Великую Субботу, известия со Святой Земли о схождении благодатного огня.

Пасхальное богослужение требует активного участия священников и прихожан. Нам возглашают «Христос Воскресе!», мы отвечаем «Воистину Воскресе!». Всё время ночной службы эти слова повторяются. Сам верующий причастен к ходу богослужения. Как вы считаете, к обычному богослужению необходимо ли привлекать верующих?

В нашем храме есть такая традиция: один раз в месяц дети из воскресной школы становятся в центре храма и поют всю Литургию. Мы накануне всегда предупреждаем прихожан, что будет детская Литургия. Случаются ошибки. Но, тем не менее, все богослужение совершается детьми. Прихожане умиляются и включаются в это богослужение, помогая детям подпевать на ектениях. У нас в храме для всех, кто хочет участвовать в клиросном пении, вход свободный, но не у всех, конечно, есть способности.

- Бывают ли так называемые миссионерские Литургии для детей или для недавно пришедших в храм взрослых?

В нашем храме мы не практикуем такое. Хотя после Литургии в воскресенье я в течение уже двадцати лет провожу беседы. Каждый может задать любой вопрос по богослужению, Священному Писанию, духовной жизни. Мы много раз обсуждали богослужение. Я периодически посвящаю этому время, чтобы все получили ответы на свои вопросы. В этом проявляется наше миссионерство. Сами миссионерские богослужения мы не дерзаем пока проводить.

Как прошло празднование Пасхи в Вашем храме? Хотелось бы от Вас услышать чудесные пасхальные истории. Они ведь есть в любом храме.

Ожидание Пасхи — это, в первую очередь, переживание Страстной седмицы. Чем глубже человек переживает, сострадает, постится, тем радостнее у него бывает на душе. Богослужение прошло очень радостно. У нас всегда \ много причастников. Это те, кто переживал с нами все события. Кроме пасхального праздничного богослужения, освящения куличей, у нас в этот вечер главным мероприятием является детский праздник. Дети готовят концерт, ставят спектакль, сценки. Актовый зал бывает полон.

Главное чудо в нашем храме — когда человек злой становится добрым, вор - честным, блудник - нравственно чистым.

Мне приходится окормлять центр для наркозависимых «Подвижник». Происходит много чудес и с ребятами, и с нашими прихожанами, которые искренне стараются помочь этим ребятам, поддержать их. Когда мы видим изменения в бывших наркоманах, алкоголиках, это и есть те чудеса - и пасхальные, и не пасхальные. Пасха объединяет нас всех в этой радости.
Еще раз поздравляю всех вас с праздником Пасхи. Да сохранит вас Господь в радости и мире.

Христос Воскресе!

Ведущий: Дмитрий Бродовиков

Расшифровка: Наталья Маслова

«Чтобы пережить в полноте радость Пасхи,
надо самому воскреснуть своей душой от греха»

Священник Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— Пасха — это самый радостный, самый счастливый праздник в церковном году. Это праздник полной победы, потому что Христос победил дьявола, вывел души людей из ада и преодолел то, чего больше всего боятся люди — смерть. Даже солнышко играет на Пасху, как бы показывая свою радость. И радуется наша душа, потому что произошло самое главное — Христос воскрес!

Пасха — Воскресение Христово, но чтобы пережить в полноте радость Пасхи, надо самому воскреснуть своей душой от греха. Понаблюдайте за собой — и вы увидите, что любой грех вносит в душу тесноту, мрак, какое-то угасание нашей внутренней жизни. — это смерть. Победа же над грехом, освобождение от греха через молитву, исповедь и Причащение всегда переживается как внутреннее вдохновение, простор души, легкость и радость, и это есть подлинная жизнь, к которой нужно стремиться. Если христианин провел Великий пост как положено, стараясь искоренять в себе все худшее, побеждая свои грехи и страсти, то Господь не лишит его радости на праздник Святой Пасхи.

Зачастую люди загружают себя либо работой для большего заработка, либо шумным досугом, потому что не имеют внутри душевного покоя. Люди стали прагматиками, поэтому начинают воспринимать праздник как вынужденное безделье. Но смысл церковного праздника, конечно же, не в безделье, а в том, чтобы после усиленных духовных трудов обрести Божию благодать. Благодать Божия несет с собой в душу мир и покой, такой человек пребывает с Богом и радуется.

Каждый воскресный день — это малая . Если мы не посещаем храм в воскресные дни, то показываем, что абсолютно равнодушны к Воскресшему Христу, нам словно неважно, что Он умер за нас и воскрес. Как же такой человек может быть в вечной жизни со Христом, если он при жизни игнорировал Воскресшего Господа? Если человек ходит в храм изредка, он остается чужим для храма, ему тяжело и ничего непонятно, а регулярное участие в службах многое изменяет. В храме происходит самое главное — там очищается человеческое сердце. Чистое сердце хранит в себе мир, и этот мир выше земной суеты и попечений.

Святые отцы говорят, что в каждый праздник Господь подает христианам те или иные духовные дары — надо только очищать свое сердце, чтобы быть способными принять Божий дар. И можно даже заметить, как со временем меняется лицо человека, еженедельно посещающего храм, регулярно участвующего в таинствах исповеди и Причащения: оно становится одухотворенным и преображенным, освобождается от мучивших душу страстей. Господь подает Свою благодать человеку, имеющему усердие. А это усердие обнаруживается тогда, когда мы каждый воскресный день пребываем с Воскресшим Господом.

«Пасха — торжество для всех»

, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— Радость Пасхи ощущается по-настоящему только тогда, когда к этому светлому празднику человек напряженно готовится, когда переживает Страстную Седмицу, следует молитвенно за Христом по пути Его крестных страданий.

Иоанн Златоуст в своем говорит:

«И так, все — все войдите в радость Господа своего! И первые и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»

Пасха — торжество для всех. Но в полноте, на мой взгляд, ощутить этот праздник может только человек, который должным образом готовился к Пасхе.

Нельзя говорить о том, что любой воскресный день и верующие проводят в безделье. Православному христианину некогда бездельничать: службы на страстной седмице плавно перетекают в Пасхальное богослужение. Заканчивается Пасхальное богослужение — начинается Светлая седмица.

Для настоящего христианина о безделье не может быть и речи. Безделье — это вообще не христианское слово, потому что оно совсем не относится к христианину. Ведь верующему человеку всегда есть чем заняться. Христианин ежедневно борется со страстями или помогает ближним. Человек, который может позволить себе безделье, скорее всего находится в своем естественном состоянии, и это его устраивает.

Я считаю, что любой воскресный день, который Церковь считает малой Пасхой, лучше всего встречать в храме. Молиться, внимательно слушать чтение Священного Писания, а остаток дня проводить в кругу своей семьи. Если семьи пока нет или ее нет по каким-то другим причинам, тогда день можно провести с теми, кто в чем-то нуждается, например, посетить больных. Есть хорошая традиция после Рождества, на святки и на Светлую Седмицу после Пасхи делиться радостью с ближними. Мы радуемся тому, что пришел мир, тому что Христос воскрес.

Каждый воскресный день очень важен, ведь как я уже сказал, он является малой Пасхой. Он важен, в первую очередь, для тех людей, которые работают на мирской работе. Воскресенье дает людям глоток свежего воздуха, возможность оглянуться на свою жизнь и что-то в ней исправить, почувствовать радость воскресения Христова. А также воскресенье напоминает людям о том, что итогом наших скорбей и болезней и каких-то сложностей будет воскресение и блаженная жизнь с Господом.

«Пасхальная радость — это неизреченный дар Божьей любви»

Священник Димитрий Шишкин , настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

— Переживание полноты радости — это, конечно, величайший дар Умершего за наши Грехи и Воскресшего Господа. Но эта несказанная, совершенная радость может абсолютно нежданно открыться и человеку, далекому и от Церкви и от всякого понимания основ духовной жизни. Это надо нам твердо знать, чтобы помнить, что нет и не может быть никаких «инструкций» по приобщению к пасхальной радости. Больше того, думаю, что именно пасхальная радость, открываемая Господом человеку в самые неожиданные моменты и даже посреди рутины его обыденной жизни, зачастую служит причиной того, что человек преображается, меняет свою жизнь и становится действительным христианином. Но это «явление пасхальной радости» может и не совпадать по времени с календарным днем празднования Воскресения Христова.

Для нас же, старающихся сознательно жить церковной жизнью, понимание того, что пасхальная радость — это неизреченный дар Божьей любви, пусть служит основанием для смиренного о себе мнения. Чтобы никто из нас, как бы мы ни старались строго соблюдать все уставные правила Типикона, не думал, что наша строгость и ревность служит «билетиком» для участия в пасхальной радости. Нет. Основанием может служить только наше смирение и любовь в простоте сердца, устремленная всецело к Господу, потому что именно на это «отзывается» Господь, и именно эти чувства, если можно так сказать, способны вместить пасхальную радость, воспринять ее.

Так что же, возникает вопрос — труд присутствия на службах и исполнения предписанных правил поста не имеет никакого смысла? Конечно, имеет. Весь этот труд необходим, но именно как проявление и выражение нашего благоговения перед страданиями и Крестной жертвой Спасителя, как знак действительного смирения перед Церковью, с ее установлениями и традициями, как деятельное выражение нашей устремленности к Богу. Как средство умерщвления себя для греховной жизни и возрождения для жизни духовной.

Насколько же важно соблюдать воскресный день? Прежде всего, уделение одного дня недели посещению храма и более усердному общению с Богом — это прямое исполнение Божьей заповеди. Воскресный день — это образ вечности — образ Царствия Божьего посреди житейской суеты и обыденности. Это время, предназначенное для сугубого, то есть усиленного, более внимательного чем обычно и сознательного общения с Богом, более сознательной заботы о своей душе, о ее духовной жизни. И главнейшие средства этого общения — это участие в богослужении, в святых таинствах Церкви — прежде всего, в и Причастии. Поэтому каждый христианин, если уж говорить о норме, должен уже в субботу вечером (потому что церковный день начинается с вечера) быть в храме, причем не 10-15 минут, как это у нас принято, а от начала службы и до конца. А в воскресный день — присутствовать на Божественной литургии и желательно хоть раз в два-три месяца исповедоваться и причащаться. Причем слово «желательно» относится не к участию в Таинствах: это участие не «желательно», а обязательно, всенепременно для каждого христианина — а к тому, что участие в этих Таинствах должно быть по возможности и более частым, но уж, по крайней мере, хотя бы раз в два-три месяца.

А что у нас получается на деле? Многие православные не исповедаются и не причащаются годами, лишая себя таким образом (страшно сказать!) жизни. Потому что жизнь духовная — это не какая-то фантазия, не порождение человеческого ума или чувств, а дар Божественной благодати, подаваемые Господом смиренному сердцу, смиренной душе и прежде всего — в таинствах . Если же человек пренебрегает этими важнейшими для христианина Таинствами — в чем же тогда его смирение, послушание Богу, на что ему надеяться? Как получить благословенный дар, если отвержение величайших Таинств ставит человека в положение богопротивника, что бы сам человек о себе не мечтал. Это очень серьезные и важные вещи.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — говорится в Священном Писании. И смирение это как раз проявляется в послушании Церкви, в стремлении тщательно исполнять заповеди Божии в повседневной жизни, в воскресном посещении храма, в участии в Таинствах исповеди и . Все очень просто у Бога, но без этой простоты послушания Ему не может человек воспринять дар Святого Духа — ценнейшее, что может быть у человека в жизни, то, что делает его причастником жизни Самого Бога.